О некоторых вопросах обустройства и функционирования




Скачать 119.14 Kb.
Дата 23.09.2016
Размер 119.14 Kb.

О некоторых вопросах обустройства и функционирования
автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации

Многосторонние автомобильные пункты пропуска (МАПП) на территории Псковской области были построены в основном в 1994-1995 годах с учетом уровня торговых и гуманитарных связей с ЭР и ЛР. За 15 лет эксплуатации пункты пропуска в целях увеличения пропускной способности реконструкции не подвергались. При этом имеется стабильная динамика увеличения грузопассажирских потоков.


Например, статистика по пропуску легковых автомашин, которая приведена в таблице, свидетельствует о том, что нагрузка на контрольные органы только за последние 4 года в пунктах пропуска на легковом направлении увеличилась в два раза! Это при том, что штатная численность сотрудников не увеличивалась, а по некоторым подразделениям даже сокращалась.


Года

Легковых

Лиц



за год

за сутки

за год

за сутки

2007

133 644

366

332 735

912

2008

170 747

467(+27%)

395 003

1082(+18%)

2009

253 189

693(+48%)

560 137

1534(41%)

2010

270 368

740(+6%)

485 181

1329

Принципиально важными направлениями для рассмотрения вопроса существования очередей в пункты пропуска являются:




  1. Количество пунктов пропуска через границу.

Пункты пропуска через государственную границу РФ на территории Псковской области установлены:


На российско-эстонской границе Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики через российско-эстонскую государственную границу (25.06.2002 г.) установлены и функционируют многосторонние автомобильные пункты пропуска Куничина Гора (РФ) - Койдула (ЭР), Шумилкино (РФ) - Лухамаа (ЭР), железнодорожный Печоры-Псковские (РФ) - Орава (ЭР).
В настоящее время установлены, но не функционируют один автомобильный пункт пропуска (Мурашкино (РФ) - Меремяэ (ЭР)) и три озерных (Псков (РФ) - Праага (ЭР), Сторожинец (РФ) - Праага (ЭР) и Медли (РФ) - Любнитса (ЭР)) по причине отсутствия установленной пограничной инфраструктуры. По той же причине не в полном объеме функционирует пункт пропуска Крупп (РФ) - Саатсе (ЭР).
На российско-латвийской границе Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о пунктах пропуска через таможенную границу (02.06.1993 г.) установлены и функционируют автодорожные пункты пропуска: Лудонка (РФ) - Виентули (ЛР), Убылинка (РФ) - Гребнево (ЛР), Бурачки (РФ) - Терехово (ЛР), и железнодорожные пункты пропуска: Скангали (РФ г.Пыталово) - Карсава (ЛР), Посинь (РФ г. Себеж) - Зилупе (ЛР).
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 22.06.2009 года № 839-р с 1 августа 2009 года были закрыты 6 двусторонних автомобильных пунктов пропуска через российско-латвийскую границу: Лямоны, Манухново, Могили, Пундури, Пурвмала, Унтино. Основная причина в том, что с момента их учреждения они не были соответствующим образом обустроены.
Представляется, что наличие большего количества пунктов пропуска через государственную границу, по определению, существенно повлияет на уменьшение очередей перед пунктами пропуска.
В соответствии с нормами Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 года № 482 «Об утверждении правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации» предложения об установлении пунктов пропуска могут вноситься федеральными органами исполнительной власти или высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Обустроенность пунктов пропуска и их техническая оснащенность.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2002 г. № 107 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о пунктах пропуска через российско-эстонскую государственную границу», финансирование комплексного строительства (реконструкции), обустройства, технического оснащения пунктов пропуска через российско-эстонскую государственную границу, предусмотренных Соглашением и создания транспортной, инженерной и социально-бытовой инфраструктуры, осуществляется за счет средств администраций Ленинградской и Псковской областей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2007 г. № 734 утверждено Положение «О Федеральном агентстве по обустройству Государственной границы Российской Федерации», в соответствии с которым установлено, что Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также функции государственного заказчика в этой сфере (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 759).
В соответствии с законодательством РФ государственные органы, осуществляющие свои контрольные функции в пунктах пропуска, используют объекты и техническое оснащение в пунктах пропуска на основе договоров о безвозмездном пользовании, бюджетные средства на содержание и эксплуатацию не выделяются. В свою очередь пункты пропуска строятся и оснащаются на основе ведомственных типовых требований, и, например, категория автомобильных пунктов пропуска устанавливается в зависимости от категории автодороги, и, в свою очередь, штаты контрольных органов утверждаются не произвольно, а на основе установленных методик. Таким образом, например, численность подразделения пограничного контроля зависит от категории автомобильной дороги, на которой находится пункт пропуска.
3. Количество, виды и характер государственного контроля
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 года № 94 «О видах контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу РФ», пропуск лиц, транспортных средств грузов, товаров и животных в пунктах пропуска через границу помимо пограничного и таможенного контроля включает осуществление санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, транспортного контроля и контроля за исполнением владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности.
Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2005 г. № 50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации», установлено, что при осуществлении пропуска через государственную границу государственные контрольные органы в соответствии с федеральным законодательством применяют следующие методы контроля:
а) проверка документов;

б) устный опрос;

в) получение пояснений;

г) наблюдение;

д) сопровождение транспортных средств, грузов, товаров и животных;

е) осмотр транспортных средств, грузов, товаров, животных и


продуктов животноводства;

ж) досмотр транспортных средств, грузов и товаров;

з) личный досмотр;

и) осмотр помещений и территории пунктов пропуска через государственную границу;



к) отбор проб (образцов) для исследования.
Решение о применении методов контроля при осуществлении пропуска через государственную границу принимается уполномоченными должностными лицами соответствующих государственных контрольных органов.
4. Нормативно-правовое регулирование погранично-таможенных процедур.
Во исполнение норм, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года № 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» Министерством транспорта Российской Федерации изданы приказы об утверждении типовых схем организации пропуска лиц и транспортных средств через пункты пропуска по видам международного сообщения. Например, приказ от 09.10.2009 года № 177 «Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в автомобильных пунктах пропуска». На основе данного приказа для каждого автомобильного пункта пропуска разработаны и утверждены технологические схемы организации пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств и грузов, товаров и животных. Данный документ рассматривается и утверждается на координационном совете руководителей подразделений государственных контрольных органов и администрации в пунктах пропуска в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 482.
Порядок пограничного контроля в пунктах пропуска установлен «Административным регламентом Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», утвержденного приказом ФСБ России от 17 июня 2010 года № 305 (зарегистрирован в Минюсте РФ 29 июля 2010 года № 17999).
Все вышеперечисленные документы опубликованы в средствах массовой информации, размещены в Интернете, они являются основными, но список этот не исчерпывающий. Формат данного письма не позволяет в полной мере перечислить и прокомментировать все правовые документы, регулирующие обсуждаемые вопросы. Представляется, что интернет-пользователи самостоятельно могут повысить свое правовое самообразование. Вместе с этим имеют место факты, когда отдельные граждане предъявляют претензии пограничным органам по поводу продолжительного ожидания в очередях на пересечение государственной границы. При всем понимании эмоционального состояния человека в любой очереди, хотелось бы видеть конкретную критику и, в первую очередь, по вопросам нарушения норм законодательства Российской Федерации.
Например, по жалобам в различные инстанции гражданина Романовского Андрея Яновича неоднократно проводились служебные проверки.
В результате установлено, что гражданин Романовский А.Я. пересекал государственную границу на выезд из РФ 16.07.2010 года в 18 часов 37 минут через пункт пропуска «Шумилкино».
Проведенный анализ данных объективного технического контроля пропуска лиц и транспортных средств, проследовавших через пункт пропуска 16.07.2010 года показывает, что в течение часа до времени пересечения государственной границы гражданином Романовским А.Я. было оформлено 17 транспортных средств и 35 лиц, т.е. 3,5 минуты на автомобиль и меньше двух минут на человека. В течение часа после оформления указанного гражданина проследовало 32 транспортных средства и 45 лиц, т.е. меньше двух минут на автомобиль и чуть больше минуты на человека. В указанный период пропуск осуществлялся в штатном режиме двумя контролерами, по двум направлениям. Время, затраченное на пограничный контроль, меньше времени, установленное регламентом.
В таблице приведены данные о среднесуточном пересечении границы в 2010 году легковым транспортом в пункте пропуска «Шумилкино», что составляет 740 автомашин. Со слов гражданина Романовского, за 7,5 часов на выезд из РФ было пропущено 40 автомашин, т.е. около 130 единиц в сутки! Это притом что средний показатель на выезд составляет не менее 350 автомашин. В какое время суток пересекают границу оставшиеся 220 автомобилей?
Вместе с этим при пересечении государственной границы жалоб данным лицом составу смен пограничных нарядов не высказывалось. Записи данного гражданина в журналах жалоб, предложений и заявлений, поступающих от лиц, пересекающих Государственную границу РФ в пунктах пропуска, отсутствуют. Притом что в пункте пропуска размещена информация с указанием телефонов вышестоящих и контрольных органов, в том числе и прокуратуры. Информация об обращении данного гражданина в рамках реализации его прав на основе Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» также отсутствует.
Более того, через пункт пропуска «Шумилкино» в 2010 году проследовало около полмиллиона человек - жалоб, в том числе на культуру поведения сотрудников пограничного контроля не поступало.
Государственную границу через пункт пропуска «Убылинка», а также через остальные автомобильные пункты пропуска, расположенные на территории Псковской области, гр. Романовский А.Я. не пересекал. Представляется некорректным ссылаться на неустановленных лиц или обстоятельства, свидетелем которых гражданин не являлся, для оценки действий сотрудников и в целом деятельности государственных органов.
После издания Президентом Российской Федерации Указа от 17.06.2008 года № 977, упоминаемого гр. Романовским, количество лиц, пересекавших государственную границу, в 2009 году увеличилось в несколько раз. Так в пункте пропуска «Куничина Гора» ежесуточное количество лиц на пересечение границы увеличилось почти в 10 раз! При том, что реконструкция пункта пропуска не производилась, увеличение штата контрольных служб не произошло, технического переоснащения не осуществлялось.
Качественный и своевременный государственный контроль был организован в том числе за счет внутренних резервов контрольных органов:


  1. Повышения профессионального мастерства сотрудников
    контрольных органов.

  2. Совершенствования технологических схем пропуска лиц и транспортных средств через государственную границу.

  3. Оптимизации распорядка работы пункта пропуска, сокращения времени на технологические перерывы или полное их исключение.

  4. Напряженным трудом сотрудников государственных контрольных органов.

Где и в чем господин Романовский увидел саботаж политики Президента России!?


Представляется, что нет смысла ставить под сомнение необходимость качественного и эффективного государственного контроля на границе. Так, например, только по результатам служебной деятельности подразделений пограничного контроля, в 2010 году в пунктах пропуска задержано 99 нарушителей государственной границы, выявлено 19 случаев контрабанды, в том числе оружия и боеприпасов, выявлено 1494 человека с недействительными документами, в 281 случаях задержаны грузы, товары и предметы, перемещаемых через границу в нарушение установленного порядка, пресечено пять попыток на перемещение почти 60 кг. наркотических средств.
Вместе с этим общепризнано, что имеется ряд проблем по обустройству государственной границы РФ, в том числе функционированию пунктов пропуска через государственную границу. Не случайно была создана Государственная пограничная комиссия под председательством Председателя Правительства Российской Федерации, в настоящее время ее возглавляет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Иванов С.Б.
Основные проблемы в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации определены в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года № 1309-р «О концепции реализации государственной политики в сфере обустройства Государственной границы Российской Федерации»:


  • несовершенство нормативного правового регулирования;

  • низкий уровень развития и эксплуатации инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации, а также недостаточные темпы ее модернизации;

  • несоответствие существующей системы пунктов пропуска потребностям государства, обусловленным темпами социально-экономического развития Российской Федерации;

  • неурегулированность вопросов права собственности в отношении объектов недвижимого имущества инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации.

Пункты пропуска и контрольные органы неоднократно подвергались проверкам не только ведомственным, но и администрацией Президента Российской Федерации, Счетной Палатой РФ (результаты параллельной проверки в 2007 и 2008 годах размещались в Интернете). Нарушений российского законодательства по результатам проверок не установлено. В целях оптимизации погранично-таможенных процедур работали межведомственные комиссии, в том числе с привлечением партнеров из Латвии и Эстонии. В Псковской области при Администрации работает Координационный совет по развитию приграничных территорий и инфраструктуры, который координирует деятельность федеральных органов в интересах эффективной реализации пограничной политики в Псковской области.


Пограничное управление ФСБ России по Псковской области внимательно относится к заявлениям, обращениям физических и юридических лиц, готово к конструктивному сотрудничеству в интересах создания комфортных условий пересечения государственной границы для законопослушных граждан, а также в целях выявления и пресечения угроз безопасности личности, общества и государства.

Информация предоставлена Пограничным управлением по Псковской области


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница