Приложение 3 Аналитический отчет по результатам анализа степени включенности родителей школьников в образовательный процесс на основе экспертного оценивания и с помощью объективных показателей




Скачать 464.8 Kb.
Дата27.09.2016
Размер464.8 Kb.
Приложение 3
Аналитический отчет

по результатам анализа степени включенности родителей школьников в образовательный процесс на основе экспертного оценивания и с помощью объективных показателей, включающий анализ отечественного и зарубежного опыта привлечения родителей к участию в процессе образования в рамках деятельности общеобразовательных учреждений и объективные критерии оценки степени включенности родителей школьников в образовательный процесс

1. Анализ зарубежного опыта привлечения родителей к участию в процессе образования в рамках деятельности общеобразовательных учреждений.

Американская система образования и институт школьной психологии много делают для того, чтобы каждый учитель и каждый родитель понимал необходимость участия родителей в работе школы и воспитании детей. Исторически роль родителей в американской школе складывалась по-разному, но в 50-60 годы превалировало мнение о том, что родители не должны вмешиваться в работу школы и именно школа несет ответственность за обучение ребенка. Причины для такого положения дел были различны: низкий уровень образования многих родителей, их большая занятость на работе и др. В семидесятые и в особенности в восьмидесятые годы стало набирать силу движение за привлечение родителей к делам школы. При этом работа проводилась как с родителями, так и с учителями.

Основная причина, по которой родителей привлекают к этой работе, — в том, что поддержка семьи вызывает рост академических достижений детей и развитие позитивной самооценки. Учителя, дети и родители одинаково участвуют в создании проблем, возникающих при перемещении учащихся из одной системы (семья) в другую (школа), поэтому они должны в равной мере принимать на себя ответственность за эти проблемы и решать их.

Немаловажную роль в этом процессе сыграли сами родители, которые активно стали выступать за равноправные роли в обучении своих детей, наравне с учителями. В 1989 J. Lindle (Lindle, 1989) в результате интервьюирования родителей и наблюдения за их общением пришла к строго определенному выводу, что родители хотят равноправных межличностных отношений, а не отношений “профессионал — клиент” с работниками школы. В том же году в другом исследовании родители высказали потребность в необходимости диалога с учителями и установления совместных взглядов на их обучение и перспективы, а также желание регулярно получать информацию об обучении и делах детей в школе на неформальной основе (Peterson & Cooper, 1989).

Статистические исследования, проведенные еще в начале 90-х годов, доказали, что развитие школьной реформы в США замедляется именно из-за малого участия родителей в процессе обучения детей (89% людей, вовлеченных в школьную реформу, назвали это основной причиной). Недовольны сложившимся положением дел не только административные работники образования, но и родители (40% из них отмечает, что они уделяют мало времени образованию детей, и 80% говорят о своем желании активно участвовать в работе школы), и дети (72% детей в возрасте 10-13 лет и 48% в возрасте 14-17 лет указывают на то, что они хотели бы больше говорить с родителями о школе; 82% учащихся старших классов считают, что активное участие родителей необходимо и в средней школе; 50% хотят, чтобы именно их родители участвовали в делах школы).

Учителя выдвигают заинтересованность и активность родителей в обучении в качестве приоритета развития образования в 90-е годы, но только 32% из них считают это своим делом . Работа с учителями заключалась в убеждении их в том, что : — родители имеют право принимать участие в выборе программ, методов и форм обучения для своих детей, — они знают своих детей лучше, чем кто-либо другой, и с этой позиции могут помочь профессионалам (педагогам и психологам) в их работе, — хорошие родители и хорошие учителя одинаково важны для развития детей, — иногда родители нуждаются в помощи, в дополнительных знаниях о том, как обращаться с детьми, и учитель может помочь родителю быть более эффективным.

В наиболее обобщенном виде принципы работы с родителями были сформулированы Департаментом образования штата Нью-Йорк (Parent Partnership, 1991): Семья является центром партнерства в обучении. Каждая семья уникальна в способе поддержки детей и взаимодействии со школой и сообществом. Уникальность семьи должна уважаться.

Семья, общество, школа — все они играют свою важную роль в поддержке развития детей. В основе их партнерства лежит доверие, конфиденциальность и взаимное уважение. Активное участие родителей в обучении детей должно приветствоваться. Семья, общество и школа должны иметь соглашение о своей ответственности и о том, что они ожидают от образования ребенка. Результатом такого соглашения должно стать то, что все потребности ребенка удовлетворяются с учетом его индивидуальных, культурных и языковых особенностей. Родители должны предоставить информацию, необходимую для принятия решения о путях развития обучения ребенка. Партнерство должно основываться на силе семьи и способствовать ее укреплению. В случае затруднений членам партнерства должна оказываться помощь, способствующая развитию их ответственности.

Таким образом, цель была в том, чтобы убедить учителей в необходимости не только считаться с родителями, но и активно привлекать их к своей работе. С этой целью были созданы новые курсы для студентов, множество обучающих программ для учителей, правила работы с родителями и памятки для учителей по работе с родителями и необходимости их привлечения к обучению и воспитанию детей.

С начала девяностых годов было издано несколько общенациональных законодательных актов и созданы исследовательские и практические программы в области привлечения родителей к активному участию в работе школы. Участие родителей в обучении детей является одной из общенациональных целей развития образования до 2000 года . В 1993 году определены стандартные требования к знаниям и умениям учителя в области работы с родителями .

В стандарте (NASDTEC Outcome based Standards and Portfolio Assesment, 1993) определены области знаний, в которых необходимо проводить обучение учителей и директоров школ для того, чтобы они эффективно работали по привлечению родителей в школьное сообщество. Согласно данному стандарту, учителя и директора школ должны иметь знания о:

- научных исследованиях в соответствующей области, полученных при этом результатах и практических достижениях,

- имеющихся видеозаписях и видеопрограммах, иллюстрирующих работу с родителями и обучение родителей,

- учебных программах и отдельных уроках, иллюстрирующих работу учителей по активизации родителей,

- способах оценивания (подходах, методиках и процессах), документирующих различные аспекты работы,

- ресурсах (людях, процессах и публикациях), используемых в работе.

Основная цель работы с родителями заключается в оказании им помощи в развитии успешности детей в школе. Основные задачи работы учителя с родителями заключаются в оказании социальной и эмоциональной поддержки родителям, взаимном обмене информацией, укреплении и развитии диалога родителей с детьми, развитии вовлеченности родителей в обучение ребенка в школе и дома, в оказание помощи и поддержки детям в дальнейшем обучении и профессиональном развитии.

Активность школы по привлечению родителей является наиболее важным фактором. Только в том случае, если школа активно привлекает родителей и использует при этом разнообразные методы, большинство родителей будет участвовать в обучении детей и, следовательно, способствовать их успешности в школе (Epstein, 1991; Smith et al., 1997). Активность школы играет более важную роль, чем социальный статус, уровень обучения или этническое происхождение родителей.

Родителям необходимо четко понимать связь своей работы с успехами детей. D. Rich пришел к выводу, что активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребенка (Rich, 1987). J. Comer назвал этот феномен “значимая (meaningfull) активность родителей” (Comer, 1995).

В современном обществе установление равноправных отношений и создание школьного сообщества невозможны без установления личных отношений между родителям и учителями так же, как это невозможно и в отношениях учителей и учащихся. Анализ современных тенденции в системе зарубежного школьного образования показал, что ряд образовательных учреждений пришел к необходимости создания в школе обстановки, более “направленной на семью”, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе.

Среди факторов, способствующих привлечению родителей к участию в обучении детей, выделяют информацию об успехах детей , уровень заинтересованности учителей в успехах детей , позитивный климат в школе и усилия всей школы (не только отдельных учителей) развивать работу с родителями и уровень, на котором родители чувствуют свою заинтересованность в успехах детей и себя как учителя для своего ребенка. Кроме больших и объемных руководств по установлению контактов школы с семьей достаточно широкое распространение имеют небольшие буклеты, газеты и листовки для родителей, детей и учителей по развитию навыков совместной работы и описанию основных форм такой работы. В одной из таких газет, например, предлагается: перед первым школьным днем вывесить над входом приветственный плакат для родителей и детей; информировать родителей, что они могут встретиться с учителями в течение первой недели каждый день за полчаса до начала занятий; установить регулярный день и час, в который родители могут прийти в школу для встречи с учителями один раз в неделю; проводить неформальные встречи родителей, детей и учителей (концерты, праздники и т.д.).

Для привлечения к работе школы родителей старшеклассников предлагается точно определить, какого участия ожидает школа от родителей, и довести это до сведения родителей; определить, кто из учителей отвечает за совместную работу с теми или иными родителями (данный учитель должен хорошо знать детей и давать родителям точную информацию о них); точно соблюдать этику отношений и быть доброжелательными; развивать общение родителей друг с другом; иметь место для встреч родителей в школе; знать их потребности.

В некоторых буклетах описываются и самые простейшие шаги, которые помогают устанавливать контакты с родителями. Примером может служить опросник для персонала школы,  отвечая на вопросы которого учителя и администрация школ могут понять, все ли они делают для привлечения родителей в школьное сообщество:


  • Доброжелательны ли мы по отношению к родителям?

  • Легко ли им попасть в школу?

  • Достаточно ли чистый подъезд к школе и ее вход?

  • Легко ли родителям найти учительскую, кабинет завуча и директора (понятны ли указатели к ним)?

  • Гостеприимны ли люди, встречающие родителей, есть ли место, где родители могут посидеть?

  • Открыта ли школа для встреч (например, других организаций), организации форм дополнительного образования для родителей и жителей и др.?

  • Умеем ли мы разговаривать с родителями по телефону?

  • Весь ли персонал школы доброжелателен по отношению к родителям?

  • Проводим ли мы обучение родителей?

  • Проводим ли мы консультации или семинары для родителей по выполнению домашних заданий детьми, дисциплине, мотивации учения и др.?

  • Есть ли у нас группы родителей, выполняющие функции наблюдателей (за качеством обучения, отношениями учеников и учителей и др.) в школе?

  • Участвуют ли родители в обсуждении финансовых вопросов и определении целей работы и развития школы?

  • Все ли мы делаем для того, чтобы визиты родителей и представителей общественности в школу были регулярными?

Предлагаются также приемы поведения в ситуации, когда родители рассержены, или по отношению к родителям разных национальностей, некоторые статистические данные о родителях и детях, результаты исследований и др.

Г. Хендерсон в одном из руководств для учителей  еще раз подчеркивает, что для того, чтобы ребенок был успешен в школе, а затем и в дальнейшей жизни, важнее всего не его коэффициент интеллекта, доход или социальный статус семьи, а то, насколько родители вовлечены в его (или ее) обучение. Для того, чтобы поддержать родителей в этом сложном и длительном процессе, она предлагает некоторые правила для персонала школы:

- персонал школы должен хорошо знать каждого ребенка. Классный учитель (руководитель) обязан регулярно тесно взаимодействовать с учениками своего класса,

- учитель должен лично контактировать с каждой семьей из своего класса хотя бы один раз в месяц (по телефону, при личной встрече или на школьных мероприятиях),

- родители должны хотя бы один раз в месяц иметь возможность прийти в школу. Кроме собраний, это могут быть праздники, дни, когда родители приходят в школу за листом отметок своих детей, “день открытых дверей”, волонтерская работа, пикники и др.,

- для родителей, которые хотят участвовать в жизни школы, двери школы должны быть открыты в любое время. Они могут посещать уроки, разговаривать с учителями и администрацией, пользоваться библиотекой и школьной столовой и т.д.

Еще одной формой работы являются руководства и рекомендации для учителей по развитию контактов с семьей и реальной жизнью в ходе уроков. Так, на уроках литературы и чтения рекомендуется использовать семейные фотографии, которые дети приносят в школу при изучении той или иной темы, интервью членов семьи, сочинения об участии членов семьи в тех или иных событиях и т.д. Учителя могут задавать домашние задания, которые невозможно выполнить без участия родителей, с тем, чтобы развивать роль родителей в обучении детей и укреплять школьное сообщество.

С той же целью рекомендуется использовать для развития навыков чтения и ориентации в жизни такие источники, как расписания автобусов или поездов, меню, статьи из газет и журналов, телевизионные программы, каталоги, счета, рекламные и политические издания и др.

Разумеется, проблема привлечения родителей к активному участию в обучении и развитии детей не решена в США до конца. Но принципы, лежащие в ее основе, наличие законодательной базы, теоретических и статистических исследований, различного рода обучающих программ и практических руководств, разнообразие рекомендуемых методов и приемов работы, а также ее интенсивность свидетельствуют о большой вероятности успеха в ее решении в реальной практике работы школы.

В английских школах родители также активно вовлечены в процесс участия в обучении. В числе обязанностей английских родительских комитетов есть и такая, как добывание денег на школьные нужды. Но они не выпрашивают их у родителей, а стремятся заработать. Например, организуют в учебном заведении показ кинофильма, с продажей поп-корна и сладостей в буфете. Часть полученных денег платят тем, кто обеспечил сеанс, за услуги, а остальные средства идут в фонд школы.

В каждой школе работает governing Body, Управляющий совет, где большинство составляют именно представители родителей учеников (а также туда входят представители от учителей и местных органов власти).

Естественно, англичане, как и родители всех стран мира, интересуются успехами и проблемами своих детей и общаются на эту тему с преподавателями. Однако родительских собраний в нашем понимании этого мероприятия здесь нет. Просто родителям каждого ребенка отводится 5–10 минут для индивидуального общения с учителем.

Кроме того, школы имеют свое правительство, выбранное из родителей нынешних и даже бывших учеников. Большое внимание в учебных заведениях уделяется благотворительности. С малых лет детей учат помогать тем, кто нуждается в этом.

Современная система французского образования, которая складывалась на протяжении последних двух столетий, справедливо считается одной̆ из самых передовых и лучших в мире. По данным Института IPSOS (2005 г.) большинство французов признают качество обучения в современных образовательных учреждениях весьма удовлетворительным (81%). Тем не менее, почти 70% полагают, что в ней̆ многое надо изменить (в том числе 62% родителей̆ учащихся начальноӗ школы и 71% родителей̆ выпускников).

Как видно из данных социологических опросов, гражданское общество во Франции активно интересуется образовательной̆ политикой̆, не желая оставаться в стороне от ее разработки и реализации. В первую очередь эти вопросы интересуют родителей̆, дети которых посещают те или иные учебные заведения. И это соответствует тенденции, которая типична для стран Западной̆ Европы: постоянное усиление связи школы с семьёй̆.

Еще недавно французская школа дистанцировалась от семьи. Сказывалось влияние традиционных идей о нецелесообразности вмешательства родителей̆ в процесс обучения и одновременно мнение о семейном воспитании как главном пути формирования характера ребенка.

Французскиӗ философ, литературныӗ критик и публицист Ален (псевдоним Эмиля-Огюста Шартье, Emile-Auguste Chartier) считал, например, что семья живет, прежде всего, кровными, биологическими связями, которые могут превратить жизнь детей̆ в настоящую трагедию, когда родители подавляют интересы детей̆, если они не соответствуют их представлению о наилучшем выборе жизненного пути. Вместе с тем Ален подчеркивал, что семья — важнейшая среда детского развития, в котороӗ родители остаются главными наставниками своих детей̆.

Иной подход к проблеме «школа – семья – ребенок» у представителей̆ нетрадиционной̆ педагогики — «нового воспитания».Французский̆ учёный̆ Г. Миаларе считает, что развитие ребенка уже с самого рождения находится под влиянием матери, что родители оказываются первым связующим звеном между ребенком и окружением: они первые воспитатели и учителя. И именно родители несут ответственность за развитие у ребенка желания учиться. Поэтому они должны еще до поступления ребенка в школу посетить ее, чтобы впоследствии формировать мотивацию к учению совместно с педагогами.

В современной̆ французской̆ школе большое внимание уделяют диалогу между учителями и родителями, ставя во главу угла интересы ребенка. С одной̆ стороны, родителям советуют заботиться о благоприятном психологическом климате в семье, прочных контактах со школой̆. С другой̆ — учителям предлагают лучше узнать своих учеников в школе и за ее стенами. Недопустимой̆ считается практика, когда родители и учителя встречаются лишь при возникновении у школьника проблем.

Во Франции как с законодательной̆ точки зрения, так и в реальности родители — неотъемлемая часть образовательного сообщества. Приведенная ниже таблица показывает, что доля участия родителей̆ после 1991 года несколько снизилась, но, тем не менее, около трети родителей̆ в средней̆ школе и почти половина в начальной̆ готовы к сотрудничеству.

Роль и место родителей̆ в школьной̆ жизни признаны обществом, а их права закреплены государством в декрете No 2006-935 от 28.07.2006 г., циркуляре No 2006-137 от 25.08.2006 г. и в Образовательном законодательстве.

В соответствии с положениями, изложенными, в частности, в Декрете, родители не только обладают доступом к информации о различных аспектах школьной̆ жизни, но и имеют право на активное участие в ней̆, через участие в школьных советах, родительских ассоциациях и так далее.

Общественные организации родителей̆ учащихся во Франции - активные сторонники сотрудничества семьи и школы. Они выступают в защиту интересов и потребностей̆ образования, учащихся и их семей̆. Существуют четыре общенациональных объединения родителей̆ общеобразовательных учебных заведений: три - в сфере общественного и одно - в сфере частного образования.

1. Федерация родителей̆ учеников общественной̆ школы (PEEP) — старейшая из ассоциаций. Созданная в 1905 году в лицее Карно, она в 1910 году становится федерацией̆, в 1926 году — получает официальный̆ статус. В на- стоящее время Федерация объединяет родителей̆ всех учащихся от дошкольных учреждений до университета.

2. Наиболее массовая и влиятельная — основанная в 1946 году Феде- рация советов родителей̆ учеников общественной̆ школы (FCPE), в составе которой̆ около миллиона человек.

3. Национальная федерация ассоциаций родителей̆ учеников общественной̆ школы (FNAPE) существует с 1932 года и объединяет родителей̆ учащихся профессиональных лицеев.

4. Основанный̆ в 1930 году Национальный̆ союз родителей̆ учеников свободных школ лоббирует кредитование частных учебных заведений, находящихся под контролем Церкви.

Кроме указанных общенациональных ассоциаций в последние десятилетия возникли и другие объединения родителей̆, среди которых можно указать Национальный̆ союз автономных ассоциаций учеников всех типов школ (UNAAPE), созданный̆ в 1968 году, главная задача которого — защита свет- скости воспитания и обучения, а также Национальную федерацию школ родителей̆ и педагогов (создана в 1970 году), которая занимается педагогическим образованием учителей̆ и родителей̆.

Все объединения родителей̆ учащихся сходятся на том, что школа должна быть не только местом учебы, но и воспитания. Федерация родителей̆ учеников общественной̆ школы вступает в диалог с представителями школьных властей̆. Ее члены входят в различные структуры образования: школьные и классные советы, стипендиальные комиссии и прочее. Особенно активна их деятельность в сентябре, когда они пикетируют государственные учреждения, бойкотируют занятия, настаивая на требованиях дополнительного финансирования образования. В некоторых школах родители руководят детскими кружками, клубами, заведуют библиотекой̆, ведут факультативные занятия по иностранному языку, спортивные занятия, организуют учебные экскурсии и так далее.

Родители желают видеть школу процветающей̆. Их притязания простираются от минимальных требований (передача определённой̆ суммы знаний, формирование необходимых умений и навыков, необходимых для жизни в обществе) до более широких образовательных и воспитательных пожеланий. Подчас их сложно удовлетворить, так как сами родители не всегда могут точно их сформулировать. Весьма состоятельные родите- ли часто отдают своих детей̆ в «простую» государственную школу, чтобы они могли общаться с детьми из различных слоев общества. Чтобы воспитание было более полным, дети записаны в скауты, посещают футбольныӗ клуб, вместе с матерью занимаются благотворительностью. Другой̆ пример: отец двух девочек (они живут в предместье Парижа) выбрал для своих дочерей̆ католический̆ колледж и не по религиозным соображениям, а из-за того, что считает обстановку в своем квартале не слишком благоприятной̆ и хочет, чтобы его «девочки чувствовали себя хорошо и учились в спокойной̆ атмосфере».

Многие родители упрекают школу — особенно государственную — в том, что она недостаточно учитывает индивидуальность каждого ребенка. Как правило, это родители тех детей̆, которые плохо вписываются в общую систему воспитания. Они требуют, чтобы «каждого ребенка принимали таким, каков он есть», забывая, что в классе их от двадцати пяти и больше, и учебное заведение вряд ли справится с воспитательной̆ задачей̆ лучше родителей̆. Кроме того, не надо забывать, что необходимым условием успешного развития ребенка в школе служит база, заложенная в семье. Другими словами, когда речь идет о воспитании, о социальной̆ адаптации, школа может иметь вспомогательное значение, играть роль экспериментальной̆ площадки, где ребенок отрабатывает свои социальные навыки, полученные в семье.

Частные школы имеют больше возможностей̆ для индивидуального под- хода. Школьный̆ комплекс Сен-Венсан-де-Поль в Париже, название которого можно перевести «Школа как знак жизни» или «Школа для жизни» («Une école signe de vie») считает своей̆ целью сохранение в школе социального разнообразия, которое свойственно французскому обществу. Поэтому принимают в школу всех детей̆ с их плюсами и минусами: среди 1 300 учеников 150 — с недостатками в физическом или умственном развитии, — и все они учатся жить вместе. Организуемые учебным учреждением встречи учащихся, преподавателей̆ и родителей̆, совместные дискуссии помогают детям избе- жать стресса и непонимания относительно оценок, младшим детям сориентироваться в школьной̆ жизни, старшим — подготовиться к самостоятельной̆ жизни и найти свое место среди взрослых

В апреле 2006 года Институтом CSA был проведен социологический̆ опрос среди французских родителей̆, имевших детей̆ школьного возраста (из 2 009 человек старше 18 лет выбрано 646).

Первый̆ и, полагаю, главный̆ вопрос был сформулирован так: «Считаете ли Вы, что школа должна (вне учебного процесса) оказывать помощь в воспитании Ваших детей̆?».

Каждый̆ второй̆ из опрошенных ответил утвердительно, показав тем самым, что родители понимают роль учителей̆ в воспитательном процессе и необходимость диалога со школой̆.

Среди качеств, которые, по мнению родителей̆, школа должна формировать в детях, на первом месте стоит «уважение к другим» (60%), затем — вежливость (35%), и далее (по мере уменьшения доли ответивших утвердительно) — вера в себя, умение работать в группе, чувство ответственности, инициативность.

Тем не менее, говорить о французской̆ школе как о «социальном эталоне» было бы ошибкой̆. Наркотики, насилие, протекционизм, национализм... Стоит заметить, что, когда говорят о неблагополучии в школе, речь идет о неблагополучии в обществе. Разлад в семье, отрицание культурных корней̆, безработица, распространение наркотиков, жилищный̆ кризис и другие социальные проблемы так или иначе проявляются в школьных классах, в университетских аудиториях. И напрасна надежда на то, что школа в состоянии решить все эти проблемы самостоятельно. Во Франции понимают, что необходимы совместные действия государства и гражданского общества.

Является ли образовательная политика Франции эффективной̆? С точки зрения французов, образование все еще слишком теоретично, а техническое образование, долгое время остававшееся в забвении, плохо развито. Условия обучения также имеют свои недостатки: перегруженные классы, нехватка преподавательского состава и материалов для обучения, наличие учеников с разным уровнем подготовки в одном классе, слишком быстрая смена программ и методов обучения, деградация имиджа и роли преподавателя в обществе. Сложно сравнивать Францию с Россией̆, но образовательные проблемы у нас во многом общие.

Несмотря на все имеющиеся трудности, французы считают свою систему образования одним из важнейших завоеваний нации и частью французского вклада в мировую цивилизацию.

2. Анализ отечественного опыта привлечения родителей к участию в процессе образования в рамках деятельности общеобразовательных учреждений.

Ориентация системы школьного образования на реализацию права каждого ребенка на качественное и доступное образование привела к переосмыслению и развитию идей участия родителей̆ в жизни образовательного учреждения и их отношения к школьному образованию.

Сегодня сотрудничество педагогов с семьей̆ становится решающим фактором полноценного образования ребенка (Т.Н. Доронова, И.М. Исаченкова, О.Л. Князева, Т.И. Оверчук и др.).

Отечественной̆ педагогической̆ наукой̆ накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия школы и семьи (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.). В современной̆ педагогике выделены основные типы, виды педагогического взаимодействия. В исследованиях Г.М. Андреевой, Л.В. Байбородовой, А.С. Белкина, Х.Й. Лийметса, В.А. Ляудиса показано многообразие факторов, влияющих на процесс взаимодействия образовательного учреждения и среды. В отдельных научных трудах Ш.А. Амонашвили, Г.В. Гатальской, А.А. Гина, Т.Г. Григорьевой, И.А. Зимней, Е.В. Коротаевой, П.И. Пидкасистого и др., нашло отражение осмысление педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

Современные исследователи Е.П. Арнаутова, В.Г. Алямовская, И.Ф. Дементьева, В.П. Дуброва, Т.А. Данилина, Т.Н.Доронова, М.Г. Дрезнина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, О.А. Куревина, О.В. Огороднова, Л.В. Свирская, З.И. Теплова и др. отмечают важность сотрудничества педагогов и родителей̆ для воспитания и развития детей школьного возраста.

Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду школьного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей̆, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования ребенка.

Под партнерством в образовании понимается система взаимообусловленных педагогических действий, где каждое действие одного из участников образовательного процесса вызывает ответные действия другого, причем результатом таких взаимодействий является единая для всех субъектов система общих представлений и ценностей как основа для разработки совместных действий (М.Н. Недвецкая).

Проблемы содержания и модели субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми и их родителями исследованы в работах Б.Б. Алассан, Т.И. Бабаевой, И.В. Гребенникова, О.Л. Зверевой̆, А.И. Карпенко, М.В. Крулехт, И.В. Кротовой, В.Г. Маралова, Т.А. Марковой, А.А. Петрикевич, В.А. Петровского, В.А. Ситарова, Д.Л. Фыонг, Ю. Хамялайнен и др.

Вопросам совершенствования организационно-содержательных основ процесса взаимодействия педагогов и родителей̆ посвящены работы Н.Л. Бабкиной̆, Г.В. Глушковой̆, И.В. Голенковой и др.

С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.

В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.

Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

И если школа не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:

- познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками),

- поддержка физического здоровья учащихся,

- дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей,

- поддержка одаренных детей,

- социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.

Важными условиями успеха сотрудничества семьи и школы является “воспитание всем миром”, поддержка данного направления на городском уровне, т. е. создания единого образовательного пространства города.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Но практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.

Функционирование деятельности и основные этапы в работе.

Работа школы и семьи включает разделы:



  1. Работа с родителями учащихся начальной школы.

  2. Работа с родителями учащихся 5 классов (адаптация перехода в основную школу).

  3. Работа с родителями учащихся основной школы (6 – 8 классы).

  4. Работа с родителями учащихся старших и выпускных классов.

К основным функциям взаимодействия школы и родителей относятся:

  • Воспитательно-развивающая.

  • Формирующая.

  • Охранно-оздоровительная.

  • Контролирующая.

  • Бытовая.

Этапы работы с родителями.

Вся работа с родителями осуществляется в 4 этапа:



1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.

2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:

  • трудности в адаптации,

  • агрессивность,

  • страхи,

  • проблемы общения со сверстниками,

  • не усвоение программы и другие.

3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.

Вся работа с семьёй подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.



Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями.

Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе и поддержания контакта в семье.



Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.

Ежемесячные формы общения с родителями – это:

  • праздники,

  • родительские собрания,

  • спортивные мероприятия,

  • походы.

Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Используют педагоги и такую традиционную форму работы как консультации, они востребованы родителями, вопрос состоит только в определении наиболее актуальных тем для консультаций и приглашении специалистов из консультационных центров, врачей, работников социальных служб.

Осуществление психологической поддержки и коррекции детско-родительских отношений.

Родителям стали жизненно необходимы психолого-педагогические знания; педагогам – знания по организации более эффективных форм работы с родителями по вовлечению их в образовательный процесс, то есть мотивирование на получение этих знаний.

Проблема заключается в том, чтобы каждый из педагогов определил для себя:

- Работа с родителями – это одна из граней педагогического мастерства или тяжкая должностная обязанность?

Педагоги и классные руководители с полной ответственностью подходят к этому вопросу, так как работают со школьниками и их родителями. Спросите любого ученика: “Зачем он пришел в школу?”, он ответит, что пришел в школу учиться, и учиться “хорошо”! Он любознателен, пытлив, но непоседлив! Усилия же взрослых, педагогов и родителей, направлены на “формирование” ребенка “удобного” и послушного. Однако это противоречит детской природе и, в результате такого “сотрудничества” взрослых, ребенок оказывается между двух огней, с одной стороны семья, с другой – школа. В этом тандеме очень легко можно уничтожить индивидуальность, личность ребенка. Отсюда у него возникают непонимание, неуверенность в себе и собственных силах, неприятие окружающего мира, происходит отрыв от семьи и, в конечном итоге, как бы печально это не звучало, “уход” из неё. Ничего нет страшнее для человека в любом возрасте, чем лишиться поддержки близких людей, ведь наступает разочарование в себе, школе, появляется низкая самооценка, не реализуются возможности, а порой не складывается судьба.…

Прежде чем решить проблему ребенка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители, порой, не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей и подростков, или не серьезно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения.

Сегодня выделяют примерно три группы родителей:

Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми.

Они добросовестны, активны, заинтересованны и готовы в любую минуту прийти на помощь.



Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.

Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.

Достичь успеха в работе с родителями нелегко, особенно с родителями третьей группы. Попытки приобщить родителей к коллективным делам не сразу дают положительные результаты. В практике школы используются и такие формы как

1. Профилактическая, разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей, формирования личности и индивидуальная воспитательная работа.

2. Выявление проблемных семей детей, имеющих различные проблемы. Коррекционная работа с ними.

Защита прав ребёнка.

3. Приглашение на заседания родительского комитета, административного совета и уже нередки случаи обращения в общественные организации города – в комиссию по делам несовершеннолетних, в суд (вплоть до лишения родительских прав).

Необходимо создать интегрированное поле деятельности для всех ответственных за будущее поколение, где будут рассматриваться, и решаться вопросы эффективности работы на самых высоких уровнях. Разрыв поколений потому и происходит, что взрослые не хотят всерьёз воспринимать проблемы детей, подрастая, дети, платят им тем же.

Каждое человеческое существо - прирожденный творец! Родитель не исключение. Его творчество заключается в том, чтобы быть хорошим родителем, быть примером для собственного ребенка во всем, а это значит – ответственно относиться к своим обязанностям, заниматься самообразованием, продвигаться вместе с ребенком по пути знаний, не гасить творческие порывы ребенка, а творить вместе с ним и наслаждаться этим творчеством!

Решающее значение при этом приобретает качество взаимодействия, которое строится на: уважении в ребёнке Человека; убежденности в том, что все дети талантливы; создании ситуации успеха на каждом занятии; вере в силы ребёнка и собственные тоже.

Методы изучения семьи.

Каждый педагог, классный руководитель мечтает видеть в родителе ребенка своего единомышленника. Только компетентный, чуткий, образованный родитель сможет вовремя отреагировать на изменения, происходящие с ребенком.

Компетентный родитель – это меняющийся родитель, а значит меняющаяся жизнь ребенка и общества в целом и в лучшую сторону.

Наиболее распространенными методами работы с родителями являются:



  • диагностика,

  • консультация, тренинг,

  • наблюдения,

  • беседа,

  • тестирование и анкетирование,

  • сочинение как метод изучения семьи,

  • метод обобщения независимых характеристик,

  • педагогическая гостиная.

Эта работа включает использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей:

  • Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).

  • Организация диагностической работы по изучению семей.

  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

  • Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.

  • Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

  • Внедрение в семейное воспитание традиций педагогики.

  • Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

  • Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

  • Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет школы, родительский комитет, Совет отцов и др.);

  • Объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клубы молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).

  • Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам “Этика и психология семейной жизни”, “Основы семейного воспитания”).

  • Разработка тематического оформления по работе с семьей (уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).

  • Иинформационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

  • Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

  • Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

  • Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.

Необходимо значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.



Содержание и формы работы с родителями.

В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.

Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей.

“Воспитание родителей “ - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.



Содержание работы с родителями состоит в следующем:

  1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.

  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

  3. Участие родителей в управлении школой.

Формы взаимодействия педагогов и родителей.

Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.

Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

3. Отечественный и зарубежный опыт повышения педагогической компетентности родителей.

Перед социальными воспитательными институтами стоят следующие задачи взаимодействия:



  • формирование активной педагогической позиции родителей;

  • вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

  • активное участие родителей в социальном и духовно-нравственном развитии, самоопределении своих детей.

Организация такого взаимодействия предполагает:

  • изучение семьи с целью выявления возможностей по воспитанию своих детей;

  • группировку семей по принципу возможностей их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка;

  • анализ промежуточных и конечных результатов по совместной деятельности.

В контексте исследуемой проблемы нами были изучены работы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.В. Горшковой, Н.Ф. Радионовой, В.А. Петровского, В.В. Юстицкого, Э.Г. Эйдемиллера. В соответствии с задачами исследования произведен анализ зарубежных программ работы с родителями, построенных на различных теоретических основах: индивидуальная психология (А.Адлер, Р.Дрейкурс), бихевиористская психология (Б.Ф.Скиннер, М.К.Холл), гуманистическая психология (К.Роджерс, Т.Гордон), транзакциональный анализ (Э.Берн, Т.Харрис, М.Джеймс, Д.Джонгвард), модель групповых консультаций (Х.Джинотт), выделены общие принципы построения педагогической помощи семье и уравнительная характеристика моделей. Мы обнаружили незначительное количество работ, посвященных проблеме взаимодействия преподавателей школы и родителей, причем лишенных системного и глубокого анализа.

Обобщение отечественного и зарубежного опыта работы с родителями позволило отобрать те положения, принципы и идеи, которые могут быть приемлемы в современной практике психолого-педагогического просвещения родителей. Если организация ППР в отечественных разработках отличалась достаточно глубоким теоретическим обоснованием, то зарубежный опыт интересен построением практических тренингов, направленностью на решение индивидуальных семейных проблем. Наиболее актуальным, на наш взгляд, является в данном случае комплексный подход.

На основе анализа изученной литературы, мы попытались конкретизировать содержательное наполнение понятия «педагогическое просвещение родителей», под которым понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры. Педагогическое просвещение всегда направлено на свободное развитие личности путем передачи как педагогических знаний, так и опыта гуманистических отношений. Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования своих детей. Часть родителей активно стремится к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущности современных образовательных процессов.

Знание многообразных особенностей семей обучающихся, их социального положения может снять целый ряд негативных моментов в сотрудничестве педагогов с родителями, более полно учесть образовательно-воспитательный потенциал семьи, найти разнообразные формы взаимодействия вуза с семьями студентов, не зависящие от их статуса и материального положения. Анализ опыта работы по организации взаимодействия семьи и школы позволяет утверждать, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. В современной образовательной практике приоритетными становятся дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям. Это побудило разработать программу развития школы, в которой обозначены основные параметры сотрудничества школы и семьи: формирование единой политики образовательного учреждения, направленной на комплексное решение проблем социально-психологической помощи ребенку, семье и содействие полноценному личностному развитию молодого поколения; социально-педагогическое обеспечение возможностей получения высшего образования; социально-педагогическая помощь школьнику и профилактика молодежной преступности, опасных зависимостей личности; социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем студентов, углубленное изучение учащихся на протяжении всего периода обучения, выявление индивидуальных особенностей, определение причин и трудностей в обучении и социальном развитии; диагностика социальной ситуации студентов, находящихся в социально опасном положении, формирование банка данных; социально-педагогическая защита прав школьника; обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности школьника; социально-педагогическое консультирование; социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация; содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ученика.

Чтобы партнерство семьи и высшей школы было успешным, оно должно быть взаимовыгодным. В проекте разработки программы взаимодействия школы с семьей, предпочтительными формами партнерства могут явиться:

– совместная деятельность в различных акциях;

– участие родителей в управлении школой;

– организация досуговых мероприятий;

– участие родителей в обсуждении программы развития школы;

– финансовое участие родителей в деятельности школы.

Мы считаем основными следующие принципы, на которых должна строиться совместная деятельность с родительской общественностью:


  • открытость (обсуждение и согласование всех планов работы, программ, отчет о деятельности всех структур управления школой);

  • доступность (информирование родителей о деятельности школы различными средствами, включая Интернет-технологии);

  • добровольность (только добровольное участие, основанное на собственных интересах, потребностях, компетенции);

  • сотрудничество (вся деятельность строится на основе партнерства).

Чтобы выстроить партнерские отношения с родителями, необходимо решать следующие задачи:

  • обладать информацией о специфике, правовых основах и проблемах семьи;

  • четко, связно, аргументированно характеризовать свои цели, результаты и достоинства, чтобы партнеры (родители) стремились к сотрудничеству;

  • выстраивать взаимодействие с максимальным учетом реальных обстоятельств, возможностей и перспектив;

  • уметь сопоставлять целевые ориентации стороны, чтобы найти «дополняющую» и взаимоприемлемую сферу деятельности.

Главными идеями, положенными нами в основу повышения педагогической компетентности родителей, являются: идея единства приоритетных ценностных ориентиров, идеи личностной направленности, сотрудничества, динамичности, гибкости, автономности каждого участника.

Сущность современного подхода к личности родителей заключается в признании уникальности и неповторимости каждого, уважении его достоинства, доверии к нему, принятия его личностных целей, запросов, интересов, создании условий для обретения и развития им способности к продуктивному взаимодействию со своим ребенком на основе всестороннего анализа его проблем в процессе социализации.


4. Анализ организации работы с родителями по реализации ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, в том числе в семье;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования и семейного воспитания;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся в различных воспитательных структурах (школа, семья, социальные институты и др.);

- построение воспитательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся (в том числе семейных традиций).

Стандарт ориентирован на становление личностных качеств ученика («портрет выпускника начальной школы»), особую роль в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса:

- любящего свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру, духовные и семейные традиции;

- осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества;

- активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда и творчества;

- умеющего учиться, осознающего важность самовоспитания и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике;

- уважающего своих родителей и других людей;

- осознанно выполняющего правила здорового и экологического образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.



В основе ФГОС лежат Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Названная Концепция представляет собой нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с разными субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в семье и школе.
      1. Программа воспитания и социализации обучающихся ориентирована на развитие у них базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, начальное формирование которых происходит именно в семье.


Ступени реализации Концепции отражают базовую роль и значимость родителей в данном процессе. Различают следующие ступени:

  • Усвоение ребенком ценностей семьи с первых лет жизни имеет непреходящее значение для человека. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

  • Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

  • Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

  • Сформированность Российской гражданственности высшей ступени процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются:

  • участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и  условий ее реализации;

  • обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др.

Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы должны обеспечивать формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом.

Для обеспечения реализация ФГОС рекомендуется организация комплексной методической работы с родителями и общественностью.

5. Включение родителей в управление общеобразовательным учреждением

В Законе РФ «Об образовании» одним из ведущих принципов, на которых основывается государственная политика в сфере образования, выделен демократический, государственно-общественный характер управления. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления, приоритетными формами самоуправления являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. Статья 52 Закона РФ «Об образовании» закрепляет за родителями право на участие в управлении образовательным учреждением. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная Постановлением Правительства РФ от 04 октября 2000 года № 751, в качестве одной из основных задач государства в сфере образования выделяет расширение участия общества в управлении образованием, открытость системы образования и учебных заведений для общественного контроля [68]. Обозначенные выше положения нашли свое отражение и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, где провозглашается развитие образования как отрытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Нацеленность государства на расширение сферы влияния общественности представляется вполне закономерной, поскольку значительную часть нововведений в сфере образования невозможно эффективно реализовать без поддержки социальных институтов, без привлечения к инновационной деятельности всех участников образовательного процесса. В качестве одного из ключевых механизмов реализации приоритетного национального проекта «Образование» выделяется обеспечение включения «общества в управление образовательными системами различного уровня (на уровне образовательного учреждения, муниципального образования, региона). В рамках разрабатываемых и реализуемых сегодня региональных комплексных проектов модернизации образования властными полномочиями наделяются создаваемые Управляющие советы, которые могут принимать решения, касающиеся жизнедеятельности и развития общеобразовательного учреждения, а также привлекаются к распределению стимулирующей части оплаты труда педагогов.

Таким образом, идея открытости системы образования, общественного участия в ее функционировании и развитии получает законодательную поддержку, при этом общеобразовательным учреждениям предоставляется возможность самостоятельно определять, каким образом обеспечивать общественный характер управления, какие органы создавать и для каких целей.

Сегодня директора общеобразовательных учреждений осознают острую необходимость решения многих вопросов, касающихся школьной жизни, с участием родителей. Взаимодействие администрации и родителей даёт ряд преимуществ, таких как создание положительного имиджа школы, повышение конкурентоспособности образовательного учреждения, материальная и финансовая поддержка и др. Однако, несмотря на то, что в школах существуют различные советы и родительские комитеты, очень острой остается проблема родительской пассивности, самоустранения от решения вопросов школьной жизни и, как следствие, уменьшения общественной составляющей в системе управления общеобразовательным учреждением. В докладе «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» отмечается, что сегодня, по данным социологических исследований, общество не готово участвовать в управлении образованием и контролировать его качество. Становится очевидным, что создание коллегиальных органов управления общеобразовательным учреждением само по себе не приводит к демократизации школьной жизни и не является залогом реализации идеи государственно-общественного управления образованием.

К настоящему времени сложились определенные предпосылки для научного обоснования включения родителей в управление общеобразовательным учреждением. Так, разработаны общие основы теории управления образовательными системами, нашедшие свое отражение в работах Ю. В. Васильева, Ю. А. Конаржевского, А. М. Моисеева, А. Н. Орлова, М. М. Поташника, В. П. Симонова, П. И. Третьякова, И. К. Шалаева, Т. И. Шамовой и др.

Теоретические основания и практические рекомендации создания системы общественного участия в управлении образованием разрабатываются В. И. Бочкаревым, Д. М. Вердиевым, В. М. Лизинским, Т. А. Степановой, П. И. Третьяковым и др. В рамках изучения становления и развития государственно-общественного управления сегодня изучаются вопросы демократизации системы управления образованием, сотрудничества и партнерства школы и общества, соуправления, организации деятельности управляющих советов школ, попечительских советов и т. д.

Таким образом, в педагогической науке накоплен значительный научный фонд по созданию системы общественного участия в управлении. Вместе с тем, вопрос включения родителей в управление общеобразовательным учреждением раскрыт недостаточно. Так, не выявлены организационно-педагогические условия, не разработана модель включения родителей в управление общеобразовательным учреждением. В этой связи существует противоречие между необходимостью включения родителей в управление общеобразовательным учреждением, обусловленной изменением государственной политики в области образования, позиции родителей, отношения руководителей общеобразовательных учреждений к участию родителей в управлении, и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической науке и практике.



6. Анализ степени включенности родителей школьников в образовательный процесс на основе экспертного оценивания и с помощью объективных показателей

В качестве объективных показателей степени включенности родителей школьников в образовательный процесс можно выделить следующие:

– сформированность представлений родителей об организации педагогического процесса и конкретной педагогической деятельности в образовательном учреждении;

– владение родителями необходимыми теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками по проблеме формирования ключевых компетентностей детей школьного возраста;

– степень проявления интереса родителей к активному включению в практическую деятельность.

На базе этих показателей нами была разработана анкета для экспертного оценивания степени включенности родителей школьников в образовательный процесс, результаты опроса представлены на Диаграммме 1.

В качестве экспертов выступили 30 преподавателей, среди них 12 заместителей директора по воспитательной работе и 3 директора из 15 школ различных округов города Москвы.

Экспертам было необходимо в процентах оценить насколько родители проявляют различные формы активности, связанные с участием в образовательном процессе их детей. А именно:

1. Приходят в школу на классные родительские собрания

2. В случае необходимости помогают ребенку выполнять домашние задания

3. Могут назвать четвертные оценки своего ребенка

4. Знают текущие оценки своего ребенка

5. Посещают общешкольные тематические родительские собрания

6. Являются участниками родительских гостиных

7. Входят в состав членов родительского клуба

8. Посещают проблемные тематические лекции

9. Участвуют в родительских тренингах и семинарах

10. Являются участниками тематических круглых столов

11. Оформляют помещения и костюмы для концертов и представлений

12. Помогают детям в изготовлении поделок

13. Помогают детям в оформлении рисунков, плакатов, стенгазет

14. Помогают детям в создании компьютерных презентаций

15. Принимают участие в различных внешкольных мероприятиях (поход в театр, кино, музей, на выставки и экскурсии)

16. Самостоятельно организуют для учащихся внешкольные мероприятия

17. Предлагают организовать для учащихся какие-либо мероприятия

Сразу отметим, что на последний вопрос все эксперты поставили 0, что говорит о низкой самостоятельности и инициативности родителей в организации мероприятий для детей.

Рассмотрим теперь более подробно получившиеся в результате экспертного опроса средние значения. Наибольшее число родителей (92 %), по-мнению экспертов, может назвать текущие оценки своего ребёнка, но при этом только 78 % может назвать четвертные оценки. Очевидно это связано с тем, что часть родителей считает важным текущее положение дел и не придает большого значения итоговым четвертным оценкам. Возможно, это также связано с введением во многих школах электронных журналов, которые позволяют родителям ежедневно получать текущие оценки своих детей.

89% родителей, с точки зрения экспертов, в случае необходимости помогают ребенку выполнять домашние задания, при этом помогают детям в изготовлении поделок – 59%, в оформлении рисунков, плакатов, стенгазет – 62%, в создании компьютерных презентаций – 15%. Этот факт также говорит о достаточно активной позиции родителей в отношении помощи своим детям. Отметим, впрочем, что в 90 % случаев речь идет о готовности помогать, а реальная помощь оказывают только 62 % родителей.

Необходимо отметить также достаточно высокую активность родителей при посещении классных родительских собраний (85 %), однако на общешкольных тематических родительских собраниях посещаемость резко снижается и в среднем достигает только 46 %, что говорит о заинтересованности родителей положением школьных дел именно для своего ребенка, которое может знать именно классный руководитель, и недоверием к важности информации на общешкольных собраниях.

Опрос экспертов показал также не высокую степень использования интерактивных технологий в работе с родителями. Так, только 24 % родителей, по оценке экспертов, являются участниками родительских гостиных, 21 % - входят в состав членов родительского клуба, 25 % - посещают проблемные тематические лекции, 19 % - участвуют в родительских тренингах и семинарах и всего 9 % являются участниками тематических круглых столов.

Все это говорит о недостаточной вовлеченности родителей в жизнь школы, а также о недостаточно активной работе с родителями в самих педагогических коллективах.

Более охотно родители участвуют в организации внешкольной жизни своих детей. Так, принимают участие в различных внешкольных мероприятиях (поход в театр, кино, музей, на выставки и экскурсии) 50% родителей, а самостоятельно организуют для учащихся внешкольные мероприятия 40 % родителей.



Таким образом, по данным экспертного опроса, родители в целом испытывают заинтересованность результатами учебы и школьной жизнью своих детей, но при этом недостаточно вовлечены в жизнь школы, мало участвуют в ней и не оказывают на нее значительного влияния. В свою очередь школа также не достаточно использует различные формы работы с родителями, ограничиваясь, как правило, традиционными родительскими собраниями.


Литература


  1. Аммонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества - момент истины // Семья и школа.-1988.-№9.

  2. Байкова Л.А. Технология подготовки и проведения ролевой игры. 50 сценариев классных часов. - М., 1999.

  3. Берн Э. Групповая психотерапия. – М,, 2005.

  4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. - М., 2000.

  5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.

  6. Джуринскии А.Н. Воспитание в России и за рубежом. – М.: Просвещение, 2002.

  7. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. - Л., 1990.

  8. Интернет-портал «ProШколу.ru»: http://www.proshkolu.ru.

  9. Кодекс образования Франции. Законодательная часть / Под общ. ред. В.М. Филиппова (Серия «Законодательство об образовании»). – М.: Статут, 2003.

  10. Кори Дж., Кори М., Колланэн П., Рассел Дж.М. Техники групповой психотерапии. – СПб., 2001.

  11. Красновский Л.О родительских собраниях //Воспитание школьников - 2003 №5.

  12. Лабиринт души: Терапевтические сказки под редакцией Хухлаевой О.В., Хухлаевой О.Е., М., 2005.

  13. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 2001.

  14. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. – СПб, 2010.

  15. Петровская Л.А. Компетентность в общении (социально-психологический тренинг). – М., 1986.

  16. Прутченков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. – М., 2000.

  17. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю.Хрящевой. – СПб., 2001.

  18. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – Спб., 2003.

  19. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 2001.

  20. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви.- М., 1988.

  21. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Основы групповой психотерапии. – М., 2002.

  22. Alain. Propos sur l’éducation. – P.: Presse Universitaire de France,1990.

  23. Civeyrel, F. Résoudre tous les conflits avec l’école. – Issy-les-Moulineaux: Prat, 2001.

  24. Déclaration des droits de la famille. – Bordeaux, 1989.

  25. http://www.education.gouv.fr.

  26. http://www.eduscol.education.fr.

  27. La place et le rôle des parents dans l’école // Rapport. – 2006. – No 57.

  28. Legrand,Ch.Lesparentsveulentuneécoleépanouissante//LaCroix.–17мая2006г.

  29. Les rapports de l’inspection générale de l’éducation nationale (IGEN).

  30. Mialaret, G. Pédagogie générale. – P.: Presse Universitaire de France, 1991.

  31. Préparation de la rentrée 2007 Circulaire N°2007-011 du 9-1-2007.

  32. Socle commun de connaissances et de compétences: Décret n° 2006-830 du 11 juillet 2006.





База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница