Особенности организации международной деятельности в зарубежных вузах




Скачать 61.22 Kb.
Дата13.09.2016
Размер61.22 Kb.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗАХ
Балтакова С.А.

Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия

The topical issues of the international activity organization in foreign higher education institutions, for the purpose of this experience application in Russia with a certain adaptation under educational programs of concrete higher education institution are analyzed in the article.
Присоединение России к Болонскому соглашению в 2003 году послужило толчком к развитию международной деятельности в вузах. В связи с этим возникла необходимость выделения особенностей организации международной деятельности в зарубежных вузах, с целью применения данного опыта в России с определенной адаптацией под образовательные программы конкретного вуза.

На сегодняшний день высшее образование в США признано одним из престижным в мире. В вузах Соединенных штатов проходят обучение более 500 000 иностранных студентов, для привлечения которых учреждения США предлагают множество языковых программ и курсов, различающихся по степени сложности, продолжительности, целевой аудитории, количеству обучающихся, а также формату их проведения [2].

Особенности системы образования США имеют ряд преимуществ, в том числе предоставляя студентам следующие возможности:

- выбор специализации по окончании первого или второго курса, после прохождения всех общеобразовательных предметов;

- выбор кроме основной специализации несколько дополнительных и возможность обучаться сразу по двум или трем основным;

- самостоятельно составлять график посещения занятий, выбирать предметы, которые необходимо изучить в течение семестра.

Заинтересованность власти в увеличении числа иностранных студентов велика. По оценкам Wall Street Journal, они ежегодно приносят экономике США около 11 млрд. долларов только за обучение, также страна получает большое количество квалифицированных и талантливых кадров, подпитывающих экономику и стимулирующих создание новых рабочих мест [2].

Политика привлечения иностранных студентов в вузы США всячески поддерживается Правительством. Повышение привлекательности учебных заведений для иностранцев является одной из задач, проводимых в стране реформ, которые призваны упростить визовые формальности для граждан, желающих получить образование в Соединенных штатах, а также предоставить возможность иностранным выпускникам колледжей и университетов трудоустройства по специальности. В будущем планируется внести изменения и в процедуру получения гражданства с тем, чтобы молодые талантливые выпускники могли становиться гражданами США по упрощенной процедуре.

Рассматривая международное сотрудничество вузов нельзя не отметить опыт, накопленный учебными заведениями Чехии. С 1999 года обучение для иностранных студентов, поступивших в государственные вузы и обучающихся на чешском языке, является бесплатным.

В вузах страны учится большое количество иностранных студентов, что обусловлено многими факторами, а именно:

- обучение является бесплатным на чешском языке;

- наличие гибких учебных планов, графика обучения, посещения библиотек;

- бесплатный и не лимитированный доступ к информации по учебным и методическим материалам на сервере;

- использование компьютерной техники и интернета практически неограниченно;

- наличие выхода в интернет в библиотеках вузов;

- дипломы чешских вузов высоко котируются, признаются в других европейских странах и дают преимущества при получении престижной работы;

- поступление в чешский вуз (или на подготовительные курсы) даёт право получить долгосрочную учебную визу в Чехию на 1 год с возможностью продления через каждый следующий год в течение всего периода обучения;

- высокий уровень преподавания, современное техническое обеспечение учебного процесса; возможность выбирать часть курсов по желанию, проходить учебную практику в крупных международных фирмах и получить рекомендации до окончания вуза;

- относительно низкая стоимость обучения в чешских коммерческих вузах, бесплатное обучение для иностранцев в чешских государственных вузах на чешском языке;

- желающим предоставляется возможность обучаться на английском и др. языках (обучение в этом случае платное, сумма зависит от вуза);

- множество студенческих скидок и льгот, предоставление общежития.

Популярность обучения в Чехии обусловлена не только возможности учиться бесплатно. Студенты в университетах Чехии учатся по единым международным нормам обучения ISCED. В результате подписания Чехией в 1999 году Болонского заявления о создании в Европе Зоны Единого Высшего Образования (ЗЕВО) диплом чешских ВУЗов признаются во всех странах ЕС.

Развитию международного сотрудничества, в последнее десятилетие уделяется большое и внимание не только в США и странах Европы, но в КНР. Здесь число иностранных студентов за период с 1978 по 2010 гг. выросло почти в 200 раз и составило 240 тысяч человек [1,3]. Подобные темпы прироста иностранных учащихся не имеют аналогов в мире.

Свыше половины иностранных граждан, обучающихся в вузах КНР, учит китайский язык. Не владеющим китайским языком, предлагаются англоязычные программы. Также для привлечения иностранцев Правительство КНР выделяет множество стипендий для компенсации образовательного процесса, что является стимулом для получения образования именно в Китае.

В 2010/2011 академическом году в КНР был организован единый подготовительный факультет для иностранных студентов, желающих получить бесплатное образование за счет стипендий китайского правительства. Срок обучения, на котором составляет от 1 до 2-х лет.

Программы подготовки иностранных граждан в китайских университетах имеют одну специфику. Большинство из учебных программ связаны в основном с изучением китайского языка на специальных курсах, в том числе краткосрочных, либо на подготовительных отделениях. Вместе с тем часть слушателей языковых курсов и подготовительных отделений изучает китайский с целью последующего обучения по программам бакалавриата, магистратуры или докторантуры.

С точки зрения привлекательности обучения в той или иной стране важное значение имеют условия личной безопасности иностранных студентов и отношение к ним местных жителей. Для обеспечения безопасности иностранных студентов в КНР создана система экстренного реагирования, действующая с 2008 года.

Одним из важных и привлекательных факторов обучения в Китае также является сравнительно недорогая плата за образовательные услуги местных высших учебных заведений, что способствует дополнительному притоку иностранных граждан, желающих их получить.

Проанализировав методы организации международной деятельности в зарубежных вузах можно выделить, следующие основополагающие особенности:

- бесплатное обучение на национальном языке;

- индивидуальный график посещения занятий;

- гибкие учебные планы, отвечающие запросам рынка;

- постоянный контроль качества образования и его оценки;

- предоставление возможности дополнительного выбора предметов;

- проведение занятий в виде дискуссий, полемик интересных для студентов;

- расширение географических границ сотрудничества;

- повышенное внимание к целевой подготовке преподавательских кадров;

- доступ к образовательным ресурсам, в форме цифровых образовательных ресурсов;

- предоставление широкого выбора курсов, в том числе и на английском языке;

- помощь в трудоустройстве иностранных студентов на период производственной практики;

- стимулирование наиболее одаренных студентов, с целью дальнейшего трудоустройства на предприятиях страны;

- организация безопасности иностранных граждан.



Сочетание традиций организации образовательного процесса, сложившихся в России и вышеперечисленных особенностей зарубежных университетов, будет способствовать развитию международной деятельности вузов страны, дополнительному притоку капитала в экономику, а также получению квалифицированных кадров.
Литература


  1. В Пекине отметили 60-ю годовщину открытия дверей КНР для иностранных студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31517/7155022.html.

  2. Все об образовании за рубежом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://infostudy.com.ua.

  3. Горшков, М.К. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы/под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги.– М.: ЦСПиМ, 2010– с.352.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница