Применение дистанционных образовательных технологий в классической системе образования факультета вмк ннгу




Скачать 2.83 Mb.
страница 1/32
Дата 29.09.2016
Размер 2.83 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
E-learning, ИТ в образовании

Применение дистанционных образовательных технологий в классической системе образования факультета ВМК ННГУ


В.П.Гергель, С.Н.Карпенко, Г.В.Кузенкова, Н.В.Шестакова
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,
[email protected]

На факультете ВМК ННГУ им. Н.И. Лобачевского с 2007 года функ­ционирует среда дистанционного обучения Microsoft Learning Gateway 2007 (MLG) (поддержка Интернет и кейс технологий) и Microsoft Office Communication Server 2007 (поддержка телекоммуникационных технологий). На базе MLG 2007 развернут портал дистанционного обу­чения e-ННГУ (https://e-learning.unn.ru), на котором размещены дис­танционные лекционные материалы по пяти дисциплинам, читаемым на факультете ВМК, а также материалы для дистанционного тестирования. Применение дистанционных образовательных технологий рассмат­ривается как дополнение к основным формам образования. Дистанционное тестирование на факультете ВМК является дополнительным средством непрерывного контроля знаний студентов в течение семестра, которое проводиться в виде: электронных коллоквиумов, допусков к выполнению лабораторных работ, контрольных работ по темам и т.д.

Среда MLG имеет широкие возможности для создания учебных материалов от простых презентаций и лекций до мультимедийных про­дуктов, а также предоставляет набор средств по управлению про­цессом обучения. В частности, для проведения дистанционного обучения, которые поддерживают следующие этапы процесса дистанционного тестирования:


  1. Формирование контента тестовых вариантов.

  2. Внесение сформированного контента в среду управления обучением.

  3. Регистрация участников процесса тестирования (препода­вателей и студентов) в среде.

  4. Назначение тестовых заданий студентам.

  5. Проведение тестирования (выдача тестовых заданий студен­там, получение ответов, оценка результата в баллах).

  6. Формирование отчетов о результатах тестирования (сбор ин­фор­мации о результатах тестирования по дисциплинам и группам).

Применение дистанционных образовательных технологий как новой формы обучения будет целесообразно лишь в том случае, если время и трудозатраты на подготовку, проведение и получение результатов при этой форме будет существенно ниже, чем при традиционных формах, а результаты будут сопоставимы. Наш опыт создания электронных учебных материалов показывает, что, несмотря на мощные инструменты, большое количество времени расходуется на ввод готовой исходной информации. Например, при создании тестов каж­дый тестовый вопрос, как правило, нужно набрать (или скопировать), задавая параметры (правильные ответы, время ответа, режим работы тестируемого и т.п.).

Нами были изучены методические, технические и организационные вопросы проведения дистанционного тестирования студентов ВМК в целях:



  1. Оценки времени и трудозатрат на подготовку дистан­ционного тестирования.

  2. Оценки времени и трудозатрат на проведение дистан­ционного тестирования на базе среды MLG.

  3. Оценки сопоставимости результатов дистанционного тести­рования с резуль­татами традиционных форм контроля.

  4. Выработка рекомендаций по усовершенствованию процесса.

Особенностью тестирования состояла в том, что оно проводилось по нескольким дисциплинам, в нескольких учебных группах по каждой дисциплине, в ограниченное время (в течение одного месяца). В тести­ровании участвовало более 500 студентов.

Проведение дистанционного тестирования разбивалось на сле­дующие этапы, по которым проводилась оценка времени и трудозатрат:

  1. Подготовка списка тестовых вопросов и плана тестирования.

  2. Преобразование списка вопросов во внутренне представ­ление среды (подготовка контента тестирования).

  3. Проведение тестирования.

  4. Получение результатов тестирования

  5. Оценка результатов тестирования преподавателями.

Подготовка списка тестовых вопросов выполнялась преподава­телями – предмет­никами. На основе списка тестовых вопросов формировались тестовые варианты – перечни вопросов, которые получали студенты для тестирования. План тестирования включал количество тестовых вариантов и схему формирования тестовых вариантов из общего списка тестовых вопросов.

Подготовка контента тестирования заключалась в формировании тестовых вариантов в специальном формате с использованием специализированных программных средств. Этап выполнялся методистом, владеющим этими средствами.

Проведение тестирования выполнялось преподавателем совместно с методистом.

Получение результатов выполнялось методистом и состояло в подготовке отчета по результатам тестирования, который пре­доставлялся преподавателю.

Оценка результатов выполнялась преподавателем по полученному отчету.

Дисциплины, по которым проводилось тестирование:



  1. Дискретная математика

  2. Геометрия и алгебра

  3. Математический анализ

  4. Теория вероятностей

  5. Физика

  6. Методы ООП

  7. Информационный менеджмент

Оценка результатов тестирования проводилась на основе анкетирования преподавателей, прини­мавших участие в тестировании. В анкетировании приняли участие 17 преподавателей, среди которых 7 активных участников (преподаватели, которые разрабатывали вопросы и проводили тестирование в своих группах) и 10 пассивных участников (преподаватели-предметники групп, в которых проводилось тести­рование).

Оценка соответствия результатов тестирования мнению препо­давателей об успеваемости студентов выглядела следующим образом:



Позиция оценки

К-во преподавателей

Ни один студент не соответствует

0

Соответствует только 1-2 студента

0

Не соответствует больше половины

1

Половина студентов соответствует, половина нет

1

Соответствуют больше половины

9

Не соответствует только 1-2 студента

4

Все студенты соответствуют

1

На основе анализа приведенных оценок результатов тестирования и мнений участников, высказанных в процессе проведения тестирования, можно сделать следующие выводы:

Оценка знаний студентов, полученная при дистанционном тести­ровании в целом качественно совпадает с мнениями преподавателей об успеваемости студентов. Подавляющее большинство преподавателей, участвовавших в тестировании, дали положительную оценку резуль­татам тестирования и считают целесообразным продолжение этого процесса.

Заинтересовано и положительно отнеслось к дистанционному тести­рованию и большинство студентов.

В качестве причин несоответствия преподаватели отметили сле­дующие позиции:



Позиция оценки

Нет

В некотор. степени

В значител. степени

Основная причина

Недостаточная подготовленность тестовых вопросов

3

9

0

1

Ограниченность технических возможностей

4

8

0

1

Принципиальная несостоятельность дистанционного тестирования

4

7

1

1

Оценка трудозатрат и трудоемкости подготовки тестовых ва­риантов. Списки тестовых вопросов по дисциплинам содержали в среднем 90 вопросов. Время формирования контента для одного вопроса составляло от 10 до 30 минут (общее количество тестовых вопросов было 494; в процессе тестирования многие вопросы исправлялись). Назначение тестовых заданий студентам одной группы занимало от 30 минут до полутора часов в зависимости от количества тестовых вариантов. Формирование отчета о результатах тестирования одной группы занимало до 2-3 часов.

Следует отметить, что создание и обработка списков тестовых вопросов по математическим дисциплинам (т.е. обязательное присутствие математических символов и формул) потребовал времени в 6 раз больше, чем по гуманитарным дисциплинам. Этот факт ставит необходимость разработки специального математического редактора, поддерживающего формат обучающей среды MLG.



Факторы, определяющие качество дистанционного тести­рования:

Качество тестовых вопросов является основным фактором, опре­деляющим качество дистанционного тестирования. Создание тестовых вопросов необходимо рассматривать как разбитый на отдельные этапы процесс разработки, контроля и непрерывного усовершенствования тестовых вопросов. Для поддержки этого процесса на каждом этапе необходима разработка соответствующего методического и программ­много обеспечения.

Основными этапами процесса являются:


  1. Начальная разработка списка тестовых вопросов.
    Основным методическим обеспечением этого этапа яв­ляются типы тестовых вопросов. Среда MLG поддерживает 12 типов тестовых вопросов.
    Программным обеспечением этого этапа – поддержка типов вопросов, удовлетворяющих особенности математических дисциплин.

  2. Рецензирование списка тестовых вопросов.
    Классическое рецензирование с доработкой вопросов с учетом замечаний

  3. Тестирование студентов в режиме тестирования тестовых вопросов.
    При таком тестировании у каждого вопроса есть поле, где студент может высказать свои замечания относительно вопроса. Программным обеспечением этапа являются средства сбора замечаний студентов для каждого вопроса исходного списка вопросов и их классификации.

  4. Накопление статистики по ответам на отдельные вопросы.
    По каждому вопросу исходного списка должна накапливаться статистика о количестве правильных и неправильных ответов на этот вопрос по всем проведенным тестированиям.

  5. Усовершенствование списка тестовых вопросов.
    Проводится на основе накопленной статистики. Может проводиться по нескольким направлениям:

  • удаление явно слабых вопросов,

  • более подробное изучение на лекционных и практических занятиях тем слишком «сложных» вопросов,

  • разделение тестов по степени сложности (простые, средние, сложные) с дифференцированной оценкой.

Одно из преимуществ среды MLG состоит в том, что она поставляется с открытыми интерфейсами и частично открытым исходным кодом. Т.е. она позволяет пользователям разрабатывать свои программные средства автоматизации подготовки и управления процессом обучения.

Так, для автоматизации процесса создания контента из готового списка вопросов, представленного в виде документа Word, была разработана программа «Генератор контента» (Кунилов П.Е., Козлов И.А.).

Список вопросов в тестовом документе определенным образом структурируется. Согласно структуре программа генерирует варианты тестов по некоторому алгоритму (рис. 1):


  1. Список вопросов kQ вначале разбивается на количество вариантов kV без повторений по заданному количеству вопросов kQV в варианте.

  2. Если требуемое количество вариантов должно быть больше kV, то список вопросов заново разбивается на kV, либо меньшее количество вариантов без повторений, но уже с повторениями с предыдущей группой вопросов.

  3. Процесс повторяется до тех пор, пока не будет получена требуемое количество вариантов.

При этом, если указано разбиение входного набора вопросов на группы вопросов (по сложности, или по типу, или другое) и указано количество вопросов, входящих из каждой группы в вариант, то схема 2 (рис. 2) разбиения списка вопросов на варианты будет следующей:

  1. Список вопросов kQ вначале разбивается на количество вариантов kV без повторений, так что вопросы варианта из каждой группы тоже не повторяются. Список вопросов каждой группы kQi аналогично разбивается для каждого варианта по kQVi вопросов без повторений.

  2. Если требуемое количество вариантов должно быть больше kV, то список вопросов заново разбивается на kV, либо меньшее количество вариантов без повторений, но уже с повторениями с предыдущей группой вопросов.

  3. Процесс повторяется до тех пор, пока не будет получена требуемое количество вариантов.



Рис. 1. Схема разбиения тестовых вопросов без повторений

Рис. 2. Схема разбиения тестовых вопросов по группам

Применение такого подхода, реализованного в программе, позво­лило проводить формирование контента за несколько минут вне зависимости от количества вопросов. Кроме того, при необходимости исправления и корректировки учебного материала (тестовых вопросов) изменению подвергается исходный текстовый файл. Процедура замены контента также занимает несколько минут.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница