Основные термины и определения
РезюмеГосударства-участники СНГ активно участвуют в процессах формирования информационного общества, как на национальном, так и на глобальном уровне. Большинство из них внесли свой вклад в подготовку и проведение инициированной ООН ВВУИО, которая прошла в два этапа с декабря 2003 по ноябрь 2005 г. в Женеве и Тунисе. 2015-й год является годом подведения итогов и планирования дальнейшей работы по развитию информационного общества на глобальном уровне и в регионе СНГ – на этот год приходится завершение сроков действий и Женевского плана действий и Плана действий СНГ. Кроме того, подготовлены проекты Стратегии сотрудничества государств-участников СНГ в построении и развитии информационного общества и Плана действий по ее реализации на период до 2025 года. В этой связи стало актуальным проведение анализа ситуации в государствах-участниках СНГ в области развития информационного общества и выработка соответствующих рекомендаций как по доработке новых Стратегии и Плана, так и по конкретным действиям заинтересованных сторон. При анализе развития информационного общества использованы результаты проведенных исследований, а также показатели и композитные индексы развития информационного общества, которые собираются и рассчитываются международными организациями и национальными статистическими агентствами. В качестве источников значений показателей для анализа развития информационного общества в странах СНГ использовались публикации и базы данных Международного союза электросвязи, Всемирного экономического форума, Департамента Организации Объединенных Наций по экономическим и социальным вопросам, Всемирного банка. Содержательно отчет разделен на два основных блока: Развитие информационного общества во всех странах СНГ, в частности: анализ национальных программ и стратегических документов, а также показатели стран в международных рейтингах; анализ сильных и слабых сторон по каждому из направлений Плана действий ВВУИО; выводы, сформулированные на основе проведенного анализа по каждому из вышеперечисленных направлений на фоне глобальных тенденций и передового мирового опыта. Сравнительный анализ данных о развитии информационного общества в странах СНГ по приоритетным направлениям Плана действий ВВУИО, который включает: характеристику предметной области; краткое описание глобальных тенденций, мировых достижений и проблем, требующих решения; отражение данного направления в стратегических документах СНГ по развитию информационного общества; анализ и выводы реализации данного направления в Содружестве с характеристикой успехов и зон отставания в соответствующих странах региона. Анализ показал, что информационное общество в странах СНГ развивается динамично. В последние годы в ряде стран Содружества можно было наблюдать быстрый рост показателей ИКТ и их мест в международных рейтингах: начиная с 2011-2012 гг. некоторые страны на 30, а то и 40 позиций улучшили свое положение. При этом процессы проникновения и использования ИКТ в странах СНГ отличаются неравномерностью в различных регионах и социальных слоях населения. Развитие информационного общества привело к появлению нового вида пространственной и социальной поляризации – информационного неравенства, которое является сегодня новым фактором разобщенности стран СНГ и их регионов, а также маргинализации отдельных групп населения. Эти различия в регионе СНГ более выражены, чем в ЕС, – например, по числу абонентов фиксированного широкополосного доступа на 100 человек населения между странами СНГ наблюдается разрыв в более, чем 700 раз (28,84 в Беларуси и 0,04 в Туркменистане). Необходимо отметить, что в странах СНГ отсутствует единственный абсолютный лидер развития информационного общества – по разным направлениям и показателям использования ИКТ лидируют разные страны. Общей проблемой для стран СНГ являются плохие или недостаточно высокие показатели в среднем по региону по следующим направлениям, где вряд ли можно говорить о лидерстве для каких бы то ни было стран: С5 «Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ» (среднее значение интегрального показателя 3,109 при максимальном мировом значении 7 и максимальном значении по СНГ 4,82); С6 «Благоприятная среда», включая защиту прав собственности, независимость судебной системы, конкурентность местных рынков и т.п. (среднее 3,335 при максимальном мировом значении 7 и максимальном значении по СНГ 3,943); в целом С7 «Использование ИКТ: преимущества во всех аспектах жизни» (среднее 3,68 при максимальном мировом значении 7 и максимальном значении по СНГ 5,184). Среднее значение всех остальных показателей по региону трубет улучшение: самые высокие из них (4,473 по доступу к информации и знаниям и 4,189 по развитию человеческого потенциала) пока весьма далеки от мирового максимума (7) и от максимума по региону СНГ (5,083). Если посмотреть на отдельные направления использования ИКТ, то здесь разрыв между ними с точки зрения максимальных и средних значений по региону еще более выражен. Так, например, этот контраст очень существен в области электронной окружающей среды и электронного сельского хозяйства и заметен в области электронной занятости, электронного здравоохранения и электронной научной деятельности. Критически низкие значения интегральных показателей региона СНГ отмечаются по электронному государственному управлению: среднее значение составляет 2,427, а максимальное всего 3,467 из 7 возможных. Именно по этим направлениям в проектах Стратегии 2025 и Плана действий по ее реализации необходимо предусмотреть меры по преодолению информационного неравенства между государствами-участниками СНГ. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в проектах Стратегии 2025 и Плана действий по ее реализации должно быть уделено внимание всем без исключения основным направлениям действий при особом внимании к укреплению доверия и безопасности при использовании ИКТ и формированию благоприятной регуляторной среды. Анализ также в явном виде показал необходимость разработки в СНГ современной системы мониторинга развития информационного общества, включая разработку модельного статистического инструментария, который позволит не только гармонизировать статистическую практику стран СНГ с международными стандартами, но и определит стандарты СНГ для измерения тех направлений развития информационного общества, которые отсутствуют или недостаточно представлены в наработках международных организаций – электронная культура, электронное здравоохранение и др., связанные, в том числе, с достижением Целей устойчивого развития, принятых в сентябре 2015 г. на Генеральной Ассамблеи ООН.
База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат |