Отдел оброзования свислочского райисполкома




Скачать 175.16 Kb.
Дата29.09.2016
Размер175.16 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОТДЕЛ ОБРОЗОВАНИЯ СВИСЛОЧСКОГО РАЙИСПОЛКОМА

ГУО «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 Г. СВИСЛОЧЬ»
Проект

Кладовая леса

Руководитель:

Калач Светлана

Сергеевна,

учитель

биологии и химии



2011 год


Осуществление проекта.

Осуществлять проект будет волонтёры в возрасте 13-17 лет. Это учащиеся 7-11 классов СОШ № 3 г. Свислочь. В летнее время, директором школы № 3 Натальей Ивановной Боуфалик с первым секретарём Свислочского районного комитета общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодёжи» Рудоминой Мариной Валерьевной будет заключён договор на создание волонтёрского отряда «Искатели». Руководитель отряда – Калач С. С.



Целевая группа проекта.

Мероприятия будут направлены на подростков 13-17 лет, учащихся 7-11 классов СОШ № 3 г. Свислочь.



Описание проекта:

Описание проблемы.

Динамику состояния лесов в Беларуси в начале 21 века приходится характеризовать как неустойчивую и тревожную. Растут масштабы гибели древостоев, хотя хозяйства и предпринимают все возможные меры для борьбы с вредителями и болезнями леса, пожарами. Стратегическими целями лесного хозяйства в части решения экологических проблем являются: обеспечение стабильного функционирования лесных экосистем, сохранение биологического и генетического биоразнообразия лесов, повышение эколого-экономического потенциала сектора экономики, устойчивое использование многообразных древесных и недревесных лесных ресурсов, усиление роли леса в сохранении биосферы. (И. И. Кирвель, Н. В. Цявловская, Лесные ресурсы. Оценка, состояние, экологические проблемы лесов и пути их решения: методическое пособие для практич. Занятий по дисц. Основы экологии и энергосбережения БГУИР, Мн, 2007-22 с.)

В списке достопримечательностей Свислочского района, главное место по праву занимает Беловежская пуща. 49 % территории нашего района покрыто лесами национального парка.

Эта природная жемчужина, гордость каждого белоруса, представляет собой сохранившийся до наших дней остаток огромного древнего лесного массива, простиравшегося от Балтийского моря до Буга и от Одера до Днепра. Со временем эти леса были истреблены человеком. Осталось лишь несколько девственных, почти нетронутых человеком лесных участков, самым крупным из которых является Беловежская пуща. По решению, принятом на 83-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 2006 г., 2011 год провозглашен Международным годом лесов.



Цель проекта: организовать группу учащихся СШ № 3 для эколого-восстановительной, исследовательской и эколого-просветительной работы в летний период на базе Жарковщинского лесничества Национального парка «Беловежская пуща».



Задачи

Методы решения

(виды деятельности)



Измеримый результат

(с цифрами)



1. Привлечение внимания руководства школы и Свислочского районного комитета общественного объединения «БРСМ» к идее создания летнего волонтёрского экологического отряда

Встреча инициативной группы проекта с администрацией школы. Информационное сообщение в бюллетене «Зелёные новости»

Руководство школы и первый секретарь Свислочского районного комитета общественного объединения «БРСМ» М. В. Рудомина признали важность и актуальность идеи. Оказана моральная помощь и поддержка

2. Организовать работу по вовлечению учащихся в летний экологический отряд «Искатели»

Экологический сайт школы

Школьная экологическая газета. Печатная реклама в стенах газеты



Информация о деятельности волонтёрского отряда на период летних каникул размещена на экологическом сайте школы.

Состоялся выпуск экологической газеты. Выпущены 20 буклетов с приглашением принять участие в работе «Искатели»



3. Создать Устав и поэтапную Программу действий отряда волонтёров - экологов

Проведение информационно–развлекательной программы «Банк экологических глупостей»

Проведение вечера творческих экологических инициатив



Создан устав и Программа действий отряда волонтёров-экологов

4. Обеспечить финансовую поддержку деятельности «Искатели»

Поиск спонсоров посредством переговоров

Оказана спонсорская помощь со стороны Свислочского районного комитета общественного объединения «БРСМ», Жарковщинского лесничества

5. Организовать экомониторинг лесного массива в национальном парке «Беловежская пуща» с использованием методики «Дикий квадрат»


Изучение специальной рекомендательной литературы. Встреча «за круглым столом» с учителями-биологами. Проведение полевых практикумов с использованием методики «Дикий квадрат»


Проведено 3 практикума в лесной зоне.

Выполнен экомониторинг лесного массива



6. Организовать участие в областном экологическом слёте учащихся на базе экологического центра в г. Гродно

Создание визитной карточки команды-участницы слёта. Изучение теоретического материала по заданной теме. Выпуск буклетов по самопредставлению команды

Самопредставление команды. Презентация видов деятельности экологического направления. Выполнение тестовых заданий

7. Улучшить организацию летнего досуга детей и взрослых, вовлекая их в волонтёрское экологическое движение

Экскурсия по маршруту Ятвеск-Якушовка-агроусадьба Полякова-усадьба графа Тышкевича-агроусадьба Жукова-усадьба Богуденки-агроусадьба «У Рыся»; экологические игры, викторины, сказки, мероприятия. Трудовой десант в лесничестве.

В большинстве маршрут проходит по территории «Беловежская пуща». По результатам опроса участников данных мероприятий (16 человек), существенным образом изменилось их отношение к экологической проблеме сохранения лесов как лёгких нашей планеты. Собрано примерно мусора

8. Провести совместную акцию с БРСМ «Чистый лес-чистый воздух»

Встречи участников акции с руководством сельскохозяйственных предприятий. Беседы с представителями коммунальных служб на предмет уничтожения опавших листьев. Создание листовок с целью привлечения внимания жителей города к экологической проблеме сохренения леса

Состоялись встречи с представителями 2 с/х предприятий и 1 коммунальной службой. Раздача листовок жителям города

9. Подготовить отчёт и обобщить опыт деятельности «Искатели»

Пресс-конференция членов волонтёрского отряда с представителями средств массовой информации, учащимися и администрацией школы. Статья в информационном экологическом бюллетене «Зелёные новости» о работе отряда

Работа отряда продолжается. Рассматриваются идеи проведения пресс-конференции, общие намеки по статье, оформление исследовательской работы

10. Разработать долгосрочную программу работы экологических отрядов в рамках деятельности кружка «Юный эколог»

Обобщение результатов (как положительных, так и отрицательных). Обсуждение перспектив на экологических конференциях, семинарах, страницах органов печати

Ведётся дневник отряда, где отражаются все аспекты деятельности


Программа действий экологического отряда «Следопыт»


Этап




Мероприятие

Сроки выполнения

Ответственные

Подготовительный

1.

Выпуск бюллетеней «Зелёные новости»

июнь

Урбанович М.

Познякович. Н.



2.

Информацию о деятельности волонтёрского отряда разместить на экологическом сайте СШ № 3

июнь

Грунтович И. С.

3.

Выпуск школьной экологической газеты

июнь

Кревчик А.

Тицкая Н.



4.

Создать Устав и поэтапную Программу действий отряда волонтёров - экологов

июнь

Минчук Е.

Шестак Т.




5.

Проведение информационно–развлекательной программы «Банк экологических глупостей»


июнь

Калач С. С.

6.

Проведение вечера творческих экологических инициатив

июнь

Калач С. С.

7.

Изучение специальной рекомендательной литературы.

июнь

Грунтович П.

Крупчик Ю.






8.

Встреча «за круглым столом» с учителями-биологами.

июнь

Калач Н.

Жук Д.


9.

Экскурсия по по маршруту Ятвеск-Якушовка-агроусадьба Полякова-усадьба графа Тышкевича-агроусадьба Жукова-усадьба Богуденки-агроусадьба «У Рыся»;

июнь

Калач С. С.

10.

Экологические игры, викторины, сказки, мероприятия.

июль - август

Морозова Д.

Шпакович Ю.

Будник Д.

Будник Д.

Жук М.


11.

Создание презентации, буклета, самопредставление для участия в областном слёте Юных экологов

июнь

Грунтович И. С.

Бычик Ж. А.

Калач С. С.


12.

Участие в областном экологическом слёте

июнь

Калач С. С.

Волонтей В.

Коренчук Е.

Грунтович П.

Крупчик Ю.


Исследовательский

13.

Проведение полевых практикумов с использованием методики «Дикий квадрат» и выполнение исследовательской работы


июль - август

Калач С. С.


Практический

14.

Трудовые десанты в лесничестве

В течение лета

Калач С.С.

15.

Встречи с руководством сельскохозяйственных предприятий.

Июль

Минчук Е.

Жук Д.


16.

Беседы с представителями коммунальных служб.

Август

Тицкая Н.

Кревчик А.



17.

Создание листовок экологической направленности

Август

Урбанович М.

Грунтович П.

Крупчик Ю.


18.

Проведение акции «Чистый лес-чистый воздух»

Август

Калач С. С.

Рудомина М. В.



19.

Пресс-конференция членов волонтёрского отряда с представителями средств массовой информации

Август

Отряд «Искатели»

20.

Выпуск экологического бюллетеня «Зелёные новости» о работе отряда

Август

Познякович Н.

Урбанович М.



21.

Обсуждение выполненных ребятами работ.

Август

Калач С. С.

22.

Планирование работы на будущее.

Август

Калач С. С.

Грунтович П.

Крупчик Ю.



Практическая значимость
Результаты проекта.

1. В Свислочском районном комитете общественного объединения «Белорусский республиканском союзе молодёжи» на базе средней школы №3 появится новый волонтёрский отряд «Искатели», который будет вести эколого-восстановительную, исследовательскую и эколого-просветительную работу.



Сроки реализации проекта:

с 1 июня до 31 августа 2011 года.



Партнёры.



Продолжение проекта.

Участие детей в научно-практический конференциях, экологических конкурсах.



Бюджет.

1.


8. Бумага для множительной техники – 1*18000 БР за упаковку = 26000 БР

9. Техника копировальная – 20 копий * 250 БР = 5000 БР

10. Заправка принтера – 20 000 БР

11. Заказ и изготовления буклетов – 30 000 БР

Итого: 215500 БР

Приложение 1.



Экологические сказки

Экологические идеи народных сказок:

    • Окружающий нас мир – живой. В любой момент всё может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

    • Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования готовности к принятию другого.

    • Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

    • Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро, уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

    • Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на по­мощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуа­цией или заданием сами. Эта идея важна для формирования ощу­щения самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.

Обсуждение сказок

Обсуждение с детьми среднего или старшего возраста, сказку о трех поросятах. Поросята, особенно Наф-Наф, - положительные герои, сумевшие провести злого, глуповатого вол­ка. Точка зрения поросят на события, происходящие в сказке, явно совпадает с точкой зрения автора (и младших детей, ра­дующихся победе над волком). Но необходимо предложить уче­никам, оценить сюжет, с точки зрения волка, который по-своему (с экологических позиций) может быть прав. При этом мы, конечно же, помним, что смысл сказки в том, что дружба побеждает силу и коварство.

Волк — хищник, и вполне естественно, что он охотился за по­росятами, выполняя свою функцию в пищевой цепи. Естествен­но также, что поросята пытаются противостоять этому. Однако Ниф-Ниф и Иуф-Нуф имеют больше шансов быть съеденными волком как слабые, ленивые, неспособные к самозащите. По законам природы должен выжить сильнейший и умнейший — Наф-Наф, который трудится и умеет себя защитить. Волк не смог выполнить обязанности хищника. Однако дети должны понимать, если в лесу кроме трех мальчиков-кабанчиков есть и другие по­росята, а хищников, кроме волка, нет, может нарушиться эколо­гическое равновесие: кабаны начнут быстро размножаться, по­едая все вокруг, что создаст угрозу заболевания леса.

«Сказочные» вопросы



  1. В известной сказке Аленушка не разрешила Иванушке пить воду из лужи. По какой причине вода в ней могла быть опасной?

  2. Опишите условия обитания и приспособляемость к ним живых организмов в молочной реке с кисельными берегами.

  3. Назовите сказки, в которых описывается: уничтожение по прихоти девочки уникального растения («Аленький цветочек»); сбор первоцветов («Двенадцать месяцев»); редкий (волшебный) вид птиц, отличающийся ярким оперением («Конек-горбунок»).

«Перевирание» сказки

Предложить детям вспомнить одну из известных сказок и по­пытаться рассказать ее по-новому. Можно оставить прежних ге­роев, но добавить к ним хотя бы один новый персонаж или при­внести новую информацию. Например, представим, что в сказке о Красной Шапочке появляется представитель общества защиты сказочных животных, а Серый Волк — один из немногочислен­ных оставшихся в лесу охраняемых видов. Как будут развиваться события в этом случае?

Для того чтобы сочинить сказку в новом варианте, дети долж­ны будут активизировать свои знания о причинах исчезновения и необходимости охраны животных, о роли хищников в природе. Другой вариант — Красная Шапочка недавно вступила в общест­во юных друзей природы, а ее бабушка получила удостоверение организации «Гринпис».

«Салат» из сказок

Можно свести в новой сказке героев различных произведений. Например, предложить детям представить, что в одной сказке объединились все волки, которые в разных сказках терпели неудачу (вспомните сказку «Волк и се­меро козлят», «Три поросенка», «Красная Шапочка»), Как такое изменение популяции скажется на обстановке в лесу?

Сказки «наизнанку»

С возрастом дети теряют интерес к известным сказкам, сю­жет которых они уже знают наизусть. Чтобы восстановить этот интерес, Дж. Родари предлагает как бы вывернуть сказку наиз­нанку. В такой сказке добрые герои становятся злыми, и наобо­рот: злые — добрыми. Изменение характеров персонажей влечем за собой и изменение их поведения, а следовательно, и сюжета известных сказок. Этот прием можно применять при работе с детьми среднего и старшего школьного возраста, которые способны относиться к своему творчеству с юмором.

Попробуем вывернуть наизнанку сказку о Красной Шапочке, не забывая о проблемах охраны природы. Итак, Волк в новой сказке будет добрым, а Красная Шапочка — злой. В нашем варианте «добрый» тот, кто заботится об охране окружающей среды, а «злой» — кто ведет себя экологически неграмотно. Лес - это место обитания Волка. Естественно, он стремится сохранить его в первозданном виде, оберегает от влияния людей, но помнит о необходимости сохранения биоразнообразия. Он знает, что Красная Шапочка каждый раз по дороге к дому бабушки рвет цветы, которых остается все меньше. Кроме того, Волку извест­но об отрицательном влиянии вытаптывания на экосистему леса. Именно поэтому он так настойчиво интересуется, какой дорогой пойдет к бабушке внучка. При этом он хочет посоветовать девочке выбрать правильный путь, чтобы она не вытаптывала лес­ные поляны.

Наконец, Волк уже знает, что Красная Шапочка каждый раз носит бабушке продукты в упаковке (горшочек масла), которую бабушка за ненадобностью выбрасывает прямо в лесу, создавая проблему мусора. Отчаявшись переубедить бабушку и внучку в необходимости бережного отношения к лесу, Волк решает прибег­нуть к крайней мере...


Приложение

Экологические игры

Пищевая сеть

Описание: участникам игры раздаются карточки с изображением живых организмов так, чтобы разные виды растений и животных, которые они в данный момент олицетворяют, были распределены равномерно по всему кругу. Один из участников игры (напр., олицетворяющий собой растение) берёт кончик клубка ниток и передаёт его «травоядному животному», т.е. тому, кто использует его в качестве пищи. Следующий, в соответствии с условиями игры, передаёт нитку «платоядному животному», которое, в свою очередь, становясь падалью, является источником питания, например, бактерий или грибков. Далее нить опять передаётся «растению». И так до тех пор, пока не образуется сеть, связывающая всех участников игры.

Правила: необходимо предлагать детям самим варьировать условия «гибели пищевой сети», называя при этом причины (охота на хищников; химическое загрязнение почвы; пожар…)

Материалы: карточки с изображением растений, травоядных животных, плотоядных животных; организмов, питающихся падалью (бактерии, грибки, многоножки). Клубок ниток.

Указания: после образования «пищевой сети» необходимо предложить детям ответить на вопрос, что произойдёт, если по чьей-либо вине погибнут, например, растения данной экосистемы (погибнут и все остальные).Пусть дети продемонстрируют это («растения» падают).

Спасибо природе

Описание: Ведущий собирает и съедает несколько листиков заячьей капусты и благодарит растение. Предлагает сделать это и участникам. После чего задаёт вопросы:

- Что чувствует человек, когда благодарит растение?

- За что ещё мы можем быть благодарны растениям? (жильё, книги, тепло, кислород и т. д.)

Затем ведущий передаёт участникам нарезанные яблоки и предлагает по очереди, беря дольку яблока и кусочек хлеба, благодарить все те объекты природы, которые способствовали взращиванию их.

Спасибо, Солнце, что даёшь энергию яблоне, яблоку и мне!

Спасибо, Дождь, что ты напоил Землю и растения!

Спасибо, Земля, что накормила нашу яблоню и рожь!

Спасибо, птицы, что вы уничтожали вредных насекомых и дали возможность вырасти яблокам. И т. п.



В заключение можно посадить косточки от яблока и высыпать крошки хлеба птицам. Все соединяют руки и говорят: «Спасибо, Природа!»

Правила: Найди, за что сказать спасибо каждому объекту природы!

Материалы: яблоки, хлеб, нож.

Указания: игра проводится на местности, где растут съедобные растения.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница