«Областной центр дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания» (огоу дод




Скачать 5.72 Mb.
страница 1/29
Дата 21.09.2016
Размер 5.72 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29



Департамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области



Областное государственное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Областной центр дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания»

(ОГОУ ДОД «ОЦДОГПВ)



П Р О Г Р А М М А


подготовки молодежи образовательных объединений военно-патриотического профиля в системе дополнительного образования

по специальности «Юный десантник»,

«Юный разведчик», «Юный следопыт», «Ориентировщик»

г. Воронеж

2011 год

УДК


ББК

Редакционная коллегия:

О.Н. Мосолов (главный редактор)

Г.В. Кириченков (ответственный редактор)

В.А. Котюх (ответственный редактор);

Н.И. Колесников (редактор-составитель);

Е.И. Савина (ответственный секретарь);

Мукосий И.В.
Программа

подготовки допризывников в системе дополнительного образования по специальности «Юный десантник», «Юный разведчик»

/В.А. Котюх и [и др.]; под общей редакцией О.Н. Мосолова

- Воронеж,2011. – 377с.
ISBN

Публикуется в соответствии с требованиями долгосрочной областной целевой программы "Допризывная подготовка молодежи Воронежской области к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации (2011 - 2015 годы)"



В соответствии с требованиями положений долгосрочной областной целевой программы «Допризывная подготовка молодежи Воронежской области к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации (2011 – 2015 годы)». Федеральных законов о воинской обязанности и военной службе, программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, других нормативных актов по развитию образования и воспитания составлена Программа подготовки допризывников в системе дополнительного образования по специальности «Юный десантник», «Юный разведчик», включающая все виды «Основ военной подготовки». Для решения задач быстрой адаптации призывников к военной службе по наиболее сложным военно-учетным специальностям (для ВДВ) в программе достаточно времени выделено десантной и разведывательной подготовкам, психологической подготовке, выживанию в экстремальных условиях и следопытству.

В программе определены методические рекомендации проведения занятий по основным разделам.

Программа рассчитана на три года обучения с объемом учебных занятий в 684 часа.

Программа позволяет ориентировать допризывную молодежь на выбор специальности «воин – десантник» и воин - разведчик, развить их интерес и способности в выбранной деятельности; приобрести практические навыки и физическую силу, необходимые для прохождения службы в рядах Вооруженных Сил России и других силовых структурах, приобрести опыт адаптации в коллективе, межличностных отношений и коллективной деятельности.

Данная программа предназначена для должностных лиц, обеспечивающих образовательный процесс допризывников в системе дополнительного образования школ и образовательных объединений.

ББК
@Коллектив авторов,2011

@Издательство «____»,2011

ISBN

Тот, кто ни разу в жизни не покидал самолёт,


откуда города и сёла кажутся игрушечными,
кто ни разу не испытывал радости и страха
свободного падения, свист в ушах, струю ветра
бьющего в грудь, тот никогда не поймёт
чести и гордости десантника...
В.Ф. Маргелов

Пояснительная записка.
Военная реформа, активно проводимая в Российской Федерации, приносит первые положительные плоды: повышаются статус и благосостояние человека в погонах, совершенствуется боевая выучка войск. Вместе с тем, наряду с положительными результатами остается широкий спектр нерешенных проблем. Одной из них является недостаточное внимание к подготовке допризывников для начального этапа нахождения в армейской среде - особенностям формирования психологической готовности их к военной службе.

Исходя из вышеуказанного ОГОУ ДОД «Областной центр дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания» Воронежской области одним из приоритетных направлений в военно-патриотической работе избрал воспитание молодежи допризывной подготовки в военно-патриотических клубах и школах на славных боевых традициях Воздушно-десантных войск (ВДВ).

Сама история создания Воздушно-десантных войск (ВДВ) на воронежской земле, когда 2 августа 1930 года на учениях Военно-воздушных сил Московского военного округа, в районе нынешней улицы Генерала Лизюкова, где воздвигнут памятник воинам-десантникам, было десантировано на парашютах подразделение десантников в составе 12 человек, указывает направление военно-патриотического воспитания. С этого времени и отмечается День десантника.

Воздушно-десантные войска — «крылатая пехота», «голубые береты» — какими только эпитетами не награждали гвардейцев-десантников, но всегда, во все времена и при любых обстоятельствах неизменно оставались сила, мужество и надежность людей, живущих по принципу: «Никто, кроме нас!»

Воздушно-десантные войска вписали немало ярких страниц в историю вооруженных сил. Их доблесть и отвага, беззаветная преданность Родине навечно овеяны неувядаемой славой. И сегодня воины-десантники вызывают уважение и восхищение, как у ветеранов, так и у молодых людей, готовящихся к службе в армии. 

Они там, где наиболее опасно, где нужны высокая боевая выучка и отличная физическая подготовка, самопожертвование и отвага. «Голубые береты» всегда на передовом рубеже — будь то миротворческая миссия или участие в антитеррористической операции.

Выработать у юношей и девушек воронежской земли высокие морально-боевые качества, патриотизм и физическую выносливость предусматривает данная программа «Юный десантник».



Актуальность программы:

Сокращение срока действительной военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, предопределило возрастание значения военно-профессиональной ориентации и военно-профессионального воспитания допризывников в системе дополнительного образования;

Изменение военной доктрины России, потребовало повышение мобильности войск, усовершенствования тактики ведения боевых действий, где роль воздушно-десантных войск, способных наносить и отражать внезапные удары противника, значительно возросла. Это же обстоятельство потребовало новых подходов к подготовке допризывников к службе в Вооруженных Силах России и в десантных войсках в частности.



Новизна программы.

Программа составлена с учетом боевого опыта воронежцев ветеранов-десантников боевых действий в Афганистане полковников Михайленко В.Г., Бабушкина В.М., подполковника Колесникова Н.И.и др.; ветеранов антитеррористических операций в Чеченской республике Пономарева А.И., Анохина Ю.М., Шубенкина Н.Д., Артемова М.Ф., Михайленко В.В. и др.; Миротворческая деятельность в Южной Осетии и Абхазии Чабан Д.С. и других локальных войн и военных конфликтов



Педагогическая целесообразность программы.

Программа позволяет ориентировать допризывную молодежь на выбор специальности «воин – десантник», развить их интерес и способности в выбранной деятельности; приобрести практические навыки и физическую силу, необходимые для прохождения службы в рядах Вооруженных Сил России и других силовых структурах, приобрести опыт адаптации в коллективе, межличностных отношений и коллективной деятельности.


Социальная значимость программы.

Занятия в системе дополнительного образования изолирует подростков от пагубного влияния улицы, а подготовка по программе «Юный десантник» способствует развитию физической силы, выносливости, чувства ответственности за порученное дело перед коллективом, которое перерастает в высокое чувство долга перед своим народом, перед Россией. Для этого программой «Юный десантник» предусмотрены мероприятия для социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности подростка.

Программа специальной подготовки допризывной молодежи «Юный десантник» рассчитана на 3 года обучения, 684 учебных часов, с нагрузкой:

- для первого года обучения 144 часа в год;

- для второго года обучения 216 часов в год;

- для третьего года обучения 324 часа в год;

Занятия по специальной подготовке проводятся по расписанию в соответствии с календарно-тематическим планом на учебный год. Теоретические занятия проводятся по 45 минут, а практические занятия – 90 минут (спаренные).

Заканчивается курс практических занятий по тактической подготовке, военной топографии, десантной подготовке учениями продолжительностью до

4-х часов.
Цель программы: на основе героических традиций Вооруженных Сил России, Воздушно-десантных войск, сформировать физически развитого, морально устойчивого, духовно-нравственного, социально адаптированного патриота России и Воронежской Отчизны.
Задачи:


  • Пропаганда героических традиций Вооруженных Сил России, Воздушно-десантных войск, повышение престижа Вооруженных Сил.

  • Воспитание чувства долга и гордости за свою страну на героических примерах истории Вооруженных сил РФ и трудового подвига народа.

  • Подготовка наблюдательного, исполнительного, внимательного, дисциплинированного, волевого допризывника с высокими морально - психологическими качествами и хорошей физической подготовкой к службе в Вооруженных Силах и адаптации в социальной среде.

  • оказание помощи и поддержки военнослужащим, получившим ранения и увечья при исполнении воинского долга, членам семей погибших военнослужащих, ветеранам Воздушно-десантных войск и войск специального назначения;

Армейская действительность предъявляет особые требования к личностным характеристикам допризывников и военнослужащих, начинающих службу в рядах Вооруженных Сил. Это связано с новым качеством коммуникативного взаимодействия, изменением статусно - ролевого положения, разлукой с близкими людьми, резким изменением ритма физиологического функционирования, состоянием неопределенности, негативным восприятием ближайшего будущего. Следствием этого может являться снижение эмоционального фона, преобладание отрицательных эмоций, дезорганизующих деятельность, что проявляется в ослаблении внимания, памяти, мышления, скованности движений, потери цели в связи с затруднением протекания контролирующих и регулирующих функций сознания. В связи с этим встает вопрос о необходимости комплекса мероприятий, направленных на обучение допризывников методам контроля и нейтрализации отрицательных эмоций, нарушающих процесс формирования психологической готовности к военной службе.

Программа рассчитана на допризывников, с возрастом 15-17 лет.

Это возраст психо-эммоциональной неустойчивости и яркой индивидуальности подростков. Возраст становления своего «Я», возраст проб и ошибок в определении своей принадлежности и причастности к событиям, проходящим в своем школьном коллективе и в стране. Это так же возраст, которому необходимо помочь разобраться в существующей системе оценки ценностей, морали нашего общества и позитивным взглядам на анализ и историю нашего государства, традиций и жизнь нашего народа. Последние положения, к великому сожалению, трактуются некоторыми авторами далеко не в пользу Великой России. Этим сложным педагогическим трудом преподаватель должен добиться яркого эмоционального отклика воспитанников на необходимость физической и духовной подготовки и проявления нравственных, интеллектуальных и патриотических чувств. Педагогам следует учитывать, что именно в этом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается самостоятельность, осмысленная исполнительность и дисциплинированность. Принимая во внимание вышеуказанные положения, преподаватель должен помнить о существующих индивидуальных различиях воспитуемых в характере, взглядах, поведении и, в ходе общения с допризывниками, применять индивидуальный подход – залог положительной психологической установки школьников на преодоление технических трудностей обучения и противоречия своего характера

Организация решения задач программы предусматривает следующие формы обучения: классно - групповые занятия, тактико-строевые занятия, учения, на которых воспитанники овладевают теоретическими знаниями и вырабатывают практические навыки, необходимые для адаптации к военной службе.

Современная педагогика имеет в своем арсенале достаточное количество методов и приемов отработки занятий данной программы, большинство которых необходимо использовать при обучении юных десантников. Выбор методов зависит от целей и задач занятия и особенностей учебного материала.


Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
Юные десантники по окончанию первого года обучения должны

Знать:


- Основные этапы становления и развития Российской государственности,

историю создания Вооруженных Сил России и ВДВ;

- задачи ВДВ и способы их решения;

- современный общевойсковой бой, его характеристику. Обязанности военнослужащих в бою;

- способы ведения войсковой разведки подразделениями ВДВ;

- технические средства войсковой разведки и их боевое применение в ВДВ;

Уметь:

- вести разведку различными способами: наблюдением, подслушиванием, поиском, засадами;



- ориентироваться на местности без карты и по карте;

- передвигаться на местности различными способами;

- маскироваться с использованием подручных и табельных средств маскировки;

- преодолевать различные препятствия – естественные и установленные противником;

- читать следы, оставленные войсками и техникой противника.
По окончанию второго года обучения юнармейцы должны

Знать:


- организацию, вооружение и боевые возможности мотострелковых, воздушно-десантных и разведывательных подразделений Сухопутных войск Вооруженных Сил РФ;

- военную топографию: топографические и специальные карты; топографические и условные знаки; азимуты; координаты и целеуказания;

- специальные средства жизнеобеспечения десантников, действующих в

тылу противника;

- организацию, вооружение и тактику действий вероятного противника;

- порядок действий отделения, взвода в засаде;

- порядок устройства минно-взрывных заграждений;

- материальную часть людских десантных парашютов Д-6 серии 4 (Д-10), З-5 и парашютных приборов.

Уметь:

- вести разведку в составе дозорного отделения;



- ориентироваться на любой местности без карты;

- пользоваться военной картой;

- быстро определять координаты обнаруженных объектов и наносить их на

карту;


- применять приборы оптической, радиолокационной, инженерной и химической разведки;

- уметь владеть средствами обеспечения жизнедеятельности и выживания в экстремальных условиях и ситуациях;

- владеть комплексом рукопашного боя;

- концентрировать внимание.

- определять по внешнему виду любое вооружение вероятного противника;

- определять принадлежность личного состава противника по форме одежды и знакам различия, а техники – по опознавательным знакам и внешнему виду;

- владеть техникой маскировки и способами бесшумного передвижения на любой местности;

- совершать длительные марш-броски пешим порядком и на лыжах;

- метко стрелять, далеко и точно метать гранату и нож в цель;

- распределять своё внимание на занятиях.

По окончанию третьего года обучения юные десантники должны

Знать:


- способы десантирования из самолёта и вертолета, меры безопасности при посадке и перелете;

- порядок подгонки и укладки обмундирования, снаряжения, вооружения, боекомплекта, продуктов питания, средств разведки и связи в рюкзак десантный РД-54;

- порядок действий взвода в засаде, налете, поиске;

- способы ведения разведки разведывательным дозором, боевым разведывательным дозором;

- ориентирование на местности с помощью местных предметов и по карте.
Уметь:

- осуществлять передвижение по азимутам;

- производить укладку людских десантных парашютов Д-6 серии 4(Д-10),З-5;

- скрытно и бесшумно преодолевать инженерные заграждения полевого и

городского типа, преодолевать водные преграды и хорошо плавать;

- отлично владеть техникой маскировки;

- владеть комплексом рукопашного боя;

- владеть методами выживания в различных условиях и оказывать первую медицинскую помощь при ранениях и травмах, оказывать реанимационные мероприятия при сердечно-легочной недостаточности;

- концентрировать внимание на предметах и фиксировать их в памяти.
Проверка уровня усвоения содержания программы, предусматривает использование следующие формы контроля: текущий, тематический, итоговый, диагностика воспитанности курсантов.

1. Текущий контроль (проверка знаний) – оперативная и динамичная проверка результатов обучения по теории и практике, предусмотренных целями отдельных занятий.

2. Тематический контроль (контрольные занятия, сдача нормативов) – проверка решения задач или программного материала определенных тем.

3. Итоговый контроль(зачет, экзамен) – оценка результатов обучения за полугодие, год.

Оценка учащихся осуществляется по пятибалльной системе, при этом, в своем заключении преподаватель должен пояснить положительные и отрицательные стороны работы воспитанника, а так же способы устранения недостатков.

Формы подведения итогов реализации программы.

В течение учебного года юнармейцы выступают на соревнованиях, фестивалях, слетах, участвуют в военно–спортивных играх.

В конце полугодия, учебного года они сдают зачеты, выполняют установленные нормативы по специальной физической подготовке, воздушно- десантной подготовке и др. Результаты заносятся в Личную карточку, которая ведется на протяжении всех лет обучения юнармейца.

Учебный план

подготовки допризывников в системе дополнительного образования и допризывной подготовки по специальности «Юный десантник»


п\п

Наименование разделов, тем

Все-го

1год

2 год

3 год

Раздел 1. Общественно - государственная подготовка (30 часов)

1


Тема 1. Основные этапы становления и развития Российской государственности. История создания Вооруженных Сил России и их развития.

4

2

2



2


Тема 2. Великая Отечественная война. Этапы, основные героические сражения Красной Армии и уроки второй мировой войны.


4

4






3


Тема 3. Локальные военные конфликты XX–XXI века, интернациональная миссия Вооруженных Сил Российской Федерации.

2

2







4

Тема 4.Актуальные вопросы национальной безопасности России.


2







2

5


Тема 5. Организационная структура и воинские традиции Вооруженных Сил РФ и Воздушно-десантных войск.


4

2

2




6

Тема 6. Защита Отечества, служба в Вооруженных Силах – долг и обязанность гражданина РФ

4

4







7

Тема 7. Соблюдение прав человека в Вооруженных силах Российской Федерации


2







2

8

Тема 8. Уголовная ответственность за преступления против службы и методика их предупреждения в подразделениях.


2







2

9

Тема 9. Битва за Воронеж

6







6

9

Итого по разделу 1

30

14

4

12


Раздел 2. Тактическая подготовка (176 часов)

1


Тема 1. Современный общевойсковой бой, его характеристика. Обязанности военнослужащих в бою.

6

4




2

2


Тема 2. Действия солдата на поле боя в различных видах боевых действий. Передвижение на поле боя.

14

6




8

3

Тема 3. Мотострелковое отделение. Организационно-штатная структура МСО, боевые возможности походный и боевой порядок.


12

4




8

4

Тема 4. Организация, вооружение и боевые возможности подразделений ВДВ и разведывательных подразделений войск специального назначения.


8

4

2

2




5

Тема 5. Основы тактической разведки

4

4







6

Тема 6. Основы боевых действий отделения и взвода в разведке.

10

4




6

7

Тема 7. Наблюдательный пост. Наблюдение в бою.

20




10

10

8

Тема 8. Состав, задачи и порядок действий дозорного отделения.

24




4

20

9

Тема 9. Понятие о засаде. Отделение в засаде.

8




4

4

10

Тема 10. Организация засады. Взвод в засаде.

10




4

6










4

4










11

Тема 11. Понятие о налете. Действие взвода в налете.

18




6

12

12

Тема 12. Взвод в разведывательном дозоре.

18




8

10

13

Тема 13. Взвод в боевом разведывательном дозоре.

12




6

6

14

Тема 14. Выбор объектов для поиска. Взвод в поиске

4







8

























15

Тема 15. Взвод в разведывательной группе.

4







4




Итого по разделу 2

176

26

44

106

























Раздел 3. Разведывательная подготовка.(76 часов)


1

.

Тема 1. Элементы военной доктрины стран США и НАТО. Основные виды вооружения и техники иностранных государств.




4

2




2

2

Тема 2. Организация, вооружение, тактика действий и боевые возможности подразделений и частей вероятного противника

8

4

4




3

Тема 3. Разведывательные признаки объектов и целей вероятного противника.

8




4

4

4

Тема 4. Технические средства войсковой разведки ВДВ и их боевое применение.

2

2







5

Тема 5. Подготовка десантников к действиям в тылу противника.

32

8

12

12

6

Тема 6. Следопытство и противодействие поисковым мероприятиям вероятного противника.

20

6

6

8

7

Всего по разделу 3

76

22

28

26


Раздел 4. Военная топография (52 часов)

1

Тема № 1. Геометрия земли и понятие проекции.

4

4







2

Тема 2. Топографические карты и порядок работы с ними.

14

10




4

3

Тема 3. Задачи, решаемые по карте.

4

2




2

4

Тема 4. Местность и измерение на ней. Ориентирование на местности без карты

6

4




2

5

Тема5.

Ориентирование на местности по карте.



18

7

9

8

6

Всего по разделу 4.

52

27

9

16

Раздел 5.Элементы иженерной подготовки десантника(18 часов)

1

Тема 1. Инженерное оборудо-

вание позиций отделения:тран-

шеи, окопы. Самоокапывание.

Выполнение норматива №1.




12

4

2

6

2

Тема 2. Элементы устройства, установки и обезвреживание мин в Вооруженных Силах Российской Федерации.


6




6







Всего по разделу 5.

18

4

8

6

Раздел 6.

Обеспечение боеспособности и жизнедеятельности разведки десанта.

(56 часов)

1

Тема 1. Условия, влияющие на боеспособность и жизнедеятельность десантника

4




4




2

Тема 2. Организация оказания медицинской помощи десанту

18




10

8

3

Тема 3. Обеспечение водой и питанием десантника в боевом походе.


6




6




4

Тема 4. Организация укрытий и быта разведчиков в тылу противника. Особенности обеспечения огнем

4







4

5

Тема 5. Ориентирование в пространстве и времени, предсказание погоды.


6




4

2

6

Тема 6. Маскировка и передвижение десантников в тылу противника.


18







18




Всего по разделу 6

56




24

32


Раздел 7. Огневая подготовка юных десантников. (78 часов)

1

Тема 1. Огнестрельное оружие Вооруженных Сил России и ВДВ, история его создания и развития. Виды оружия, и его устройство. Принципы использования.


12

6

2

4

2

Тема 2. Обучение стрельбе и ведению огня.


66

8

22

36




Всего по разделу 7

78

14

24

40

Раздел 8. Психологическая подготовка. (20 часов)

1

Тема 1. Особенности морально-психологической подготовки десантников к боевым действиям.

18




8

10

2

Тема 2. Основы развития военной психологии в войсках Германии и НАТО.


2







2




Всего по разделу 8

20




8

12

Раздел 9. Специальная физическая подготовка десантника (80 часов)

1

Тема 1. Упражнения на выносливость, развитие силы и ловкости

32

6

14

12

2

Тема 2. Приемы рукопашного боя

48

8

24

16




Всего по разделу 9

80

14

38

28

Раздел 10. Воздушно-десантная подготовка (68 часов)

1

Тема 1. История развития парашюта и средств десантирования вооружения, техники и грузов. Теоретические основы прыжка с парашютом. Основные положения руководящих документов по воздушно-десантной подготовке.

4







4

2

Тема 2. Устройство людских десантных парашютов и парашютных приборов, правила их эксплуатации и хранения.


4







4

3

Тема 3. Укладка людских десантных парашютов.

12

4

4

4

4

Тема 4 Наземная отработка элементов прыжка с парашютом

38




18

20

5

Тема 5. Десантирование

10




10

10




Всего по разделу 10

68

4

22

42

Раздел 11. Строевая подготовка (14 часов)

1

Тема 1. Строевые приёмы и движения без оружия.

8

6

2




2

Тема 2. Строи подразделений в пешем порядке.

6

2

2

2




Всего по разделу 11

14

8

4

2

Раздел 12. Общевоинские Уставы ВС РФ. (8 часов)

1

Тема 1. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Размещение военнослужащих. Распределение времени и повседневный порядок.


4

4







2

Тема 2. Обязанности лиц суточного наряда.

2

2







3

Тема3. Понятие о карауле. Обязанности и действия часового.

2




2







Всего по разделу 12

8

6

2




Раздел 13. Оружие массового поражения, средства индивидуальной защиты

(8 часов)

1

Тема 1. Основные поражающие факторы ОМП и средства защиты.

4

4







2

Тема 2. Отработка нормативов по использованию индивидуальных средств защиты от ОМП.


4

1

1

2




Всего по разделу 13

8

5

1

2




Итого:


684

144

216

324
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница