Правовая защита потребителей на примере организации работы автостоянок



Скачать 91.72 Kb.
Дата 30.09.2016
Размер 91.72 Kb.
Томчишина Диана,

студентка группы Б3-33, ГБОУ СПО ИО

«Ангарский промышленно – экономический техникум».

Руководитель Смирнова Н.В.
Правовая защита потребителей на примере организации работы автостоянок.

Постоянно увеличивающееся число автомашин обусловливает увеличение числа автостоянок, услугами которых каждый автовладелец хоть раз в жизни, но пользовался. Однако уровень качества оказываемых подобных услуг оставляет желать лучшего. Сразу хочется оговориться, что речь пойдёт о тех автостоянках, которые не дорожат своими клиентами и нарушают законодательство. В лучшем случае автовладельцы вспомнят Гражданский Кодекс РФ, в вопросе возмещении вреда, причинённого имуществу законного владельца. Но мало кто знаком с Правилами оказания услуг автостоянок, утверждёнными Постановлением Правительства РФ № 795 от 17 ноября 2001 года, которые подробнейшим образом регламентируют процесс нахождения автомототранспортного средства на территории автостоянок. Оно и понятно, так как работникам автостоянок невыгодно знакомить автовладельцев с такими правилами, так как слишком уж много обязанностей в этих правилах. А автовладельцы до сих пор с грустным видом передают друг другу «официальную» версию предназначения автостоянок. По этому заблуждению, а иначе никак такую легенду не назвать, автостоянки только предоставляют место для парковки, не более того, так как оставленная не на стоянке, «без присмотра» машина во дворе может быть оштрафована за неправильную парковку. Приходилось слышать такие фразы от умудренных сединой водителей, которым все склонны верить. О том, чтобы по приходу автовладельца на автостоянку машина была целой. Сторож всегда скажет, что он не видел и не слышал, как вашей машине помяли дверь. Ну, а хозяин, в лучшем случае, разрешит Вам отныне бесплатно ставить Ваше авто у него на стоянке целый месяц.

Редки случаи, когда машину даже угоняют с «охраняемых» автостоянок, но, тем не менее, эти случаи происходят. И здесь работники, и владельцы автостоянок разведут руками, скажут о том, что рисковать жизнью ради «чужого железа» они не собирались.

Кроме того, нарушением является то, что исполнителем (это организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по хранению автомототранспортных средств на автостоянках по возмездному договору) во многих случаях не доводится до сведения потребителей в наглядной форме информация о перечне оказываемых основных и дополнительных услуг; о правилах пользования автостоянкой, о цене на основные и дополнительные услуги и это регламентируется ФЗ «О защите прав потребителей» ст. 10 «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах)». В случае при причинении вреда здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации об услуге потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном ст. 14 настоящего Закона (ст. 12 п.3 Закон РФ « О защите прав потребителей»).

Начнём с того, что понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:



автостоянка — это здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств. Именно хранения, а не парковки. В ГК РФ есть положения главы 47, которая регламентирует порядок такого действия, как хранения. И прежде всего в том, что Хранитель обязан принять все предусмотренные таким договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной ему на хранение вещи ГК РФ глава 47 статья 891. Таким образом, из условий хранения вытекает ответственность владельца автостоянки, по возмещению причинённого имуществу автовладельца ущерба в полном объёме даже в случае хищения такого имущества. Есть отдельные мнения, что положения ст. 35 Закона РФ «О защите прав потребителей», говорящей о возмещении двукратной стоимости автомобиля, должны применяться и к случаям кражи автомобилей со стоянки. Однако по этому поводу есть разъяснение ГоАП РФ, в котором указывается, что хранение — это не работа, это услуга. Таким образом, вопрос о возмещении убытков никто не снимает, его регламентируют в соответствии со ст. 393 ГК РФ. Оставляя автомобиль на платной автостоянке, в первую очередь необходимо правильно оформить свои отношения с автостоянкой. Такие взаимоотношения регулируют положения  главой 47 ГК РФ. Согласно  ст. 886,889,891 «по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную  ей другой стороной (поклажедателем),  и возвратить эту вещь в сохранности». Согласно ст. 887 ГК РФ "Договор хранения должен быть заключен в письменной форме в случаях, указанных в статье 161 настоящего Кодекса. А поскольку в большинстве случаев автовладельцем является гражданин – потребитель, то, соответственно, и Законом РФ «О защите прав потребителей.

Согласно ст.891 ГК РФ – хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры (противопожарные, санитарные, охранные и т.п.) для того чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи.

В силу ст.900,901,902 ГК РФ – хранитель обязан возвратить поклажедателю ту самую вещь, которая была передана на хранение. Вещь должна быть возвращена хранителем в том состоянии, в каком она была принята на хранение. Убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются хранителем в соответствии со ст. 393 ГК РФ, если законом или договором хранения не предусмотрено иное.

Правила оказания услуг автостоянок, к примеру, гласят: чтобы поставить машину на стоянку, необходимо предъявить целый комплект документов. Скажем, доказать собственность автомобиля (а если человек пользуется им по доверенности – предъявить заверенную доверенность), обязательно заключить договор на  хранение. В договоре должны быть обозначены все права и обязанности той и другой стороны.

 Случись что – опираясь на эти документы, можно быстрее разобраться в ситуации и помочь пострадавшей стороне. Такой договор на длительное хранение автомобиля должен содержать:

а) фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя либо фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, сведения о его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

б) фамилия, имя, отчество, номер телефона и адрес потребителя;

в) дата заключения договора, срок хранения автомототранспортного средства. В договоре могут быть также предусмотрены сроки отдельных этапов оказания услуг (промежуточные сроки);

г) цена услуги по хранению автомототранспортного средства, цены дополнительных услуг, оказываемых за плату, а также форма и порядок их оплаты;

д) марка, модель и государственный регистрационный знак автомототранспортного средства, принимаемого на хранение;

е) цена автомототранспортного средства, определяемая по соглашению сторон;

ж) условия хранения автомототранспортного средства;

з) порядок приема и выдачи автомототранспортного средства;

и) должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного работника исполнителя, оформляющего договор, его подпись, а также подпись потребителя;

к) другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг.

Договор составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю, а другой остается у исполнителя.

Если же краткосрочная разовая постановка автомобиля на срок не более суток, то для этого предусмотрен п. 2.  ст.  887  ГК  РФ  «Простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю: сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем; номерного жетона (номера), иного удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида хранения». Копия указанного документа остается у исполнителя. В случае утраты договора либо документа, удостоверяющего заключение договора об оказании услуги (сохранной расписки, квитанции и т.п.), потребитель должен известить об этом исполнителя. При этом автомототранспортное средство выдается потребителю на основании его письменного заявления по предъявлении документа, удостоверяющего его личность, и документов, подтверждающих право собственности (пользования, распоряжения) на автомототранспортное средство п.14 «Правила оказании услуг автостоянки».

Крайне сомнительно, что подобные договора кто-либо и когда-либо получал на руки. Конечно, такой документооборот усложнит деятельность автостоянок, удорожит услуги на парковку. Но ведь речь идёт об обязательствах, которые владельцы автостоянок должны брать на себя, когда Ваш автомобиль находится под их «опекой». Хочется заметить, что если уж «официальные» стоянки нарушают законодательство в этой сфере, то, что можно сказать о «нелегальных» автостоянках, которые сейчас расположились, чуть ли не в каждом дворе? Там вообще охрану автотранспорта несут молодые люди, которым на вид едва ли есть 18 лет.

Так что автовладелец сам решает и выбирает сценарий развития событий. Либо он начинает строить гараж, либо нанимает сторожа для охраны автомобиля, либо продолжает пользоваться услугами, факт пользования которыми почти никак не доказать. Однако можно самому составить такой договор оказания услуг на автостоянке, чтобы Ваши права стали обязанностью владельца автостоянки.

Если оказание услуги предусматривает возможность многократных въездов на автостоянку и выездов с нее, при заключении договора оформляется постоянный пропуск, в котором указываются марка, модель и государственный регистрационный знак автомототранспортного средства, номер места на автостоянке, срок действия пропуска согласно п. 11 Правил оказания услуг автостоянки. В случае утраты (хищения), повреждения или нарушения комплектности автомототранспортного средства при хранении на автостоянке исполнитель обязан возместить убытки, причиненные потребителю п. 32 « Правила оказания услуг автостоянок». Если за время нахождения автомобиля на автостоянке произошло его повреждение, по Вашему требованию должен быть составлен акт, в котором описываются видимые наружные повреждения и дефекты автомобиля. Акт составляется и подписывается совместно с уполномоченным работником автостоянки в двух экземплярах, один из которых остается у Вас. Для оценки нанесенного ущерба надо обратиться в одну из специализирующихся на данной деятельности организаций, имеющих соответствующую лицензию на оценочную деятельность. При этом на осмотр автомобиля экспертом следует вызвать (телеграммой либо заказным письмом с уведомлением о вручении) представителей автостоянки. В случае их неявки осмотр может быть произведен в их отсутствие. Естественно, что о произошедшем необходимо заявить в ближайшее отделение полиции. После того, как будет определена сумма причиненного Вам ущерба, на имя руководства автостоянки (индивидуального предпринимателя) необходимо написать заявление – претензию, в которой изложить требование о возмещении ущерба, расходов на экспертизу, почту и т.д. в назначенный вами разумный срок и приложить копии подтверждающих документов. Если в результате повреждения, за которое исполнитель несет ответственность, качество автомототранспортного средства изменилось настолько, что оно не может быть использовано по назначению, вы вправе отказаться от него и потребовать от исполнителя возмещения стоимости этого автомототранспортного средства. Претензию также необходимо передать под расписку о получении или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Также вы можете потребовать компенсацию за причиненный моральный вред ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» или ст. 151 ГК РФ.

Практически каждому водителю приходится пользоваться услугами автостоянок. Однако не все задумываются о правовом значении отношений с владельцами автостоянки. Поэтому водителю следует знать, что эти отношения являются, с правовой точки зрения, отношениями между потребителем и исполнителем услуг по хранению автомототранспортных средств на автостоянках по возмездному договору. Обращение водителя к владельцу автостоянки за оказанием данных услуг приводит к возникновению взаимных прав и обязанностей, а на возникшие правоотношения распространяется правовой режим защиты прав потребителя.

Для владельцев автостоянок хотелось бы посоветовать, чтобы они работали в соответствии с законодательством, но если произошел такой случай, попытаться урегулировать этот вопрос без судебных разбирательств, а иначе за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, которые будут в суде признаны он рискуете заплатить штраф в местный бюджет в размере 50% от стоимости иска согласно ст. 13 п.6 ФЗ « О защите прав потребителей», если же владелец автостоянки докажет, что утрата, недостача или повреждение произошло вследствие непреодолимой силы, либо из-за свойства вещи, о которых хранитель, принимая её на хранение, не знал и не должен быть знать, либо в результате умысла или грубой неосторожности поклажедателя, то с него снимется вся ответственность за произошедший случай перед поклажедателем согласно п. 1 ст. 901 ГК РФ.



Список литературы:


  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья, четвертая. – Москва: Проспект, КноРус, 2010. – 544 с.

  2. Закон Российской Федерации « О защите прав потребителей». – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 47 с. – (Законы российской Федерации).

  3. Постановление правительства РФ от 17.11.2001 № 795 Об утверждении правил оказания услуг автостоянок.

  4. Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые ситуации и примеры/ И.Н. Гуляева. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 221 с.- (Защита прав потребителей).

 




База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница