Общение в интернет глазами школьников




Скачать 32.09 Kb.
Дата10.10.2016
Размер32.09 Kb.
Софронова Н.В., Игнатьева Э.А.

(Чебоксары, Чувашия)


Общение в интернет глазами школьников


Статья опубликована

Софронова Н.В., Игнатьева Э.А. Общение в интернет глазами школьников

// Материалы международной научно-практической конференции

"Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах" -

"Коммуникация-2002" ("Communication Across Differences")

Ч.I - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. - с.175-177


Abstract


The report contains the analysis of test answers about peculiarity contact pupils in the Internet.

Очевидно, что общение посредством Интернет имеет другие основания, чем личностное общение. Теряется эмоциональная окраска общения, передаваемая интонацией, взглядом, жестом, мимикой. Большие требования предъявляются к передаваемой информации: сообщение должно быть насыщенным содержательно, но кратким и ясным по форме. Можно утверждать, что связи посредством информационных технологий создают новую культуру общения.

Мы провели опрос среди учащихся старших классов с целью выявить особенности общения посредством Интернет. Чтобы сравнить ответы школьников с ответами профессионала-психолога, за основу были взяты вопросы из интервью с психологом Андреем Павловичем Пашковым. В анкетном опросе принимали участие 16 школьников в возрасте 15-17 лет. Из них двенадцать человек работали в Интернет (хотя и немного), а четыре - нет. Было задано десять вопросов, ответы на некоторые из них представлены ниже, остальные планируется осветить на конференции.

1. Как Вы думаете, почему люди заменяют личные беседы общением по Internet?

Ответы на первый вопрос можно разбить на пять групп:



  • Трудности непосредственного общения (12 ответов);

·

  • Экономия времени (3 ответа);

  • Поиск интересного собеседника (6 ответов);

  • любопытство (3 ответа);

  • Не заменяет (2 ответа).

Таким образом, наиболее вероятная причина общения посредством Интернет - это трудности живого общения, о чем также говорил психолог А. П. Пашков. Хотя поиск интересного собеседника также стимулирует общение посредством Интернет, и это правильно отметили респонденты.



3. Как Вы считаете, почему в Internet столь популярно анонимное общение?

Ответы на этот вопрос были достаточно разнообразны, и мы их объединили в четыре группы:



  • легче раскрыться (10 ответов);

  • возможность фантазии (3 ответа);

  • близкие люди не узнают тайну - не будут попрекать (2 ответа);

  • боятся хулиганов (3 ответа).

Как видим, мнение школьников в основном совпадает с мнением психолога, хотя они добавляют и свои предположения: сохранить тайну от близких, боятся хулиганов.

4. В Internet некоторые люди часто позволяют себе то, чего никогда не допустили бы в обществе: например, большую свободу высказываний - вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств и т. п. Чем объясняется такое поведение?

На четвертый вопрос ответы школьников были вполне единодушны - "анонимность гарантирует безнаказанность", к этой мысли можно подвести 100% ответов респондентов.



7. Действительно ли появилась новая болезнь, называемая "виртуальной зависимостью", о которой столько писали фантасты? Правда ли, что реальный мир воспринимается "зараженным" ею человеком как часть виртуального, причем - нежелательная?

Этот вопрос был малознаком школьникам, но, несмотря на это, ответы были достаточно определенные. Возможно, у ребят уже сложилось определенное мнение на основе просмотра множества фильмов о хакерах и компьютерных фанатах. 12 человек ответили категорическим "да", и лишь двое отрицали существование такой зависимости, двое засомневались.

На основе анализ ответов учащихся можно сделать следующие выводы: 1) общение посредством Интернет - специфическая форма общения, привлекающая людей любого возраста, в том числе и школьников; 2) для полноценного и эффективного использования Интернет необходимо знать и, главное, обучать навыкам работы в сетях не только на технологическом уровне, но и на культурно-ценностном, т. е. формировать культуру общения в Интернет.
Сведения об авторах:

Софронова Наталия Викторовна,

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева (ЧГПУ);

кафедра информатики и вычислительной техники,

профессор, доктор педагогических наук
Игнатьева Эмилия Анатольевна,

ЧГПУ, психолого-педагогический факультет, студентка, 4 курс



e-mail: sofr@chgpu.chuvashia.com


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница