О состоянии и перспективах внедрения в учебный процесс инновационных технологий в нф башГУ




Скачать 74.52 Kb.
Дата 24.08.2016
Размер 74.52 Kb.
О состоянии и перспективах внедрения в учебный процесс инновационных технологий в НФ БашГУ

Внедрение инновационных технологий в учебный процесс для НФ БашГУ сегодня не просто веление времени, позволяющее повысить качество обучения, уровень подготовки выпускников. Оно в значительной мере позволяет ослабить нехватку высококвалифицированных преподавательских кадров.

В Нефтекамском филиале университета инновационные технологии реализуются по следующим направлениям:

формирование и совершенствование материальной и кадровой базы для применения инновационных технологий;

развитие сайта НФ БашГУ (www.nfbgu.ru.);

внедрение информационных технологий в учебный процесс;

применение инновационных форм и методов преподавания ;

информатизация методического обеспечения образовательного процесса;

автоматизация контроля знаний;

развитие инновационных структур;

информатизация технологических процессов управления филиалом.

1. Формирование и совершенствование материальной и кадровой базы для применения инновационных технологий

В филиале на сегодняшний день насчитывается 227 компьютеров (в среднем 1 компьютер на 7 студентов дневной формы обучения), из которых 60% (133 компьютера) находятся в 8 компьютерных классах; оборудовано 6 мультимедийных классов, один из которых с интерактивной доской, а в других используются мультимедийные проекторы. Материально-техническая база инновационных технологий особенно интенсивно формировалась в 2006 году: приобретено 40 компьютеров, оборудование для 3 мультимедийных классов, интерактивная доска, а также 5 ноутбуков, флеш-карты и др; смонтированы 2 компьютерных зала и электронный зал библиотеки; установлено 2 точки доступа Wi-Fi (для беспроводного доступа к сети Интернет) в главном корпусе филиала.

Формированием и совершенствованием базы для применения инновационных технологий непосредственно занимаются Центр информационных технологий (ЦИТ), лаборатория информационного и программного обеспечения (ЛИПО) и сектор контроля за качеством обучения (СККО). На сегодня 80% работников этих структур имеют высшее физико-математическое или инженерное образование. Два сотрудника (ЦИТа и сектора качества) прошли обучение по организации тестирования, три (в т.ч. два преподавателя) – 72 часовые курсы повышения квалификации на базе БГПУ.

Перспективы (планы):

до апреля 2007 г. (до аттестации) с целью информатизации изучения иностранных языков ввести в строй 2 лингафонно – мультимедийных зала;

компьютеризировать учебно-методические кабинеты по специальностям;

расширить систему беспроводного доступа к локальной сети филиала;

продолжить обновление компьютеров, приобретенных 5 и более лет назад.

2. Развитие сайта НФ БашГУ (www.nfbgu.ru.)

В 2006 году существенно обновлен сайт НФ БашГУ. Не только во внутренней сети, но и на сайте реализован доступ к электронной библиотеке, учебно-методическим комплексам кафедр и ряду других сетевых ресурсов.

Наличие электронных курсов, учебно-методических комплексов является основой не только для проведения обучения в традиционной форме, но и в дистанционном режиме.

Перспектива: развитие в НФ БашГУ системы дистанционного обучения. В настоящее время разработки ведутся на базе заочной формы обучения.

3. Внедрение информационных технологий в учебный процесс.

Данное направление характеризуется использованием в филиале разнообразных информационных ресурсов: Интернет, электронной библиотеки, обучающих программ по дисциплинам; информационно-правовой системы «Консультант Плюс», программы 1С–Предприятие 7.7, стратегической деловой игры «Дельта» и др. В аудиториях с мультимедийным оборудованием применяются электронные мультимедийные учебники и пособия, электронные словари, презентации лекций в Power Point.

Электронная библиотека филиала в 2006 году пополнилась более чем 500 наименованиями источников. Доступ к этим и другим источникам информации имеется со всех компьютеров филиала, объединенных в общую локальную сеть. Применяется автоматизированная система контроля усвоения учебного материала (лицензированная тестовая «оболочка»).

Перспективы:

увеличить темпы формирования электронной библиотеки во взаимодействии с головным вузом;

организовать подписку на электронные версии текущей периодики.

4. Применение инновационных форм и методов преподавания. Информатизация методического обеспечения образовательного процесса.

В преподавании учебных дисциплин взят курс на применение активных методов обучения, «контекстного обучения», «обучения на основе опыта» (педагогические мастерские, технология «мозгового штурма», тренинговые технологии, методы проектов, обучение на основе языковой профессиограммы, метод интенсивного обучения, метод погружения, сопоставительный метод).

Одной из инновационных технологий в преподавании является применение предпринимательских идей. Они реализуются прежде всего в содержании курсов: «Экономика организации (предприятия)» посредством разработки бизнес-планов создания и развития предприятия; «Маркетинг» посредством разработки брэндов для продвижения отечественных и импортных товаров; «Менеджмент» путем разработки новых методов работы с персоналом. В процессе обучения также используются деловые игры (специальности «Юриспруденция», «Финансы и кредит»), сбор и анализ фольклорного и диалектного материала (специальность «Филология»).

Важным инновационным направлением является внедрение в учебный процесс модульно-рейтинговых, балльно-рейтинговых систем обучения и контроля знаний, которые способствуют развитию самостоятельности и ответственности будущих специалистов. С 1 сентября 2006 года решением Ученого совета НФ БашГУ текущий контроль успеваемости, а также организация самостоятельной работы студентов осуществляется (на I курсе – обязательно, на других - рекомендательно) в форме балльно-рейтинговой системы. Её применение, как показали итоги I семестра, позволяет систематизировать самостоятельную работу студентов и контроль со стороны преподавателей, равномернее распределить нагрузку студентов и преподавателей в течение семестра, сделать их отношения более урегулированными и «прозрачными», в определенной мере вывести зачетную неделю и экзаменационную сессию из разряда стрессовых ситуаций (т.к. баллы, набранные в течение семестра учитываются при промежуточной аттестации)

Особое внимание уделяется обмену опытом новым формам преподавания и научной деятельности. В связи с этим на базе филиала организуются и проводятся научно-практические конференции. Большой общественный резонанс в северо-западном регионе Республики Башкортостан имела научно-практическая конференция: «Гуманизация образовательной деятельности в вузе, техникуме, школе», с участием почетного академика РАО, действительного члена РАО, доктора педагогических и психологических наук, научного руководителя лаборатории гуманной педагогики МГПУ Амонашвили Ш.А.. В 2005 году была организована и проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Наука и образование-2005». В сентябре 2006 года начал работу постоянно действующий научно-методический семинар (руководитель, к.э.н., доц. Лебедева В.В.), основной целью которого является продвижение в НФ БашГУ новых образовательных технологий.

Перспектива: провести научно-практическую конференцию (ее секцию), посвященную проблемам внедрения инновационных технологий.

5. Автоматизация контроля знаний.

В рамках формирующейся системы управления качеством образования и подготовки к комплексной оценке деятельности филиала особое внимание в НФ БашГУ уделяется контролю знаний. С осени 2005 года для проверки текущих и остаточных знаний студентов активно используется компьютерное тестирование.

Студенты филиала дважды принимали участие в Федеральном Интернет-экзамене в сфере профессионального образования: ФЭПО-3 (май – июнь 2006 г.) и ФЭПО-4 (декабрь 2006 г.), который проводится Национальным аккредитационным агентством (г. Йошкар-Ола). Неоднократно филиал принимал участие во всероссийской акции «Оценка учебных достижений», организуемой и проводимой Центром общественных коммуникаций и тестирования профессионального образования» (ЦОК и ТПО, г. Москва) – в апреле и сентябре 2006 года. Следует отметить, что тестирование при этом проводилось в режиме on-line, (в режиме реального времени в сети Интернет).

В целях контроля остаточных знаний студентов по блоку общепрофессиональных и специальных дисциплин НФ БашГУ сотрудничает с АСТ-Центром (г. Москва). Заключены договоры об абонементном сетевом тестировании, которое проводится в режиме off-line.

Всего за период с сентября 2005 года по декабрь 2006 года:

Протестировано дисциплин

39

Проведено сеансов тестирования



330

Протестировано студентов

5000

Справочно: на дневном отделении в филиале обучается 1484 студента, т.е. каждый студент в среднем был «охвачен» тестированием не менее 3 раз.



Благодаря проведению внешней независимой оценки в форме Интернет-экзамена филиал имеет возможность сравнить результаты обучения студентов НФ БашГУ с результатами других вузов России.

В ноябре 2006 года закуплена лицензионная тестирующая программа SunRav TestOfficePro, формируется банк тестов по всем изучаемым дисциплинам.

Перспектива:

Продолжить работу по формированию собственной базы компьютерного тестирования.

Проблема: отсутствие стимулирования преподавателей, проводящих дополнительные занятия по тестированию студентов и осуществляющих формирование банка тестов по дисциплине.

6. Развитие инновационных структур. Информатизация технологических процессов управления филиалом.

К числу инновационных структур НФ БашГУ в определенном смысле можно отнести лабораторию информационного и программного обеспечения (ЛИПО) и Центр информационных технологий (ЦИТ) .

Основной целью ЛИПО является разработка информационного и программного обеспечения, автоматизация работы структурных подразделений НФ БашГУ, организация мест практики для студентов специальности «Прикладная математика и информатика». В настоящее время разработаны и функционируют автоматизированные информационные системы (АИС) «Абитуриент», «Бухгалтерия», «Деканат». В стадии разработки - подсистема «Отдел кадров».

Основным направлением деятельности Центра информационных технологий является информатизация НФ БашГУ, внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Ведется активная работа по созданию единой локально-вычислительной сети (ЛВС). На сегодняшний день все компьютеры в филиале подключены к сети с возможностью выхода в Интернет и доступом к сетевым ресурсам филиала («Консультант плюс», электронная библиотека и др.). Единая ЛВС состоит из трех подсетей (отдельная сеть для каждого учебного корпуса). В ЛВС второго корпуса подключен «преподавательский» дом.

Перспективы:

Расширить применение терминальных систем, что позволит существенно снизить затраты на организацию компьютерных классов.

Осуществить переход бухгалтерии на программу «1С - Бухгалтерия»

Усилить взаимодействие с инновационными структурами головного вуза.

Проблемы:

текучесть кадров, работающих в инновационных структурах;

различие некоторого программного обеспечения головного вуза и НФ БашГУ, в частности, программы «Абитуриент» написаны на разных языках.

Согласно Письму Рособрнадзора № 02-55-77 ин/ак от 17.04.2006 г. под инновационными методами в высшем профессиональном образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и др.).

Инновационная деятельность вузов предполагает создание инновационных структур, соединяющих научные исследования и инновационную деятельность, в первую очередь, в области информатизации образования.



http://www.nfbgu.ru/page.php?110


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница