«Пралеска» предусматривает гармоничное разностороннее




Скачать 288.13 Kb.
Дата23.09.2016
Размер288.13 Kb.
Программа «Пралеска» предусматривает гармоничное разностороннее развитие детей в активных видах деятельности. Одним из таких видов деятельности является конструирование. Конструирование обладает широкими возможностями для умственного, эстетического, нравственного развития детей.

В конструктивной деятельности у дошкольников развиваются психи-


ческие процессы (ощущение и восприятие, внимание, память, мышление
и воображение), формируется умение анализировать окружающие пред-
меты и архитектурные сооружения, расширяются представления о сен-
сорных качествах предметов, таких как форма, размер, расположение
в пространстве, цвет. Занятия конструированием в раннем и младшем
дошкольном возрасте способствуют развитию мелкой моторики рук, гла-
зомера, координации движений. Обучение конструированию дает толчок
для развития строительно-конструктивной игры, обогащает содержание
творческих игр малышей. В процессе занятий конструированием решают-
ся такие важные задачи нравственного воспитания, как воспитание акку-
ратности, организованности, дисциплинированности, настойчивости и др.

Конструктивная деятельность и особенности ее организации в до-


школьных учреждениях самым серьезным образом изучалась такими
выдающимися учеными, как Е. А. Флёрина, И. П. Сакулина, Н. Н. Под-
дъяков, 3. В. Лиштван, Л. А. Парамонова, Л. В. Куцакова, А. Н. Давидчук
и др. Ими было разработано содержание, методика обучения дошколь-
ников конструированию, методические указания о подборе строительных
материалов для каждой возрастной группы в целях обеспечения само-
стоятельного творчества детей.

В отечественной программе «Пралеска» обязательные занятия по кон-
струированию планируются во всех возрастных группах начиная с раннего
возраста (группа «Малыши»). Однако методических пособий по планиро-
ванию и организации конструктивной деятельности детей дошкольного
возраста в республике недостаточно.

В данном издании для воспитателей дошкольных учреждений пред-
лагаются примерные тематические сетки занятий, составленные в со-
ответствии с темами недель, конспекты занятий по конструированию
В группах «Малыши» (3-й год жизни) и «Почемучки» (4-й год жизни) со
схемами построек.

В группе «Малыши» по программе «Пралеска» занятия по конструи-


рованию чередуются в течение месяца с такими видами деятельности,
как лепка и аппликация, поэтому в издании приводится планирование
1 – 2 занятий конструированием в месяц, всего 12 занятий в год. В груп-
пе «Почемучки-1» (4-й год жизни) занятия конструированием чередуются

в течение месяца с занятиями аппликацией, поэтому планируются по 2 занятия в месяц, всего 18 занятий в год.

Последовательность занятий учитывает постепенное усложнение задач обучения конструированию, предполагает повторность в решении программных задач (например, освоение умения делать перекрытия повторяется в занятиях на темы: «Ворота», «Теремок для зверей», «Мостик» и др.), разнообразие приемов мотивации конструктивной деятельности детей. В обучении детей на занятиях используются разнообразные методы обучения: рассматривание образца постройки, выполненного воспитателем, показ способов конструирования, проблемные игровые ситуации, обыгрывание построек. На занятиях предполагается пополнение активного словаря названиями строительных деталей и частей построек, поэтому при их проведении педагоги должны максимально активизировать речь детей.

Тематические сетки и конспекты занятий по обучению конструированию разработаны авторами данного издания на основе методических рекомендаций 3. В. Лиштван и Л. В Куцаковой.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ СЕТКА ЗАНЯТИЙ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ
ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ГРУППЕ «МАЛЫШИ»

(3-й год жизни) НА ГОД



Месяц

Тема недели

Тема занятия

Сентябрь

  1. Игрушки.

  2. Овощи.

  3. Фрукты.

  4. Деревья, кусты, цветы

Тема 1. «Дорожка для машины».

Тема 2. «Дорожка для матрешки»



Октябрь

  1. Осень.

  2. Одежда, обувь.

  3. Предметы гигиены.

  4. Домашние животные и их детеныши

Тема 3. «Заборчик для домашних животных»



Ноябрь

  1. Посуда.

  2. Свойства и качества материалов.

  3. Растения уголка природы.

  4. Домашние птицы

Тема 4. «Башенка для петушка»



Декабрь

  1. Дикие животные и их детеныши.

  2. Мебель.

  3. Транспорт.

  4. Новый год

Тема 5. «Стул и стол для матрешки».

Тема 6. «Автобус для игрушек»


Январь

  1. Зима.

  2. Одежда, обувь.

  3. Мое прекрасное тело.

  4. Профессии взрослых (врач, медсестра)

Тема 7. «Горка»

Февраль

  1. Игрушки.

  2. Домашние птицы.

  3. Мебель.

  4. Растения уголка природы

Тема 8. «Кроватки для игрушек»



Март

1. Профессии взрослых (повар).

2. Посуда.

3. Овощи, фрукты.

4. Дикие животные и их детеныши.



Тема 9. «Теремок для зверей»

Апрель

1. Домашние животные и их детеныши.

2. Транспорт.

3. Предметы гигиены.

4. Весна


Тема 10. «Мостик для домашних животных».

Тема 11. «Гараж для машин»



Май

1. Птицы, насекомые.

2. Деревья, кусты, цветы.

3. Мое прекрасное тело.

4. Свойства и качества мате- риалов.



Тема 12. «Ворота и заборчик для сада»

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ

В ГРУППЕ «МАЛЫШИ» (3-й год жизни)


ТЕМА 1. «ДОРОЖКА ДЛЯ МАШИНЫ»

Программное содержание: учить строить дорожки из кирпичи-
ков, приставляя их друг к другу узкими длинными гранями; продолжать
знакомить со строительной деталью «кирпичиком»; учить различать
постройки по цвету (синий, зеленый); учить обыгрывать постройки,
развивать речевую активность (звукоподражание «би-би-би»); учить
аккуратно разбирать и складывать строительный материал в короб-
ку; воспитывать интерес к занятию.

Материал и оборудование: наборы кирпичиков разного цвета
(по количеству детей), образец постройки, игрушка-машина, ма-
ленькие игрушки по количеству детей для обыгрывания.

Предварительная работа: рассматривание дороги на прогулке,
рисование дорожек.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, как они наблюдали за движением ма-


шин на улице, рассматривали дорогу, показывает образец постройки.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, машина приехала к нам в группу.
По чему едет машина? Дорожка узкая или широкая?

  • Из чего я построила дорогу для машины? Сколько кирпичиков:
    много или один? Какого цвета кирпичики? (Синие.) По дорожке может
    проехать только одна машина. Посмотрите, сколько машин стоит в гара-
    же. Давайте для них тоже построим дорожки.

  • Я построю широкую дорожку. Беру один кирпичик, кладу его на
    широкую сторону (воспитатель показывает рукой), вот так. Катя, по-
    кажи, где широкая сторона у кирпичика. Беру еще один кирпичик, кладу
    его рядом, плотно прижимая к длинной узкой стороне, чтобы не было
    дырок. Теперь еще один кирпичик и еще один. (Выкладывает дорожку
    из 5—6 кирпичиков.)
    Вот такая длинная дорожка получается.

  • Сколько кирпичиков я положила (обводит дорожку рукой): один
    или много? Какого цвета дорожку я построила? (Зеленого.)

  • Дорожка получилась широкая и ровная, машина по ней может
    проехать. Поехала машина: «Би-би-би». А теперь и вы постройте до-
    рожки для машин.

Дети строят дорожки, воспитатель уточняет, какого цвета дорожка по-
лучается, широкая она или узкая. Тем детям, кто построил, дает машины для обыгрывания, предлагает покатать их, вызывает речевые реакции: «Как гудит твоя машина?». Можно предложить по краям дорожки посадить деревья или цветы (вырезанные из картона силуэты), а также объединить две постройки в одну — получится длинная дорожка.

Воспитатель хвалит детей, предлагает поставить машины в гараж, а строительный материал сложить в коробку. В процессе складывания педагог закрепляет название строительной детали «кирпичик», цвет.

ТЕМА 2. «ДОРОЖКА ДЛЯ МАТРЕШКИ» [4, с 52]

Программное содержание: учить строить дорожки из кирпичиков, приставляя их друг к другу узкими короткими гранями, различать постройки по цвету (красный, желтый); учить обыгрывать постройки, развивать речевую активность; продолжать учить аккуратно разбирать и складывать строительный материал в коробку; воспитывать чувство сопереживания, интерес к занятию.

Материал и оборудование: наборы кирпичиков разного цвета (по количеству детей), образец постройки, матрешка, маленькие игрушки (по количеству детей) для обыгрывания, цветы из красного и желтого картона.

Предварительная работа: выполнение простейших построек (дорожка для машины), ходьба по дорожке на участке, рассматривание кирпичика.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям пройти по дорожке (доске) в гости к матрешкам. Дети идут, находят игрушечных матрешек, ставят их на стол.



Воспитатель. Ребята, наши матрешки очень любят ходить друг к другу в гости. Но чтобь! не заблудиться, нужно построить дорожку. Посмотрите, какая дорожка есть у моей матрешки. Она узкая и длинная.

  • Из чего сделана моя дорожка? (Из кирпичиков.) Сколько в ней кирпичиков: много или мало? Какого цвета моя дорожка?

  • Маленькие матрешки тоже хотят, чтобы мы построили им дорожку. Посмотрите, как я буду строить. Я беру кирпичик и кладу его на широкую сторону. К нему плотно приставляю еще один кирпичик, вот так, короткой стороной к короткой стороне, чтобы не было дырочки, затем еще один, еще и еще. Вот какая длинная дорожка получается. По ней может гулять матрешка и петь лесенку. Теперь она не заблудится. А сейчас садитесь за столы и пусть каждый из вас построит дорожку для матрешки.

Во время самостоятельной работы воспитатель закрепляет название цвета дорожки, понятие «длинная дорожка». Тем, кто построил дорожку, педагог советует «посадить» цветы вдоль нее (красные возле красной дорожки, желтые — возле желтой), раздает матрешек и предлагает сходить в гости. Воспитатель хвалит детей, предлагает уложить матрешек спать, а строительный материал сложить в коробку. В процессе складывания закрепляются название строительной детали «кирпичик», цвет.


ТЕМА 5. «ЗАБОРЧИК ДЛЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ» [4, с 54]
Программное содержание: продолжать учить детей строить заборчик, устанавливая в ряд кирпичики, комбинируя их положение и чередуя по цвету; продолжать учить играть с постройками, проявляя интерес к действиям товарища; активизировать словарь: «один», «много», «забор», «петух», «курица», «ку-ка-ре-ку», «ко-ко-ко»; продолжать учить аккуратно разбирать и складывать детали в коробку, распределяя их по цвету; воспитывать интерес к занятию.

Материал и оборудование: наборы кирпичиков разного цвета (по количеству детей), образец постройки, игрушки (курочка, петушок, кошка, собака) по количеству детей для обыгрывания.

Предварительная работа: рассматривание кирпичика, рисование забора, рассматривание забора на участке.

Ход занятия



Воспитатель (рассказывает историю). Жили-были курочка, петушок, собачка и котик. Любили они играть во дворе (показывает действия с игрушками). Вот однажды петушок предложил: «Давайте построим заборчик вокруг нашего дворика!». Все обрадовались, а вот строить никто не умел.

  • Посмотрите, я для них начала строить заборчик. Из чего я строила его? (Из кирпичиков.) Какого цвета кирпичики? Посмотрите, как я их разместила. В самом начале какого цвета кирпичик? (Синий.) Затем какой? (Зеленый.) Потом опять синий, затем зеленый. Они чередуются. Заборчик не одинаковый по высоте. Посмотрите, как я поставила кирпичики: один — на длинную сторону, другой — на короткую.

  • Но наши животные хотят длинный заборчик. Давайте еще построим заборчик для петушка, курочки, собачки и котика. Посмотрите: я один кирпичик поставлю на длинную сторону. Какого цвета кирпичик я взяла?

  • Затем кирпичик поставлю на короткую сторону. Какого цвета кирпичик я поставила? Какого цвета следующий кирпичик я должна поставить? Как я его поставлю, на какую сторону: длинную или короткую? Покажите. А теперь вы постройте красивый заборчик для наших животных.

Дети строят заборчик, воспитатель следит, чтобы они чередовали кирпичики по цвету и положению. Затем педагог предлагает каждому ребенку выбрать игрушку и проводит игру: дети прячут своих животных за заборчиком, а воспитатель спрашивает, например: «Где же собачка?». Ребенок показывает игрушку и произносит: «Ав-ав». Затем воспитатель задает вопросы, побуждая отвечать, озвучивая роли котика, петушка и т. д.: «Котик, покажи один кирпичик», «Петушок, сколько здесь кирпичиков: один или много?».

В конце занятия педагог оценивает детские постройки: «Курице нравится Олин заборчик. Он ровный, красивый. Из каких деталей ты его построила? Какого цвета этот кирпичик?».



Воспитатель. Теперь аккуратно разберите заборчик и сложите кирпичики в коробку: в одну коробку — красные кирпичики, в другую — желтые, в остальные — зеленые и синие. (На коробках — условные обозначения.)

ТЕМА 4. «БАШЕНКА ДЛЯ ПЕТУШКА»



Программное содержание: учить детей делать башенки из 5—6 кубиков, продолжать учить возводить постройку в высоту, ставить кубик друг на друга; учить эмоционально обыгрывать постройку; развивать мелкую моторику пальцев, продолжать учить аккуратно разбирать и складывать строительный материал в коробку; воспитывать эмоциональное сопереживание, интерес к занятию.

Материал и оборудование: наборы кубиков разного цвета (по количеству детей), построенная башенка, игрушки (курочка и петушок), игрушки (по количеству детей) для обыгрывания.

Предварительная работа: знакомство с кубиком, выполнение простейших построек в самостоятельной игровой деятельности: поезд, башенка из кирпичиков.

Ход занятия

Воспитатель ставит на стол петушка и курочку, игрушечную башню.



Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Кто это? Послушайте сказку про петушка и курочку. В одной деревне жили-были петушок и курочка. Петушок залетал на башенку и будил солнышко: «Ку-ка- ре-ку!». (Воспитатель показывает действия с игрушками.) Но вот однажды подул сильный ветер, и башенка разрушилась. Плачет петушок, плачет курочка: «Как же солнышко разбудить? Кто нам поможет?». Ребята, давайте поможем петушку построить новую башенку, чтобы он смог солнышко будить.

  • Посмотрите, какую башню построила я. Какая башенка, большая или маленькая? Из чего я построила башенку? Сколько кубиков в башенке, много или один? Как можно играть с башенкой?

  • А теперь посмотрите, как я буду строить башенку. Я беру один кубик в руку и ставлю его на стол. Затем беру еще один кубик и ставлю кубик на кубик. Ставлю ровно, уголок к уголку, чтобы башня была ровная. Готова у меня башня? Она большая или маленькая? Эта башенка маленькая, а нам нужно сделать большую. Поставим еще кубик, затем еще и еще. Теперь какая башенка получилась: большая или маленькая? Взлетел петушок на башенку и запел от радости: «Ку-ка-ре-ку! Вот какая высокая башня получилась, теперь солнышко меня услышит».

  • Посмотрите, сколько игрушек пришло к нам в гости. Они хотят, чтобы вы построили башенки для них.

Дети садятся за столы, у каждого набор кубиков разного цвета. Воспитатель советует, как поставить кубики, дает указания: «Поставь кубики ровно, а то твоя башня упадет; сделай башенку повыше»; задает вопросы: «Какого цвета твоя башенка? Сколько кубиков в башенке: один или много?». Детям, которые построили башенки, педагог раздает игрушки, предлагает поиграть с ними: «Можете посадить петушка на башенку, пусть он с нее слетает. Вот бежит лисичка. Петушок взлетел на башенку, теперь лисичка его не достанет».

Воспитатель. Молодцы, какие красивые башенки вы построили. Мне они очень понравились и петушку тоже. Теперь петушки пойдут спать, а вы положите аккуратно свои кубики в коробку, чтобы они не сломались и оставались красивыми.

ТЕМА 9. «СТУЛ И СТОЛ ДЛЯ МАТРЕШКИ» [3, с 37]

Программное содержание: учить детей строить простые постройки из кирпичиков и кубиков и объединять постройки по смыслу сюжета; упражнять детей в одновременном действии с деталями двух видов (кубиками и кирпичиками), учить различать их; продолжать учить приемам накладывания и прикладывания деталей; побуждать к общению; продолжать учить аккуратно разбирать и складывать строительный материал в коробку; закреплять названия основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый); воспитывать интерес к занятиям.

Материал и оборудование: наборы кирпичиков и кубиков (по количеству детей), образец постройки, матрешка, маленькие матрешки по количеству детей для обыгрывания.

Предварительная работа: рассматривание разных стульев и столов, игры в игровом уголке.

Ход занятия



Воспитатель (показывает красивую игрушку-матрешку). Ребята, матрешка очень любит ходить в гости к своим подружкам. Пришла матрешка к кукле: «Садись матрешка», — говорит ей кукла. Куда села матрешка? (На стул.) Удобный стул, у него есть сиденье и спинка. Что есть у стула? Из чего сделано сиденье? А из чего сделана спинка? Посмотрите (показывает кубик и кирпичик): кирпичик длинный, а кубик короткий.

  • Давайте угостим матрешку чаем. Куда я поставила чашку? (На стол.) У стола есть крышка (показывает) и ножка (показывает). Из чего сделана крышка? А из чего сделана ножка у стола? Какого цвета мои стол и стул?

  • У нашей матрешки есть подружки, а столов и стульев у них нет. Давайте и для них построим стол и стул. Вначале я построю стул: поставлю кубик — это сиденье, к нему плотно приставлю кирпичик на короткую сторону — это спинка. (Воспитатель закрепляет название строительных деталей.) Что я построила? А теперь что мы построим? (Стол.) Вначале я построю ножку из кубика, вот так. Теперь сверху положу кирпичик на широкую сторону — это крышка. Теперь вы сами построите стул и стол для своих матрешек.

Во время самостоятельной работы воспитатель закрепляет названия строительных деталей, цвет, слова «стол» и «стул»; затем раздает игрушки и предлагает угостить матрешек, стимулирует речевую активность, предлагает сходить в гости друг к другу.

В конце занятия педагог хвалит детей, собирает матрешек, а строительный материал предлагает сложить в коробку. В процессе складывания закрепляются названия строительных деталей: «кирпичик», «кубик», их цвет.

ТЕМА 6. «АВТОБУС ДЛЯ ИГРУШЕК»

Программное содержание: учить детей строить автобус из пластин и кубиков, упражнять в выкладывании кубиков на пластину на расстоянии друг от друга, в выполнении перекрытия; продолжать учить складывать строительные детали в коробку после занятия; учить обыгрывать постройку; закрепить умение различать и называть кубик и пластину; воспитывать интерес к конструированию из строительного материала.

Материал и оборудование: по 3 кубика и 2 пластины на каждого ребенка; мелкие игрушки; автобус, построенный из крупного строительного материала.

Предварительная работа: игра в «автобус», конструирование автобуса из стульев, рассматривание автобуса на картинке.

Ход занятия



Воспитатель, Ребята, наши игрушки хотят отправиться в путешествие. На чем они могут поехать? (На поезде, на автобусе, на автомобиле.) Давайте поможем игрушкам, построим для них автобусы. (Педагог проводит обследование автобуса, построенного из крупного строительного материала.) Что есть у автобуса? (Основание, крыша, окошки.) Из чего сделаны основание и крыша автобуса? (Из пластин.) Чем отгорожены окошки друг от друга? (Кубиками.) Для чего нужен автобус?

Затем воспитатель показывает и объясняет способ конструирования автобуса.

— Вначале я положу пластину, она длинная, поэтому и автобус будет длинный, на пластину поставлю кубики: сначала два кубика по краям пластины, а в последнюю очередь еще один кубик между ними. Чтобы выполнить крышу, надо сверху на кубики положить еще одну пластину.

В процессе показа воспитатель побуждает детей повторять названия деталей, подсказывать, чего не хватает в постройке.

После того как дети построят автобусы, педагог предлагает поиграть с ними, покатать игрушки на автобусах. В ходе игр побуждает произносить слово «автобус». В конце занятия хвалит всех детей, предлагает разобрать постройки и сложить строительный материал в коробки.

ТЕМА 7. «ГОРКА» [2, с. 21, 22]



Программное содержание: учить детей строить горку из кубиков и призмы, продолжать упражнять в накладывании однородных строительных деталей друг на друга, в приставлении деталей плотно друг к другу; познакомить с новой строительной деталью «призмой», учить давать ей образное название «горка»; закрепить умение различать кубик и призму; продолжать учить складывать строительные детали в коробку после занятия; воспитывать интерес к обыгрыванию построек из строительного материала.

Материал и оборудование: по 6 кубиков и 1 большой призме на каждого ребенка, мелкие игрушки; горка, построенная из крупного строительного материала.

Предварительная работа: рассматривание горки на участке детского сада, катание с горки.

Ход занятия

Воспитатель демонстрирует игрушки (птичка, зайчик, мышка, гномик и т. д.), просит детей перечислить их.

Воспитатель. Где живут наши игрушки? Во что вы с ними играете? Игрушки видели, что наши дети любят кататься с горки. Они захотели, чтобы у них была такая же горка, только маленькая. (Демонстрирует детям образец горки и рассматривает его с детьми.)

— Какая горка: высокая или низкая? С какой стороны горки можно скатиться? Эта часть называется скат. Он построен из призмы, мы его будем называть «горка». По чему можно подняться на горку? Что есть у лестницы? (Ступеньки.) Сколько их? (Много.) А сколько скатов? (Один.) Из чего построены ступеньки? (Из кубиков.) Что вы делаете на горке?

Воспитатель показывает и объясняет способ конструирования горки.

Воспитатель. Чтобы построить лесенку, надо поставить один кубик. Это будет первая нижняя ступенька. К ней надо плотно приставить еще один кубик, а затем на него поставить кубик сверху. Вот получилась еще одна ступенька повыше. Затем к высокой ступеньке плотно приставляем еще кубик, а на него ставим сверху кубик, а затем еще один кубик. Получилась самая высокая ступенька. Вот и готова наша лесенка. Можно с нее кататься? Чего не хватает? (Ската.) Чтобы получился скат, надо приставить к самой высокой ступеньке призму — «горку».

После того как дети построят лесенки, воспитатель предлагает поиграть с ними, покатать игрушки. В ходе игры побуждает произносить слова «вверх по лесенке», «вниз с горки». В конце занятия педагог хвалит всех детей, предлагает разобрать постройки и сложить строительный материал в коробки.

ТЕМА 8. «КРОВАТКИ ДЛЯ ИГРУШЕК» [2, с 20]

Программное содержание: учить детей строить разные по размеру кроватки (широкую и узкую) из кирпичиков и пластин; продолжать упражнять в выкладывании деталей на ребро и плашмя, в приставлении деталей плотно друг к другу; продолжать учить складывать строительные детали в коробку после занятия; закрепить умение различать и называть кирпичик и пластину; воспитывать интерес к обыгрыванию постройки.

Материал и оборудование: по 3 пластины и 4 кирпичика, маленькая и большая игрушки (мишка и зайчик), лоскутки ткани на каждого ребенка, кроватки разных размеров.

Предварительная работа: рассматривание кроваток в кукольном уголке.

Ход занятия

В начале занятия обыгрывается игровая ситуация о том, как мишка и зайка поссорились друг с другом по той причине, что не могли разобраться, где чья кроватка.

Воспитатель. Ребята, давайте помирим игрушки и поможем им разобраться, кто на какой кроватке будет спать. Посмотрите: игрушки одинаковые по величине или разные? Кто больше: мишка или зайчик? Какую кроватку мы выберем для большого мишки? (Большую кроватку.) А для маленького зайки? (Маленькую.)

Воспитатель анализирует образцы кроваток.

— Из чего состоит кроватка? (Из спинки и матрасика.) Из чего построен матрасик у маленькой кроватки? (Из пластины.) Спинки из чего построены? (Из кирпичиков.)

Педагог демонстрирует способ конструирования узкой кроватки.



Воспитатель. Положу пластину на широкую сторону. К ней приставлю кирпичики с одной и другой стороны. Какая кроватка получилась? (Узкая.) Для кого эта кроватка: для зайчика или мишки? Построю еще одну узкую кроватку и сдвину две узкие кроватки вместе. Для кого я теперь построила кроватку? (Для мишки.) Какая она? (Широкая.)

Воспитатель предлагает детям построить две кроватки — узкую и широкую. После того как дети сделают это, он раздает лоскутки ткани, предлагает уложить игрушки спать. В ходе игры закрепляются понятия «узкая кроватка», «широкая кроватка». В конце занятия педагог хвалит всех детей, предлагает разобрать постройки и сложить строительный материал в коробки.

ТЕМА 9. «ТЕРЕМОК ДЛЯ ЗВЕРЕЙ»

Программное содержание: учить детей строить домик из кирпичиков и призмы, продолжать упражнять в выкладывании кирпичиков на ребро, в приставлении деталей плотно друг к другу и на расстоянии, учить делать простейшие перекрытия; продолжать учить складывать строительные детали в коробку после занятия, обыгрывать постройку; закрепить умение различать кирпичик и призму; воспитывать сопереживание к игровым персонажам.

Материал и оборудование: по 6 кирпичиков и 2 больших призмы, игрушки (мишка, лисичка, зайчик) на каждого ребенка; образец домика, построенный из крупного строительного материала.

Предварительная работа: рассказывание сказки «Теремок», знакомство с лесными зверями, рассматривание иллюстраций к сказке.

Ход занятия

Воспитатель демонстрирует игрушки лесных животных и сообщает детям о том, что зверям негде жить.

Воспитатель. У всех есть свой домик, а у наших зверей — нет. Давайте поможем им и построим домик-теремок. (Воспитатель вместе с детьми рассматривают образец домика.)

- Что есть у домика? (Стены.) Из чего они построены? (Из кирпичиков.) Что еще есть у домика? (Крыша.) Крыша построена из призм. На какую фигуру похожа крыша? Кто может жить в домике?

Воспитатель демонстрирует приемы конструирования домика.

Воспитатель. Начнем строить домик с задней стенки. Для этого ставим два кирпичика в высоту на короткие стороны, плотно прижимая их друг к другу. Далее сооружаем боковые стенки, приставляя по два кирпичика к задней стенке с одной и с другой стороны. В последнюю очередь выполняем крышу, выкладывая две призмы сверху на стены.

После того как дети построят свои домики, воспитатель предлагает поиграть с ними в сказку «Теремок». В конце занятия педагог хвалит всех детей, предлагает разобрать постройки и сложить строительный материал в коробки.



ТЕМА 10. «МОСТИК ДАЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ» [6, с 32]

Программное содержание: учить детей сооружать постройку (мост) из кубиков, пластин и призм по образцу воспитателя, по-разному располагая детали по отношению друг к другу; продолжать учить ставить строительные детали плотно и на расстоянии друг от друга, делать перекрытия; закреплять умения обыгрывать постройку, складывать строительные детали в коробку после занятия; воспитывать сопереживание к игровым персонажам.

Материал и оборудование: по 2 кубика, 2 призмы и 1 пластине, фигурки домашних животных, лист голубой бумаги для ручья на каждого ребенка; мост, построенный из крупного строительного материала.

Предварительная работа: строительство скамеек, ворот в самостоятельной игровой деятельности, рассматривание картинок.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает и демонстрирует детям сказку.

Воспитатель. Жили-были в деревне домашние животные—корова, коза, поросенок, уточка и др. Они ходили на лужок щипать зеленую травку, а потом— к озеру пить чистую водичку. Однажды началась гроза, пошел сильный дождь. Когда гроза прошла, отправились животные на лужок, но не смогли дойти до него. Дорогу им перегородил большой ручей. Как животным перебраться на другой берег и попасть на луг? Для этого нужно построить мост.

Воспитатель демонстрирует образец готового моста и рассматривает его, привлекая внимание детей.

— Что это? (Мост.) У моста есть опоры (показывает). Из чего построены опоры моста? (Из кубиков.) А это перекрытие (показывает). Из чего

сделано перекрытие? (Из пластины.) Чтобы подняться на мост и спуститься с моста нужны скаты, вот они. Они сделаны из призм. На что похожа эта строительная деталь? (На треугольник, крышу.) Для чего нужен мостик?

Педагог показывает приемы конструирования моста, уточняя, что начинать строить надо с опор.


  • Вначале я поставлю два кубика на расстоянии друг от друга по двум берегам ручья. Далее сооружаем перекрытия, располагая сверху на кубики пластину. В последнюю очередь строим скаты, плотно прижимая две призмы к кубикам с двух сторон моста.

После того как дети построят свои мостики, воспитатель предлагает поиграть с ними, водить по ним животных на лужок. В конце занятия педагог хвалит всех детей, предлагает разобрать постройки и сложить строительный материал в коробки.

ТЕМА 11. «ГАРАЖ ДЛЯ МАШИН»

Программное содержание: учить детей сооружать постройку (гараж) из кирпичиков, по-разному располагая их по отношению друг к другу; продолжать учить ставить кирпичики на ребро плотно и на расстоянии друг от друга, делать перекрытия; закреплять умения обыгрывать постройку, складывать строительные детали в коробку после занятия.

Материал и оборудование: по 8 кирпичиков, маленькая машинка на каждого ребенка; гараж, построенный из крупного строительного материала.

Предварительная работа: конструирование теремка на занятии, ворот, домов в самостоятельной деятельности.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям навести порядок в игровом уголке: разложить разные предметы (книга, пальто, матрешка, посуда и т. д.) по своим местам (в шкаф, на полку, в домик). Когда остается одна машина, воспитатель задает вопросы.



Воспитатель. Где должна находиться машина? Как называется дом для автомобиля? (Гараж.) Давайте построим на занятии гаражи для машин.

Воспитатель демонстрирует образец гаража и рассматривает его, подключая детей.



  • Что это? (Гараж.) Из чего состоит гараж? (Из стен и крыши.) Из чего построены стены гаража? (Из кирпичиков.) Из чего сделана крыша? (Тоже из кирпичиков.) Кто будет жить в гараже? (Машина.)

Педагог показывает приемы конструирования гаража.

  • Начинать строить надо с задней стенки. Для этого ставим два кирпичика в высоту на узкую короткую сторону, плотно прижимая их друг к другу. Далее сооружаем боковые стенки, приставляем по два кирпичика к задней стенке с одной и с другой стороны. В последнюю очередь выполняем перекрытия, накладываем два кирпичика сверху на стены.

В ходе самостоятельной работы воспитатель обращает внимание на то, что стены должны быть ровные, чтобы перекрытия не упали.

После того как дети построят гаражи, педагог предлагает поиграть с ними, катать машины и ставить их в гаражи. В конце занятия он хвалит всех детей, предлагает разобрать постройки и сложить строительный материал в коробки.

ТЕМА 12. «ВОРОТА И ЗАБОРЧИК ДЛЯ САДА»

Программное содержание: учить детей сооружать две конструкции одновременно, объединяя их одним замыслом; продолжать учить чередовать кирпичики по расположению, на длинное и короткое ребро, выкладывать их друг за другом по прямой линии, делать из кирпичиков перекрытия; закреплять умения обыгрывать постройку, складывать строительные детали в коробку после занятия.

Материал: по 8 кирпичиков, маленькая матрешка на каждого ребенка.

Предварительная работа: конструирование заборчика на занятии, рисование заборчика и ворот.

Ход занятия

Воспитатель кладет на стол силуэты цветочков, расставляет деревья.



Воспитатель. Ребята, это садик, в котором любит играть матрешка. Что есть у матрешки в саду? Чтобы никто не вытоптал цветочки, не поломал деревья, надо садик загородить заборчиком. Из чего можно построить забор? (Из кирпичиков.)

Воспитатель демонстрирует приемы постройки забора.



  • Мы построим низкий заборчик, для этого кирпичики кладем на длинное ребро перед садиком.

Затем воспитатель предлагает детям решить проблемную ситуацию.

  • Как матрешка сможет войти в садик? Что нужно построить еще кроме заборчика? (Ворота.)

Педагог сооружает ворота из двух кирпичиков, поставленных на расстоянии друг от друга в высоту, а затем делает перекрытие в воротах из еще одного кирпичика.

Воспитатель. Ворота я тоже построю из кирпичиков, поставлю один кирпичик на короткую узкую сторону, а на расстоянии — еще один кирпичик. Чтобы получились ворота, нужно сделать перекрытие, сверху положить еще один кирпичик так, чтобы он не упал.

Педагог предлагает детям выполнить постройки, сделать забор и ворота для своих садиков.



После того как дети построят ворота и забор для садика, воспитатель предлагает поиграть с постройкой (матрешки гуляют по садику, ходят в гости друг к другу). В конце занятия педагог хвалит всех детей, предлагает разобрать постройки и сложить строительный материал в коробки.




База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница