Предложения АДЭ по использованию технологии IMS на единой сети электросвязи Российской Федерации
По результатам состоявшихся обсуждений в рамках рабочих групп АДЭ и проведенного семинара отмечается следующее.
-
Принятие отраслью принципов пакетной коммутации и массовый переход на IP-протокол ознаменовали собой не только наступление эпохи NGN, но и появление более эффективного инструмента доставки мультисервиса потребителю.
-
Концепция IMS предоставляет возможность операторам связи получить такую же гибкость в части генерации различных услуг и сервисов поверх IP-инфраструктуры, которой обладают сегодня конкурирующие с ними интернет-компании.
-
Инициатива регулятора по введению концепции IMS в действующее регулирование в области электросвязи является важным и своевременным шагом по стимулированию модернизации сетей связи в России с учетом того, что действующий закон «О связи» базируется на принципах, используемых при построении ТфОП на базе устаревшей технологии TDM и экономически неэффективном принципе «одна сеть – одна услуга».
-
Предложение по введению IMS в действующее регулирование подготовлено как временное компромиссное решение в части стыка с ТфОП, позволяющее, с одной стороны, продолжать внедрение новых технологий на сетях электросвязи и развитие новых услуг без существенных ограничений, а, с другой, обеспечить это с минимальной корректировкой действующих НПА.
-
В целом концепция IMS имеет большой потенциал, далеко выходящий за рамки оптимизации построения телефонных сетей, которым целесообразно воспользоваться при дальнейшей модернизации действующего регулирования.
-
Устранение барьеров в использовании архитектуры IMS в полном объеме необходимо для повышения эффективности инвестиций в инфраструктуру и конкурентоспособности отечественных операторов связи.
-
Согласно требованиям приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.05.2010 N 73 «Об утверждении Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно - разыскных мероприятий. Часть II. Требования к сетям передачи данных» оператор связи обязан предоставлять всю необходимую для проведения ОРМ информацию на оборудование СОРМ ( в том числе, информацию об оказываемых оператором связи услугах и ДВО). Для выполнения указанных требований в некоторых случаях может потребоваться доработка (замена) уже установленного у операторов связи оборудования.
-
Анализ проходящего процедуру утверждения проекта документа «ПРАВИЛА применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Часть III. Правила применения оборудования коммутации и маршрутизации пакетов информации сетей передачи данных, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий» показал, что он содержит все необходимые требования для обеспечения функционирования СОРМ в сетях связи с использованием технологии IMS. При этом предполагается, что параметр “телефонный номер пользователя” определяет MSISDN, а параметр “идентификатор вызываемого и вызывающего пользователя услуг связи” определяет, в том числе, и IMPU/IMPI.
-
При условии утверждения документа «ПРАВИЛА применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Часть III. Правила применения оборудования коммутации и маршрутизации пакетов информации сетей передачи данных, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий» каких-либо ограничений для обеспечения внедрения СОРМ в сетях связи с использованием технологии IMS не выявлено.
Для введения в действующее регулирование концепции IMS и использования технологии IMS на единой сети электросвязи Российской Федерации предлагаются следующие первоочередные шаги по корректировке нормативной базы.
-
Содействие введению в действие НПА «ПРАВИЛА применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Часть III. Правила применения оборудования коммутации и маршрутизации пакетов информации сетей передачи данных, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий».
-
Разработка нового НПА «Правила применения оборудования комбинированного (местного, зонового фиксированной сети, зонового сети подвижной радиотелефонной связи, транзитных междугородного, международного) территориально распределенного узла сети телефонной связи с использованием технологии (архитектуры) IMS», включающего следующие основные положения:
-
Указание, что оборудование в составе узла может быть территориально распределено, а конкретный состав оборудования и его функционал определяются оператором в зависимости от потребностей, в том числе:
- применение не всех перечисленных в ПП технических средств/функций в составе узла связи является обязательным,
- не все технические средства, входящие в узел связи, располагаются сосредоточенно,
- контроллеры и сервера могут взаимодействовать со многими элементами, входящими в состав узла и обрабатывающими пользовательский трафик.
-
Указание, что в конкретном узле связи может быть реализован функционал не всех уровней сети, а только тех, которые требуется оператору.
-
Указание, что производитель вправе заявлять к подтверждению соответствия в конкретном средстве связи определенный им самим функционал в части использования комбинированного коммутатора IMS на тех или иных уровнях сети и (или) и типах сетей (фиксированной, подвижной).
-
Указание, что узел связи IMS может одновременно использоваться для телефонии и ПДГИ.
-
Указание, что к узлу IMS не предъявляются требования обработки всех видов телефонной сигнализации, используемых сегодня на ТфОП. Обязательна только сигнализация ОКС-7
(при необходимости стыка с использованием других типов сигнализации могут применяться конверторы).
2. Доработка ранее утвержденных правил применения коммутационного оборудования в части обеспечения возможности его многосубъектного использования.
3. Уточнение Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия (Постановление № 161), включающих следующие основные положения (предлагаемые меры не требуют немедленного внесения изменений в порядок лицензирования услуг связи и лицензионные условия (Постановление № 87) и Правила оказания услуг связи (Постановления 310+328, 32, 575, 785)):
-
Уточнение, касающееся легализации использования технологии передачи данных для построения «транспортного уровня» сетей связи, предусматривающее возможность использования сети передачи данных или каналов связи для передачи информации между узлами и (или) средствами связи, образующими сети связи, и учитывающее в том числе, что
- это не присоединение, а взаимодействие сетей связи,
- это важно для всех типов сетей в современных условиях, не только телефонных.
-
Уточнение, что одно и то же средство связи может использоваться в составе нескольких сетей связи, образующих сеть связи общего пользования и учитывающее в том числе, что
это важно с точки зрения как построения мультисервисных сетей в условиях действия сегодняшних НПА, так и для оптимальности инвестиций, требующей многосубъектного использования средств связи.
-
Уточнение Требований к построению сети телефонной связи общего пользования (Приказ № 97), включающих следующие основные положения (предлагаемые меры не требуют немедленного внесения изменений в Требования к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования (Приказ № 98)):
-
Указание, что сеть IMS имеет статус комбинированного распределенного узла сети телефонной связи.
-
Указание, что наличие медиашлюза, управляемого IMS, достаточно для выполнения требования наличия узла (=сети) IMS в регионе / поселении. Платформа IMS может быть межрегиональная.
-
Указание, что при использовании комбинированного узла связи (местный + зоновый фиксированной сети) узлы связи могут располагаться не во всех муниципальных образованиях субъекта, при этом абонентская линия связывает терминал с узлом связи, расположенном в том же регионе.
-
Уточнение количества узлов в сети МГ/МН связи с исключением требований «в каждом федеральном округе», в том числе:
- для действующих сетей (с коммутацией каналов) узлы МГ не менее, чем в 7 разных федеральных округах, МН – не менее четырех в Европейской и Азиатской частях в разных федеральных округах,
- для сетей, использующих технологию IMS, – не менее двух узлов с функциями МГ/МН узлов и присутствием (шлюзами) не менее, чем в 7 федеральных округах.
Дальнейшие шаги по модернизации нормативной правовой базы.
-
Существующие тренды развития сетей связи в направлении создания сетей будущего свидетельствуют о том, что современный сетевой «зоопарк» из узкоспециализированных сетей различного назначения постепенно будет преобразован в более простую форму «все поверх IP» (All-IP), а услуги телефонии постепенно станут одним из приложений, существующим поверх IP-инфраструктуры.
При этом, начавшаяся гармонизация концепции IMS с действующим регулированием в области электросвязи означает начинающееся признание IP-коммуникаций в качестве технологической базы современной инфраструктуры связи и отказ от однозначной увязки сети и услуги электросвязи, что необходимо распространять на всю отрасль электросвязи.
-
Будущее регулирование должно соответствовать модели сети, которая следует из концепции IMS и представляет собой взаимосвязь трех ключевых составляющих: Cloud – Pipe – Device или «облако» - «труба»/транспорт – терминал, при этом:
- в «облаке» располагаются сервисные платформы, где могут быть реализованы любые услуги и любые комбинации услуг (как голосовые, так и все прочие),
- «труба» представляет собой универсальную сеть ПД для обеспечения соединений и доставки сервисов,
- терминал – это оконечное устройство приема-передачи потенциально любой информации.
-
Развитие принципов, заложенных в концепции IMS, и предоставление на ее базе широкого набора услуг требует более радикальной реформы регулирования и, в частности:
- переход к оказанию всего пакета услуг электросвязи, включая телефонию, через оператора связи, осуществившего подключение терминала,
- снятие обязательных требований к иерархии в телефонных сетях,
- изменение подходов к регулированию интернет-телефонии,
- постепенное сближение регулирования для сетей фиксированной и подвижной связи,
- введение единых требований к функциональности терминального оборудования сетей фиксированной и подвижной связи,
- изучение возможности отказа от обязательного требования электропитания терминалов фиксированной телефонной связи от сети оператора связи,
- формирование новых подходов к обеспечению целостности сети и сквозной услуги (не через формально-административные механизмы),
- изменение принципов лицензирования для операторов мультисервисных сетей и переход на лицензирование инфраструктуры,
- переход к инфраструктурному определению понятия универсальной услуги в качестве обеспечения доступа к установленным объектам (другим сетям, населенным пунктам, домам, абонентам).
-
Рекомендовать Минкомсвязи России открыть научно-исследовательские работы, направленные на реализацию предложений АДЭ.
|