Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Архангельская средняя школа имени А.А. Кудрявцева»
План-конспект урока биологии в 5 классе
«Бактерии, их роль в природе и жизни человека»
Подготовила:
Синдеева Е.А.,
учитель биологии
Цель урока: формирование представлений о роли бактерий в природе и жизни человека
Задачи урока:
- образовательные: выяснить, какую роль играют бактерии в природе и жизни человека
- развивающие: уметь выражать свои мысли; анализировать и обобщать факты; преобразовывать услышанную информацию; делать выводы; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- имеют начальные сведения о роли бактерий в природе и жизни человека;
- усвоили понятия «клубеньковые (азотофиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия»;
- умеют объяснять роль бактерий в природе и жизни человека
Метапредметные:
регулятивные:
- осуществлять самопроверку учебного задания;
- развивать навыки самооценки и самоанализа;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- самостоятельно определять цель учебной деятельности;
- выполнять задания в соответствии с целью;
- выбирать тему проекта, определять его гипотезу и цель с помощью учителя;
- учиться давать оценку проекту.
коммуникативные:
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- осуществлять совместную деятельность в группах при создании проекта;
- строить монологическую речь;
- аргументированно отвечать на вопросы учителя;
- выражать свои мысли и идеи.
познавательные:
- осуществлять поиск информации, необходимой для создания проекта;
- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
- создавать модели, презентации как результат реализации проекта;
- составлять схему-кластер;
- объяснять значения новых слов;
- анализировать и обобщать факты, делать выводы.
Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать свою успешность при изучении темы.
Технологии: информационно-компьютерные технологии, технология исследовательского обучения, метод проектов, здоровьесберегающие технологии
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Методы:
Информационно-технологические ресурсы: рабочие листы, презентация «Бактерии, их роль в природе и жизни человека», презентация «Бактерии: друзья или враги?», презентация «Какие продукты создают бактерии?», модели бактериальных клеток, электронное приложение к учебнику «Биология 5 класс».
Ход урока.
-
Оргмомент (приветствие учащихся, проверка готовности рабочих мест, сообщение о рабочих листах, рефлексия настроения: измерьте свое настроение в начале урока, закрасив соответствующее деление на градуснике)
-
Актуализация опорных знаний и умений учащихся
-
Блиц-опрос «Что я знаю о бактериях?» (за правильный и развернутый ответ – 1 балл)
-
Представление информационных проектов в форме сообщений о хищных бактериях, подготовленных учащимися с использованием дополнительной литературы и сети Интернета - 1 балл
-
Представление продуктивных проектов в виде моделей бактериальных клеток – 1 балл
-
Понятийный диктант – проверка знаний основных понятий по теме: «Бактерии» (выполнение задания в рабочих листах, самопроверка, выставление количества заработанных баллов: правильный ответ – 1 балл).
-
Подпишите названия форм бактерий – проверка знаний названий основных форм бактерий и умений различать их (выполнение задания в рабочих листах, самопроверка по ключу, выставление количества заработанных баллов: правильный ответ – 1 балл).
-
Подпишите части бактериальной клетки – проверка знаний названий частей бактериальной клетки и умений их различать (выполнение задания в рабочих листах, самопроверка, выставление количества заработанных баллов: правильный ответ – 1 б.)
-
Самоанализ деятельности на этапе актуализации знаний и умений:
- какие задания вызвали затруднения?
- какой материал следует повторить?
- как оцениваете свою работу на данном этапе урока
-
Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности.
Учитель: ребята, внимательно прослушайте загадки о бактериях, сформулируйте проблему сегодняшнего урока и запишите её в рабочий лист.
1.Хоть меня не видит глаз, 2. Без меня не сваришь сыра,
Заразить могу я вас И не сделаешь кефира
И холерой, и ангиной, Простоквашу и творог,
Насморком и скарлатиной. Приготовить я помог
(учащиеся записывают проблему в свой рабочий лист, несколько учащихся ее называют, затем учитель демонстрирует учащимся проблему, которую он поставил на урок)
Учитель: решить поставленную проблему мы сможем, изучив тему «Бактерии, их роль в природе и жизни человека». Запишите ее в свой рабочий лист. Поставьте перед собой цель на урок, для этого продолжите предложение в рабочем листе: «Я хочу узнать …» (несколько человек зачитывают предложение, а затем учитель называет поставленную им цель урока)
Учитель: найти ответы на поставленные вопросы нам поможет группа ваших одноклассников. Они выступят с проектами-исследованиями «Бактерии: друзья или враги?» и «Какие продукты создают бактерии?». Ваша задача: внимательно слушать их и составить свой проект в форме кластера «Роль бактерий». Заготовка проекта размещена в ваших рабочих листах.
-
Музыкальная физминутка.
-
Этап «открытия новых знаний».
-
Представление информационного проекта: «Бактерии: друзья или враги?» (сообщения учащихся в сопровождении презентации):
- бактерии разложения и гниения
- почвенные бактерии
- болезнетворные бактерии
- меры по предупреждению инфекционных болезней
-
Введение понятий «азотофиксирующие (клубеньковые) бактерии», «симбиоз», «эпидемия» (запись в тетрадь)
-
Представление проекта-исследования «Какие продукты создают бактерии?»
-
Обсуждение заполненного кластера «Роль бактерий»
-
Этап «осмысления полученной информации»
-
Выполнение компьютерного теста электронного приложения к учебнику.
-
Формулирование вывода о роли бактерий в природе и жизни человека.
-
Рефлексия (работа в рабочих листах)
Учитель: ребята, дайте оценку представленным сегодня на уроке проектам (сообщения о хищных бактериях, модели бактериальных клеток, «Бактерии: друзья или враги?», «Какие продукты создают бактерии?»). Например, мне понравился проект ………., так как ………………
Поднимите руки, кто считает, что ему следует повторить изученный на прошлом уроке материал о бактериях.
-
Домашнее задание
Рабочий лист ученика (цы) 5а класса ___________________________________
Рефлексия настроения. Измерьте «температуру» вашего настроения в начале урока, закрасив деления на градуснике:
Блиц-опрос «Что я знаю о бактериях?» Количество баллов _________
Понятийный диктант
-
_________________________ 2. ___________________________________
3.___________________ 4. _____________________ 5. _________________
Количество баллов: _______________
Подпишите названия форм бактерий:
-
_______________ 2. __________________ 3. _________________ 4. __________________
Количество баллов: _______________
Подпишите части бактериальной клетки:
1._________________ 2. ___________________________ 3. ____________________
4.____________________________ 5. ________________________________________
Количество баллов: ________________
Общее количество баллов: ______________
Проблема урока: ___________________________________________________________________
Тема урока: ________________________________________________________________________
Я хочу узнать: _______________________________________________________________________
Компьютерный тест: 1. ______ 2. _____ 3._____ 4. _____ 5. _____
Рефлексия настроения. Измерьте «температуру» вашего настроения в конце урока, закрасив деления на градуснике:
Сегодня на уроке я узнал: _____________________________________________________________
|