Правила организации труда и отдыха водителей, а также применения тахографов Общие положения




Скачать 1.16 Mb.
страница 1/6
Дата 03.09.2016
Размер 1.16 Mb.
  1   2   3   4   5   6


Утверждены

приказом министра

по инвестициям и развитию
Республики Казахстан   
от «___» _______ 2014 года

№ _______________




Правила
организации труда и отдыха водителей,
а также применения тахографов



  1. Общие положения




  1. Настоящие Правила организации труда и отдыха водителей, а также применения тахографов (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте» и Указом Президента Республики Казахстан от 12 мая 1995 года № 2272 «О присоединении Республики Казахстан к Европейскому Соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, (ЕСТР) 1970 года» и определяют порядок организации труда и отдыха водителей, осуществляющих автомобильные перевозки пассажиров и грузов, и применения тахографов на автотранспортных средствах, подлежащих оборудованию данными устройствами.

  2. В Правилах используются следующие основные понятия:

  1. автомобильный перевозчик (далее – перевозчик) – физическое или юридическое лицо, владеющее автотранспортными средствами на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты за плату или по найму;

  2. перенесение информации - копирование части или всей информации, находящейся в памяти электронного (цифрового) тахографа или карточки водителя, в программно-технические средства перевозчика;

  3. контрольная карточка - карточка с информацией о контролирующем органе, позволяющая осуществлять контроль скоростных режимов движения, режимов труда и отдыха водителей, управляющих транспортными средствами, оснащенными электронным (цифровым) тахографом;

  4. другая работа - любая трудовая деятельность, кроме управления транспортным средством, включая работу на того же самого или иного работодателя, в транспортном секторе или вне его. Этот термин не охватывает время ожидания и время, не используемое для управления и проведенное в движущемся транспортном средстве, на  пароме или в поезде;

  5. еженедельная продолжительность управления - общая суммарная продолжительность управления в течение недели;

  6. ежедневная продолжительность управления - продолжительность управления между любыми двумя периодами ежедневного отдыха или периодами ежедневного и еженедельного отдыха;

  7. экипаж из нескольких человек - ситуация, когда в течение каждого периода управления между любыми двумя последовательными ежедневными периодами отдыха или между ежедневным периодом отдыха и еженедельным периодом отдыха в транспортном средстве для его управления находятся по крайней мере два водителя;

  8. отдых - любой непрерывный период, в течение которого водитель может свободно располагать своим временем;

  9. диаграммный диск - диск, который вводится в механический или электронный (аналоговый) тахограф и предназначен для непрерывной записи и хранения информации, подлежащей регистрации;

  10. эффективная окружность шин колес - среднее значение расстояний, пройденных несколькими ведущими колесами автотранспортного средства за один полный их оборот при нормальных условиях испытаний;

  11. регулярные линии - линии, которые обеспечивают перевозку пассажиров через конкретно указанные интервалы движения по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на заранее определенных остановках;

  12. водитель - любое лицо, управляющее автотранспортным средством или находящееся на автотранспортном средстве для того, чтобы управлять им в случае необходимости, и имеющее документы, подтверждающие его квалификацию и профессиональную пригодность в соответствии с законодательством Республики Казахстан о безопасности дорожного движения;

  13. карточка водителя - карточка, используемая для идентификации личности водителя и хранения соответствующих данных о периодах работы и отдыха водителя при управлении транспортным средством;

  14. держатель карточки - физическое или юридическое лицо, имеющее карточку, выданную в установленном порядке настоящими Правилами;

  15. изготовитель электронных карточек к электронным (цифровым) тахографам (далее – изготовитель карточек) – физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по изготовлению и выдаче электронных карточек к электронным (цифровым) тахографам;

  16. периодическая проверка - проверка тахографа на правильность функционирования наличия на тахографе знака официального утверждения типа, наличие таблички с данными, целостности пломб;

  17. информация о режимах труда и отдыха водителей транспортных средств - регистрируемая и хранящаяся в энергонезависимой памяти электронного (цифрового) тахографа или карточке водителя информация о держателе карточки водителя, номере карточки водителя, периодах работы и отдыха водителя, пройденном расстоянии, скорости и другой информации о режиме его труда и отдыха;

  18. установка параметров транспортного средства - процедура обновления или заверения параметров транспортного средства. Параметры транспортного средства включают: коэффициент транспортного средства (w), постоянную тахографа (к), эффективную окружность шин колес (l), размер шин, информацию об ограничителе скорости (если установлен на транспортном средстве), всемирное координированное время, показание одометра, регистрационный знак транспортного средства;

  19. ежедневный период отдыха - ежедневный период, в течение которого водитель может свободно располагать своим временем и который охватывает нормальный ежедневный период отдыха и сокращенный ежедневный период отдыха;

  20. нормальный ежедневный период отдыха - любой период отдыха продолжительностью не менее 11 часов. В качестве альтернативного варианта этот нормальный ежедневный период отдыха может быть разбит на два периода, первый из которых непрерывный продолжительностью не менее 3 часов и второй - непрерывный продолжительностью не менее 9 часов;

  21. датчик движения (импульсов) - устройство, генерирующее сигналы, соответствующие скорости транспортного средства и (или) пройденного расстояния;

  22. сокращенный ежедневный период отдыха - любой период отдыха продолжительностью по крайней мере 9 часов, но менее 11 часов;

  23. тахограф механический или электронный (аналоговый) - контрольное устройство регистрации режима труда и отдыха водителей, скорости, пройденного пути, работающий на принципах записи информации на диаграммный бумажный диск;

  24. заявитель – физическое или юридическое лицо, обратившееся к изготовителю карточки за выдачей электронной карточки к электронному (цифровому) тахографу;

  25. сервисный центр (мастерская) (далее – сервисный центр) - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по установке и обслуживанию тахографов;

  26. карточка сервисного центра (мастерской) - карточка с реквизитами работника сервисного центра, используемая для настройки электронного (цифрового) тахографа и установки параметров транспортного средства;

  27. карточка перевозчика - карточка с реквизитами перевозчика, используемая для анализа и контроля режимов труда и отдыха водителей транспортных средств, которые используются на принадлежащих перевозчику транспортных средствах на праве собственности или других законных основаниях;

  28. тахограф – механическое либо электронное (цифровое) контрольное устройство регистрации режима труда и отдыха водителей;

  29. обслуживание тахографа - проведение работ по настройке и ремонту тахографа;

  30. настройка тахографа - процедура согласования характеристик тахографа и датчика движения (импульсов) и установка параметров транспортного средства, после которой тахограф может выполнять все предусмотренные функции. Настройка электронного (цифрового) тахографа осуществляется с использованием карточки сервисного центра;

  31. ремонт тахографа - последовательность операций по восстановлению исправности или работоспособности тахографа, восстановлению его ресурса;

  32. поверка - совокупность операций, выполняемых государственной метрологической службой или другими аккредитованными юридическими лицами в целях определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим и метрологическим требованиям;

  33. знак поверки - условный знак установленной формы, предназначенный для нанесения на средства измерений или их эксплутационные документы по результатам их поверки, удостоверяющий соответствие средства измерений требованиям Закона Республики Казахстан от 7 июня 2000 года "Об обеспечении единства измерений";

  34. перерыв - любой период, в течение которого водитель не может управлять транспортным средством или выполнять любую другую работу и который используется исключительно для восстановления сил;

  35. тахограф электронный (цифровой) - контрольное устройство регистрации режима труда и отдыха водителей, использующий принципы снятия информации о параметрах работы автомобиля в кодированном цифровом формате с помощью карточки со встроенным чипом;

  36. электронная карточка к электронному (цифровому) тахографу (далее - карточка) - карточка с интегральной микросхемой, позволяющая сохранить данные о режимах труда и отдыха водителя, иную информацию, необходимую для работы с электронным (цифровым) тахографом.

  1. Оборудованию тахографами подлежат автобусы, грузовые, в том числе специализированные, автомобили, используемые при осуществлении:

  1. автомобильных перевозок опасных грузов;

  2. международных автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов;

  3. междугородных межобластных регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа;

  4. междугородных межобластных, межрайонных (междугородных внутриобластных) нерегулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа.

  1. Не допускается эксплуатация автобусов, грузовых, в том числе специализированных автомобилей при осуществлении перевозок, указанных в пункте 3 настоящих Правил:

  1. без контрольных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов);

  2. с выключенным исправным тахографом;

  3. с незаполненными диаграммными дисками;

  4. с применением ранее использованных диаграммных дисков;

  5. без использования электронных карточек в случае применения электронных (цифровых) тахографов;

  6. без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха водителей (в случае неисправности контрольного устройства).

  1. Автотранспортные средства, зарегистрированные на территории государства, являющегося участником Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (далее - ЕСТР), при осуществлении международных автомобильных перевозок по территории Республики Казахстан оборудуются тахографами, если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан не установлено иное.

  2. При осуществлении международных автомобильных перевозок по территории Республики Казахстан автотранспортными средствами, зарегистрированными на территории государства, не являющегося участником ЕСТР, допускается ведение водителями данных автотранспортных средств ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха.

  3. Оборудование тахографами не требуется при осуществлении перевозок следующими автотранспортными средствами:

  1. грузовыми автомобилями, в том числе специализированными (предназначенными для перевозки определенных видов грузов), общая снаряженная масса которых, включая вес прицепов или полуприцепов, не превышает 3,5 тонн, за исключением автотранспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов;

  2. автотранспортными средствами, которые используются для перевозки пассажиров и грузов, в том числе опасных грузов, на регулярных линиях, протяженность которых не превышает 50 км;

  3. транспортными средствами, которые используются для перевозки пассажиров и которые в силу своей конструкции и оборудования могут перевозить не более девяти человек, включая водителя, и предназначены для этой цели;

  4. автотранспортными средствами, разрешенная максимальная скорость которых не превышает 40 км в час;

  5. автотранспортными средствами, которые находятся в ведении вооруженных сил, органов гражданской обороны, пожарной службы и сил поддержания общественного порядка;

  6. автотранспортными средствами, которые используются в чрезвычайных обстоятельствах или в ходе спасательных операций;

  7. специальными автотранспортными средствами, которые используются в медицинских целях;

  8. автотранспортными средствами, осуществляющими технологические перемещения опасных грузов внутри территорий организаций, на которых осуществляется их производство, переработка, хранение, применение или уничтожение, если такие перемещения осуществляются без выхода на автомобильные дороги общего пользования, а также улицы городов и населенных пунктов, ведомственные дороги, по которым разрешается движение автотранспортных средств общего пользования;

  9. автотранспортными средствами, осуществляющими перевозки опасных грузов, когда такие грузы упакованы для розничной продажи в количествах, не превышающих объемов, регламентированных Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее - ДОПОГ), и предназначены для непосредственного потребления, использования в быту, для досуга или спорта;

  10. автотранспортными средствами, осуществляющими перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном автотранспортном средстве в размерах, которые в соответствии с ДОПОГ определяют груз как не влияющий отрицательно на окружающую среду и здоровье людей и при которых перевозку груза можно считать как перевозку не опасного груза;

  11. автотранспортными средствами, осуществляющими по территории Республики Казахстан перевозки машин и механизмов, не являющихся транспортными средствами и содержащих опасные грузы во внутреннем или эксплуатационном оборудовании.

  1. Тахографы, применяемые на автотранспортных средствах в Республике Казахстан, должны соответствовать требованиям ЕСТР и иметь выданный в соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 июня 2000 года "Об обеспечении единства измерении" сертификат об утверждении типа тахографа, а также действующий сертификат о поверке и оттиск поверительного клейма.




  1. Требования к режиму труда и отдыха водителей и его регистрации




  1. Ежедневная продолжительность управления не превышает 9 часов. Она может быть увеличена максимум до 10 часов не более двух раз в течение недели.

  2. Еженедельная продолжительность управления не превышает 56 часов.

  3. Общая суммарная продолжительность управления в течение любых двух последовательных недель не превышает 90 часов.

  4. Периоды управления включают любое время управления на территории Договаривающихся сторон ЕСТР.

  5. После периода управления в течение четырех с половиной часов водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха.

  6. Этот перерыв может быть заменен перерывом продолжительностью не менее 15 минут, за которым следует перерыв продолжительностью не менее 30 минут, распределенными на протяжении периода управления или сразу после этого периода.

  7. Перерывы, соблюдаемые на основании пунктов 13 и 14 настоящих Правил, не могут рассматриваться в качестве ежедневных периодов отдыха.

  8. Водитель использует ежедневные и еженедельные периоды отдыха.

  9. В течение каждого 24-часового периода по окончании предыдущего ежедневного периода отдыха или еженедельного периода отдыха водитель использует новый ежедневный период отдыха.

  10. Если часть ежедневного периода отдыха, которая попадает на этот 24-часовой период, составляет, как минимум, 9 часов, но менее 11 часов, то данный ежедневный период отдыха рассматривается в качестве сокращенного ежедневного периода отдыха.

  11. В отступление от пунктов 17 и 18 настоящих Правил в течение 30 часов после окончания ежедневного или еженедельного периода отдыха водитель, входящий в состав экипажа из нескольких человек, имеет новый ежедневный период отдыха продолжительностью, не менее 9 часов.

  12. Ежедневный период отдыха может быть увеличен до нормального еженедельного периода отдыха или сокращенного еженедельного периода отдыха.

  13. Водитель может иметь не более трех сокращенных ежедневных периодов отдыха между любыми двумя еженедельными периодами отдыха.

  14. За любые две последовательные недели водитель использует по крайней мере два нормальных еженедельных периода отдыха, или один нормальный еженедельный период отдыха и один сокращенный еженедельный период отдыха продолжительностью не менее 24 часов. Однако это сокращение компенсируется эквивалентным периодом отдыха, используемым целиком до конца третьей недели, которая следует за данной неделей.

  15. Еженедельный период отдыха начинается не позднее чем по окончании шести 24-часовых периодов, начинающихся после завершения предыдущего еженедельного периода отдыха.

  16. Отдых, который используется в качестве компенсации за сокращение еженедельного периода отдыха, присоединяется к другому периоду отдыха продолжительностью не менее девяти часов.

  17. По усмотрению водителя ежедневные периоды отдыха и сокращенные еженедельные периоды отдыха за пределами места приписки могут использоваться на транспортном средстве, если на нем имеются специально установленные приспособления для сна каждого водителя, предусмотренные конструкцией транспортного средства, и если это транспортное средство находится на стоянке.

  18. Водители экипажа, состоящего из нескольких человек, имеют нормальный еженедельный период отдыха не менее 45 часов каждую неделю. Этот период может быть сокращен не менее чем до 24 часов (сокращенный еженедельный период отдыха). Однако каждое сокращение компенсируется эквивалентным периодом отдыха, если он используется целиком до конца третьей недели, следующей за рассматриваемой неделей.

  19. Еженедельный период отдыха, попадающий на две недели, может быть отнесен к любой из этих недель, но не к обеим сразу.

  20. В случаях, когда водитель на участке маршрута сопровождает автотранспортное средство, перевозимое на пароме или по железной дороге, он должен располагать спальным местом, и его нормальный ежедневный отдых может прерываться не более двух раз. Этот перерыв не превышает одного часа до погрузки или после выгрузки. При этом операции по таможенному оформлению включаются в операции по погрузке или выгрузке.

  21. Для того чтобы не ставить под угрозу безопасность дорожного движения и достичь удобного места стоянки, водитель может отходить от положений настоящих Правил в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности находящихся на автотранспортном средстве лиц, автотранспортного средства или находящегося на нем груза. Водитель указывает характер и причину отхода от этих положений в регистрационном листе, диаграммном диске или на распечатке контрольного устройства не позднее чем в момент прибытия в подходящее место стоянки.

  22. Перевозчик организовывает автомобильные перевозки и инструктирует членов экипажа таким образом, чтобы они могли соблюдать положения настоящих Правил.

  23. Перевозчик постоянно контролирует время управления, часы другой работы и время отдыха, используя личные контрольные книжки. В случае обнаружения нарушений настоящих Правил он устраняет их и принимает меры к недопущению их в будущем.

  24. Перевозчик обеспечивает, чтобы при составлении согласованных договорных графиков перевозки соблюдались положения настоящих Правил.

  25. Диаграммные диски согласно приложению 1 к настоящим Правилам должны быть такими, чтобы они не затрудняли нормальное использование контрольного устройства, а содержащиеся на них записи были не стираемыми и легко читаемыми.

  26. Диаграммные диски должны сохранять свои размеры и все нанесенные на них записи, при нормальных условиях влажности и температуры, в течение не менее одного года.

  27. В начале рабочего дня, после завершения суточной работы, а также в случае замены автотранспортного средства в течение одного рабочего дня каждый водитель вносит в диаграммный диск соответствующие записи согласно приложению 2 к настоящим Правилам. Диск обеспечивает возможность записей о замене до трех автотранспортных средств.

  28. Минимальная возможная продолжительность записи на диаграммных дисках, независимо от их формы, составляет 24 часа.

  29. Водители автотранспортных средств:

  1. обеспечивают правильную эксплуатацию тахографа, его своевременное включение и переключение тахографа на соответствующие режимы работы;

  2. своевременно производят установку, замену и надлежащее заполнение диаграммных дисков, а также обеспечивают их сохранность. Не допускается использование загрязненных или поврежденных диаграммных дисков. В случае повреждения диаграммного диска с внесенными в него записями водитель прикладывает поврежденный диск к дополнительному диску, используемому для его замены;

  3. использует диаграммные диски каждый день, в течение которого водитель управлял транспортным средством, начиная с момента его приемки;

  4. при выходе тахографа из строя ведут запись режима труда и отдыха на обороте своих диаграммных дисков от руки с использованием нанесенной на него сетки с соответствующими графическими обозначениями и принимают меры по устранению неисправностей, обратившись в ближайший сервисный центр по маршруту следования. В случае, когда водители находятся вне автотранспортного средства и не могут использовать контрольное устройство, они также вносят от руки в свой диаграммный диск сведения об их деятельности и отдыхе;

  5. предъявляют сотрудникам уполномоченного государственного органа в области транспортного контроля, заполненные диаграммные диски за 28 предыдущих дней предшествующей недели, сертификат о поверке тахографа, а также свидетельство о периодической проверке тахографа. В том случае, когда водитель находился в отпуске по болезни или в ежегодном отпуске или если он управлял транспортным средством, не подпадающим под действие положений настоящих Правил он предоставляет бланк подтверждения деятельности по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

  1. Перевозчик:

  1. выдает водителям необходимое количество диаграммных дисков с учетом продолжительности их использования и возможности замены в случае повреждения или изъятия их контролирующими органами;

  2. хранит заполненные диаграммные диски каждого водителя в течение не менее чем 12 месяцев со дня последней записи и сертификаты о поверке тахографов вместе со свидетельствами о периодической проверке тахографа - в течение 1 года с момента их выдачи;

  3. постоянно контролирует соблюдение водителями норм времени управления автотранспортными средствами, периодов другой работы и отдыха, используя имеющиеся в его распоряжении заполненные диаграммные диски, проводит анализ данных в диаграммных дисках и в случае установления нарушений принимает меры по их пресечению;

  4. предъявляет указанные в подпункте 2) настоящего пункта документы сотрудникам государственного органа, уполномоченного проводить транспортный контроль.

  1. Перевозчик хранит информацию о режимах труда и отдыха водителей транспортных средств в программно-технических средствах.

  2. Хранение информации о режимах труда и отдыха водителей транспортных средств осуществляется посредством перенесения ее из электронного (цифрового) тахографа или карточки водителя в программно-технические средства перевозчика.

  3. Программно-технические средства, используемые перевозчиком для хранения информации:

  1. предотвращают несанкционированный доступ к информации;

  2. обеспечивают неизменность и сохранность информации;

  3. оснащаются устройством для осуществления резервного копирования информации на сменные носители;

  4. обеспечивают подключение к электронному (цифровому) тахографу или карточке водителя для перенесения зарегистрированной информации.

  1. Информация о режимах работы водителей транспортных средств хранится у перевозчика не менее 3 лет.

  2. Электронные (цифровые) тахографы, устанавливаемые сервисным центром на автомобили, соответствуют следующим требованиям:

  1. тип и марка электронных (цифровых) тахографов, устанавливаемых на автомобили, должны быть внесены в реестр государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан (далее - реестр ГСИ РК) в соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 июня 2000 года «Об обеспечении единства измерений»;

  2. должны быть поверены, проверены, исправны и годны к применению.

  1. Установка и обслуживание тахографов осуществляются в соответствии с технической документацией завода-изготовителя электронных (цифровых) тахографов.

  2. Контроль режима труда и отдыха водителей транспортных средств осуществляется:

  1. органами транспортного контроля - при проверке деятельности субъектов предпринимательства;

  2. органами в области безопасности дорожного движения - на автомобильных дорогах Республики Казахстан.

  1. Осуществление контроля производится с помощью:

  1. дешифраторов диаграммных дисков;

  2. проверок распечаток с электронного (цифрового) тахографа;

  3. контрольных приборов с использованием карточек к электронному (цифровому) тахографу.

  1. Транспортному контролю подлежат:

  1. наличие, исправность и соответствие тахографа требованиям подпунктов 31, 32, пункта 2 настоящих Правил, а также соблюдение водителем условий его использования, указанных в пункте 37 настоящих Правил;

  2. записи на диаграммных дисках за 28 предыдущих дней, в течение которого водитель управлял автотранспортным средством (соблюдение скоростных режимов движения, режима труда и отдыха);

  3. состояние оттиска клейма на пломбах тахографа, наличие табличек с параметрами настройки.

  1. После проведения контроля лицо его проводившее проставляет на диаграммном диске штамп контролирующего органа.

  2. Контроль перевозчиком режима труда и отдыха водителей этого перевозчика осуществляется по информации, зарегистрированной электронным (цифровым) тахографом или карточкой водителя, по следующим параметрам:

  1. данным, регистрируемым в местах начала и окончания работы;

  2. суммарному времени движения транспортного средства;

  3. времени простоя транспортного средства;

  4. времени отдыха водителя транспортного средства;

  5. скорости движения транспортного средства;

  6. фактам нарушения эксплуатации электронного (цифрового) тахографа либо карточки водителя.



  1. Перевозчик переносит информацию о режимах труда и отдыха водителей транспортных средств в программно-технические средства предприятия.

  2. Перенесение информации о режимах труда и отдыха водителей транспортных средств из карточки водителя или электронного (цифрового) тахографа в программно-технические средства перевозчика осуществляется:

  1. периодически, но не реже одного раза в 28 дней из карты водителя и один раз в 90 дней из электронного (цифрового) тахографа;

  2. перед отчуждением транспортного средства;

  3. перед сдачей транспортного средства в аренду (лизинг);

  4. перед выведением транспортного средства из эксплуатации.

  1. В случае невозможности перенесения информации из электронного (цифрового) тахографа в программно-технические средства, перевозчик обращается в сервисный центр для получения справки о невозможности перенесения информации.

  2. Перенесение информации о режимах труда и отдыха водителей транспортных средств из карточки водителя в программно-технические средства перевозчика осуществляется:

  1. при сдаче водителем транспортного средства каждого путевого листа, но не реже одного раза в 28 дней;

  2. при прекращении трудовой деятельности водителя транспортного средства, но не позднее последнего дня его работы у данного перевозчика.

  1. Контроль режимов работы водителей транспортных средств осуществляется в день перенесения информации о режимах труда и отдыха водителей транспортных средств в программно-технические средства.

  2. Резервное копирование информации о режимах труда и отдыха водителей транспортных средств на сменные носители осуществляется не реже 2 раз в месяц.


  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница