Образовательная программа по шахматам (модифицированная программа) возраст детей: 6 18 лет



Скачать 0.73 Mb.
страница 1/2
Дата 19.09.2016
Размер 0.73 Mb.
  1   2



Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеская спортивная школа города Дюртюли

муниципального района Дюртюлинский район

Республики Башкортостан

УТВЕРЖДАЮ

Директор ДЮСШ

___________ И. Ю. Лаяков

"___"__________ 20____ г.
Принята на педагогическом совете ДЮСШ

протокол №___ от "___" _______20____г.




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по шахматам

(модифицированная программа)

возраст детей: 6 - 18 лет

срок реализации: 5 лет

автор программы: тренер-преподаватель ДЮСШ

Алёхин О. А.
г.Дюртюли

2012г.
ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Пояснительная записка стр.3
2. Учебно-тематический план стр.7
3. Содержание изучаемого курса стр.15
4. Список литературы стр.23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – физкультурно-спортивная.

Данная программа предназначена для спортивно-оздоровительных групп, групп начальной подготовки, учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа «Алпан» (МАОУ ДОД ДЮСШ «Алпан»).



Новизна и актуальность программы: учебный материал программы последовательно излагается для спортивно-оздоровительных групп, групп начальной подготовки I, II, III годов обучения, учебно-тренировочных групп I, II, III, IV, годов обучения МОУ ДОД ДЮСШ «Алпан». Такая структура создает единое направление в учебно-тренировочном процессе подготовки высококвалифицированных шахматистов.

Программа разработана с учетом современных требований, предъявляемых к шахматистам высокой квалификации, тематические планы учебно-тренировочных групп включают в себя темы, при изучении которых необходимо учитывать тенденции развития современных шахмат.

В программе реализуется не только принцип «от простого к сложному» (т. е. последовательного усложнения материала), но и принцип историзма – теория шахмат раскрывается как исторический (хронологический) процесс непрерывного углубления в законы шахматной игры, который происходил в течении нескольких столетий и продолжается в наши дни. Такой подход характерен для многих областей человеческого знания, и в этом заключается педагогическая целесообразность данной программы.

Цели образовательной программы:

- воспитание всесторонне развитой личности путем приобщения детей к шахматной культуре;

- развитие творческих способностей, навыков логического и абстрактного мышления, навыков принятия решений в различных ситуациях;

- подготовка шахматистов высокой квалификации



Задачи образовательной программы:

- сформировать у ребенка устойчивый интерес к шахматам;

- обучить основным приемам и методам во всех стадиях шахматной игры;

- способствовать развитию индивидуальных качеств ребенка;

- отработать помимо специальных шахматных навыков, психологическую устойчивость, развить волевые качества, целеустремленность, настойчивость в преодолении недостатков и трудолюбие;

- предоставить возможность использования современных компьютерных методик для освоения шахмат.



Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ: особенностью программы является то, что она разработана с учетом современных направлений развития шахмат. В последнее время очень сильно выросла спортивная составляющая шахмат. Тенденция к ускоренным контролям времени на соревнованиях, а также новейшие компьютерные игровые программы и базы данных – все это предъявляет повышенные требования к уровню подготовки шахматиста.

В таблице указаны этапы подготовки, наполняемость учебных групп, возраст учащихся и режим учебно-тренировочной работы.

.


Год

обучения


Возраст

уч-ся для

зачисления

в МОУ ДОД

«ДЮСШ №15»


Кол-во

уч-ся в


группе

Кол-во

учебных


часов в

неделю


Требования по

спортивной

подготовке на

конец уч. года



СОГ

6-17 л

15

6

ОФП, уч-е в соревн.

НП-1

6-9 л

15

6

уч-е в соревн.

НП-2

8-11 л

15

9

IV разряд

НП-3

9-12 л

15

9

III-IV разряд

УТ-1

10-13 л

12

12

II-III разряд

УТ-2

11-14 л

10

14

II-III разряд

УТ-3

12-15 л

8

16

I-II разряд

УТ-4

13-16 л

8

18

I-II р., балл кмс

Детско-юношеская спортивная школа комплектуется путем широкого отбора наиболее способных к шахматам учащихся общеобразовательных школ и школ-интернатов. Учебные группы комплектуются с учетом возраста и спортивной подготовки занимающихся. В спортивную школу принимаются дети с 6 лет. Поступающие в группы НП-2, НП-3, учебно-тренировочные группы должны выполнить соответствующие нормативные требования.

Поиски и отбор способных детей и подростков осуществляется при проведении тренерско-преподавательским составом спортшколы различных соревнований новичков, сеансов одновременной игры и других массовых мероприятий. Отбор учащихся осуществляется в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки на протяжении трех этапов.

На первом этапе (этап предварительного отбора длительностью до 3 месяцев) – ознакомление с детьми, имеющими желание заниматься шахматами. Задача этапа – отбор учащихся для последующей учебно-тренировочной работы в группах НП-1, НП-2, НП-3 и т. д.

На втором этапе (этап углубленного отбора длительностью до 6 месяцев) – обращается особое внимание на способность юных шахматистов к обучению, а не на выявление исходного уровня подготовленности. На этом этапе выявляются дети, имеющие способности к занятиям шахматами.

На третьем этапе (этап спортивной ориентации длительностью до года) – ведется углубленное всестороннее наблюдение за каждым учащимся и уделяется большое внимание развитию у детей специальных качеств (шахматная память, быстрота восприятия нового материала, тактическая зоркость и др.). Задача этапа – отобрать учащихся в группы НП-2, НП-3 и в дальнейшем в учебно-тренировочные группы.



Срок реализации программы – 5 лет.

По форме занятия подразделяются на групповые (урок) и индивидуальные. На учебно-тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях занятия с шахматистами проводятся как по группам, так и индивидуально. Важнейшей формой совершенствования мастерства юных шахматистов в спортивной школе являются самостоятельные занятия учащихся. Выполнение домашних заданий учащимися групп начальной подготовки, учебно-тренировочных групп должно быть обязательным.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности, формы подведения итогов реализации образовательной программы.

Основным показателем успеваемости учащихся спортшколы является выполнение ими требований Единой всероссийской спортивной классификации и нормативов программы. Учащиеся спортшколы должны участвовать в официальных, товарищеских, квалификационных соревнованиях в зависимости от календарного плана ДЮСШ. Помимо теоретических и практических занятий, в учебную работу входят занятия ОФП на основе врачебного контроля, особенно в летнее время.

В соответствии с общими задачами определяются основные направления работы каждой учебной группы.

В спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки – привитие учащимся интереса к занятиям шахматами, овладение элементарными основами шахматной игры, ознакомление с основными тактическими идеями и приемами, получение первоначальных знаний по истории шахмат, приобретение навыков участия в соревнованиях, выполнение нормативов IV-III разрядов.

В учебно-тренировочных группах первого года обучения – развитие интереса к занятиям шахматами, изучение сложных комбинаций на сочетание идей, овладение элементарными техническими приемами легкофигурного эндшпиля, ознакомление с теорией А.Филидора, усвоение понятия о тренировке и гигиене шахматистов, выполнение норматива III разряда.

В учебно-тренировочных группах второго года обучения – формирование устойчивого интереса к занятиям шахматами, развитие тактического зрения, приобретение навыков самостоятельной работы над шахматами, ознакомление с приемами атаки в шахматной партии, проблемами центра, углубленное изучение легкофигурных окончаний и основных приемов ладейного эндшпиля, изучение понятия инициативы в дебюте, расширение знаний по истории шахмат, изучение элементарных основ судейства и организации шахматных соревнований, выполнение нормативов III-II разрядов.

В учебно-тренировочных группах третьего года обучения – расширение полученных знаний, изучение теории В.Стейница, углубленное изучение темы «Атака на короля», ознакомление с характеристикой современных дебютов, совершенствование в изучении приемов эндшпиля и миттельшпиля, приобретение углубленных знаний о режиме шахматиста и методике тренировки, подтверждение норматива II разряда.

В учебно-тренировочных группах четвертого года обучения – совершенствование теоретических знаний, изучение типовых позиций миттельшпиля, овладение принципами формирования дебютного репертуара, углубленное изучение сложных окончаний, овладение глубокими знаниями по истории шахмат, получение сведений о психологической и волевой подготовке, выполнение норматива II-I разряда.

.

При планировании подготовки юного шахматиста необходимо учитывать практический опыт, свидетельствующий, что для достижения в юношеском возрасте звания мастера спорта требуется, как правило, от 6 до 9 лет тренировочной работы.



В спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки занимающиеся как правило не выступают в официальных соревнованиях, и учебный процесс должен быть насыщен большим количеством внутренних турниров (тематических, квалификационных), специальными занятиями по закреплению теоретических знаний и различными массовыми мероприятиями. В учебно-тренировочных группах I и II годов обучения соревновательная нагрузка в официальных турнирах обычно еще невелика, поэтому учебный процесс не подразделяется на периоды.

На последующих годах обучения (в учебно-тренировочных группах III,IV годов обучения ) учебный процесс подразделяется на периоды: подготовительный, соревновательный, переходный. В зависимости от календарного плана спортивных мероприятий соответствующим образом планируется учебно-тренировочный процесс подготовки шахматистов с тем, чтобы подвести учащихся спортшколы к основному соревнованию года в наилучшей спортивной форме и в состоянии оптимальной готовности.

В подготовительном периоде на первом этапе решаются общие задачи теоретической и практической подготовки, развития волевых качеств, спортивного трудолюбия, целеустремленности и настойчивости в устранении недостатков. На втором этапе подготовительного периода ведется непосредственная подготовка к предстоящему соревнованию.

В соревновательном периоде подводятся итоги тренировочной работы за прошедший этап подготовки, ставятся максимально высокие для данного шахматиста (команды) цели. Значимость соревнования определяется в зависимости от перспективного плана подготовки шахматиста. Вся учебно-тренировочная работа в соревновательном периоде проводится с учетом особенностей данного соревнования.

В переходном периоде осуществляется создание наилучших условий для отдыха центральной нервной системы. Учебный процесс, начиная с учебно-тренировочных групп четвертого года обучения, строится на основании индивидуально-группового плана на 2-4 спортсменов примерно одинакового уровня подготовки. Для перворазрядников, кандидатов в мастера и мастеров спорта могут быть составлены индивидуальные планы подготовки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Годовой график расчета учебных часов для спортивно-оздоровительных групп.


Темы

сент

окт

нояб

дек

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

Всего

1. Физическая культура и

спорт в России и РБ.


















1



















1

2. Шахматный кодекс России.

Суд-во и орг-я соревнований









2




























2

3. Исторический обзор

развития шахмат



1




1




1




1







1







5

4. Дебют










2

2

2

2







2







10

5. Миттельшпиль

6

6

6

4

4

6

4

6

4

4







50

6. Эндшпиль

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2







20

7. Квалиф. турниры. Анализ

партий и типовых позиций.

Индивидуальные занятия.


5

5

9

9

13

9

13

11

11

15

5




105

8. Теоретические и судейские

семинары. Контр. работы,

доклады и рефераты уч-ся











2













2










4

9. Консульт. партии, конкурсы

решения задач и комбинаций,

сеансы одновременной игры


2

2




1

2




2

3




4

4

2

22

10. Вып-е контрольно- нормат.

и переводных требований



1






















1










2

11. Общефизическая подг-ка

5

7

8

8

8

8

8

8

8

13

5

5

91

12. Уч-е в офиц. соревнов-ях

Согласно календарному плану соревнований







22

22

28

28

32

28

32

30

28

41

14

7

312

Годовой график расчета учебных часов для групп начальной подготовки I года обучения.




Темы

сент

окт

нояб

дек

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

Всего

1. Физическая культура и

спорт в России


















1



















1

2. Шахматный кодекс России.

Суд-во и орг-я соревнований









2




























2

3. Исторический обзор

развития шахмат



1




1




1




1







1







5

4. Дебют










2

2

2

2







2







10

5. Миттельшпиль

6

6

6

4

4

6

4

6

4

4







50

6. Эндшпиль

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2







20

7. Квалиф. турниры. Анализ

партий и типовых позиций.

Индивидуальные занятия.


10

10

14

14

18

14

18

16

16

20

6




156

8. Теоретические и судейские

семинары. Контр. работы,

доклады и рефераты уч-ся











2













2










4

9. Консульт. партии, конкурсы

решения задач и комбинаций,

сеансы одновременной игры


2

2




1

2




2

3




4

4

2

22

10. Вып-е контрольно- нормат.

и переводных требований



1






















1










2

11. Общефизическая подг-ка




2

3

3

3

3

3

3

3

8

4

5

40

12. Уч-е в офиц. соревнов-ях

Согласно календарному плану соревнований







22

22

28

28

32

28

32

30

28

41

14

7

312

Годовой график расчета учебных часов для групп начальной подготовки II года обучения.




Темы

сент

окт

нояб

дек

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

Всего

1. Физическая культура и

спорт в России















1






















1

2. Шахматный кодекс России.

Суд-во и орг-я соревнований



1



















1













2

3. Исторический обзор

развития шахмат



2

2

2

2

2

2

2

2

2

2







20

4. Дебют

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3







30

5. Миттельшпиль

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8







80

6. Эндшпиль

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3







30

7. Основы методики

тренировки шахматиста






2































2

8. Спортивный режим и физ.

подготовка шахматиста


















1



















1

9. Квалиф. турниры. Анализ

партий и типовых позиций.

Индивидуальные занятия.


18

18

18

18

18

18

18

18

18

24

20

17

223

10. Теоретические и судейские

семинары. Контр. работы,

доклады и рефераты уч-ся











2







2




2

2

2




10

11. Консульт. партии, конкурсы

решения задач и комбинаций,

сеансы одновременной игры
































6




6

12. Вып-е контрольно- нормат.

и переводных требований



1










1










1










3

13. Общефизическая подг-ка

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

60

14. Уч-е в офиц. соревнов-ях

Согласно календарному плану соревнований







41

41

39

41

41

40

41

40

42

47

33

22

468

Годовой график расчета учебных часов для групп начальной подготовки III года обучения.


Темы

сент

окт

нояб

дек

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

Всего

1. Физическая культура и

спорт в России















1






















1

2. Шахматный кодекс России.

Суд-во и орг-я соревнований



1



















1













2

3. Исторический обзор

развития шахмат



2

2

2

2

2

2

2

2

2

2







20

4. Дебют

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3







30

5. Миттельшпиль

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8







80

6. Эндшпиль

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3







30

7. Основы методики

тренировки шахматиста






2































2

8. Спортивный режим и физ.

подготовка шахматиста


















1



















1

9. Квалиф. турниры. Анализ

партий и типовых позиций.

Индивидуальные занятия.


18

18

18

18

18

18

18

18

18

24

20

17

223

10. Теоретические и судейские

семинары. Контр. работы,

доклады и рефераты уч-ся











2







2




2

2

2




10

11. Консульт. партии, конкурсы

решения задач и комбинаций,

сеансы одновременной игры
































6




6

12. Вып-е контрольно- нормат.

и переводных требований



1










1










1










3

13. Общефизическая подг-ка

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

60

14. Уч-е в офиц. соревнов-ях

Согласно календарному плану соревнований







41

41

39

41

41

40

41

40

42

47

33

22

468

Годовой график расчета учебных часов для учебно-тренировочных групп I года обучения.




Темы

сент

окт

нояб

дек

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

Всего

1. Физическая культура и

спорт в России






1































1

2. Шахматный кодекс России.

Суд-во и орг-я соревнований



1
















1
















2

3. Исторический обзор

развития шахмат



3

3

3

3

3

3

3

3

3

3







30

4. Дебют

4

4

4

4

4

4

4

4

4

10

4




50

5. Миттельшпиль

10

10

10

10

10

10

10

10

10

20

10




120

6. Эндшпиль

4

4

4

4

4

4

4

4

4

10

4




50

7. Основы методики

тренировки шахматиста









2










2
















4

8. Спортивный режим и физ.

подготовка шахматиста






1































1

9. Отечественная и зарубежная

шахматная литература












2










2













4

10. Квалиф. турниры. Анализ

партий и типовых позиций.

Индивидуальные занятия.


26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

2

2

264

11. Теоретические и судейские

семинары. Контр. работы,

доклады и рефераты уч-ся





























2

4

4

10

12. Консульт. партии, конкурсы

реш-я задач и комб-ций, упр-я

на расчет вариантов, сеансы

одновременной игры















2
















20




22

13. Вып-е контрольно- нормат.

и переводных требований



2













2







2










6

14. Общефизическая подг-ка

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

60

15. Уч-е в офиц. соревнов-ях

Согласно календарному плану соревнований







55

54

54

54

54

54

55

54

54

76

49

11

624

Годовой график расчета учебных часов для учебно-тренировочных групп II года обучения.


Темы

сент

окт

нояб

дек

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

Всего

1. Физическая культура и

спорт в России






1































1

2. Шахматный кодекс России.

Суд-во и орг-я соревнований



1
















1
















2

3. Исторический обзор

развития шахмат



3

3

3

3

3

3

3

3

3

3







30

4. Дебют

4

4

4

4

4

4

4

4

4

10

4




50

5. Миттельшпиль

10

10

10

10

10

10

10

10

10

20

10




120

6. Эндшпиль

4

4

4

4

4

4

4

4

4

10

4




50

7. Основы методики

тренировки шахматиста









2










2
















4

8. Спортивный режим и физ.

подготовка шахматиста






1































1

9. Отечественная и зарубежная

шахматная литература












2










2













4

10. Квалиф. турниры. Анализ

партий и типовых позиций.

Индивидуальные занятия.


26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

2

2

264

11. Теоретические и судейские

семинары. Контр. работы,

доклады и рефераты уч-ся





























2

4

4

10

12. Консульт. партии, конкурсы

реш-я задач и комб-ций, упр-я

на расчет вариантов, сеансы

одновременной игры















2
















20




22

13. Вып-е контрольно- нормат.

и переводных требований



2













2







2










6

14. Общефизическая подг-ка

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

60

15. Уч-е в офиц. соревнов-ях

Согласно календарному плану соревнований







55

54

54

54

54

54

55

54

54

76

49

11

624

Годовой график расчета учебных часов для учебно-тренировочных групп III года обучения.


Темы

сент

окт

нояб

дек

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

Всего

1. Физическая культура и

спорт в России



1


































1

2. Шахматный кодекс России.

Суд-во и орг-я соревнований















2






















2

3. Исторический обзор

развития шахмат



4

4

4

4

4

4

4

4

4

4







40

4. Дебют

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6







60

5. Миттельшпиль

14

14

14

14

14

14

14

14

14

14







140

6. Эндшпиль

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6







60

7. Основы методики

тренировки шахматиста









2










2
















4

8. Спортивный режим и физ.

подготовка шахматиста






1































1

9. Отечественная и зарубежная

шахматная литература












2




2




2













6

10. Квалиф. турниры. Анализ

партий и типовых позиций.

Индивидуальные занятия.


44

44

44

44

44

44

44

44

44

64

50

50

560

11. Теоретические и судейские

семинары. Контр. работы,

доклады и рефераты уч-ся





























2

4

4

10

12. Вып-е контрольно- нормат.

и переводных требований



2




2










2




2










8

13. Общефизическая подг-ка

3

3

3

3

3

3

3

3

5

5

5

5

44

14. Уч-е в офиц. соревнов-ях

Согласно календарному плану соревнований







80

78

81

79

79

79

81

79

81

101

59

59

936

Годовой график расчета учебных часов для учебно-тренировочных групп IV года обучения.




Темы

сент

окт

нояб

дек

янв

февр

март

апр

май

июнь

июль

авг

Всего

1. Физическая культура и

спорт в России



1


































1

2. Шахматный кодекс России.

Суд-во и орг-я соревнований















2






















2

3. Исторический обзор

развития шахмат



4

4

4

4

4

4

4

4

4

4







40

4. Дебют

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6







60

5. Миттельшпиль

14

14

14

14

14

14

14

14

14

14







140

6. Эндшпиль

6

6

6

6

6

6

6

6

6

6







60

7. Основы методики

тренировки шахматиста









2










2
















4

8. Спортивный режим и физ.

подготовка шахматиста






1































1

9. Отечественная и зарубежная

шахматная литература












2




2




2













6

10. Квалиф. турниры. Анализ

партий и типовых позиций.

Индивидуальные занятия.


44

44

44

44

44

44

44

44

44

64

50

50

560

11. Теоретические и судейские

семинары. Контр. работы,

доклады и рефераты уч-ся





























2

4

4

10

12. Вып-е контрольно- нормат.

и переводных требований



2




2










2




2










8

13. Общефизическая подг-ка

3

3

3

3

3

3

3

3

5

5

5

5

44

14. Уч-е в офиц. соревнов-ях

Согласно календарному плану соревнований







80

78

81

79

79

79

81

79

81

101

59

59

936


  1   2


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница