Практикум для студентов специальностей 030701. 65 «Международные отношения»



Скачать 11.54 Mb.
страница 1/58
Дата 12.09.2016
Размер 11.54 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58

ррпооарп


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»

______________________________________________________________________


М.Ю. ШИНКОВСКИЙ

А.Б. ВОЛЫНЧУК

Я.А. ФРОЛОВА
ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И КОНТРОЛЬ НАД ВООРУЖЕНИЕМ

Практикум


для студентов специальностей

030701.65 «Международные отношения»

032301.65 «Регионоведение»

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2010
ББК 66.2

Ш 62
Рецензенты: С.К. Песцов, д-р полит. наук, профессор

Л.Е. Бляхер, д-р философ. наук, профессор


Шинковский М.Ю., Волынчук А.Б., Фролова Я.А.

ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И КОНТРОЛЬ НАД ВООРУЖЕНИЕМ: практикум. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. – 370 с.


Составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ. Рассматривается комплекс вопросов, связанных с современной проблематикой безопасности, а также методами и средствами контроля над вооружениями, в том числе: система и виды национальной безопасности; специфика глобального и регионального контекста безопасности на современном этапе; современные концепции (стратегии, доктрины) национальной безопасности; обеспечение национальной безопасности в России, а также проблемы разоружения в современной системе международных отношений.

Представляет собой сборник текстов по основным темам предметного поля представленной дисциплины. Сочетает в себе хрестоматийное изложение материала, краткое содержание тем, справочную информацию об авторах, собственно текст статей с сокращениями, вопросы для самоконтроля, подробный глоссарий, перечень практических заданий, а также подробный список литературы и Интернет-ресурсы. В приложении перечислены основные договоры, касающиеся вопросов региональной и международной безопасности, а также проблем распространения ядерного оружия и оружия массового уничтожения.

Предназначен студентам специальности 030701.65 «Международные отношения». Практикум возможно использовать для проведения практических занятий для студентов специальности 032301.65 «Регионоведение» по курсу «Региональная и национальная безопасность стран АТР».

Практикум выполнен в рамках Аналитической ведомственной целевой программы Рособразования «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект №2.1.3/4472).
ББК 66.2
Печатается по решению РИСО ВГУЭС
©Издательство Владивостокского

государственного университета

экономики и сервиса, 2010

Введение

«Проблемы национальной безопасности и контроль над вооружением» – одна из обязательных дисциплин, представляющая теоретико-методологическую основу, на которой базируется изучение такого многоуровневого объекта исследования как безопасность. В качестве главной категории изучения курса выступает «национальная безопасность», как определенное состояние государства.

В качестве ведущей дидактической цели дисциплины выступает формирование у студентов четкой и ясной картины осуществления национальной безопасности, тенденциях ее развития в разных странах мира в условиях глобализации и регионализации. Кроме того, делается акцент на анализ и рассмотрение системы контроля над вооружением по миру в целом и по регионам мира в частности.

Основная задача практикума – сформировать у студентов комплексное систематизированное представление о специфике проблем национальной безопасности и системе контроля над вооружением и в мировом и в региональном аспектах, а также дать возможность приобрести навыки теоретизирования и научного мышления в изучении обобщающих для данной дисциплины тематических разделов, предоставить возможность самостоятельно анализировать, сопоставлять и аргументировать основные понятия и положения, представленные в практикуме, опираясь при этом на научные работы, посвященные соответствующим вопросам. Вопросы национальной безопасности и проблемы разоружения рассмотрены в курсе не изолированно, а в тесной увязке со всей цепочкой «парадигмы безопасности», включающей в себя в качестве взаимосвязанных составных частей такие понятия, как «национальная безопасность», «региональная безопасность» и «международная безопасность».

Кроме того, практикум направлен на формирование навыков оценки современных тенденций в обеспечении безопасности на глобальном, региональном и национальном уровнях с учетом политических, социально-экономических, военно-стратегических, культурно-религиозных, демографических и иных изменений.

Практикум включает в себя рассмотрение восьми тем по курсу, которые затрагивают такие вопросы как проблемы категории «безопасность», раскрытие общих и специфических проблем национальной безопасности и контроля над вооружением. Представлены основные подходы к определению понятий «национальная безопасность», «угроза», «опасность», «риск», «вызов», «национальные интересы», основания типологии угроз национальной безопасности, критерии сферы национальной безопасности в системе основных направлений политики государства.

В качестве видов национальной безопасности рассматриваются экологическая, экономическая, политическая, оборонная, информационная, общественная безопасность, даются их дефиниции и функции. Излагаются основные подходы к анализу влияния современных мировых трендов в политической, экономической, технологической, информационной и военной сферах на политику национальной безопасности стран, в том числе и России. С учетом данных тенденций рассматриваются концептуальные и доктринальные установки государств мира в области обеспечения национальной безопасности, основные дискуссии о путях поддержания мировой и региональной политической стабильности, сохранения территориальной целостности и защиты государственного суверенитета.

Практикум раскрывает систему обеспечения национальной безопасности современной России, конституционные полномочия органов государственной власти в данной области, организационные подсистемы, органы, силы и средства обеспечения безопасности РФ, особенности их создания и преобразования, затрагивается аспект обеспечения внутренней безопасности страны и общей роли России на мировом рынке вооружений. Представлен зарубежный и российский опыт планирования национальной безопасности.

Практикум сочетает в себе хрестоматийное изложение материала, справочную информацию об авторах, вопросы для самоконтроля, подробный глоссарий, а также ряд практических заданий с использованием контурных карт и таблиц. Наряду с отрывками из научных работ, ставших «классической» теоретической основой дисциплины, в практикум включены тексты статей, содержащие наиболее спорные оценки явлений современных основ национальной безопасности, которые позволят студенту сформировать собственное мнение и принять участие в семинарской дискуссии.

Разделы практикума открываются небольшой вводной частью, дающей краткое содержание соответствующей темы, а каждый приведенный отрывок сопровождают вопросы для самоконтроля. Завершают разделы практикума практические задания по курсу, а также глоссарий. В конце практикума приведен подробный список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. Приложения включают в себя тексты основных договоров, касающиеся вопросов региональной и международной безопасности, а также проблем распространения ядерного оружия и оружия массового уничтожения.

Тематические разделы практикума соответствуют перечню практических занятий, вводные статьи с кратким содержанием тем соответствуют тематике лекционных занятий, приведенных в учебной программе по дисциплине «Проблемы национальной безопасности и контроль над вооружением» (для студентов специальности 030701.65 «Международные отношения»), выпущенной издательством Владивостокского государственного университета экономики и сервиса в 2009 г. Практикум возможно использовать для проведения практических занятий для студентов специальности 032301.65 «Регионоведение» по курсу «Региональная и национальная безопасность стран Азиатско-Тихоокеанского региона».

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ПРОБЛЕМАТИКУ БЕЗОПАСНОСТИ

«…безумство тратить фантастические средства на вооружение!

Надо немедленно переключить их

на спасение природы планеты от деградации»

( Министр обороны США – 1961-1968 гг. – Р. Макнамара)
Начало XXI в. ознаменовалось резко возросшим интересом мирового сообщества к проблемам безопасности. Во многом это обусловлено кризисными явлениями (природными катаклизмами, техногенными катастрофами, международным терроризмом и др.), переживаемыми человечеством.

Безопасность - понятие не статичное и связано напрямую с развитием. Категория «безопасность» относительна и приобретает смысловое значение только связи с конкретными объектами или сферами человеческой деятельности в разные исторические эпохи.

Безопасность включает в себя гарантии суверенитета, целостности, защиты населения, составляя существенный элемент национального интереса. Безопасность относиться к тому интересу, который «вошел в состав» жизненно важных интересов государства-нации (т.е. в государственный интерес).

Существует два понимания безопасности: 1) не угрожаемое состояние (связано с отсутствием внешних угроз, с безопасностью для жизни) и 2) совокупность мер для его обеспечения. Каждое из этих понятий характеризует понятие стабильности. В первом случае под стабильностью понимаем устойчивое состояние, позволяющее эффективно развиваться под влиянием внешней и внутренней среды, сохраняя свою структуру и способность контролировать процессы общественных перемен. Во втором стабильность – это равномерно отклоняющийся тип движения, средней линией которого можно считать отсутствие угрозы выживанию системы, с которым и отождествляется безопасность (Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945-1995). – М.: Конверт-МОНФ 1997. – С. 37-38).

Исторически известно три основных подхода к обеспечению безопасности:



  1. Охранительный подход

Подход сделавший ставку на социальный эгоизм и возможность любого произвола при его реализации. В сути своей – это навязывание силой своей воли другим, для чего необходимо собственное превосходство.

  1. Конкурентный подход

Подход тоже опирается на силу, на способность дать эффективный отпор потенциальному агрессору. При этом признается нежелательность или даже недопустимость силового давления, диктата по отношению к тем, кто не является в данный момент ни реальным, ни потенциальным агрессором.

3. Ненасильственный подход

Существо третьего подхода связано со стремлением к обретению безопасности через отказ от насилия вообще, через процесс всеобъемлющего разоружения. На современном этапе утопичность этого подхода очевидна, поэтому в сознании систем национальной безопасности в политической практике используются первые две концепции.

Главным субъектом обеспечения безопасности является государство. Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственных, общественных и иных организаций и объединений, граждане принимающее участие в обеспечение безопасности в соответствие с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Объекты национальной безопасности – интересы личности, общества и государства.

Субъекты наииональной безопасности – конкретные должностные лица, официальные и неофициальные институты, органы и организации, действующие в системе региональной безопасности.

Национальный интерес – это субъективная форма объективных потребностей общества и государства, сформулированная их элитой на основе ценностных предпочтений с учетом условий обстановки.

Национальные интересы делятся на внутренние и внешние. При этом они неравнозначны и объединяют три взаимосвязанных блока. К ним относятся:

1) фундаментальные интересы, идентичные для любой страны, так как определяют необходимость «выживания» нации. К внутренним интересам относят стабильность и развитие. Внешние интересы включают в себя: территориальную целостность; политический суверенитет, т.е. независимость; сохранение господствующего политико-экономического режима (конституционного строя); процветание;

2) национальные ценности – национальная идеология и культурная самобытность, определяющие цивилизационную уникальность страны;

3) текущие интересы, необходимость защиты которых определяется текущей обстановкой и обеспечением намеченного курса развития страны.

Пантин В.И.

Факторы дестабилизации современного мирового порядка

и политические риски для России

Становится все более очевидным, что в начале XXI в. мировая политическая и экономическая система вступила в период дестабилизации. Глобальный финансовый и экономический кризис, который начался в 2008 г. и охватил как развитые, так и развивающиеся страны, стал важным, но отнюдь не единственным проявлением социально-экономической и политической дестабилизации. Среди других важных ее проявлений можно отметить обострение региональных политических конфликтов на Ближнем Востоке, в Южной и Юго-Восточной Азии, на постсоветском пространстве, а также рост социальной напряженности и политической поляризации в ряде европейских стран (например, в Греции, Болгарии, Италии, Франции, Великобритании), в США (относительно резкое разделение американского общества на сторонников и противников Б. Обамы), в странах Латинской Америки, в ряде стран Азии и Африки. Еще одно проявление глобальной дестабилизации состоит в растущей неэффективности многих международных организаций и форумов, например ООН, МВФ, Всемирного банка, саммитов «восьмерки», экономического форума в Давосе. Многие авторы в этой связи указывают на кризис прежнего миропорядка, сложившегося после распада СССР, и на необходимость построения нового, более устойчивого и соответствующего изменившейся расстановке сил.

Для того, чтобы верно оценить перспективы глобального развития в ближайшие годы, необходимо понять основные причины и факторы дестабилизации мирового порядка и по возможности адекватно определить ее глубину Многочисленные факты и тенденции указывают на то, что наблюдаемая дестабилизация в мировой экономике и политике связана с постепенным исчерпанием возможностей прежних моделей экономического, социального и политического развития, с начавшейся трансформацией международной системы.

При этом речь идет не просто об исчерпании эффективности той или иной идеологии или политического режима, а о масштабных геополитических и геоэкономических сдвигах, в частности об относительном увеличении роли в мировой экономике и политике стран Востока, прежде всего Китая и Индии, в которых проживает около половины населения Земли. В то же время, как показывает анализ долгосрочных нелинейных тенденций эволюции мировой политической и экономической системы, современная дестабилизация мирового порядка не случайна, а закономерна, ее наступление в начале XXI в. во многом связано с длинными волнами мирового развития, с вступлением мировой системы в фазу крупных потрясений в международной экономике и политике. Исходя из анализа описанных Н. Кондратьевым и другими авторами длинных волн (колебаний) политического и экономического развития, ранее было довольно точно предсказано наступление глобального экономического кризиса в 2008 - 2009 гг. Согласно этой модели, основанной на исследовании длительных тенденций исторического развития, современная дестабилизация имеет долговременный характер, причем наибольшей глубины она может достигнуть в период 2013 - 2017 гг. С этой точки зрения, именно вступление мировой политической и экономической системы в фазу крупных потрясений определяет тяжесть кризисов и депрессий, остроту социальных и политических конфликтов, которые тем не менее необходимо своевременно обнаруживать и по возможности эффективно регулировать.

Вместе с тем сложность и неоднозначность современной ситуации состоит в том, что нынешняя глобальная дестабилизация обусловлена целым рядом различных факторов, которые взаимодействуют и усиливают влияние друг на друга. Это обстоятельство серьезно затрудняет исследование вклада отдельных наиболее важных причин и факторов в наблюдаемые процессы дестабилизации, а также оценку реальной роли различных (подчас противоположно направленных) тенденций современного мирового развития. Тем не менее можно выделить несколько групп наиболее существенных факторов, вызывающих глубокую и долговременную дестабилизацию мировой экономики и мировой политики. К их числу относятся демографические, экологические, финансовые, экономические, политические и военные факторы, которые кратко рассмотрены ниже.

Демографические и экологические факторы глобальной дестабилизации

Одним из важных и долговременных факторов глобальной дестабилизации является серьезный разрыв между темпами роста населения в наиболее богатых и наиболее бедных странах мира. Несмотря на постепенное замедление темпов увеличения общей численности населения Земли, которое связано с так называемым демографическим переходом, скорость прироста населения в разных странах существенно различна, причем самые высокие темпы роста населения наблюдаются в наиболее отсталых странах Африки, Азии, Латинской Америки.

В результате возникающих демографических диспропорций происходит массовая миграция из стран Азии, Африки, Латинской Америки в США, европейские страны, Россию, причем все попытки ограничить эту легальную и нелегальную миграцию пока не дают желаемого эффекта. Между тем быстрое изменение этнического состава населения США, Великобритании, Франции и других стран из-за более высокой рождаемости бывших мигрантов постепенно ведет к размыванию прежних ценностных основ общества, к изменению образа жизни широких слоев населения, к глубоким культурным, социальным и политическим сдвигам. Так, по некоторым оценкам, суммарная доля исламского и небелого населения в странах Западной Европы может возрасти с 10 - 15% в 2000 г. до 20 - 25% в 2025 г. и до 35 - 40% в 2050 г. В США белое население к 2050 г. может стать меньшинством, составив менее половины всего населения страны.

Демографические сдвиги и вызванная ими глобальная миграция населения тесно связаны с экологической ситуацией в разных регионах, с воздействием глобального экологического кризиса и глобальных климатических изменений. Миграция все чаще происходит из неблагополучных в экологическом или климатическом отношении регионов (например, из подвергающихся опустыниванию областей Африки, Ближнего Востока и Средней Азии) в более благополучные. В то же время, несмотря на развитие энерго- и ресурсосберегающих технологий и наукоемких производств, относящихся, согласно классификации известного американского футуролога Э. Тоффлера, к «третьей волне» технологического и социально-экономического развития, в большинстве стран мира (особенно в Китае, России, Латинской Америке) по-прежнему продолжают широко использоваться технологии массового индустриального производства «второй волны». До сих пор большинство загрязняющих природу производств в химической промышленности, добыче и переработке нефти, черной и цветной металлургии не меняются радикально и не становятся более экофильными. Нередко такие технологии вытесняются из более развитых стран в менее развитые, поскольку это выгодно транснациональным корпорациям, использующим дешевую рабочую силу и «дешевые» природные ресурсы в более бедных странах.

Отсюда продолжающееся уничтожение лесов, загрязнение рек, озер и Мирового океана, загрязнение атмосферы, почв и т.п. В частности, уже сейчас в условиях хронического дефицита пресной воды живут примерно 1,1 млрд. человек; по мнению известного российского специалиста, директора Института водных проблем В. Данилова-Данильяна, около 2025 - 2030 гг. почти половина населения Земли окажется в условиях, когда пресной воды не будет хватать для удовлетворения элементарных потребностей. В глобальный кризис, связанный с дефицитом пресной воды, будут втянуты прежде всего значительная часть Африки, Ближний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия; несмотря на наличие крупных рек, дефицит воды начнут испытывать две самые населенные страны мира - Китай и Индия. В результате уже в ближайшие годы и десятилетия вполне вероятны конфликты и войны не из-за нефти, а из-за пресной воды.

В перспективе одним из главных глобальных загрязнителей окружающей среды скорее всего станет Китай, промышленность которого развивается высокими темпами, но при этом во многих случаях использует загрязняющие природу технологии. Уже в настоящее время состояние атмосферы и качество питьевой воды в Китае способствует распространению различных болезней дыхательных путей. Поскольку Китай стремится догнать и перегнать развитые страны, можно полагать, что это существенно отразится на состоянии окружающей среды, причем не только в самом Китае, но и на всей планете. Подтверждением этому служит, например, тот факт, что значительные участки сибирской тайги, служащей, наряду с тропическими лесами, «легкими» всей планеты, подвергаются хищнической вырубке для вывоза древесины в Китай, где ее обрабатывают в больших масштабах. Аналогично дело обстоит и с тропическими лесами Юго-Восточной Азии, а в перспективе хищническая вырубка может затронуть тропические леса Индии и Бразилии, поскольку эти страны, входящие в группу государств БРИК, также осуществляют ускоренную экономическую модернизацию и развиваются быстрыми темпами. В итоге по мере вырубки лесов будут увеличиваться климатические колебания и перепады, усиливаться засухи и эрозия почв, что прямо скажется на состоянии сельского хозяйства и на продовольственном обеспечении населения Земли.

Выходом из этой ситуации могли бы стать разработка и повсеместное внедрение экологически более чистых производств и источников энергии, а также ограничение вырубки лесов. Современный глобальный экономический кризис может способствовать ускоренному внедрению новых, в том числе более экологичных технологий. Однако следует учитывать, что инерция развития прежних отраслей промышленности и старых технологий весьма велика, особенно в развивающихся странах, где экологические движения и организации пока что чрезвычайно слабы. Поэтому можно прогнозировать, что дестабилизирующее воздействие глобального экологического кризиса будет ощущаться еще довольно долго, а в середине XXI в. он, по-видимому, станет одним из основных факторов изменения структуры производства и всей модели глобализации.

Финансовые и экономические факторы глобальной дестабилизации

Финансовые и экономические факторы играют важную, во многом определяющую роль в возникновении современной дестабилизации и ее наиболее яркого выражения в виде глобального экономического кризиса. Его специфика заключается в том, что это первый кризис эпохи современной глобализации, поэтому многие его проявления быстро распространяются по всему миру, и ни одна страна не может отгородиться от них. Одна из главных причин текущего финансового кризиса - огромная, достигшая критической величины диспропорция между чрезвычайно раздутым финансовым сектором и реальным производством. Обращение на мировых финансовых рынках громадного количества ничем не обеспеченных ценных бумаг, обязательств, привело к тому, что возникла огромная финансовая пирамида; эта пирамида начала рушиться, когда в США в конце 2007 г. возник ипотечный кризис. Его следствием стал банковский, а затем и экономический кризис не только в США, но и во всем мире.

Для того, чтобы не допустить краха американской банковской системы, США, а вслед за ними и другие страны (в том числе Россия) пошли по пути вливания в банковскую систему огромных финансовых средств. Однако проблема состоит в том, что попытки выйти из финансового и экономического кризиса путем вливания в банки все новых средств, в том числе значительных объемов вновь напечатанных долларов, угрожают поставить под вопрос само существование американского доллара как мировой резервной валюты. Огромный и все возрастающий государственный и внутренний долг Соединенных Штатов возник в результате того, что США на протяжении многих лет потребляли гораздо больше, чем производили, и восполняли возникающий дефицит за счет привлечения финансовых средств со всего мира, то есть путем все новых заимствований. Рано или поздно подобная стратегия приведет либо к дефолту, либо к переходу США на новую валюту (например, амеро). И то и другое может иметь катастрофические последствия для мировой финансовой и экономической системы и неизбежно вызовет крупнейшие потрясения. В то же время переход от доллара к новой международной наднациональной резервной валюте в ближайшие годы невозможен, поскольку США и ряд других стран выступают против такого шага. Поэтому даже после выхода из острой фазы кризиса 2008 - 2009 гг. мировая финансовая система скорее всего останется в весьма нестабильном состоянии.

Многие специалисты склоняются к точке зрения, согласно которой мировая экономика в начале XXI в. вступила в так называемую понижательную фазу кондратьевского цикла, то есть в период развития, для которого характерны преобладание низкой экономической конъюнктуры, глубокие кризисы и болезненные депрессии, нестабильность в международных отношениях. В то же время понижательная волна кондратьевского цикла - благоприятное время для разработки и внедрения новых технологий, для формирования нового технологического уклада, новых форм управления, новых социальных и политических институтов. В связи с этим в ближайшие годы весьма вероятны глубокие технологические, социально-экономические и политические сдвиги, которые затронут как развитые, так и развивающиеся страны. Отсюда следует, что период экономических кризисов и депрессий - время не только тяжелых испытаний, но и благоприятное для различных технологических, экономических, социальных и политических нововведений.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница