МИНИСТЕРСТВО ОБАРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»
(ГБОУ ДПО ИРОСО)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
Южно-Сахалинск, 2014
Психолого-педагогическое сопровождение детей группы социального риска /: дополнительная профессиональная программа повышения квалификации. /Сост. Меос Л.В., кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой воспитания, дополнительного образования и социальной защиты, Козловская М.Н., методист кафедры воспитания, дополнительного образования и социальной защиты. Южно-Сахалинск, 2014 – 85 с.
Программа предназначена для педагогов – организаторов, социальных педагогов, педагогов – психологов, воспитателей детского дома, вожатых, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.
Обсуждена
на заседании кафедры воспитания, дополнительного образования и социальной защиты
протокол № 12 от 19 декабря 2013 г.
Утверждена
на заседании Ученого совета ГБОУ ДПО ИРОСО
протокол № 6 от 23.09. 2014 г.
© ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области
Оглавление
-
Общая характеристика программы...…………………………………4
-
Содержание программы..……………………………………………..11
-
Условия реализации программы..……………………………………54
-
Оценка качества освоения программы……………………………….54
-
Составители программы……………………………………………... 55
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. Цель реализации программы.
Специфика детей как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами в современном обществе заключается в том, что ее представители находятся в стадии формирования и раскрытия своего социального потенциала. Следствием этого выступает тот факт, что дети являются одной из основных категорий населения, в наибольшей мере подверженной воздействию социальных рискогенных факторов.
Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации определена в нормативных документах в качестве цели воспитания и социализации подрастающего поколения. (ФГОС «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения», 2011 год).
Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, взаимодействия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы. Основными формами педагогической поддержки являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности.
Знание причин, факторов, основных механизмов возникновения социальных рисков, овладение технологиями работы с детьми, входящими в группу социального риска является сегодня важной составляющей профессиональной компетентности педагога образовательного учреждения.
Цель программы: повышение профессиональной компетентности педагогических работников системы общего и среднего профессионального образования по созданию адаптивных условий формирования безопасной и комфортной среды для ребенка в образовательной организации и семье, а также обеспечению психолого-педагогической помощи и гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп:
Название модуля
|
Наименование и описание компетенции
|
Модуль 1. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности
|
Общекультурные компетенции:
- способность изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);
- владение методологией культурно - исторического и деятельностного подходов (ОК-2);
- способность к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);
- способность строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10).
Общепрофессиональные компетенции:
- способность применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8).
|
Модуль 2. Вызовы современного общества и социально-педагогическая поддержка детства
|
Общекультурные компетенции:
- способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5).
Профессиональные компетенции:
- способность конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4);
- способность разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);
- готовность использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании (ПКОД-6).
|
Модуль 3. Модели и технологии социально–педагогической, психолого–педагогической и социальной работы с детьми группы социального риска
|
Общепрофессиональные компетенции:
- использование научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владение современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2).
Профессиональные компетенции:
- способность с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка (ПКОД-1);
- способность разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде (ПКОД-5).
|
Модуль 4. Современные социально–воспитательные технологии комплексного сопровождения с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
|
Общекультурные компетенции:
- владение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);
- способность использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8).
Профессиональные компетенции:
- готовность использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5);
- способность совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми (ПКОД-8).
Общепрофессиональные компетенции:
- умение организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);
- способность проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);
- способность анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7);
- готовность применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9).
|
Модуль 5. Восстановительная практика разрешения конфликтов
|
Общекультурные компетенции:
- способность проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9).
Общепрофессиональные компетенции:
- умение организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4).
Профессиональные компетенции:
- способность оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПКПП-4);
- способность к конструктивному взаимодействию с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей (ПКОД-10).
|
1.2. Планируемые результаты обучения.
В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания, умения и навыки, необходимые для качественного изменения компетенций, указанных в п.1.1.:
слушатель должен знать:
-
концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности;
-
активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка;
-
научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности;
-
инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа;
-
активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности.
слушатель должен уметь:
-
изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения;
-
строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами;
-
применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса;
-
выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности;
-
использовать инновационные технологии в практической деятельности;
-
конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков;
-
разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка;
-
с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка;
-
разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде;
-
совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
-
организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых;
-
проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности;
-
анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению;
-
проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска;
-
организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;
-
оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса;
-
конструктивно взаимодействовать с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей.
слушатель должен владеть:
-
способами самосовершенствования и саморазвития на основе рефлексии своей деятельности;
-
современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации;
-
практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний.
1.3.Требования к уровню подготовки поступающего на обучение.
Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение детей группы социального риска» должны иметь среднее профессиональное и (или) высшее образование.
1.4.Трудоемкость обучения.
Нормативная трудоемкость обучения по данной программе - 90 часов, включая все виды аудиторной (72 часа) и внеаудиторной (самостоятельной) (18 часов) учебной работы слушателя.
1.5.Форма обучения.
Форма обучения – очная.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Программы повышения квалификации
«Психолого-педагогическое сопровождение детей
группы социального риска».
Категория слушателей: педагоги – организаторы, социальные педагоги, педагоги – психологи, воспитатели детского дома, вожатые, классные руководители, педагоги дополнительного образования; среднее профессиональное и (или) высшее профессиональное образование.
Срок обучения: 90 часов.
Форма обучения: очная.
№ п/п
|
Название модулей
|
Всего
часов
|
В том числе
|
Форма контроля
|
Лек-ция
|
Практичи лаб. занятия
|
Сам.
работа
|
Модуль 1.
|
Концептуаль-ные и норма-тивно-право-вые основы профессио-нальной педа-гогической деятельности
|
16
|
6
|
4
|
6
|
зачет (тест)
|
Модуль 2.
|
Вызовы современного общества и социально-пе-дагогическая поддержка детства
|
28
|
16
|
6
|
6
|
зачет
|
Модуль 3.
|
Модели и технологии социально–пе-дагогической, психолого–пе-дагогической и социальной работы с деть-ми группы социального риска
|
16
|
6
|
4
|
6
|
зачет (собеседо-вание)
|
Модуль 4.
|
Современные социально–воспитатель-ные техноло-гии комплекс-ного сопрово-ждения детей и семей, ока-завшихся в трудной жизненной ситуации
|
32
|
14
|
16
|
2
|
зачет
|
Модуль 5.
|
Восстанови-тельная практика разрешения конфликтов
|
16
|
4
|
6
|
6
|
зачет
|
Итого:
|
90
|
42
|
30
|
18
|
|
Итоговая аттестация
|
зачет
|
2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
программы повышения квалификации
«Психолого-педагогическое сопровождение детей группы социального риска».
|
Наименование модулей и тем
|
Всего часов
|
В том числе
|
Форма контроля
|
№ п/п
|
Лекции
|
Практич. и лаб. занятия
|
Сам. работа
|
Модуль 1.
|
Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности
|
16
|
6
|
4
|
6
|
зачет (тест)
|
Тема 1.1.
|
Государственная политика в области образования.
|
8
|
2
|
2
|
4
|
|
Тема 1.2.
|
Правовые основы аттестации работников образования
|
2
|
2
|
|
|
|
Тема 1.3.
|
Нормативно–правовые основы в отношении субъектов образовательной деятельности
|
6
|
2
|
2
|
2
|
|
Модуль 2.
|
Вызовы современного общества и социально-педагогическая поддержка детства
|
28
|
16
|
6
|
6
|
зачет
|
Тема 2.1.
|
Социальные риски в современном российском обществе
|
4
|
2
|
|
2
|
|
Тема 2.2.
|
Социально–психологические характеристики детей группы социального риска
|
2
|
2
|
|
|
|
Тема 2.3.
|
Семья и подростковая делинквентность
|
4
|
2
|
2
|
|
|
Тема 2.4.
|
Адиктивное (зависимое) поведение детей и подростков
|
6
|
2
|
2
|
2
|
|
Тема 2.5.
|
Профилактика суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми в образовательной организации и семье.
|
8
|
4
|
2
|
2
|
|
Тема 2.6.
|
Развитие воспитательного потенциала семьи на основе повышения педагогической культуры родителей.
|
4
|
4
|
|
|
|
Модуль 3.
|
Модели и технологии социально–педагогической, психолого–педагогической и социальной работы с детьми группы социального риска
|
16
|
6
|
4
|
6
|
зачет
(собеседо-
вание)
|
Тема 3.1.
|
Модели социально-педагогической работы с детьми группы социального риска.
|
6
|
2
|
2
|
2
|
|
Тема 3.2.
|
Модели психолого-педагогической работы с детьми группы социального риска.
|
6
|
2
|
2
|
2
|
|
Тема 3.3.
|
Технологии социальной работы с детьми группы социального риска.
|
4
|
2
|
|
2
|
|
Модуль 4.
|
Современные социально–воспитательные технологии комплексного сопровождения детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
|
32
|
14
|
16
|
2
|
зачет
|
Тема 4.1.
|
Формирование межкультурной коммуникации образовательными средствами
|
4
|
2
|
2
|
|
|
Тема 4.2.
|
Формирование толерантности участников образовательного процесса
|
4
|
2
|
2
|
|
|
Тема 4.3.
|
Пошаговая технология работы с семьей мигрантов, имеющей детей. Технология работы с сетью социальных контактов.
|
4
|
2
|
2
|
|
|
Тема 4.4.
|
Команднообразу-ющий принцип в работе с неблагополучной семьей. Работа со случаем.
|
4
|
2
|
2
|
|
|
Тема 4.5.
|
Технология раннего раннего вмешательства в семью. Оказание помощи участникам образовательного процесса, попавшим в ТЖС.
|
6
|
2
|
4
|
|
|
Тема 4.6.
|
Интернет- сообщества. Образовательные Интернет проекты и инициативы.
|
10
|
4
|
4
|
2
|
|
Модуль 5.
|
Восстановительная практика разрешения конфликтов
|
16
|
4
|
6
|
6
|
зачет
|
Итого:
|
90
|
42
|
30
|
18
|
|
Итоговая аттестация
|
зачет
|
2.3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
повышения квалификации
«Психолого-педагогическое сопровождение детей группы социального риска»
Модуль 1. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности (16 часов).
Учебно-тематический план.
№ п/п
|
Наименование тем
|
Всего
часов
|
В том числе
|
Форма контроля
|
Лек-ция
|
Практич. и лаб. занятия
|
Сам.
раб
|
Тема 1.1.
|
Государственная политика в области образования.
|
8
|
2
|
2
|
4
|
|
Тема 1.2.
|
Правовые основы аттестации работников образования.
|
2
|
2
|
|
|
|
Тема 1.3.
|
Нормативно – правовые основы в отношении субъектов образовательной деятельности.
|
6
|
2
|
2
|
2
|
|
Итого
|
16
|
6
|
4
|
6
|
Зачет
(тест)
|
|