«pr-дефтельность в российском нефтяном бизнесе»




страница1/5
Дата09.10.2016
Размер0.5 Mb.
  1   2   3   4   5

«PR-дефтельность в российском нефтяном бизнесе»



Афонина А.О.

1. Введение


1.1. Нефтяной бизнес и общественность. Развитие рыночных отношений в нашей стране привело к образованию крупных корпораций в различных отраслях экономики, в том числе и в нефтяном бизнесе. Таким образом, сегодня на российском нефтяном рынке действуют около 10 крупных компаний.

Крупные корпорации во всем мире являются основными звеньями национального бизнеса, наиболее заметными субъектами предпринимательства:

- производят значительную часть валового внутреннего продукта (ВВП). На долю российского нефтяного бизнеса, например, приходится около 30% всех совокупных налоговых поступлений в казну страны от промышленности;


- чаще других субъектов экономики выходят со своей продукцией на мировой рынок, формируя лицо нации (как за рубежом, так и внутри своей страны).
К числу крупных корпораций в нефтяном бизнесе России относятся вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) (разведка полезных ископаемых – добыча – переработка – реализация продукции) с большим количеством дочерних предприятий. В состав таких корпораций входят нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие предприятия, а также предприятия по реализации продуктов нефтеперера-ботки. Кроме того, в состав корпораций могут входить и научно-иссле-довательские и проектные институты, различные заводы и др.

Основной объем добытой в России в 2001 г. нефти с газовым конденсатом (более 348 млн. т) приходится на такие крупные нефтяные корпорации, как ЛУКОЙЛ, ЮКОС, «Сургутнефтегаз», Тюменская нефтя-ная компания (ТНК) и др. i

Четыре первые компании в этом списке добыли в 2001 г. 180 млн. т, это более 50% всего объема добываемой в стране нефти (см. диаграмму).

Российские бизнесмены-нефтяники вошли в список самых богатых бизнесменов мира. Нефтегазовые олигархи, появившись на политической арене России, прочно вошли в число наиболее влиятельных политиков страны.


По данным журнала Мировая энергетическая политика (МЭП) в список 100 наиболее влиятельных российских политиков (публикуемый ежемесячно) из числа тех, кто имеет непосредственное отношение к Топливно-энергетическому комплексу (ТЭК), в сентябре с. г. вошли 13 человек. Среди них руководители крупнейших нефтяных компаний: В.Алекперов (ЛУКОЙЛ), Р.Абрамович («Сибнефть»), М.Ходорковский (ЮКОС), С.Вайншток (АК «Транснефть») и др. ii

Соотношение бизнесменов к чиновникам (имеются в виду бизнесмены и чиновники от энергетики) в этом списке как 7 к 6.

Это лишний раз подчеркивает особую роль крупного нефтяного бизнеса в экономической и политической жизни страны.
Для поддержания уровня добычи и для ее наращивания корпорации должны расширять минерально-сырьевую базу (без чего добыча быстро упадет), рынки сбыта продуктов нефтепереработки, внедрять в производство современные технологии, для достижения конкурентоспособности закупать новое и модернизировать устаревшее оборудование (необходимо учитывать то, что оборудование, основные производственные фонды, доставшиеся этим компаниям еще с советских времен в результате приватизации, в значительной степени изношены и морально устарели), осуществлять грандиозные проекты по строительству трубопроводов и т.д.

Отсюда конкурентная борьба за расширение минерально-сырьевой базы, рынки сбыта продукции. Все это требует вложения колоссальных средств, которыми эти корпорации, зачастую, не располагают. Для этого требуются инвестиции, за которые также нужно бороться.


Нефтяные корпорации осуществляют свою деятельность на огромной территории страны: от западных границ до Сахалина. В одних районах добывается нефть, прокладываются нефтепроводы, в других расположены нефтеперерабатывающие заводы, пункты сбыта готовой продукции. Все это оказывает отрицательное воздействие на экологическую обстановку, на условия жизни населения, проживающего на этих территориях. Очевидно, что при осуществлении своей деятельности нефтяные компании вынуждены вступать в определенные отношения как с трудовыми коллективами своих предприятий, с коллегами по бизнесу, так и с государственными, общественными, профсоюзными и другими организациями, а также с населением территорий, на которых расположены их предприятия. Эти взаимоотношения невозможно представить без взаимного влияния друг на друга.

Поэтому только правильное, грамотное использование методологии и способов связей с общественностью может дать возможность предприятиям найти взаимопонимание с ней, укрепить свои рыночные позиции, повысить свой конкурентный статус, укрепить позитивный имидж.


1.2. Пиар - это связи с общественностью. Слово «пиар» происходит от аббревиатуры PR (public relations), что в переводе с английского языка означает «связи с общественностью». ПР – это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта». iii

В роли общественности выступает в данном случае та внутренняя и внешняя среда, в которой нефтяная корпорация осуществляет свою деятельность (соответственно: внутренняя и внешняя общественность).

К внутренней среде можно отнести:


  • персонал компании, всех ее подразделений,

  • руководителей структурных подразделений компании,

  • акционеров, непосредственно участвующих в управлении компанией.

Внешнюю общественность в свою очередь можно (условно) разделить на близкую:

  • поставщики сырья, материалов, различных услуг,

  • потребители продукции,

  • предприятия инфраструктуры, обеспечивающие нормальное функционирование компании,

  • акционеры, не участвующие непосредственно в управлении, но имеющие значительное количество ее акций,

  • органы государственного контроля и регулирования,

и отдаленную:

  • фирмы - конкуренты,

  • органы местной власти,

  • население, проживающее в местах расположения основных производственных и сбытовых подразделений фирмы.

Связи – это действия, направленные на гармонизацию взаимоотношений между элементами среды. Реализуемые главным образом через СМИ, они призваны оказывать целенаправленное влияние на общественное мнение в интересах корпорации. Поэтому любая компания, заинтересованная в благополучном развитии своего бизнеса, должна стремится к достижению и поддержанию доброжелательных отношений с различными категориями общественности, от мнения которой зависит успех или неудача ее деятельности, управлять этим мнением. То есть, ПР – это управленческая функция.

Таким образом, пиар корпорации представляет собой сферу коммуникаций, с помощью которой формируется ее имидж, влияние на рынке и поддерживается положительное отношение к нему со стороны общественности. «Связи с общественностью являются неотъемлемой частью системы управления любой организованной формой деятельности»,iv заинтересованной в благополучном развитии своего бизнеса.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница