ОГОУ КШИ «Колпашевский кадетский корпус»
Нестандартные формы и методы проведения уроков информатики
Унжакова Галина Геннадьевна,
учитель информатики
Колпашево -2013
Нестандартные формы и методы проведения уроков информатики
Изучение информатики в школе, способствует освоению учащимися современных информационных технологий. И как показывает практика учащиеся, применяя полученные знания на уроках информатики, при подготовке к другим предметам, например при подготовке сообщения готовят презентации, повышают свою степень обученности не только по информатике, но и по другим предметам. Поэтому учитель информатики должен как никто другой заинтересовать учащихся своими уроками, своим предметом. В своей работе применяю нестандартные формы уроков.
Нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную структуру. В ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта учителя.
Признаки нетрадиционного урока:
-
Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
-
Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
-
Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
Элементы урока:
-
Эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, доски, музыки, использование видео.
-
Организация и выполнение творческих заданий.
-
Инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
-
Обязательное планирование урока заранее.
-
Творчество учащихся должно быть направлено на их развитие.
Типы нестандартных уроков:
-
1.Уроки «погружения»
-
2.Уроки - деловые игры
-
3.Уроки - пресс- конференции
-
4.Уроки- соревнования
-
5.Уроки типа КВН
-
6.Театрализованные уроки
-
7.Компьютерные уроки
-
8.Уроки с групповыми формами работы
-
9.Уроки взаимообучения учащихся
-
10.Уроки творчества
-
11.Уроки- аукционы
-
12.Уроки, которые ведут учащиеся
-
13.Уроки-зачеты
-
14.Уроки- сомнения
-
15.Уроки - творческие отсчеты
-
16.Уроки- формулы
-
17.Уроки- конкурсы
-
18.Бинарные уроки
-
19.Уроки- обобщения
-
20.Уроки- фантазии
-
21.Уроки- игры
-
22.Уроки- «суды»
-
23.Уроки поиска истины
-
24.Уроки- лекции «Парадоксы»
-
25.Уроки- концерты
-
26.Уроки- диалоги
-
27.Уроки «Следствие ведут знатоки»
-
28.Уроки - ролевые игры
-
29.Уроки- конференции
-
30.Интегрированные уроки
-
31.Уроки семинары
-
32.Уроки – «круговая тренировка»
-
33.Межпредметные уроки
-
34.Уроки- экскурсии
-
35.Уроки – игры «Поле чудес».
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в странах и развивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Видеоурок активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания.
Основными целями интегрированного урока являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.
Уроки – экскурсии. Основными целями интеграции являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.
Из всего сказанного можно сделать вывод: организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако все в меру! Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Унжакова Г.Г.
|