Программа дисциплины методическое мастерство




Скачать 137.33 Kb.
Дата19.09.2016
Размер137.33 Kb.
Казанский государственный университет

Факультет повышения квалификации

"УТВЕРЖДАЮ"

Проректор по учебной работе

__ проф. Н.К.Замов

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Методическое мастерство

Цикл _____________________ДС_______________________________________

Э - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

ЕН - общие математические и естественно-научные дисциплины;

ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

ДС - дисциплины специализации;

ФТД - факультативы

Специальность: __________ _______________________________

(Номер специальности) (Название специальности)

Принята на заседании кафедры немецкого языка___________________

название кафедры

Протокол № от " _ " 2003 г.

Заведующий кафедрой (__Маслова Н.А._)

Утверждена Учебно-методической комиссией ___________факультета КГУ

название факультета

Протокол № от " _____ " 2003 г.

Председатель комиссии _____________________________(Г.В.Ившина)
Рабочая программа дисциплины _____МЕТОДИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО.____

Предназначена для слушателей ФПК

По специальности ____________________________________________________
АВТОР: ______профессор Ратнер Ф.Л.____

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ:

Курс предназначен для преподавателей вузов и средних специальных учреждений, желающих повысить уровень своей компетенции в сфере преподавания иностранных языков, и направлен на совершенствования и углубления их психолого-педагогической и методической подготовки. Курс «Методическое мастерство» призван в первую очередь, помочь молодым преподавателям оптимизировать учебно-воспитательный процесс.
1. Требования к уровню подготовки слушателя, завершившего изучение дисциплины ______________«Методическое мастерство»__________________

Слушатели, завершившие изучение данной дисциплины, должны:



  • сформировать представление о современных требованиях методики преподавания иностранных языков;

  • знать теоретические и методические основы методики, ее актуальные задачи и опыт отечественной и зарубежной методики преподавания иностранных языков;

  • знать цели, задачи, формы, методы и средства современной отечественной и зарубежной методики преподавания иностранных языков;

  • уметь применять знания, полученные в ходе изучения курса данной дисциплины, в своей непосредственной профессиональной деятельности.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах).
Форма обучения _очная

очная, заочная, вечерняя

Количество семестров 1

Форма контроля: итоговая квалификационная работа



п/п


Виды учебных занятий

Всего

часов


1.

Всего часов по дисциплине

100

2.

Самостоятельная работа

28

3.

Аудиторных занятий

72




в том числе лекций

36




семинарских (или лабораторно-практических)

36

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ



Индекс
Наименование дисциплины и ее основные разделы

Всего часов

-

-

-

Примечание: Если дисциплина устанавливается вузом самостоятельно, то в данной таблице ставится прочерк.

3.2.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п

Название темы и ее содержание

Количество часов

лекции

семин.

занятия


сам. работа

1.

Иностранный язык как специфический учебный предмет. Методика преподавания иностранного языка как наука и как теория современного обучения неродному языку. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам.

Система обучения.

Цели обучения иностранному языку. Содержание обучения. Деятельностное содержание образования: современные подходы. Методы приема и средства обучения. Социокультурный компонент содержания обучения иностранному языку.


2


2

2

2


2.

Краткий обзор основных методов преподавания иностранных языков (I-XXI в.в):

-история методов; их современное состояние;

-основные методы преподавания в России и за рубежом

2


2

2

3.

Организация педагогического процесса обучения иностранным языкам:

  • принципы организации учебного процесса и его планирование;

  • организация и принципы проведения различных видов занятий; занятия как основная форма организации учебного процесса;

  • модель обучения иностранному языку на старших курсах (факультативные занятия и спецкурсы по иностранным языкам;

  • адаптация и ее этапы на младших курсах;

  • организация самостоятельной работы по иностранному языку;

  • контроль и оценка знаний;

  • организация внеаудиторной работы по иностранному языку;

  • языковое портфолио обучающегося, как инструмент оценки и самооценки обучающихся;

  • вводное занятие по иностранному языку.

2

2



2
2
2

2

2




2

2



2
2
2

2
2


2

2

2


2



4.

Психологические и психофизиологические особенности студенческого возраста и студентов:

  • направленность личности;

  • особенности личности обучающихся;

  • возрастные особенности памяти и внимания;

  • особенности мышления и его виды;

  • психологические особенности и основы обучения чтению и разговорной речи;

  • технология работы с первокурсниками.

2

2



2
2


2

2


5.

Методика преподавания языкового материала и выработка умений и навыков:

  • постановка произношений;

  • вводный коррективный фонетический курс;

  • обучение лексике;

  • обучение грамматике;

  • обучение навыкам устной речи;

  • обучение чтению и переводу;

  • обучение письму и деловому и профессиональному общению

2

2


2
2


2

2



6.

Личность преподавателя иностранного языка и мастерство:

  • основы педагогического мастерства и его уровни;

  • индивидуально-психологические свойства преподавателей;

  • методическое мастерство преподавателя иноязычной культуры;

  • личность преподавателя, структура личности;

  • категории педагогической этики;

  • соотношение личности и профессий;

  • уровни профессионализма;

  • необходимая совокупность научных знаний и умений;

  • уровни методического мастерства;

  • необходимые методические принципы.

4


2
2

2
2
2


7.

Новые технологии обучения иностранным языкам:

  • компьютерные технологии;

  • интернет–технологии;

  • дистанционное обучение;

  • компьютерное обучение;

  • модульно-рейтинговое обучение (кредитные часы);

  • контекстные технологии;

  • гипертекстовые технологии;

  • видеотехнологии;

  • метод проектов на занятии иностранного языка.

2

2

2


8.

Современные концепции и тенденции в зарубежной и отечественной методике преподавания иностранных языков.

Языковая политика и методика преподавания иностранных языков в странах Европы.



2



2


2




ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам.- Казань: Ивд-во Казан.ун-та, 1981.

  2. Методические рекомендации по учету некоторых психологических особенностей учащихся в процессе обучения иностранным языкам/ Сост. ЖЛ.Витлин.- Л.: НИИ общ.образ.взрослых АПН СССР, 1978.- 25 с.

  3. Косом Б.Б. Тестирование профессиональных склонностей и творческих способностей молодежи.- М.: НИИВО, 1995.- 48 с.

  4. Психолого-педагогичсские аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузах: Сб. науч. тр.- Кишинев: Истинца, 1990.- 114 с.

  5. Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техн.вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками.- М., 1991.- 48 с.

  6. Методические рекомендации по проблеме адаптации к условиям вуза. - Ужгород: УжТУ, 1977.- 20 с.

  7. Педагогические условия совершенствования адаптационных процессов в вузе: Межвуз.сб.— Барнаул: Изд-во Алтайск. ун-та, 1988.— 119 с.

  8. Психологические и педагогические аспекты работы со студентами первого курса: Тезисы докл.межвуз. науч-метод.конф.- Казань: КИСИ, 1987.- 82 с.

  9. Модель обучения ин.языку на старших курсах: Тезисы докл.-Нальчик Изд-во Каб.-Балкарск. ун-та, 1991.- 118 с.

  10. Ляховицкий М.В. Методика преподавания ин.языков.- М.: Высш.шк-, 1981. - 159 с.

  11. Маслыко ЕА и др. Настольная книга преподавателя ин языка. -Минск: Вышэйшая школа,. 1997.

  12. Технология использования видео на уроках ин.языка: Метод. реком. (Сост. Свирина Л.О., Тинчурина ТВ.- Казань: КГПУ, 1999.-13 с.

  13. Технология обучения в непрерывном образовании: Метод.реком.-Казань: КГТУ, 1994.- 17 с.

  14. Модульно-рейтинговая технология обучения: Сб.ст.- Барнуал: Изд-во Алт.ун-та, 1993.- 184 с.

  15. Губин С.Ю. ч др. Интернет-технологии в высшей школе в период реформирования российского образования.- М.: НИИВО, 1998.- 56 с.

  16. Зимняя ИА. Психология обучения ин языкам в школе. - М., 1991.

  17. Коммуникативное обучение иноязычной культуре: Сб. науч.тр. Вып.4.- Минск, 1993.

  18. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в ср.школе: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1993.

  19. Пассов Е.И. ч др. Учитель ин языка: Мастерство и личность.- М.: Просвещение, 1993.- 159 с.

  20. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному языку.- М.: Просвещение, 1991.

  21. Пассов Е.И. Урок иностр.языка в средней школе.— М.: Просвещение, 1988.

  22. Современные направления в зарубежной методике преподавания ин.языков. Вып.324.: Сб.науч.тр.- М.: МГПИИЯ, 1989.- 142 с.

  23. Бурлак И.Н. и др. Учебное кино в высшей школе.- М.: Высшая школа, 1980.- 207 с.

  24. Техническое средство в учебном процессе: Межвуз.сб.- Л.: ЛИСИ, 1983.

  25. Кино и ТВ в учебном процессе.- Рига, 1972.- 103 с.

  26. Совершенствование форм и методов использования ЭВМ в учебном процессе: Сб.науч.тр. - Ташкент, 1988. - 121 с.

  27. Крюкова О.П. и др. Компьютерные технологии изучения ин.языков.- М.: НИИВО, 1993.- 58 с.

  28. Педагогическая деятельность преподавателя вуза негуманитарного профиля: Метод.реком.- Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1998.- 29 с.

  29. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя.— Л.: Знание, 1985.

30.Учебно-программное обеспечение проф.-псд. подготовки преподавателей высшей техн. школы.- Казань: Карпол, 1997.- 300 с.

31.Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы.- Л.,1974.- 112с.

32.Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.- М.: Высшая школа, 1991.

33. О преподавании ин.языков на современном этапе// Ин.языки в школе.- 1995.- № 3.

34. Проект временного государственного образовательного стандарта по ин.языку// Ин.яз.в шк.- 1993.- № 5.

35. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении ин.языкам.— М.: Высшая школа,1989.

36. Китайгородском Г.К. Методика интенсивного обучения ин.языкам - М.: Высшая школа, 1986.

37. Барсук Р.Ю. Основы обучения ин.языку в условиях двуязычия.-М., 1978.

38. Контроль речевых умений в обучении ин.языкам в средней школе.— М.: Просвещение, 1970.

39. Раппорт И. и др. Тесты в обучении ин.языкам в средней школе.— Таллин, 1987.

40. Контроль в обучении ин.языкам в ср.школе.— М., 1986.

41. Витлин Ж.Л. Обучение взрослых ин.языку.- М., 1976.

42. В помощь преподавателю ин.языка: Сб.науч.тр.- Новосибирск (Серия сборников).

43.Витлин Ж.Л., Московкш Л.В. Международная конференция (современные методы преподавания и изучения ин.языков)// Ин.яз. в школе.- 1998.- № 3.- С.87-92.

44.Ващенко В. Инновационность и инновационное образование//Вестник высшей школы. - 2000 - №6 . - с.23 - 25.

45.Банкевич Л. В. О состоянии современной американской методики обучения иностранным языкам // Ин. языки в школе. - 1989. - №4.- с.40- 45.

46.Современные направления в зарубежной методике преподавания ин. языков: Сб. науч. тр.-Вып.324.-М: Издательство МГИИЯ, 1989. 142с.

47. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуры в средней школе: Пос. для учителя / Под ред. Е.И. Пассова, В.В.Царьковой.—М.: Просвящение, 1993



48. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.-М., 1998.

  1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранный язык в школе.- 2000.- №2.- С.3-10

  2. Губайдуллина А. Е. Тенденции развития педагогических технологий преподавания иностранных языков в РТ: Автореферат ... на соискание канд. пед. наук. - К.,2000

  3. Савельев А. Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. - 1994. -№2.- С. 29- 37.

  4. Информационные технологии в учебном процессе университета:Сб. науч. тр.- М., 2000- 152с.

  5. Ю.Куприянов М„ Околелое О. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий //Высшее образование в России.-2001.-№1.-с. 124- 126.

  6. Модульно-рейтинговая технология обучения, (опыт применения в вузе и средней школе) Сб. статей. - Барнаул: Изд-во Алтайск. Ун-та,1993.-184с.

  7. Санатулов Ш. 3. Современные образовательные технологии:понятие и сущность, проблемы внедрения. - М.: Изд-во Академии труда и социальных отношений, 1998.-31с.

  8. Кинелев В. Дистанционное образование - образование XXI века//А1ma mater.-1999- № 5.- с.4- 8.

  9. Бердников М. К оценке эффективности образовательных технологий в АПК Алтайского края //А1ma mater.-2000- № 8.- с.6-8

  10. Технологии обучения в условиях направленного образования: Методические рекомендации. /Составитель Амирова С.С. и др.- К., 1994.- 20с. (о технологии коньюктурного обучения)

  11. Семьянинов С. Входите, открыто! // Обучение за рубежом.- 2000.-№ 2.- с.47- 50(о дистанционном обучении).

  12. Крюкова О.П., Лобанов Ю.И. Компьютерные технологии изучения иностранных языков. -М.: НИИВО,1993.- 58с.

  13. Губин С. Ю. и др. Интернет- технологии в высшей школе в период реформирования российского образования/Под ред. Е. Е. Евтихиева. -М.: НИИВ0.1998- 56с.

  14. Новые обучающие перспективные технологии ускоренного освоения лингвистических структур // Неродные языки в учебных заведениях. - Воронеж, 1996.

  15. Нечерда О. Женщина бальзаковского возраста учит английский // Акцент. -1999.-№ 1 от 1 марта (о комплексной полиэкранной технологии).

  16. Ратнер Ф. Применение новых технологий обучения иностранным языкам на современном этапе // Современные технологии обучения иностранному языку в условиях обновления содержания языкового оборудования: Матер, зональной науч.-практ.конф.-Нижнекамск.Изд-во Нижнекамского регионального учебно-метод. центра, 2001.-С.20-22.

  17. Понов В. Возможности креативной педагогики в условиях перехода к информационному обществу // ВВШ.-1999.-№ 4.-с. 23-27.

  18. Ахметова Л.. Гурье Л. Преподаватель вуза и информационные технологии // Высшее образование в России.- 2001.- № 4.- с. 138-144.

  19. Попов Ю. и др. Рейтинговая система // Высшее образование в России.-2001.-№4.-с. 131-137.

  20. Ильин Г. Проективное образование и становление личности // Высшее образование в России. - 2001.- № 4. - с.85- 92.

  21. Зиновкина М. Гареев Р. Креативное инженерное образование // Высшее образование в России. - 2000 . - № 6. - 98- 99.

  22. Горина В. А. О системном подходе к анализу коммуникативных компетенции // Дидактика обучения иностранным языкам: формирование коммуникативной и профессиональной компетенции: Сб. науч. тр. Вып. 304. - М.: Изд-во МГИИЯ, 1998. -с. 4- 11.(о компьютерных технологиях).

  23. Смирнов С. Еще раз о технологиях обучения // Высшее образование в России. - 2000 . - № 6. - с. 113 – 120

  24. Беспалько В. П. Слагаемые педагогические технологии.- М., 1998.

  25. Вульфов Б. 3.. Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. - М., 1997.

  26. Сб. методик: Практическое пособие для руководителей образовательных программ. / Сост. Л. Т. Кирилюк, В. С. Корже. Мн, 1996.

  27. Фрадкин Ф. А. Педагогическая технология в исторической перспективе // История пед. технологии. - М., 1992.

  28. Щуркова Н. Е. Педагогические технологии. - М., 1992.

  29. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса. –Мн.: Высшая школа.. 2000.-95с.


Приложение


к программе дисциплины

Методическое мастерство


ТЕМЫ ИТОГОВЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ




  1. Современные технологии обучения иностранным языкам

  2. Интернет на занятиях иностранного языка.

  3. Работа с видеоматериалами на занятиях иностранного языка.

  4. Активные методы обучения иностранным языкам.

  5. Преподаватель иностранного языка: личность и мастерство.

  6. Новые подходы к контролю знаний, умений и навыков по иностранным языкам.

  7. Оценка и оценивание в преподавании иностранных языков.

  8. Организация самостоятельной работы по иностранным языкам.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница