«Обитатели морских глубин» Воспитатель: Прасолова Светлана Николаевна с. Бочкари 2013 г. Паспорт проекта. Название проекта:«Обитатели морских глубин»




Скачать 490.13 Kb.
страница 1/2
Дата 01.10.2016
Размер 490.13 Kb.
  1   2
МБДОУ «Бочкаревский детский сад «Аленушка»

Информационно-исследовательский проект

с элементами творчества

для детей 4-5 лет



«Обитатели морских глубин»
Воспитатель: Прасолова Светлана Николаевна

с. Бочкари

2013 г.


Паспорт проекта.
Название проекта:«Обитатели морских глубин».
Вид проекта:среднесрочный, фронтальный, групповой; информационно-исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет.
Срок реализации проекта:2 месяца.
Участники проекта:дети средне-старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Интеграция образовательных областей:познание, коммуникация, музыка, безопасность, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, здоровье, социализация, труд.

Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир».
Актуальность проблемы:на сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте.

Наше село Бочкари расположено в лесо-степной зоне на много тысяч километров от моря. К сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне морей и океанов, многие из них никогда не видели моря. Что бы дать представление о море и его обитателях - необходимо провести большую предварительную работу по поиску видеоматериалов, картинок, иллюстраций, книг, стихов, загадок, сказок и поговорок. Изучая эти материалы, дать детям представление о подводном мире и его обитателях, воспитать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к природе. С целью осознания уникальности данного природного объекта и воспитания экологически грамотного поведения и расширения кругозора был разработан образовательный проект «Обитатели морских глубин».


Цель проекта:создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Обитатели морей и океанов».

Задачи проекта:

  • расширять у детей представления о море и его обитателях, формировать умение размышлять;

  • формировать желание пользоваться специальной терминологией;

  • формировать навыки поисково-исследовательской деятельности;

  • развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;

  • воспитывать бережное отношение к природе и животному миру, учить охранять окружающую среду.

  • Уметь вести конструктивную беседу в ходе исследовательской деятельности.

  • Составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

  • Уметь определять проблему и возможные методы её решения.

  • Развивать логическое мышление, умение на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;

  • развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;

  • развивать способность вслушиваться в звуки природы;

  • развивать познавательный интерес, творческие способности;

  • использовать различные нетрадиционные художественно – графические техники;

Предполагаемый результат:

  • владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;

  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, ходит), способах маскировки, об уникальности каждого вида;

  • знать о взаимосвязи с другими обитателями;

  • иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающего мира;

  • сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

  • составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

Гипотеза:

Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её.



Этапы проекта:

1 этап


Целеполагание (выявление проблемы).

2 этап


Разработка проекта.

3 этап


Выполнение проекта (Организация совместной работы детей и педагогов над проектом).

4 этап


Подведение итогов (Презентация).

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Море»;

  • знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г.Х.Андерсен «Русалочка»;

  • разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;

  • рассматривание репродукций картин И.К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;

  • прослушивание песни «Дельфины» на стихи С.Козлова из мультфильма «В порту»;Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;

  • просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва»;

  • просмотр видео записей подводного мира.


Сотрудничество с семьёй:

  • Фотовыставка «Мы и море».

  • Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, рисунки и поделки морских обитателей.

  • Выставка совместных работ детей и родителей из различных материалов (природного, бросового, бумаги и пр.)

Взаимодействие со специалистами ДОУ:

  • Развлечение «В гостях у Нептуна».

Ресурсное обеспечение:

Иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности, ракушки разных размеров и формы, пластилин, бросовый материал, камни., краски, бесцветный лак.



Продукт проектной деятельности:рассказ о каком-либо морском обитателе по схеме, записанная родителями история с детскими иллюстрациями и картинками, дидактические игры, фотографии досугов, коллективная аппликация «В морских глубинах», поделки из природного материала (ракушки, камни), фотовыставка «Обитатели морей и океанов».

Презентация проекта:представление и защита на педагогическом совете.

План реализации проекта:


Виды деятельности


Сроки


Результаты

Форма регистрации

результата

1

2

3

4

1.Тематическая занятийная деятельность: «Медуза», «Скат», «Морской конёк», «Осьминог» «Рыба-меч», «Рыба-петух», «Мидия», «Рыба-пила», «Краб», «Дельфин», «Кит», «Морская звезда», «Морской еж», «Креветки», «Лангусты», «Акула», «Рыба-клоун»

01.02.13

04.02.13


08.02.13

12.02.13


15.02.13

19.02.13


22.02.13

26.02.13


01.03.13

05.03.13


Знания о фауне моря, навыки поисковой, опыто-экспериментальной деятельности

Конспекты занятийной деятельности

2.Видеофильмы о жизни в подводном мире.

22.02.11

Воспитание интереса к жизни обитателей подводного мира

Творческие работы детей (рисунки, поделки)

3. Развлечение «В гостях у Нептуна»

12.03.13

Воспитание эмоциональной отзывчивости

Фотографии

4. Познавательные опыты

12.02.13

22.02.13


Формирование навыков поисковой деятельности

Фотографии

5. Изобразительная деятельность: коллективная аппликация «В морских глубинах», «На дне морском», роспись камней, поделки и рисунки обитателей подводного мира, пластелинография «Необыкновенные рыбки» Рисование пальчиковой техникой «Волшебный подводный мир», тестопластика «Рыбка-клоун», конструирование из бумаги - макет морского дна, оригами «Морские рыбки», изготовление альбома «Подводный мир»

04.02.13

08.02.13


12.02.13

16.02.13


22.02.13

26.02.13


01.03.13

05.03.13


Творческий продукт изобразительной деятельности

Выставка

6. Фотовыставка «Мы и море»

15.03.13

Творческий продукт

Выставка

7.Собрание коллекции «Сокровища Чёрного моря» (ракушки)

Февраль-март

Формировать желание пользоваться специальной терминологией

Коллекция ракушек

8. Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция»

Февраль-март

Формирование представлений  о профессиях, связанных с морем

Фотографии

9. Настольные игры: «Остров сокровищ», «Поймай рыбку», «Морское путешествие»

Февраль-март

Представления детей об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков

Фотографии

Дидактические игры

Пазлы, разрезныекартинки на морскую тематику



Февраль-март

Развитие сообразительности, внимания

фотографии

Музыкальная деятельность

Прослушивание песен о море

Слушание музыки «Звуки моря», «Звуки дельфина»


08.02.13

26.02.13


воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений

фотографии

10. Подвижные игры:

«Море волнуется», «Водяной», «Водолаз».



Февраль-март

Закрепление знаний о морских обитателях

Описание игр

11.Викторина «Чудеса подводного мира»

12.02.13

Закрепление знаний о морских обитателях

Конспект викторины

12. Взаимодействие с родителями:

Домашнее задание

для детей и родителей - составление описательного рассказа о морском обитателе  с детскими рисунками и поделками, фото «Мы и море», участие в выставке рисунков и поделок


15.03.13

05.03.13


Содействие к сотрудничеству детей и взрослых

Описательный рассказ о морском обитателе с детскими рисунками и поделками из разных материалов

Оформление игрового уголка «Подводный мир»

февраль

Закрепление знаний о морских обитателях

фотографии

Викторина «Чудеса подводного мира»

март

Закрепление знаний о морских обитателях

конспект

Чтение художественной литературы

Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения;

Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.

Х.-К. Андерсен "Русалочка".

Вечер загадок, стихов о морском мире.

Заучивание стихов о жителях подводного мира.


Дидактические игры

Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.

«Русалочка»

«Четвертый лишний»

«Чей силуэт»

«Угадай звук животного»

«Чья тень?»

«Собери Дельфина»

«Укрась аквариум»

«Угадай какой водоем»

«Кто здесь живет?»

«О ком расскажу»


Настольно-печатные игры

«Парные картинки»

«Узнай, что изменилось»

«Найди такую же»

«Лото»

«Соедини точки»


Словесные

Цель. Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию.

Расширить словарь детей: медуза, осьминог, креветка, лангуст, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала, кит, морская звезда, скат, рыба-меч, морской еж, рыба-клоун.

«Опиши животное»

«Отгадай загадку»

«Кто, что слышит?»

«Чьи детки?»

«Найди предмет по описанию»

«Назови одним словом»

«Кто больше заметит небылиц?»


Содержание путешествия в подводный мир

Может ли человек жить в воде? Почему?

Каких морских животных вы знаете?

Что вы знаете об обитателях подводного мира?

Какими особыми приспособлениями пользуются некоторые жители морских глубин?

Чем питаются обитатели моря?

Кто какой Нептун?

Какие изобретения человеку подсказали морские обитатели?

Какое животное самое большое, умное, быстрое, музыкальное?
Продуктивные виды деятельности:

Выставка рисунков и поделок из природного и бросового материала «Море и морские тайны».

Цель: Создать условия для самовыражения детей различными изобразительными средствами.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Аппликация «На дне морском»

Коллективная аппликация «В морских глубинах»

Пластелинография «Необыкновенные рыбки»

Рисование пальчиковой техникой «Волшебный подводный мир»

Роспись камней «Золотая рыбка»

Лепка из теста «Рыбка клоун»

Конструирование из бумаги - макет морского дна

украшения в морском стиле(кулоны и браслеты из ракушек)

Оригами « Морские рыбки»

Изготовление альбома с иллюстрациями «Как прекрасен это подводный мир…»

Музыкальная деятельность

Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.



  • Прослушивание песен о море;

  • Слушание музыки: «Звуки моря», « Звуки дельфина»;

Взаимодействие с родителями

Фотоальбомы «Как мы отдыхали на море»;

Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»;

Помощь в организации досуга на морскую тематику.

Участие в выставке рисунков и поделок «Море и морские тайны» совместное творчество родителей и детей, воспитателей.

Оформление игротеки дидактических игр

Подбор пазл на морскую тематику;

Разрезные картинки «Морские животные»;

Сюжетно – ролевые игры:

«Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция»

(опыты и эксперименты);

«Путешествие на корабле в сказочную страну»



Подвижные

Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.

«Рыбак и рыбки»

«Море волнуется»

«Рыбки и камушки»

«Водяной»

«Водолаз»

Музыкальные игры

Цель:Устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций; двигательно-слуховая координация; распределение внимания; ритмизированная речь, дикция; слуховое внимание;

«Веселые рыбки»;

«Русалочки»;

«Рыболовы»;

Оформление игрового уголка «Морской мир»

Викторина «Чудеса подводного мира»

Цель:Закрепить знание детей о море и морском мире. Привить интерес детей к окружающему миру. Развивать связную речь детей. Расширить словарь. Учить различать рыб от млекопитающих .



Оборудование и материалы: Пазлы, картинка- загадка, загадки, карта, морские атрибуты.

Приложения

Художественное слово.

Стихи

Морской конёк

В море, в зарослях игривых,

Вьется пламя огонька –

Раздувают воды гриву

Норовистого конька.

Видит он любую норку,


За добычей смотрит зорко,

Не зевай, глупыш-рачок:

От врага – один скачок.
***

Обхватив хвостом травинку,

Не за край, за серединку,

За коралловый пенёк,

Хочет сесть в воде конёк,

Но не получается:

Всё в воде качается.

Г.Р. Лагздынь

Актиния
Ты похожа на цветок,
Виден каждый лепесток.

Что ужасно ядовита,


Кто бы догадаться мог.
В середине ротик спрятан,
Хоть снаружи вид приятен.

Рыбки все, поберегитесь.


Дальше от неё держитесь!
Только клоун в ней прижился.
Он с актинией сдружился.

И. Гуревич


Осьминог

Ох, и любят осьминоги


Спать в какой-нибудь «берлоге»:
Так и ловят их – из глины
В море опустив кувшины.
Г. Кодиненко

***
Что за странный осьминог?


Ручек нет, а восемь ног.

Он ногами кушает,


Без ушей, а слушает.
Строит замки под водой,
В цвет покрасится любой.
У него присосок много,
Не дразните осьминога!

Ю.Дулепина

***
Груша с длинными руками

Поселилась в океане,


Целых восемь рук и ног.
Это чудо – Осьминог!
Очень хитрый, злющий, зоркий,
У него за спорт – пятёрки.
Для защиты от врагов
У него чернил вагон.
Он живёт на дне морском,
Там его подводный дом.
Развлеченья любит очень,
Рыб гоняет днём и ночью.

Т.Лаврова


Краб
В Черном море жил-был краб,
А наш папа краба - цап!
И с тех пор боится пап
Этот черноморский краб
Слишком много пап на море,
С ними краб все лето в ссоре

И от всех дотошных пап


Уползает со всех лап!

Е.Попова


Краб
Плоский камешек на ножках
По подводной шёл дорожке.
Боком-боком, боком-боком
Семенил по дну с прискоком.
Глазки – как горошины,
Смотрят настороженно.
Я к нему рукой полез,
Он – клешню наперевес:
«Ты, дружок,меня не трогай!»
И пошел своей дорогой.

Д. Еловикова
Электрический скат
Средь рыб океанических
Стоит он как-то боком,

А назван электрическим


За то, что бьётся током –
Представьте, бьётся током!

Н. Доброта
Дельфин
Он самый умный из зверей
На море и на суше.
Спасает тонущих людей.
Он в этом деле лучший.
Дельфин – спасатель лучший!

Н. Доброта
На дельфинах!

Мы с сестренкою устали:


В школе целый год учились:
Рисовали и считали,
Словом – славно потрудились!
На каникулах мы с мамой
(Это точно и бесспорно),
Отдохнем на теплом самом,
Самом синем – море Черном.
Там, конечно, на дельфинах
Сможем славно прокатиться!
Посидеть на гладких спинах,
Водной гладью насладиться!
На морском седом просторе
Их отыщем! Непременно!
По соленым водам моря
Пронесемся! Несомненно!

Т. Астафьева
Для чего морю наряды?

В ночь любую, в день любой


Море занято собой:
По утрам оно одето
В платье розового цвета.
Днем — одето в голубое,
С белой ленточкой прибоя.
По ночам на черной глади —
Мягкий бархатный наряд,
А на бархатном наряде
Драгоценности горят.
Море, если не секрет,
Дай, пожалуйста, ответ:
Для чего тебе наряды?
— Чтобы люди были рады!

В. Орлов
***

Волнуется море,

Встаёт на дыбы,

Неся на спине

Голубые горбы,

Бьётся и бьётся

Волной о причал!

Кто же так, море,

Тебя раскачал?

Г.Р. Лагздынь

Море, я к тебе бегу

Я уже на берегу!


Я бегу к твоей волне,

А волна бежит ко мне…


Э .Мошковская

Кто утюжит море?
Вода после шторма
Всегда в беспорядке:
Виднеются всюду
Морщины и складки.
Чтоб выровнять море
Вблизи и вдали,
Всё время утюжат его
Корабли.
В.Орлов

Расставание
Вот и расставание.
Море, до свидания!
До свиданья, синее!
Не вздыхай, прибой!
Море, ты ведь сильное,
Что это с тобой?
Ветром занесённые,
Капают в песок
Капельки солёные
У меня со щёк.
Что за настроение,
Просто не пойму!
Видно, скрыть волнение
Нелегко ему!
В.Орлов

Я рисую море
Я рисую море,
Голубые дали.

Вы такого моря


Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!
Я сижу тихонько
Около прибоя -
Окунаю кисточку
В море голубое.
В.Орлов

Раковина

Я раковину эту


В коробке берегу.
Она лежала раньше
В песке на берегу.

Мой дедушкас Кавказа


Привёз её с собой.
Её приложишь к уху -
А в ней шумит прибой
И ветер гонит волны...

И в комнате у нас


Мы можем слушать море,
Как будто здесь Кавказ.

А. Барто
Где спит рыбка?

Ночью темень. Ночью тишь.


Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к норе,


След собачий — к конуре.

Белкин след ведёт к дуплу,


Мышкин — к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,


Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?

И. Токмакова
Загадки
По земле не хожу, Это что за чудо-юдо.

Рот есть, да не говорю, Рыба плоска, как блюдо?

Глаза есть - не мигаю, Оба глаза на спине,
Крылья есть - не летаю.(рыба) А живёт на самом дне.

Очень странные дела…

Эта рыба- …(камбала

Что за дивная лошадка? Жить люблю в седых морях я,


Очень странные повадки: В темных водах корм ищу.
Конь не сеет и не пашет, Хвост свой, как надежный якорь,
Под водой с рыбёшкой пляшет. Я бросаю, где хочу. (морской конёк)

Назови его, дружок. Рыбок друг (морской конек).

С моряками был он дружен, Как плывут они красиво –
Чем доныне знаменит. Очень быстро и игриво!
Из морских зверей кому же Нам показывают спины
В мире памятник стоит? (дельфин) Из морской воды…(дельфины)

В буйном море-океане

Рыба страшная живёт.
У неё большой живот,
Пасть с ужасными зубами (акула)
В Черном море знаменит я
Тем, что возле дна хожу
И с собою ядовитый
Костяной кинжал ношу (скат-хвостокол)
Что за звери это все же?

Средь дельфинов и китов


Впрямь похожи-препохожи
На кусты густых цветов.(актиния)
Этот белый парашют Для неё волна –качели,
Волны к берегу несут. (медуза) И плывёт она без цели

Ниоткуда в никуда,

Вся прозрачна как вода.
Мы - животные морские,
Для китов - опасней гроз:
Плавники у нас такие,
Что острее острых кос (касатка)
Ползет в море паук - Ловко мусор собирает,
Восемь ног, пара рук. Дно морское очищает.

В руках клешни,

В глазах - испуг. (краб)
Пять морских ежей схватила Глубоко на дне она
Я в подводной глубине Словно на небе видна.

И, спокойно проглотив их, Но не светит и не греет,


Ярче вспыхнула на дне (морская звезда) Потому что не умеет.
Властелин семи морей, Через море-океан

В океане всех сильней. Плывёт чудо-великан.

Он плывет - вода бурлит. На спине его есть кран:

Эта чудо-рыба - ... (кит). Из него бежит фонтан.


На мели сидит, усами шевелит,
А гулять пойдёт задом наперёд. (рак)

Над морской звездой победу,


Соревнуясь, одержал:
За минуту я два метра
На иголках пробежал (морской ёж)
Груша с длинными ногами Всё без рук могу хватать!

Поселилась в океане. Ног моих не сосчитать!

Целых восемь рук и ног! Но а тот, кто всё же смог,

Это чудо... (осьминог). Говорит я … (осьминог)

От врагов спасаясь сильных, Рано-рано на рассвете
Пятясь головой назад, И в вечерний тихий час
Маскируясь я в чернильный Не на удочку, не сетью,
Разлохмаченный халат. А кувшином ловят нас.
В толщах вод легко шныряя,
Не свожу с добычи глаз.
Миг - и тут же расширяю
Я свой рот в тринадцать раз. (живоглот)


Пальчиковая гимнастика.

Рыбки весело плескались. (волнообразные движения ладонями)

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся, (сжать, разжать кулаки)

То зароются в песке. (вращение кулаками)
Пять рыбок

Пять маленьких рыбок играли в реке (волнообразные движения руками).

Лежало большое бревно на песке (ладони прижаты друг к другу, повороты с боку на бок)

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (волнообразные движения руками)

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (покачивание ладонями из стороны в сторону)

А третья сказала: «Мне хочется спать!» (повороты ладоней на тыльную сторону)

Четвертая сталачуть-чуть замерзать, (быстрое покачивание руками

А пятая крикнула: «Здесь крокодил! (ладони раскрывать и соединять)

Плывите скорее, чтоб вас не схватил!» (волнообразные движения)
Чайка

Пальчики – головка,

Крылышки – ладошки.

(Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, цепляются друг за дружку, остальные пальцы сомкнуты).

Чайка вверх взлетает,

Над водой мелькает.

(Не разъединяя пальцы изображать полет птицы)

На волну присела.

(Соединить большой и указательный пальцы (голова), остальные пальцы сложить в кулачок -туловище). Опустить руку на стол и покачивать)

Тут же рыбку съела.

(Большой и указательный пальцы разъединяются и соединяются снова).
Физкультминутки

А над морем – мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем – мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями).

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками).

Рыбка рыбке говорила.

Плавничками шевелила:

«Чтобы быть здоровой, гладкой,

Будем делать мы зарядку.

Хлоп направо, хлоп налево,

Мы стройны, как королевы!

Будем хвостиком вилять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Головою два кивка».


Пословицы и поговорки


  • В море раз побудешь, век не забудешь.

  • В море дорог много.

  • Море шутить не любит.

  • Море кого любит, а кого губит.

  • Море любит смелых да умелых.

  • Время и морской прилив никого не ждут.

  • Не обязательно выпить все море, чтобы узнать, что вода соленая.

  • То пропало, что в море упало.

  • Акул бояться — в море не ходить.

  • Зазнаешься — воды нахлебаешься.

  • И хороший адмирал может страдать морской болезнью.

  • Кто много плавал, тот много и видел.

  • Кто не любит море, того и море не любит.

  • Моряком на суше не станешь.

  • Перед морем все равны.

  • Учись, матрос,— капитаном будешь.

Подвижные игры

«Водолаз»

Дети свободно гуляют по площадке. После слов воспитате ля изображают названного обитателя моря, а когда «водолаз» старается их поймать, убегают в домики. Тот, кого водолаз успел поймать, сам становится водящим.

Воспитатель. В синем море мы бывали,

Осьминога там видали.

Пять, четыре, три, два. раз -

Покажи его сейчас!

Дети изображают осьминога. Вместо осьминога воспита тель может называть любую морскую рыбу или животное: акулу, ската, медузу, тюленя, моржа...

Воспитате ль.

Но проворный водолаз

Увидал его тотчас.

Он его поймать решил,

В море быстро поспешил.


«Море волнуется»

Водящий отворачивается, остальные игроки хаотично перемещаются по площадке, изображая «море». Водящий произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!». В этот момент игроки должны принять позу какого нибудь морского животного и замереть. Смеяться и шевелиться нельзя. Водящий подходит к любому игроку и дотрагивается до него. Тогда выбранный игрок должен изобразить, кого именно он показывает. Задача водящего – отгадать, что за «морскую фигуру» изображает игрок.



«Рыбаки и рыбки»

Для этой игры нужна скакалка. Водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. Диаметр такого круга – по длине скакалки или чуть меньше. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники-«рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком». Водящий может усложнять задачу, постепенно приподнимая скакалку и заставляя игроков подпрыгивать все выше.



«Водяной»

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий «водяной» становится в центре круга, закрывает глаза и вытягивает одну руку вперед. Это указатель.

Играющие хором громко произносят:
«Водяной – Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку -
Поиграем чуточку:
Раз, два, три – гори!»
После слова «Гори!» Водяной открывает глаза и старается осалить кого-нибудь из убегающих играющих. Осаленный встает в круг и представляет номер художественной самодеятельности. После чего он становится «Водяным».

Конспект познавательного занятия

Тема: «Знакомство с обитателями моря» (средне-старшая группа)

Программное содержание: Расширить преставление детей о некоторых приспособлениях рыб к среде обитания (дышат с помощью жабр, есть плавники, тело обтекаемой формы, покрыто чешуёй, у многих рыб маскировочная окраска тела помогает спрятаться от хищников). Учить устанавливать взаимосвязь между особенностями внешнего вида животных и средой обитания. Продолжать формировать представление о море как сообществе живых организмов. Показать влияние деятельности человека на природное сообщество. Развивать умение детей давать развёрнутые объяснения, делать выводы. Способствовать развитию познавательного интереса к природе.

Словарная работа: ввести в активный словарь - «обтекаемая форма тела», «маскировочная окраска».

Индивидуальная работа: активизировать Олю П.: учить Максима Н. отвечать на вопросы полным предложением.



Оборудование и материалы: костюм Морского царя, музыкальная запись, колокольчик, презентация, раковины морских моллюсков, сундучок.

Ход и приемы руководства

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку по морю. На чем поплывем? (выслушивает предложения детей). Поплывём на корабле (заранее расставляются стулья, «палуба* отделена разноцветными кубиками). Поднимайтесь на палубу по лестнице-трапу. Занимайте свои места. Все разместились? Тогда отплываем (звенит колокольчик, звучит музыка). Какие сегодня на море волны. А там дельфины. Им весело! Они резвятся и играют друг с другом (слышится шум).

Воспитатель:Что такое? Что случилось? Наш корабль неожиданно остановился. Появляется Морской царь:

«Я пучины повелитель.

Грозный царь соленых вод.

И хотите, не хотите.

Только дальше извините.

Ваш корабль не пойдёт. Вот!»



Воспитатель: Это как же вас понимать. Ваше морское величество? За что такая немилость?

Морской царь: Да скучно мне. У вас. у людей и радио, и кино, а у меня никакого развлечения. Вот я вам загадки буду загадывать. Ответите на них - отпущу подобру. по-здорову. Не ответите - останетесь в моём царстве навек. Да. Поможет вам «волшебный телевизор». Отгадаете загадку - на нем тотчас появится отгадка (презентация).

Воспитатель: Ну что. ребята, придется загадки все отгадывать.

Морской царь: первая загадка:

Шириною широко, глубиною глубоко.

День и ночь о берег бьётся.

Из пего вода не пьётся.

Потому что не вкусна - и горька, и солона.

(Море)


Молодцы, отгадали загадку. А вот эту ни за что не отгадаете.

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног. вот и весь я -... (Осьминог)

Умные ребята. А вот ещё одна загадка:

Не хожу, и не летаю,

Л попробуй, догони!

Я бываю золотая. Ну-ка в сказку загляни.

(Рыбка)

Воспитатель:Морской царь, верно ребята твою последнюю загадку отгадали?

Морской царь:Верно.

Воспитатель:Что же вы. ваше величество, такие грустные, молчаливые? Что случилось?

Морской царь:Загадал я загадку про рыбку. Да вот что вспомнил.

Жнли-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил... впрочем, все знаки эту сказку. В старые времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришел бы невод обратно с одною тиною морскою. а ещё и с ржавыми банками, битыми бутылками, пластиковыми пакетами и прочим мусором. Закинул бы невод во второй раз - выловил бы рваный башмак и изношенную шину. В третий раз. как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а золотая. И заговорила бы она человечьим голосом. Но вот чудо: не Стала бы золотая рыбка просить: «Отпусти меня, старче, в море». А наоборот бы стала молить «Только не отпускай меня, старче и море, лучше кинь в аквариум с чистою водой - отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!»



Воспитатель: грустная сказка.

Морской царь: Ага! Только и быль не радостней. Пропадают, братцы моря-океаны! Кораблей на водных путях - как автомобилей на дороге И с каждого даже самого маленького суденышка в волны бросают мусор. Вот и превращаются голубые морские просторы в грязную свалку. Ох-ох-ох! Сердит я на людей.

Воспитатель: А мы с ребятами речки-ручейки не обижаем. И в море твоё бросать ничего не будем. Верно, ребята? (ответы детей).

Морской царь: Ну раз так. познакомлю я вас со своими подданными - морскими животными. Эй. где мой «волшебный телевизор»? (презентация).

Воспитатель: Морской царь, мы с ребятами много про твоих животных знаем. Верно, ребята? (ответы детей)

Морской царь: Ну-ка посмотрим.

Воспитатель: Ребята, чем рыбы отличаются от животных, обитающих на суше? (выслушивает ответы детей). А ты как думаешь. Света? Миша, все ли ребята сказали? Верно. У рыб есть плавники, с помощью которых они передвигаются, тело покрыто чешуёй, чтобы легче было плавать, а ещё оно округлой формы. Такую форму тела называют обтекаемой. Давайте повторим - «обтекаемая форма тела». Скажи. Оля. Повтори. Дима. Молодцы. С помощью чего рыбы в воле дышат? (выслушивает ответы детей). Верно, с помощью особых органов - жабр. Рыбки не ходят, не летают, а как же они передвигаются? (ответы детей). Верно, они плавают в толще воды. Что им помогает? Правильно, плавники. Или Юля. покажи плавники у нашей рыбки. Правильно Юля показывает? Плавники - те же руки и ноги. Они есть на спине, на животе, боках рыбки и даже на хвосте.

Морской царь: А я с вами не совсем согласен. Некоторые рыбы всё-таки летают. Вы посмотрите на этого ската (презентация). У ската манты - огромные боковые плавники. Он взмахивает ими как крыльями и. кажется, «летит» в воде. А эта рыбка тоже лететь умеет (презентация). Кто знает, как она называется? (ответы детей) Летучая рыба разгонится под водой, расправит в воздухе плавники-крылья и летит маленьким серебристым самолётиком. Это она так спасается от врагов. Много метров может

пролететь высоко над водой рыбка-самолёт. Вот только рулить она в воздухе не умеет и иногда невзначай шлёпается на палубу корабля.



Воспитатель: Это очень интересно. Ребята, так какие рыбы умеют «летать»? (ответы детей),

В морях-океанах живут разные рыбки. Одни маленькие, другие большие - пребольшие. Вот китовая акула - самая большая рыба в мире (презентация). Такая акула-каракула даже в самом большом автобусе не поместится. Ест эта великанша маленькую селёдку и для людей совсем не опасна. Рыбы отличаются не только по величине, у них и разная скорость передвижения. Одни плывут быстро, другие медленно. Рыбы, которые не умеют быстро плавать, как спасаются от врагов? (ответы детей). Посмотрим «волшебный телевизор» (презентация) Где же здесь рыбка? Иди, Оля, найди её. Посмотрите, рыбка заплыла в заросли водорослей и затаилась. Пятна на теле сделали сё незаметной. Как такая окраска тела называется? (ответы детей). Маскировочная. Скажи. Света. Повтори. Антон. Вот вам и шапка - невидимка.



Морской царь: А вот эту рыбку вы точно не узнаете (презентация)

Воспитатель: Ребята, кто это? (ответы детей). Обвив хвостиком стебелёк водоросли, замерла странная рыбка с головой, точь-в-точь как у сказочного Конька-Горбунка. Вот ее и назвали морским коньком.

Лошади бывают разного цвета, разной масти - гнедые, вороные, буланые. А морской конёк? У него своего постоянного цвета нет. Сядет на бурую водоросль - сам станет бурым, сядет на зелёную - позеленеет



Морской царь: У меня в царстве одни чудеса. Есть не только коньки. Но и даже морские петух и кот. а ещё рыба-меч, рыба - молот, рыба - пила, даже рыба - ремень. Воспитатель: Интересно у вас тут ваше морское величество. А играть то в игры вы умеете? Не хотите ли с нашими ребятами посоревноваться?

Физ. Минутка. Игра «Море волнуется».

Морской царь: Ох. обыграли меня ребята. Так хорошо моих обитателей показывали, как похожи. Развеселили меня.

Что ж. надо вам подарок подарить. Только сначала загадку загадаю:

На узкой дорожке Голова да рожки.

Кто так медленно ползёт -

На себе свой дом везёт?

(Улитка)


Молодцы, отгадали загадку (презентация). А вот и подарок (вносит сундучок).

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что в сундучке. Настоящие морские раковины (раздаёт по одной каждому ребёнку). Какие они красивые. Каждая раковина - домик для улитки. Давайте их рассмотрим повнимательнее. Какая раковина - твёрдая или мягкая? (спрашивает нескольких детей). Какая у тебя. Маша, раковина - гладкая или шероховатая? А у тебя Максим? Раковина большая или маленькая? Чтобы это выяснить, давайте попробуем спрятать её в кулачке. Получилось? Значит, какая у тебя. Саша, раковина? А у тебя Юля? Посмотрите, у всех вас разные раковины. У Маши раковина хищной улитки. Её хозяйка нападает на других улиток. У Вани раковина не простая - перламутровая. Видите, как блестит. Такие раковины используют для изготовлении пуговиц. А вот эту необычную раковину (показывает) использовали раньше вместо денег - мелкие раковины как копейки, большие - как рубли. И тигром её называют не случайно - посмотрите на эти пятнышки и полоски. Она очень гладкая, похожа на морской камешек.

Вот такие разные и интересные раковины. Раньше моряки говорили: «Приложишь раковину к уху и услышишь, как шумит море» (предлагает послушать).

Алло, это море?

Алло, это море?

Вы слышите, Черное море.

Меня?


Ракушку я взял.

И стою в коридоре.

И очень волнуюсь

На берег звоня.

Я вас узнаю

В этой гулкой ракушке.

Я слышу хрустящий прибой на песке.

Алло, это ветер

Качает верхушки

Седых эвкалиптов

В прибрежном леске.

Алло! Это парус летит на просторе?

Алло! Это рыбка плывёт в глубине?

Алло! Отвечайте мне.

Черное море!

Алло! Отвечайте,

Пожалуйста, мне!

Морской царь: Это ещё не все чудеса. Сколько их ещё в глубинах морских лежит. Ребята, оставайтесь у меня.

Воспитатель: Нет. ваше морское величество. Нам пора возвращаться в детский сад. Морском царь: Ну что же, тогда до встречи (уходит).

Воспитатель: До свидания. Морской царь. А мы, ребята, держим курс на детский сад.

Понравилось вам путешествие? Что нового, интересного узнали? (ответы детей/. Приплыли. Сходим по лестнице-трапу. А теперь пойдёмте в группу, расскажем остальным ребятам, что мы сегодня видел



Ситуационная мини- игра для детей 5-6 лет

«Загадки морского царя».

Преобладающий двигательный режим - лежачий.
Дети заходят в зал и удобно располагаются. Звучит фрагмент аудиозаписи «шум моря». Педагог начинает рассказ.

- Послушайте, ребята, какую чудесную песню поет нам море. Песня моря так загадочно звучит, будто приглашает нас в увлекательное сказочное и таинственное путешествие по морским глубинам. Давайте отправимся в загадочную сказочную страну морского царя Нептуна. Давайте представим себя на берегу моря. Дети ложатся на спину парами головой друг к другу, закрывают глаза и расслабляются. Звучит тихая медленная музыка. Вот оно - прекрасное синее море. Морская волна медленно набегает на берег и играет с маленькими камешками. Камешки переворачиваются, искрятся и переливаются на солнышке разноцветными цветами.

1. «Морские волны играют с камешками».

• Из и.п. - лежа на спине - принятие позы группировки: согнуть туловище, обхватить кистями рук согнутые в коленях ноги, опустить головы к коленям. Раскачивание в позе группировки вперед-назад.

Шумит, шипит морская волна; шуршат и перекатываются камешки. Приглашают нас поплавать. А почему бы и не поплавать, ведь так тепло и водичка очень теплая. Давайте поплывем!

2. «Пловцы».

• Из и.п. - лежа на спине - выполнение различных маховых движений руками: через стороны вверх, вперед-вверх, поочередные ножницеобразные движения. «Плывем на спине по морю».

Но мы в сказочной стране, поэтому и не заметили, как оказались на дне морском. Ах, как красиво в царстве Морского царя. Вот медленно идет по дну краб, постепенно переставляя свои колючие ноги.

3. «Крабы».

• Из и.п. - лежа на спине, руки вверху и разведены. Пары детей держат друг друга за руки, колени согнуты, ноги разведены. В таком положении поднимать таз и одну ногу (левую - правую ) поочередно. Упражнение выполняется несколько раз.

Вот крабы увидели нас и им захотелось показать нам, как они умеют веселиться. Вот какой забавный и интересный танец получился у крабов!

4. «Крабы танцуют».

• Из и.п. - лежа по парам на спине, взявшись за руки и с согнутыми в коленях ногами (поза предыдущего упражнения), поднимать таз и передвигаться по кругу (влево - вправо) попарно, приставными шагами, не размыкая рук.

А вот и морская каракатица появилась. Наверное, настроение у старушки каракатицы было плохое, поэтому ей и не понравился веселый танец крабов. Юркнула она вправо, юркнула влево и вот уже не видать морской каракатицы.

5. «Каракатица».

• Из и.п. - лежа на спине попарно, прямыми руками держаться вверху друг за друга, выполнять одновременные перекатывания всего тела на бок и живот (перекаты влево – вправо поочередно).


А каракатица все катится и катится. Не заметила, как и заблудилась среди водорослей и морских камней. «Куда дальше плыть?», - бормочет старушка каракатица и оглядывается по сторонам.

6. «Каракатица заблудилась».

• Из и.п. - лежа на спине по одному, с опорой на предплечья согнутых в локтях рук, повороты головы в левую и правую стороны при одновременном сгибании одноименной ноги.

«Куда я попала?» беспокоится каракатица и видит, как прячутся в зарослях морской травы и меняют цвет от зеленого до серого морские коньки. Это такие маленькие рыбки, голова которых очень похожа на лошадиную. Морские коньки, увидев каракатицу, стали смеяться и играть с ней в прятки.

7. «Морские коньки играют в прятки».

•Из и.п. – лежа на животе - попарно, держась прямыми руками друг за друга (ноги вместе), выполнять кратковременные подъемы головы, плеч, рук и ног. Подъемы головы чередовать: невысокие с глубоким подъемом (посмотреть на потолок).

Прогуливаемся дальше по царству Морского царя. Вот медленно проплывает рыба – еж. Она никого не боится, раздулась, как шар, иглы растопырила. Попробуй схватить!

8. «Рыба – еж».

• Из и.п – лежа на животе – самостоятельно согнуть ноги в коленях, прогнуться и захватить кистями рук щиколотки ног. Раскачиваться в такой позе одну-две минуты.

А вот мимо нас проплывает морская игла. Морская игла длинная и зеленая, похожа на водоросли, ее трудно сразу заметить. А ну-ка присмотримся к морской игле.

9. «Морская игла».

• Из и.п. – лежа на животе попарно (второй ребенок у ног первого и придерживает его за ноги). Перевороты в парах, один ребенок удерживает руками другого за ноги в области щиколоток. Парные синхронные перевороты проводить с живота на спину, на левый и правый бок поочередно.

А вот еще одна рыба плывет. Очень длинная, похожая на ремень рыба, плавает, извивается, как змея. А то неожиданно замрет и висит в воде неподвижно, опустив хвост. За такое поведение Морской царь прозвал эту рыбку Сельдяной король.

10. «Сельдяной король».

• Из и.п. – лежа на животе самостоятельно – ползание по ковру по-пластунски.

За ближайшим камушком осторожно передвигается морская черепаха, ползет медленно и темные выпуклые щиты ее блестят среди волн загадочным светом.

11. «Морская черепаха».

• И.п. - низкие четвереньки. Медленное ползание по полу на низких четвереньках.

Интересно наблюдать за морскими черепахами. Точно к заветному берегу плывут эти бронированные кораблики. А если на пути встретится опасность, сразу прячутся черепашки в свои домики и замирают.

12. «Черепашка прячется».

• Выгибание спины «дугой», прогибание спины «ложбинкой» в позе средних четверенек. Затем группировка в «комочек».
Упражнение выполняется дважды или трижды.

В царстве Морского царя, на песочном дне, живет еще одна интересная рыба - камбала. Медленно она плавает, роется в песке, добывает себе поживу. А если надо спрятаться, то моментально забросает себя песком. Только и видно два бугорка, да два больших торчащих глаза. Почему глаза видно? Потому что у камбалы на сплющенной стороне головы, как бы два глаза сбоку.

13. «Камбала прячется».

• Из. и.п. - на средних четвереньках - сгибание-разгибание рук с одновременным подниманием ноги.

А это что за яркая рыбка идет по дну пешком? Это морской петух, прозванный так за яркую окраску. Идет медленно по песку морской петух, ноги-лучи переставляет, шарит ими в песке и иле, червей и рачков мелких выискивает.

14. «Морской петух».

• Ползание по залу на высоких четвереньках.

Медленно продвигаемся по загадочному царству Морского царя. Вот встретились нам маленькие юркие рыбешки, которые очень ловко проплывают над камнями и между нитями морских водорослей. Приглядитесь, какие они красивые и ловкие, словно сказочные золотые рыбки!

15. «Золотые рыбки».

• Ползание на высоких четвереньках, в сочетании с проползанием под препятствиями (низко натянутая резинка или стулья, кубы) и переползанием через них.

Ой, какой смешной осьминог! Видно только сейчас проснулся и делает зарядку на песчаном дне, разминает свои длинные щупальца.

16. «Зарядка осьминога».

• Из и. п. - на «задних» низких четвереньках – выполнение различных поочередных движений каждой ногой и рукой (сначала согнутой, затем выпрямленной).

Мимо осьминога проплывает маленький морской рачок. Рачок плавает на манер рыб - задом наперед. Интересно смотреть, как он передвигается.

17. «Рачок».

• Попеременное ползанье на «задних» четвереньках лицом вперед, спиной вперед, задний ход (пятимся назад).

А вот стоит на морском дне живой столбик, похожий на цветок. Это актиния. Качается актиния из стороны в сторону, шевелит ниточками-щупальцами. Смешно становится от этой важной позы.

18. «Морская актиния».

• Из и.п. - сидя в позе группировки - наклоны вперед, прогибание назад.  Велик, интересен, не до конца еще изучен животный мир моря. И подобно тому, как мы охраняем животных наших лесов, гор и степей, надо охранять животных и рыб морей и океанов. Многие морские животные и рыбы встречаются уже очень редко, их особенно надо охранять.

Нельзя допустить, чтобы навсегда исчезли прекрасные разноцветные рыбы, огромные добродушные киты, причудливые осьминоги, веселые дельфины.

Давайте поблагодарим Морского царя за то, что он разрешил нам прикоснуться к его загадочному морскому царству и исполним в подарок Морскому царю веселый танец. Выбирайте себе в партнеры любое морское животное или рыбу и давайте потанцуем. Пусть всегда существует дружба между людьми и морским царством!

19. «Танец морских обитателей».

* Выполнение различных танцевальных движений на корточках в парах, взявшись за руки. Смена поз - движения стоя по парам, возвращение в позу на корточках.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница