Проект «Создание модельных сельских библиотек в Новосибирской области»
Аннотация проекта
Государственное автономное учреждение культуры «Новосибирская государственная областная научная библиотека» выступает с инициативой разработки и реализации регионального проекта «Создание модельных сельских библиотек в Новосибирской области», направленного на развитие сети модельных сельских библиотек области с привлечением для реализации проекта средств областного и муниципальных бюджетов.
Цель проекта: создание модельных библиотек в сельской местности Новосибирской области, способных выполнять функции современного информационного и культурно-просветительского центра, предоставляющего беспрепятственный доступ пользователей к мировым информационным ресурсам и культурным ценностям.
Задачи:
-
расширить сферы деятельности библиотеки и увеличить перечень видов информационных услуг, предоставляемых местному сообществу;
-
улучшить материально-техническую базу и оснащение сельских библиотек современной компьютерной и оргтехникой;
-
формировать и обновлять фонд документов разных форматов: электронные документы, книги, периодика, аудио-видеодокументы, CD-ROMы, базы данных, озвученные книги и др.;
-
создать комфортные условия для предоставления пользователям информационно-библиотечных услуг и формирования профессиональных и культурных потребностей населения.
Сроки реализации проекта:
-
продолжительность 12 месяцев
-
начало проекта – январь 2017 г.
-
окончание проекта – декабрь 2018 г.
Полная стоимость проекта: среднерыночная стоимость преобразования одной сельской библиотеки в модельную библиотеку составляет 1,2 млн. рублей.
Эффективность проекта: новые ресурсы и новые возможности сельских модельных библиотек позволят качественно изменить библиотечную деятельность: повысить авторитет сельской библиотеки в обществе и изменить приоритеты муниципальной социальной политики, так как библиотека станет учреждением, уравнивающим возможности сельских жителей с городскими в получении доступа к информации, интеллектуальным ресурсам, культурным ценностям; расширить ассортимент библиотечно-информационных услуг и продуктов, улучшить качество их предоставления. Для пользователей сельских библиотек станет доступным Интернет; открыть на базе модельной библиотеки Центр правовой информации с доступом к информационно-правовым и справочным системам: «Законодательство России», КонсультантПлюс, Гарант; стать связующим звеном между муниципальной властью и населением, востребованным центром местного сообщества, центром сохранения и развития культуры села.
Введение
Обоснованными приоритетами культурной политики Новосибирской области на современном этапе являются, прежде всего, обеспечение равной доступности культурных благ и ценностей для населения вне зависимости от места проживания, предоставление качественных услуг в сфере культуры. Для достижения этих приоритетных целей необходимо создание условий для более качественного удовлетворения современных культурных потребностей населения нашей области, развитие материально-технической базы учреждений культуры и повышение эффективности ее использования.
Министерство культуры Новосибирской области, осуществляющее основные функции по выработке региональной культурной политики, разрабатывает и реализует областные проекты и программы, направленные на улучшение ситуации в сфере культуры, а также на развитие региональной библиотечной сети. В настоящее время в Новосибирской области действуют: долгосрочная целевая программа «Культура Новосибирской области на 2012-2016 годы»; ведомственные целевые программы «Новосибирск – культурная столица» на 2011-2015 годы и «Модернизация технических средств государственных библиотек Новосибирской области на основе внедрения информационных технологий в 2011-2013 годах». Они соединяются по вертикали с федеральной целевой программой развития культуры, выстраивая взаимодействие на всех трех уровнях: федеральном, региональном и местном.
Целью ДЦП «Культура Новосибирской области на 2012–2016 гг.», охватывающей все основные виды деятельности в сфере культуры и искусства, является повышение эффективности использования потенциала сферы культуры. За счет финансирования программы осуществляется строительство, ремонт и оснащение оборудованием учреждений культуры, подготовка кадров, проведение мероприятий, обновление фондов библиотек. На комплектование библиотечных фондов в 2012-2013 гг. было выделено из областного бюджета около 30 млн. рублей. К концу реализации программы планируется повышение уровня комплектования книжных фондов общедоступных библиотек до 70% от международного норматива.
Информатизация библиотечного обслуживания является сегодня одним из приоритетных направлений региональной культурной политики. На обновление парка технических ресурсов библиотек области в 2013 г. было выделено 18 млн. рублей в рамках реализации Департаментом информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области ДЦП «Развитие государственных информационных систем, информационного общества и формирование электронного правительства Новосибирской области на 2012-2016 годы». За счет этих средств в 6 центральных районных библиотеках оборудованы современные сканирующие лаборатории, с помощью которых будут создаваться электронные библиотеки местной печати и краеведческих изданий, а также приобретено 337 персональных компьютеров для сельских библиотек, установлены лицензионные программы.
В рамках выполнения ведомственной целевой программы «Модернизация технических средств государственных библиотек Новосибирской области на основе внедрения информационных технологий в 2011-2013 годах» постоянно обновляется компьютерный парк Новосибирской государственной областной научной библиотеки (НГОНБ), обеспечивающий процессы информатизации. В библиотеке активно развивается справочно-информационное обслуживание пользователей в режиме on-line, работают виртуальные справочные службы, жителям области предоставлен доступ к полнотекстовым электронным базам данных по различным отраслям знаний, организовано оперативное информационное обеспечение населения региона, в том числе посредством электронной доставки документов.
Одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры городов и сел Новосибирской области, выполняющих важнейшие социальные и коммуникативные функции, являются библиотеки. Библиотечное обслуживание населения осуществляют сегодня 882 библиотеки, в их числе 4 государственных областных библиотеки, 73 библиотеки г. Новосибирска, на территориях районов, городских округов и сельских поселений – 408 муниципальных библиотек и 373 библиотеки, вошедшие как структурные подразделения в состав других учреждений культуры.
Информатизация библиотек: из 801 библиотеки (без областных библиотек и библиотек г. Новосибирска) оснащены компьютерной и копировально-множительной техникой 676 (77%), к сети Интернет подключены 416 библиотек (47%). Парк персональных компьютеров составляет 1395 единиц. Собственные Web-сайты имеют 51 библиотека, блоги и странички в социальных сетях ведут 60 библиотек.
Библиотеки города и области активно формируют культурную среду региона, участвуют в создании информационных ресурсов, традиционно выполняют миссию просветительства и сохранения культурного наследия. Новосибирская государственная областная научная библиотека является информационным, координационным и методическим центром для библиотек области, благодаря чему в настоящее время сохраняется единая библиотечная сеть независимо от организационно-правового статуса библиотек. При поддержке Министерства культуры Новосибирской области НГОНБ реализует ряд проектов, направленных на развитие и совершенствование деятельности всех общедоступных публичных библиотек области: Сводного электронного каталога библиотек Новосибирской области (СКБ НСО), «Виртуальные читальные залы Новосибирской областной библиотеки», «Создание публичных центров правовой информации с функциями правового, делового и социально значимого информирования населения через библиотечную сеть Новосибирской области», «Организация мобильной системы обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек».
Постановка проблемы
Сельские библиотеки играют решающую роль в обеспечении равного доступа граждан к культурным и информационным ресурсам. На территории Новосибирской области расположено 1,5 тыс. сельских населенных пунктов, в которых проживает 599,5 тыс. человек. Библиотечным обслуживанием населения в сельской местности занимается 720 библиотек. Несмотря на значительные успехи и достижения в развитии и совершенствовании библиотечной деятельности региона, в наших сельских библиотеках, как и в большинстве российских сельских библиотек, за последние десятилетия накопился ряд проблем, требующих принятия конкретных мер.
Сельские библиотеки остро нуждаются в увеличении поступлений новой литературы и периодических изданий, так как их фонды в настоящее время не только физически изношены, но и содержательно устарели. В основном они были сформированы в 70-80-е гг. Главная причина такого положения с книжными фондами – недостаточное финансирование библиотек на комплектование фондов и подписку периодических изданий. Негативное состояние библиотечных фондов ведет к нарушению конституционных прав сельского населения на беспрепятственный и равный доступ к информации.
Основной проблемой продолжает оставаться слабая материально-техническая база сельских библиотек, так как финансовые средства, направляемые из местного бюджета на развитие библиотек, ограничены. Устаревает мебель и библиотечное оборудование, компьютерная техника и программные продукты, нет средств на проведение ремонтов зданий и помещений.
Большой проблемой становится старение библиотечных кадров, недостаток специалистов с библиотечным образованием. Из 937 специалистов сельских библиотек имеют высшее профессиональное образование только 66 человек (7%), среднее профессиональное образование – 317 человек (34%). Вызывает также обеспокоенность, наметившаяся в текущий период тенденция к переводу библиотекарей на неполную ставку, что приводит к ухудшению положения пользователей в библиотеке, нарушению их прав. Существенной проблемой являются низкие темпы подключения сельских библиотек к сети Интернет в связи с отсутствием технических возможностей. На сегодняшний день оснащены компьютерами 521 сельская библиотека (73%), доступ к сети Интернет есть только в 270 библиотеках (37%). Это свидетельствует о том, что сельские библиотеки лишены возможности реально использовать современные информационные технологии.
Одним из современных механизмов развития, поддержки и модернизации сельских библиотек является создание модельных библиотек. НГОНБ принимала участие в реализации проекта «Модельные сельские библиотеки» Федеральной целевой программы «Культура России». Модельная библиотека – это библиотека, имеющая оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, соответствующих международным стандартам публичных библиотек. В тех регионах, где федеральный проект получил поддержку, и были приняты собственные региональные программы (проекты) по модернизации сельских библиотек, удалось добиться значительных результатов. Лидерами проекта в РФ по количеству модельных или «образцовых» библиотек стали Чувашская Республика (все 500 сельских библиотек – модельные), Белгородская область (214 модельных библиотек), республика Башкортостан (168), Рязанская (90) и Курская (79) области.
В Новосибирской области федеральный проект на данном этапе не получил регионального развития, у нас действует всего 13 модельных сельских библиотек в Баганском, Карасукском, Коченевском, Мошковском, Новосибирском, Ордынском и Чановском районах. 11 библиотек были созданы в рамках федерального проекта, 2 библиотеки в Новосибирском районе открыты за счет средств только областного и районного бюджетов.
Со дня своего открытия, обновленные и технически оснащенные модельные сельские библиотеки нашей области, строят свою деятельность на основе сочетания традиционных форм обслуживания пользователей и современных технических возможностей. Для пользователей стал доступным Интернет с его уникальными информационными сайтами и порталами, базами данных, электронными библиотеками. Посредством информационного обслуживания библиотеки участвуют в экономическом и социальном развитии своих поселений, заботятся о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке. Сотрудники модельных библиотек оперативно удовлетворяют любые запросы пользователей, осуществляют поиск необходимой деловой, образовательной и любой другой информации. Установка правовых систем и их постоянное обновление повышает уровень правовой информированности жителей села.
Таким образом, модельные библиотеки практическими делами показали значимость сельских библиотек, обеспечив себе перспективу развития, что подтверждается статистическими данными. В каждой модельной библиотеке увеличилось число пользователей и посещаемости. С помощью электронных технологий в режиме отдаленного доступа выполняется около 60% всех запросов, практически исчезло такое понятие как «неудовлетворенный читательский запрос». Пользователи обучаются самостоятельно работать с текстовым редактором, электронными базами данных, могут без помощи библиотекаря искать информацию в сети Интернет.
Сегодня работать без современных технических средств и новых книг, поддерживая статус полифункциональных информационно-культурных учреждений, библиотекам уже невозможно. Бесспорно, что будущее за модельными библиотеками и все, что уже сделано в этом направлении в Новосибирской области, можно считать лишь началом большой работы по развитию сельских библиотек. Проблема их модернизации не может принципиально сдвинуться с места, если опираться исключительно на государственный бюджет, тем более что в настоящее время прекращено финансирование федерального проекта «Модельные сельские библиотеки». В связи с этим Новосибирская государственная областная научная библиотека выступает с инициативой разработки и реализации регионального проекта «Создание модельных сельских библиотек в Новосибирской области», направленного на развитие сети модельных сельских библиотек Новосибирской области с привлечением для реализации проекта средств областного и муниципальных бюджетов.
Цели и задачи
Цель проекта: создание модельных библиотек в сельской местности Новосибирской области, способных выполнять функции современного информационного и культурно-просветительского центра, предоставляющего беспрепятственный доступ пользователей к мировым информационным ресурсам и культурным ценностям.
Задачи:
-
расширить сферы деятельности библиотеки и увеличить перечень видов информационных услуг, предоставляемых местному сообществу;
-
улучшить материально-техническую базу и оснащение сельских библиотек современной компьютерной и оргтехникой;
-
формировать и обновлять фонд документов разных форматов: электронные документы, книги, периодика, аудио-видеодокументы, CD-ROMы, базы данных, озвученные книги и др.;
-
создать комфортные условия для предоставления пользователям информационно-библиотечных услуг и формирования профессиональных и культурных потребностей населения.
Методы
Новосибирская область, как успешно развивающийся регион, активно осваивающий и внедряющий современные информационные технологии, может достигнуть передовых позиций в процессе модернизации сельских библиотек. Реализация регионального проекта позволит сельским библиотекам достойно выполнять миссию культурного и информационного ресурса Новосибирской области.
В рамках реализации инициируемого НГОНБ регионального проекта сельские библиотеки получат возможность приобретать новые книги и электронные издания, современную компьютерную и копировально-множительную технику. По условиям проекта местная администрация (на условиях софинансирования) выделяет средства на модернизацию библиотечного пространства: проведение ремонта помещений, приобретение новой мебели и необходимого библиотечного оборудования, создание условий для сохранности фондов и техники.
Сроки реализации проекта:
-
продолжительность 12 месяцев
-
начало проекта – январь 2017 г.
-
окончание проекта – декабрь 2018 г.
Календарный план мероприятий по проекту:
№ п/п
|
Основные этапы работы и мероприятия
|
Сроки
|
1
|
Ремонт помещений с использованием новых строительных технологий и материалов, проведение работ по обеспечению надежной сохранности оборудования и фондов
|
1-2 кв.
|
2
|
Техническое оснащение (в каждую библиотеку: 2 комплекта компьютерного оборудования, 1 ксерокс, 1 сканер, 1 принтер); подключение к сети Интернет, приобретение аудио-видеотехники (1 мультимедиапроектор, 1 телевизор, 1 видеомагнитофон, 1 музыкальный центр)
|
2-3 кв.
|
3
|
Обновление основного ядра книжного фонда: приобретение книг, электронных ресурсов, дисков.
|
2-3 кв.
|
4
|
Приобретение библиотечной мебели, предметов интерьера
|
3-4 кв.
|
5
|
Обучение (стажировка) сотрудников в г. Новосибирске
|
3 кв.
|
6
|
Презентация модельных сельских библиотек
|
4 кв.
|
Ожидаемые результаты
Эффективность реализованного проекта будет оцениваться обновлением фондов библиотек, востребованностью информационно-библиотечных услуг, повышением качества обслуживания населения, увеличением количественных и качественных показателей.
Основными количественными результатами реализации проекта станут:
- увеличение числа пользователей – не менее 5% от общего числа пользователей;
- увеличение количества посещений – не менее 10% от общего числа пользователей;
- рост документовыдачи – не менее 20% от общего числа документовыдач;
- проведение массовых мероприятий с использованием современного компьютерного, аудио и видео оборудования – не менее 10% от общего числа мероприятий.
Новые ресурсы и новые возможности сельских модельных библиотек позволят качественно изменить библиотечную деятельность:
-
повысить авторитет сельской библиотеки в обществе и изменить приоритеты муниципальной социальной политики, так как библиотека станет учреждением, уравнивающим возможности сельских жителей с городскими в получении доступа к информации, интеллектуальным ресурсам, культурным ценностям;
-
расширить ассортимент библиотечно-информационных услуг и продуктов, улучшить качество их предоставления. Для пользователей сельских библиотек станет доступным Интернет;
-
открыть на базе модельной библиотеки Центр правовой информации с доступом к информационно-правовым и справочным системам: «Законодательство России», КонсультантПлюс, Гарант;
-
открыть творческую профессиональную лабораторию для последующего обучения на ее базе библиотекарей района;
-
стать связующим звеном между муниципальной властью и населением, востребованным центром местного сообщества, центром сохранения и развития культуры села.
Преображение сельских библиотек в модельные способно положительным образом повлиять на изменение качества жизни сельских жителей. Кроме того, нельзя не отметить, что реализация проекта «Создание модельных сельских библиотек в Новосибирской области» принесет дивиденды и самой местной власти – как «власти, идущей в ногу со временем».
Финансирование
Средства из областного бюджета направляются на формирование и дальнейшее развитие информационных ресурсов библиотеки: оснащение компьютерной и копировально-множительной техникой; приобретение лицензионного офисного программного обеспечения (включая пакет MS Office c набором программ MS Word, MS Excel, MS Power point и MS Photo Editor ABBYY Fine Reader и подписку на антивирусный комплект); подключение к сети Интернет, комплектование фондов библиотеки на всех видах носителей; организацию библиотечного пространства (приобретение мебели, оборудования и предметов интерьера для создания комфортной среды пользователей и сотрудников); профессиональное обучение кадров работе с современными информационными и компьютерными технологиями.
Финансирование модельных библиотек предполагает долевое участие органов муниципальной власти, которые вкладывают средства в ремонт и обновление помещения; приобретение мебели и библиотечного оборудования, комплектование фондов и подписку периодики; телефонизацию; обеспечение условий безопасности и сохранности фондов и оборудования; оплату услуг сетевого сопровождения, связи.
Бюджет проекта
Общая смета (на открытие одной модельной библиотеки)
-
Финансирование из областного бюджета
№ п/п
|
Наименование
|
Количество (ед.)
|
Общая стоимость (тыс. руб.)
|
Технические средства
|
1.
|
Персональный компьютер (системный блок, монитор, клавиатура, мышь)
|
2
|
60
|
2.
|
Операционная система Windows 2010
|
2
|
10
|
3.
|
Программное обеспечение MS Office
|
2
|
10
|
4.
|
Многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир)
|
1
|
10
|
5.
|
Веб-камера, гарнитура, колонки
|
2
|
2
|
6.
|
Проектор и экран
|
1
|
70
|
|
Итого
|
10
|
162
|
Подключение к сети Интернет
|
1.
|
Подключение
|
1
|
25
|
Комплектование библиотечно-информационного фонда
|
1.
|
Книги
|
1000
|
350
|
2.
|
Диски
|
200
|
24
|
4.
|
Правовые базы (Гарант, КонсультантПлюс)
|
2
|
8
|
|
Итого
|
|
382
|
Обучение персонала
|
1
|
Командировка (5 дней, проезд и проживание)
|
1
|
5
|
|
Общая сумма
|
|
574
|
-
Финансирование из местного бюджета
№ п/п
|
Наименование
|
Общая стоимость
(тыс. руб.)
|
Административные и прочие прямые расходы
|
1.
|
Ремонт помещений
|
200
|
2.
|
Приобретение мебели
|
100
|
4.
|
Охранная и пожарная сигнализация
|
100
|
|
Итого
|
400
|
Ежегодное финансирование проекта
|
1.
|
Пополнение книжного фонда
|
100
|
2.
|
Подписка на периодику
|
150
|
3.
|
Оплата услуг связи (Интернет, телефон)
|
50
|
4.
|
Обновление правовых баз
|
111
|
5.
|
Суточные на обучение (100х5)
|
0,5
|
|
Итого
|
411,5
|
|
Общая сумма
|
811,5
|
Полная стоимость открытия одной модельной библиотеки: 1385,5 тыс. рублей, из них, целевые средства из областного бюджета на реализацию проекта – 574 тыс. рублей, из местного бюджета на реализацию проекта – 400 тыс. рублей и на ежегодное финансирование проекта – 411,5 тыс. рублей.
Критерии отбора библиотек для присвоения статуса «модельной»
Функции непосредственного отбора библиотек, предлагаемых к участию в проекте, возлагаются на исполнителей проекта. Ниже изложены рекомендации по критериям отбора библиотек для участия в проекте.
-
Статус библиотеки-претендентки
-
Сельская библиотека – самостоятельная, в структуре культурно-образовательного центра, филиал централизованной библиотечной системы;
-
Городская библиотека – самостоятельная, в структуре культурно-образовательного центра, филиал централизованной библиотечной системы;
-
Расположение библиотеки-претендентки
Расположена в населенном пункте с количеством населения не менее 500 человек
-
Готовность муниципальной власти (районной и сельской администраций), руководства и персонала библиотек к участию в осуществлении проекта. Софинансмирование.
-
Ресурсное обеспечение библиотеки-претендентки
Материальные ресурсы:
-
Наличие достаточных площадей, позволяющих разместить техническое оборудование и информационные материалы на отдельных столах и стеллажах;
-
Год последнего капитального ремонта;
-
Год последнего текущего ремонта;
-
Наличие устойчивого электроснабжения 220 В/50 Гц;
-
Обеспечение отопления помещения для создания комфортных условий читателям и сотрудникам библиотеки
-
Обеспечение сохранности оборудования и фондов: установка решеток на окнах, металлических дверей с замками, сигнализации (звуковой, световой) непосредственно в помещении библиотеки или на пульте охранной структуры
Информационные ресурсы:
-
Копировально-множительная техника
-
Информационное обслуживание
-
охват населения библиотечным обслуживанием не менее 50%;
-
количество пользователей;
-
количество посещений;
-
документовыдача;
-
объем фонда;
-
количество массовых мероприятий;
-
количество посещений на массовых мероприятиях;
-
наличие читательских объединений (клубов, кружков и т.д.);
-
количество справок, выполненных с использованием Интернет;
-
новые услуги, связанные с использованием новых технологий;
-
партнеры библиотеки;
-
наличие благодарностей в адрес работы библиотеки
-
Персонал
-
Наличие не менее 1 штатной единицы сотрудников на полной ставке, базовая профессиональная подготовка которых позволяет освоить основы работы с техническими средствами и современными информационными ресурсами;
-
Образование специалиста, профессиональные достижения
|