О развитии процессов информатизации в мо «Сланцевский район»




Скачать 129.61 Kb.
Дата24.08.2016
Размер129.61 Kb.

Муниципальные системы образования в решении задач информатизации
Аналитическая справка

о развитии процессов информатизации

в МО «Сланцевский район»
Компьютеризация образовательного процесса является одним из условий, определяющих новое качество образования.

Работа по информатизации образования муниципальной системы проводится в соответствии с задачами, обозначенными в РЦП «Информатизация системы образования Ленинградской области на 2002-06 годы» и «Развития образования «Сланцевский район».

Наиболее эффективное влияние на активизацию процессов информатизации в муниципальном образовании имеет реализация мероприятий РЦП. В рамках этой программы средства областного бюджета, предназначенные на эти цели, выделяются в полном объеме.

Анализируя динамику поставок компьютеров за последние годы отмечаем, что 2002 и 2003 годы стали наиболее результативными.

До 1 января 2003 года компьютеры имели 75% (13) образовательных учреждений, на 1 января 2004 года компьютеры имеют 100% (16) образовательных учреждений района.

Количество компьютеров, поступивших с 2000 г. по 2003 г.

2000 г. - 25 2001 г. - 45 2002 г. - 51 2003 г. - 30.

Таким образом, с учетом компьютеров, поступивших в 2003 году, в образовательных учреждениях района их стало 137, причем из них 115 компьютеров (83,9%) с современным интерфейсом (остальные компьютеры морально устаревшие).

Увеличение числа компьютеров позволило достичь увеличения среднего показателя числа учащихся общеобразовательных школ из расчета на каждый компьютер: от 57 на 01.06.2003 года до 40 уч-ся на 01.01.2004 года и увеличилось время доступа уч-ся, для работы на компьютере от 0,04 часа до 0,6 часа. Необходимо отметить, что в пяти (31%) образовательных учреждениях района появилась современное презентационное оборудование, т.е. мультимедийные проекторы.

Всё это послужило серьезным стимулом для активизации использования в учебном процессе компьютерных технологий и прикладного программного обеспечения. Из 336 учителей района на сегодня 34 (10%) учителя практикуют в учебном процессе простейшие информационные технологии в рамках общеобразовательных предметов. Наиболее успешно строится работа по использованию компьютерной техники в урочное и внеурочное время в педагогических коллективах МОУ «Сланцевская средняя общеобразовательная школа № 2», МОУ «Сланцевская основная общеобразовательная школа № 12», МОУ «Новосельская основная общеобразовательная школа».

Число педагогических работников, прошедших курсовую подготовку по данному направлению деятельности увеличилось за 2003 год до 57 человек, что составляет 17% от числа учителей района (в прошлом году их было 27 человек). Кроме того, учителя-предметники продолжают получать первоначальные основы компьютерной грамотности на базе образовательных учреждений района.

Все это способствовало увеличению числа учителей, владеющих первоначальными навыками работы на компьютере.







2002 г.

2003 г.

Владеют персональными навыками работы на компьютере

82 уч./22,3%

122 уч./36,3%

Однако по-прежнему в процентном отношении этот показатель остаётся невысоким.

Для успешного развития процессов информатизации в образовательных учреждениях важное значение имеет степень внедрения НИТ в административную деятельность учреждения. С этой целью для автоматизации делопроизводства в 6 (37,5%) образовательных учреждениях оборудованы современными компьютерами рабочие места; для всех сельских школ (6/37,5%) за счет внебюджетных средств приобретены факсы, для двух сельских образовательных учреждений приобретены принтеры.

Активизации деятельности педагогических коллективов школ района по информатизации учебно-воспитательного процесса способствуют обсуждения вопросов информатизации на совещаниях руководителей школ:



  • январь 2003 г. - «Использование компьютерных технологий и их эффективность в учебном процессе»;

  • май 2003 г. - «Круглый стол». Из опыта использования компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе»;

  • сентябрь 2003 г. - «Модернизация образования. Проблемы и перспективы».

Информатизация образования является одним из критериев оценки и основных показателей деятельности системы образования МО «Сланцевский район».

Более эффективному развитию процессов информатизации муниципальной образовательной системы будет способствовать:

- введение с 1 февраля 2004 года в штатное расписание отдела образования ставки специалиста по информатизации образования;

- планирование средств на услуги образовательным учреждениям по подключению и выходу в Интернет в бюджете 2004 года.

Вместе с тем, серьезным недостатком в деятельности образовательных учреждений района по обеспечению качества использования компьютерной техники остается отсутствие договоров по техническому обслуживанию.
Ведущий специалист МОУО

Васильченко Раиса Григорьевна

Из опыта работы

МОУ «Новосельская основная общеобразовательная школа»

по использованию компьютерной техники

в учебно-воспитательном процессе

Директор - Таскаева Лариса Степановна.
Первый компьютер поступил в школу в ноябре 2001 г. в рамках президентской программы «Компьютеризация сельских школ-2001».

В октябре 2002 г. созданный в школе компьютерный класс пополнился тремя компьютерами - подарок школе к 25-летию ее создания от администрации МО «Сланцевский район».

Еще один компьютер поступил в декабре 2003 г. в рамках реализации Региональной РЦП «Информатизация системы образования Ленинградской области на 2002 - 2006 г.»

Планируя работу по использованию компьютерных технологий в образовательном процессе, администрация школы провела ряд подготовительных мероприятий: определила ответственного за данное направление работы (зам. директора по УВР), обеспечила его обучение на курсах «Основы информационных технологий в образовательном процессе».

Это позволило осуществить перспективное планирование развития данного направления деятельности ОУ, быстро приступить к реализации поставленных целей и задач.

В школе была создана группа творчески работающих педагогов, которые за короткое время освоили возможности операционной системы Microsoft Windows, текстовые и графические редакторы WORD и PAINT, электронные таблицы EXCEL, научились использовать их в практической деятельности.

Дальнейшее обучение педагогов осуществляется в рамках постоянно действующего семинара «Информационные технологии в обучении и воспитании школьников»

В настоящее время компьютер широко используется педагогами школы с целью повышения качества образования:

- при подготовке дидактического и методического материала;

- для обработки различной информации (итоги контрольных, срезовых, проверочных работ);

- для знакомства с учебной литературой различных издательств («Электронный каталог учебных изданий»);

- для подготовки докладов, рефератов с целью повышения педагогического мастерства и обобщения опыта;

- для организации поиска и обработки информации, оформления отчетов при использовании проектных методик обучения и воспитания;

- для повышения качества преподавания ( русский язык, география, история, биология, физика, химия, изо, музыка, черчение);

- повышения мотивации к обучению за счет новизны, занимательности, доступности материала.

Первоначальные сведения о компьютере учащиеся получают в начальной школе на уроках «Ознакомление с окружающим миром» в 1 классе при изучении темы «Что умеет компьютер». Они знакомятся с устройством и функциональными возможностями компьютера, с некоторыми игровыми программами.

В 3-4 классе учащиеся осваивают правила поведения в компьютерном классе, получают навыки работы с клавиатурой, «мышью», осваивают простейшие приемы работы с текстовым и графическим редактором. С помощью учителя учащиеся 3-4 кл. учатся находить нужную информацию, используя программные средства «Интерактивная энциклопедия - открытая дверь в мир науки и техники», «Современная универсальная Российская энциклопедия». Такие формы использования компьютера расширяют их кругозор, развивают мышление, память, помогают формированию общеучебных навыков и навыков самостоятельной работы с различными источниками информации.

Совершенствование навыков работы на компьютере в 5-9 кл. осуществляется на занятиях кружка «Я - и мой компьютер» Гибкая система групповых и индивидуальных занятий позволяет учащимся:

- овладеть в полном объеме возможности текстового, графического и музыкального редактора и использовать их при подготовке рефератов, отчетов, лабораторных и практических работ;

- готовить презентации проектов с помощью Power Point, используя анимацию, звук и другие возможности программы;

- использовать автоматизированные обучающие системы при подготовке домашних заданий, тренировки учебных навыков, самопроверки и взаимопроверки;

- выбирать индивидуальный уровень и темп обучения;

- добиваться хороших произносительных навыков и навыков аудирования (программа «Английский язык без акцента»);

- осуществлять самостоятельный поиск информации («Энциклопедия истории России», «Интерактивная энциклопедия - открытая дверь в мир науки и техники», «Современная универсальная Российская энциклопедия»).

Использование компьютера значительно расширяет возможности организации внеклассной воспитательной работы.

Обеспечение досуга и развлечений, игровая деятельность, доступ к сокровищам мировой культуры и искусства делают компьютер незаменимым инструментом воспитания личности школьника.

Можно выделить следующие направления использования компьютерных технологий во внеурочной деятельности:

- издательство школьной стенгазеты;

- использование компьютерных программ в работе предметных кружков: «Человек и техника», «Химический», «Математический»;

- организация классных часов в форме компьютерных экскурсий в Русский музей, Эрмитаж, музеи других стран («Шедевры русской живописи», «Энциклопедия зарубежного классического искусства»);

- организация музыкального лектория с использованием компьютерной фонотеки;

- классные часы, посвященные памятным датам в истории России, выдающимся историческим деятелям.

Использование компьютера позволяет повысить эффективность управления учебно-воспитательным процессом. Возможности пакета MS Office помогают осуществлять мониторинг деятельности ОУ, что ускоряет и оптимизирует процесс принятия управленческих решений. Создание школьной информационной методической базы данных позволяет получать методические знания и рекомендации по вопросам теории и практики, разрабатываемым школьной методической службой, обеспечивает доступ к педагогическому опыту коллег, что способствует росту педагогического мастерства и результативности деятельности педагогического коллектива.

В 2004 - 2005 учебном году планируется введение предмета «Информатика» в учебный план школы. С этой целью:

- осуществляется обучение учителя на курсах в ЛОИРО;

- ведется работа по приобретению учебно-методического комплекта уч-ся 4-5 кл;

- разрабатывается и реализуется план развития компьютерного класса как кабинета

информатики.

Одним из перспективных направлений информационных технологий в ОП является использование ресурсов Internet, что позволит

- увеличить объем, качество и оперативность доступа к различным источникам информации;

- участвовать в различных образовательных проектах;

- использовать возможности дистанционного обучения.

Информатизация учебно-воспитательного процесса - часть сложного социального процесса информатизации общества. Задача школы - направить усилия на формирование у учащихся культуры использования новых информационных технологий, что является одной из важнейших задач в деле формирования личности XXI века.
Информация об опыте использования компьютерной техники

в учебно-воспитательном процессе

в МОУ «Сланцевская основная общеобразовательная школа № 12»
Зам. директора по УВР Смирнова Л. В.

Важнейшей составной частью информационной культуры современного человека является коммуникативная культура с использованием современных информационных технологий.

В постановлении Правительства РФ «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» среди основных направлений развития образования в школе особое внимание уделяется повышению уровня овладения школьниками информационными и коммуникативными технологиями.

Перед педагогическим коллективом нашей школы стоит задача подготовить учащихся к жизни в новых условиях, к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными методами и технологиями работы.

В нашей школе первый компьютерный класс появился в 1997 году (6 компьютеров). В 1998 году введен факультативный курс «Информационные технологии», где уч-ся 8-9 классов осваивали навыки работы с ПК, используя текстовые и графические редакторы в системе Microsoft Windows. Шло индивидуальное обучение администрации и учителей навыкам работы на ПК.

В настоящее время данные компьютеры к использованию не пригодны, т.к. морально устарели, и требуется замена на компьютеры более нового поколения.

В 2002 году благодаря поддержке губернатора Ленинградской области Сердюкова В.П., в школе создан новый компьютерный класс на 13 рабочих мест. А в декабре 2003 года класс доукомплектован мультимедийным проектором, цифровым фотоаппаратом, и следовательно расширены возможности использования компьютерных технологий в учебном процессе.

Это работа ведется по следующим направлениям:



1) Курс информационные технологии в базисном учебном плане.

В 2002-2003 учебном году введен курс информационные технологии в 5 классе за счет вариативной части Базисного учебного плана.

Но практика показывает необходимость более раннего введения курса информатики (с 1-2-го класса) как развивающего курса, формирующего логическое, алгоритмическое мышление, развивающего память, внимание, расширяющего кругозор. Данный курс планируется ввести в 2004-2005 учебном году.

2) Использование компьютеров на факультативных занятиях.


  • Факультатив «Информационные технологии» - 8-9 класс. Задачами которого являются формирование навыков практической работы на компьютере: ввод и редактирование текстов, таблиц, графиков, работа с файловой системой, изучаются элементы устройства компьютера.

  • Кружок «Компьютерная графика» - 5-7 класс. На занятиях ребята учатся конструировать, моделировать различные предметы, реализовывать свои фантазии, создают комиксы, плакаты с помощью Point.

  • Кружок «Компьютерные игры» - 7-9 класс. В данном кружке занимаются учащиеся требующие повышенного педагогического внимания, дети из семей социального риска. Работа кружка направлена на профилактику правонарушений среди уч-ся этой группы. Вниманию учащихся предлагается различные интерактивные игры.

3) Использование компьютера как средство обучения на других уроках школьной программы.

Информационные технологии – это огромное поле деятельности для педагога любой специальности. Ежегодно на базе школы организуется группа учителей, осваивающих первоначальные навыки работы с ПК, для последующего использования в учебно-воспитательном процессе.

Информационные технологии предоставляют учителям возможность:


  • подготовки и проведения более интересных, насыщенных, ярких уроков. Повышается, эффективность и качество урока,

  • существенного сокращения времени, используемого для контроля знаний, возрастает объем самостоятельной работы учащихся на уроке,

  • ставить перед учеником нестандартные задачи, способствующие развитию творческих способностей, формированию познавательного интереса.

Так использование на уроках ОБЖ – электронного учебника позволяет смоделировать поведение ребят в различных нестандартных ситуациях, найти правильные пути выхода из них, заложить основы правильного поведения при возникновении подобных ситуаций в жизни.

На уроках ИЗО в начальном и среднем звене используется курс «Шедевры русской живописи», позволяющий ближе познакомится с произведениями искусств, приобщится к прекрасному.

На уроках географии, физики, химии используются электронные учебники серии 1С, Microsoft Office в школе. С помощью данных пособий проводятся лекционные занятия, практические работы, с помощью компьютерного тренинга ученик имеет возможность самостоятельно проверить свои силы, выбрать уровень задания, что позволяет на практике осуществить идею индивидуализации обучения.

Информационные технологии дают дополнительные возможности и при подготовке к традиционным урокам. Это и подготовка дидактического и методического материалов, обработка полученной информации, создание банка данных по предметам, обработка информации и оформление материала в проектной деятельности учителя и ученика.



4. Использование компьютерной техники для организации воспитательной работы в школе.

Мультимедийное оборудование широко применяется в воспитательной работе. Ведущим направлением в работе школы является экологическое.

Создание презентаций с помощью Power Point позволило сделать выступления школьной агитбригады «Руку дружбы природе» более яркими, интересными.

Информационные технологии нашли свое применение в других областях школьной жизни:



  • подготовка и проведение родительских собраний

  • участие в конкурсе презентаций по экологической тематике

  • подготовка рефератов, практических работ по экологии и другим предметам, обработке практического материала по результатам экологических исследований.

  • создание плакатов, выпуск стенгазет

  • организация заочных экскурсий по музеям с помощью программ «Эрмитаж», «История искусств».

5. Использование компьютерной техники в управлении учебно-воспитательном процессе.

Использование компьютера позволяет повысить эффективность управления учебно-воспитательным процессом, т.к. появилась возможность обработки статистических данных с помощью электронных таблиц Excel при мониторинге деятельности школы. Создание и использование базы данных по методическим вопросам способствует самообразованию и росту профессионализма педагогов.

Деятельность школы направлена на поддержку культурных и образовательных потребностей учащихся. Один из путей развития школы мы видим в расширении спектра компьютерных средств, доступа к информации через Internet, воспитание информационной культуры школьников.



Юго-Западный (Балтийский) округ

Сланцевский район





База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница