Пояснительная записка Требования к студентам




Скачать 487.83 Kb.
страница1/3
Дата11.10.2016
Размер487.83 Kb.
  1   2   3
Раздел 1. Пояснительная записка
1.1. Требования к студентам

Приступая к изучению курса, студент должен владеть культурой мышления, навыками публичной и научной речи, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, работать с компьютером, быть коммуникативным, организованным и исполнительным.






п/п

Исходный уровень компетенций, знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению дисциплины

ОК-3

знает базовые ценности мировой культуры и готов опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии

ОК-8

владеет основными способами и средствами информационного воздействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, имеет навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями; способен к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-13

способен и готов к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умеет использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня



1.2. Краткая характеристика дисциплины

Дисциплина «Теория систем и системный анализ» относится к базовой части учебного плана подготовки магистров по направлению «Бизнес-информатика». Современные представления единого, общего, универсального научного знания выражены в законах и моделях систем, методах анализа и синтеза систем. Овладение единым научным знанием обеспечивает формирование у студентов фундаментальных основ научного знания, которые способствуют повышению качества обучения при сокращении сроков, улучшению понимания, развитию таких познавательных функций как описание, объяснение и предсказание.

Теория систем и системный анализ опирается не только на результаты своих исследований, но и на знания, относящиеся к другим научным дисциплинам, таким как «Философия», «Теория организации» и др.

Освоение основ теории систем и системного анализа помогут студентам при изучении следующих дисциплин: «Динамическое моделирование и прогнозирование», «Методология и технологии проектирования информационных систем» и др.



1.3. Учебные задания дисциплины

Цель изучения дисциплины состоит в приобретении студентами знаний и навыков, касающихся функционирования систем различного происхождения, в раскрытии сущности процессов, анализе факторов, определяющих эффективность функционирования систем.







п/п

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1

способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

ОК-2

знает требования профессиональной этики и готов поступать в соответствии с этими требованиями; обладает нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладает гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического характера

ПК-3

способен применять методы системного анализа и моделирования для анализа архитектуры предприятий

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



  1. Знать:

  • основные понятия и определения систем, их структуру и свойства;

  • возможности и основные подходы использования системного анализа на уровне организации;

  • базовые методы, применяемые в системном анализе.


2. Уметь:

  • применять законы, модели и методы общей теории систем на практике;

  • решать организационные проблемы на основе методов системного анализа.


3. Владеть навыками:

  • постановки цели исследования систем;

  • формального описания структуры систем;

  • обоснованного выбора и использования метода системного анализа организации;

  • системного анализа в приложении к недостаточно изученным производственным, финансовым и организационным системам.


1.4. Формы работы

Аудиторная работа. В данном курсе используются классические, аудиторные методы для всех занятий. Лекционная и внеаудиторная работа студентов получает свое практическое завершение на семинаре.

На семинарских занятиях рассматриваются наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые, как свидетельствует преподавательская практика, наиболее трудно усваиваются студентами. Для этого используются материалы из периодических изданий, а также соответствующих материалов преподавателя.

На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный образ в глазах преподавателя, получает навыки устной речи и культуры дискуссии.

Семинарские занятия включают в себя и специально подготовленные презентации-выступления по какой-либо сложной или особо актуальной проблеме, но материал выступления не должен дублировать лекционный материал. Тема для такого выступления может быть предложена преподавателям или выбрана самим студентом. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя и коллег, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.

Помимо презентации-выступления на семинарских занятиях применяются следующие формы работы студентов:


  • ответ по вопросам семинара;

  • выполнение теста по теме курса;

  • написание эссе.

Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа является неотъемлемым элементом учебного процесса, одним из основных методов освоения учебных дисциплин и овладения навыками профессиональной и научно-исследовательской деятельности. При самостоятельной работе достигается конкретное усвоение учебного материала, развиваются теоретические способности, столь важные для современной подготовки профессионалов.

Следует отметить, что самостоятельная работа студентов приносит результаты лишь тогда, когда она является целенаправленной, систематической и планомерной.

Формами самостоятельной работы студентов являются изучение соответствующих монографий, периодической литературы и статистических материалов, рекомендуемых преподавателями кафедры.
1.5. Виды контроля

В период изучения дисциплины студентом используются различные формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.



Текущий контроль сформированности компетенций проводится в виде обсуждения результатов выполнения контрольных работ, тестирования, а также самостоятельно подготовленных студентом домашних заданий. Опрос производится по списку студентов (выборочно), практические задания проверяются в сплошном порядке по мере предоставления.

Текущий контроль по лекционному материалу проводит лектор. Текущий контроль по практическим занятиям проводит преподаватель, проводивший эти занятия.



Промежуточный контроль заключается в проверке трех модульных контрольных работ, проводимых в семестре, а также в оценке степени усвоения материала по каждой из тем курса посредством тестовой системы ПТК «УМКа».

Тест представляет собой пробное задание, построенное в форме вопросов, которые в некоторых случаях снабжены вариантами ответов. Специфика прохождения тестирования заключается в том, что студент должен проявить как способности к комбинаторному мышлению, так и навыки самостоятельного формулирования категориальных свойств объекта, определений, проблем и т.п.



Итоговый контроль  зачет.
1.6. Методика формирования результирующей оценки

В конце семестра проводится контрольное мероприятие, включающее контроль третьего модуля (блока) для всех студентов и контроль, который проходят обязательно те студенты, которые имеют задолженность по предыдущим модулям (блокам), а также те, кто желает улучшить свой рейтинг.

Контроль знаний осуществляется по 100-балльной шкале, ведется непрерывно в виде контроля текущей работы в семестре.

За семестр студент должен сдать обязательно все 3 модуля.


Формы контроля и график сдачи модульных контрольных работ

Модули

Виды текущего

контроля


Модуль I

Модуль II

Модуль III

Итого

6 неделя семестра

11 неделя семестра

17 неделя семестра

Ответ по вопросам семинара

1 балл – 4 ответа 4,0

1 балл – 4 ответа 4,0

1 балл – 3 ответа 3,0

11

Выполнение теста по темам курса

1 балл – 2 теста 2,0

1 балл – 3 теста 3,0

1 балл – 2 теста 2,0

7

Эссе

3 балла - 1 эссе 3,0

3 баллов - 1 эссе 3,0

3 балла - 1 эссе 3,0

9

Защита презентации-выступления

4 балла - 1 презентация 4,0

4 балла - 1 презентация 4,0

5 баллов - 1 презентация 5,0

13

Контрольная работа по модулю

20

20

20

60

Итого

33 балла

34 баллов

33 балла

100 баллов

Рейтинговая система предусматривает поощрение студентов за хорошую работу в семестре проставлением «премиальных» баллов.
Формы поощрения студентов

«Премиальные»

Количество баллов

Дополнение к ответу на семинаре

+0,5 балла

Призовое место в вузовской конференции

+15 баллов

Участие в олимпиаде по дисциплине, конференции городского, регионального, международного уровней

+20 баллов

Призовое место на олимпиаде по дисциплине, конференции городского, регионального, международного уровней

+30 баллов

В соответствии с Положением о курсовых экзаменах и зачетах результат сдачи зачета по дисциплине «Теория систем и системный анализ» может быть выражен как «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».


1.7. Другие пояснения автора

Обучение людей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация – один из приоритетных вопросов российского образования. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для детей данной категории.

В рамках изучения курса предоставляются условия для обеспечения процесса обучения людей с ограниченными возможностями. В частности возможности дистанционного обучения через использование ПТК УМКА. Индивидуальные консультации с использованием сети «Интернет».

В процессе обучения будут использоваться информационные, образовательные и компенсационные технологии. Главная задача состоит в том, чтобы в рамках изучения курса люди с ограниченными возможностями смогли раскрыть свой интеллектуальный потенциал в рамках образовательной деятельности, почувствовать себя полноправными членами общества, а также повысить свой уровень жизни.
Раздел 2. Структура изучения дисциплины


Всего часов (общая трудоемкость в часах)

108

В т.ч.




Аудиторных занятий

34

Из них лекций

17

семинарских / практических занятий

17

лабораторных занятий




практикумов

0

Самостоятельных занятий

74

изучение основной и дополнительной литературы

15

написание курсовых работ, эссе, рефератов

15

выполнение письменных домашних заданий, расчетов, проектов

15

выполнение контрольных работ, тестов

15

Подготовка к зачёту, зачёт

14


Раздел 3. Тематический план изучения дисциплины


Тема

Содержание

Вид

занятий


Форма

занятий


Количест-во

часов


Форма

контроля


Модуль I. «Возникновение и развитие теории систем»

Причины возникновения теории систем и история развития

Потребность в ОТС. Предпосылки возникновения ОТС. Возникновение и осмысление понятия системы. Возникновение непосредственных предпосылок формирования теории систем. Создание и развитие общей теории систем

аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем


СРС

2

2

5



контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, эссе

Основные понятия теории систем

Вербальные определения системы. Элементы системы. Цель и задачи системы. Структура систем

аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем СРС


2

2

5



контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, тест

Структура и методы теории систем

Структура по Берталанфи. Методы ОТС: системный анализ, математическое моделирование, синтез систем

аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем СРС


2

2

5



контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, тест

Контрольная работа Модуль I

Модуль II. «Системный подход и общая теория систем»

Системный подход

СП как метод проектирования. СП как общая и концептуальная основа. СП как научный метод. СП как метод анализа организации. СП как системное управление. СП и связанные с ним методы. СП как прикладная общая теория систем. Основные принципы системного подхода

аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем СРС


1

1

5




контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, тест

Области существования и свойства систем

Классификация областей существования систем. Живые и неживые, абстрактные и конкретные, открытые и замкнутые системы

аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем


СРС

1

1

5



контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, тест

Энтропия, неопределенность и информация

Энтропия, неопределенность и неупорядоченность. Понятия энтропии и количества информации

Функционирование систем в условиях неопределенности. Оценка сложных систем в условиях неопределенности. Понятие экономического риска. Управление в условиях риска



аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем СРС


2

2

5



контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, эссе

Улучшение и проектирование систем

Процесс улучшения систем. Приведение системы к стандарту. Улучшение систем как метод исследования. Проектирование систем

аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем СРС


1

1

5



контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, тест

Обратная связь

Понятие обратной связи, практическое применение принципов обратной связи в управлении системами

аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем


СРС

1

1

5




контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, тест

Контрольная работа Модуль II

Модуль III. «Системный анализ»

Системный анализ в исследовании управления

Методы исследования систем управления. Структуризация методов исследования систем управления. Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов. Методы, формализованного представления систем управления

аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем


СРС

2

2

5




контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, эссе

Типы шкал в оценке сложности систем

Основные типы шкал измерения в оценке сложных систем. Понятие шкалы. Классификация шкал

аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем


СРС

1

1

5



контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, тест

Экономический анализ

Конструктивное определение экономического анализа: системное описание экономического анализа, его задачи и этапы. Модель как средство экономического анализа

аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем


СРС

1

1

4



контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, эссе

Моделирование систем

Принципы разработки аналитических экономико-математических моделей; понятие имитационного моделирования экономических процессов

аудиторные, самостоятельные

Лекции

Сем СРС


1

1

3



контроль-ный опрос, презента-ция-выс-тупление, тест

Контрольная работа Модуль III


Раздел 4. Контрольные вопросы


  1. Понятие системы. Классификация систем.

  2. Закономерности функционирования и развития систем.

  3. Цикличность и переходные процессы. Принцип обратной связи.

  4. Основные понятия, характеризующие функционирование систем.

  5. Классификация методов моделирования систем.

  6. Методы качественного оценивания систем.

  7. Методы количественного оценивания систем

  8. Информационный подход к анализу систем.

  9. Теория информационного поля.

  10. Закономерности целостности и иерархической упорядоченности

  11. Сущность системного подхода и системного анализа.

  12. Принципы системного анализа.

  13. Понятие о методике системного анализа.

  14. Задачи системного анализа.

  15. Понятие цели и закономерности целеобразования.

  16. Представление структур целей.

  17. Системный анализ в исследовании управления.

  18. Методы исследования систем управления.

  19. Структуризация методов исследования систем управления.

  20. Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов.

  21. Методы, формализованного представления систем управления.

  22. Основные типы шкал измерения в оценке сложных систем.

  23. Понятие шкалы. Классификация шкал.

  24. Функционирование систем в условиях неопределенности.

  25. Оценка сложных систем в условиях неопределенности.

  26. Понятие экономического риска.

  27. Управление в условиях риска.

  28. Конструктивное определение экономического анализа: системное описание экономического анализа, его задачи и этапы.

  29. Модель как средство экономического анализа.

  30. Принципы разработки аналитических экономико-математических моделей.

  31. Понятие имитационного моделирования экономических процессов.

  32. Факторный анализ финансовой устойчивости при использовании ординальной шкалы.

  33. Методы организации сложных экспертиз.

  34. Модификации метода решающих матриц.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница