Мусин Арслан Равилевич Детский эколого-биологический центр Дёмского района города Уфы



Скачать 51.73 Kb.
Дата 07.09.2016
Размер 51.73 Kb.
Мусин Арслан Равилевич

Детский эколого-биологический центр Дёмского района города Уфы

Степаненко В.К., педагог ДО высшей категории

Гурьянова О.П., учитель высшей категории МОУ СОШ № 104 г.Уфы
Влияние компьютера на функциональное состояние жизненно важных систем организма человека

Актуальность. Компьютер открыл принципиально новые возможности в работе и учебе. Но глобальная компьютеризация имеет и другой, не менее важный аспект. За пользование компьютером приходится расплачиваться перенапряжением функциональных систем организма, которое может привести к отклонению в состоянии здоровья. Мозговое вещество детей обладает большей проводимостью, поэтому удельная поглощающая мощность больше, по сравнению со взрослой. Растущие и развивающиеся ткани наиболее подвержены неблагоприятному влиянию электромагнитного поля, а активный рост человека происходит примерно до 16 лет.[2]

Цель исследования. Целью нашего исследования явилась оценка влияния продолжительности работы за компьютером на дыхательную и сердечно - сосудистую системы организма подростков.

Объект исследования. Учащиеся 9-х и 10-х классов школы №104 Демского района города Уфы. Обследовано 53 учащихся в возрасте 15-16 лет, из них 32 девочки и 21 мальчиков.

Предмет исследования. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем подростков, в зависимости от длительности пользования компьютером.

Задачи: 1.Проведение анкетирования с целью выявления длительности пользования компьютером. 2. Проведение физиологического обследования подростков. 3.Определение влияния стажа и ежедневной длительности работы за компьютером на сердечно - сосудистую и дыхательную системы организма подростков.

Практическая значимость. Результаты данного исследования доведены до сведения учащихся и их родителей, и могут быть использованы педагогами для обоснования гигиенических рекомендаций по пользованию компьютера.
Методы исследования.

Для оценки эффективности работы на компьютере, работоспособности, потенциального влияния компьютера на здоровье, полезен анализ характера пользования компьютером. Он проводился по анкете, разработанной доктором Ram, который является физиологом, кандидатом медицинский наук, доцентом:



Анализируемый показатель

Указать

Стаж пользования компьютером (с какого года)




Среднее ежедневное пользование компьютером (часов)




Работа с текстовым редактором (часов в сутки)




Работа с графическим редактором (часов в сутки)




Программирование и ввод информации (часов в сутки)




Пользование Интернетом (часов в сутки)




Игры на компьютере (часов в сутки)




«Виртуальная реальность» (часов в сутки)




Другие виды пользования компьютером (программирование, ввод информации и т. д.)




Знаете ли Вы эргономические правила пользования компьютером? (Да, нет)




Соблюдаете ли Вы эргономические правила пользования компьютером? (Да, нет)




Хорошо ли настроены монитор и видеоплата на Вашем компьютере? (Да, нет)




Хорошо ли организовано Ваше место за компьютером - рабочая поза, расположение монитора, условия освещения и т.д.? (Да, нет)



Оценка влияния компьютера на сердечно-сосудистую систему проводилась по индексам Фолкова и Руфье:


Индекс Фолкова

Колебание кровяного давления обусловлены пульсирующим характером кровотока и высокой эластичностью и растяжимостью кровеносных сосудов. В отличие от изменчивых систолического и диастолического давлений, среднее давление относительно постоянно.

Нахождение среднего давления по индексу Фолкова:
Рсрдиаст.+
Индекс Руфье
Измеряют пульс в положении сидя (Р1),затем обследуемый выполняет 30 глубоких приседаний в течение 30 секунд. После этого подсчитывается пульс стоя (Р2),а затем - через 1 минуту отдыха (Р3).

Оценка индекса производится по формуле:


I
Индекс оценивается:

1–5 – хорошо

6—10 – удовлетворительно

11—15 – слабо

>15 – неудовлетворительно
Индекс Скибинского

С помощью данной методики производится интегральная оценка кардиореспираторной системы.

Измеряют частоту сердечных сокращений на лучевой артерии в покое в положении сидя. Далее делают три глубоких вдоха, затем максимально глубокий вдох и задерживают дыхание на максимально возможное время. Фиксируют время инспираторной задержки (сек.).

Затем необходимо определить жизненную емкость легких (ЖЕЛ):

для сухого спирометра стрелку устанавливают на «0» измерительной шкалы. Взяв в рот мундштук, протертый предварительно спиртом, производят максимальный вдох и выдыхают воздух через спирометр.

Индекс Скибинского вычисляют по формуле:



ИС=

[1]


Результаты собственных исследований.

Стаж работы на ПК более 9 лет имеют 15,4% обследованных учащихся,25%–7-8 лет, менее 3-х лет–11,6%,большая же часть подростков(48%) пользуется компьютером в течении 4-6 лет. Основная масса обследованной группы ежедневно пользуется компьютером 1-3 часа, а 30,8% проводят за компьютером от 4 до 8 часов в сутки (в основном учащиеся 9 класса). 100% учащихся пользуется интернетом, из них 36% используют его для игр, а 23% находятся в виртуальной реальности более 1 часа ежедневно. Индекс Руфье показывает изменение частоты сердечных сокращений под влиянием нагрузки и способность сердца восстанавливать работоспособность после минуты отдыха. Оценка « отлично» не имела места. Индекс Скибинского показал, что среди учащихся десятого класса, как мальчики, так и девочки, длительное время проводящих за компьютером, никто не получил по данному индексу оценку «хорошо».

По результатам проведённого исследования мы наблюдаем отрицательное влияние длительной работы за компьютером на сердечно - сосудистую и дыхательную системы организма подростка.
Выводы

1. Персональным компьютером пользуются100% учащихся, из них 30,8% ежедневно проводят за компьютером от 4 до 8 часов, а 69,2% до 3-х часов в сутки.

2. Показатели физиологического состояния кардиореспираторной системы учащихся 15 – 16 лет не соответствуют нормативным показателям данного возраста.

3. Обнаружена прямая зависимость функционирования сердечно – сосудистой и дыхательной систем у подростков от стажа и ежедневной длительности работы за компьютером.


Литература.

[1]Дубровский В.И.«Спортивная медицина», Москва, «ВЛАДОС»,1998

[2]Демирчоглян Г.Г.«Компьютер и здоровье», М.: Изд-во «Лукоморье»,1997,с 256.

[3]Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье : Рекомендации для детей и взрослых, СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс, 2003

[4]Григорьев Ю.Л.« Электромагнитная безопасность человека», Москва,

« ОЛМА-ПРЕСС»,1999



[5] Дмитриев А.П. «Гигиенические аспекты системы сетевой радиосвязи», Пенза, «Тривола»,2001




База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница