Департамент культуры города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Москвы
«Московская городская детская музыкальная школа
имени И.О.Дунаевского»
Принято
На заседании Педагогического Совета
Протокол № 02 от 15 ноября 2013 года
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор______________ А.Н.Краси
Приказ №117 от 18.11.2013г.
Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа
в области музыкального искусства
«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»
«Хоровое пение»
Предметная область
ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
программа по учебному предмету
ПО.02.УП.03.МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Москва 2013
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
-
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
-
Срок реализации учебного предмета;
-
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
-
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
-
Цель и задачи учебного предмета;
-
Обоснование структуры программы учебного предмета;
-
Методы обучения;
-
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Учебно-тематический план
III. Содержание учебного предмета
-
Сведения о затратах учебного времени;
-
Годовые требования по классам;
|
|
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
|
|
V. Формы и методы контроля, система оценок
-
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
-
Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой аттестации;
-
Контрольные требования на разных этапах обучения;
-
Шестой год обучения по учебному предмету «Музыкальная литература» (9-й или 6-й класс)
-
Методическое обеспечение учебного процесса
-
Методические рекомендации педагогическим работникам;
-
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VIII. Список учебной и методической литературы
-
Учебники,
-
Учебные пособия;
-
Хрестоматии;
-
Методическая литература;
-
Рекомендуемая дополнительная литература.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».
Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной литературе является частью итоговой аттестации.
На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.
Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.
Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки».
Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (с 4 по
8 класс).
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в
возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет (с 1 по 5 класс).
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
-
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Год обучения
|
1-й
|
2-й
|
3-й
|
4-й
|
5-й
|
Итого часов
|
Форма занятий
|
Аудиторная (в
часах)
|
33
|
33
|
33
|
33
|
49,5
|
181,5
|
Внеаудиторная
(самостоятельная, в часах)
|
33
|
33
|
33
|
33
|
33
|
165
|
Максимальная учебная нагрузка по предмету «Музыкальная литература» составляет 346,5 часов.
В 9-м (6-м) классе учебная нагрузка распределяется следующим образом: аудиторная работа - 49,5 часа, самостоятельная (внеаудиторная) работа - 33 часа, максимальная учебная нагрузка – 82,5 часа.
-
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература»
– мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.
5. Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.
Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:
-
формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом;
-
воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;
-
овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;
-
знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров;
-
знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;
-
умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);
-
умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
-
формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные программы.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
-
распределение учебного материала по годам обучения;
-
описание дидактических единиц учебного предмета;
-
требования к уровню подготовки обучающихся;
-
формы и методы контроля, система оценок;
-
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Учебно-тематический план и содержание учебного предмета «Музыкальная литература» для 9 (6) класса представлены в самостоятельном разделе.
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
-
словесный (объяснение, рассказ, беседа);
-
наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
-
практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Музыкальная литература»:
-
обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню учебного плана; во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет;
-
укомплектование библиотечного фонда печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы;
-
наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;
-
обеспечение каждого обучающегося основной учебной
литературой;
-
наличие официальных, справочно-библиографических и периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, видео-оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для учащихся 4 класса (освоивших курс учебного предмета «Слушание музыки в 1-3 классах) содержание тем первого года обучения раскрывается с учетом полученных знаний, умений, навыков.
Предлагаемые музыкальные примеры для прослушивания в классе могут быть дополнены или заменены другими по выбору преподавателя, в зависимости от сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
1 год обучения
-
четверть
Тема
|
Количество часов
|
Введение. Место музыки в жизни человека
|
1
|
Содержание музыкальных произведений
|
2
|
Выразительные средства музыки
|
2
|
Состав симфонического оркестра
|
1
|
Тембры певческих голосов
|
1
|
Контрольный урок
|
1
|
-
четверть
Тема
|
Количество часов
|
Понятие жанра в музыке. Основные жанры – песня, марш, танец
|
2
|
Песня. Куплетная форма в песнях
|
2
|
Марш, танец. Трехчастная форма в маршах и танцах
|
3
|
Контрольный урок
|
1
|
-
четверть
Тема
|
Количество часов
|
Народная песня в произведениях русских
|
4
|
композиторов. Сборники русских народных песен. Музыкальные жанры: вариации, квартет, концерт, сюита
|
|
Программно-изобразительная музыка
|
2
|
Музыка в театре (раздел «Музыка в драматическом театре»)
|
2
|
Повторение
|
1
|
Контрольный урок
|
1
|
-
четверть
Тема
|
Количество часов
|
Музыка в театре (раздел «Балет»)
|
2
|
Музыка в театре (раздел «Опера»)
|
4
|
Повторение
|
1
|
Контрольный урок
|
1
|
Резервный урок
|
1
|
-
класс – 6 класс «Музыкальная литература зарубежных стран»
2 год обучения
-
четверть
Тема
|
Количество часов
|
История развития музыки от Древней Греции до эпохи барокко
|
1
|
Музыкальная культура эпохи барокко,
итальянская школа
|
1
|
И.С.Бах. Жизненный и творческий путь
|
1
|
Органные сочинения
|
1
|
Клавирная музыка. Инвенции
|
1
|
Хорошо темперированный клавир
|
1
|
Сюиты
|
1
|
Контрольный урок
|
1
|
-
четверть
Тема
|
Количество часов
|
Современники И.С.Баха. Г. Ф. Гендель
|
1
|
Классицизм, возникновение и обновление инструментальных жанров и форм, опера
|
2
|
Й. Гайдн. Жизненный и творческий путь
|
1
|
Симфония Ми-бемоль мажор
|
2
|
Контрольный урок
|
1
|
-
четверть
Тема
|
Количество часов
|
И. Гайдн. Клавирное творчество
|
2
|
В.А.Моцарт. Жизненный и творческий путь
|
1
|
Симфония соль-минор
|
2
|
«Свадьба Фигаро»
|
1
|
Соната Ля-мажор, другие клавирные
сочинения
|
1
|
Л. ван Бетховен. Жизненный и творческий путь
|
1
|
Контрольный урок
|
1
|
-
четверть
Тема
|
Количество часов
|
Патетическая соната
|
2
|
«Эгмонт»
|
1
|
Симфония до-минор
|
2
|
Классический сонатно-симфонический цикл
(повторение)
|
1
|
Контрольный урок
|
1
|
Резервный урок
|
1
|
3 год обучения
-
четверть
Тема
|
Количество часов
|
Вводный урок
|
1
|
Романтизм в музыке
|
1
|
Ф.Шуберт. Жизненный и творческий путь
|
1
|
Песни
|
1
|
Фортепианные сочинения
|
1
|
«Неоконченная» симфония
|
1
|
Вокальные циклы
|
1
|
Контрольный урок
|
1
|
-
четверть
Тема
|
Количество часов
|
Ф.Шопен. Жизненный и творческий путь
|
1
|
Мазурки и полонезы
|
1
|
Прелюдии, этюды
|
1
|
Вальсы, ноктюрны
|
1
|
Композиторы-романтики первой половины 19 века (обзор)
|
1
|
Европейская музыка XIX века (обзор)
|
1
|
Контрольный урок
|
1
|
«Музыкальная литература русских композиторов»
-
четверть
Тема
|
Количество часов
|
Вводный урок
|
1
|
Русская церковная музыка, нотация, жанры и формы
|
1
|
Музыкальная культура XVIII века, творчество Д.С.Бортнянского, М.С.Березовского и др.
|
1
|
Культура начала XX века. Романсы.
Творчество А.А.Алябьева, А.Л.Гурилева,
А.Е.Варламова
|
1
|
М.И.Глинка. Биография
|
1
|
«Иван Сусанин»
|
4
|
Контрольный урок
|
1
|
-
четверть
Тема
|
Количество часов
|
Романсы
|
1
|
Симфонические сочинения
|
1
|
А.С.Даргомыжский. Биография
|
1
|
Романсы
|
1
|
«Русалка»
|
1
|
Повторение пройденного
|
1
|
Контрольный урок
|
1
|
Резервный урок
|
1
|
4 год обучения
-
четверть
Тема
|
Количество часов
|
Русская культура 60-х годов XIX века.
Деятельность и творчество М.А.Балакирева
|
2
|
А.П.Бородин. Биография. Романсы
|
1
|
«Князь Игорь»
|
4
|
Контрольный урок
|
1
|
-
четверть
Тема
|
Количество часов
|
«Богатырская» симфония
|
1
|
М.П.Мусоргский. Биография. Песни
|
1
|
«Борис Годунов»
|
4
|
«Картинки с выставки»
|
1
|
Контрольный урок
|
1
|
-
четверть
Тема
|
Количество часов
|
Н.А.Римский-Корсаков. Биография
|
1
|
«Шехерезада»
|
2
|
«Снегурочка»
|
4
|
Романсы
|
1
|
П.И.Чайковский. Биография
|
1
|
Контрольный урок
|
1
|
-
четверть
Тема
|
Количество часов
|
Первая симфония «Зимние грезы»
|
2
|
«Евгений Онегин»
|
4
|
Повторение пройденного
|
1
|
Контрольный урок
|
1
|
Резервный урок
|
1
|
«Отечественная музыкальная литература ХХ века»
-
год обучения
-
четверть
Тема
|
Количество часов
|
Русская культура конца 19 – начала 20 века
|
1,5
|
Творчество С.И.Танеева
|
1,5
|
Творчество А.К.Лядова
|
1,5
|
Творчество А.К. Глазунова
|
1,5
|
С.В.Рахманинов. Биография. Романсы
|
1,5
|
А.Н.Скрябин. Биография. Фортепианные сочинения
|
1,5
|
Контрольный урок
|
1,5
|
-
четверть
Тема
|
Количество часов
|
А.Н.Скрябин. Симфоническое творчество
|
1,5
|
И.Ф.Стравинский. Биография. «Русские
|
1,5
|
сезоны»
|
|
«Жар-птица», «Петрушка»
|
1,5
|
Отечественная музыкальная культура 20-30-х годов ХХ века
|
1,5
|
С.С.Прокофьев. Биография
|
1,5
|
«Александр Невский»
|
3
|
Контрольный урок
|
1,5
|
-
четверть
Тема
|
Количество часов
|
С.С.Прокофьев. Седьмая симфония
|
1,5
|
«Золушка»
|
1,5
|
«Ромео и Джульетта»
|
3
|
Д.Д.Шостакович. Биография
|
1,5
|
Седьмая симфония
|
3
|
Квинтет соль-минор
|
1,5
|
«Казнь Степана Разина»
|
1,5
|
Контрольный урок
|
1,5
|
-
четверть
Тема
|
Количество часов
|
А.И.Хачатурян. Творческий путь
|
1,5
|
Г.В.Свиридов. Творческий путь
|
1,5
|
60-годы ХХ века, творчество Р.К.Щедрина
|
1,5
|
Творчество А.Г.Шнитке и С.А.Губайдулиной
|
1,5
|
Творчество Э.Денисова и Гаврилина
|
1,5
|
|
|
Повторение пройденного
|
1,5
|
Контрольный урок
|
1,5
|
Резервный урок
|
1,5
|
|