Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Литературному чтению» для 3В класса МБОУ лицей №12 г. Лениногорск составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта НОО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями), Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, II авторской программы В.Ю.Свиридовой для начальной школы по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Примерная программа по литературному чтению для 3 класса рассчитана на 136 часов. Базисный и региональный учебный план рассчитан на 68 часов. Рабочая программа соответствует учебному плану для начальных классов, реализующих ФГОС НОО.
В соответствии с ФГОС НОО для обеспечения реализаций трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных вводится изучение информатики отдельными темами в течение всего учебного года ( т.к. основное содержание предмета изучается во внеурочное время).
Согласно уставу и годовому школьному графику в 3 классе на обучение литературному чтению отводится 34 недели (68 часов, 2 часа в неделю). Расхождение составляет 34 часа. Из-за расхождения часов идет уплотнение программы.
Цель курса: воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания
мира и самого себя, а так же развитую способность к творческой деятельности.
Задачи курса:
Расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных
и эстетических ценностях;
Развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры;
Создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа;
Развитее речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия, интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание данного курса литературного чтения разработано на основе дидактических принципов, направленных на оптимальное общее развитие каждого ученика, и является составной частью целостной дидактической системы Л.В. Занкова.
Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир: мир природы, людей и искусства, мир чувств.
В 3 классе продолжается работа по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Читаются произведения, передающие целую гамму разнообразных, тонких чувств и ощущений, доступных детям. Сравниваются произведении разных авторов на одну тему, произведения одного автора на разные темы. Расширяется читательский кругозор младших школьников и круг проблем, освещаемых литературными произведениями. Читательский багаж пополняется за счет мифологии и фольклора разных народов.
Особенностью работы в 3 классе является формирование начального представления об общих корнях и путях развития литературы разных народов, об истории становления некоторых жанров фольклора и литературы и об их специфике. Учебник знакомит младших школьников с понятием «миф» как общим для всего человечества способом жизни и восприятия мира в дописьменный период. Миф является связующим звеном многих форм литературного творчества и прародителем родов литературы. В связи с этим рассматриваются малые жанры фольклора (закличка, считалка, загадка и т.д.), а также другие жанры древнего происхождения: сказка, басня. Специальное внимание уделяется особенностям авторской литературы (в отличие от народной) и проблемам художественной формы. В учебнике представлены произведения русского и зарубежного фольклора и авторской литературы, прозаические и поэтические тексты, разнообразные по жанрам и эмоциональной окраске.
В 3 классе усложняются учебные задачи в основном виде деятельности учащихся на уроках литературного чтения – в анализе художественного текста
Это происходит через: – работу с более сложными и объемными текстами; – освоение детьми новых способов анализа художественного текста и, главное, осмысление их именно как способов анализа художественного текста в его родовой и жанровой специфике; – усложнение видов работ и повышение уровня самостоятельности в письменных и творческих работах учащихся.
Работая над более сложными произведениями, дети расширяют круг аналитических умений: – осмысливать эволюцию художественного образа; – выявлять роль автора и способы выражения авторской позиции не только в лирическом, но и в эпическом тексте, например, в авторской сказке; – находить в тексте и объяснять эпитеты; – видеть сюжет произведения; – находить средства художественного изображения и выражения чувств.
Главные учебные цели и задачи этого года обучения: – продолжить формирование навыков анализа художественных текстов разных родов и жанров, познакомиться с эпитетами; – углубить представления об уже знакомых ученикам-читателям жанрах эпических произведений: сказках, рассказах и баснях, и познакомить с новыми для них произведениями: мифом, былиной, сказом; – познакомить читающих по ролям детей с драмой как особым литературным родом; – углубить их представления о лирике через изучение художественных способов изображения картины мира и передачи чувств в лирическом тексте; – начать подготовку детей к работе в более старших классах с классическими учебниками, в которых знания будут излагаться в форме научных статей; – продолжить и углубить работу над формированием нравственных представлений учащихся через осмысление общечеловеческих и национальных основ нравственности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок.
Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности.
Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формируют личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
|
У обучающегося будут сформированы:
-интерес к содержанию и форме художественных произведений;
– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
– основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
– чувство сопричастности своему народу;
– понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;
– общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.
|
Обучающийся получит возможность
для формирования:
-понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;
– чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка; понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;
– понимания своей семейной и этнической идентичности;
– любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;
– чувства ответственности за мир природы;
– умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;
– первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;
– понятий
|
Регулятивные универсальные учебные действия
|
Обучающийся научится:
-принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
– выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
– соотносить внешнюю оценку и самооценку.
|
Обучающийся получит возможность
научиться:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
– осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
– проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
– осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
|
Познавательные универсальные учебные действия
|
Обучающийся научится:
– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
– пересказывать текст по плану;
– структурировать знания при сопоставлении текстов;– применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
– искать информацию, представлять найденную информацию;
– уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
– знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий
|
Обучающийся получит возможность
научиться:
-пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по
жанру тексты;
– понимать структуру построения рассуждения;
– воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с
другими предметами и видами искусства;
– проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
– создавать художественные тексты разных жанров в устной и
письменной форме
|
Коммуникативные универсальные учебные действия
|
Обучающийся научится:
– выражать свои мысли в устной и письменной речи, в
монологе и диалоге, использовать доступные речевые
средства в соответствии с задачей высказывания;
– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой
работе;
– участвовать в учебном диалоге;
– принимать участие в коллективном
выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в
проектах, инсценировках, спектаклях;
– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.
|
Обучающийся получит возможность
научиться:
-выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
– устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);
– проявлять самостоятельность в групповой работе;
– контролировать свои действия в коллективной работе;
– выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять
рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать
и оценивать результаты.
|
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
|
Обучающийся научится:
-выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
– устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);
– проявлять самостоятельность в групповой работе;
– контролировать свои действия в коллективной работе;
– выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты. выявлять авторское отношение к герою;
– понимать специфику прозаических и поэтических текстов;
– соотносить главную мысль и название произведения;
– находить портрет и пейзаж в произведении;
– видеть особенности юмористических текстов;
|
Обучающийся получит возможность
научиться:
-пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;
– сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
– представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;
– осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;
– находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;
– понимать возможности литературы передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;
– понимать особенности жанра басни;
– определять роль портрета и пейзажа в произведениях;
– находить в юмористических текстах приемы создания комического;
– оценивать поступки героя и отношение автора к нему.
– соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал
|
Круг детского чтения
|
Обучающийся научится:
- самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т.ч. по условным значкам, работать с произведениями в хрестоматии;
– самостоятельно пользоваться разными разделами словаря, помещенного в учебнике;
– осуществлять выбор книги по тематике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»;
– осуществлять в библиотеке целенаправленный поиск книг по предложенной тематике и сборников произведений;
– готовить сообщения, используя материалы школьной или публичной библиотеки;
– понимать назначение аннотации на литературное произведение;
– называть одно периодическое литературно- художественное издание.
|
Обучающийся получит возможность
научиться:
-понимать значимость прочитанного произведения или книги для себя, своего кругозора;
– составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему;
– писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания
отзыва;
– создавать презентации книг различной тематики;
– сопоставлять содержание литературных произведений с их экранизацией (мультипликацией);
– участвовать в организации литературного (поэтического) вечера;
– ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и зарубежной детской литературы разных эпох.
|
Литературоведческая пропедевтика
|
Обучающийся научится:
-представлять общие корни развития литературного фольклора разных народов;
– различать малые жанры фольклора;
– различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную повесть, басню, рассказ, стихотворение;
– определять особенности фольклорных форм и авторских
|
Обучающийся получит возможность
научиться:
-понимать и показывать на примерах особенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки, заклички;
– находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и авторской литературы;
– обнаруживать средства художественной выразительности в тексте (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись); произведений;
– выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения;
– понимать многозначность поэтического слова
– обнаруживать следы обряда и мифологические мотивы в фольклоре и литературе;
– выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных сказках;
– понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями народов о счастье, справедливости, добре и зле;
– самостоятельно находить мораль басни;
– понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения.
|
Творческая деятельность
|
Обучающийся научится:
-пересказывать текст кратко, выборочно, подробно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи;
– читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;
-передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя;
– выражать свои эмоции и чувства в выразительном
чтении, рисовании, творческой деятельности;
– создавать небольшие художественные тексты в стиле
изученных жанров.
|
Обучающийся получит возможность
научиться:
-сознательно пользоваться различными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения;
– читать, передавая авторское отношение к поступкам героя;
– подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению;
– читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты;
– сочинять небольшие тексты, сознательно используя
выразительные средства произведений разных жанров
|
Содержание тем учебного курса (102 часа)
№
|
Название раздела (глав)
|
Кол-во часов по плану
|
Кол-во часов по факту
|
Разница (уплотнение программы)
|
1
|
Человек вступает в неизведанный мир
|
18 часов
|
10 часов
|
-8
|
2
|
В единой семье всего живого
|
22 часа
|
13 часов
|
-9
|
3
|
Открываем мир заново
|
20 часов
|
9 часов
|
-11
|
4
|
Времена, когда звери говорили
|
26 часов
|
11 часов
|
-15
|
5
|
Всмотрись в мир своей души
|
16 часов
|
8 часов
|
-8
|
6
|
Пересоздаем мир в творчество
|
20 часов
|
9 часов
|
-11
|
7
|
Без тебя мир неполный
|
14 часов
|
8часов
|
-6
|
|
Итого
|
136 часов
|
68часов
|
-68 ч.
|
Количество работ для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся
-
-
Контрольные работы
|
Проверочные работы «Проверь себя»
|
Проверка техники чтения
|
2
|
4
|
3
|
|