Научно-издательский центр «Открытие» otkritieinfo ru Теория и практика современного образования материалы II международной научно-практической конференции




страница1/4
Дата29.09.2016
Размер0.77 Mb.
  1   2   3   4


Научно-издательский центр «Открытие»

otkritieinfo.ru


ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы II международной

научно-практической конференции

28 сентября 2012 года г. Санкт-Петербург

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Материалы II международной научно-практической конференции 28 сентября 2012 года г. Санкт-Петербург

Представлены материалы докладов международной научно-практической конференции «Теория и практика современного образования».

В материалах конференции анализируются проблемы современного образования, обсуждаются современные педагогические технологии, роль учителя в современном обществе, проблемы компетентностного подхода в образовании, психологические аспекты образовательного процесса, проблемы дошкольного образования, современные модели школьного образования и воспитания, перспективы развития профессионального образования, функции образовательного пространства высшей школы, направления совершенствования коррекционной педагогики. Сборник представляет интерес для педагогов, научных работников, преподавателей, студентов – для всех, кому небезразлично состояние современного образования.

ISBN 978-5-8430-0209-1




Секция 1.

Современные педагогические технологии

Эдьютейнмент как средство развития мотивации учения

О. О. Дьяконова

ФГБОУ ВПО Ульяновский Государственный Педагогический Университет им. И. Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия olgadiakonova@yandex.ru
Происходящие изменения в культурной, социальной и политической сферах жизни изменили современную систему образования, акценты деятельности учащегося сместились с пассивного исполнителя директив в сторону самостоятельно мыслящего активного организатора. Важнейшим структурным компонентом современной системы образования является мотивация учения учащихся, развитие которой нуждается в поиске средств, повышающих ее эффективность.

В период с 2010 по 2012гг. на базе ФГБОУ ВПО Ульяновского Государственного Педагогического Университета им. И.Н. Ульянова было проведено исследование проблемы развития мотивации учения на основе средств эдьютейнмента, что позволило подвести итоги опытно-экспериментальной работы и сделать следующие выводы.

1. Проведенный анализ понятий и обобщение материалов теоретических исследований дали возможность определить мотивацию учения как систему стабильных целей, потребностей, эмоций, идеалов и интересов, побуждающих учащегося овладеть знаниями и быть активным и сознательным в учебной деятельности.

В последние годы не угасает интерес ученых к средствам мотивации учения и ведется поиск средств, способствующих эффективному развитию мотивации.

Опираясь на многочисленные научные исследования, мы выделим основные уровни развития мотивации: низкий (уровень ситуационного мотива), средний (уровень обобщенного мотива) и высокий (уровень общей жизненной стратегии).

Были также описаны группы основных мотивов учения (непосредственно-побуждающие, перспективно-побуждающие и интеллектуально-побуждающие мотивы), соотносящиеся с тремя основными уровнями мотивации.

2. Проведенное исследование позволило выделить сущность и содержание эдьютейнмента. Анализ понятия «эдьютейнмент» позволил определить его как особый тип обучения, который основывается на развлечении и формировании первичного интереса к предмету, дальнейшем привлечении с получением удовольствия от процесса обучения и конечном увлечении со стойким интересом к процессу обучения.

Было описано разнообразие средств эдьютейнмента, таких как фильмы, образовательные игры, телепрограммы, радиопрограммы, неформальные занятия, электронные учебники, музейные выставки и их сетевые варианты, видеоигры, компьютерные игры, электронные тренажеры, электронные энциклопедии, электронная почта, вебквесты, вики, блоги, чаты, видеоконференции.

Эдьютейнмент и его средства непосредственно связаны с мотивацией учения, а переход от развлечения к привлечению и увлечению обоснованно соотносится с переходом от низкого уровня мотивации учения к среднему и далее высокому уровню мотивации учения.

В соответствии с целями и задачами исследования, проанализировав потенциал эдьютейнмента, на основе отечественной и зарубежной научной литературы был сделан вывод об их образовательной и мотивационной ценностях.

3. Комплексный подход к проблеме вероятной возможности развития мотивации учения на основе средств эдьютейнмента позволил наметить и реализовать модель развития мотивации учения средствами эдьютейнмента.

Основополагающими факторами ее эффективности является необходимость реализации ее основных этапов: целевого, содержательного, технологического, критериально-уровневого и результативного.

4. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала эффективность предлагаемых автором мер. Использование эдьютейнмента в процессе обучения позволило улучшить множество показателей.

В эксперименте приняли участие 199 студентов первого и второго курсов факультета иностранных языков ФГБОУ ВПО Ульяновского Государственного Педагогического Университета им. И.Н. Ульянова. В экспериментальных группах занятия проводились с использованием средств эдьютейнмента, в контрольных группах занятия проводились традиционным способом.

По окончанию опытно-экспериментальной работы были сделаны следующие выводы. В мотивации учения студентов экспериментальных групп после проведения формирующего этапа эксперимента и использования средств эдьютейнмента была выявлена положительная динамика развития уровня мотивации учения, то есть определенная часть студентов данных групп перешла на следующий, более высокий уровень мотивации учения.

Студенты контрольных групп, обучавшиеся традиционным способом без использования средств эдьютейнмента, по уровню мотивации учения отличаются стабильностью и отсутствием динамики, как положительной, так и отрицательной.

После проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы в экспериментальных группах выявлена положительная тенденция к изменению успеваемости, то есть часть студентов первого и второго курсов экспериментальных групп перешла на более высокий уровень успеваемости.

Студенты контрольных групп, обучавшиеся традиционным способом без использования средств эдьютейнмента, принадлежат к стабильным группам по уровню успеваемости.

В структуре мотивации учения студентов экспериментальных групп первого и второго курсов после проведения формирующего этапа опытно-экспериментального исследования увеличился объем познавательных учебных мотивов. Доминирование мотивов данного вида оказывает положительное влияние на процесс учения, поскольку именно данная группа мотивов говорит о глубоком интересе к предмету и об увлеченности учебным процессом.

У студентов контрольных групп первого и второго курсов результаты первичного и итогового контроля доминирующей группы учебных мотивов практически не отличаются, то есть существенные различия в структуре учебных мотивов отсутствуют, а динамики изменения структуры учебных мотивов не наблюдается.

Все это позволяет говорить об эффективности модели развития мотивации учения средствами эдьютейнмента и подтверждает правильность выдвинутой гипотезы исследования «Эдьютейнмент может выступать в качестве средства развития мотивации учения».

Рассмотренные в работе вопросы не могут претендовать на исчерпывающее исследование эдьютейнмента как средства мотивации учения. Перспективы дальнейших исследований видятся в необходимости продолжить разработку теоретических задач исследования эдьютейнмента в процессе обучения, а также теоретических задач, таких как выявление критериев эффективности применения эдьютейнмента.

Темой специального исследования могут стать средства эдьютейнмента и разработка их классификации, а также задания на развлечение, привлечение и увлечение. Более глубокого изучения требует проблема влияния исходного уровня обученности на уровень мотивации учения на основе средств эдьютейнмента.

Реализация практико-риентированного принципа обучения географии

в немецких школах

М. А. Михайлова

Российский государственный педагогический университет

им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия
Целью практико-ориентированного обучения является научить применять географические знания и умения на практике, в повседневной жизни. Значение данного подхода подтверждают слова А.Дистерверга: «Не в качестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь».

Говоря о географическом школьном образовании в Германии, хотелось бы, прежде всего, уделить внимание школьной программе, ее практической направленности. Для конкретизации мы рассмотрим программно-методические материалы для гимназий земли Баден-Вюртемберг. Создание программ предоставляется органам народного образования земель. В Германии так же как и в нашей стране существует единый обязательный минимум содержания основного общего образования.

К основным воспитательным направлениям построения программы относятся:


  • воспитание у школьников чувства ответственности пред Богом, христианской любви к ближнему, человечности, дружелюбия;

  • помощь в осознании того, что человек является создателем культурно-географического ландшафта, а для этого ему необходимо обладать знаниями и навыками поведения в окружающем мире;

  • воспитание бережного отношения к окружающей среде, воспитание чувства ответственности у человека перед природой;

  • воспитание бережного отношения к своему здоровью;

  • воссоединение Германии, процесс объединения Европы, развитие международных отношений и обеспечение мира на Земле;

- знакомство с немецкой культурой, а так же с культурой других стран, людьми других национальностей, с традициями и обычаями;

- равноправие мужчины и женщины в современном обществе; девушки и юноши должны чувствовать себя равноправными в школе, несмотря на разные интересы, потребности и жизненный опыт, они должны уметь сотрудничать, общаться и понимать друг друга;



  • отношение поколений друг к другу, овладение географическими знаниями на основе исторического принципа; историческое обоснованное понимание сегодняшнего мира;

  • способность к рациональному распределению свободного времени, материальных средств;

  • воспитание самостоятельности, силы воли;

  • подготовка ученика к выбору дальнейшей деятельности, знакомство с мировыми и местными (региональными) требованиями к различного рода профессиям.

Большое внимание при обучении географии уделяется практической направленности изучаемого материала. При изучении начального курса перед географией ставятся так называемые микроцели, например изучение ближайшего окружения. Принцип «от близкого к далекому» проходит не только от курса к курсу, но и в процессе изучения каждой темы рассматривается краеведческая основа, изучаемого вопроса. Для того чтобы реальнее представить, как реализуются данные положения на практике, предлагаем краткий обзор программы для начального курса по географии.

Итак, вначале учащиеся знакомятся с формой и размерами Земли, ее вращением, изучают смену времен года, узнают стороны горизонта, а также получают знания о существующих материках и океанах. Изучение географических открытий и исследований Земли осуществляется под рубрикой «Рекорды Земли», принцип отбора материала строится так, чтобы удивить, поразить школьников, для этого часто используется прием сравнения самого большого и самого маленького и т.д. Благодаря такому подходу информация надолго остается в памяти ребят. Следующий изучаемый раздел называется «Природа и человек (население) моей малой Родины». Учащиеся учатся ориентироваться по картам своей местности, вести наблюдения, делать описание объектов (озеро, промышленное предприятие). Большое внимание уделяется учебным экскурсиям, нацеленным не только на описание и регистрацию увиденного и услышанного, но и на обработку данных с целью оценки и планирования природных и социально-экономических процессов. Обучение на экскурсии ставит учащегося в условия поиска, обеспечивает показ практических возможностей географии. Также в ходе экскурсии школьники знакомятся с людьми, профессии которых нацелены на изучение, исследование окружающей природной и социальной среды (метеорологи, демографы, картографы, геодезисты, работники промышленных и сельскохозяйственных предприятий, сотрудники туристической сферы и т.д.), что в свою очередь подчеркивает практическое значение получаемых знаний и умений через показ их профессиональной ценности.

Далее учащиеся работают с картами малой Родины (город), ориентируются, измеряют расстояния, подписывают объекты. Работа ведется не только с использованием атласов, настенных карт, но и происходит активное применение простейших компьютерных программ.

Знакомство с погодой, климатом и рельефом проводится в тесном взаимодействии с изучением сельского хозяйства, влиянием природных условий на его развитие.

Затем происходит знакомство школьников с разнообразием и красотой ландшафтов земли Баден-Вюртемберг. Изучение ландшафтов происходит на примере гор Шварцвальд, Швабский Альб, а также Боденского озера. Учащиеся получают знания о рельефе, окружающей растительности, горных породах, климатических условиях, узнают о разнообразной деятельности человека в разных условиях ландшафтов (предприятия по заготовке древесины, использование рекреационных ресурсов (различные виды туризма) учреждения отдыха, предприятия сельского хозяйства, водохранилище). Охрана окружающей среды.

Далее происходит изучение административно-территориального устройства земли Баден-Вюртемберг (округа, города). Знакомство с Штутгарт, как столицей земли (жизнь человека в большом городе – преимущества и недостатки, сфера услуг, главные здания, достопримечательности, культурный центр города, пункт сообщения с другими городами, районами, знакомство с расписанием различных видов транспорта). Краткий обзор промышленных предприятий земли Баден-Вюртемберг. В качестве подведения итогов после изучения начального курса учащимся предлагается составить тематическую комплексную карту по заданию учителя.

Краткое ознакомление с немецкой программой показывает, что зарубежные составители большое значение уделяют практическим вопросам, что в свою очередь придает географическим знаниям жизненный смысл, имеющий важное значение для современного ребенка.
Секция 2.

Роль учителя в современном обществе

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ

И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

М. В. Сидоренко

ГУО СШ №2 имени Г.М.Склезнева г.Гомеля,

ГГУ имени Ф.Скорины, г.Гомель, Республика Беларусь reggi1952@yandex.ru
Воспитателем и учителем надо родиться;

им руководит прирожденный такт.

А. Дистервег

В семье рождается ребенок. Кто он, какой он - первоначально это известно только его родителям и близким родственникам. Кем станет ребенок, каким он вырастит, что приобретет на протяжении всей жизни – об этом пока не знает никто. Любой ребенок, по своей сути, является чистым листом, несформировавшейся, неустойчивой в социуме личностью, нуждающейся в помощи и поддержке. От того, как и куда направить данную личность, будет зависеть не только ее собственная жизнь, но и жизнь целого государства. Ведь каждый ребенок - это индивидуальность. Кто сможет научить, воспитать, поддержать, направить, раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ему стать личностью?

Наши первые учителя – это наши родители. Нельзя отодвигать в сторону первоначальную и основополагающую роль семьи в обучении и воспитании. Отец, мать, бабушки, дедушки, тети, дяди – это первые люди с которых начинается открытие нового мира для родившегося ребенка, начинается формирование личности. Если родители, общаясь с ребенком, дают первичную жизненную установку, наталкивают, помогают, разъясняют, то процессы адаптации в современном мире проходят легче и дают значительные результаты для дальнейшего формирования устойчивой личности. Полная, социально положительная семья дает юному поколению больше возможностей добиться в жизни успеха.

Еще одним важным фактором в жизни ребенка является школа. Здесь мы каждый день встречаемся с учителями, общаемся, получаем знания и совсем уже привыкли к постоянному присутствию их в нашей жизни. Но при этом совсем не задумываемся о важности этого присутствия и о том, какую роль играет школьный учитель в жизни каждого человека. Нас окружают разные учителя и мы к ним по-разному относимся. И получается, что от учителя во многом зависит, будем мы знать предмет или нет, чему и как научимся; а значит и зависит наше будущее, наша дальнейшая учёба, профессия и место в обществе. Каким должен быть современный учитель? Какой стиль общения с учеником наиболее приемлемый и продуктивный? Какова его роль и функции в современном обществе? Данные вопросы являются особенно актуальными в настоящее время. Проблемы формирования социально-профессионального статуса учителей исследуются в трудах Е. П. Дюндик, С. И. Железняковой, О. В. Лукши, А. А. Орлова, Г. С. Солодовой, Н. А. Хридиной и других. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом [1].

Модель I – «Сократ». Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации. Такой учитель зачастую забывает в процессе спора цели данной дискуссии, всецело увлекаясь самим процессом отстаивания той или иной позиции. Учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель II – «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель III – «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще. Как правило, безупречен в выборе стиля одежды.

Модель IV – «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, поскольку считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль распространен более, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель V – «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах, сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель VI – «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное – конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель VII – «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен [1].

Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом:

1) модель диктаторская («Монблан») – преподаватель как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые – лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению;

2) модель неконтактная («Китайская стена») – близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым;

3) модель дифференцированного внимания («Локатор») – основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров в общении; он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируются в настроении коллектива, концентрирует на них свое внимание;

4) модель гипорефлексная («Тетерев») – заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята;

5) модель гиперрефлексная («Гамлет») – противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как они воспринимаются окружающими;

6) модель негибкого реагирования («Робот») – взаимоотношения преподавателя строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы;

7) модель авторитарная («Я сам») – учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он – главное и единственное действующее лицо;

8) модель активного взаимодействия («Союз») – преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них [1].

На базе ГУО СШ №2 имени Г. М. Склезнева было проведено исследование среди учащихся 9-11 классов по выявлению позитивной профессиональной позиции современного учителя и модели его общения с учащимися на уроках. В исследовании участвовало 272 испытуемого в возрасте от 15 до 18 лет. Учащимся анонимно была предоставлена анкета, в которой нужно было обозначить (по их мнению) наиболее позитивную профессиональную позицию современного учителя и модель его общения с учащимися на уроках. При ответе на первый вопрос учащиеся отдали наибольшее количество голосов 78% типу «Мастер», 12% типу «Менеджер», 7% типу «Сократ», 3% типу «Тренер». При ответе на второй вопрос учащиеся единогласно отдали предпочтению модели активного взаимодействия «Союз» -100%.

По результатам исследования был составлен портрет современного учителя: учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще. Как правило, безупречен в выборе стиля одежды. На его уроке атмосфера эффективной деятельности класса с поощрением инициативы и самостоятельности учащихся. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата. Он постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них.

Какова же роль педагога в современном обществе? Роль педагога в обществе, т.е. его социальные функции претерпевают изменения вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живёт в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все перемены, которые происходят в этом обществе.

Основные функции учителя в современном обществе:

1. Педагог выполняет роль «двигателя» в обществе, катализатора (ускорителя) общественного прогресса.

2. Профессиональный педагог составляет преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим – через молодое поколение.

3. Педагог выполняет роль «аккумулятора», накапливающего в себе социальный опыт. В этой роли он выступает как хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных, интеллектуальных, духовных и др.

4. Педагог - специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных отношений, взаимоотношений и поведения людей, достигнутый к тому времени. Его оценки: есть факторы хорошие и плохие, есть и промежуточные. Из общего фонда культуры он выбирает тот материал, который будет ценен, полезен для пользования в воспитательно-образовательной работе с детьми.

5. Педагог- это лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодёжи перед старшим поколением.

6. Педагог формирует духовный мир молодёжи в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества. Воспитывая у молодёжи представления об общечеловеческих ценностях, педагог учит её регулировать своё поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.

Таким образом, счастливым может назвать себя человек, у которого c первых дней жизни были хорошие учителя. В процессе педагогического общения сильно проявляются личностные качества и неповторимость педагога. Он должен уметь управлять общением, собой, быть наблюдательным. «Достучаться до каждого сердца, достучаться до самого сердца…». И всегда помнить: всему основа-любовь к детям!
Источники


  1. http://lib.rus.ec/b/176834/read


Секция 3.

Компетентностный подход в образовании

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница