ррпооарп
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
______________________________________________________________________
М.Ю. ШИНКОВСКИЙ
А.Б. ВОЛЫНЧУК
Я.А. ФРОЛОВА
ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И КОНТРОЛЬ НАД ВООРУЖЕНИЕМ
Практикум
для студентов специальностей
030701.65 «Международные отношения»
032301.65 «Регионоведение»
Владивосток
Издательство ВГУЭС
2010
ББК 66.2
Ш 62
Рецензенты: С.К. Песцов, д-р полит. наук, профессор
Л.Е. Бляхер, д-р философ. наук, профессор
Шинковский М.Ю., Волынчук А.Б., Фролова Я.А.
ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И КОНТРОЛЬ НАД ВООРУЖЕНИЕМ: практикум. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. – 370 с.
Составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ. Рассматривается комплекс вопросов, связанных с современной проблематикой безопасности, а также методами и средствами контроля над вооружениями, в том числе: система и виды национальной безопасности; специфика глобального и регионального контекста безопасности на современном этапе; современные концепции (стратегии, доктрины) национальной безопасности; обеспечение национальной безопасности в России, а также проблемы разоружения в современной системе международных отношений.
Представляет собой сборник текстов по основным темам предметного поля представленной дисциплины. Сочетает в себе хрестоматийное изложение материала, краткое содержание тем, справочную информацию об авторах, собственно текст статей с сокращениями, вопросы для самоконтроля, подробный глоссарий, перечень практических заданий, а также подробный список литературы и Интернет-ресурсы. В приложении перечислены основные договоры, касающиеся вопросов региональной и международной безопасности, а также проблем распространения ядерного оружия и оружия массового уничтожения.
Предназначен студентам специальности 030701.65 «Международные отношения». Практикум возможно использовать для проведения практических занятий для студентов специальности 032301.65 «Регионоведение» по курсу «Региональная и национальная безопасность стран АТР».
Практикум выполнен в рамках Аналитической ведомственной целевой программы Рособразования «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект №2.1.3/4472).
ББК 66.2
Печатается по решению РИСО ВГУЭС
©Издательство Владивостокского
государственного университета
экономики и сервиса, 2010
Введение
«Проблемы национальной безопасности и контроль над вооружением» – одна из обязательных дисциплин, представляющая теоретико-методологическую основу, на которой базируется изучение такого многоуровневого объекта исследования как безопасность. В качестве главной категории изучения курса выступает «национальная безопасность», как определенное состояние государства.
В качестве ведущей дидактической цели дисциплины выступает формирование у студентов четкой и ясной картины осуществления национальной безопасности, тенденциях ее развития в разных странах мира в условиях глобализации и регионализации. Кроме того, делается акцент на анализ и рассмотрение системы контроля над вооружением по миру в целом и по регионам мира в частности.
Основная задача практикума – сформировать у студентов комплексное систематизированное представление о специфике проблем национальной безопасности и системе контроля над вооружением и в мировом и в региональном аспектах, а также дать возможность приобрести навыки теоретизирования и научного мышления в изучении обобщающих для данной дисциплины тематических разделов, предоставить возможность самостоятельно анализировать, сопоставлять и аргументировать основные понятия и положения, представленные в практикуме, опираясь при этом на научные работы, посвященные соответствующим вопросам. Вопросы национальной безопасности и проблемы разоружения рассмотрены в курсе не изолированно, а в тесной увязке со всей цепочкой «парадигмы безопасности», включающей в себя в качестве взаимосвязанных составных частей такие понятия, как «национальная безопасность», «региональная безопасность» и «международная безопасность».
Кроме того, практикум направлен на формирование навыков оценки современных тенденций в обеспечении безопасности на глобальном, региональном и национальном уровнях с учетом политических, социально-экономических, военно-стратегических, культурно-религиозных, демографических и иных изменений.
Практикум включает в себя рассмотрение восьми тем по курсу, которые затрагивают такие вопросы как проблемы категории «безопасность», раскрытие общих и специфических проблем национальной безопасности и контроля над вооружением. Представлены основные подходы к определению понятий «национальная безопасность», «угроза», «опасность», «риск», «вызов», «национальные интересы», основания типологии угроз национальной безопасности, критерии сферы национальной безопасности в системе основных направлений политики государства.
В качестве видов национальной безопасности рассматриваются экологическая, экономическая, политическая, оборонная, информационная, общественная безопасность, даются их дефиниции и функции. Излагаются основные подходы к анализу влияния современных мировых трендов в политической, экономической, технологической, информационной и военной сферах на политику национальной безопасности стран, в том числе и России. С учетом данных тенденций рассматриваются концептуальные и доктринальные установки государств мира в области обеспечения национальной безопасности, основные дискуссии о путях поддержания мировой и региональной политической стабильности, сохранения территориальной целостности и защиты государственного суверенитета.
Практикум раскрывает систему обеспечения национальной безопасности современной России, конституционные полномочия органов государственной власти в данной области, организационные подсистемы, органы, силы и средства обеспечения безопасности РФ, особенности их создания и преобразования, затрагивается аспект обеспечения внутренней безопасности страны и общей роли России на мировом рынке вооружений. Представлен зарубежный и российский опыт планирования национальной безопасности.
Практикум сочетает в себе хрестоматийное изложение материала, справочную информацию об авторах, вопросы для самоконтроля, подробный глоссарий, а также ряд практических заданий с использованием контурных карт и таблиц. Наряду с отрывками из научных работ, ставших «классической» теоретической основой дисциплины, в практикум включены тексты статей, содержащие наиболее спорные оценки явлений современных основ национальной безопасности, которые позволят студенту сформировать собственное мнение и принять участие в семинарской дискуссии.
Разделы практикума открываются небольшой вводной частью, дающей краткое содержание соответствующей темы, а каждый приведенный отрывок сопровождают вопросы для самоконтроля. Завершают разделы практикума практические задания по курсу, а также глоссарий. В конце практикума приведен подробный список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. Приложения включают в себя тексты основных договоров, касающиеся вопросов региональной и международной безопасности, а также проблем распространения ядерного оружия и оружия массового уничтожения.
Тематические разделы практикума соответствуют перечню практических занятий, вводные статьи с кратким содержанием тем соответствуют тематике лекционных занятий, приведенных в учебной программе по дисциплине «Проблемы национальной безопасности и контроль над вооружением» (для студентов специальности 030701.65 «Международные отношения»), выпущенной издательством Владивостокского государственного университета экономики и сервиса в 2009 г. Практикум возможно использовать для проведения практических занятий для студентов специальности 032301.65 «Регионоведение» по курсу «Региональная и национальная безопасность стран Азиатско-Тихоокеанского региона».
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ПРОБЛЕМАТИКУ БЕЗОПАСНОСТИ
«…безумство тратить фантастические средства на вооружение!
Надо немедленно переключить их
на спасение природы планеты от деградации»
( Министр обороны США – 1961-1968 гг. – Р. Макнамара)
Начало XXI в. ознаменовалось резко возросшим интересом мирового сообщества к проблемам безопасности. Во многом это обусловлено кризисными явлениями (природными катаклизмами, техногенными катастрофами, международным терроризмом и др.), переживаемыми человечеством.
Безопасность - понятие не статичное и связано напрямую с развитием. Категория «безопасность» относительна и приобретает смысловое значение только связи с конкретными объектами или сферами человеческой деятельности в разные исторические эпохи.
Безопасность включает в себя гарантии суверенитета, целостности, защиты населения, составляя существенный элемент национального интереса. Безопасность относиться к тому интересу, который «вошел в состав» жизненно важных интересов государства-нации (т.е. в государственный интерес).
Существует два понимания безопасности: 1) не угрожаемое состояние (связано с отсутствием внешних угроз, с безопасностью для жизни) и 2) совокупность мер для его обеспечения. Каждое из этих понятий характеризует понятие стабильности. В первом случае под стабильностью понимаем устойчивое состояние, позволяющее эффективно развиваться под влиянием внешней и внутренней среды, сохраняя свою структуру и способность контролировать процессы общественных перемен. Во втором стабильность – это равномерно отклоняющийся тип движения, средней линией которого можно считать отсутствие угрозы выживанию системы, с которым и отождествляется безопасность (Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945-1995). – М.: Конверт-МОНФ 1997. – С. 37-38).
Исторически известно три основных подхода к обеспечению безопасности:
-
Охранительный подход
Подход сделавший ставку на социальный эгоизм и возможность любого произвола при его реализации. В сути своей – это навязывание силой своей воли другим, для чего необходимо собственное превосходство.
-
Конкурентный подход
Подход тоже опирается на силу, на способность дать эффективный отпор потенциальному агрессору. При этом признается нежелательность или даже недопустимость силового давления, диктата по отношению к тем, кто не является в данный момент ни реальным, ни потенциальным агрессором.
3. Ненасильственный подход
Существо третьего подхода связано со стремлением к обретению безопасности через отказ от насилия вообще, через процесс всеобъемлющего разоружения. На современном этапе утопичность этого подхода очевидна, поэтому в сознании систем национальной безопасности в политической практике используются первые две концепции.
Главным субъектом обеспечения безопасности является государство. Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственных, общественных и иных организаций и объединений, граждане принимающее участие в обеспечение безопасности в соответствие с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Объекты национальной безопасности – интересы личности, общества и государства.
Субъекты наииональной безопасности – конкретные должностные лица, официальные и неофициальные институты, органы и организации, действующие в системе региональной безопасности.
Национальный интерес – это субъективная форма объективных потребностей общества и государства, сформулированная их элитой на основе ценностных предпочтений с учетом условий обстановки.
Национальные интересы делятся на внутренние и внешние. При этом они неравнозначны и объединяют три взаимосвязанных блока. К ним относятся:
1) фундаментальные интересы, идентичные для любой страны, так как определяют необходимость «выживания» нации. К внутренним интересам относят стабильность и развитие. Внешние интересы включают в себя: территориальную целостность; политический суверенитет, т.е. независимость; сохранение господствующего политико-экономического режима (конституционного строя); процветание;
2) национальные ценности – национальная идеология и культурная самобытность, определяющие цивилизационную уникальность страны;
3) текущие интересы, необходимость защиты которых определяется текущей обстановкой и обеспечением намеченного курса развития страны.
Пантин В.И.
Факторы дестабилизации современного мирового порядка
и политические риски для России
Становится все более очевидным, что в начале XXI в. мировая политическая и экономическая система вступила в период дестабилизации. Глобальный финансовый и экономический кризис, который начался в 2008 г. и охватил как развитые, так и развивающиеся страны, стал важным, но отнюдь не единственным проявлением социально-экономической и политической дестабилизации. Среди других важных ее проявлений можно отметить обострение региональных политических конфликтов на Ближнем Востоке, в Южной и Юго-Восточной Азии, на постсоветском пространстве, а также рост социальной напряженности и политической поляризации в ряде европейских стран (например, в Греции, Болгарии, Италии, Франции, Великобритании), в США (относительно резкое разделение американского общества на сторонников и противников Б. Обамы), в странах Латинской Америки, в ряде стран Азии и Африки. Еще одно проявление глобальной дестабилизации состоит в растущей неэффективности многих международных организаций и форумов, например ООН, МВФ, Всемирного банка, саммитов «восьмерки», экономического форума в Давосе. Многие авторы в этой связи указывают на кризис прежнего миропорядка, сложившегося после распада СССР, и на необходимость построения нового, более устойчивого и соответствующего изменившейся расстановке сил.
Для того, чтобы верно оценить перспективы глобального развития в ближайшие годы, необходимо понять основные причины и факторы дестабилизации мирового порядка и по возможности адекватно определить ее глубину Многочисленные факты и тенденции указывают на то, что наблюдаемая дестабилизация в мировой экономике и политике связана с постепенным исчерпанием возможностей прежних моделей экономического, социального и политического развития, с начавшейся трансформацией международной системы.
При этом речь идет не просто об исчерпании эффективности той или иной идеологии или политического режима, а о масштабных геополитических и геоэкономических сдвигах, в частности об относительном увеличении роли в мировой экономике и политике стран Востока, прежде всего Китая и Индии, в которых проживает около половины населения Земли. В то же время, как показывает анализ долгосрочных нелинейных тенденций эволюции мировой политической и экономической системы, современная дестабилизация мирового порядка не случайна, а закономерна, ее наступление в начале XXI в. во многом связано с длинными волнами мирового развития, с вступлением мировой системы в фазу крупных потрясений в международной экономике и политике. Исходя из анализа описанных Н. Кондратьевым и другими авторами длинных волн (колебаний) политического и экономического развития, ранее было довольно точно предсказано наступление глобального экономического кризиса в 2008 - 2009 гг. Согласно этой модели, основанной на исследовании длительных тенденций исторического развития, современная дестабилизация имеет долговременный характер, причем наибольшей глубины она может достигнуть в период 2013 - 2017 гг. С этой точки зрения, именно вступление мировой политической и экономической системы в фазу крупных потрясений определяет тяжесть кризисов и депрессий, остроту социальных и политических конфликтов, которые тем не менее необходимо своевременно обнаруживать и по возможности эффективно регулировать.
Вместе с тем сложность и неоднозначность современной ситуации состоит в том, что нынешняя глобальная дестабилизация обусловлена целым рядом различных факторов, которые взаимодействуют и усиливают влияние друг на друга. Это обстоятельство серьезно затрудняет исследование вклада отдельных наиболее важных причин и факторов в наблюдаемые процессы дестабилизации, а также оценку реальной роли различных (подчас противоположно направленных) тенденций современного мирового развития. Тем не менее можно выделить несколько групп наиболее существенных факторов, вызывающих глубокую и долговременную дестабилизацию мировой экономики и мировой политики. К их числу относятся демографические, экологические, финансовые, экономические, политические и военные факторы, которые кратко рассмотрены ниже.
Демографические и экологические факторы глобальной дестабилизации
Одним из важных и долговременных факторов глобальной дестабилизации является серьезный разрыв между темпами роста населения в наиболее богатых и наиболее бедных странах мира. Несмотря на постепенное замедление темпов увеличения общей численности населения Земли, которое связано с так называемым демографическим переходом, скорость прироста населения в разных странах существенно различна, причем самые высокие темпы роста населения наблюдаются в наиболее отсталых странах Африки, Азии, Латинской Америки.
В результате возникающих демографических диспропорций происходит массовая миграция из стран Азии, Африки, Латинской Америки в США, европейские страны, Россию, причем все попытки ограничить эту легальную и нелегальную миграцию пока не дают желаемого эффекта. Между тем быстрое изменение этнического состава населения США, Великобритании, Франции и других стран из-за более высокой рождаемости бывших мигрантов постепенно ведет к размыванию прежних ценностных основ общества, к изменению образа жизни широких слоев населения, к глубоким культурным, социальным и политическим сдвигам. Так, по некоторым оценкам, суммарная доля исламского и небелого населения в странах Западной Европы может возрасти с 10 - 15% в 2000 г. до 20 - 25% в 2025 г. и до 35 - 40% в 2050 г. В США белое население к 2050 г. может стать меньшинством, составив менее половины всего населения страны.
Демографические сдвиги и вызванная ими глобальная миграция населения тесно связаны с экологической ситуацией в разных регионах, с воздействием глобального экологического кризиса и глобальных климатических изменений. Миграция все чаще происходит из неблагополучных в экологическом или климатическом отношении регионов (например, из подвергающихся опустыниванию областей Африки, Ближнего Востока и Средней Азии) в более благополучные. В то же время, несмотря на развитие энерго- и ресурсосберегающих технологий и наукоемких производств, относящихся, согласно классификации известного американского футуролога Э. Тоффлера, к «третьей волне» технологического и социально-экономического развития, в большинстве стран мира (особенно в Китае, России, Латинской Америке) по-прежнему продолжают широко использоваться технологии массового индустриального производства «второй волны». До сих пор большинство загрязняющих природу производств в химической промышленности, добыче и переработке нефти, черной и цветной металлургии не меняются радикально и не становятся более экофильными. Нередко такие технологии вытесняются из более развитых стран в менее развитые, поскольку это выгодно транснациональным корпорациям, использующим дешевую рабочую силу и «дешевые» природные ресурсы в более бедных странах.
Отсюда продолжающееся уничтожение лесов, загрязнение рек, озер и Мирового океана, загрязнение атмосферы, почв и т.п. В частности, уже сейчас в условиях хронического дефицита пресной воды живут примерно 1,1 млрд. человек; по мнению известного российского специалиста, директора Института водных проблем В. Данилова-Данильяна, около 2025 - 2030 гг. почти половина населения Земли окажется в условиях, когда пресной воды не будет хватать для удовлетворения элементарных потребностей. В глобальный кризис, связанный с дефицитом пресной воды, будут втянуты прежде всего значительная часть Африки, Ближний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия; несмотря на наличие крупных рек, дефицит воды начнут испытывать две самые населенные страны мира - Китай и Индия. В результате уже в ближайшие годы и десятилетия вполне вероятны конфликты и войны не из-за нефти, а из-за пресной воды.
В перспективе одним из главных глобальных загрязнителей окружающей среды скорее всего станет Китай, промышленность которого развивается высокими темпами, но при этом во многих случаях использует загрязняющие природу технологии. Уже в настоящее время состояние атмосферы и качество питьевой воды в Китае способствует распространению различных болезней дыхательных путей. Поскольку Китай стремится догнать и перегнать развитые страны, можно полагать, что это существенно отразится на состоянии окружающей среды, причем не только в самом Китае, но и на всей планете. Подтверждением этому служит, например, тот факт, что значительные участки сибирской тайги, служащей, наряду с тропическими лесами, «легкими» всей планеты, подвергаются хищнической вырубке для вывоза древесины в Китай, где ее обрабатывают в больших масштабах. Аналогично дело обстоит и с тропическими лесами Юго-Восточной Азии, а в перспективе хищническая вырубка может затронуть тропические леса Индии и Бразилии, поскольку эти страны, входящие в группу государств БРИК, также осуществляют ускоренную экономическую модернизацию и развиваются быстрыми темпами. В итоге по мере вырубки лесов будут увеличиваться климатические колебания и перепады, усиливаться засухи и эрозия почв, что прямо скажется на состоянии сельского хозяйства и на продовольственном обеспечении населения Земли.
Выходом из этой ситуации могли бы стать разработка и повсеместное внедрение экологически более чистых производств и источников энергии, а также ограничение вырубки лесов. Современный глобальный экономический кризис может способствовать ускоренному внедрению новых, в том числе более экологичных технологий. Однако следует учитывать, что инерция развития прежних отраслей промышленности и старых технологий весьма велика, особенно в развивающихся странах, где экологические движения и организации пока что чрезвычайно слабы. Поэтому можно прогнозировать, что дестабилизирующее воздействие глобального экологического кризиса будет ощущаться еще довольно долго, а в середине XXI в. он, по-видимому, станет одним из основных факторов изменения структуры производства и всей модели глобализации.
Финансовые и экономические факторы глобальной дестабилизации
Финансовые и экономические факторы играют важную, во многом определяющую роль в возникновении современной дестабилизации и ее наиболее яркого выражения в виде глобального экономического кризиса. Его специфика заключается в том, что это первый кризис эпохи современной глобализации, поэтому многие его проявления быстро распространяются по всему миру, и ни одна страна не может отгородиться от них. Одна из главных причин текущего финансового кризиса - огромная, достигшая критической величины диспропорция между чрезвычайно раздутым финансовым сектором и реальным производством. Обращение на мировых финансовых рынках громадного количества ничем не обеспеченных ценных бумаг, обязательств, привело к тому, что возникла огромная финансовая пирамида; эта пирамида начала рушиться, когда в США в конце 2007 г. возник ипотечный кризис. Его следствием стал банковский, а затем и экономический кризис не только в США, но и во всем мире.
Для того, чтобы не допустить краха американской банковской системы, США, а вслед за ними и другие страны (в том числе Россия) пошли по пути вливания в банковскую систему огромных финансовых средств. Однако проблема состоит в том, что попытки выйти из финансового и экономического кризиса путем вливания в банки все новых средств, в том числе значительных объемов вновь напечатанных долларов, угрожают поставить под вопрос само существование американского доллара как мировой резервной валюты. Огромный и все возрастающий государственный и внутренний долг Соединенных Штатов возник в результате того, что США на протяжении многих лет потребляли гораздо больше, чем производили, и восполняли возникающий дефицит за счет привлечения финансовых средств со всего мира, то есть путем все новых заимствований. Рано или поздно подобная стратегия приведет либо к дефолту, либо к переходу США на новую валюту (например, амеро). И то и другое может иметь катастрофические последствия для мировой финансовой и экономической системы и неизбежно вызовет крупнейшие потрясения. В то же время переход от доллара к новой международной наднациональной резервной валюте в ближайшие годы невозможен, поскольку США и ряд других стран выступают против такого шага. Поэтому даже после выхода из острой фазы кризиса 2008 - 2009 гг. мировая финансовая система скорее всего останется в весьма нестабильном состоянии.
Многие специалисты склоняются к точке зрения, согласно которой мировая экономика в начале XXI в. вступила в так называемую понижательную фазу кондратьевского цикла, то есть в период развития, для которого характерны преобладание низкой экономической конъюнктуры, глубокие кризисы и болезненные депрессии, нестабильность в международных отношениях. В то же время понижательная волна кондратьевского цикла - благоприятное время для разработки и внедрения новых технологий, для формирования нового технологического уклада, новых форм управления, новых социальных и политических институтов. В связи с этим в ближайшие годы весьма вероятны глубокие технологические, социально-экономические и политические сдвиги, которые затронут как развитые, так и развивающиеся страны. Отсюда следует, что период экономических кризисов и депрессий - время не только тяжелых испытаний, но и благоприятное для различных технологических, экономических, социальных и политических нововведений.
|