ГБОУ гимназия №192 Калининского района Санкт-Петербурга
«Брюсовская гимназия»
«Рекомендована к использованию»
Педсовет
От 30 августа 2015 года
Протокол №
|
«Утверждаю»
Приказ от ___.___.2015г №____
Директор /С.А.Масленникова/
|
Согласовано
Заместитель директора по УВР
________________/Л.И.Самойленко/
«___» сентября 2015года
|
|
Рабочая программа по истории
для учащихся 11 класса
Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год
Учитель: Плотникова Инесса Павловна
Санкт-Петербург
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования , авторских программ по истории под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Загладина Н.В. , а также доктора исторических наук А.А.Улуняна. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Программа рассчитана на изучение истории по учебникам: «Новейшая история зарубежных стран. 11 класс» А. А. Улунян, Е. Ю. Сергеев, и «История России XX в. - начало XXI» , 11класс . Загладин Н.В., Козленко С.И. Учебным планом на изучение истории в 11 классе отводится 2 учебных часа в неделю, 68 учебных часов в год ( 24 часа отводится на изучение всеобщей истории и 44 часов на изучение истории России).
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. В связи с тем, что объем материала достаточно велик, на уроках используются такие методы работы, как групповая работа, уроки – конференции, составление обобщающих таблиц, использование видео – и мультимедиа материалов.
Основные цели обучения
-
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций; нравственных и социальных установок
-
Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;
-
Освоение систематизированных знаний о прошлом;
-
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
-
Формирование исторического мышления. целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; собственной позиции по отношению к окружающей реальности,
Задачи обучения
-
Приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
-
Овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в многокультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других стран и народов;
-
Освоение компетенций в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников.
Названные задачи решаются с опорой на историческую и обществоведческую подготовку учащихся в основной школе, внутрипредметные связи, и возрастные особенности развития учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
-
Факты, явления, процессы, понятия российской и всемирной истории , характеризующие целостность исторического процесса;
-
Особенности исторического, социологического, политологического, культурологического анализа событий, явлений, процессов прошлого;
-
историческую обусловленность современных общественных процессов;
-
Взаимосвязь и особенности истории России и мира;
-
Периодизацию отечественной и всемирной истории; пространственные и временные рамки изучаемых исторических событий
-
Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
-
Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
должны уметь:
-
Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
-
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого;
-
Критически анализировать источник исторической информации; (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
-
Различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории
-
Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
-
Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
-
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, рецензии;
-
Формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;
-
Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
-
критического оценивания получаемой извне социальной информации, используя навыки исторического анализа;
-
Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически сложившимися формами социального поведения;
-
Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной деятельности
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
Критерии оценивания
Критерии
|
5 (ОТЛ.)
|
4 (ХОР.)
|
3 (УД.)
|
2 (НЕУД.)
|
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)
|
Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)
|
Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов
|
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя
|
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
|
2. Умение анализировать и делать выводы
|
Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями
|
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются
|
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются
|
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
|
3. Иллюстрация своих мыслей
|
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами
|
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами
|
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу
|
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
|
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)
|
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений
|
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений
|
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними
|
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
|
5. Работа с ключевыми понятиями
|
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание
|
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание
|
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно
|
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
|
6. Причинно - следственные связи
|
Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность
|
Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности
|
Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности
|
Не может провести причинно- следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности
|
Учебно-тематический план по курсу
«Новейшая история зарубежных стран»
№ по
порядку
|
Разделы, темы
|
Количество
часов
|
|
Раздел I. Война и революции – начало истории ХХ века.
|
6
|
1.
|
Мир в начале ХХ века.
|
4
|
2.
|
Первая мировая война (1914-1918 гг.)
|
2
|
|
Раздел II. Мир между двумя мировыми войнами
|
6
|
3.
|
Социально-экономические и политические изменения в государствах Европы, Азии и Америки в 20-е годы
|
2
|
4.
|
Становление и эволюция политических режимов в 30-е годы
|
3
|
5.
|
Распад Версальско-Вашингтонской системы
|
1
|
|
Раздел III. Вторая мировая война
|
2
|
6.
|
Начало, ход и этапы Второй мировой войны
|
2
|
|
Раздел IV. Мир во второй половине ХХ века.
|
10
|
7.
|
Международные отношения во 2-й половине ХХ века
|
2
|
8.
|
Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 40-х – 90-е годы
|
3
|
9.
|
Развитие стран Восточной Европы в 40 – 90-е годы
|
2
|
10.
|
Страны Азии, Африки и Латинской Америки во 2-й половине ХХ века.
|
2
|
11.
|
Обобщающее повторение
|
1
|
Всего:
|
|
24
|
Учебно-тематический план по курсу истории России ХХ-ХХI века.
Номер по
порядку
|
Темы
|
Количество часов
|
1.
|
Российская империя накануне Первой мировой войны.
|
7
|
2.
|
Россия в годы революций и Гражданской войны
|
6
|
3.
|
Советское государство и общество в 1920-1930 е годы
|
8
|
4.
|
Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
|
5
|
5.
|
Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. 1945-1964 гг.
|
5
|
6.
|
СССР в годы «коллективного руководства»
|
5
|
7.
|
Перестройка и распад СССР
|
3
|
8
|
Россия на рубеже ХХ-ХХI века
|
4
|
9.
|
Обобщающий урок по курсу
|
1
|
Всего:
|
|
44
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ КУРСА НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ХХ- нач. ХХI века
|
№ п/п
Нов. Ист.
|
Дата проведения по плану
|
Дата проведения фактически
|
Тема урока,
|
Кол-во часов
|
Тип урока
|
Элементы содержания
|
Основные понятия
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
|
Вид контроля, измерители
|
Электронно-обучающие ресурсы
|
Домашнее задание
|
Раздел 1. Война и революции – начало истории ХХ века – 6 часов.
|
1
|
|
|
Мир в начале ХХ века.
|
1
|
Комбинированный
|
Возникновение индустриального общества. Основные течения общественной мысли. Научно-технический прогресс
|
Научно-технический прогресс, миграция населения, урбанизация, модернизация, индустриальное общество
|
|
Беседа.
|
DVD
Новейшая история зарубежных стран
|
П.1
|
2 -3
|
|
|
Политико-экономическая характеристика ведущих стран Европы и Северной Америки.
|
2
|
Изучение нового материала. Урок с элементами практической работы.
|
Особенности экономического и социального развития в условиях ускоренной модернизации, предпосылки революционного изменения общественного строя. Кризис классических и идеологических доктрин. Великобритании. Франция. Италия. Германия. Австро-Венгрия. Борьба народов Российской империи в защиту национальных прав и основ национального самоуправления. США.
|
промышленно-финансовые группы. Тресты, картели, биржа, фермерство. Территориальный раздел мира. Реформизм, либерализм, социал-демократия
|
Знать термины и понятия, характеризующие целостность исторического процесса
|
Ответы на вопросы параграфа. Составление тезисов. Лабораторная работа по группам
|
DVD
«Новейшая история зарубежных стран»
|
П.2-3
|
4-5
|
|
|
Международные отношения в 1900-1914 гг. и начало первой мировой войны.
|
2
|
Комбинированный урок с использование видео фрагментов.
|
Развитие международных отношений в начале ХХ века. Система международных отношений. Империализм, как идеология и политика. Борьба за колониальный передел мира. Локальные войны и конфликты. Балканские войны.
Начало Первой мировой войны.
|
Пацифизм, шовинизм, локальные войны, гонка вооружений , тройственный союз, Антанта,
|
Знать факты, явления, понятия, характеризующие империалистическую политику.
Уметь систематизировать разнообразную информацию на основе своих представлений.
|
Работа с картой, подбор и анализ статических материалов.
|
|
П. 6
(7-8)
|
6
|
|
|
Основные события Первой мировой войны.
|
1
|
Урок-лекция с использованием киноматериалов
|
Общий ход военных действий, основные сражения, война и общество. Итоги войны
|
Позиционная война, «Верденская мясорубка», Битва на Сооме,«Брусиловский прорыв», Четверной союз, Компьенское перемирие
|
Знать: основные события I мировой войны, общий ход военных действий
Уметь: охарактеризовать позиции государств – ведущих участников военных действий; работать с исторической картой
|
Составление хронологической таблицы
|
|
|
Раздел 2. Мир между двумя мировыми войнами – 6 часов
|
7-8
|
|
|
Основные социально-экономические и политические процессы послевоенного развития.
|
2
|
Конференция.
|
Развитие Великобритании, Франции, США, Германии, Италии. Общие черты развития стран Восточной Европы, краткая характеристика стран Азии
|
стабилизация капитализма, теория мировой революции, фашизм, корпоративное общество,
|
Уметь самостоятельно отбирать материал, уметь находить общие и отличные черты экономического и политического развития стран.
|
Индивидуальная работа с заранее полученными заданиями. Подготовка сообщений.
|
|
П.10-11
|
9
|
|
.10
|
Международные отношения в 20-е годы.
|
1
|
Лабораторная работа
|
Послевоенная система международных договоров и особенности Версальско-Вашингтонгской системы. Лига Наций. Проблема разоружения. Территориальный вопрос. Вопрос о репарациях и долгах. Паневропейское движение и пацифизм.
|
Лига Наций, пацифизм, «эра пацифизма», разоружение, репарации, международный арбитраж, русский вопрос.
|
Уметь работать с различными источниками информации.
|
Подготовка сообщений.
|
|
П.9,12
|
10
|
|
|
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.
|
1
|
Комбинированный урок
|
Причины и начало кризиса. Влияние финансового краха на экономику США. Распространение кризиса на другие страны. Поиск возможных путей выхода из кризиса. Характер и последствия кризиса 1929-1933 гг.
|
Цикличность мирового хозяйства, биржевой крах, Великая депрессия, государственное регулирование экономики.
|
Уметь устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями.
|
Тестирование.
|
DVD
“Новейшая история зарубежных стран »
|
П.13
|
11
|
|
|
Общественно-политический выбор стран Европы и США
|
1
|
Семинар, групповая работа
|
Установление тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов.
Условия возникновения и основные черты тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов ХХ в. Тоталитарный режим в Германии. Тоталитарный режим в Италии. Народный фронт во Франции. Гражданская война в Испании. Авторитарные режимы в Восточной Европе. «Новый курс» Ф. Рузвельта в США
|
Тоталитаризм, авторитаризм, либеральный режим, Народный фронт, «новый курс»,
|
Сформировать свои мировоззренческие взгляды и принципы, уметь соотносить их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями.
|
Подготовка сообщений, презентаций.
|
|
П.14-15
|
12
|
|
|
Особенности развития стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами.
|
1
|
Лекция
|
Влияние мировой войны на страны Азии и Африки. Япония. Китай. Индия. Турция. Страны Африки. Латинская Америка.
|
политика невмешательства
|
Знать основные пути развития стран Азии, Африки и Латинской Америки.
|
Ответы на вопросы.
|
|
П.16
|
Раздел 3. Вторая мировая война – 2 часа
|
13
|
|
|
Причины и начало Второй мировой войны. Военные действия до июня 1941 г.
|
1
|
Урок – лабораторная работа
|
Экономические, социально-психологические, демографические причины и последствия. Масштабы и характер войны. Нападение Германии на Польшу. «Странная война». Разгром Франции. Война с Англией. «Новый порядок» на оккупированных территориях.
|
Вермахт, «новый порядок», «странная война», план «Барбаросса»,
|
Уметь работать со справочной литературой, обрабатывать статистический материал, анализировать и сравнивать.
|
Тестирование, работа с картой, работа с документами.
|
|
П.19,20
|
14
|
|
|
Этапы боевых действий на фронтах
|
|
Лабораторная работа
|
Нападение Германии на СССР .Наступление Японии на Тихом океане. Перелом в ходе Второй мировой войны. Открытие Второго фронта в Европе. Разгром Германии. Капитуляция Японии.
|
План «Барбаросса». Движение Сопротивления. Второй фронт. Стратегическая инициатива. Безоговорочная капитуляция
|
Знать: хронологию основных событий Второй мировой войны, итоги войны
Уметь: показать на карте ход военных действий и места сражений
|
Работа с таблицей, тестирование
|
|
П.20
|
Раздел 4. Мир во второй половине ХХ века. – 10 часов
|
15-16
|
|
|
Международные отношения во 2-й половине ХХ в.
|
2
|
Комбинированный урок
|
Интересы ведущих стран мира после войны. Изменение международного положения и в странах Восточной Европы, основные черты международного развития, Германский вопрос, Холодная война, ее этапы и проявления
|
«Холодная война», «Железный занавес», доктрина Трумэна, План Маршалла, Двухполюсный мир, Политика сдерживания
|
Знать: основные понятия темы
Уметь: подтверждать фактами основные положения доктрин и документов, делать вывод о военно-политических основах противостояния государств
|
Работа с таблицей, опрос, тест
|
|
П.22-24
|
17
|
|
|
Общая характеристика социально-экономического и политического развития стран Запада во второй половине ХХ века.
|
1
|
Урок - лекция
|
Преодоление экономических последствий войны. Основные тенденции экономического развития в 50-60-е гг. Экономическая ситуация 70-начала 80-х гг. Экономическое развитие стран Запада в 80-90 е гг.
|
Военно-промышленный комплекс, глобализация хозяйственных связей, государственное регулирование, единая планетарная структура, интеграция,
|
Знать понятия и уметь ими оперировать. Постиндустриальное информационное общество. Глобализация хозяйственных связей. Государственное регулирование. Монетаризм. Кейнсианство. Стагфляция.
|
Работа со статистическим материалом.
|
DVD «Новейшая итстория зарубежных стран»
|
П.25
|
18
|
|
|
Крупнейшие западные страны во второй половине ХХ века: от «государства благоденствия» к «неоконсервативной волне»
|
1
|
Урок – семинар
|
США, Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония
|
Государство «всеобщего благоденствия», кейнсианство, монетаризм, наднациональные организации, постиндустриальное (информационное) общество, стагфляция, «экономическое чудо».
|
Уметь работать с различными источниками информации, представить материал на электронных и бумажных носителях, защитить реферат.
|
Подготовка рефератов и их презентация.
|
DVD “Новейшая история зарубежных стран»
|
П.26-27
|
19
|
|
|
Особенности эволюции государств Северной и Южной Европы в 40-90-е годы.
|
1
|
Комбинированный урок
|
Скандинавские страны. Страны Южной Европы.
|
Скандинавская модель социализма.
Авторитарный режим. Баскская проблема. Каталонская проблема. Нестабильная демократия. Режим полковников
|
Знать общие черты и различия в развитии государств Севера и Юга Европы
Уметь: находить линии сравнения в развитии государств; показывать государства на исторической карте.
|
Ответы на вопросы
|
Презентация
|
П.28
|
20-21
|
|
|
Коммунистические режимы в государствах Восточной Европы: установление, «народная демократия», политические кризисы, революции.
|
2
|
Комбинированный урок
|
Положение в странах Восточной Европы после Второй мировой войны. Создание основ тоталитарных режимов. Общие черты эволюции коммунистических режимов (Югославия, Румыния, Венгрия, Чехословакия, Польша, Болгария, ГДР). Провал попыток реформирования реального социализма. Демократические изменения и становление новой общественно-политической системы в Восточной Европе.
|
Фронт (народный, национальный, отечественный), народная демократия, «бархатная революция», денационализация, перестройка, приватизация, реальный социализм, реституция.
|
Уметь работать с различными источниками информации, представить материал на электронных и бумажных носителях, защитить реферат.
|
Подготовка рефератов и их презентация. Работа с документами и исторической картой. Групповое тестирование
|
DVD “Новейшая история зарубежных стран»
|
П.29-30
|
22
|
|
|
Процесс деколонизации после Второй мировой войны. Достижения и проблемы развивающихся стран.
|
1
|
Комбинированный урок с элементами групповой работы.
|
Политическая ситуация во второй половине 40-х годов. Формы деколонизации Азии и Африки в период «холодной войны». Структура и состав группы развивающихся стран. Проблема выбора моделей развития. Основные вехи социально-экономических преобразований.
|
Апартеид, деколонизация, косвенная (экономическая) зависимость, некапиталистический путь развития, «азиатские тигры (драконы)»,
|
Уметь работать с учебником. Составлять сложный план. Знать значение терминов: деколонизация, Год Африки, апартеид, косвенная зависимость, некапиталистический путь развития.
|
Ответы на вопросы и задания учебника.
|
|
П.31-32
|
23
|
|
|
Государства Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ века.
|
1
|
Урок - семинар
|
Китайская Народная республика. Государства Юго-Восточной Азии (ЮВА), Индостан, Иран, Турция, Арабские страны, Страны Африки южнее Сахары, Характерные черты Латинской Америки в 50-90-е гг.
|
«большой скачок», «великая пролетарская культурная революция», маоизм.
|
Уметь работать с различными источниками информации, представить материал на электронных и бумажных носителях, защитить реферат.
|
Презентация рефератов.
|
|
П.32
П.33
|
24
|
|
|
Обобщающее повторение.
|
|
Урок-диспут
|
Мир к началу III тысячелетия
|
|
Знать характерные черты общественно-политичских систем, глобальные проблемы современного мира
Уметь: высказывать свое мнение по выдвинутой проблеме, вести дискуссию.
|
Участие в конференции, проект «Мир сегодня»
|
Презентация «Мир к началу III тысячелетия»
|
|
|