Обеспечение дисциплины основная литература: № п/п




Скачать 286.73 Kb.
Дата18.09.2016
Размер286.73 Kb.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Основная литература:

Таблица 9



№ п/п

Автор

Наименование

Издательство

Год издания*

1.

Под редакцией В.В. Миронова

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Учеб. для асп. и соиск. ученой степени канд. наук.

М.: Гардарики

2006

2.

Степин В.С.

История и философия науки. Учеб.для асп. и соиск. ученой степени кандидата наук.

М.: Гардарики

2011

3.

Челышев П.В.

Очерки по истории и философии науки. Учебное пособие для аспирантов.

М.: МГГУ

2009


Дополнительная литература:

Таблица 10



№ п/п

втор

Наименование

Издательство

Год издания

1.

Горохов В.Г.


Технические науки: история и теория (история науки с философской точки зрения).

М.:Логос

2012

2.

Гринько Н.К., Грунь В.Д., Лунев В.Г.


Недра духовной культуры горного дела.

М.:Имидж-Пресс

2011

3

Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А.

Глобальный эволюционизм: Идеи, проблемы, гипотезы.

М.: МГУ

2012

4

Канке В.А.

История и философия химии.

М.: НИЯУ МИФИ

2011

5

Конотопов М.В.


История и философия экономики. Учебное пособие для ВУЗов.

М.: КноРус

2010

6.

Лекторский В.А.

Эпистемология классическая и неклассическая.


М.:Эдиториал УРСС

2009

7.




Новая философская энциклопедия. В 4 т. http://iph.ras.ru/elib/a002.html


М.: Мысль

2010

8.

Перминов В.Я..


Философия и основания математики. http://lib.mexmat.ru/books/24938

М.: Прогресс-Традиция

2001

9.

Урсул А.Д., Урсул Т.А., Иванов А.В.

Проблема безопасности в перспективе устойчивого развития. 

М.: Университетская книга

2014

10.

Фролов В.Т.


Наука геология: философский анализ.

М.: МГУ.

2004

11.

Челышев П.В., Челышева П.В., Котенева А.В.


Очерки по социальной философии: утопическая мысль от древности до наших дней. Учебное пособие.

М.:МГГУ

2012

12.

Челышев П.В.


Хрестоматия. Книга для чтения по истории философии. Учебное пособие.

М.: МГГУ

2011

13.

Kuhn, T.S.


The Structure of Scientific Revolutions. http://turkpsikiyatri.org/arsiv/kuhn-ssr-2nded.pdf

Chicago: University of Chicago Press


1962

14.

Sri Aurobindo.


The Human Cycle // The complete works of Sri Aurobindo. Volume 25 http://www.sriaurobindoashram.org/ashram/sriauro/writings.php

Sri Aurobindo Ashram Trust

1997


Электронные (образовательные, информационные, справочные, нормативные и т.п.) ресурсы:


  1. Библиотека сайта philosophy. http://www.philosophy.ru/

  2. Библиотека философского факультета МГУ http://philos.msu.ru/library.php?PHPSESSID=69d15906bdea54d8803399379ea38a84

  3. Библиотека «Гумер» – гуманитарные науки. http://www.gumer.info/

  4. Библиотека Максима Мошкова http://lib.ru/;

  5. Библиотека Елены Косиловой http://elenakosilova.narod.ru/;

  6. Библиотека Якова Кротова http://www.krotov.info/;

  7. Библиотека философии и религии http://filosofia.ru/articles/;

  8. Социология, психология, управление http://soc.lib.ru/

  9. Культурология: теория, школы, история, практика http://www.countries.ru/library.htm;

  10. Мировая цифровая библиотека http://wdl.org/ru/

  11. Новая философская энциклопедия. http://iph.ras.ru/elib/a002.html

  12. Открытая русская электронная библиотека http://orel.rsl.ru/

  13. Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
    Тематический каталог: http://www.prlib.ru/Lib/pages/catalog.aspx

  14. Российская государственная библиотека. Электронная библиотека: http://elibrary.rsl.ru/

  15. Философская библиотека Новосибирского государственного университета http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.htm;

  16. Электронная полнотекстовая философская библиотека Ихтика http://ihtik.lib.ru/index.html;

  17. Электронная библиотека по философии http://filosof.historic.ru/;

  18. Электронный фонд Российской национальной библиотеки «Докуфонд» http://leb.nlr.ru/search/

  19. Documenta Catholica Omnia http://www.documentacatholicaomnia.eu/

  20. Philosophy http://eserver.org/philosophy/

Журналы

  1. «В мире науки». Ежемесячный научно–популярный журнал, русское издание Scientific American., выходил с 1983 по 1993 гг., с 2003 г. возобновил свою работу, адресован научной и технической интеллигенции. Стремится держать читателей в курсе последних достижений мировой научной мысли. http://sciam.ru/

  2. «Вопросы Философии». Ежемесячный научно–теоретический журнал «Вопросы философии». Издается под руководством Президиума Российской академии наук. http://vphil.ru/

  3. «Философия науки». Научное периодическое издание по философии, методологии и логике естественных наук. http://www.philosophy.nsc.ru/journals/journals.html

  4. «Эпистемология и философия науки». Журнал "Эпистемология и философия науки" – научно-теоретический журнал Института философии Российской Академии наук. Его тематику составляют теория познания, общая методология науки и философия языка. Наряду с философскими статьями журнал публикует материалы по социологии научного знания, теоретической истории науки, когнитивной психологии, когнитивной лингвистике и ряду других дисциплин. http://journal.iph.ras.ru/


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для чтения лекций, проведения коллоквиумов используются мультимедийные аудитории. Для проведения индивидуальных консультаций и дополнительных форм работы с аспирантами и соискателями используется кафедральная аудитория Б-537.


ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА
«История и философия науки»
Трудоемкость кандидатского экзамена соответствует 1 зачетной единице, или 36 академическим часам. Продолжительность приема экзамена у каждого аспиранта не должна превышать двух академических часов.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИЕМ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА.

Рекомендуется сдавать экзамен по «Истории и философии науки» не ранее конца первого семестра обучения. Экзамен проходит в два этапа.


1.1. Происходит проверка подготовленного по истории научной дисциплины реферата. При наличии положительной оценки за реферат аспирант (соискатель) допускается к сдаче экзамена по философской части дисциплины.
1.2. Аспирант (соискатель) сдает экзамен комиссии по философии науки и философским проблемам соответствующей области знания в устной или письменной форме.
1.3. Оценка ответа соискателя (аспиранта) складывается из следующих составляющих:

а) оценка за реферат по истории профильной дисциплины;

б) оценка ответа по философии науки (общая часть);

в) оценка за ответ по философским проблемам соответствующей области знания. В итоге получается оценка, которая определяется как средняя из вышеназванных, при условии, что они все положительные.


1.4. Необходимость пересдачи экзамена возникает только в случае смены темы диссертационной работы, приводящей к существенному изменению профиля подготовленной диссертации (изменение первых двух цифр шифра специальности).
2. РЕФЕРАТ

2.1. В качестве составляющей кандидатского экзамена аспирант (соискатель) должен представить реферат по истории той отрасли науки, в которой он специализируется. Определить отрасль науки можно по первым двум цифрам шифра специальности предполагаемой диссертации из номенклатуры специальностей научных работников. Шифр специальности должен быть указан.


2.2. Тема должна быть утверждена научным руководителем аспиранта (соискателя), а затем зарегистрирована и ратифицирована на кафедре социальных наук и технологий. Научный руководитель проводит первичную экспертизу реферата. После проверки реферата научным руководителем на титульном листе должно быть написано: «Первичная экспертиза проведена. Тема реферата соответствует специальности». Эта первичная экспертиза должна быть подтверждена отзывом. Оценку за реферат выставляет преподаватель кафедры социальных наук и технологий, прошедший повышение квалификации по дисциплине «История и философия науки».
2.3. Требования к реферату для сдачи кандидатского экзамена «История и философия науки».

Написание реферата по истории науки и его защита являются составной частью кандидатского минимума.

Тема реферата выбирается из соответствующего раздела программы, который совпадает с наименованием искомой степени при защите диссертации аспирантом или соискателем, иначе говоря, реферат должен быть подготовлен по истории той отрасли науки, по которой специализируется аспирант или соискатель.

Реферат должен быть написан на основе самостоятельного изучения аспирантом (соискателем) историко-научного материала. Качество реферата определяется глубиной и тщательностью проработки материала, логичностью изложения идей, относящихся к избранной теме, и соответствовать всем требованиям, предъявляемым к научной статье, подготовляемой к публикации. При изложении конкретного историко-научного материала необходимо:

● осветить основную хронологию важнейших когнитивных событий в данной области;

● показать научные революции в истории той или иной дисциплины;

● раскрыть динамику важнейших идей в развитии данной области знания;

● представить актуальные проблемы и перспективы развития данной дисциплины.


Обязательные структурные элементы реферата: титульный лист (приложение 1), рецензия (приложение 2), план, введение, текст, заключение, список литературы (с выходными данными).
Введение и заключение также должны быть содержательными аналитическими частями реферата. Заключение (объемом не менее двух страниц) должно резюмировать содержание, отражать наиболее существенные историко-научные положения реферата, сопровождаемые аналитическими оценками автора. Все цитаты должны быть заключены в кавычки и иметь ссылку на источник цитирования (допустимы ссылки только на официальные издания и официальные сайты Интернета, причем число ссылок на сайты Интернета должно быть ограничено: не более 1/3 от всей используемой литературы).

Автор самостоятельно подбирает литературу и составляет план работы. Список использованной литературы приводится в конце реферата и выполняется согласно современным требованиям библиографического описания научных документов, пишется в алфавитном порядке с указанием полных выходных данных и должен состоять из 10–12 наименований специальной литературы, вышедшей за последние 5 лет. Цитирование и ссылки на источники должны иметь точное указание на выходные данные: автор, название работы, место издания, год издания, номер журнала, сборника, страницы.

Объем реферата должен составлять 20–22 страницы, через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, отступы со всех сторон по 2,5 см (в формате Word). Реферат должен быть надежно скреплен.

Для компьютерной проверки на кафедру представляется также электронная версия реферата на дискете в формате WORD.

Реферат должен быть представлен на кафедру социальных наук и технологий не менее чем за месяц до экзамена.
2.4. Порядок оформления реферата:

● оформить титульный лист реферата с указанием отрасли науки и конкретной темы реферата;

● получить подпись научного руководителя (на титульном листе в графе «Согласовано»);

● сдать титульный лист на кафедру социальных наук и технологий;

● узнать результаты согласования темы реферата с кафедрой социальных наук и технологий (возможны коррективы);

● написать реферат и сдать его в установленные сроки с подписью научного руководителя в графе «Результаты экспертизы» («Первичная экспертиза проведена»);

● реферат должен быть зарегистрирован у ведущего профессора, осуществляющего его окончательную проверку, и утвержден на кафедре социальных наук и технологий.
2.5. При рецензировании реферата будут учитываться следующие моменты:

● актуальность темы;

● наличие развернутого плана;

● согласованность темы, плана и содержания текста;

● наличие заключения, выводов;

● преемственность параграфов;

● отражение прочитанной литературы в тексте;

● присутствие ссылок на цитируемую литературу с указанием страниц;

● список цитируемой литературы по теме реферата;
При наличии положительной оценки за реферат аспирант (соискатель) допускается к сдаче экзамена по философской части дисциплины. Оценка за реферат может быть выражена двумя способами, как в бальной системе, так и в форме «зачет-незачет».
3. ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ТЕМ РЕФЕРАТОВ ПО «ИСТОРИИ НАУКИ»
История математики

1. Математика в догреческих цивилизациях.

2. Рождение математики как теоретической науки в Древней Греции.

3. Математика эпохи эллинизма.

4. Математика в древней и средневековой Индии.

5. Математика в древнем и средневековом Китае.

6. Средневековая математика Арабского востока.

7. Математика в средневековой Европе.

8. Математика в эпоху Возрождения.

9. Математика и научно-техническая революция начала Нового времени.

10. Проблема создания вероятностной логики в трудах Лейбница.

11. Философский контекст открытия И. Ньютоном и Г. Лейбницем дифференциального и интегрального исчисления.

12. Развитие математического анализа в XVIII веке.

13. Философские идеи Б. Больцано в области теории функций.

14. Эволюция геометрии в XIX веке и ее философское значение.

15. Г. Кантор и создание «наивной» теории множеств.

16. Открытие парадоксов теории множеств и их философское значение.

17. Взгляды Г. Фреге на природу математического мышления.

18. Философские проблемы теории вероятностей в конце XIX – середине XX в.

19. Неевклидовы геометрии и философия математики И. Канта.

20. Современные концепции математики.
История физики

1. Проблема пространства, времени и движения в трудах античных философов.

2. Проблема пространства и времени в классической механике.

3. Роль коперниканской системы мира в становлении галилей-ньтоновских представлений о пространстве.

4. Понятие инерциальной системы и принцип инерции Галилея.

5. Принцип относительности Галилея.

6. Переход от механической к электромагнитной картине мира.

7. Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна.

8. Понятие о едином пространственно-временном континууме Г. Минковского.

9. Концепции геометризации физики на современном этапе.

10. Дискуссии в философии науки по поводу характера причинных связей.

11. Проблема детерминизма в классической физике.

12. Концепции однозначного или жесткого детерминизма.

13. Статистические закономерности и вероятностные распределения в классической физике.

14. Изменение представлений о характере физических законов в связи с концепцией «Большого взрыва» в космологии и формирование синергетики.

15. Основные этапы математизации физического знания.


История химии

1. Историческое взаимодействие химии и физики.

2. Теория флогистона и ее значение для развития химии.

4. Научные революции в химии.

5. Эволюция представлений о химическом элементе.

6. Развитие взглядов на понятие химического соединения.

7. История учения о молекуле.

8. Первые попытки классификации химических элементов.

9. Алхимия и её место в развитии химических представлений.

10. Роль алхимии в развитии химического эксперимента.

11. Алхимия в трудах И. Ньютона.

12. Химическая революция А. Лавуазье.

13. Философские вопросы химии в трудах М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, A.M. Бутлерова.

14. Атомистическое обоснование химии.

15. Труды отечественных ученых по истории химической атомистики.

16. Рождение классической теории химического строения.

17. Основные версии открытия периодического закона в трудах отечественных ученых.

18. История применения в химии физических методов исследования.

19. Возникновение нанохимии.

20. Главные этапы развития химии высокомолекулярных соединений.

23. Новейшие подходы к пониманию предмета химии.
История геологии

1. Геологические наблюдения в античности.

2. Геологические исследования в Средние века.

3. Геологические знания в эпоху Возрождения и Нового времени.

4. Становление научной геологии в XVIII в.

5. Методология геологических наук в исторической динамике.

6. История становления геологической картины мира.

7. Становление представлений о системном характере объекта геологии.

8. Историческое место геологии в нелинейной генетической классификации наук.

9. Исторические этапы решения проблемы пространства и времени в геологии.

10. Геохимическое учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

11. История зарождения и развития геоэкологии как науки.

12. Развитие представлений о биосфере как живой пленки земли до совокупности биогеоценозов.

13. История экономики природопользования.

14. Развитие методов поиска рудных месторождений.

15. Вклад кафедры геологии МГГУ в историческое развитие геологии как науки.

16. История Международных геологических конгрессов и симпозуимов.

17. Международные научные программы исследования Земли.


История техники и технических наук

1. Понятия «техника» и «технология», их историческая трансформация.

2. Основные периоды в истории развития технического знания.

3. Особенности техники в Древнем мире, античности и средневековье.

4. Технические знания в строительной практике Древнего мира.

5. История освоения земных недр от древности до наших дней.

6. Научно-технические знания в трудах Архимеда.

8. Ремесленные знания и механические искусства в Средние века (V–XIV вв.).

9. Инженерные исследования и проекты Леонардо да Винчи.

10. Горное дело и металлургия в трудах Г. Агриколы.

11.Горное дело и металлургия в трудах В. Бирингуччо.

12.История развития инженерных знаний в VI–XVII вв.

13. Университеты и академии Нового времени как сообщества ученых.

14.Техническая практика и ее роль в становлении экспериментального естествознания в XVIII в.

15. Организационное оформление инженерии в Новое временя.

16. Вклад М.В. Ломоносова в горное дело и металлургию.

17. Формирование научных основ горного производства в XIX–XX вв.

18.Становление и развитие инженерного образования в горнодобывающей промышленности XVIII–XX вв.

19. Системное проектирование в XX в.

20. Развитие машиноведения и механики горнодобывающих машин в трудах отечественных ученых.

21. Становление и развитие технических наук электротехнического цикла..

22. Развитие математического аппарата электротехники в конце XIX-первой трети XX вв.

23. Формирование в XX веке фундаментальных разделов технических наук.

25. Квазипроектирование и развитие системнотехнических знаний в XX веке.

26. Формирование комплексных научно-технических дисциплин.

27. Научные школы технических наук в МИСиС: история и современность.


История информатики

1. Понятие «информация» в историческом развитии.

2. История становления информатики как науки.

3. История введения информатики в систему наук.

4. История развития информационных технологий.

5. История создания глобальной сети Интернет.

6. История становления информационного общества.

7. Специфика развития информатики в России.

8. История логических машин.

9. История развития вычислительной техники. Электромеханический этап.

10. Первые исследования в области ЭВМ.

11. История создания «искусственного интеллекта».

12. Современные образовательные технологии на основе информатизации.

13. История возникновения и развития информационного общества.

14. Основные теории информации во второй половине XX века.
История экономических учений

1. Экономическая мысль Древнего Востока.

2. Экономическая мысль Античности в трудах Платона и Аристотеля.

2. Экономическая мысль в Средние века.

3. Особенности меркантилизма как экономического учения.

4. Марксизм о роли классической школы политической экономии.

5. История становления и развития школы «экономистов» (физиократов).

6. Роль А. Смита в развитии экономических учений.

7. Теория реализации Т.Р. Мальтуса.

8. Д. Риккардо – лидер английской классической школы экономики.

9. Зарождение экономической мысли в России (XVI–XVIII вв.).

10 Основные итоги и направления отечественной экономической мысли в ХIХ в.

11. Политическая экономия Н.Г. Чернышевского.

12. Историческая и социальная школы в экономической теории.

13. Сущность «Кейнсианской революции».

14. Монетаризм как главная форма неоклассической макроэкономики.

15. Основные школы «политической экономии социализма» в СССР (1950–1980-е гг.).

16. Школы и направления отечественной экономической мысли в конце XX в.

17. Формирование теоретических представлений на мировую экономику в XX–XXI вв.

18. Зарождение математической статистики в экономике.

19. Научно-исследовательские программы по экономике в МИСиС.
4. ВОПРОСЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ
4.1. Общие проблемы философии науки

1. Философия науки в историческом развитии и социокультурном контексте.

2. Становление первых форм теоретического знания в античной культуре. Эпистеме и докса.

3. Роль христианской теологии в формировании философии и науки в средние века. Вера и разум.

4. Особые формы знания в средние века: алхимия, астрология и магия.

5. Наука в эпоху Возрождения.

6. Формирования идеалов классической науки в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон и Р. Декарт).

7. Философия науки в немецкой классической философии (И. Кант и Ф. Гегель).

8. Позитивистская традиция в философии науки. Этапы развития позитивизма.

9. Постпозитивизм. Современные модели развития научного знания (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенда, М. Полани).

10. Многообразие форм познавательной деятельности. Особенности научного познания.

11.Три аспекта бытия науки: наука как особая форма деятельности, как система знаний и как социальный институт.

12. Понятие науки, ее структура и функции. Типы научного знания.

13. Всеобщие методы научного познания. Диалектика и метафизика.

14. Методы эмпирического познания. Наблюдение, сравнение, эксперимент, индукция.

15. Методы теоретического исследования. Аксиоматический метод, абстрагирование, идеализация, формализация, дедукция, анализ, синтез, аналогия.

16. Понятие творчества. Идеалы и нормы научного творчества.

17. Понятие научной теории. Классический и неклассический варианты формирования научной теории.

18. Понятие научной истины. Основные и дополнительные критерии истины.

19. Научная истина в окружении паранаучного знания. Пределы научности в познании мира, общества и человека.

20. Научные традиции и научные революции.

21. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

22. Глобальные революции и типы научной рациональности: классический, неклассический и постнеклассический.

22. Наука и философия. Функции философии в научном познании.

23. Наука и обыденное познание.

24. Наука и искусство.

25. Наука и религия. Библейские представления о мире в свете современной науки.

26. Наука и нравственность. Этические проблемы науки в конце XX в. – начале XXI в.

27. Личность ученого. Социальная ответственность ученого и свобода научного исследования.

28. Экологическая этика и ее философские основания.

29. Наука и мировоззрение. Сциентизм и антисциентизм в XX веке.

30. Научная картина мира в исторической динамике.

31. Особенности постнеклассической науки.

32. Современные процессы интеграции и дифференциации наук.

33. Наука как социальный институт. Научные сообщества и научные школы.

34. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

35. Взаимоотношение науки с экономикой, властью и государством.
4.2. Философские проблемы специальных наук
Философские проблемы математики

1. Математика как феномен человеческой культуры.

2. Предмет математики, структура математического знания.

3. Нормы и идеалы математической деятельности. Специфика методов математики. Аксиома, доказательство и аналогия.

3. Философские проблемы возникновения математики.

4. Историческая эволюция математики в культурном контексте.

5. Основные закономерности развития математики.

6. Философские концепции математики от древности до наших дней.

7. Философия и проблема обоснования математики.

8. Философско-методологические и исторические проблемы математизации науки.

9. Особенности математического моделирования и эксперимента.

10. Математика и логика.

11. Границы, трудности и перспективы математизации гуманитарного знания.
Философские проблемы физики

1. Место физики в системе наук.

2. Онтологические проблемы физики.

3. Эволюция физической картины мира.

4. Частицы и поля как фундаментальные абстракции современной физической картины мира.

5. Проблема пространства и времени в античной философии.

6. Проблема пространства и времени в классической механике.

7. Проблема пространства и времени в СТО и ОТО А. Эйнштейна.

8. Проблема детерминизма. Дискуссии в философии науки по поводу характера причинных связей.

9. Концепции вероятностной причинности.

10. Философский смысл концепции дополнительности Н. Бора и принцип неопределенности В. Гейзенберга.

11. Изменение представлений о характере физических законов в связи с концепцией «Большого взрыва».

12. Познание сложных систем и физика.

13. Проблема объективности в современной физике.

14. Роль математики в развитии физики.

15. «Материя», «энергия», «информация» - фундаментальные категории современного физического знания.


Философские проблемы химии

1. Специфика философии химии.

2. Возникновение химии, ее предмет и структура.

3. Взаимодействие химии с физикой.

4. «Мостиковые» концептуальные построения химии.

5. Связь химии с технологией и промышленностью.

6. Учение об элементах от античности до наших дней.

7. Теория флогистона, ятрохимия, пневмохимия.

8. Кислородная теория Лавуазье об элементах.

9. Периодическая система Менделеева – завершающий этап развития учения об элементах.

10. Структурная химия как теоретическое объяснение динамической характеристики вещества.

11. Кинетические теории в химии.

12. Концепция самоорганизации и синергетика как основа объяснения химических систем.

13. Основные тенденции и этапы физикализации химии.

14. Методы химических исследований и проблема истины в химических науках.

15. Современный вариант классификации химических знаний.


Философские проблемы геологии

1. Предмет геологии и его структура.

2. Методы геологических наук.

3. Место геологии в генетической классификации наук.

4. Место геофизики и геохимии в составе геологических дисциплин.

5. Геологическая картина мира как отражение геологической реальности.

6 Особенности исторического формирования картины геологической реальности.

7. Проблема пространства и времени в геологии.

8. Соотношение обыденного и научного понимания пространства и времени в геологии.

9. Идеи Вернадского о пространстве и времени как свойствах эмпирически изучаемых объектов.

10. Развитие представлений о биосфере от ее понимания как живой оболочки Земли до трактовки биосферы как совокупности биогеоценозов.

11. Ноосфера как новая оболочка планеты, возникающая над биосферой.

12. Геоэкология, ее содержание и логическая структура.

13. Основные теории современной геологии.


Философские проблемы экологии

1. Понятие экологии. Становление экологии как интегральной научной дисциплины.

2. Основные экологические подходы к среде обитания человека.

3. Превращение экологической проблематики в господствующую мировоззренческую установку современной культуры.

4. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы.

5. Экологические воззрения в их исторической динамике.

6. Учение о ноосфере В.И. Вернадского.

7. Социальная экология и причины ее возникновения.

8. Специфика хозяйственной деятельности человека в процессе природопользования, ее основные этапы.

9. Основные направления преобразования производственной и потребительской сфер общества с целью преодоления экологических трудностей.

10. Понятия «экологическая проблема», «экологическая катастрофа», «экологический кризис».

11. Современный экологический кризис – кризис цивилизационный.

12. Основные сценарии экоразвития человечества в наше время.

13. Пути формирования экологической культуры.

14. Концепция устойчивого развития общества.

15 Особенности воспитания, образования и просвещения в свете экологических проблем человечества.


Философские проблемы техники и технических наук

  1. Философия техники в XX веке на Западе и в России.

  2. Философия техники: предмет, основные сферы и главные задачи.

3. Понятия «техника» и «технология» в исторической динамике.

4. Апология и критика техники в культуре: «технический оптимизм» и «технический пессимизм».

5. Основные концепции соотношения науки и техники.

6. Исторические способы возникновения техники.

7. Техническая, инженерная, проектная и научная деятельность.

8. Понятие и принципы проектировочной деятельности. Особенности нетрадиционного проектирования.

9. Естественные и технические науки.

10. Технические науки классического и неклассического типа.

11. Техническая этика и проблемы охраны окружающей среды.

12. Проблема гуманизации и экологизации современной техники.

13. Парадоксы современной техногенной цивилизации и поиски выхода из ее кризиса.

14. Новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития.

15. Традиционный и техногенный типы цивилизационного развития.

16. Роль М.В. Ломоносова в развитии горной науки в России.


Философские проблемы информатики

1. Сравнительный анализ понятий «знание» и «информация».

2. Этапы становления информатики во второй половине XX века как междисциплинарного направления.

3. Место информатики в ряду других наук.

4. Моделирование и вычислительный эксперимент в информатике.

5. Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике.

6. Гуманитарный аспект концепции информационной безопасности.

7. Понятие киберпространства Интернет и его философское значение.

8. Синергетическая парадигма «порядка и хаоса» в Интернете.

9. Феномен зависимости от интернета.

10. Интернет как информационно-коммуникативная среда науки и как глобальная среда образования.

11. Процесс познания в информатике.

12. Компьютерная этика и проблема интеллектуальной собственности.

13. Идея «искусственного интеллекта» и ее эволюция.

14. Концепция «информационного общества» П. Сорокина и Э. Кастельса.

15. Проблема личности в информационном обществе.

16. Понятие информационной культуры.
Философские проблемы социально-гуманитарных наук

1. Философия как интегральная форма научных знаний о природе, обществе, культуре, истории и человеке.

2. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке.

3. Причины появления социальных наук и их разновидности.

4. Науки о природе и науки об обществе.

5. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

6. Социокультурное и гуманитарное понимание жизни.

7. История – одна из форм проявления жизни (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль).

8. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.

9. Социальное и культурно-историческое время.

10. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М. Бахтин).

11. Причины появления гуманитарных наук и их разновидности.

12. Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания.

13. Проблема истины в социально-гуманитарных науках.

14. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

15. Вера, сомнение, знание, в социально-гуманитарных науках.

16. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

17. Основные отличия социальных наук от гуманитарных наук.

18. Особенности гуманитарной экспертизы социальных проектов и программ.

Приложение 1. Титульный лист реферата
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИСиС»

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ
РЕФЕРАТ

для сдачи кандидатского минимума по дисциплине

«История и философия науки»

по истории..........................................................................................

(отрасль науки)

на тему................................................................................................


Исполнитель

(аспирант или соискатель кафедры) –

ф.и.о. полностью
Первичная экспертиза проведена: Научный руководитель

_______________________

звание, должность ФИО
Окончательная экспертиза

(проводится на кафедра

Социальных наук и технологий)

_______________________

звание, должность ФИО

Москва – 2011




Приложение 2. Рецензия

(размещается на обратной стороне титульного листа)
на реферат____________________________________________________________

к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки»

аспиранта (соискателя) (Ф.И.О.)___________________________________________
Анализ содержания реферата

______________________________________________________________________

Недостатки и замечания

_____________________________________________________________________

Рецензент

Ф.И.О., ученая степень, ученое звание____________________



Дата____________


Программа подготовлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ № 697 от 17 февраля 2004 г., Инструктивным письмом Минобрнауки России № АС-729/03 от 6 июля 2005 г. «О вопросах, связанных с кандидатским экзаменом по истории и философии науки».Разработчики ориентировались на издание Программы кандидатских экзаменов: «История и философия науки». – М.: Гардарики, 2004.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница