Привлечение квалифицированных специалистов из-за рубежа в россию: проблемы и перспективы




Скачать 291.49 Kb.
Дата02.09.2016
Размер291.49 Kb.


Россия и современный мир, 2010, N 4

Б.А. Хейфец*
ПРИВЛЕЧЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ-ЗА

РУБЕЖА В РОССИЮ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ1

Модернизационно-демографический коллапс

Привлечение высококвалифицированных специалистов из-за рубежа приобретает для России особое значение в связи с решаемыми сейчас задачами ускоренной модернизации экономики, без которой страна может надолго откатиться на периферию мирового хозяйства. Именно дефицит квалифицированных кадров и общее ухудшение демографической ситуации становится едва ли не главным препятствием на пути решения этой задачи.

По данным экономической экспертной группы при правительстве РФ, в настоящее время предложение на рынке рабочей силы ежегодно снижается примерно на 700 тыс. человек и через 4–5 лет это будет основным фактором, сдерживающим рост экономики (21).

Еще хуже ситуация с высококвалифицированными специалистами, которая значительно обострилась за последние 20 лет. Помимо чисто демографических причин и деградации системы высшего и среднего специального образования в этом сказался значительный отток ученых и специалистов за рубеж. По некоторым оценкам, всего за 1990-е годы из России уехали более 3 млн человек. По подсчетам на основе данных Федеральной миграционной службы о людях с высокой квалификацией, имеющих ученую степень, – уехали не менее 100 тыс. человек. Есть другие данные, согласно которым уехали 250 тыс. человек с высшим образованием (17).

Конечно, проблема утечки «умов» связана не только со сложностями быта и труда в России, которые происходили в лихие 1990-е годы и во многом сохраняются сейчас, и являются одним из главных побудительных мотивов эмиграции. Проблема интеллектуальной мобильности актуальна не только для развивающихся стран, но и для развитых государств. В целом в настоящее время она вместе со студенческой составляет в мировом масштабе не менее 3,5 млн человек (17).

Потребности в кадрах для современных отраслей промышленности России (как высшего, так и среднего звена и квалифицированных рабочих) уже не могут быть удовлетворены только за счет отечественных специалистов. По оценкам Минсоцразвития РФ, потребности в квалифицированных иностранных специалистах составляют уже более 2/3 официально озвученных потребностей в иностранных работниках (см. табл. 1).

Иностранные специалисты уже сыграли огромную роль в осуществлении крупнейшего модернизационного проекта 1920–1930-х годов – индустриализации СССР. Так что можно сказать, что у нас имеется успешный опыт в этой области, хотя и давний.

Однако сейчас ситуация принципиально другая, хотя и не менее острая. Поэтому, заявив в качестве ключевой цели на современном этапе радикальную модернизацию российской экономики, власти страны особое внимание стали уделять проблеме ликвидации дефицита высококвалифицированных специалистов, в том числе за счет мигрантов из-за рубежа.

На совещании, посвященном миграционной и таможенной политике в Благовещенске в июне 2010 г., Президент РФ Д.А. Медведев, в частности, заявил, что «в подавляющем большинстве регионов механизмы привлечения квалифицированных кадров, к сожалению, пока не созданы, имеются в виду и наши кадры, российские, и иностранные кадры. Конечно, нам нужны иностранные специалисты, особенно специалисты с высокой квалификацией, и не только в центре Российской Федерации, но и здесь, на Дальнем Востоке, потому что здесь нужно вводить новые мощности» (9). На том же совещании президент РФ поставил задачу создавать такие условия для миграции, чтобы люди, во-первых, готовы были приезжать работать, а, во-вторых, чтобы правила были понятные и достаточно простые, чтобы их было проще соблюдать, чем нарушать.

Это ставит новые задачи как для органов исполнительной и законодательной власти, так и перед учеными. В этом плане представляет большой интерес и изучение зарубежного опыта.



Таблица 1

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
ПОТРЕБНОСТЕЙ В ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКАХ НА 2009 Г.



Наименование группы

Профессии, должности

Тыс. чел.

%

Руководители учреждений, организаций и предприятий

генеральный директор предприятия, производитель работ, специалист, директор фирмы

157,1

6,2

Специалисты высшего уровня квалификации

инженер, архитектор, инженер-проектиров­щик, агроном, консультант, товаровед, экономист

64,2

2,5

Специалисты среднего
уровня квалификации

электрик участка, механик, техник, агент торговый, экспедитор, агент коммерческий, бухгалтер

76,4

3,0

Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием

учетчик, кассир

2,2

0,1

Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунально­го хозяйства, торговли и родственных видов деятельности

повар, кухонный рабочий, официант, продавец непродовольственных товаров, рабочие зеленого хозяйства

80,5

3,2

Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства

овощевод, вальщик леса

91,5

3,6

Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, стро­ительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр

каменщик, бетонщик, штукатур, плотник, арматурщик, электрогазосварщик, слесарь-ремонтник, слесарь по ремонту автомобилей, формовщик изделий, швея

110,3

43,6

Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин и слесари-сборщики

машинист бульдозера, оператор пульта управления, монтажник, водитель автомобиля, тракторист, водитель погрузчика

271,7

10,7

Неквалифицированные рабочие

рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, подсобные рабочие, пастух, грузчик, уборщик, дворник

682,3

27,1

Источник: Крощенко М.М., Алексенцева Ю.А. Привлечение иностранной рабочей силы и его влияние на инновационное развитие экономики

(http://www.niitruda.ru/analytics/publications/post_240.html).



Зарубежная практика

Доля высококвалифицированных специалистов в общей структуре занятости является важнейшим индикатором инновационного потенциала экономики. В 2007 г. в среднем 35% занятых в странах ОЭСР имели высшее образование, в том числе в Канаде – около 50, Финляндии, Японии, Новой Зеландии и США – около 40% (26, с. 17). Поддержание такого высокого уровня в отдельных странах обеспечивается и за счет привлечения соответствующих специалистов из-за рубежа.

Так, в 2000-е годы ряд европейских стран предпринял дополнительные меры по привлечению высококвалифицированных специалистов. В Великобритании была ускорена процедура выдачи разрешения на работу для специалистов, а также увеличен – с четырех до пяти лет – срок, на который эти разрешения могут быть предоставлены. В ряде европейских стран подобные меры были предприняты по отношению к специалистам в области информационных технологий, здравоохранения и некоторых других отраслей. Во многих странах разрешили работать супругам временных иностранных работников. В Дании и Голландии высокооплачиваемым иностранным специалистам предоставляются налоговые льготы.

В 2000 г. в Германии была введена в действие нашумевшая программа «Зеленая карта», направленная на привлечение (сроком до пяти лет) специалистов в области информационных технологий из стран, не принадлежащих к ЕС, – в первую очередь из Индии и Восточной Европы. Первоначально для отбора кандидатов планировалось использовать балльную систему, но затем авторы программы вернулись к упрощенной системе разрешений на работу. Однако за период с 2000 по 2003 г. вместо ожидаемых 20 тыс. в Германию прибыли только 15 тыс. программистов. Причинами относительной неудачи считают плохое знание немецкого языка, распространение ксенофобии в Германии, а также тот факт, что ТНК предпочитают привлекать специалистов из других стран с помощью внутрифирменных перемещений, без лишних затрат, сопряженных с получением разрешений на работу.

В 2002 г. в Великобритании была запущена программа, согласно которой специалисты высокой квалификации в течение года могут находиться на территории страны и искать работу без предварительных договоренностей с каким-либо работодателем. Для этого они должны пройти балльное тестирование и обладать достаточными средствами для содержания своей семьи. Одновременно правительство ввело в действие программу по возвращению в страну британских ученых, а также привлечению перспективных молодых ученых из других стран (3).

В ЕС собираются ввести так называемую «голубую карту» (blue card), дающую право на проживание и поиск работы в течение пяти лет на территории всех стран Евросоюза иностранцам, отработавшим в одном из этих государств не менее двух лет. Проект был представлен президентом Европейской Комиссии Мануэлем Баррозу 23 октября 2007 г. В настоящее время проект находится на стадии рассмотрения и пока не принят. Три страны – Ирландия, Дания и Великобритания от участия в проекте отказались. Ожидается, что «голубая карта» будет введена в ЕС в 2011 г.

С помощью этой и других подобных новаций Евросоюз рассчитывает покрыть дефицит в трудовых ресурсах, который к 2050 г. может достичь
20 млн человек. У «голубой карты» есть очень важная особенность – она рассчитана на привлечение квалифицированных мигрантов. В примерный перечень специальностей, по которым Европа намерена привлекать зарубежных специалистов, входят врачи, инженеры, ученые и компьютерщики и некоторые другие перспективные профессии. Выявить подходящих кандидатов поможет система отбора, которая будет подобно тем, которые действуют в Австралии или Канаде. При тестировании будет учитываться уровень образования и квалификация претендента. Согласно проекту Директивы ЕС от 23 октября 2007 г. «Об условиях перемещения и предоставления места жительства высококвалифицированным специалистам из третьих стран», будет введена процедура кратчайшего пути въезда высококвалифицированных рабочих из третьих стран, основанную на заключении профессионального контракта. При этом профессиональные квалификации и зарплату предполагается установить выше минимального уровня, принятого в ЕС (1).

Одной из важнейших изменений в иммиграционной политике Австралии в 2000-е годы стало выдвижение на первый план приоритетов мигрантов, чьи квалификационные характеристики и профессиональный опыт соответствуют потребностями экономики страны, а также бизнесменов и инвесторов. Для отбора квалифицированных специалистов в Австралии применяется балльная система оценок, введенная в 1989 г. При этом есть и ограничения, связанные с особенностями австралийского рынка труда и лоббистскими возможностями некоторых профессиональных сообществ. В первую очередь это относится к медицинским работникам с высшим образованием, особенно к врачам, имеющим собственную практику или работающим в клиниках. При подсчетах очков эта категория автоматически получает минус 25 баллов, что сильно понижает их шансы на иммиграцию (6).

Трудовая иммиграция играет большую роль в экономическом развитии многих государств. Доля нетто-иммиграции в приросте населения развитых стран в 1990-е годы уже достигла почти 50%, причем в странах Западной Европы она превысила 80%. В основных странах иммиграции на иностранцев приходится 5–20% их населения и 10–25% рабочей силы.

Привлечение высококвалифицированной иностранной рабочей силы способствовало активному развитию новейших отраслей в принимающих странах. Только в компаниях Силиконовой долины США трудятся более 2 млн квалифицированных иностранцев – программистов, инженеров-компьютерщиков и др. Исследование, проведенное в конце 1990-х годов и охватившее 4500 высокостатусных ученых и инженеров, работавших в США, выявило среди них чрезвычайно высокую долю иммигрантов (табл. 2). Иностранное происхождение имели 60% американских авторов наиболее цитируемых трудов по физике и 30% – по другим естественным наукам. Примерно 1/4 основателей или президентов биотехнологических компаний были уроженцами других стран (22).



Таблица 2

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ИММИГРАНТОВ В НАСЕЛЕНИИ И РАБОЧЕЙ СИЛЕ
РАЗВИТЫХ СТРАН В 1996 Г.



 

Иностранное
население (ИН)* (тыс. человек)

Доля ИН в структуре населения (%)

Иностранная рабочая сила (ИНР)*
(тыс. человек)

Доля ИНР в составе рабочей силы (%)

Австралия

3908

21,1

2238

25

Бельгия

912

9

196

6,5

Великобритания

1972

3,1

878

3,4

Германия

7314

8,9

2559

9,1

Италия

109,1

2

332

1,7

Канада

4971

17,4

2681

18,5

США

24 600

7,9

11 564

9,4

Франция

3597

6,3

1573

6,2

Швейцария

1338

19

709

17,9

Япония

1415

1,1

88

0,1

* В США, Австралии и Канаде в эти данные включается все население, родившееся за границей, в том числе натурализованные иммигранты, в остальных странах – только иностранное население, т.е. лица, имеющие иностранные паспорта.



Источник: Stalker P. Workers without Frontiers: the Impact of Globalization on International Migration. L.: Lynne Rienner Publishers, Boulder, 2000. – Р. 42.

Институциональные и другие предпосылки

Для облегчения миграции высококвалифицированных специалистов были введены поправки в российское законодательство, касающиеся иммигрантов. Новации в миграционное законодательство РФ, вступившие в силу


с 1 июля 2010 г., уточняют понятие «высококвалифицированный специалист». Им является иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в России предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере 2 млн руб. и более за период, не превышающий одного года. Исходя из приоритетов развития российской экономики, правительство РФ вправе снижать требования к размеру заработной платы (вознаграждения) таких иностранных граждан. Новый закон предусматривает, что высококвалифицированные специалисты из-за рубежа смогут приезжать вне квот и сложных процедур, которые существуют сегодня. В соответствии с новыми правилами, такому специалисту будет сразу выдаваться вид на жительство и срок его пребывания в России увеличивается при этом до трех лет (в настоящее время иностранный специалист получает разрешение на работу и рабочую визу сроком на один год) (13). Для высококвалифицированных специалистов упрощается сама процедура и сокращаются сроки получения разрешительных документов.

В июле 2010 г. были также внесены поправки в Закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (14), которые расширяют возможности привлечения высококвалифицированных специалистов. Эти поправки уточняют и по-новому трактуют категорию «соотечественники за рубежом», которые имеют право на получение гражданства России в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами и законодательными актами России в сфере гражданства. Кроме граждан России, постоянно проживающих за рубежом, соотечественниками признаются лица, проживающие за пределами территории России и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории России, а также лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории России, сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Россией. В документе появилась и статья, связанная с реализацией новой программы по содействию в добровольном переселении в Россию соотечественников, проживающих за рубежом.

Данная программа вводит категории переселенцев: наемные работники получат балльную систему оценки квалификации, появятся также такие категории переселенцев как «аграрии», «предприниматели», «обучающиеся», «лица, имеющие особые заслуги».

Еще одной особенностью новой программы являются предоставляемые ей льготы при перемещении соотечественниками из-за рубежа своего бизнеса в Россию, такие как отсрочка на три года таможенных и налоговых платежей при ввозе необходимой техники, имущественный налоговый вычет на приобретение на территории Российской Федерации оборудования, инструментов, материалов и иного имущества, необходимого для предпринимательской деятельности и т.п. Но программа не может заменить другие условия, которые «душат» коренных российских предпринимателей.

Поэтому только этих изменений может оказаться недостаточно, тем более что призывы стимулировать переселение соотечественников раздавались и раньше. Так, первая программа переселения была принята в 2006 г., однако с этого времени в Россию приехали только 22 тыс. человек, включая членов семей (15).

Чрезвычайно важно и то, что конкуренция на этом рынке будет серьезно усиливаться. При этом наряду с традиционными центрами притяжения мигрантов, спрос на специалистов и ученых будет возрастать у новых быстроразвивающихся государств.

Так, большое внимание данной проблеме стал уделять в настоящее время Китай, который традиционно сам является серьезным экспортером трудовых мигрантов. В начале 2009 г. в «Жэнминь Жибао» был опубликован официальный документ «Соображения о плане привлечения квалифицированных специалистов из-за рубежа», где отмечается, что привлеченные из-за границы высококвалифицированные специалисты уже стали необходимой силой для повышения конкурентоспособности Китая и обеспечения устойчивого координированного социально-экономического развития страны во всех областях (4). В этом документе ставится задача с учетом стратегических целей развития государства уделять серьезное внимание работе по привлечению специалистов, способных помочь развитию новых и наукоемких отраслей, развитию новых отраслей науки и достижению прорыва в освоении ключевых технологий. В связи с этим планируется создание ряда инновационных баз для зарубежных специалистов в высших учебных заведениях, научных учреждениях, предприятиях центрального подчинения и зонах освоения высоких и новых технологий страны. Важнейшей предпосылкой для реализации данной политики, как подчеркивается в документе, является создание благоприятных условий для работы и жизни привлекаемых специалистов, что ставит новые задачи перед региональными властями Китая.

Проблемы привлечения высоквалифицированных специалистов из-за рубежа требуют решения многих других назревших проблем. Одной из них является упрощение визового режима. Так, облегченный визовый режим существует у России со странами СНГ, включая бедные страны Центральной Азии, в то время как жесткие визовые правила действуют со многими развитыми странами, в том числе со странами ЕС, с которыми Россия добивается введения безвизового режима поездок.

Китай на состоявшемся в октябре 2009 г. двухдневном форуме правящих партий России и КНР – «Единой России» и Компартии Китая предлагал создать специальные таможенные коридоры и облегчить получение годовых виз и их пролонгацию, чтобы вечером китайские рабочие смогли спокойно возвращаться из соседних районов Дальнего Востока к себе домой в Китай. Аналогичную схему китайцы предлагали создать и в сельском хозяйстве: Россия заинтересована в выращивании зерновых культур на Дальнем Востоке, а Китай – в ее плодородных землях. На этой встрече китайцы выразили согласие строить на территории России деревообрабатывающие заводы, но при условии, что на этих заводах будут работать китайские рабочие (5).

Одной из серьезных проблем является отсутствие доступного жилья и ограниченные возможности по его аренде, плохо развитая социальная инфраструктура (медицинские, детские и образовательные учреждения) и т.п. Конечно, можно создать особые жилищные условия для высококвалифицированных зарубежных специалистов, однако в таком случае эта иммиграция массовый характер не примет.



Аутсорсинг

Помимо прямой иммиграции следует более гибко использовать другие возможности использования зарубежных специалистов высокой квалификации. Особого внимания здесь, в первую очередь, заслуживает пересмотр нашего отношения к сотрудничеству на основе аутсорсинга. Благодаря развитию современных средств коммуникации, в первую очередь Интернета и различных видов телефонной связи во всем мире успешно развиваются кооперационные связи, позволяющие специалистам из других государств работать на иностранных заказчиков, не покидая своей родины. При этом отпадают многие проблемы, связанные с миграцией.

Так, индийские инженеры и чертежники, принимая из США по спутниковой связи заказы на архитектурные проекты и отправляя подобным же образом результаты выполненной работы, могут получать приличную зарплату, не уезжая из своей страны. Некоторые финансовые компании США привлекают специалистов, живущих в странах Карибского бассейна, для ввода информации в компьютерные базы данных и ее последующей пересылки в США по электронным средствам связи (22).

При развитии аутсорсинга возможны два варианта: внутренний и внешний аутсорсинг. В вышедшем в 2007 г. докладе ОЭСР «Офшоринг и занятость: Тенденции и взаимосвязи» выделяются два главных вида зарубежного (офшорного) аутсорсинга: 1) перемещение хозяйственной деятельности внутри корпорации в зарубежные филиалы и 2) заключение субконтракта с иностранной фирмой. В обоих случаях часть операций передается за пределы материнской юрисдикции, а результаты впоследствии импортируются (25, с. 41).

Внутренний, или внутрикорпоративный аутсорсинг в рамках одной ТНК обычно используется тогда, когда необходим строгий контроль за той или иной деятельностью (например, НИОКР), когда информация носит конфиденциальный характер, когда особое значение имеет внутрифирменное взаимодействие или когда компания стремится сама воспользоваться преимуществами, которые дает контроль собственника. Как правило, внутри компании остаются менее масштабные виды деятельности, поскольку их передача зарубежному подрядчику не может дать достаточного выигрыша в затратах. Для аутсорсинга важно и то, чтобы передаваемая услуга (вид деятельности) могла быть относительно легко отделена от других видов деятельности (например, расчетно-операционная деятельность, которая легко поддается стандартизации). Часто имеет место сочетание внутрикорпоративного и внешнего аутсорсинга. В Индии, например, до 60% офшорных услуг, предоставляемых с помощью IT, обеспечивается внутри ТНК, а остальные 40% – на основе внешнего подряда – офшорного аутсорсинга (29, с. XXV). При этом в Индии экспорт услуг по программированию в 2003–2008 гг. составлял 35% в среднем в год и составил в 2008 г. 40 млрд долл. (24).

Для России одним из форм использования высоквалифицированных зарубежных специалистов должно стать инвестирование в зарубежные высокотехнологичные компании. Дело в том, что зарубежные прямые инвестиции (ЗПИ) стали в 2000-е годы одним из важнейших конкурентных преимуществ России в глобальной экономике. Россия в 2008 г. по накопленным прямым инвестициям за рубежом занимала второе место среди стран с нарождающимися рынками и 14-е место – в глобальной экономике в целом.


У 20 крупнейших российских ТНК, согласно оценке ИМЭМО РАН, в зарубежных филиалах в 2008 г. было около 190 тыс. занятых (в 2006 г. было
110 тыс.), что составляло примерно 11% от всех занятых в этих ТНК. У некоторых ТНК этот показатель значительно выше: например, у «Реновы» – 31,2%, «Евраза» – 29,5, «ЛУКОЙЛа» – 23,0% (16, с. 4, 11).

Данное направление компенсации дисбаланса в трудовых ресурсах должно затронуть не только высокотехнологичные производства. Для России все бóльшую роль будет приобретать инвестирование в трудоемкие отрасли обрабатывающей промышленности в трудоизбыточные зарубежные государства в целом. Это, прежде всего, страны Центральной Азии, Китай, Вьетнам и др. Такой задаче отвечает и принятая в 2009 г. Программа сотрудничества на 2009–2018 гг. между российскими регионами Дальнего Востока, Восточной Сибири и Северо-Востока КНР. Программа включает 205 ключевых совместных проектов в приграничных регионах двух стран. При этом в Китае будут развиваться в основном обрабатывающие производства, в том числе на основе поставляемого из России сырья. Такое размещение новых производств, которое остро критикуется в наших СМИ, обусловлено тремя основными причинами. Во-первых, создание новых отраслей в Китае в несколько раз дешевле, чем на Дальнем Востоке, где территория плохо освоена с точки зрения инфраструктуры и потому малопригодна для организации высокотехнологичных производств.

Во-вторых, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири нет достаточного количества рабочих рук. В регионе сейчас живут 3,5–4 млн человек, включая женщин, детей и стариков.

В-третьих, сырьевая база на Дальнем Востоке является труднодоступной и для ее разработки нужны масштабные инвестиции. Намеченная схема сотрудничества позволяет получить такие инвестиции из КНР (5).

Критикам данной программы можно напомнить и об успешном опыте компаний США, которые создали ряд предприятий обрабатывающей промышленности в приграничных районах Мексики, поставляющих продукцию на американский рынок. Еще в 1966 г. власти Мексики одобрили специальный закон, разрешивший североамериканским компаниям и иностранным фирмам (базирующимся в США) строить в 20-километровой приграничной зоне предприятия, занимающиеся трудоемкой сборкой изделий из американского сырья и материалов для последующей их поставки в США (так называемые «макиладорас»), и ввозить беспошлинно оборудование, материалы и комплектующие. В последующие годы действие программы было распространено на новые территории. Выгода от «макиладорас» оказалась обоюдной. Американские компании сумели серьезно снизить в Мексике свои издержки, развитие приграничной с США зоны также ослабило миграционные потоки из Мексики на север. В свою очередь, в приграничных районах Мексики выросли доходы населения и квалификация работников, сократилась безработица, особенно молодежная, а в Мексике в целом увеличились бюджетные доходы, направляемые в том числе на развитие региональной инфраструктуры (8). На «макиладорас» приходится почти 50% ненефтяного экспорта Мексики.

Интересное сотрудничество в этом плане развивается также между Россией и Вьетнамом, который в последние годы расширил свои инвестиции в ряд проектов на российской территории (в добыче полезных ископаемых, строительстве торгово-офисных объектов и т.п.). Вьетнам по согласованию с властями Калмыкии, не чуждой, как и Вьетнам, буддизму, собирается построить там вьетнамский город Нгуен-таун. Вьетнамская сторона получит для реализации данного проекта землю в аренду на 99 лет, а проживающие в России мигранты, в том числе нелегальные смогут приехать в этот город, построить себе жилье, работать там и платить налоги в бюджет Калмыкии. Плотность населения в Калмыкии 0,5 человека на 1 км2, тогда как во Вьетнаме – 270 человек (12). Правда, без развития каких-то значительных промышленных объектов (например, в сельском хозяйстве, легкой и пищевой промышленности, электронике, в которой Вьетнам, благодаря кооперации с мировыми лидерами, добился серьезных успехов, и т.п.) рассчитывать на то, что в городе надолго поселится много жителей, на наш взгляд, сложно.

Что касается инвестиций в отрасли хайттека, то реализовать такое направление достаточно сложно, так как у России нет соответствующих инвесторов, заинтересованных в таких инвестициях. Основу российских ТНК составляют компании топливно-сырьевого и металлургического секторов. Кроме того, инвестиции в такие компании, как правило, должны преодолеть довольно серьезные административные барьеры, среди которых особое место занимает усилившийся в последние годы госпротекционизм. Некоторые несостоявшиеся сделки по приобретению зарубежных компаний (например, немецкого подразделения автомобильного концерна General Motors автоконцерна Opel) были связаны с нежеланием «делиться» передовыми технологиями, в том числе дать доступ к конструкторским бюро и лабораториям, продуцирующим инновации).

Поэтому во многих случаях привлечение зарубежных специалистов для реализации проектов в России можно обеспечить за счет существенного расширения использования традиционного аутсорсинга.

Согласно исследованию известной аналитической компании A.T. Kearney, в 2005 г. примерно 80% глобальных инвесторов планировали передачу вовне ряда корпоративных функций, в то время как в 2003 г. их было 50%, а в 2004 г. – 66%. Особенно активно такую перелокализацию инвесторы осуществляют в отношении IT-индустрии (программирования, разработки вэб-дизайна, технической поддержки и т.п.), а также в ряде других видов деятельности – организации контактных центров (call-center), аналитических, бухгалтерских и инжиниринговых служб, научно-исследовательских лабораторий и т.п. (см. табл. 3).
Таблица 3
ДОЛЯ ИНВЕСТОРОВ, ПЛАНИРОВАВШИХ РАЗВИТИЕ АУТСОРГИНГА В НЕКОТОРЫХ ВИДАХ КОРПОРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БЛИЖАЙШИЕ ТРИ ГОДА, %


Вид деятельности

2003

2004

2005

IT-индустрия (программирование, разработки вэб-дизайна, технической поддержки и т.п.)

22


50


67


Контактные центры

13

38

50

Производство и сборка

26

31

43

Исследования и разработки, инжиниринг

13

25

41

Обеспечение бизнес-процесса (управление персоналом, финансы и бухгалтерский учет)

12

30

41

Дистрибьюция и логистика

12

17

26

Подготовка менеджеров и аналитика

11

17

24


Источник: 2005 Foreign Direct Investment Confidence Index. A.T. Kearney 2006. – P. 4 (http://www.atkearney.com/main.taf?p=5,3,1,140,4).
Экономический кризис 2008–2009 гг. усилил интерес к зарубежному аутсорсингу, позволяющему значительно сократить издержки бизнеса. В развитых странах он привел к значительному сокращению занятых в ряде сфер экономики. Только в банковской сфере во всем мире было сокращено около 5% всех занятых (в США – 8%), или четверть миллиона человек. IBM в марте 2009 г. сократила 5 тыс. рабочих мест, перенеся значительную их часть в Индию (27).

Иностранные инвестиции

Важным каналом привлечения высококвалифицированных зарубежных специалистов, равно как и повышения квалификации российских кадров являются прямые иностранные инвестиции (ПИИ). За последние годы приток ПИИ в Россию значительно увеличился. Согласно оценкам Банка России, накопленные на начало 2010 г. ПИИ в российской экономике составили 382,5 млрд долл. по сравнению с 32,2 млрд долл. в 2001 г. (10).

ПИИ и привлекаемые при инвестировании и дальнейшей производственной деятельности, и иностранные специалисты способствовали модернизации многих отраслей российской экономики.

В сырьевых отраслях с помощью иностранных инвестиций удалось получить много новых технологий и создать новые производства, которых не было в России. Один из самых ярких примеров здесь сооружение в рамках реализации проекта «Сахалин-2» (участвуют англо-голландская «Роял Датч-Шелл», японские «Мицуи» и «Мицубиси», российский «Газпром») первого в России завода по сжижению природного газа (СПГ), который открывает принципиально новые возможности для экспортных поставок российского газа.

С помощью иностранного капитала организованы многие современные производства и технологически переоснащены некоторые отрасли машиностроения. Например, благодаря таким компаниям как General Motors Corp., Toyota Motor Corp., Peugeot S.A., Nissan Motor Co., Sudzuki Motor Corp., Volkswagen AG, Hyundai и некоторым другим удалось построить ряд современных автомобильных заводов. Существует около 80 проектов по выпуску автокомпонентов для СП с крупнейшими иностранными фирмами.

Иностранные фирмы (американские Boeing и Parker, французкие Snesma, Thales и Mishelin, британская Dunlop, германская Liebherr, итальянская Finmeccanica Alenia Aeronautica) участвуют в разработке, производстве и маркетинге перспективного регионального самолета Sukhoi Superjet-100, который рассматривается как пилотный проект в возрождении гражданского авиастроения России.

Новый этап наметился в модернизации фармацевтической промышленности с помощью иностранных инвестиций, чему в немалой степени способствует политика госзакупок лекарств из перечня оплачиваемых по линии социального страхования медикаментов, преимущественно у компаний, работающих в России. Это заставило некоторых ведущих иностранных производителей начать локализацию своего производства в России. Так, один из трех известнейших в мире производителей инсулина французская компания Sanofi-Aventis в 2009 г. приобрела более 50% акций российского производителя инсулина «Биотон Восток», расположенного в Орловской области. Благодаря этим инвестициям Sanofi-Aventis станет производить в России, где насчитывается 10 млн пациентов с сахарным диабетом, аналоги инсулинов и человеческие инсулины, включая «Лантус» (один из лидирующих инсулиновых брендов в России), инсулин «Апидра», а также «Инсуман Базал» и «Инсуман Рапид».

Иностранные инвестиции позволили создать новую пивоваренную промышленность, производство ряда пищевых продуктов и напитков. В российскую электронику и электротехническую промышленность, производство современной бытовой техники инвестировали средства такие всемирно известные компании, как Samsung, LG, Daewoo, Philips, Siemens, Indesit, Vestel, Candy Elletrodomomestici, Gorenje и др.

Важное значение в повышении профессиональной квалификации и использовании зарубежных специалистов имеет углубление сотрудничества в сфере научных исследований и разработок. В России собственные исследования с использованием местных специалистов ведут такие всемирно известные компании как IBM, Alkatel, Ericsson, Samsung и другие. Компания Intel построила в России свою инновационную систему, включая центры разработок в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Сарове, Новосибирске (2, с. 222, 223). На средства Microsoft (100 млрд руб.) в России в 2009–2011 гг. будет развернута сеть учебных центров компании, в Москве будет создан ИТ-центр Microsoft, научно-исследовательский центр совместно с Институтом космических исследований РАН, оказана помощь тысяче российских специалистов, работающих в ИТ-сфере (11).

Крупнейший производитель телекоммуникационного оборудования американская Cisco Systems заявила о своем намерении направить в российскую экономику 1 млрд долл. в ближайшие десять лет. Они будут предназначены для проведения исследований, локализации некоторых производств в России, обучения и переподготовки кадров и т.п.

Германская корпорация Siemens предполагает организовать в России центр исследований и разработок в сфере энергетики, ядерных и медицинских технологий, университетского центра, клинического центра, совместных с крупными вузами лабораторий, бизнес-инкубатора и т.п.

Подобные примеры можно было бы продолжить.

В то же время положительное влияние ПИИ было бы бóльшим, если государство проводило бы целенаправленную и комплексную политику их привлечения в конкретные области экономики. В целом, об имеющихся проблемах с привлечением ПИИ для целей модернизации свидетельствуют невысокие рейтинги России, характеризующие ее инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность. Пока не дали серьезных результатов несколько специальных экономических зон, которые предоставляют иностранным инвесторам дополнительные налоговые льготы для инвестирования. Поэтому для того, чтобы этот канал стал действенным рычагом для модернизации и привлечения высококвалифицированных специалистов необходимо серьезное улучшение инвестиционного климата в стране.

Новые возможности

Еще одним из перспективных для России направлений привлечения высококвалифицированных специалистов может стать их приглашение на несколько месяцев в году или совмещение ими работы за рубежом и руководства определенными проектами в России. Уже действует Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры для инновационной России на 2009–2013 годы», в рамках которой осуществляется проект по проведению совместных исследований под руководством приглашенных ученых. Новый импульс это направление получит при развитии инновационного центра «Сколково».

Как заявил на слушаниях в Госдуме РФ 1 июля 2010 г. В. Сурков, нужно предельно интернационализировать «Сколково». И важнейшим рычагом этого, по его мнению, является «импорт мозгов, импорт специалистов, не только отечественных. Привлекать иностранных специалистов сегодня для России критически важно». Поэтому не случайно правительство выделило гранты на привлечение иностранных ученых. Приняты соответствующие законы и постановления правительства, позволяющие, например, российским компаниям получать государственное софинансирование, если они работают с вузами и приглашают специалистов из-за рубежа. По словам В. Суркова, сегодня быть патриотом – это понимать, что Россия заинтересована в том, чтобы ее интеллектуальный потенциал пополняли лучшие, самые талантливые ученые и специалисты из-за рубежа.

Любопытен и путь достижения этой цели, предлагаемый В. Сурковым, который уверен, что если буквально поштучно мы не будем отбирать в наши компании, в университеты, в будущий центр «Сколково» способных людей, «то мы обречены на провал, поскольку сами по себе в чистом виде только институциональные реформы не приводят к желаемому результату». И государство, и компании, и, может быть, специально созданные структуры должны заниматься работой по индивидуальному отбору людей, способных создавать новое, умеющих это делать и еще по возможности умеющих это продавать. Такие люди в основном водятся за границей (19).

Такая позиция вызывает двойственные ощущения. С одной стороны, очевидно, что без институциональных реформ невозможно решение кадровой и других актуальнейших проблем страны. Но проведение такой политики связано с серьезными экономическими и политическими рисками. «Точечные» решения могут дать определенный эффект, не связаны с рисками, но вряд ли этот эффект будет существенным и позволит обеспечить необходимый для нашей страны динамизм развития. Кроме того, лучше уже делать что-то, чем сидеть «сложа руки».

Далеко не исчерпан потенциал привлечения высококвалифицированных специалистов из стран СНГ. Так, за последние несколько лет более сотни врачей из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана трудоустроились в медицинские учреждения небольших городов и сел Среднего Урала, восполняя собой острую нехватку медицинских работников, которую испытывает уральская глубинка (18). Это не только русские, но и представители коренных национальностей бывших союзных республик.

Важным источником пополнения этого потока мигрантов могли бы стать студенты из стран СНГ, обучающиеся в России, или получающие образование в высших учебных заведениях, поддерживаемых ведущими российскими вузами. У этих категорий специалистов, как правило, более высокий уровень подготовки, нет проблем со знанием русского языка. Как известно, в ближайшее время в связи с провалом рождаемости в 1990-е годы в России произойдет существенное сокращение приема в вузы, что ставит ряд серьезных проблем в плане обеспечения занятости их преподавателей. По оценке Мин­обрнауки РФ, число абитуриентов в 2015 г. может сократиться до 4,5 млн человек по сравнению с 7 млн человек в 2010 г. По этой причине каждый четвертый преподаватель вуза может остаться без работы (20).

В связи с этим может быть существенно расширен прием наиболее способных абитуриентов из стран СНГ, в том числе и на безвозмездной основе. Естественно, необходимо создать четкий механизм такого обучения, когда гарантией возврата затрат на обучение может стать контракт, предусматривающий обязательства выпускника российского вуза по отработке в России определенного количества лет по выбранной специальности или их компенсацию в случае соответствующего отказа.


* * *

Таким образом, проблемы привлечения и использования высоквалифицированных специалистов и ученых, проживающих вне России, очень сложны и требуют серьезного внимания и комплексных решений. Здесь, на наш взгляд, необходима разработка долгосрочной стратегии на государственном уровне и создание соответствующей межведомственной координационной структуры типа Комиссии по иностранным специалистам при Правительстве РФ. В такую комиссию может быть преобразована созданная в 2006 г. Межведомственная комиссия по реализации «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Но главная предпосылка – это улучшение условий жизни и создание благоприятного бизнес-климата в России, без чего ощутимых результатов в этой области не добиться.



Литература

1. Бальзамова Н.Л. «Голубая карта» – новелла иммиграционного права ЕС // Российское право в Интернете. 2009. – №1 (http://rpi.msal.ru/prints/200901index.html).

2. Взаимодействие государства и бизнеса в системе инновационного развития российской экономики. М.: Институт экономики РАН, 2007. – 268 с.

3. Денисенко М. Изменения в иммиграционной политике развитых стран // Отечественные записки. 2004. – №4 (http://demoscope.ru/weekly/2010/0427/barom02.php).

4. Жэнминь Жибао. 2009, 8 января.

5. Зиненко И. Россия становится сырьевым придатком Китая // Ведомости. 2009,


12 октября.

6. Иммиграционная политика Австралии (http://www.zagranhouse.ru/article/


2009/08/18/60).

7. Крощенко М. М., Алексенцева Ю.А. Привлечение иностранной рабочей силы и его влияние на инновационное развитие экономики (http://www.niitruda.ru/analytics/
publications/post_240.html).

8. Кузнецов А., Кузнецова О. Граница: барьер или стимул для развития? // Российское экспертное обозрение. 2006. 21 сентября.

9. Медведев Д.А. Вступительное слово на совещании по таможенной и миграционной проблематике в приграничных регионах (http://www.kremlin.ru/news/8255).

10. Международная инвестиционная позиция Российской Федерации в 2001–2010 гг.: иностранные активы и обязательства на начало года (http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?


file=credit_statistics/iip_rf.htm).

11. Microsoft инвестирует в потребителей (http://www.gazeta.ru/business/


2009/04/21/2977029.shtml).

12. Нгуен Минь Чиет. Россия обеспечит безопасность всего мира // Ведомости. 2010, 10 июня.

13. О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 19 мая 2010 г. № 86-ФЗ (http://www.fms.gov.ru/upload/
iblock/3b9/86.pdf).

14. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Федеральный закон от 23 июля 2010 г. № 179-ФЗ (http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm).

15. Отечество, которое есть // Ведомости. 2010, 15 июля.

16. Российские транснациональные корпорации продолжают зарубежную экспансию даже в условиях мирового кризиса. М.: ИМЭМО РАН, 2009. – 28 с.

17. Семенова Н. В мире нет прецедентов массового возвращения ученых (http://www.gazeta.ru/comments/2010/02/16_x_3324635.shtml).

18. Старостин А. Врачи из Центральной Азии лечат больных в уральской глубинке (http://www.ferghana.ru/article.php?id=6503).

19. Сурков В. Мы должны создать привычку, что в Россию ехать работать – это нормально (http://www.kreml.org/news/248482491).

20. Товкайло М. Некого учить // Ведомости. 2010, 11 июня.

21. Фаляхов Р. С возрастом много не сэкономить (http://www.gazeta.ru/financial/
2010/07/14/3397913.shtml).

22. Цапенко И. Ренессанс экономической миграции на Западе // Вопросы экономики. 2002. – № 11. – С. 112–120.

23. Foreign Direct Investment Confidence Index 2005. A.T. Kearney 2006. (http://www.atkearney.com/main.taf?p=5,3,1,140,4).

24. Indian cities among 8 top global destinations for outsourcing (http://www.offshoreoutsourcingworld.com).

25. Offshoring and Employment: Trends and Impacts. OECD. 2007. – 220 p.

26. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard. OECD. 2009. – 145 p.

27. The Shifting Geography of Offshoring. The 2009 A.T. Kearney Global Services Location Index. Chicago: 2010. – 18 р.

28. Stalker P. Workers Without Frontiers: the Impact of Globalization on International Migration. L.: Lynne Reiner Publishers, Boulder, 2000. – 40 p.



29. World Investment Report 2004: The Shift Towards Services. N.Y. and Geneva: UNCTAD, 2004. – 438 p.

* Хейфец Борис Аронович – доктор экономических наук, главный научный сотрудник ИЭ РАН, профессор.

1 Статья подготовлена на основании исследования, проведенного в рамках гранта РГНФ (№ 10-02-00138а 2010 г.).




База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница