Музыка «серьезная» и




Скачать 378.33 Kb.
Дата18.09.2016
Размер378.33 Kb.
8 класс 2 четверть 1 урок

Тема: Музыка «серьезная» и «легкая»

«Новые краски музыки 20 века».

Цель: разграничить понятия «традиции» и «новаторство» в музыке; дать понятие «авангардизма»; привести примеры.



Ход урока.

«Истинная новация в искусстве – это,

прежде всего, новация духа, идеи».

Д. Шостакович.



1. Организационный момент.

  1. Изучение темы.

- Музыка не может не обновляться. Нельзя представить, чтобы те преобразования, которые в 20 веке охватили все стороны жизни общества, никак не коснулись музыки, её образов, стилей, средств выразительности. Но любая эпоха обобщает все, что создано предыдущим. В искусстве всегда существовала связь времен, т.о. оно доказывало значение человеческой памяти. Современная музыка при всем своем новаторском облике не отрывается от классической традиции, хотя и обновляется благодаря индивидуальности автора и веянью современной жизни.

- Как вы понимаете слова «традиции», «новаторство»?


- По толковому словарю Ожегова.
Новатор – человек, который вносит новые прогрессивные идеи, приемы в какой – либо области деятельности. (нечто новое, новшество)
Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений
В искусстве новаторство заключается в новом взгляде на жизнь, постановке новых проблем. Поэтому нет плохих или запрещенных средств выразительности. Все зависит от того, для чего они используются.

Представители крайнего авангарда сознательно перерубают корни, связывающие современное искусство с прошлым. Они напрочь отрицают художественную традицию. В их произведениях вы не услышите ни песенности, ни танцевальности.


Французский авангардист Пьер Булез говорил: «Существует три вещи, из которых нельзя создавать музыку – мелодия, гармония, ритм»
- Вы тоже так считаете?

Например:



Додекафония – двенадцатизвучие - способ сочинять музыку, используя лишь 12 соотнесенных между собой звуков, то есть сочинять внетональными звуками. Здесь термин «мелодия» не существует.

Ганс Эйслер говорил: «По этой системе может сочинять каждый дурак, усвоивший правила игры»


Алеаторика – игра в кости, течение в основе творчество, которого лежит принцип случайности. Разбрызгивание чернил по нотной бумаге.
Конкретная музыка – запись на пленке любых звуков и шумов окружающего мира, манипуляции с этими записями.
Электронная музыка – возникающая в результате комбинирования различных записей, созданных синтезаторами.
Коллаж – музыка, в которой использованы отдельные интонации, иногда фрагменты их сочинений других авторов.
Компьютерная музыка – запрограммированная и сочиненная компьютерами.
Стохастическая музыка – попытка связать музыкальное творчество с высшей математикой – теорией вероятности и больших чисел.

Примеры:
Джон Кейди «Пьеса 4.33».

Слушатели погружаются в тишину на 4 минуты 33 секунды ни одной звучащей ноты!

Игорь Стравинский, русский композитор говорил: «Так как наиболее удачным опусом господина Кейджа несомненно, является прелестная молчащая пьеса, мы должны надеяться, что по этому образцу будет создано множество молчаливых произведений молодыми композиторами»


Видный итальянский авангардист Лучано Берио включил в партитуру своего сочинения смех, скрупулезно определяя ремарками, каким должен быть: «ничем не мотивированный», «животный», «деланный», «облегченный».
На фестивале 4 музыканта вышли на сцену, пожали друг другу руки и удалились. Это исполнение назвалось «струнным квартетом».
Швейцарский композитор Петер Шнайдер, написав произведение для 19 исполнителей и назвав его «Вавилон», потребовал, чтобы ни один из исполнителей не умел играть на этом инструменте, на котором предстояло играть.
- Представили звучание? Совсем как у басни Крылова в басне «Квартет».

- Отсюда и разрыв такой музыки с публикой.


Т.е. авангардизм отрицает все, что характерно для классической музыки.

Но нельзя создавать новый литературный язык или язык другого искусства, также и нельзя создавать новый музыкальный язык. Можно лишь обогатить его новыми тембрами синтезаторов, новыми ритмами рок – музыки, новыми акустическими эффектами.

Если в середине 20 века новейшая музыка бурно развивалась по трем направлениям: современная классика. Поп – музыка и авангардизм, то к концу 20 века эти направления в своих лучших проявлениях начинают объединяться.
3. Слушание Штейнер «Солнце»
- Что такое авангардизм?

Авангардизм – общее название разных течений в искусстве в 20 века, в отходящих от реализма и ищущих новые формы художественного выражения.
Австрийского композитора Арнольда Шенберга считают «отцом» современного «авангардизма». К началу 20 - годов 20 века он создал 12 – тоновую систему музыкального письма додекафонию. (атональная музыка)

Вместо мелодии композитор должен сочинять «серии» звуков по закону неповторяемости. Шёнберг как талантливый музыкант и честный человек не мог оставаться равнодушным к тем зверствам, который чинили фашисты на оккупированных территориях стран Европы. «Уцелевший из Варшавы» написан на собственный текст автора для чтеца, оркестра и хора. Рассказ ведется от имени человека, чудом уцелевшего в варшавском гетто, где были уничтожены тысячи людей, в том числе и дети. Нечеловеческие страдания, панический ужас перед воинствующим злом потрясающе точно передаются с помощью необычных средств: мы слышим, как разрушается музыкальная интонация, и вместе с ней рушатся гармония, красота, надежда.


4. Слушание «Уцелевший из Варшавы»
5. Знакомство с авторской песней Б. Окуджавы.
Когда – то, в глубокой древности, поэзия рождалась вместе с мелодией. После они разъединились. Булат Окуджава – один из тех, кто напомнил о первоначальном союзе слова и музыки. Его мелодии как бы живут внутри стихотворения, принадлежат ему изначально как выразительная интонация. Окуджава в середине нашего века стал создателем совсем нового жанра авторской песни, подхваченного многими, и совсем нового представления о песенном поэтическом тексте. Нелегкая эпоха, нелегкая судьба вошли в песни Булата Окуджавы, но они полны уверенности в конечной победе добра.
6. Слушание Б. Окуджава.

- Какому времени принадлежит песня Б. Окуджавы? Можно ли её назвать современной, почему?


Музыкант играл на скрипке. Я в глаза его глядел.

Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел.

Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,

Как умеют эти руки эти звуки извлекать.

Из какой – то деревяшки, из каких – то грубых жил,

Из какой – то там фантазии, которой он служил,

Да ещё ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь…

А чего с ней церемониться? Чего её беречь?


Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь

И вселяет в нас надежду, - остальное как – нибудь.

Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,

По чему благословенью я по небу лечу.

Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,

Музыкант, соорудивший из души моей костер!

А душа уж это точно, ежели обожжена,-

Справедливей, милосерднее и праведней она.

«Песенная поэзия Булата Окуджавы – упрямое объяснение в любви жизни, людям, добру. Объяснение, которое никогда никому не наскучит, потому что оно всегда недостаточно…»

Станислав Рассадин.


- Предлагаю вам составить цепочку своих ассоциативных признаков, которые являются основными для авангардисткой музыки.
7. Итог урока.

В произведениях разных искусств человек стремиться познать законы не менее важные, чем законы физики или химии, - извечные законы нравственности, человеческих отношений. Ведь искусство – грандиозная память нравственного, эмоционального опыта человека.

8 класс 2 четверть 2 урок.

Тема: «Музыка легкая и серьезная»

Цель: помочь учащимся разобраться в общественных функциях «легкой» и «серьезной» музыки, показать, что их объединяет, а что различает
Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного.

- Какое из произведений, прозвучавших на прошлом уроке, можно отнести к музыке серьезной, а какую к легкой. Почему?

- Что такое музыка серьезная и легкая?

- Как вы думаете, разделение на легкое и серьезное искусство присуще только музыке?


  1. Изучение темы.

- Грани между понятиями «легкое» и «серьезное» в искусстве очень прозрачны. Они в основном зависят от уровня слушательской культуры.


Нельзя сказать, что легкая музыка появилась недавно, она, как и серьёзная, - давний спутник человечества. И.С. Бах, несомненно, серьезный музыкант, но его «Кофейная кантата», «Шутка», и т.д. написаны с неменьшим мастерством и любовью, талантом и трудолюбием. Подобное можно встретить в творчестве любого композитора – мастера.
О легкой музыке спорят музыкальные критики и поколения.

- Как вы обычно обращаете внимание на того или иного кумира?

- услышали в разговоре с друзьями о новом исполнителе, заинтересовались;

- купленный диск, послушали раз, два и понравилась;

- записывается новый альбом и так пока не надоест.
Если внимательно вслушаться , то можно обнаружить однообразие текстов, мелодии. Но реклама видеоклипов обеспечивает огромный успех своей «продукции». Так к нам попадает даже не легкая, не легкомысленная, а просто низкопробная.

Любовь некоторых к легкой музыке понятна: с ней можно развлечься, отдохнуть. Здесь господствует ритм и громкость.


- Что произойдет с человеком, который в своей жизни будет слушать только легкомысленную музыку?

- Давайте попробует провести грань между легкой и серьезной музыкой.





серьезная

легкая

  1. главное мелодия и гармония

  2. крупные и малые формы

  3. художественный образ динамичен

  4. имеет собственную логику

  5. восприятие углубленное

  6. заставляет слушателя заглянуть внутрь себя

  7. поднимает слушателя до высокого уровня

  8. приобщает к вечным идеалам

  1. главное – ритм

  2. малые формы

  3. образ статичен



  4. восприятие поверхностное

  5. помогает выбросить из головы то, чем тяготитесь

  6. спускается к человеку

  7. приобщение к жизни

Музыковед А. Н. Сохор дает 3 общепринятых признака разграничения легкой и серьезной музыки



  • где исполняются произведения (концертный зал, филармония, дискотека, вечеринка)

  • доходчивость

  • содержание музыки, которое определяет его назначение

- Сегодня на уроке, на примере «Концерта Земле» Пола Уинтера в исполнении ансамбля «Консорт» мы попробуем разобраться музыка серьезная или легкая.
Из всей Солнечной системы Земля – единственная обитаемая планета. Человечество живет на Земле около миллиона лет, однако уже сумело изобрести средства собственного уничтожения.

Нам выпало счастье жить, мыслить и определять наше будущее. Каким оно будет после нас?

Чтобы сохранить и укрепить жизнь, которая украшает нашу планету, мы должны бороться против варварства и бескультурья, против угрозы ядерной войны.

В ряду таких борцов американский ансамбль «Консорт», под руководством Пола Уинтера. Выступая на Генеральной Ассамблее ООН со своим «Концертом Земле», музыканты призывали все народы объединяться для спасения нашего дома – пока ещё живой и прекрасной планеты – Земля.

Не совсем обычен состав ансамбля. Кроме традиционных для джаза: саксофона, фортепиано, двух гитар, контрабаса, ударных и вокала – в него входят виолончель и валторна.


  1. Слушание.

- Понятны ли мысли и чувства, которые передают нам американские исполнители, даже если мы не знаем языка?

- Можно ли это произведения назвать развлекательной музыкой?

Ансамбль мастерски использует приемы «конкретной музыки». В красочное музыкальное звучание вплетают естественные голоса природы: шум моря, и зовы кита, волчий вой.

Это позволяет музыкантам не только создавать трепетные картины природы, но и высказывать очень важные мысли. Такое направление в музыке называют «экологическим джазом».




  1. слушание «Волчьи глаза»

- Какова нравственная идея этого произведения?

- Какими выразительными средствами и музыкально – изобразительными средствами создана композиция «Волчьи глаза»

- Музыка серьезная или легкая?
6. Итог урока.

Людям необходима самая разная музыка, отражающая в своем разнообразии нашу жизнь, но не менее важным для человека является наличие музыкальной культуры, умение отличить подделку от истинного шедевра как серьезной, так и легкой музыки.


7. Д/з сообщение о И. Штраусе.

8 класс 2 четверть 5 урок.

Тема: «Легкое и серьезное в песне».

Цель: Познакомить с классическими образцами французской песенной эстрады. Познакомить с творчеством эстрадных исполнителей: Эдит Пиаф, Мирей Матье, Джо Дассен, Патрисии Каас. Дать понятия «Шансон, шансонье», показать характерные особенности современной французской песни.

Развивать умение слушать французскую классическую музыку

Воспитывать интерес к французской классической и эстрадной музыке.

Ход урока.

1.Организационный момент.
- Огромный мир мыслей, образов заключен в самом простом и доступном музыкальном жанре - песне.

Песня встречает нас на пороге жизни, едва мы появились на свет. Первая песня, которую мы слышим, - колыбельная.


С «колыбельными» песнями вошли в нашу жизнь многие классики – от Моцарта до Дунаевского. Жизнь человека можно проследить не только по его делам, но и по его песням. В песне запечатлевается не только биография человека, но и летопись страны. Не случайно позывными радиостанции нашей страны стали известные мелодии песен: «Песня о Родине» Исаака Дунаевского, «Подмосковные вечера» В. Соловьева - Седого.
Существуют огромное количество песен, постоянно взаимодействующих друг с другом. Мы давно провели грань между песней композиторской и песней народной, но и между ними существует постоянная связь. В операх, симфониях композиторы часто обращаются к народной песне, тогда, как некоторые песни, созданные композиторами, уходят в народ (например, «Катюша» Михаила Блантера).


  1. Сообщение темы и цели урока.

- На этом уроке мы познакомимся с некоторыми представителями французской песни. Отметим характерные особенности французской эстрады. (запись темы в тетрадь)
3. Изучение нового материала.

- Францию называют республикой шансонов.

Шансон- песня, шансонье – певец.

У современной французской песни 2 истока – кафеконцерт и высокая политическая поэзия, породнившаяся с народной музыкой.

Настоящие французские шансонье всегда были «песенными братьями» народных трибунов.

Это повелось еще от уличных песенок Великой французской революции. Песни пели не только в кафе или бистро, но и на баррикадах, и в колоннах уличных демонстраций. Их песни посвящались не только любви, но и в борьбе с несправедливостью.

Выдающиеся французские шансонье всегда включали в свой репертуар народные песни: старинные баллады, рабочие гимны, сатирические куплеты.

Одним из таких шансонье был Гастон Монтегюс - певец, поэт, любимец рабочих кварталов. Рабочие встречали его с «бешеными аплодисментами, а он в рабочей куртке, повязав шею платком, как это делали французские рабочие, пел им песни на злобу дня»

Сегодня прозвучит такая песня «Слава 17-му полку», на стихи Гастона Монтегюса в исполнении французского эстрадного певца Кристиана Бореля. (читаю страница 57)
4.Слушание «Слава 17-му полку»

- Какое впечатление произвела на вас эта песня? Каким настроением она пронизана? (Обличение буржуазии, мещанства)


- Есть ли различия в исполнении певцом запева и припева?

5. Беседа о Эдит Пиаф.

Еще один исполнительский стиль, еще одно направление , еще одна певица- Эдит Пиаф

Одна из площадей Парижа названа именем Эдит Пиаф. Здесь же есть памятник великой Эдит и её музей. Её называют самой великой французской эстрадной певицей современности. Её песни причисляют к жемчужинам искусства.

Она начала свое восхождение с парижского дна, не зная ни грамоты, ни нот, ни ласки. Только песня спасла ее от голода, холода, издевательств. Ведь не каждый знает, что Эдит Пиаф до 6 лет была абсолютно слепой и только благодаря своей бабушке Луизе Гассион девочка вновь начала видеть. Бабушка повезла Эдит в ЛИЗЬЕ к святой Терезе, куда ежегодно собираются тысячи паломников со всей Франции. Затем трудная работа на улице, отец показывал акробатические трюки, а 9 летняя дочь пела. Из-за плохого отношения к ней мачехи Эдит сбежала на улицу, зарабатывая деньги исполнением песен.

Если бы не песни, её не заметил бы Луи Лепле, директор театра.

Он услышал её, нищую певичку, когда она пела о парижском воробышке. Лепле назвал её «Мон пиаф» (малышка воробышек) и пригласил в свой театр. Так началась Эдит Пиаф. Для Эдит Пиаф писали лучшие композиторы и поэты Франции.

Она стала символом новой эры французских шансонов.
6. Слушание «Нет, я ни о чем не жалею»

- К какой музыке вы бы отнесли эту песню, к легкой или серьезной? ( Серьезной)

- Что характерно для этой песни? (Строгость внешней подачи, выразительность)
Из книги «Французская песня» Эрисман С. К.: «Ее жестокий голос, несущий страдание, вибрирующий каким – то странным волнением, льется как жалоба, вздымается, падает обессиленный, глотает рыдания, стонет и рвется вверх, едва подчеркиваемый скупыми, короткими жестами, скромными, маленькими жестами, отражающими покорность, отчаянье. Для меня она была больше, чем певицей. Она была душой, зеркалом, живым отражением человеческого горя, отчаянным криком страдания, символом одиночества и печали.

Как только она начинала петь, на сцене происходило чудо. Люди уже не видели этой маленькой славной женщины, одетой в черное, почти незначительной; их охватывало большое чувство; этот сильный несравненный голос, который вас пронизывает, заставляет вас почувствовать всю нищету и отчаяние человечества…

Она была велика, потому что познала страдания, и это страдание придавало ей искренность».

Говоря о французском шансоне нельзя не назвать одну из лучших исполнительниц французской современной песни – Мирей Матье.

Как и Пиаф, она вышла из простой рабочей семьи и очень рано начала петь. В обширном репертуаре Матье преобладают песни о любви, чистой, нежной, скромной. Слушателей пленяет красивый голос певицы и стиль ее исполнения.
7. Слушание «История любви»

- Что характерно для французской современной песни?

(Обличение буржуазии, мещанства, внимание к тексту, строгость внешней подачи, выразительность, экспрессивность, но в рамках строгого вкуса)

- Какие из прослушанных песен вы бы отнесли к сфере легкой музыки, а какие – к серьезной? Почему?


Сообщения детей
8. Итог урока.

Мы познакомились с несколькими направлениями французской эстрадной песни. Одни нельзя отнести к области легкой музыки по содержанию, другие, несомненно, относятся к легкой, развлекательной музыке, хотя и содержат в себе черты, не такие уж развлекательные и легкие.

- Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?.

8 класс 2 четверть 6 урок.

Тема: «Ансамбль - значит вместе».

Цель:

Дать представление о сложности понятия «Поп музыка», ВИА на примере творчества групп «Битлз», «Песняры», показать характерные черты ансамблевого исполнения. Развивать умения различать рок - музыку от поп -музыки.

Воспитывать интерес к музыке отечественных и зарубежных исполнителей.
Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Повторение.

- На прошлом уроке мы знакомились с музыкой французских шансонье. Как их имена? Что вы запомнили с прошлого урока?

- Что такое шансон, шансонье?



3. Сообщение темы

Сегодня на уроке мы поговорим об ВИА, узнаем, какие характерные черты присущи вокально- инструментальному исполнению. Познакомимся с музыкой легендарной группы «Битлз». Итак, тема нашего урока ….



4. Изучение темы.

- В наше время существует огромное количество вокально- инструментальных ансамблей (ВИА), сейчас их называют группы.

Эти новомодные группы растут, как грибы после дождя. Рост количества, к сожалению, сопровождается падением качества.

- Как вы думаете почему?

Наверное, потому что интерес к музыке у молодежи, в основном молодежь – основные сочинители, исполнители и слушатели.

К сожалению, не у каждого их них есть хотя бы начальное музыкальное образование.

Если мы с вами не предъявляем высоких требований как слушатели, то и исполнители и сочинители не стремятся к совершенствованию, что ведет к снижению наших музыкальных вкусов. В результате то хорошее, что есть на эстраде, теряется в массе низкопробных, безграмотных ансамблей.

Обратите внимание, что многие из этих групп подражают не самым лучшим музыкантам Запада. И мы получаем оглушенный грохот электроинструментов, пение под фонограмму безголосых певцов и бездушный механический ритм.



А ведь ансамбль означает – созвучие.

-Знакомый вам уже американский певец и композитор Пит Сигер в открытом письме «Всемирный потоп поп музыки» в 1972 году размышлял: «В вашем стремление узнать новые музыкальные стили зарубежной музыки есть прямая опасность забыть музыку вашей родной страны – новую, и старую. Конечно, в нашей жизни происходят перемены, меняются музыкальные вкусы. Но знакомство с новым не должно приводить к забвению старого…



Молодежь, которая обязательно хочет слушать новейшие американские шлягеры, как правило, не знает наших лучших популярных и народных песен. Она знакома только с тем, что пропагандирует американская индустрия».

- Похожа ситуация на то, что происходит у нас в стране?

- Что хотел сказать этим, Пит Сигер?

- Приведите примеры использования музыки не в её высшем духовном назначении, а как возбуждающее средство физического воздействия?

Сегодня прозвучат произведения в исполнении отечественных и зарубежных ВИА. Это хорошие примеры ансамбля.

Песня, которую вы сейчас услышите, называется «Потому, что» её исполняет всемирноизвестный ансамбль «Битлз».



«Потому, что земля круглая, потому, что мир молод – сердце наполняется радостью.

Потому, что небо надо мной наполняет душу светом, который несет в себе любовь.

Потому, что небо голубое, оно делает меня добрее»
5. Слушание «Битлз», «Потому, что»

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?



6. Рассказ о группе

«Четверка из Ливерпуля», которой было суждено открыть новую страницу в истории музыки, стать ансамблем, соединившим в себе функции композитора и исполнителя, открывшим для себя и своих

слушателей огромные богатства афро-американского фольклора.

Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Ринго Стар, создатели нового направления в музыке, получившего название «музыка большого удара, или БИГ-БИТ»

Этот ансамбль первым сумел превратить рок в искусство.

Группа была образована в 1959 году. Начали они, как и тысячи других групп, с сиффла ( Смесь джаза, блюза и фолка)

Постепенно перешли к рок - н – роллу. Слово «beatles» сочетает в себе 2 значения – «beat» (удар, бит) и « beeatles» (Жуки)

Первая пластинка «Please, please me» прошла с огромным успехом и вышла на первое место популярности. С октября 1963 года «битломания» захлестнула британские острова. Покорение мира началось со Швеции, и через год о них знали в каждом доме Британии.

22 ноября 1963 вышел альбом «With the Beatles», который установил мировой рекорд по количеству предварительных заявок- 300 тысяч. Популярность «Битлз» шагнула за океан. Лето 1965 года

стало переломным в истории рок- музыки. Из танцевальной, развлекательной она становится серьёзным искусством. Группа «Битлз» становится студийной группой, т.к. их песни не предполагали концертного исполнения из-за сложности студийных эффектов, новаторских приемов аранжировки.

Первый в рок-музыке концептуальный альбом «A day in the live», где участвовал симфонический оркестр, состоящий из 40 музыкантов, исполнивший нарастающий звуковой вал в середине композиции и перед заключительным фортепианным аккордом. Этот аккорд является самоценным музыкальным произведением. Исполнен он в 10 рук - Ринго, Пол, Джон, Мэл Эванс на пианино, а Джон Мартин на фисгармонии. Продолжительность звучания – 42 секунды. Это альбом стал, по сути, крупной последней работой ансамбля.

В 1970 году группа распалась. Как и все выдающиеся художники, «Битлз» до осязаемости остро чувствовали свое время, в соответствии с ним творили, и ушли, когда оно закончилось.

7. Повторное слушание.

В нашей стране термин «Бит - группа» был заменен на «Вокально – инструментальный ансамбль». ВИА возникли на пустом месте. Существовали вокальные группы «Дружба», «Аккорд», «Орэра».

Как показало время, самыми успешными стали те, кто не порвал с народными музыкальными традициями.

Один из таких коллективов – белорусский ансамбль «Песняры». С большим вкусом и тактом ансамбль интерпретирует произведения национального фольклора, использует национальные инструменты, многоголосие.

Сегодня на уроке прозвучит песня «Хатынь», написанная И.Лученком. Она напоминает об одной из трагических страниц ВОВ – трагедии деревни «Хатынь», которую фашисты сожгли вместе со всеми жителями. Сейчас на месте сожженных домов стоят столбы, на каждом из них металлический брус. От малейшего дуновения ветра раздается мягкий, словно доносящийся из далека, траурный звон по невинным жертвам нацистов.

8.Слушание «Хатынь»

9. Исполнение песни «Беловежская пуща»

10. Итог урока.

В сфере музыки ВИА происходят сложные процессы развития, они создают шедевры и, к сожалению, много пошлых и бескультурных творений. Мы должны критически оценивать творчество поп – групп. Наша избирательность должна основываться на том понимании красоты и правды, которое заложила в нас музыка Баха, Моцарта и т.д.

8 класс 3 четверть 1 урок.

Тема: «Бардовская или авторская песня»

Цель: раскрыть тематику бардовской песни; показать ее огромный воспитательный потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Исполнение песни. «Как здорово» О. Митяев.

3. Изучение темы.
У поэтов соперников нету

Ни на улице и не в судьбе,

И когда он кричит всему свету,

Это он не о вас - о себе.

Руки тонкие к небу возносит,

Жизнь и силы по капле губя.

Догорает, прощения просит:

Это он не за вас – за себя…

Но когда достигает предела

И душа отлетает во тьму…

Поле пройдено. Сделано дело.

Вам решать: для чего и кому.

Б.Окуджава.
Бардов привлекают люди мужественные, смелые, стойкие. Россия испокон веков славилась своими доблестными сынами. Дружба, выбор друга – эта тема всегда волновала бардов. Настоящий друг не бросит в беде, не придаст, всегда выручит.

К теме дружбы часто обращался Владимир Семенович Высоцкий – поэт, автор песен, актер.(1938 – 1980)

Родился 25 января в Москве в семье военного связиста, прошедшего всю войну. После окончания школы поступил в студию МХАТ. Окончив училище начал работать в Московском театре имени А.С. Пушкина, а с 1964 поступил в труппу только что организованного Театра на Таганке, актером которого оставался до конца жизни. Главный режиссер Ю.Любимов всячески поддерживал Высоцкого, с уважением относился к его песенному творчеству, дал возможность работать в спектаклях как автору текстов и песен. Высоцкий сыграл в театре более 20 ролей.

Много песен было написано им для кино. Снялся в 30 художественных фильмах «Место встречи изменить нельзя»,

«Хозяин тайги», «Опасные гастроли», «Сыновья уходят в бой» и т.д.

При жизни поэта не было напечатано ни одного его стихотворения, не было разрешено ни одного открытого концерта. После смерти был издан первый сборник стихов поэта «Нерв» (1981)

В 1988 вышла большая книга стихотворений «Избранное». Где такие стихи, как «Братские могилы», «Прощание», «Спасите наши души», «Охота на волков» и т.д.
Свои обиды каждый человек –

Проходит время – и забывает.

А моя печаль – как вечный снег:

Не тает, не тает.


Не тает она и летом

В полуденный зной,-

И знаю я: печаль – тоску мне эту

Век носить с собой.


4. Исполнение песни «Песня о друге»

Многие авторы – исполнители благоговейно относятся к природе, восхищаются ей. Тема природы неразрывно связана с темой Родины, звучит тревога за её судьбу, восхищение её красотой. И, конечно же любовь! Чувство, которое помогает жить, делает нас чище и добрее. Ради любви мы готовы сдвинуть горы. Любовь – это счастье и горе, радость и слезы, ревность и доверие. Все оттенки этого чувства представлены в авторской песне.


5. Слушание «Весеннее танго» В. Миляева.

Есть на свете слово – короткое и жестокое, за ним страх, слезы, боль, смерть. Это слово – война. Она всегда жестока, бесчеловечна, порой бессмысленна, какая бы она ни была – афганская, чеченская, первая или вторая мировая. Почти все барды пишут о ней. Для настоящих поэтов осмыслить годы войны – долг перед собой и другими людьми.

Одно из самых популярных стихотворений В.С. Высоцкого является «Братские могилы»

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,-

К ним кто – то приносит букеты цветов,

М вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче – гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы –

Все судьбы в единую слиты.


А в Вечном огне – видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.


У братских могил нет заплаканных вдов –

Сюда ходят люди покрепче,

На братских могилах не ставят крестов…

Но разве от этого легче?!


Или стихотворение В. Берковского.
Я не участвую в войне,

Война участвует во мне,

И пламя вечного огня

Дрожит на скулах у меня.


6. Слушание «Он вчера не вернулся из боя» В. Высоцкий.
В истории авторской песни есть печальное событие. В 1967 году

Валерий Грушин с друзьями ушел в водный поход на байдарках в Восточные Саяны. На водном маршруте ребята заметили в ледяной воде тонущих детей. Валерий бросился их спасать, но сам выплыть не смог. Валерий был душой компании – пел песни под гитару, сам сочинял их. Чтобы сохранить память о нем, родился в 1968 году фестиваль авторской песни, он носит имя Валерия Грушина. Приезжают туда люди со всей России, привозят свои песни.

- Как вы думаете, почему появилась авторская песня?

7. Итог урока.

Авторская песня возникла из протеста пустой эстрадной развлекательности, и отдает предпочтение поэзии, выразительному слову. Ей не нужны украшения и спецэффекты, стадионы и Дворцы спорта. Она должна идти от сердца к сердцу.


8 класс 3 четверть 3-4 урок



Тема: «Джаз – дитя двух культур».

Цель: дать представление об истоках джаза, особенностях джазовой музыки, познакомить с творчеством американского исполнителя джазовой музыки Л. Армстронга.
Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение темы.

Джаз. О нем наш сегодняшний разговор.

Один из самых популярных музыкантов прошлого столетия Луи Армстронг, говорил: «Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз».

Широкоизвестная легенда гласит, что Джаз родился в Новом Орлеане. Будем считать, что это произошло 17 ноября 1887 года. Одним из отцов джаза был темнокожий весельчак Термидус Браун, музыкант – любитель, работающий в парикмахерской и имевший кличку Джаз – бо, что означает «джазовичок - страшилка» - уж очень он любил модные костюмы. Ночью 17 октября в новоорлеанском ресторанчике, располагавшемся на берегу реки, который назывался «У Чокнутого», этот самый Браун достал свой корнет – духовой медный музыкальный инструмент, - и начал играть свою незатейливую мелодии. Но вдруг он стал сбиваться, играть совершенно необычный ритм и странную тональность. Эта мелодия привела всех посетителей ресторана в неописуемый восторг.

Такое необычное исполнение переняли многие музыканты из оркестров, так появился джаз.

В основе джаза лежит импровизация.

Особенность джаза: Акцент – резкое выделение одного звука среди группы других. В основе джазового ритма лежит:
Бит – «удар», «пульс»;

Драйв – «гонка», «езда»;

Свинг – «мерное качание», «ход».

Истоками джаза считаются:



  • Спиричуэлсы - песни североамериканских негров религиозного содержания, госпелы (уорк - сонги – трудовые песни)

  • Блюзы – меланхолия, хандра – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.

  • Регтаймы – рваный ритм – танцевальная музыка, перекрестные ритмы афроамериканской музыки при исполнении полек, кадрилей и других танцев.

- Как же получилось, что негритянская музыка становится интересной и популярной в стране, где процветала расовая нетерпимость?


Люди, хотевшие изменить свою жизнь, освоить новее земли, отправлялись в Америку. Она сулила им свободу. На кораблях, державших курс в Новый свет, плыли люди разных национальностей, звучала разная речь, а вместе с ней слышалась и старинная шотландская баллада и английские ритмы, испанские романсы, французские менуэты. В Америке запели о том же, что и в Европе, возносили молитвы господу, пели о любви, звучали колыбельные, плясовые и т.д.

А в трюмах этих кораблей был «живой груз» – негры – невольники, вывезенные из родных мест для работы на плантациях белых людей. Первые мореплаватели, открывшие Африку, обратили внимание на необычную манеру пения темнокожих. Их песни и музыка словно были наполнены ритмом.

Известный негритянский джазовый музыкант Дюк Эллингтон говорил:

«Страшась молчания черных рабов, рабовладельцы заставляли их петь, желая не дать им возможности разговаривать, а значит – сговариваться о планах мести и мятежа».

- Послушайте молитву спиричуэл-с в исполнении Махелии Джексон.


3. Слушание «Молитва», Махелия Джексон.

- О чем она? Каков характер?

Второй источник джаза «Блюз» – голубой, у негров было столь же популярным, как и «Блек» - черный. В этих песнях – исповедях слились горечь рухнувших надежд, и тоска по утраченной родине, и ненависть к рабскому труду.
Я бездомным стал – было б лучше умереть,

Я бездомным стал – было б лучше умереть,

Нету больше места в мире, где мне сердце отогреть.
Другие блюзы были наполнены яростным весельем, но это был «смех сквозь слезы»

4. Слушание «Блюз западной окраины», Л. Армстронг.

- Какие инструменты участвовали в импровизации мелодии?

«блюз наполняет меня с головы до ног, я печален сегодня, я полон мрачных предчувствий, когда я еду на западную окраину, где меня ждет там много страданий» - об этом поет Л. Армстронг.

(сообщения детей о Л. Армстронге)

В дальнейшем блюзовая манера пения перешла в Ритм – энд – блюз, в музыку «соул», «фанк», свинг и рок – н - ролл.


Ещё один источник – «Регтайм». Появлению регтайма предшествовала популярность танцев «кейк – уок» - «ту – степ». «Кейк – уок» - танец пирожных, в нем негры пародировали своих господ , подражая их манерам и походке. В конце актёры получали в награду маленький кусочек пирожного от своих хозяев.

5.Слушание «Регтайм кленового листа», Скотт Джоплин.

- Представьте себя в роли режиссера, снимающего клип на музыку регтайма.

Опишите свой сюжет, своё видение этой музыки?
- Спиричуэлсы, блюзы и регтаймы это ещё не джаз, а только подступы к джазу.
- В результате в первом десятилетии 20 века возникла качественно новая музыка – джаз. Историки считают, что название возникло из бытовавшего тогда выражения: «джезинг ит ап», играть воодушевленно, энергично.
Основа джаза – импровизация. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией.
Ритм джаза – полиритмия, синкопы, свинг (балансирование между акцентами, что дает впечатление «раскачивания»)
Направления джаза:


  • ранний джаз (хот – джаз, горячий джаз)

  • холодный джаз (кул - джаз)

  • свит – джаз (сладкий джаз)

  • би – боп (нервный, взвинченный)

  • симфоджаз

Говоря о джазе, нельзя не назвать имена известных джазистов –

Дюк Эллингтон (фортепиано), Луи Армстронг (корнет, труба), Бенни Гудман (кларнет), Элла Фицджеральд (певица).
С 20 годов джаз приобретает все большую популярность во всем мире, в том числе и в России. История джаза в нашей стране связана с именем Леонида Утесова. Впервые у нас джаз прозвучал 1 октября 1922 года в помещении Московского дома печати, сегодня Дом Журналиста. В 1927 году был создан в Москве джаз – оркестр Александра Цфасмана. Весьма разнообразны по стилю джазовые коллективы – «Ленинградский Диксиленд», «Каданс» Германа Лукьянова.
- Можно ли отнести джаз к легкой музыке?

6. Итог урока.

- С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура. Джаз открыл дорогу многим певцам, в том числе и Элвису Пресли.



7. Д/з приготовить сообщение о Джордже Гершвине.
8 класс 5 урок 3 четверть.

Тема: «Взаимопроникновение лёгкой и серьезной музыки. Джаз и европейский симфонизм – неожиданный сплав»

Цели:

Доказать, что симфония, может сыграть важную объединяющую роль в современном мире музыки.

Познакомить с творчеством американского композитора Д.Гершвина, дать понятие «Симфоджаз»

Развивать умение слушать классическую музыку, и уметь отличать симфонию от джаза.

Воспитывать интерес к музыке других народов.
Ход урока.


  1. Организационный момент.




  1. Повторение материала.

- О каком жанре музыки мы говорили на протяжении двух уроков?

- Что такое джаз? Какие направления джазовой музыки вы запомнили?


3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы говорим о таком направлении джазовой музыки – симфоджаз.


4. Изучение нового материала.

Направление джазовой музыки симфоджаз связано с именем американского композитора Джорджа Гершвина.

- Имя Джорджа Гершвина вам уже известно. В начальной школе мы знакомились с оперой «Порги и Бесс».
Родился в 1898 году в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов из России. В десять лет он впервые услышал игру на виолончели и сразу же увлекся музыкой. Он начал играть на фортепиано и достиг больших успехов, но настоящего музыкального образования так и не получил, из-за нехватки денег.

В 16 лет Джордж пошел работать пианистом – продавцом в музыкальный салон и начинает сочинять эстрадные песни.

В 18 он уже пишет свою первую оперетту, затем последовали десятки других, для Бродвейских театров пишет мюзиклы.

А в начале 20 века в Америке возникла особая джазовая традиция, в которой гармонично сочетались текст и музыка, мелодия и ритм.

Его талант был настолько гибким, что смог объединить европейский симфонизм с джазовой импровизацией.

Это было неожиданно, что обратило внимание на себя всего мира.

Гершвин вспоминал, как в шестилетнем возрасте он замирал у одного из магазинов, где на старом механическом пианино звучали тогда регтаймы.

Став композитором пишет джазовые лирические песни. Особенно он интересовался музыкой негров Америки.


Для того, чтобы лучше освоить их музыкально – ритмический язык, Гершвин поселяется в хижине среди негров. Изучает обряды, песни, танцы. Сидя между ними, подпевает, подыгрывает певцам. Вскоре он мог соперничать с любым из них. Своими знаниями и умениями композитор воспользовался для написания оперы «Порги и Бесс». Это была первая симфония в стиле симфоджаза. Гершвин был не согласен с мнением о том, что джаз является музыкой второго сорта. Он был уверен, что джаз сумеет обогатить европейскую симфоническую музыку.
«Так много болтали об ограниченности джаза, так наверно, понимали его функцию. Принято считать, что джаз должен звучать в одном темпе и основываться на танцевальных ритмах. Я решил, насколько это возможно, разбить эту ошибочную концепцию одним ударом. Я слышал свою композицию, как музыкальный калейдоскоп Америки – наш кипящий котел, нашу многонациональную энергию, наши блюзы, нашу столичную суматоху», - говорил Гершвин о замысле создания своей «Рапсодии в стиле блюз».
Это произведение на конкурсе «Что есть американская музыка» имела, по словам современников, «нокаутирующий» успех.

Оно же положило начало новому направлению –

Симфоджаз - сплав симфонической и джазовой музыки.
Гершвина сравнивали с принцем, который «взял Золушку (джаз) за руку и открыто провозгласил её принцессой, вызывая удивление мира и бешенство завистливых сестер»

Гершвин ещё долго подвергался нападкам критиков за то, что он, автор легкой музыки, взялся за сочинение «серьёзной».


- Слушая музыку, обратите внимание, как будет сопоставляться, а иногда объединяться негритянский джаз с европейским симфонизмом (легкая, серьезная)
5. Слушание Д.Гершвин «Первый концерт для фортепиано с оркестром»

- К какой из указанных сфер вы отнесли бы услышанную музыку.


Вывод: музыкальная культура наших дней, поражает многоликостью, пестротой языков и стилей, стремиться измениться. Подтверждение этому появление в музыке симфоджаза.

Но до сих пор джазовая музыка до конца не изучена, нет предела её совершенствованию. Многие современные композиторы по сей день, используют различные направления джазовой музыки в своем творчестве.

- Сегодня мы исполним детскую песню с элементами блюза.
6. Исполнение песни «Школьный блюз»
7. Итог урока.

- О чем мы сегодня говорили?

- С каким направлением джазовой музыки познакомились?

- К легкой или серьезной музыке мы отнесем симфоджаз?

8. Д/з

приготовить сообщение об оперетте



8 класс 3 четверть 6 урок.

Тема: «От оперы к оперетте»


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение темы.

- Что такое опера?

- Назовите оперы, с которыми вы встречались на уроках?

Истоки музыкального театра уходят далеко в глубь веков, когда народные празднества сопровождались пением, танцами, пантомимой и инструментальной музыкой. Первый оперный спектакль был поставлен во Флоренции в 1594 году. Здесь в оперу было введено сольное пение, позволяющее сберечь всю ценность поэтического слова. Дальнейшее развитие оперы связано с именем Клаудио Монтеверди. Именно он ввел в оперный спектакль увертюру, оркестр стал не только сопровождать певца, но и выражать чувства героев, усиливая напряженность драматического действия.

8 класс 3 четверть 9 урок.



Тема: «От оперы - к рок – опере»

Цель:

  • показать взаимосвязь традиций и новаторства, приведших к появлению гениальных образцов современной музыки

  • познакомить с историей возникновения жанра в музыке рок- опера.

  • прослушать оперу «Юнона и Авось», выучить песню «Я тебя никогда не забуду»

  • воспитывать интерес к современной музыке.

Ход урока.

  1. Организационный момент.


Серьёзная современная опера вовсе не отрицает достижений классики. Наоборот, отталкиваясь от них, современная полифоническая опера добавляет новые инструменты, электронику, новую технику звукозаписи. А главное – она привносит вкус, дыханье наших дней. Рок – опера заставляет обратиться к классическому наследию.

Композитор А.Рыбников.

  1. Изучение темы.

Творческий поиск ВИА 70 – х годов привел к созданию целого ряда рок - опер. Толчком для этого послужил феноменальный успех оперы Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда».

Рок – опера была поставлена в 1971 году на Бродвее, она стала настоящей сенсацией нью – йоркского театрального сезона. В основу произведения авторы положили сюжет, взятый из Евангелия, рассказывающий о семи днях жизни Христа. Драма Иисуса, идущего на пытки и казнь во имя счастья людей, предательство Иуды, отречение любимого ученика – апостола Петра, фигура Пилата – римского наместника Иудеи, вершащего неправедный суд.

Толпа, отвергающая своего пророка и обрекающая его на гибель, - все эти события и образы евангельского предания, наполненные высоким трагизмом, глубоким человеческим смыслом, издавна привлекали внимание композиторов, художников и писателей.

Создателям оперы, в то время было всего 23,26 лет.




  1. Слушание Рок – опера «Иисус Христос - суперзвезда»




  1. Беседа по теме.

В 1975 году ансамбль «Поющие гитары» показал зрителям зонг – оперу А. Журбина «Орфей и Эвридика». Но особый успех и призвание зрителей выпали опере А. Рыбникова «Юнона и Авось» на слова А. Вознесенского.

В основе оперы положен рассказ о судьбе русского дворянина Николая Резанова. Граф Резанов мечтал «свесть Америку с Россией», для чего, построив два корабля «Юнона» и «Авось», отправился в качестве русского посланника к берегам Калифорнии. В далеком Сан – Франциско суждено было графу повстречать свою любовь – юную Кончиту, дочь губернатора. Обручившись наперекор всему с любимой, граф по делам службы отправляется в Россию, но по дороге скоропостижно умирает в Красноярске. Кончита, тридцать пять лет ждала его, а затем в монастыре дала обет молчания.

В музыке оперы теснейшим образом переплелись элементы современных интонаций рок – музыки и русской музыки 16 – 19 веков, мелодизм в духе Алябьева, Гурилева, Чацковского и древнейшие жанры духовной музыки.

Это сплав традиций и новаторства дал прекрасный образец современной музыки, которой аплодировали с восторгом отечественные и зарубежные слушатели.

5. Слушание А.Рыбников «Юнона и Авось», Романс Николая и Кончиты

- Сохранен ли композитором стиль популярных романсов 19 века, или Рыбников новаторски отнесся к традиционному жанру?



6. Беседа о возможностях современной музыки.

С развитием техники звукозаписи, появлением нового рок – инструментария неизмеримо расширяются и звуковая палитра современной музыки, и творческий диапазон. Трудно поверить, глядя на компактные, легкие современные клавишные инструменты, что их тембровые возможности позволяют воспроизвести звучание целого оркестра, любого музыкального инструмента, исполнить в любом темпе записанную ранее мелодию, играть вообще без присутствия исполнителя. Музыкальный синтезатор, подключенный к экрану дисплея, воспроизведет в нотной записи сыгранную мелодию, сотрет и запишет новые варианты.



7. Слушание А.Рыбников «Юнона и Авось», Аллилуйя
- К какой сфере музыки отнесем: к легкой или серьёзной?
8. Исполнение «Юнона и Авось», Романс Николая и Кончиты
9. Итог урока.

Сплав традиций и новаторства способствовал возникновению новых жанров – рок – опер, появлению новых произведений в рок – музыке, которые впоследствии станут классикой.



8 класс 1 урок 4 четверть.
Тема: «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки.

Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра».

Цель:


  • подчеркнуть жизненность искусства прошлого, которое обогащает музыкальную культуру современности, провести параллель сквозь века 19-20, показать, что музыка Бизе по строю чувств, образности не менее современна для нас, чем музыка современников;

  • закрепить жанр «сюита», «хабанера»;

  • развивать музыкальный слух через прослушанные произведения;

  • воспитывать интерес к классической музыке.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Исполнение песни «Романс Николая и Кончиты» А. Рыбникова.

  3. Изучение темы.

- Сегодня на уроке мы говорим о знакомом нам уже произведении писателя Проспера Мериме «Кармен».
Образ Кармен стал известным всем благодаря музыке французского композитора Жоржа Бизе.

Обращали ли вы внимание на то, что, например, в кино, хотят видеть новое, в музыке, как правило – слышать уже знакомое.

Так и произошло с музыкой Бизе. Известный русский композитор Родион Щедрин, взяв за основу оперу Бизе Кармен написал балетную сюиту «Кармен сюита». К знакомому уже музыкальному материалу, нашел новые детали, ракурсы, музыкальные средства, но и сохранил индивидуальность автора. Р.Щедрин сохранил целостность драматического сюжета.

Родион Константинович Щедрин родился в 1932 году известный советский композитор, пианист. Окончил Московскую консерваторию в 1955 году. Щедрин активно работает в самых разных жанрах. Автор опер «Не только любовь», «Мертвые души», балеты «Конек - Горбунок», «Анна Каренина», «Чайка».
- Что такое сюита?
Сюита – от французского – последовательность, циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей.

(возникло в 18 веке, старинный танец)

В новелле французского писателя Проспера Мериме:

«Кармен – свободолюбивая цыганка, которая живёт только по велению сердца, женщина, которая своим поведением не вписывается в общепринятые рамки, которая избрала смерть взамен жизни по правилам».
Композитор перенес действие на арену цирка. История любви и смерти Кармен, её жизнь воспринимаются как своеобразная коррида, ставка которой – жизнь.

Как и у Бизе, Кармен Щедрина обаятельная своей непосредственностью, щедростью, она не признает никаких компромиссов, что ведет к трагической концовке.

У Щедрина с первых тактов музыка приобретает форму столкновения, предрекает трагический финал.
4. Слушание Вступление.

- Какие инструменты использует композитор для создания для создания напряженности музыки?




  1. Слушание выход Кармен и «Хабанера»

Хабанера - испанский танец кубинского происхождения, исполняется в медленном темпе. Название происходит от слова Гавана – столица Кубы.
- Какой вы представляете себе Кармен?

А вот Проспер Мериме представлял её себе такой: «Глаза у неё были раскосые, но чудесно выразительные, губы немножко полные, но красиво подчеркнутые, а ними виднелись зубы, белее очищенных миндалин. Её волосы, может немного грубые, были черные , с синим, как вороново крыло, отливом, длинные и блестящие…это была страшная и дикая красота, лицо, которое на первый взгляд удивляло, но которое нельзя было забыть».

У Бизе – Кармен – воплощение женской красоты и обаяния, натура страстная, смелая и свободолюбивая. В ней ничего не осталось от хитрости и воровской деловитости героини П.Мериме.

- Какой представил её Р.Щедрин?

- Созвучны ли музыкальные интонации вашим представлениям о Кармен?

- Опишите ритмические особенности выхода и танца Кармен.




  1. Слушание. Сцены гадания.


Вывод: Щедрин подходит к музыке Бизе очень бережливо, не искажая её, а только поворачивая к слушателям новыми гранями. Тембровые краски Кармен изобразительные, яркие.

7. Исполнение песни по выбору учащихся.

8. Д/з самостоятельно описать в тетради образ Кармен.

8 класс 2 урок 4 четверть.

Тема: «Роль легкой и серьезной музыки в драматическом спектакле».

Цель: определить значение термина «легкая» музыка на примере музыки А.Хачатуряна.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение темы.

- Сегодня на уроке мы вновь вернемся к творчеству армянского композитора Арама Ильича Хачатуряна.


Наиболее характерные черты его творчества:

  • особое пристрастие к танцевальности (его балеты «Спартак», «Гаянэ»).

  • Особенно яркое и красочное звучание оркестра, своеобразие мелодии, связанных с интонационной природой народной музыки Армении.

- Сегодня на уроке прозвучит музыка, в которой мы услышим все характерные черты, но восточные интонации в ней почти не заметны.

Это объясняется тем, что услышим мы музыку, которую Хачатурян сочинил еще до ВОВ, к постановке в одном из московских театров пьесы М.Ю.Лермонтова «Маскарад».

Естественно, что русская интонация вышла здесь на первый план. В пьесе «Маскарад» рассказывается о драматических событиях, зародившихся на костюмированном балу и завершившихся трагической смертью героини пьесы Нины Арбениной.


В начале 20 века эту пьесу уже ставили в театре, и музыку к ней написал А.Глазунов. Он написал музыку ко всему спектаклю, но вот самую важную сцену – вальс, он отказался писать. Он был убежден, что лучший, более подходящий к этой сцене, чем «Вальс - фантазия» М. Глинки, написать невозможно. Давайте вспомним его.


  1. Слушание «Вальс – фантазия» М.Глинка.


«Это не просто вальс, а целая лирическая драма, разворачивающаяся на фоне вальса»
А.Хачатурян написал всю музыку к драме, в том числе и вальс – напряженный, страстный, полный драматической взволнованности.

Это вальс – одно из вдохновеннейших произведений Хачатуряна – давно уже завоевал широчайшую популярность во всем мире.





  1. Слушание «Вальс» А.Хачатурян.


Как новый вальс хорош! В каком – то упоенье

Кружилась я быстрей – и чудное стремленье

Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,

И сердце сжалось; не, чтобы печаль,

Не то, чтоб радость…

М.Ю. Лермонтов.


- К какому предложенному вам музыкальному эпизоду подходят эти строчки?

Для создания картины бала выбран такой танец, как галоп. Как вы думаете, почему?




  1. Слушание «Галоп» А.Хачатурян.

- Какой танец относится к легкой музыке, какой к серьезной, хотя оба танца – бальные?

Вывод:

- Что такое «Легкая» музыка?

Легкая для восприятия – от эстрадной песенки до Моцарта – легкая по содержанию. Основной признак легкой музыки – её развлекательность.

Песня – от шлягера до песен Ф.Шуберта. Танец – от полонеза Ф.Шопена до танца на танцплощадке. Марш от траурно - героического Бетховена до циркового парада – алле. Т.е. не всегда можно провести четкую грань, где серьезная музыка становится легкой и наоборот, легкая музыка становится серьезной.




  1. Разучивание песни.

  2. Итог урока.

8. Д/з сообщение о Джузеппе Верди.

Итоговая самостоятельная работа 8 класс.


  1. Вставить пропущенные буквы.



П...лифония, в…ртуоз, с..ната, ре…тайм, с…мфоджаз, с…юта, д…риж…р,

к…нтата, Сп…ктакль, ч…стушки.





  1. Дать определение.

Токката - фуга -

Рок – сюита - рок – опера -

Пиццикато - соната -

Шансон - шансонье -

Бард - авторская песня -

Спиричуэлсы - блюз -



Оперетта - мюзикл -



  1. Вставьте пропущенное.




композитор

Название произведения

жанр

1

1 «Лунная»

1 соната

2 И. Штраус

2 «Полька – пиццикато»

2

3

3 «Вальс – фантазия»

3 танец

4 В.Высоцкий

4 «Песня о друге»

4

5 Луи Армстронг

5

5 джаз

6 Джордж Гершвин

6 «Первый концерт»

6

7

7 «Белая акация»

7 оперетта

8 Ришар Кошан

8 Нотр – Дам де Пари

8



  1. Объясните.

Ференц Лист говорил: «Есть музыка, которая идет к нам, и другая которая требует, чтобы мы к ней шли».

Как вы понимаете это высказывание? Приведите примеры из своей жизни.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница