Программа дисциплины «контент интернет-издания»




Скачать 452.57 Kb.
страница1/3
Дата31.08.2016
Размер452.57 Kb.
  1   2   3
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (НГУ)
Факультет журналистики

Кафедра массовых коммуникаций

Утверждено

«29» августа 2014 г.

Декан ФЖ
____________О.Д.Журавель

Рабочая программа дисциплины

«КОНТЕНТ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ»

Уровень высшего образования

Бакалавриат


НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

031300.62 ЖУРНАЛИСТИКА

Автор: Пономарев К.А.


Общая трудоемкость дисциплины

72 часа

108 часа

Контактная работа со студентом:

42 часа

46 часа

Аудиторные занятия, в том числе:

32 часа

36 часов

лекции

0 часа

0 часов

практические занятия

32 часа

36 часов

Контактные консультации

9 часов

9 часов

Проведение зачета

1 час

1 час

Самостоятельная работа

30 часов

62 часа

Зачетные единицы (кредиты)

2

3

Новосибирск

2014


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Курс «Контент интернет-издания» предназначен для студентов 3-го и 4-го курса факультета журналистики (6-й и 7-й семестры обучения). В рамках курса студенты приобретают теоретические знания об особенностях поиска и распространения информации в сети Интернет, системе СМИ русскоязычного и зарубежного сегментов Интернет, роли социальных медиа (блогов, социальных сетей, микроблогов, видеохостингов, сетей обмена изображениями и т.д.) в формировании контента интернет-изданий. Практическая составляющая курса посвящена выработке навыков выбора новостного повода, написания новости и заголовка по стандартам интернет-изданий, отбора новостных поводов для написания статей, интервью, фоторепортажей с использованием средств мультимедиа, гипертекстовых связей и так далее. На лекциях студентам предлагается сразу закрепить теоретические знания, выполняя небольшие задания в контексте изученного материала и в тесной связи с актуальным новостным фоном.

Основная цель курса – ознакомить студентов с особенностями создания и распространения контента СМИ в сети Интернет.

Достижение данной цели подразумевает решение следующих задач:


  • изучение современного состояния сети Интернет в России и особенно ее медиасегмента;

  • ознакомление с содержанием и показателями ведущих интернет-СМИ: мировых, российских, региональных, городских, локальных;

  • рассмотрение феномена социальных медиа в контексте формирования контента интернет-СМИ;

  • изучение теории и практики создания материалов интернет-изданий (новость, статья, интервью, фоторепортаж, видеоролик).




  1. МЕСТО КУРСА В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Курс «Контент интернет-издания» приходится на завершающую стадию обучения по направлению подготовки «Журналистика» и призван ознакомить студентов, уже изучивших «Основы теории журналистики», «Основы журналистской деятельности», «Работу с источниками информации» с особенностями профессиональной журналисткой и редакторской деятельности в интернет-изданиях. Этот курс предваряет, а иногда и сопровождает профессиональную деятельность молодых журналистов и редакторов. Соответственно, слушатели дисциплины в качестве «входящих» компетенций должны овладеть широким спектром умений по поиску темы, взаимодействию с источниками и героями, технико-технологическими навыками и образными средствами СМИ и т.п. А именно, у студентов к этому времени должны быть сформированы:

способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-16);

способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики, знание и умение владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, умение использовать различные программные средства, базы данных, работать в Интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-19);

знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики (ПК-25);

знание основных требований, предъявляемых к информации СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм в представлении точек зрения) (ПК-26);

оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической и т.п.) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах – печатных, вещательных, онлайновых, мобильных (ПК-41).


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

В соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования (бакалавриат), направление подготовки 031300.62 Журналистика, студент, прослушавший данный курс должен обладать следующими компетенциями:

ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знание основных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации), представление о составе населения России (ПК-14, частично: в части знания актуальных тем и проблем страны);

знание особенностей работы в условиях мульмедийной среды и конвергентной журналистики, методов и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика и т.п.) (ПК-32);



осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории (ПК-43).



  1. В результате освоения материалов курса, студент должен владеть следующими знаниями, умениями, навыками:

  • пониманием общей системы социальных коммуникаций общества, сущности массово-коммуникационных процессов;

  • пониманием специфики журналистики как одного из важнейших социальных институтов современного общества, ее природы как массово-коммуникационной деятельности;

  • знанием базовых понятий и категорий, в том числе пониманием, из чего складывается адекватность журналистского текста, умением анализировать журналистский текст с разных позиций;

  • способностью понимать сущность и значение информации в в развитии современного информационного общества;

  • умением пользоваться изученными иностранными языками в процессе личностной и профессиональной коммуникации, для чтения литературы и работы в сети Интернет;

  • умением применять полученные общетеоретические знания в практической деятельности.




  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА




    1. Объем дисциплины и виды учебной работы




6-й семестр

7-й семестр

Общая трудоемкость дисциплины

72 часа

108 часа

Контактная работа со студентом:

42 часа

46 часа

Аудиторные занятия, в том числе:

32 часа

36 часов

лекции

0 часов

0 часов

практические занятия

32 часа

36 часов

Контактные консультации

9 часов

9 часов

Проведение зачета

1 час

1 час

Самостоятельная работа

30 часов

62 часа

Зачетные единицы (кредиты)

2

3



    1. Учебно-тематический план курса



Наименование тем

Контактная работа

Самостоятельная работа

Всего часов по теме

лекции

семинары

консультации







6 семестр. Тема 1. Особенности Интернет-СМИ. Глобальные, российские, региональные, локальные и суперлокальные издания. Локализация тем. Global – Local – Superlocal - Glocal




4




2

6

Тема 2. Информационный регион. Статистика региональных интернет-СМИ. Использование данных онлайн-статистики.




4

1

2

7

Тема 3. Новостной повод и специфика написания новостей для Интернет-СМИ.




2

1

2

5

Тема 4. НГС.НОВОСТИ – пример мультимедийной редакции интернет-СМИ.




2




2

4

Тема 5. Требования и стандарты городских интернет-новостей НГС.НОВОСТИ.




2

1

2

5

Тема 6. Социальные медиа (блоги, социальные сети, микроблоги) и виртуальные новостные поводы.




4

1

2

7

Тема 7. Особенности работы с пресс-службами и пресс-релизами в деятельности Интернет-изданий. Пресс-конференция и брифинг.




4

1

2

7

Тема 8. Редакционная планерка. Редакционное задание в производственном процессе интернет-СМИ.




2

1

2

5

Тема 9. Стратегия и тактика выполнение редакционного задания. Составление редзаданий.




4

1

2

7

Тема 10. Лид-абзац и общее оформление статьи. Иллюстрации.




4

1

2

7

Проведение зачета







1

10

11

Итого в течение 6 семестра:




32

10

30

72



















7 семестр. Тема 11. Заголовки новостей. Новостной контекст и манипулирование информацией в заголовках.




4

1

7

12

Тема 12. Журналистика конфликта. Конфликты после публикаций в Интернет-СМИ.




4

1

7

12

Тема 13. Основные принципы и стандарты «Городской журналистики» НГС.НОВОСТИ.




4

1

7

13

Тема 14. Кросс-региональные новостные поводы в контенте интернет-изданий.




4

2

7

13

Тема 15. Экономика и статистика в контенте интернет-изданий.




2

1

7

10

Тема 16. Мультимедиа. Видео и гипертекст в контенте интернет-изданий.




6

1

7

14

Тема 17. Оценка качества материала. Фактчекинг.




6

1

7

14

Тема 18. Правовые основы и практика работы журналистов и редакторов интернет-изданий.




4

1

7

12

Проведение зачета







1

6

7

Итого в течение 7 семестра:




36

10

62

108




















4.3. Содержание разделов и тем

Тема 1. Особенности Интернет-СМИ. Глобальные, российские, региональные, локальные и суперлокальные издания. Локализация тем. GlobalLocalSuperlocalGlocal.

Особенности восприятия информации в Интернет-изданиях по сравнению с эфирным ТВ, радио, печатными СМИ: Информационный запрос (активная позиция потребителя информации), язык сообщения, редакционная политика, ракурс, контекст, стиль, окраска (негативная, позитивная, нейтральная, юмористическая), способ (текст, фото, мультимедиа), дополнительный контент (перекрестные ссылки),Web 2.0 (пользовательский контент), интеграция с социальными сетями, возможность просмотра с мобильных устройств и т.д.

Характеристика российской интернет-аудитории. По данным TNS на конец 2011 года, возможность выходить в сеть из дома есть уже у 92% пользователей интернета, проживающих в городах с населением свыше 100 тыс. человек. 5 лет назад доминировали представители возрастной группы 16-30 лет (Москва и Санкт-Петербург). За последние год-полтора более 93% новых пользователей — жители глубинки, а средний возраст составил 33 года. В 2011 году регионы впервые обогнали столицы по количеству зарегистрированных доменных имён.

Типы интернет-изданий. Глобальные, российские, региональные, локальные и суперлокальные издания. Локализация тем и новостных поводов. Global – Local – Superlocal – LoLocal. Принцип SoLoMoGlo: социальный, локальный, мобильный, глобальный (Andrew Heyward, бывш. гендиректор CBS): “Будущее медиа лежит в области глобальных сетей которые будут объединять единомышленников по интересам, увлечениям и открывать перед ними новые возможности, при этом доступ к ресурсам с мобильных платформ приобретет ключевое значение”.



Тема 2. Информационный регион. Статистика региональных интернет-СМИ. Использование данных онлайн-статистики.

Информационный регион. Единое информационное пространство – это наличие в любой «точке» страны такой «плотности» информационного поля, что каждый имеет возможность получить всю «необходимую и достаточную» информацию для адекватной ориентации в жизни региона, а также страны и мира, для выработки взглядов и мнений, для принятия решений (Прохоров Е.П). Единое информационное пространство в Сибири начинает формироваться во второй половине XIX века (Симонова Н.Б.).

Статистика liveinternet.ru и ее использование в работе. В 2011 году регионы России впервые обогнали столицы по количеству зарегистрированных доменных имён. Аудитория мобильного интернета растёт в два раза быстрее, чем аудитория интернета в целом. Мобильными устройствами для выхода в сеть пользуются более 22% всех жителей российских городов с населением свыше 100 тыс. человек. В 2011 году интернет-аудитория в регионах выросла почти на 20%.
Тема 3. Новостной повод и специфика написания новостей для Интернет-СМИ.

Новостью считается сообщение о произошедшем существенном событии, которое существенно влияет на жизнь людей, создает их со-бытие, объединяя в группы сочувствующих, переживающих, опасающихся или радующихся по этому поводу. Хорошие новости – те, которые люди считают настолько значимыми, что сами рассказывают о них друг другу. Примеры заголовков новостей интернет-СМИ:



  • Новосибирский хоккеист выбран командой НХЛ - НГС.НОВОСТИ

  • Трамвай № 13 в Новосибирске попал в четвёртую за месяц аварию - Сиб.ФМ

  • Участники свадебного кортежа открыли стрельбу в Москве - Lenta.ru

  • Iraq suffers deadliest day in nearly a month – CNN

В потоке данных современного мультимедийного общества в качестве прибавочной стоимости может выступать только уменьшение объема информации. (Н. Больц) Поэтому важнейшая задача журналиста и редактора – отделять значимые новостные поводы от незначимых. Впрочем, в информационном потоке невозможно выделить действительно важное, поскольку все происходящее могло принять иной оборот и отсутствует ответственный источник оценки происходящих событий. Всякое действие оказывается цепочкой рискованных предпочтений и случайных актов выбора. Выбор – это регулируемая потеря информации. (Н. Больц).
Тема 4. НГС.НОВОСТИ – пример мультимедийной редакции интернет-СМИ.

Тема разработана на основе опыта работы автора журналистом и заместителем редактора на Новосибирском городском сайте (НГС.НОВОСТИ www.news.ngs.ru) в период с декабря 2004 по декабрь 2011 года. Становление редакции НГС.НОВОСТИ пришлось на 2005-2007 годы. За это время Новосибирск пережил бум подключений квартир к широкополосному интернету, а потом началось активное развитие интернета мобильного, которое продолжается до сих пор. Сначала «НГС» был сайтом, который просматривали на работе, и пик читаемости новостей и статей приходился на утреннее рабочее время – с 8 до 11 часов. Второй пик – обеденный перерыв. НГС.НОВОСТИ быстро завоевали лояльность аудитории. В этом НГС похож на частные телеканалы 90-х. Журналисты и редакторы НГС.НОВОСТИ не ставят более 1 материала в день по теме «Криминал», тщательно отбирают материалы на передовицу и формируют тематически разнообразные выпуски статей и репортажей с фото, видео, флеш-анимацией и т.д., которые обновляются один раз в сутки в 00:00. Это роднит НГС.НОВОСТИ с газетами. Одна из особенностей – невмешательство владельцев сайта в его редакционную политику. Кроме того, редакция пользуется полной независимостью от рекламного отдела, который не может влиять на подбор новостных поводов и содержание публикуемых статей. С 2005 по конец 2011 года НГС.НОВОСТИ прошли путь от средних 500-700 прочтений на статью до 33 тысяч и более. НГС.НОВОСТИ стали городским форумом в античном смысле этого слова. Это место, куда может прийти любой гражданин, высказать свое мнение и получить отклик.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница