Название проекта ИКТ в детском саду
(инновационный практико – ориентированный,
информационный, долгосрочный, общественно- полезный)
Автор
Педагог дополнительного образования
Панкова Татьяна Анатольевна
Руководитель проекта
Панкова Татьяна Анатольевна
Срок реализации
2011 - 2013 учебный год
Проект «ИКТ в детском саду»
Инновационный потенциал проекта
Реализация проекта позволит решить комплекс проблем, сопровождающих внедрение информационных компьютерных технологий в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
На сегодняшний день, одной из проблем обучения компьютерной грамотности, является ограниченный доступ к вычислительной технике, особенно для детей дошкольного возраста. Сейчас у многих семей дома есть компьютер, но обучение ребенка работе на компьютере часто ограничивается играми (которые не всегда соответствуют их возрасту. Отсутствие времени и необходимых знаний у взрослых приводит к тому, что дети дошкольного и младшего школьного возраста воспринимают компьютер как дорогую, очень интересную и часто недоступную игрушку. Помочь решить эту проблему детей и взрослых помогает проект «ИКТ в детском саду». Реализация проекта, обобщение и распространение опыта могут стать
основой для выработки образовательной программы и внедрения информационных технологий в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения. С развитием информационных технологий, доступности большинства людей к компьютерной технике возникает потребность и формируется социальный заказ от родителей на раннее обучение ребенка работе на персональном компьютере. Но проблема заключается в том, что при наличии и многообразии обучающих программ для детей нет системного подхода к обучению ребенка дошкольного возраста работе на персональном компьютере. Предлагаемый проект предполагает развитие, воспитание и обучение ребенка в компьютерной среде, в условиях, когда компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности, средством самореализации.
Цель и эффективность инновации
Инновационный проект «ИКТ в детском саду» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр., совершенствует процесса обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников.
Цель:
Использовать компьютерные технологии (обеспечивающие сбор, накопление, хранение, обработку и передачу в закодированном виде информации различного характера, а так же способы (методы) использования таких систем) для расширения интеллектуальных возможностей ребенка.
Задачи:
-
Обеспечить достижения дошкольниками высокого уровня общего интеллектуального развития, необходимого для успешной учебы в школе и для всей последующей жизни.
-
Применить компьютерные технологии для выявления и поддержки одаренных детей.
-
Формировать навыки практической работы с современным программным обеспечением. Развивать простейших технических умений.
-
Воспитывать детей на общечеловеческих ценностях (добро, милосердие, любовь).
Компьютерное образование – развитие высших психических функций, формирование качеств личности – образованности, самостоятельности, критичности, ответственности, рефлексивности. Более четко представляются и виды деятельности в компьютерной среде: ребенок обучается, развивается, общается. Компьютер в современных условиях не просто электронная вычислительная машина; это источник информации, инструмент ее преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов дидактической системы.
Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада станет мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации предполагаются
следующие результаты:
1. Повыситься уровень познавательных процессов детей дошкольного возраста:
-
логического мышления;
-
объема памяти;
-
внимания;
-
творческих способностей;
-
воображения;
2. Разовьются технические навыки и умения работы на компьютере:
-
умения ориентироваться на экране монитора;
-
умения пользоваться клавиатурой, управлять курсором с помощью клавиш «вверх», «вниз», «вправо», «влево», ENTER, пробел;
-
умения управлять манипулятором «Мышь» различать правую и левую кнопку мыши, выполнять двойной щелчок, передвигать элементы с помощью удерживания их курсором;
-
выполнения техники безопасности работы на компьютере;
Два раза в год проводиться мониторинг с детьми дошкольного возраста на развитие познавательных процессов и технических навыков и умений работы на компьютере.
Критерии технологической диагностики по выявлению технических навыков и умений работы на компьютере: (автор курса «Азы информатики» — А. А. Дуванов)
-
умение ориентироваться на экране монитора
-
умение пользоваться клавиатурой, управлять курсором с помощью клавиш «вверх», «вниз», «вправо», «влево», ENTER, пробел.
-
умение управлять манипулятором «Мышь» различать правую и левую кнопку мыши, выполнять двойной щелчок, передвигать элементы с помощью удерживания их курсором;
-
техника безопасности работы на компьютере
Характеристика объекта
Проект «ИКТ в детском саду» инновационный, практико – ориентированный, долгосрочный, общественно-полезный, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Сущность инновационного проекта «Компьютер в детском саду» заключается я в том, чтобы использовать компьютерные технологии (игры, электронные учебники, тесты) с целью повышения интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста. Инновационный проект «ИКТ в детском саду» основывается на следующих принципах:
-
динамического изучения отражающего концепцию Л.С.Выгодского о двух уровнях умственного развития ребенка: актуальной и потенциальном, т.е. зоне ближайшего развития;
-
принцип занимательности необходим для вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирование желания выполнять предъявляемые требования и стремления к достижению конечного результата;
-
принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности;
-
принцип новизны дает возможность опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную среду дошкольника.
-
Принцип культурологии дает возможность воспитания у детей опоры на общечеловеческие ценности (добро, милосердие, любовь).
Методологической основой инновационного проекта «ИКТ в детской саду» является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который состроит в том, что в результате внедрения проекта ребенок приобретает знания необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями, которые заданы целями обучения. В проекте ребенок выступает в позиции субъекта познания, общения и отношений. Инновационный проект «ИКТ в детской саду» представляет собой систему занятий и совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию интеллектуальных способностей ,таких как: внимание, память, мышление, творчество, воображение с использованием новых информационных технологий: компьютерных игр, электронного учебника, компьютерных тестов.
-
учебный план, рассчитанный на два года обучения (32 занятия в год), по 20 - 25 минут (каждые 10 минут физминутка: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика)
-
занятия с детьми на компьютерах проводятся перед обедом или после дневного сна;
Технология внедрения
занятия детей с компьютером проходят в игровой форме с использованием компьютерных игр, электронных учебников и компьютерных тестов.
Проект «ИКТ в детском саду» предполагает создание:
-
условий для интеллектуального развития дошкольников; интеграции образовательного процесса;
-
электронных учебников для обучения детей дошкольного возраста;
-
медиотеки компьютерных игр развивающего характера;
-
учебно - методических пособий на компакт-дисках (тесты, конкурсы, материалы тематических мероприятий);
-
"копилки" педагогического опыта интеграции образовательного процесса,
-
разработки программы обучения детей дошкольного возраста;
-
развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса;
-
создание детской телестудии
-
создание клуба «Заботливые родители»
В ходе выполнения проекта возможна корректировка отдельных мероприятий. Выполнение проекта осуществляется путем реализации целей, операционально-заданных и являющихся контрольными измерителями результативности его выполнения.
Реализация проекта предполагает следующие этапы:
Подготовительный
|
Реализации
|
Заключительный
|
Маркетинг
|
-
Информирование родителей о ходе реализации проекта
|
-
Выпуск печатной продукции: буклет, газета
|
Изучение законов Министерства образования:
-
Закон РФ «Об образовании»,
-
ФЗ РФ№122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации»
Изучение муниципальной программы «Компьютеризация в образовании»
|
Изучение требований СанПиН 2.2.2.542 – 96
|
Согласование с администрацией учреждения планов и нагрузки
|
Создание электронного пособия (учебника) для обучения детей дошкольного возраста
|
Отчет о проделанной работе (1 раза в год)
|
Утверждение учебных планов
|
Организация занятий в соответствии с учебным планом – программой
|
Мониторинг усвоения
|
Педагогическое консультирование воспитателей
|
Информирование педагогического коллектива о ходе реализации проекта
|
Отчет о проделанной работе (1 раза в год)
|
-
Психолого – педагогическая диагностика детей 5 – 6 лет
-
Диагностика уровня подготовленности детей к школе
|
-
Осуществление индивидуальной работы
-
Осуществление работы с одаренными детьми по индивидуальным маршрутам
|
-
Участие в тематических неделях
-
Участие в конкурсном движении
-
Успешное освоение школьной программы
|
Проект
Воспитатели «ИКТ в детском саду»
Психолог
Музыкальный
руководитель
В реализации проекта
Дети
«ИКТ в детском саду»
Родители
участвуют:
Руководитель
Участники
|
Функции
|
Руководитель
проекта
|
-
Маркетинговое исследование по данному вопросу
-
Разработка проекта, программы
-
Руководство и реализация проекта
-
Мониторинг исследования
|
Дети
|
-
Осваивают технические умения использования новых информационных технологий
-
Развиваются интеллектуально
-
Пробуют себя в роли ведущих телерепортажей
-
Осваивают навыки интервьюеров
-
Ведут творческий поиск для решения поставленных задач
|
Родители
|
-
Получают информацию о результатах обучения и развития ребенка
-
Получают результаты о техническом освоении новых информационных технологий детьми
-
Взаимодействуют с руководителем проекта и воспитателями группы
-
Знакомятся с нормативной, медицинской, педагогической информацией
-
Участники клуба «Заботливые родители»
-
Являются соавторами детских репортажей
-
Участвуют в мероприятиях проекта
|
Воспитатели
|
-
Осуществляют взаимодействие «родители + дети + руководитель»
-
Осваивают новые информационные технологии
-
Получают информацию о педагогической и методической литературе,
-
Используют Интернет – ресурсы учебного назначения
-
Обмениваются информацией по методике использования новых информационных технологий в рамках МО
|
Получение информации и анализ соответствует таблице.
Информация
|
Периодичность
|
Ответственный
|
Диагностика
|
Овладение техническими навыками
|
1 раз в год
|
Руководитель проекта
|
Развитие познавательных процессов
|
2 раз в год
|
Воспитатели,
Руководитель проекта
|
Выполнение учебного плана
|
1 раз в год
|
Руководитель проекта
|
Составление индивидуальных маршрутов
|
1 раз в год
|
Руководитель проекта
|
Способы оценки результатов:
-
Изучение результатов диагностики
-
Организация тематической недели
-
Анкетирование родителей
-
Опрос педагогов
-
Выставка - демонстрация материалов учебного процесса на МО
-
«ИКТ в образовательном процессе ДОУ»
Ресурсное обеспечение
Информационные ресурсы
|
Изучить:
|
исследования ученых и специалистов НИИ дошкольного воспитания Центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца,
|
Интернет – ресурсы www.botik.ru/~robot; [email protected]
|
«Учимся работать на компьютере» М.К.Антошин Москва 2004г.
|
статьи Гурьева Сергея Владимировича «Компьютер в жизни ребенка» (кандидата педагогических наук, Российского государственного университета)
|
«Новые информационные технологии в дошкольном образовании» Ю.М.Горвица Москва 1998г
|
журнал «Детский сад от А до Я» №1 2003 г.
|
Кадровые
|
Привлечь
|
Музыкального руководителя
|
Воспитателей дошкольных групп
|
Учителя-логопеда
|
Педагога - психолога
|
Нормативно – правовое:
|
Разработать
|
Положение об использовании Интернета в образовательном процессе
|
Расписание игровых мероприятий в компьютерно- игровом комплексе
|
Положение о деятельности детской телестудии «Компик и компания»
|
|
План деятельности детской телестудии «Компик и компания»
Структуру сайта ДОУ
|
Программно методическое:
|
Сделать
|
подборку компьютерных игр с учетом возраста детей и требований
|
электронный учебник «Путешествие по компьютерной стране»
|
электронные тесты «Что мы умеем»
|
подборку литературы для работы МО
|
подборку материалов для консультирования родителей
|
|
Портфолио группы
|
Финансовое – обеспечение (см. таблицу «Инвестиции»)
|
Материально – техническое
|
Приобрести
|
Оформить стенд «Компьютер для самых маленьких»
|
Развивающие компьютерные методики для детей дошкольного возраста
|
Компьютеры
|
Медиапроектор
|
Интерактивную доску
|
Организационные ресурсы
|
Организовать
|
заседания участников проекта
|
общее собрание родителей
|
заседание педагогического совета
|
выпуск: репортажей детской теле студии, буклетов для родителей
|
организация семинара «Влияние информационных технологий на интеллектуальное развитие дошкольника»
|
|
Участие в конкурсах разного уровня
|
|
Мастер-классы, семинары, тренинги
|
Размещение объекта инноваций
Проект «ИКТ в детском саду» предполагается реализовать с детьми дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности в утренние и вечерние часы используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.
Его основной задачей является формирование первых элементов информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ для детей дошкольного возраста.
Идея проекта: спиральность, наращивание сложности одного и того же понятия на каждом новом этапе обучения.
В связи с реализацией проекта «ИКТ в детском саду » современные информационные технологии войдут в систему дидактики детского сада, т.е. произойдет органическое сочетание традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.
Согласно концепции информатизации отечественной школы, для изучения информационных технологий в 1-6 классах при наличии соответствующих возможностей рекомендуется пропедевтический этап, которым и является проект «ИКТ в детском саду».
Возможные эффекты от реализации проекта «ИКТ в детском саду»:
-
Устойчивое внимание в процессе деятельности за компьютером и огромный интерес к нему.
-
Сформированные настойчивость и терпение, не свойственные детям этого возраста.
-
Способность ребенка находить наибольшее число принципиально различных решений задачи - «когнитивная гибкость»
-
Информация о реализации проекта на странице Интернет представительства.
-
Возрастет:
-
исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы);
-
мотив успешного решения познавательных задач.
-
выявление и поддержка одаренных детей
-
Дети – призеры муниципального и регионального конкурсного движения.
Основные риски
Как и любая инновация, проект «ИКТ в детской саду» подвергается возможным рискам:
|
Риски
|
Преодоление
|
Родители
|
-
Против обучения детей работе на компьютере
-
Отрицательное влияние на здоровье ребенка.
|
-
Предоставить нормативно – правовую документацию, протокол измерения электромагнитного поля Роспотребнадзора Открытые занятия
|
Дети
|
Перегрузка
|
-
Соблюдение требований СанПиН
-
Интегрированный педагогический процесс
-
Реализация проекта в игровой деятельности.
|
Воспитатели
|
-
Низкая оценка новых информационных технологий
-
Не владеют информационно компьютерными технологиями.
|
-
Постоянно действующий семинар «Влияние информационных технологий на интеллектуальное развитие дошкольника»
-
Освоение информационно компьютерными технологиями
-
Мастер-классы
|
Педагоги
|
Не желание сотрудничать
|
Материальное стимулирование
|
Инвестиционная привлекательность
Проект «ИКТ в детском саду» реализуется на базе компьютерно – игрового комплекса
МДОУ д/с общеразвивающего вида «Золотая рыбка» с приоритетны осуществлением деятельности по физическому развитию детей.
Для реализации проекта необходимы:
Затраты
|
Сумма
Обсуждается
|
Бумага для печати «Снежинка» (3 пачки на год)
|
Чернила для принтера
|
Интерактивную доску
|
Микрофон
|
Компьютер с необходимым программным обеспечением
|
Штатив для камеры
|
Обслуживание программного обеспечения
|
Социальная оценка инновации:
|
Социальная оценка инноваций
|
Общественная
оценка
|
-
Взаимодействия со СМИ,
-
Обсуждение проекта «ИКТ в детском саду» на сайте творческих педагогов
-
Обсуждение на Интернет - форуме
-
Оценка родительского собрания
|
Корпоративное
сообщество
|
-
Овладение всеми педагогами ИКТ
-
Интеграция учебного процесса
|
Муниципальное
сообщество
|
-
Функционирование Мастер –класса
«Использование компьютерные технологии для расширения интеллектуальных возможностей ребенка».
-
Выпуск репортажей детской телестудии
« Смайлик и компания»
|
Перспективы в
оценке
|
-
Успешное обучение в школе
-
Внедрение проекта «ИКТ в детском саду» в детские образовательные учреждения города
|
Проект предполагает следующую оценку обществ:
Перспектива нового этапа
Создание студии « Юный журналист»
|