Пояснительная записка Добро и зло… Вечные темы. Темы сказок, мифов, искусства, религии… Темы жизни. Современное общество с его информатизацией и стрессами всё чаще характеризуют как общество повышенной агрессивности




Скачать 158.68 Kb.
Дата22.09.2016
Размер158.68 Kb.
Пояснительная записка
Добро и зло… Вечные темы. Темы сказок, мифов, искусства, религии… Темы жизни. Современное общество с его информатизацией и стрессами всё чаще характеризуют как общество повышенной агрессивности. Мультфильмы (увы!), боевики и триллеры, детективы, компьютерные игры – всё то, чем окружены современные дети и чем они заполняют свой досуг, - пропитано агрессией. И что самое страшное, это становиться нормой. И этому, к сожалению, учат взрослые. А добро? Современные подростки, вместо чтения книг, предпочитают играть в компьютерные игры, вместо посещения театра – смотрят бои без правил; приключенческие фильмы вытеснены боевиками; они поклоняются лишь своим кумирам, проводят время на тусовках. Это их свобода выбора. Обязательным осталось только посещение школы, где процесс образования идёт на фоне воспитания; где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов. Именно в школе нужна терпимость в отношении друг к другу, невзирая на социальное положение, разные точки зрения, ко всему, что может вызвать агрессию. Поэтому толерантности нужно учить наравне со счётом и письмом, учить принимать других такими, какие они есть, учить терпимо относиться к самобытности, умно разрешать конфликты.

Таким образом, умения жить в мире с собой и другими – актуальная проблема современных школьников. Представленный классный час внесёт свою лепту в решение задачи воспитания толерантности в современной общеобразовательной школе.



Цель классного часа:

  1. Создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

Задачи:

  1. Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.

  2. Развить навыки социального поведения.

  3. Выработать принципы толерантного поведения.

Планируемый результат:

1. Улучшение психологического климата в классе.

2. Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся.

3. Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у

учащихся.

Возраст участников: 10 – 11 класс

Условия для проведения: классный час проводится в учебном кабинете, после уроков.

Продолжительность классного часа не менее 60 минут.



Форма и методика проведения:

  • классный час с элементами дискуссии, обсуждения, беседы

  • работа в группах

  • методика «мозгового штурма»

  • упражнения – тренинги

  • элементы ролевой и деловой игр

  • творческое задание


Методические рекомендации по проведению мероприятия

Советы организаторам

Данный классный час должен стать основой для духовно-нравственного воспитания юных граждан, создавать условия для формирования гражданских чувств. Продолжительность классного часа не менее 60 минут.

Проведение классного часа имеет следующую особенность: информация, полученная детьми, должна вызывать у них некоторое отношение, затрагивая не только ум, но и душу. Переживание информации, а не только усвоение, делает знания значимыми для человека и влияет на моральный облик, формирует картинку мира. Однако не всегда человек переживает события, радуется или огорчается, даёт им моральную оценку “хорошо" или "плохо”. Очень часто “полезная” информация “проходит мимо”, не вызывая чувств. А для последующего развития и углубления чувств необходимы знания, которые бы позволили формировать осознанное отношение к воспринимаемым явлениям. Поэтому перед проведением классного часа для создания эмоционального настроя можно просмотреть фрагменты из художественных фильмов о межличностных конфликтах в школе (Р. Быков «Чучело», В. Гай Германика «Школа» и т.д.), видеоролики «Уроки толерантности» через Интернет.

В отличие от других знаний, знания в данной области обязательно должны быть:



  • эмоциогенными, то есть окрашены чувством, порождать эмоции, влиять на формирующееся мировоззрение, мироощущение и активно-действенное отношение к окружающему;

  • информативными, то есть нести в себе информацию о разных сторонах социальной действительности, помогать ориентироваться в окружающем мире, знакомить с общими представлениями об общественных явлениях;

  • регуляторными, то есть иметь побудительную силу к совершению поступков в деятельности.

Даваемые знания могут иметь выход в конкретной деятельности на уроках обществознания, а также определять через усваиваемые нравственные нормы характер взаимоотношений с другими людьми, являясь багажом, перспективой развития.

Таким образом, предлагаемая тематика и содержание классного часа являются логичным этапом в системе воспитания активной гражданской позиции воспитанников.



Организация данного мероприятия, в свою очередь, связана с такими аспектами, как формирование группы, обустройство класса, расстановка мебели, распределение заданий и ответственности, обязанностей. Планируя данный классный час, рекомендуется принимать во внимание следующее:

  • Распределение учащихся по группам производит классный руководитель. Это позволяет устранить изоляцию таких учеников, которых остальные отказываются выбирать в качестве своих товарищей. Вначале такое распределение может не понравиться учащимся, поскольку каждый хочет сидеть вместе со своим другом. Однако им следует разъяснить необходимость учиться сотрудничать со всеми одноклассниками. Одним из аргументов может послужить то, что и взрослые в своей профессиональной жизни не всегда работают со своими друзьями, а находятся среди самых разных коллег. (Часто учащиеся отказываются этому верить, но они могут это проверить, спросив у своих родителей).

  • По возможности, группы должны быть гетерогенными (смешанными), чтобы в процессе работы можно было лучше использовать различные дарования учеников, представленных в группе.

  • Распределение учащихся на группы время от времени можно менять, чтобы избавиться от рутины, когда каждый заранее “знает”, что можно ожидать от другого участника группы. Задания и обязанности участников должны быть четкими. Их определяет преподаватель.

  • Во избежание однообразия необходимо менять как задания, так и обязанности.

Роли

Классный руководитель формирует группы и распределяет роли среди всех учащихся. Очень важно, чтобы у каждого ученика было задание, которое он обязан выполнить, обеспечивая, таким образом, его участие в работе группы. Роли и связанные с ними обязанности, могут быть следующими:



Организатор

  • следит за тем, чтобы все поняли задания и указания;

  • обеспечивает активное участие всех участников;

  • наблюдает, чтобы группа не отклонялась от задания;

  • обеспечивает выполнение обязанностей каждого в соответствии с распределенными ролями;

  • представляет группу, если у нее возникает вопрос к классному руководителю.

Гармонизирующий

  • обеспечивает открытость общения в группе;

  • обеспечивает признание вклада каждого;

  • обеспечивает разрешение конфликтов, если такие случаются;

  • обеспечивает сплоченность группы.

Докладчик

  • обеспечивает своевременность подготовки презентации;

  • обеспечивает достижение наилучших результатов;

  • организовывает презентации (устно или письменно)

Ответственный за материалы

  • обеспечивает доступность всех материалов;

  • следит за соответствующим использованием материалов;

  • обеспечивает порядок после проведения презентации или работы.

Ответственный за информацию

  • следит за обеспечением группы всей необходимой информацией;

  • обеспечивает доступность информации каждому в отдельности.

Часовой” (следящий за регламентом)

  • обеспечивает, чтобы группа четким представлением о времени, отведенном на выполнение задания.

Обязанности следить за регламентом (при группе в 5 человек) можно возложить или на ответственного за материалы (время – это один из ресурсов), или на организатора. Если количество участников в группе меньше четырех, то следует объединить несколько ролей.

При подборе упражнений –тренингов необходимо учитывать особенности конкретного классного коллектива: межличностные отношения, уровень воспитанности, активность, умение вести обсуждение и т.д. Можно организовать взаимодействие со школьным психологом.

С помощью упражнения № 10 «Черты толерантной личности» классный руководитель может определить черты толерантности, характерные для классного коллектива и спроектировать свою дальнейшую работу.

Советы на период ближайшего последствия

При подведении итога классного часа можно предложить ребятам продолжить работу по данной тематике в виде создания проектов.

Примерные темы проектов:


    1. Вам на телевидении, которое смотрит всё человечество, предложили 5 минут эфирного времени. Как вы его используете? (Идея обращения к человечеству с посланием мира и взаимопонимания)

    2. Создание города, дома, замка, в котором обитатели жили бы без конфликтов, счастливо, в мире.

    3. Презентация картины мира.


Оборудование, оформление
Для проведения классного часа необходимо следующее оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, классная доска, стенды.

  1. На классной доске

  • эпиграфы:

«Прийти вместе – это начало, остаться вместе – это развитие,

работать вместе – это успех»

Г.Форд

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,



плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди»

Б. Шоу


  • плакат- схема:


 
















2) На стенде - дерево толерантности.




  1. На стенде - определение толерантности.

«Толерантность» - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).


  1. На магнитной доске карточки



Сотрудничество, дух партнёрства

Готовность мириться с чужим мнением

Уважение человеческого достоинства


Уважение прав других


Принятие другого таким, какой он есть


Способность поставить себя на место другого


Уважение права быть иным

Признание многообразия

Признание равенства других


Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению



Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия

5 Слайды, которыми сопровождается классный час, размещены в презентации в презентации «Жить в мире с собой».



Подготовительный этап

  1. На этапе подготовки классного часа участники изучают наиболее серьезные проблемы мирового сообщества, проблемы, так или иначе касающиеся каждого человека на земном шаре через СМИ, книги, при встречах с известными политическими деятелями. Выбранные 5–6 наиболее актуальных тем выносятся на обсуждение всей группе учащихся.

Среди них могут быть названы такие проблемы:

�� Гражданские права этнических меньшинств.

�� Иммиграционная политика.

�� Религиозные и идеологические конфликты.



�� Мир и терроризм.

  1. Выбираются чтецы и подбираются стихи по теме классного часа.

  2. Школьный психолог оказывает помощь в подборе упражнений – тренингов.

  3. Готовиться презентация, сопровождающая классный час. К её созданию привлекаются учащиеся класса.

  4. Готовиться оформление класса (см. в «Оборудование и оформление»)

  5. Печатается раздаточный материал

  • Таблица «Мои лучшие качества»

Мои лучшие черты

Мои способности и таланты

Мои достижения













  • Карточки с ролями (для ролевой игры «Садовник»):

садовник, учитель, повар, художник, поэт, музыкант, врач


  • Бланк для каждого участника

Черты толерантной личности

Колонка А

Колонка В

1. Расположенность к другим







2. Снисходительность







3. Терпение







4. Чувство юмора







5. Чуткость







6. Доверие







7. Альтруизм







8. Терпимость к различиям







9. Умение владеть собой







10. Доброжелательность







11. Умение не осуждать других







12. Гуманизм







13. Умение слушать







14. Любознательность







15. Способность к сопереживанию










  • Задания для групп ( для упражнения № 10)


Группа 1

Встретившись с проблемой, сначала необходимо ответить на вопросы:



  • В чем заключается проблема?

  • Чем она вызвана?

  • Каковы возможные пути решения проблемы?

  • Какое решение вы можете предложить?

  • Кто вам может помочь?

Ситуация: Что делать, если я переехал на новое место и пришел в новый класс.



Группа 2

Встретившись с проблемой, сначала необходимо ответить на вопросы:



  • В чем заключается проблема?

  • Чем она вызвана?

  • Каковы возможные пути решения проблемы?

  • Какое решение вы можете предложить?

  • Кто вам может помочь?


Ситуация: Одноклассники «прикалываются» надо мной, моей национальностью и дают обидные прозвища.



Группа 3

Встретившись с проблемой, сначала необходимо ответить на вопросы:



  • В чем заключается проблема?

  • Чем она вызвана?

  • Каковы возможные пути решения проблемы?

  • Какое решение вы можете предложить?

  • Кто вам может помочь?


Ситуация: Мне страшно от мысли, что завтра надо идти в школу, где у меня нет друзей.




Группа 4

Встретившись с проблемой, сначала необходимо ответить на вопросы:



  • В чем заключается проблема?

  • Чем она вызвана?

  • Каковы возможные пути решения проблемы?

  • Какое решение вы можете предложить?

  • Кто вам может помочь?


Ситуация: У меня в голове только мысли о том, что я так немодно одет, и в классе «крутые» ребята со мной не дружат.





  • Карта проблемы (для «Деловой игры»)


Карта проблемы

1. Сформулируйте как можно точнее и лаконичнее суть выявленной проблемы_____________________________________________

2. Кратко дайте историческую справку проблемы (когда и как возникла, какова причина возникновения, стороны, заинтересованные в разрешении проблемы)_______________________________________

3. Раскройте подробнее сущность проблемы_________________

4. Попытайтесь сформулировать негативные последствия проблемы________

5. Опишите существующие варианты разрешения проблемы_______________

6. Предложите свой путь разрешения проблемы _____________

7. Аргументируйте положительные стороны вашего предложения и его недостатки__________________________________________



Схема работы над проблемой:






Проблема

Ваша оценка

Предложения

Ваш путь

















Ход проведения мероприятия

  1. Организационный этап:

  1. Правила группы, распределение ролей.

  2. Основная часть

  1. Понятие «толерантности» (работа в группах, «мозговой штурм»)

  2. Сходства и различия между людьми (упражнения – тренинги, нет разделения на группы)

  3. Поиск толерантной позиции:

      • Игра «Волшебная рука»

      • Упражнение «Жемчужина в раковине» (заполнение таблицы «Мои лучшие качества»

      • Упражнение «Самолётик» ( взаимодействие в парах)

      • Ролевая игра «Садовник» (умение понимать и признавать людей)

      • Добрые слова (стихи)

      • Упражнение «Комплимент»

      • Упражнение «Черты толерантной личности»

  1. Решение проблемных ситуаций (работа в группах)

  • Межличностные отношения

  • Мировые проблемы ( Деловая игра « Я в ответе»)

  1. Заключительная часть

  • Творческое задание «Дерево толерантности»

  • Рефлексия



Ход проведения мероприятия

  1. Организационный этап:

  • знакомство с темой, целью, задачами классного часа

  • знакомство с принципами организации групп во время классного часа

  • оформление визиток.

  1. Правила группы, распределение ролей.

  2. Основная часть

  1. Понятие «толерантности» (работа в группах, «мозговой штурм»)

  2. Сходства и различия между людьми (упражнения – тренинги, нет разделения на группы)

  3. Поиск толерантной позиции:

      • Игра «Волшебная рука»

      • Упражнение «Жемчужина в раковине» (заполнение таблицы «Мои лучшие качества»

      • Упражнение «Самолётик» ( взаимодействие в парах)

      • Ролевая игра «Садовник» (умение понимать и признавать людей)

      • Добрые слова (стихи)

      • Упражнение «Комплимент»

      • Упражнение «Черты толерантной личности»

  1. Решение проблемных ситуаций (работа в группах)

  • Межличностные отношения

  • Мировые проблемы ( Деловая игра « Я в ответе»)

  1. Заключительная часть

  • Творческое задание «Дерево толерантности»

  • Рефлексия



База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница