Урок русского языка
3 класс
Тема:
« Определение рода имени существительного в единственном и множественном числе»
Цели:
- закрепить и углубить знания учащихся по определению рода имени существительного в единственном и множественном числе;
- обобщить знания об имени существительном ;
-развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, мышление, наблюдательность;
-воспитывать трудолюбие, аккуратность
Ход урока
1.Организационный момент.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать!
2. Чистописание.
-Какова цель данной работы?
Прочитайте слова: берёза, малина, смородина, лиса, волк, тигр.
-Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания.
*Одной из них заканчивается корень существительного женского рода единственного числа и обозначает в нем парный звонкий твердый согласный звук. Какая это буква? Где она находится?(буква З)
*Вторая буква является проверяемой безударной гласной в существительном женского рода, единственного числа. Какая это буква?(буква И в слове лисы).
-Составьте цепочку из букв, установив закономерность записи букв в ней.
Зи из зи
Зи зии зиии
3.Актуализация знаний. Словарная работа.
На доске слова: Торелка, пагода, стокан, чимодан, валшебник, харошо.
-Что необычного в написании слов? Сформулируйте задание .
Запись с комментированием.
-Какое слово лишнее? Почему?
-Назовите слово, где все согласные твердые.
-Назовите слово, состоящее из 3-х слогов.
Слово, с которым мы познакомимся, вы составите самостоятельно.
На доске слова: отбойный, фонтан, привезти, тема, лето.
Соедините первые слоги имен существительных в таком порядке: сущ. ж.р., сущ. ср.р., сущ. м.р.
-Какое слово?(ТЕЛЕФОН)
-Что такое телефон?(аппарат).
-В каких целях он используются людьми? Что вы нового узнали о изобретении телефона?( В 1876 году изобрел первый телефон Александр Белл для практического использования)
4. Постановка проблемной ситуации.
На доске слова:
Растения
Деревья, кустарники
Берёза, малина, смородина
*Прочитайте смысловую пирамиду.
*Назовите более широкое понятие(растения)
-Среднее понятие (деревья, кустарники)
-Узкое понятие( Берёза, малина, смородина)
-Найдите общее в словах.(все слова-имена существительные)
-В чем различие этих слов?( множ.число, единств.число)
-Какой еще грамматический признак вы можете определить у данных существительных?(определить род)
-В соответствии с нашими рассуждениями сформулируйте тему сегодняшнего урока.
-Как определить род у имен существительных во множественном и единственном числе? Где пригодятся нам эти знания?
В конце урока мы проверим наши знания.
5. Упражнения по закреплению.
Прочитайте пословицы.
Скучен день до веч…ра, если делать нечего.
Бояться волков- быть без гр…бков.
Без дела жить- только небо к…птить.
Сформулируйте к ним задание в соответствии с темой урока.
1)написать пословицы, вставить пропущенные буквы, определить род имен существительных
2) написать сначала пословицы, в которых существительные стоят в единственном числе,а затем пословицы, в которых существительные находятся во множественном числе. Указать род.
3)Исключить пословицу по двум признакам.( исключаем 2 пословицу, т.к. все имена существительные стоят во множественном числе, да и по смыслу не подходит к остальным ).
- Выберите одну пословицу. Внимательно прочитайте и запомните .
Письмо по памяти. Определяем род и число имен существительных.
6.Физминутка.
Задание
На доске: звериная…. душистые… летит…
Ветвистая… широкие… ползет…
-Составьте со словами задание, ориентируясь на тему урока.
(подберите к данным прилагательным имена существительные. Определите род).
Вывод: как же определить род имен существительных в единств. числе, во множеств. числе?
-Сгруппируйте использованные слова по орфограммам.
Звериная- зверь( безударные гласные),ветвистая, летит, ползет.
Душистая (правило жи-ши),широкие.
7. Игра»Волшебные превращения»
Превращаем взрослых животных в маленьких и записываем получившиеся слова.
Слон-…слоненок
Кукушка-…
Волк-…
Медведь-…
-Что нам в этих превращениях помогало? Назовите суффиксы.
Что такое суффиксы? Какие еще вы суффиксы знаете? Их роль?
8.Развитие речи.
-Какое время года за окном? Мы с вами изготовили кормушки для птиц, позаботились о друзьях наших меньших. Помогайте птицам пережить зиму!
Составьте текст из рассыпанных предложений.
*з…ма, х…лодная, ст..яла.
*во, дв…ре, к…рмушки, р…бята, птич…и, развесили.
*подл…тели, сн…гири, к…рмушкам, к.
1 группа (1 предложение) Найти грамматическую основу предложения.
2 группа (во 2 предложении) Находят имена существительные, определяют род, число.
3 группа (в 3 предложении) Находят имена существительные и разбирают по составу.
Коллективная работа
(Во дворе – разбор имени существительного как часть речи.)
9.Логически-поисковая работа
День- Н
Правда- ?
Друг- В
Вместо ? поставьте нужную букву. Ответ обоснуйте.(правда-ложь)
10.Итог урока
-Назовите ключевые слова урока.
*имя существительное
*часть речи
*Род
*число *одушевленные и неодушевленные
11.Рефлексия.
-Что было для вас сегодня главным на уроке? -Кому было трудно? 12.Домашнее задание. Придумать 2 одушевленных и 2 неодушевленных имени существительных и сделайте их разбор как часть речи.
|