О концептуальных подходах к формированию и развитию интеллектуальной транспортной системы в Республике Татарстан



Скачать 349.01 Kb.
Дата 05.09.2016
Размер 349.01 Kb.
О концептуальных подходах к формированию и развитию интеллектуальной транспортной системы в Республике Татарстан
Позитивные изменения в облике мирового транспорта в начале XXI в. сопровождаются рядом негативных последствий, масштабы и значимость которых дают основания оценивать их как стратегические вызовы регионального, национального и даже континентального масштаба. К их числу относятся неприемлемый уровень людских потерь, рост потребления невозобновляемых источников энергии и негативного влияния на окружающую среду, постоянно растущие задержки людей и грузов на всех видах транспорта, связанные как с объективным недостатком мощностей транспортной инфраструктуры, так и с низким уровнем логистического управления транспортными потоками.

Интеллектуальные транспортные системы

Мировым транспортным сообществом решение найдено в создании транспортных систем, в которых средства связи, управления и контроля изначально встроены в транспортные средства и объекты инфраструктуры, а возможности управления (принятия решений), на основе получаемой в реальном времени информации, доступны не только транспортным операторам, но и всем пользователям транспорта.

Задача решается путем построения интегрированной системы: люди — транспортная инфраструктура — транспортные средства, с максимальным использованием новейших информационно_управляющих технологий. Такие "продвинутые" системы и стали называть интеллектуальными.

В последнее годы словосочетание "Интеллектуальные Транспортные Системы" (Intelligent Transport Systems) и соответствующие аббревиатуры —ИТС, ITS — стали обычными в стратегических, политических и программноцелевых документах развитых стран.

Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) —это системная интеграция современных информационных и коммуникационных технологий и средств автоматизации с транспортной инфраструктурой, транспортными средствами и пользователями, ориентированная на повышение безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта. Идея ИТС, в своей основе, уже практически реализована в глобальном масштабе под руководством ИКАО в гражданской авиации.

Благодаря стандартам и руководящим документам управление международными полетами, работой аэропортов и обслуживание пассажиров с использованием информационных и коммуникационных технологий гармонизированы. Все воздушные суда имеют средства связи, автономной спутниковой навигации, системы автоматического пилотирования, предотвращения столкновений в воздухе, управления посадкой и др. Наземные службы располагают технологиями постоянного контроля и управления в условиях плотного и эшелонированного воздушного движения.



Мировой опыт и инструменты реализации ИТС

Начиная с 80-х гг. большинство стран Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и США целенаправленно и систематически продвигают ИТС в качестве центральной темы в осуществлении транспортной политики.



Япония одна из первых стран в мире, которая в 1973 г. приступила к проведению исследований по ИТС и реализации комплексной системы управления автомобильным транспортом. В 1996 г. пять министерств Японии, объединенных в Штаб, возглавляемый Премьер-министром, с участием академических кругов, промышленности, и специально созданной структуры "ИТС-Япония", начали реализовывать "Комплексный план для ИТС в Японии". Фаза развития ИТС после 2010 г. под девизом "Зрелость ИТС — Инновационное развитие социальных систем" является заключительным периодом этого проекта и позиционируется как базовая система для достижения общенациональных эффектов.

В 2003 г. обществом ИТС Япония был подготовлен еще один этапный документ — "Стратегия развития ИТС в Японии", в котором декларируется система трех целей:

1. Япония — зона нулевых потерь на дорогах;

2. Япония — зона нулевых задержек на дорогах;

3. Япония — зона комфортабельных транспортных условий (зона нулевых неудобств).

В США развитие ИТС базируется на национальных программах, реализуемых Министерством транспорта. В 1991 г. Конгресс США законом ISTEA впервые учредил, разработанную Минтрансом США, Федеральную программу — Пятилетний национальный программный план развития ИТС. В 1996 г. началась разработка программы стандартов ИТС по списку критических интерфейсов.

В 1998 г. в соответствии с законом TEA21 началась разработка научно-исследовательской программы ИТС и программы развертывания ИТС, определена ведущая роль Минтранса США в продвижении интегрированной ИТС, созданы структуры федерального уровня, в т.ч. объединенный офис программы ИТС, который финансирует НИР, управляет эксплуатационными испытаниями, координирует разработку стандартов и действия Федеральных агентств.

Большинство государственных инициатив, таких как "Национальная архитектура ИТС", "Программа разработки стандартов", "Информационные системы и сети для коммерческих транспортных средств (CVISN)", "Программы общественного городского транспорта, сельские ИТС, мероприятия по безопасности пассажиров" и "Оценочная программа" создали основу, на которой в январе 2002 г. построен "План-Программы Национальной интеллектуальной транспортной системы: Видение на 10 лет" и разработан критический интерфейс для взаимодействия на региональном, штатном и национальном уровнях. Учреждена "Национальная расчетная палата ИТС" для обмена информацией и формирования политики.

Таким образом, в США создана система постоянно обновляемых официальных стратегических и программных документов по развитию ИТС, которая охватывает все уровни планирования — от стратегического до текущего, гарантируя на законодательном уровне участие государства в исследованиях, разработках и развертывании ИТС.



В Китае Министерство коммуникаций приступило к развитию ИТС в 1997 г. с создания лаборатории и Национального центра инжиниринга и технологий ИТС. Центр представляет команду исследователей из 40 различных институтов высшего образования типа Пекинского Университета Аэронавтики и Астронавтики, Пекинского Университета Почты и Телекоммуникаций и т.д. В 2000 г. Министерство науки и техники и более 10 заинтересованных министерств и комиссий совместно учредили Национальную группу по координации ИТС и Национальный офис ключевых проектов и предприятий ИТС-технологий, подведомственными Центру ИТС. В 2003 г. создан Китайский Национальный технический комитет по стандартизации ИТС, в 2007 г. принята "Стратегия развития ИТС Китая". Созданы институциональные основы для поэтапного и планомерного развития ИТС.

Развитие ИТС в Китае осуществляется на плановой основе под полным контролем государства. Соответствующие задания на разработку и внедрение ИТС-сервисов отражаются в пятилетних планах развития экономики. Первоочередные проекты ИТС в Китае реализованы в системе сбора платежей на платных дорогах, что тесно связано с политикой развития сети скоростных автодорог страны, которые есть во всех провинциях. К декабрю 2006 г. запущено 160 систем электронной оплаты пошлин на 64 скоростных автомагистралях с общей протяженностью 3200 км.



Европейский Союз в 2006 г. принял политический документ "Европа в движении. Устойчивая мобильность для нашего континента", в котором выдвинута концепция интеллектуальной мобильности (intelligent mobility). Отмечается, что в долгосрочном периоде автомобили, поезда или суда должны иметь столь же развитое оборудование связи, навигации и управления, что и самолеты.

В феврале 2009 г. Комиссия ЕС выпуском ЗЕЛЕНОЙ КНИГИ "TEN-T: Обзор стратегии" начала процесс фундаментального пересмотра политики Трансъевропейской транспортной сети для формирования единой мультимодальной сети. Вводится новый концептуальный принцип развития приоритетной транспортной сети взамен действующего принципа приоритетных проектов, что инициирует процесс интеграции сетей и более системное использование узловых соединений (где чаще всего возникают заторы) — морских и воздушных портов в качестве пунктов входа в сеть и основных пунктов межмодального соединения. ИТС отводиться роль мостового соединения между жесткой инфраструктурой и интеллектуальным транспортом, ключа к достижению целей транспортной политики.

Понимание того факта, что реальное развертывание ИТС возможно только на основе соединения усилий государств и частного сектора (причем, роль последнего будет возрастать по мере роста рыночной привлекательности ИТС-сервисов) привело к созданию в 1991 г., одновременно с Японией и США, некоммерческой организации — общества ERTICO (ИТС Европа). Цели ERTICO состоят в содействии координированию усилий по развитию ИТС в Европе от научных исследований до рыночных инвестиций. Общество успешно организует десятки проектов и инициатив в сфере ИТС и является европейским лидером в этой сфере. Проекты ИТС включены в стратегические документы по развитию транспорта, рамочные программы исследований и разработок Евросоюза, в том числе, связанные с использованием GNSS ГАЛИЛЕО.

В качестве общеевропейской программы ERTICO выступила с инициативой по оборудованию транспортных средств специальными устройствами для определения местонахождения попавшего в аварию транспортного средства и вызова экстренных служб к месту ДТП.

Общественная инициатива ERTICO привела к принятию Еврокомиссией программы "e_call" ("экстренный вызов"), которая с 2010 г. должна стать общеевропейским законом. В странах ЕС, подписавших меморандум по внедрению программы "экстренный вызов", законодательно устанавливаются требования к автопроизводителям оборудовать поставляемые для продажи автомобили телематическими блоками, которые позволяют точно определить место ДТП по спутниковой навигации и в автоматическом режиме через диспетчерские центры вызвать необходимую помощь. В Финляндии, например, решили внедрить программу "экстренный вызов" не дожидаясь принятия общеевропейского закона.

Несмотря на то, что ERTICO создана с участием Еврокомиссии и Министерств Транспорта стран участниц Евросоюза, она является негосударственным общественным институтом, обеспечивающим реализацию политических решений, принятых странами Евросоюза на внутреннем и внешних рынках. Главной целью ERTICO является разработка и различных программ, направленных на развитие европейских инновационных технологий в области развития дорожной инфраструктуры, применения интеллектуальных транспортных систем в целях управления дорожным движением, повышения мобильности населения и грузов, улучшение качества жизни людей, повышение безопасности на дорогах и снижение вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду.

Только перечень реализованных за последние годы программ ERTICO позволяет судить о вкладе этой организации в обеспечение безопасности дорожного движения в странах Евросоюза:

- ADASIS (Advanced Driver Assistant Systems Interface Specification) – использование точных картографических данных в средствах навигации для получения водителем прогноза ситуации на дороге впереди по ходу движения;

- AIDE (Adaptive Integrated Driver-Vehicle Interface) – использование специального электронного оборудования и программного обеспечения, позволяющего концентрировать внимание водителя в момент обгона и отключения функций приборов в салоне автомобиля, отвлекающих внимание во время совершения сложного маневра;

- ERTRAC (The European Road Transport Research Advisory Council) – программа координации взаимодействия Европейских исследовательских институтов в дорожном и транспортном комплексе в целях структурирования и оптимизации   научно-исследовательских работ в интересах стран Евросоюза;

- eSafety Forum – европейская программа по массовому внедрению систем активной и пассивной безопасности, включающая в себя работы по проекту eCall (“’экстренный вызов”), созданию электронных карт для использования экстренными службами, изучению эффективности различных каналов передачи информации от автомобиля в диспетчерский центр оператора, сотрудничество с участниками американского, японского и других рынков телематических услуг, с целью выработки приоритетных задач и международных стандартов по оказанию экстренной помощи пострадавшим в аварии на дорогах, гармонизация технических решений по передаче информации от автомобиля к автомобилю или от автомобиля к дорожной инфраструктуре, организация информирования участников дорожного движения в режиме реального времени о ситуации на дорогах через специальный радиоканал;

-FeedMAP – обеспечение постоянного обновления электронных карт;

- GST (Global System for Telematics) – создание технологической платформы для развития сотрудничества, необходимого для развития массового рынка открытых телематических услуг, в первую очередь обеспечивающих сбор, передачу обработку информации для пользователей – участников дорожного движения, скорой помощи и служб спасения;

- HeavyRoute – программа поддержки быстрых и безопасных грузовых перевозок;

-IP PReVENT – программа внедрения специальных электронных устройств (ADAS – Advanced Driver Assistance Systems), позволяющих водителю получать превентивную информацию о возможных опасностях по ходу движения и избегать аварийных ситуаций;

- MAPS&ADAS (IP PReVENT) – использование электронных карт для повышения безопасности на дорогах;

- SAFESPOT – программа поддержки появления большего количества «умных» машин на «умных» дорогах;

- SpeedAlert Forum – информирование водителей о соблюдении установленного скоростного режима;

- ESP21 (European Security Partnership for the 21st Century) – программа формирования комплексного подхода для обеспечения справедливой, правовой, свободной и безопасной жизни в Европе.

- AGILE (Application of Galileo in the Location-Based Service Environment) – программа обеспечения коммерческого использования спутниковой системы Galileo;

- CVIS (Cooperative vehicle-infrastructure systems) – программа взаимодействия автомобилей и дорожной инфраструктуры;

- ENITE (European Network on ITS Training & Education) – программа подготовки специалистов по интеллектуальным транспортным системам;

- EuroRoadS – программа по созданию базы данных о европейской дорожной инфраструктуре;

- FRAME Forum – программа построения архитектуры для Европейской интеллектуальной транспортной системы;

- RCI (Road Charging Interoperability) – программа развития платных дорог;

- Road Traffic Information Group – программа развития информационного сопровождения участников дорожного движения;

- TMC Forum (Traffic Message Channel) – программа информирования участников дорожного движения о реальной дорожной обстановке по специальному выделенному радиоканалу;

- CONNECT, SIMBA – национальные и международные программы по развитию рынка интеллектуальных транспортных систем. Включают в себя программы в Странах Центральной и Восточной Европы, Бразилии, Индии, Китае, ЮАР а с 2008 года – в России. Национальным координатором проекта SIMBA 2 в России является Профессиональная Ассоциация противодействия угонам транспортных средств.



- Network of National ITS Associations – программа по развитию международной сети Ассоциаций Интеллектуальных транспортных систем;

Программа eCall («Экстренный вызов»). В рамках общеевропейской программы ERTICO выступила с инициативой по оборудованию транспортных средств специальными устройствами для определения местонахождения попавшего в аварию транспортного средства и вызова экстренных служб к месту ДТП. Общественная инициатива ERTICO привела к принятию Еврокомиссией программы «e-call» («экстренный вызов»), поддержанной практически всеми странами Европейского Союза (далее – ЕС), которая с 2012 года должна стать общеевропейским законом. В странах ЕС, подписавших меморандум по внедрению программы «экстренный вызов», законодательно устанавливаются требования к автопроизводителям оборудовать поставляемые для продажи автомобили телематическими блоками, которые позволяют точно определить место ДТП по спутниковой навигации и в автоматическом режиме через диспетчерские центры вызвать необходимую помощь.

Сфера активного развития ИТС. Реализация ИТС в глобальном масштабе стала возможной только в условиях насыщенного коммуникационного пространства, когда нет проблем с дешевой передачей значительных объемов цифровой информации в реальном времени в любой точке транспортной сети. Наиболее активно развиваются базовые технологии для транспортной инфраструктуры и транспортных средств:

1. Интеллектуальные системы для инфраструктуры:

• управление движением на автомагистралях;

• коммерческие автоперевозки;

• предотвращение столкновений транспортных средств и безопасность их движения;

• электронные системы оплаты транспортных услуг;

• управление при чрезвычайных обстоятельствах;

• управление движением на основной уличной сети и ликвидация последствий ДТП;

• управление информацией;

• интермодальные грузовые перевозки;

• контроль погоды на автодорогах;

• эксплуатация автодорог;

• управление общественным транспортом;

• иформация для участников движения.

2. Интеллектуальные системы для транспортных средств:

• системы предотвращения столкновения;

• системы уведомления о столкновении;

• системы помощи водителю.

Одно из основных направлений развития ИТС в Европе, США и Японии является реализация концепции интеллектуального автомобиля. Реализуется международная программа "Транспортные средства повышенной безопасности". Уже первые опыты использования бортовых интеллектуальных систем показали, что они способны уменьшить число ДТП на 40%, а число ДТП со смертельным исходом на 50%.

Под термином "бортовые интеллектуальные системы" в ЕЭК ООН понимают системы, установленные на автомобиле в целях повышения его безопасности и использующие информацию, которая поступает как непосредственно от бортовых датчиков автомобиля, так и от дорожной инфраструктуры или других источников.

В настоящее время уже находятся в продаже или проходят полигонные испытания более десяти типов бортовых ИТС — Система поддержания дистанции в плотном транспортном потоке; Система удержания автомобиля на полосе; Система оповещения об усталости водителя; Система предотвращения боковых столкновений; Система удержания автомобиля при движении по кривой; Система обнаружения мотоциклистов и др.

Бортовые ИТС реализуют, как минимум, четыре функции:

—оказывают водителю помощь в предвидении дорожной обстановки;

— побуждают его к действиям по предотвращению опасной ситуации;

— снижают утомляемость водителя, принимая часть нагрузки по управлению автомобилем на себя;

— автоматически берут управление на себя, если водитель самостоятельно не смог выполнить необходимые действия по предотвращению ДТП, либо снижая тяжесть его последствий.

Сегодня в Японии ИТС_оборудование устанавливается как штатное на всех автомобилях высокого и среднего класса. Объем продаж постоянно растет. По состоянию на декабрь 2008 г. число продаваемых бортовых устройств достигло 23,2 млн. единиц и более 33,9 млн. единиц автомобильной навигационной системы.



Выводы из мировой практики развития ИТС

Развитие ИТС методологически базируется на системном подходе, формируя ИТС именно как системы, а не отдельные модули (сервисы). Подходы к созданию ИТС основываются на принципе модернизации, реинжиниринга действующих транспортных систем. Отсюда следуют важные принципы поэтапного развития и модульности создания ИТС.

Формируется единая открытая архитектура системы, протоколы информационного обмена, формы перевозочных документов, стандартизация параметров используемых технических средств связи, контроля и управления, процедур управления и т.д.

Организационно-методической основой развития ИТС служат национальные концепции развития ИТС, национальные архитектуры ИТС и программы развития, важным инструментом привлечения новых игроков на этот рынок стало формирование рыночных пакетов ИТС.

С 2000 г. общество стало ощущать результаты от развертывания ИТС.

Водители получили автомобили, оснащенные средствами безопасности, новые технологии, информацию о поездке и о дорожном движения в реальном времени.

Правительственные агентства увидели новые возможности систем контроля и управления дорожным движением в реальном времени.

Рынки развились до уровня использования в практической транспортной деятельности новых технологий. Начали реализовываться коммерческие проекты создания ИТС.



По данным Ассоциации "ITS America" к 2015 г мировой объем продаж ИТС составит более 400 млрд. долл. Европейский рынок оценивается величиной 100-130 млрд. евро.

Государственно-частное партнерство стало рассматриваться как средство для привлечения инвестиций частного сектора в научно-исследовательские работы и развитие ИТС, наряду с правительством, с сохранением ведущей роли последнего в формировании политики и планов развития ИТС. Около 80% инвестиций в ИТС делаются частным сектором, государство вкладывает 20% инвестиций в создание транспортной инфраструктуры, на которой ИТС-товары и услуги могут развиваться и реализовываться.

Развитие ИТС это высокоорганизованный процесс. Создана его нормативноправовая база. Отлажен процесс стратегического и текущего планирования развития ИТС. Созданы специальные организационные структуры. Отлажен процесс бюджетного финансирования разработок и реализации пилотных проектов развертывания ИТС на национальном уровне.

Взаимодействие государства, промышленников, частного бизнеса, научного сообщества и пользователей обеспечивается созданием национальных и континентальных обществ (ассоциаций), таких как ИТС Америка, ЭРТИКО (ИТС Европа), ИТС Япония и др.

Важную роль в распространении знаний и опыта развития ИТС, установлении глобальных контактов в ИТС сообществе играют ежегодные всемирные и европейские конгрессы ИТС, сопровождающиеся выставками и образовательными программами.

СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ В РОССИИ

В России, несмотря на отсутствие планомерных работ по комплексному развитию ИТС, имеется достаточно много примеров попыток развития локальных элементов и систем, относящихся по современной терминологии к ИТС. Это, созданные в конце XX в., системы контроля и управления движением транспортных средств на всех видах транспорта, системы управления перевозками грузов и пассажиров, системы информирования и продажи билетов и другие информационно управляющие системы.

В настоящее время в России достаточно активно разрабатываются отдельные разрозненные элементы ИТС, что диктуется текущими потребностями рынка, а не долговременной стратегией. Наблюдается четыре процесса, связанных с развитием ИТС:

— разработка различными предприятиями и организациями собственных моделей ИТС;

— адаптация зарубежной и отечественной радиоэлектронной аппаратуры;

— предоставление локальных услуг (в основном мониторинга и дистанционной охраны автотранспорта) на основе разработок зарубежных фирм;

— широкая продажа бортовых комплексов сухопутной навигации и комплектующих.

В области ИТС действует около 200 государственных и частных предприятий (производители, интеграторы, сервисные фирмы, провайдеры, дилеры), деятельность которых никак не координируется и не регламентируется в государственном масштабе.

Каждый из видов транспорта развивает корпоративные информационные системы, направленные исключительно на решение внутренних задач, а не на интеграцию с информационными системами смежных видов транспорта.

Современное состояние рынка ИТС в России отличает разрозненность, фрагментарность, отсутствие национальных стандартов, несистемные контакты (а практически отсутствие таковых) с международными Ассоциациями ИТС.

Стихийное развитие локальных и корпоративных систем формирует среду, когда интеграция в единую интеллектуальную транспортную систему России окажется технически невозможной. Имеются и внешние угрозы—существующие проекты разрозненных элементов российских систем ИТС, в силу несогласованности с международными стандартами могут спровоцировать переключение международных транзитных перевозок в обход территории России.

Возрастание объемов грузопассажирских перевозок неизбежно приводит к нарастанию глобальных проблем:

— чрезвычайно высокому уровню аварийности и количества человеческих жертв на транспорте;

— недопустимо большой нагрузке на окружающую среду;

— резкому снижению эффективности перевозок ("пробки", задержки);

— снижению эффективности комбинированых перевозок.

В субъектах Российской Федерации действуют достаточно скоординированные с федеральной (или находящихся в стадии координации) 83 региональных и 1490 муниципальных программ по организации безопасности дорожного движения (ОБДД). Мероприятия, выполняемые в рамках федеральной и региональных программ, были направлены на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, улучшение организации движения транспортных средств и пешеходов в городах, развитие системы оказания помощи пострадавшим в результате ДТП, совершенствование нормативно-правовых, методических и организационных основ управления деятельностью в сфере безопасности дорожного движения.

За три года на реализацию мероприятий Программы было выделено 15,5 млрд. руб., в том числе 7,8 млрд. руб. из федерального и 7,7 млрд. руб. из бюджетов субъектов РФ. В последние годы отмечается существенный рост ассигнований на мероприятия по ОБДД субъектами РФ. В 2008 г. финансовые вложения регионов России почти в 3 раза возросли по сравнению с 2006 г., что свидетельствует о повышении внимания к проблеме со стороны представительных и исполнительных органов власти на региональном уровне.

За это время сформировалась достаточно устойчивая тенденция уменьшения транспортного и социального риска, тяжести последствий ДТП, основных показателей детского дорожно_транспортного травматизма, что свидетельствует об эффективности принимаемых профилактических мер и об управляемости процесса снижения аварийности.

В 2008 г. количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, по сравнению с 2004 г. уменьшилось на 4570 человек, что в 4,6 раза больше прогнозируемых показателей. При этом снижение основных показателей аварийности зафиксировано в 66 субъектах РФ. В целом с 2006 г. по 2008 г. в результате реализации программно-целевого подхода в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения были сохранены жизнь и здоровье более 7,5 тыс. человек.

Прошедший трехлетний этап реализации Программы (2006-2008 гг.) в значительной части можно рассматривать как информационно-поисковый, а достигнутые результаты по сокращению числа погибших при ДТП людей в сравнении с базовым 2004 г. не могут еще оцениваться как абсолютно устойчивое состояние системы ОБДД. Очевидно, что обеспечение устойчивого состояния системы ОБДД, в том числе последовательное планомерное снижение числа погибших в результате ДТП, невозможно без применения современных средств и технологий на транспорте и в транспортной инфраструктуре.

Проведенные исследования свидетельствуют о значительном ухудшении условий дорожного движения в крупных городах Российской Федерации. Скорость движения наземного транспорта упала практически до скорости пешеходного движения, количество задержек в движении, заторов превысило все допустимые нормы. Резко ухудшается экологическая обстановка. Основная причина такого положения — неподготовленность улично-дорожных сетей к приему и обслуживанию резко возрастающих транспортных потоков.

Этот вывод подтверждается реальными условиями дорожного движения в Москве, Санкт-

Петербурге, других городах_"миллионниках".

По мнению экспертов и специалистов, главная причина сложившегося положения — интеллектуальное отставание в научной базе, производстве, проектировании, внедрении эффективных технологий в управление транспортными и пешеходными потоками.

Первоочередными задачами программы, направленными на решение указанных проблем, являются:

• создание условий для безостановочного движения на основе формирования и ввода в действие центров управления дорожным движением в городах с высокой интенсивностью и плотностью дорожного движения;

• создание условий для приоритетного движения общественного и специального транспорта;

• формирование системы предупреждения ДТП, снижения тяжести их последствий на базе современных технологий с использованием системы "ГЛОНАСС", интеллектуально-

информационных конструкций, объединяющих программные разработки 2006-2008 гг.;

• максимально возможное внедрение аппаратно-программых комплексов, систем дистанционного и автоматизированного контроля за скоростными режимами дорожного движения и поведением участников дорожного движения;

• широкое применение эффективных информационных систем взаимодействия с органами и службами оказания помощи и ликвидации последствий ДТП.

Следует отметить, что в сегодня в России на государственном уровне не проработана стратегия развития как интеллектуально-информационных систем в целом и их основных компонентов, автоматизированных систем управления дорожным движением (АСУДД), так и других систем управления, интегрально входящих в систему обеспечения общественной безопасности. При этом эксплуатирующиеся в стране системы АСУДД в большинстве случаев относятся к системам "первого поколения", что объясняется попыткой простейшими средствами регулирования добиться улучшения ситуации.

Стране нужна транспортная система нового поколения, соответствующая сценарию инновационного развития. Вектор этого развития задан шестью целями транспортной стратегии РФ на период до 2030 г. Отсутствие должной активности государственных органов в этом направлении негативно скажется в ближайшем будущем на эффективности формирования ИТС и сделает проблематичным успешный переход транспорта на инновационный путь развития в стратегической перспективе.

В России отсутствует единая политика, концепция и другие атрибуты зрелого процесса развертывания ИТС. Этот термин даже не употребляется в стратегических документах по транспортной политике страны.

Более того, прошедший 7 апреля 2009 г. в Москве первый российский международный конгресс по ИТС продемонстрировал отсутствие у большинства докладчиков единого представления о том, что такое Интеллектуальные Транспортные Системы. В стране отсутствуют официальные организационные структуры, ответственные за развитие ИТС, как основного средства инновационного развития транспорта.



"Сегодняшнее состояние транспортной системы явно отстает от растущих потребностей России. Более того, неразвитость транспортной инфраструктуры уже стала "тормозом" экономики и сдерживает ее переход на инновационный путь развития. И нам жизненно важно перейти от простого поддержания транспортной системы к ее качественному развитию. … Причем на самой современной технологической базе. Это прямая обязанность государства — развитие инфраструктуры". (В.В. Путин, выступление на совещании по вопросам развития транспорта, 20 мая 2008 г., г. Сочи)

КОНЦЕПЦИЯ, АРХИТЕКТУРА И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВЕРТЫВАНИЯ ИТС РОССИИ

Концепция "интеллектуализации" транспорта рассматривается как главное средство для эффективного ответа на глобальные вызовы в условиях коммуникационного общества и инновационной экономики. Несмотря на наличие сложившейся и апробированной в мире общей концепции развития ИТС, практически все страны имеют свои национальные концепции ИТС, что зафиксировано в том или ином государственном документе.

Концепция ИТС представляет собой видение пользовательских услуг, идеологии построения системы, постановки задач и разработки планов системного и эффективного продвижения ИТС в России.

Концептуальную схему построения ИТС следует рассматривать как организацию системной формы взаимодействия всех видов транспорта, наиболее эффективное использование транспортного ресурса за счет совместных транспортных операций с наиболее рациональными вариантами структурно-поточных схем движения пассажиров и грузопотоков, обеспечивая качество транспортных услуг.

При разработке концепции следует учитывать возможности и этапы развития отечественной глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, которая являясь основой координатно-временного обеспечения Российской Федерации, уже сейчас используется в различных областях социально-экономической сферы для:

—навигации наземных, воздушных, морских, речных и космических средств, управления транспортными потоками на всех видах транспорта, контроля перевозок ценных и опасных грузов, контроля рыболовства в территориальных водах, проведения поисково-спасательных операций, мониторинга окружающей среды;

— геодезической съемки и определения местоположения географических объектов с сантиметровой точностью при прокладке нефте- и газопроводов, линий электропередач, в строительстве;

—синхронизации в системах связи;

—решения фундаментальных геофизических задач;

—персональной навигации индивидуальных потребителей.

Успешная реализация федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система" позволит России сделать систему ГЛОНАСС конкурентоспособной по отношению к американской GPS и европейской GALILEO, создать нужную потребителям систему, как в России, так и за рубежом.

В качестве основы для создания ИТС в России необходимо использовать региональные навигационно-информационной системы (РНИС), создающиеся на базе ГЛОНАСС с целью повышения качества выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в части транспортного комплекса региона.

Основными задачами РНИС являются:

— управление транспортными средствами предприятий;

— моделирование, прогнозирование и оптимизация движения транспортных средств;

—автоматический контроль фактов нарушения регламентов работ, выполняемых транспортными средствами;

— планирование, диспетчерское управление государственным и муниципальным транспортом (пассажирский транспорт, транспорт жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), скорой помощи и т.п.);

— контроль выполнения государственных и муниципальных контрактов на работы, связанные с осуществлением транспортной работы (пассажирские перевозки, вывоз отходов, очистка улиц и т.д.);

— контроль перевозок опасных и ценных грузов и крупногабаритных грузов;

— планирование и управление транспортными средствами органов внутренних дел, а также региональных и местных структур МЧС;

— информационное обеспечение специальных служб при возникновении криминальных или чрезвычайных ситуаций на транспорте для экстренного реагирования на них;

— оптимизации маршрутов движения транспортных средств;

—информирование граждан и организаций о функционировании транспортного комплекса региона.

РНИС представляет собой трехуровневую структуру:

— уровень предприятия (ПТП, АТП, ЖКХ, УВД и т.д.);

—уровень муниципального образования

—уровень субъекта РФ.

Следует определить последовательность и этапы развертывания РНИС, а в перспективе ИТС на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, предусматривая открытость их архитектуры.



Техническая основа функционирования РИТС

Базовый телематический модуль экстренного реагирования состоит из навигационного приемника ГЛОНАСС/GPS для определения местоположения автомобиля и передающего устройства сотовой связи, которое обеспечивает связь автомобиля с диспетчерским центром. К телематическому модулю подключаются датчики срабатывания акселерометров, подушек безопасности и других устройств автомобиля, активирующиеся при аварии. Подобные телематические модули используются в системах мониторинга автотранспорта.

Система состоит из четырех основных частей:


  1. Объекты мониторинга - транспортные средства.

  2. Телематический сервер - система обработки и хранения информации.

  3. Диспетчерские пункты и автоматизированные рабочие места операторов телематических услуг, автотранспортных предприятий, дежурных частей экстренных служб и должностных лиц.

  4. Сети передачи информации - сеть GSM/GPRS, интернет, спутниковая связь.

Комплекс взаимоувязанных автоматизированных систем, решающих задачи управления дорожным движением, мониторинга и управления работой всех видов транспорта, информирования граждан формирует основу интеллектуальной транспортной системы (ИТС) Российской Федерации.

Первоочередные меры по развертыванию РИТС

Опираясь на передовой международный и российский опыт в целях создания Российской Интеллектуальной Транспортной Системы (РИТС) предлагается осуществить концентрацию финансовых, административных, интеллектуальных и технических ресурсов и создать при Правительстве Российской Федерации консорциум коммерческих компаний и профессиональных общественных объединений, заинтересованных в развитии массового рынка интеллектуальных транспортных систем (по аналогии с ERTICO в Евросоюзе). Задачей консорциума должна стать аккумулирование внебюджетного фонда за счет средств участников проекта, разработка правовой и нормативной базы, организации исследовательской деятельности для подготовки различных моделей и сценариев развития этого сегмента рынка, целевого финансирования утвержденных программ.

Потенциальными участниками консорциума могут стать представители различных сегментов рынка, участвующих в реализации проекта Российские Интеллектуальные Транспортные Системы (РИТС): компании производители электронного и навигационного оборудования, автопроизводители, операторы сотовой связи, сервис-провайдеры и разработчики программного обеспечения, банки, страховые компании, строительные и дорожные компании, компании, представляющие нефтеперерабатывающий сектор, общественные организации, представляющие профессиональные объединения, участвующие в системе общественных отношений в области управления и безопасности дорожного движения, средства массовой информации, интернет-провайдеры и пр.

Для успешной реализации программы необходима политическая поддержка проекта на самом высоком государственном уровне, подготовка и принятие ряда законодательных инициатив.

К таким инициативам относится принятие соответствующих правовых актов в целях синхронизации введения российской программы «Экстренный вызов» с европейской программой eCall с 2012 года. В рамках данной программы каждый автопроизводитель, желающий производить и реализовывать свою продукцию на территории Российской Федерации, в обязательном порядке должен комплектовать автомобиль штатным устройством - «черным ящиком»: телематическим блоком ГЛОНАСС/GPS, с помощью которого определяются точные координаты места аварии, производится связь с диспетчерским центром оператора и вызов экстренных служб реагирования для оказания необходимой медицинской и технической помощи на месте происшествия и доставкой пострадавших в лечебные учреждения.

В Концепции РИТС следует определить первоочередные приоритеты:

внедрение ИТС в крупных городах, развитие сети федеральных и строительство платных автодорог с обязательным развертыванием современных ИТС_компонентов, формирование международных транспортных коридоров в соответствии с принятыми в Европе стандартами ИТС, предусмотреть технические возможности развертывания коммерческих ИТС-сервисов.

Сервисная ИТС — система. В основу построения архитектуры должна быть положена информация о возможных потребностях в ее услугах для пользователей. В мировой практике определены пять основных типов пользователей ИТС: водители, пешеходы и велосипедисты, пассажиры общественного транспорта, перевозчики, транспортные операторы и службы эксплуатации транспортной инфраструктуры.

Перечень пользовательских услуг ИТС служит основой для формирования национальной архитектуры ИТС параллельно с проведением эффективной и систематической научно-исследовательской работой и деловой деятельностью. Он также дает понимание необходимости внедрения ИТС. Более полным представляется следующее определение термина: Национальная архитектура ИТС — это структура связанных подсистем, которые вместе обеспечивают предоставление пользовательских услуг с использованием своих функциональных возможностей и определенных интерфейсов между собой.

Архитектура ИТС обычно содержит более 150 пользовательских сервисов и определяет:

—функции, для выполнения данной услуги пользователю;

— физические объекты или подсистемы, где эти функции выполняются;

— интерфейсы и потоки информации между физическими подсистемами;

— требования к связи для передачи информационных потоков.



Российская Интеллектуальная Транспортная Система (РИТС) должна обеспечить:

-сокращение смертности на дорогах Российской Федерации за счет повышении оперативности реагирования на ДТП;

-беспрепятственное движение спецтранспорта к месту ДТП или криминальной ситуации;

-оперативное, полное и достоверное доведение информации до специальных служб при возникновении криминальных или чрезвычайных ситуациях на транспорте;

-информирование водителей о нарушении ими правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, а также о текущем и краткосрочном прогнозе состояния условий дорожного движения;

-автоматическую фиксацию фактов нарушения правил дорожного движения для выявления и наказания виновных лиц;

-повышение внимания водителей при управлении автомобилями в различных по напряженности условиях движения;

-создание условий для сокращения времени поездок пассажирами всеми видами наземного транспорта;

-увеличение пропускной способности дорог города за счет регулирования транспортных потоков и формирования предупредительной информации об условиях дорожного движения;

-возможность выбора пассажирами оптимального маршрута движения общественным транспортом от начальной до конечной точки с учетом маршрутов и расписаний движения общественного транспорта, а также дорожной ситуации и плотности транспортных потоков;

-оптимизацию маршрутов движения транспортных средств с учетом актуального состояния дорожного движения и миграции заторовых ситуаций;

-создание условий для своевременного и достоверного контроля выполнения заказов на осуществление транспортной работы предприятиями, осуществляющими пассажирские перевозки, эксплуатацию дорожно-уличной сети, вывоз твердых и жидких бытовых отходов, контроля расхода топлива, снижения страховых рисков, увеличения оборачиваемости ТС, снижения доли эксплуатационных издержек. 

В мировой практике существуют примеры успешной реализации подобных проектов. Так, в Евросоюзе в 1991 году была создана Европейская Ассоциация участников рынка интеллектуальных транспортных систем ERTICO, которая представляет собой консорциум, в который входят все ведущие европейские производители, заинтересованные в развитии рынка интеллектуальных транспортных систем, общественные организации, представители различных министерств и ведомств, инфраструктурные операторы связи, пользователи, и прочие организации.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ИТС

Стандартизация ИТС рассматривается не только как средство гармонизации технических решений, но и как средство поддержки конкурентной среды, когда потребитель не привязан к определенному поставщику стандартизированного оборудования или программного обеспечения и может выбирать на рынке наиболее совершенные решения. Действия по разработке стандартов ИТС определяются структурой национальной архитектуры ИТС.

Процесс международной стандартизации осуществляется на мировом уровне в Международной организации по стандартизации (ISO) и на европейском уровне — в Европейской организации по стандартизации CEN. Созданные в этих организациях рабочие группы специализируются по направлениям: Архитектура; Системы возврата угнанных транспортных средств; Общественный транспорт; Управление стоянками и парковками; Общественная ближняя связь; Интерфейс человек/машина; Автоматическая идентификация транспортных средств; Широкополосная связь/протоколы и интерфейсы; Системы управления грузовым транспортом и подвижным составом и др.

К настоящему времени основная часть процессов, функций, интерфейсов, протоколов обмена данными, требований к оборудованию и другим аспектам ИТС в общем плане уже стандартизована на международном уровне, а в развитых странах — и на национальном уровне.

В России ИТС не регламентируются ни одним государственным стандартом. Полностью отсутствуют стандарты, которые регулируют отношения в области информации, коммуникаций и систем управления наземными транспортными средствами в городе и в сельской местности, включая организацию дорожного движения, общественный транспорт, коммерческий транспорт, аварийные службы и коммерческие услуги в области ИТС.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

Опыт стран Евросоюза, США, Японии, Китая и др. государств в продвижении проектов ИТС показывает, что в условиях рыночной экономики только единая государственная политика позволяет объединить усилия государства, субъектов Федерации, бизнеса всех уровней и секторов экономики в решении общенациональных целей в транспортном комплексе.

Государство осуществляет стратегически инновационную функцию — поддерживает базисные технологические и экономические инновации, придавая им начальный импульс.

Концептуально важно подчеркнуть четыре основных, государственных направления:

— организующая и координирующая роль в создании институциональной основы для разработки национальной архитектуры ИТС и координационных планов развития;

— регулирующая роль — создание правового поля, стандартизация параметров в сфере безопасности и технической совместимости;

—стимулирующая роль — поддержка исследований и социально-ориентированных пионерных проектов ИТС-сервисов в сфере общественного транспорта и неотложных служб;

— инвестиционная роль — разработка и реализация ИТС-проектов, решающих задачи безопасности и производительности, которые могут создаваться и эксплуатироваться с привлечением частного капитала на условиях государственно-частного партнерства.

Эти роли реализуются путем разработки национальной концепции и программы развития ИТС, создания полномочных органов ответственных за их разработку и реализацию при Правительстве и Министерстве транспорта России.

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА

Необходимость в формировании профессиональной общественной организации логично вытекает из всей совокупности процессов, происходящих на дорогах нашей страны, является закономерным результатом развития и объединения отдельных усилий по выводу транспортной системы России на новый качественный уровень в самых различных аспектах — от организации дорожного движения до обеспечения полнейшей его безопасности.

Реструктурированное в этих целях в 2009 г. некоммерческое партнерство "ИТС-Россия" провозглашает своей миссией объединение профессионального сообщества для поддержки политики и содействия усилиям Правительства в формировании и продвижении в России Интеллектуальных Транспортных Систем.

Стратегия "ИТС_Россия" заключается в создании платформы для эффективного взаимодействия государственных институтов, частного сектора, заинтересованных кругов и общественности в проведении исследований, экспертизы, внедрения и развертывания проектов, формирование профессионального и общественного консенсуса в сфере ИТС.

"ИТС_Россия" объединяет представителей государственных органов (местного, регионального и общегосударственного уровней), промышленности, науки и образования, поставщиков услуг (транспортных и телекоммуникационных), пользователей (операторов инфраструктуры, грузоперевозчики).

"ИТС_Россия" развивает сотрудничество с национальными ИТС сообществами и международными институтами, что позволяет изучать стратегические направления развития в области ИТС на европейском и глобальном уровнях, и открыто для всех государственных, общественных, частных и международных организаций, которые развивают активную деятельность или заинтересованы в реализации интеллектуальных транспортных систем. Это структура, способная стать лидером в области формирорвания ИТС, интегратором творческого потенциала, накопленного опыта и понимания всего многообразия стоящих задач.



ПРЕДЛОЖЕНИЯ

по составу работ на 2010-2025 г.г., направленных на создание ИТС в России

Предложения по составу работ, направленных на создание ИТС в России, выработаны с учетом двух основных факторов, определяющих их содержание: конечные цели и задачи создания ИТС, а также организационные, финансовые, технические и другие ограничения при планировании и проведении работ.

В качестве конечных целей и задач создания ИТС принимаются:

1) Предоставление всем участникам дорожного движения возможности получать информацию по выбору вида транспорта и оптимального маршрута движения для совершения поездок и перевозки грузов.

2) Создание системы мониторинга транспортной инфраструктуры и условий движения, позволяющей в реальном масштабе времени оценивать реальную пропускную способность транспортной системы и прогнозировать ее изменение с учетом состояния уличной и дорожной сети, сбойных и аварийных ситуаций на транспорте,  погодных и других условий.

3) Формирование схемы оперативного реагирования (управления) правоохранительных, дорожных, коммунальных, транспортных и других служб на аварии и нарушения общественного порядка на транспорте, на сбои в функционировании общественного транспорта, на перегрузки функционирования транспортной системы.

4) Получение полных и достоверных данных для планирования дорожно-мостового строительства, для создания оптимальной сети общественного транспорта, создания схемы грузовых перевозок, формирования жилых и производственных территориальных зон, для решения других проблем экономического развития страны и регионов, обусловленных состоянием транспортной инфраструктуры. 

При  определении направлений и содержания работ следует учитывать, что в стране отсутствует единый орган управления, ответственный за развитие и функционирование улично-дорожной сети в городах, в населенных пунктах, на загородних и магистральных дорогах, а также не выработана общепринятая концепция построения ИТС, не проведены необходимые НИОКР в этой сфере, нет достаточного методического и организационного обеспечения проводимых работ.

С учетом данных обстоятельств представляется необходимым работы по созданию ИТС России проводить по 3-м относительно самостоятельным направлениям:

- внедрение ИТС в крупных городах;

- развертывание современных ИТС для организации междугородних и  международных транспортных коридоров – прежде всего по автодорогам федерального значения;

- формирование Национальной концепции и федеральной Программы развития ИТС.

Поскольку в различных министерствах и ведомствах, в региональных и муниципальных службах исполнительной власти, в транспортных компаниях созданы и функционируют информационно-управляющие системы различного назначения: диспетчеризации, логистики, автоматизированного управления дорожным движением и др., стратегия создания ИТС должна предусматривать поэтапное наращивание функций и зоны действия этих систем.   

В качестве первоочередных следует предусмотреть решение следующих задач:

Разработка стандартов для компонентов транспортной инфраструктуры и  ИТС. Организация межрегионального информационного взаимодействия в соответствии с национальными и международными стандартами ИТС

Организация взаимодействия государственных институтов, частного сектора, научно-технической  общественности и других заинтересованных кругов.

Создание СРО, организация выдачи свидетельств о допуске к работам по проектированию, созданию и эксплуатации компонентов транспортной инфраструктуры и ИТС

Создание нормативно-распорядительной базы, проектирование и создание системы информационного взаимодействия при обеспечении безопасности перевозок пассажиров, особо опасных и ценных грузов с использованием навигационных устройств и систем

Создание нормативно-распорядительной базы, проектирование и создание системы информационного обмена видеоинформацией, в том числе о нарушениях правил дорожного движения

Развитие сотрудничества с международными ИТС – сообществами, с представителями государственных органов, промышленности, науки и образования,  поставщиков услуг и пользователей для достижения профессионального и общественного консенсуса в сфере ИТС.

Технико-экономическое обоснование создания в городах ИТС как составной части транспортной системы города и формирование городских центров организации дорожного движения как единого органа управления созданием ИТС.

Проектирование и создание общегородских информационно- диспетчерских центров управления транспортными перевозками всеми видами транспорта

Модернизация и расширение действующих автоматизированных систем управления дорожным движением в городе с обеспечением функций перераспределения транспортных потоков и взаимодействия с бортовыми устройствами ИТС.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. В мировой практике ИТС признаны как общетранспортная идеология интеграции достижений телематики во все виды транспортной деятельности для решения проблем экономического и социального характера — сокращения аварийности, повышения эффективности общественного транспорта и грузоперевозок, обеспечения общей транспортной безопасности, улучшения экологических показателей.

2. Разработки и развертывание ИТС —это потенциально эффективный конкурентоспособный инновационный бизнес и стимулразвития нового высокотехнологичного сектора промышленности, что является важным антикризисным фактором.

3. Механизмы реализации отличаются в разных странах, однако ключевые компоненты одинаковы везде. При наличии апробированной в мире общей концепции развития ИТС, все страны имеют свои национальные концепции и приоритетные программы развертывания ИТС, что зафиксировано в том или ином государственном документе.

4. Внедрение ИТС носит стратегический характер, определяет в целом конкурентоспособность каждой страны на мировом рынке и в связи со значительной капиталоемкостью не реализуема без непосредственного участия государства. Координация и продвижение национальных программ ИТС осуществляется уполномоченным государственным межведомственным органом — лидером в выработке общеполитических и системно-архитектурных решений, технической и функциональной стандартизации.

5. Партнерство Правительства, бизнеса, науки и общественности являются ключом к успешному развитию ИТС. Это реализуется созданием обществ, типа "ИТС_Япония", "ИТС-Америка", "ERTICO" в Европе и тд. Серьезный акцент делается на демонстрационных проектах ИТС для их популяризации в обществе и маркетинге возможностей промышленности.

В национальном масштабе развитие программы ИТС в России становится одной из эффективных мер для решения серьезных социальных и антикризисных проблем, источником создания новых отраслей промышленности и движущей силой для создания передового информационно-телекоммуникационного общества.


Литература

1. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.".

2. Федеральная целевая программа "Глобальная навигационная система".

3. Материалы 7-го Европейского Конгресса по ИТС (04.06.2008, Женева).

4. Материалы Международного конгресса "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни"

(17.09.2008, Санкт_Петербург).

5. Материалы 15-го Всемирного Конгресса по ИТС "Связи ИТС: Экономия Времени, Спасение Жизней" (16.11.2008, Нью_Йорк).

6. Материалы Первого Российского Международного Конгресса по Интеллектуальным Транспортным Системам (7.04.2009, Москва).



7. Материалы III Международного форума по спутниковой навигации (12.05. 2009, Москва).




База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница