|
Государственный университет – Высшая школа экономики
Программа дисциплины «Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента» направления 080200.68 – «Менеджмент» подготовки магистра
|
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
Высшая школа экономики"
Факультет менеджмента
Программа дисциплины
Стратегический менеджмент знаний и инноваций
для направления 080200.68 – «Менеджмент»
подготовки магистра
по программе «Стратегическое и корпоративное управление»
Авторы программы:
Бек Н.Н., к.э.н. доцент, nbek@hse.ru
Бек М.А. к.т.н. доцент, mbek@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры общего и стратегического
менеджмента «___»____________ 2012 г
Зав. кафедрой Н.Б. Филинов ________________________ [подпись]
Рекомендована секцией УМС «___»____________ 2012 г
Председатель ________________________ [подпись]
Утверждена УС факультета менеджмента «___»_____________2012 г.
Ученый секретарь ________________________ [подпись]
Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы
Резюме курса
Программа разработана c использованием материалов Инновационного образовательного проекта ГУ-ВШЭ. На рубеже ХХ – XXI веков инновации превратились в основную движущую силу развития мировой экономики. Современные исследования по теории инноваций и стратегическому менеджменту выявили тенденции к усилению роли знаний, конкуренции на основе знаний и инноваций в экономическом развитии компаний, отраслей и национальных экономик, в изменении границ, трансформации и образовании новых рынков (включая рынки ноу-хау). В условиях «новой экономики», глобализации и изменения границ рынков инновационные процессы преодолевают границы специализированных исследовательских и бизнес - организаций, которые становятся элементами стратегических сетей с увеличивающимся и быстро меняющимся составом участников из разных отраслей. Критически важным условием обеспечения конкурентоспособности отдельных организаций и стратегических сетей становится эффективное стратегическое управление инновационными процессами, трансфертом знаний и технологий.
Стратегический менеджмент знаний и инноваций является новым перспективным направлением менеджмента, носящим в значительной мере междисциплинарный характер. Он бурно развивается с использованием достижений в менеджменте, экономике, социологии и психологии. Об этом свидетельствует рост числа публикаций, приоритетных исследовательских и консультационных проектов, а также учебных программ по данному направлению. Изменения, которые происходят в экономике и общественной жизни России, ее интеграция в мировую экономическую систему требуют обучения менеджеров новым профессиональным знаниям и способностям. В первую очередь, важно развитие способности к стратегическому и инновационному мышлению, к восприятию, обмену и преобразованию знаний из различных областей и источников возникновения, к умению видеть перспективу и разрабатывать сценарии инновационного развития компании, устанавливать приоритеты, формировать проекты стратегического партнерства и разработки инноваций, претворять в жизнь инновационно -предпринимательские идеи, в том числе выдвинутые партнерами и пользователями.
Курс ориентирован на рассмотрение в системном единстве и взаимосвязанности основных концептуальных моделей стратегического менеджмента, управления инновациями и знаниями.
Является специальной профессиональной дисциплиной по выбору в программе магистратуры «Стратегическое и корпоративное управление», которая рассчитана на 1 модуль (3 семестр) 2-го года обучения и соответствует 4 кредитам.
2. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины «Стратегический менеджмент знаний и инноваций» устанавливает требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.68 – «Менеджмент», обучающихся по магистерской программе «Стратегическое и корпоративное управление» и изучающих дисциплину «Стратегический менеджмент знаний и инноваций».
Программа разработана в соответствии
-
с Федеральными стандартами и стандартами НИУ ВШЭ, включая требования соответствия критериям EPAS, в том числе для учебных программ обязательных курсов уровня магистратуры;
-
с общей образовательной программой направления 080200.68 – «Менеджмент» подготовки магистров, обучающихся по магистерской программе «Стратегическое и корпоративное управление»;
-
рабочим учебным планом (РУП) университета и факультета менеджмента по направлению подготовки магистров специализации «Стратегическое и корпоративное управление», утвержденным в 2012/2013 гг.
3. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Стратегический менеджмент знаний и инноваций» являются:
- расширение теоретической базы междисциплинарных знаний в области инноваций, стратегии, управления знаниями
- развитие у студентов понимания современных тенденций и актуальных проблем в области стратегического управленияинновационным развитием компаний
-
формирование навыков практического применения современных междисциплинарных подходов к исследованию и решению проблем стратегического управления инновационными процессами (во взаимосвязи с созданием и использованием необходимой для этого базы знаний в организациях, с развитием национальной инновационной системы).
-
получение современных знаний по современным концепциям и моделям стратегического управления, теории инноватики и менеджмента знаний
-
освоение подходов, интегрирующих положения теории стратегий, инноватики, знаний и трансферта технологий, эволюционной и ресурсной теорий фирмы
-
развитие способностей студентов к творческому, системному и стратегическому мышлению
-
приобретение знаний и навыков, необходимых для постановки и практического решения актуальных задач стратегического управления инновационным развитием организаций
-
освоение новых организационных форм и управленческих практик в области стратегического управления инновациями, формирования базы организационных знаний и трансферта технологий.
-
обеспечение профессионального взаимопонимания в международном контексте со специалистами, исследователями и практиками в области инновационных стратегий и моделей управления знаниями в компании.
4. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
- классические и современные концепции инноватики, динамических способностей, знаний, инновационных и знаниевых стратегий
- содержание и характеристики глобальных тенденций и факторов, влияющих на инновационное развитие экономики и компаний
- основные понятия, характеристики и инновации, их виды и вклад в конкурентные преимущества компаний
-
структуру и основные элементы моделей открытых инноваций, подрывных технологий, инновационных бизнес-моделей, управления знаниями
-
методы стратегического анализа, организации и управления инновационными процессами в условиях неопределенности и высоких темпов изменений;
-
иметь навыки (приобрести опыт)
- использования техник и инструментов стратегического анализа, обоснования и выбора инновационных и знаниевых стратегий
- работы с анализом зарубежных и отечественных исследований и интернет - информации по изучаемой проблематике
В результате освоения дисциплины студент приобретает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по
ФГОС/НИУ NC/NRU-HSE Code
|
Дескрипторы – основные признаки освоения, показатели достижения результата
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры
|
СК-М4
|
Имеет целостное понимание инновационного потенциала бизнеса, тенденций и факторов, влияющих на конкуренцию и инновационное развитие, стратегического и системного мышления
|
Лекции и интерактивные семинары
|
Способность предлагать концепции, модели, изобретать и апробировать модели стратегического управления инновациями и знаниями
|
СК-М2
|
Может разрабатывать и внедрять модели и методы стратегического анализа и выбора в области инновационных и знаниевых стратегий
|
Генерация идей и их презентация; мозговой штурм, презентация идей
|
Способность организовывать научную деятельность и исследования по стратегическому анализу и формированию инновационных и знаниевых стратегий
|
IC-M1.2 (M)
|
Владеет навыками ведения исследований и реализации научных проектов
|
Мозговой штурм, презентация идей
Разработка и презентация исследований
|
Знать модели поведения экономических агентов и рынков.
Знать основные понятия, методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов стратегического управления инновациями
|
М.1/ PC 4, ПК-5
|
Владеет базовыми навыками обоснования инновационных стратегических решений в условиях неопределенности и динамичности рыночной среды
|
Lectures, interactive seminars, case analysis, подготовка и презентация реферата
|
5. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Для магистерской программы «Стратегическое и корпоративное управление» настоящая дисциплина является дисциплиной специализации по выбору.
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных в результате изучения следующих дисциплин:
-
Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента
-
Экономика стратегии
-
Системный и процессный подходы в менеджменте
-
Инновационный менеджмент (уровень бакалавриата)
-
Теория и экономика фирмы (уровень бакалавриата)
-
Методология научных исследований
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
-
знания теории стейкхолдеров
-
знания моделей и методов стратегического менеджмента, методов исследования и механизмов управления.
-
знания современных концепций теории фирмы, рынков и конкуренции
-
способности интегрировать новые знания и знания смежных дисциплин в менеджериальную практику
-
способности понимать и использовать результаты научных исследований и умений по работе с аналитическими и статистическими данными о состоянии и развитии рынков и компаний
Основные положения дисциплины используются при изучении специальных дисциплин и научных семинаров по программе, а также при выполнении диссертационных исследований в области стратегического менеджмента:
-
Модели стратегических изменений
-
Эволюция стратегического менеджмента
-
Научный семинар «Методы моделирования будущего».
-
Диссертационные исследования в области стратегического менеджмента стратегического менеджмента, управления знаниями и инновациями.
8. Тематический план учебной дисциплины «Стратегический менеджмент знаний и инноваций»
№ п/п
|
Название темы
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоя-тельная работа
|
Лекции
|
Научные семинары и практич. занятия
|
1
|
Стратегическое управление развитием предприятий на основе знаний и инноваций
|
14
|
4
|
|
10
|
2
|
Инновации, знания и стратегии: теоретические концепции
|
18
|
4
|
4
|
10
|
3
|
Концепция динамических способностей. Инновационные бизнес-модели
|
14
|
4
|
|
10
|
4
|
Инновации и знания как источники конкурентных преимуществ и динамических способностей компании
|
16
|
2
|
4
|
10
|
5
|
Инновации, технологии и стратегии: типология и взаимосвязи
|
18
|
4
|
4
|
10
|
6
|
Модели инновационных процессов. Диффузия инноваций. Модели открытых инноваций
|
18
|
4
|
4
|
10
|
7
|
Модели создания организационных знаний
|
12
|
2
|
2
|
8
|
8
|
Инновационные стратегические сети
|
10
|
2
|
|
8
|
9
|
Инновационные программы и проекты
|
14
|
4
|
2
|
8
|
10
|
Организация инновационных процессов. Инновационные и практические сообщества по трансферту и обмену знаниями
|
10
|
2
|
|
8
|
1.
|
Итого по курсу
|
144
|
32
|
20
|
92
|
7. Формы контроля знаний студентов
Вид контроля
|
Форма контроля
|
Модули
|
Параметры
|
Текущий
|
Посещение лекций, семинаров и практических занятий
|
1-2
|
Участие в дискуссиях, выполнение аудиторных заданий, презентация материалов реферата
|
Реферат
|
2
|
сравнительный анализ концепций по стратегическому
|
Итоговый
|
Зачет
|
2
|
|
7.1 Критерии оценки знаний, навыков
Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-балльной шкале, 4 балла – минимальная результирующая оценка за курс.
Студенты обязаны посещать все лекции и семинары, изучить до начала занятия рекомендуемую литературу и методические материалы, участвовать в дискуссиях.
Текущий контроль учитывает активность студента в аудитории, качественный сравнительный анализ исследований и перевод статьи в реферате.
Реферат. Студент должен продемонстрировать понимание современных постановок задач, а также навыки самостоятельного анализа исследований зарубежных авторов.
Итоговый контроль знаний - в форме зачета во втором модуле, который состоит в презентации и ответе на теоретические вопросы по теме реферата. Студент должен продемонстрировать понимание современных моделей и постановок задач в области инновационных стратегий, динамических способностей и знаний.
8. Содержание дисциплины
Курс ориентирован на изучение концептуальных моделей стратегического управления инновациями (концепции динамических способностей и сетевых стратегий, стратегий в условиях неопределенности, инновационных бизнес- моделей, модели открытых инноваций и подрывных технологий); основных тенденций в изменении содержания инновационных процессов, стратегий и моделей создания и использования знаний; последних исследований и передовых практик в области стратегического управления знаниями и инновациями.
Тема 1. Стратегическое управление развитием организаций на основе знаний и инноваций
Стратегическая роль инноваций, технологий и знаний в развитии компаний. Стратегический и инновационный аспекты управления развитием организаций. Понятия инновация, новшество, технология, знания. Источники, компоненты, категории и отличительные признаки инноваций. Виды инноваций. Инновационные процессы и инновационная деятельность. Уровни управления инновационными процессами. Понятие о национальной инновационной системе, инновационных сетях и кластерах.
Основная литература
-
Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М.: ВШЭ, 2012
-
The Oxford handbook of innovation/ Ed. by Fagerberg J. and al.( 2005) Oxford University Press, Introduction
-
Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями (2010). Под ред. Мильнера Б. З. М.: ИНФРА-М, гл 1, 3, 5
-
Oslo Manual, Thid Ed. OECD, 2005 гл 2, 3
Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме
-
Бек М., Бек Н. (2012) Инновационное развитие России: результаты межстрановых сопоставлений. Ж.Менеджмент инноваций №3 (19)
-
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество, М.: Центр исследований постиндустриального общества, 1999, с. 11-187.
-
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
-
Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002
-
Янсен Ф. Эпоха инноваций. Пер. с англ. М.: Инфра-М,2002
-
Drucker P. The Discipline of Innovation // Harvard Business Review. 2002 aug.
-
Grant R. (2003) The Knowledge Based View of the Firm // The Oxford handbook of strategy: 2 volume set / Ed. by Faulkner D., Campbell A. Oxford: Oxford University Press
-
Tidd Joe, Bessant John, Pavitt Keith (1997), Managing Innovation. Integrating Technological, Market and Organizational Change. - Chichester: John Wiley & Sons
-
Hippel, Eric von ( 2005) Democratizing Innovation. The MIT Press. Cambridge, Massachusetts,
Тема 2. Инновации, знания и стратегии: теоретические концепции
Истоки теории инноваций. Волновая теория инноваций. Вклад В. Кондратьева, Г.Менша, К.Фримена. Концепция «креативного разрушения» Й.Шумпетера. Циклы инновационного развития. Положения и концепции современной теории инноватики. Эволюция управленческих подходов. Знания как стратегический актив организации. Эволюция концептуальных положений по стратегическому управлению инновациями и знанием: классическая школа; эволюционная, ресурсная и основанная на знании теории фирмы; концепция парадоксального подхода к стратегическому выбору, сетевые взаимодействия. Новые междисциплинарные подходы к теориям инноваций и стратегий.
Основная литература
-
Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М. ВШЭ, 2012
-
The Oxford handbook of innovation (2005) / Ed. by Fagerberg J. и др. Oxford University Press, Introduction
-
Нонака И., Такеучи Х. Компания-создатель знания. Пер с англ. М.: Олимп-бизнес, 2003 гл 2, 3
-
Тис Д.Дж., Пизано Г., Шуен Э.(2003) Динамические способности фирмы и стратегическое управление. Вестник Санкт-Петербургского Университета, вып 4
Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме
-
Катькало В.С. (2006) Эволюция теории стратегического управления. С-Пб; ИД СПГУ
-
Иванова Н.И. (2001) Инновационная сфера: итоги столетия. Ж. Мировая экономика и международные отношения, , № 8.
-
Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989.
-
Шумпетер Й. Теория экономического развития. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982.
-
Хамел Г., Прахалад К., О, Нил Г.Томас, Д.. Стратегическая гибкость. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2005
-
Grant, R.M.1996, Toward a knowledge-based theory of the firm, Strategic Management Journal, vol 17:109-122
-
Eisenhardt K. M., Santos F. M., (2000). Knowledge-based view: A new Theory of Strategy? Handbook of strategy and management, Sage publications
-
Freeman, Chris and Soete, Luc. The Economics of Industrial Innovation, (3rd Ed), Pinter, London, 1997
-
Sanchez R. (2004). Understanding competence-based management: Identifying and managing five modes of competence. Journal of Business Research. Vol (Year): 57 (2004), 5: 518-532
-
Tidd J, Bessant J, Pavitt K (1997), Managing Innovation. Integrating Technological, Market and Organizational Change. - Chichester: John Wiley & Sons
Тема 3. Концепция динамических способностей. Инновационные бизнес-модели
Концепция динамических способностей и инновационный потенциал компании. Структура инновационного потенциала компании. Влияние на инновационный потенциал специфических активов и траекторий эволюционного развития организации. Технологическая гибкость и адсорбционные способности компании.
Основная литература
-
Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М. ВШЭ, 2012
-
Тис Д.Дж., Пизано Г., Шуен Э. (2003)Динамические способности фирмы и стратегическое управление. Вестник Санкт-Петербургского Университета, вып 4
-
Катькало В.С. (2006)Эволюция теории стратегического управления. С-Пб: ИД СПБГУ
-
Чесбро Г. (2008) Открытые бизнес-модели; пер. с англ. М.: Поколение
Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме
-
Болдуин К., Кларк К. Управление в век модульности // Построение цепочки создания стоимости. М: Альпина Бизнес Букс, 2007: 9-34
-
Никитин Л.Л. Модели бизнеса наукоемких компаний: структура и взаимосвязи элементов. Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.э.н. ГУ-ВШЭ, 2010
-
Управление высокотехнологичным бизнесом. Классика HBR. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007
-
Chesbrough H. Business Model Innovation: Opportunities and Barriers. Long Range Planning , 2009
-
Eisenhardt K.M., Martin J.A.2000. Dynamic What are they? Strategic Management Journal, 21(10-11): 1105-1121
-
Helfat C.E., Peteraf M.A. 2003.The dynamic resource-based view: Capability lifecycles. Strategic Management Journal, 24(10): 997-1010
-
New Economy handbook (2003)/ / Ed. by Jones D. Amsterdam: Academic Press: Elsevier.
-
Spender J. (1996). Making knowledge the basis of a dynamic theory of the firm. Strategic Management Journal,17: 45-62
-
Subba Narasimha P.N. Strategy in turbulent environments: the role of dynamic competence Managerial and Decision Economics Volume 22, Issue 4, June - August 2001, Pages: 201-212
-
Williamson P. Strategy Innovation. (2003) //The Oxford handbook of strategy: 2 volume set Ed. by Faulkner D., Campbell A.
-
Winter S.G. 2003. Understanding dynamic capabilities. Strategic Management Journal, 24(10): 991-995
Тема 4. Инновации и знания как источники конкурентных преимуществ и динамических способностей компании
Инновации как источники устойчивого конкурентного преимущества компании и создаваемых ею ценностей. Внутренние и внешние факторы обеспечения устойчивости конкурентного преимущества компании. Рынки ноу-хау. Архитектура организационных компетенций. Факторы и условия успеха и провала инноваций.
Основная литература
-
Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М. ВШЭ, 2012
-
The Oxford handbook of innovation (2005) / Ed. by Fagerberg J. Oxford University Press Сh 20
-
Тис Д.Дж. (2009) Выявление динамических способностей: природа и микрооснования (устойчивых) результатов компании. Российский журнал менеджмента, № 4
-
Г. Хамел и К. Прахалад. Конкурируя за будущее. Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес,2002
Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме
-
Бек М., Бек Н. (2010)Управление инновационным развитием высокотехнологичных отраслей промышленности России: стратегические проблемы (на примере аэрокосмической промышленности) // Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования: Сб. науч. тр. Вып 2., М.: ГУ-ВШЭ,. №2, с.171—178.
-
Чесборо Г. (2007) Открытые инновации. Пер. с англ., М.: Поколение,
-
Баркер А. (2003)Алхимия инноваций. Пер. с англ. М.: Вершина, с.49-72.
-
Кристенсен К.М. (2004) Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс
-
Прахалад К.К., Рамасвами В. (2006)Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями. Пер. с англ. М.: Олимп Бизнес
-
Тис Д.Дж. (2004) Получение экономических выгод от знаний как активов. Российский журнал менеджмента, №1
-
Уотермен Р. (1988) Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. Пер. с англ., М.: Прогресс
-
Хамел, Г. Прахалад, К., О, Нил Г. Томас, Д.(2005) Стратегическая гибкость. Пер. с англ. С-Пб.: Питер
-
Tidd J, Bessant J, Pavitt K (1997), Managing Innovation. Integrating Technological, Market and Organizational Change. - Chichester: John Wiley & Sons с.23-48. с.57-100
-
Ferlie E., Fitzgerald L., Wood M., Hawkins C. (2005). The Nonspread of Innovation: the Mediating Role of Professionals // Academy of Management Journal, vol. 48. N. 1 p. 117-134
-
Hippel, Eric von. (2005). Democratizing Innovation. The MIT Press. Cambridge, Massachusetts
-
Lamberg J. –A., Tikkanen H., Nokelainen T., Inkeroinen H. S. (2009). Competitive dynamics, strategic consistency, and organizational survival Strategic management Journal, Vol 30 jan:45-60
-
Tsai, W. and Ghoshal S.(1998). Social capital and value creation: The role of intrafirm networks. Academy of Management Journal, 41(4): 464-477
Тема 5. Инновации, технологии и стратегии: типология и взаимосвязи
Факторы, определяющие инновационное и стратегическое поведение организации. «Социология» инноваций и технологическая конкуренция. Вклад продуктовых, процессных и производственных инноваций в реализацию конкурентных стратегий компании. Роль управленческих, организационных и социальных инноваций. Инновационные и технологические стратегии: сущность и виды стратегий. Стратегии в условиях неопределенности внешней среды. Стратегия голубого океана. Стратегии кайзен. Комбинация стратегий: японские стратегии Каиша.
Основная литература
-
Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М.: ВШЭ, 2012
-
The Oxford handbook of innovation (2005) / Ed. by Fagerberg J. Oxford University Press, ch 10,12
Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме
-
Управление высокотехнологичным бизнесом. Классика HBR. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007
-
W. Chan Kim, Renee Mauborgne (2005) Blue Ocean Strategy. HB School Press.(Перевод: В.Ким Чан, Рене Моборн (2010). Стратегия голубого океана. М: Манн Иванов и Фарбер)
-
Ashish Sood and Gerard J. Tellis. (2005). Technological Evolution and Radical Innovation // Journal of Marketing, vol.69 p. 152-168
-
Beinhocker E. D., (1999) Robust Adaptive Strategy. Sloan Management Review, Spring.
-
Kaplan S. and Beinhocker E. D (2003) The Real Value of Strategic Planning, Sloan Management Review, Winter.
-
Burgelman R. A. and Grove A. S. (2007) Let Chaos Reign, Then Rein in Chaos—Repeatedly: Managing Strategic Dynamics for Corporate Longevity, Strategic Management, 28: 965
-
Doz Yves and Mikko Kosonen (2008) How agile is your strategy process? Strategy Magazine, Issue 15 March
-
Durand Thomas, Probert David and other (2004). Bringing Technology and Innovation into the Boardroom. Strategy, Innovation for Technology and Innovation Management. Palgrave Macmillan
-
Hippel, Eric von. (2005). Democratizing Innovation. The MIT Press, Cambridge, Massachusetts
-
Joe Tidd, John Bessant, Keith Pavitt (1997). Managing Innovation. Integrating Technological, Market and Organizational Change. - Chichester: John Wiley & Sons, p. 57-100
-
Luehrman T. A (1998) Strategy as a Portfolio of Real Options, Harvard Business Review, Sep 01
-
Smothers N. P. (1990) Patterns of Japanese Strategy: Strategic Combinations of Strategies. Strategic Management Journal, Vol. 11, No. 7. (Nov. - Dec.,), pp. 521-533
-
Pirolo L., Presutti M. (2007)Towards a dynamic knowledge-based approach to the innovation process: an empirical investigation on social capital inside an industrial cluster. International Journal of Learning and Intellectual Capital - Vol. 4, No.1/2
-
Имаи М. Кайдзен (2004). М.: Приоритет
-
Коленсо М. (2002) Стратегия кайзен для успешных перемен в организации. Пер. с англ., М.: Инфра-М, с.17-25
Тема 6. Модели инновационных процессов. Диффузия инноваций. Открытая модель инноваций
Линейная и системная модели инновационного процесса. Открытая и закрытая модели инноваций. Экономические (Й.Шумпетер) и социальные (Е.Роджерс) подходы к диффузии инноваций. Классические модели диффузии инноваций и их развитие.
Особенности инновационных стратегических задач и решений. Факторы скорости, неопределенности, рисков. Стратегический выбор технологий. Взаимосвязь с выбором бизнес-модели. Модели формирования инновационных и технологических стратегий.
Основная литература
-
Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М. : ВШЭ, 2012
-
The Oxford handbook of innovation (2005) / Ed. by Fagerberg J. и др. Oxford University Press ch. 4, 17
-
Чесборо Генри. Открытые инновации. Пер. с англ., М.: Поколение, 2007
Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме
-
Альтшуллер Г. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач Петрозаводск: Скандинавия: Фонд Г. С. Альтшуллера, 2004
-
Бек Н.Н. Тихомирова А. В.(2011)Новый подход к стратегии инноваций в современных условиях (русский)//Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования: Сб. науч. тр. Вып. 3: М.: ИД ВШЭ, с. 242-257
-
Кристенсен К.М., Овердорф М. (2004) Организационный ответ вызову «подрывных» технологий. Российский журнал менеджмента, т 2
-
Месси Д., Квинтас П., Уилд Д. (1999) Линейная модель инноваций: за и против // Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. М.: АНХ
-
Робертсон, Т. Гатиньон, Ю. (2001)Влияние конкуренции на распространение технологий// Классика маркетинга, С-Пб
-
Чезборо Г. (2004) Логика открытых инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью. Российский журнал менеджмента, том 2. №4
-
Durand T., Probert D. and other (2004). Bringing Technology and Innovation into the Boardroom. Strategy, Innovation for Technology and Innovation Management. Palgrave Macmillan
-
Tidd J., Bessant J., Pavitt K. (1997), Managing Innovation. Integrating Technological, Market and Organizational Change. - Chichester: John Wiley & Sons, р.57-100
-
Hippel, Eric von. (2005) Democratizing Innovation. The MIT Press. Cambridge, Massachusetts
-
Lichtenthaler, U. (2008) Open innovation in practice: An analysis of strategic approaches to technology transactions, IEEE Transactions on Engineering Management, 55(1): 148–157.
-
Rogers E.(1995)The Diffusion of Innovations. N.Y.: Free Press
-
Williamson P. (2003) Strategy Innovation //The Oxford handbook of strategy: 2 volume set Ed. by Faulkner D., Campbell A.
Тема 7. Знаниевые стратегии. Модели создания организационных знаний
Категории знания. Организационные и стратегические знания. Стратегии создания знаний и управления знаниями в организации. Спираль знания. Модель SECI создания организационного знания Нонака и Такеучи. Трансферт и преобразование знаний. Модель преобразования знаний в инновации. Влияние природы организационных знаний, организационной культуры и структуры отрасли. Роль формальных и неформальных сетей, трансферта знаний и абсорбционных способностей.
Основная литература
-
Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М.: ВШЭ, 2012
-
Когут Б., Зандер У. Знания фирмы, комбинационные способности и репликация технологии. Российский журнал менеджмента, 2004 №1
-
Нонака И., Такеучи Х. Компания-создатель знания. Пер с англ. М.: Олимп-бизнес, 2003, гл 2,3
-
Управление знаниями. Хрестоматия. Пер. с англ. С-Пб.: ИД СПб ГУ, 2009. Введение, статьи М. Зак
Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме
-
Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями (2010). Под ред. Мильнера Б. З. М.: ИНФРА-М
-
Мильнер М.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. (2006)Управление знаниями в корпорациях. М.: Дело
-
Коулопоулос Т.М., Фраппаоло К. (2008)Управление знаниями. М.: ЭКСМО
-
Grant R. The Knowledge Based View of the Firm // The Oxford handbook of strategy: 2 volume set (2003)/ Ed. by Faulkner D., Campbell A. Oxford: Oxford University Press
-
Galunic, D. C., and Rodan, S. (1998) Resource re-combinations in the firm: Knowledge structures and the potential for Schumpeterian innovation. Strategic Management Journal, 19: 1193-1201
-
Cohen, W.M. and D.A. Levinthal (1990). Absorptive capacity: a new perspective on learning and innovation. Administrative Science Quarterly 35. p. 128-152.
-
Zahra, Shaker. A. & Gerard George (2002) Absorptive Capacity: a review, reconceptualization, and extension. Academy of Management Review, 27(2): 185-203
-
Detelina Marinova. (2004) Actualizing Innovation effort: The Impact of Market Knowledge Diffusion in a Dynamic System of Competition // Journal of Marketing, vol.68. p. 1-20
-
King A.W., Zeithaml C.P. (2003) Measuring organizational knowledge: A conceptual and methodological framework. Strategic management Journal, аug. Vol. 24 - P. 763-781.
-
Zack M.N.(2000)Developing a Knowledge Strategy.California Management Review, 41(3): 125-145
Тема 8. Инновационные стратегические сети
Типология инновационных систем и сетей. Инновационные сети и кластеры. Стратегические инновационные альянсы и партнерства. Международные сети. Сети как знания.
Основная литература
-
Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М.: ВШЭ, 2012
-
The Oxford handbook of innovation (2005) / Ed. by Fagerberg J. и др. Oxford University Press ch. 3,7
Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме
-
Сетевой бизнес и кластерные технологии (2011). Под ред. Третьяка В.П. и Шерешевой М.Ю. М.: ВШЭ
-
Gulati, R.(1998) Alliances and networks. Strategic Management Journal, 19(4): 293-317
-
Gibbons Deborah E. (2004). Network Structure and Innovation Ambiguity Effects on Diffusion in Dynamic Organizational Fields // Academy of Management vol. 47. N. 6 : 938-951
-
Inkpen, A.C. (1996). Creating knowledge through collaboration. California Management Review, 39(1): 123-139
-
Kogut, B. (2000) The Network as Knowledge: Generative Rules and the Emergence of Structure, Strategic Management Journal 21: 405-425.
-
Marcus Matthias Keupp, Oliver Gassmann (2009) Determinants and archetype users of open innovation. R&D Management, Volume 39 Issue 4, Sep.:331-341
Тема 9. Инновационные программы и проекты
Инновационные программы и проекты как способы реализации инновационных и технологических стратегий. Типология и особенности. Особенности управления реализацией крупных научно-технических мега-проектов и проектов стратегического партнерства. Особенности и эволюция моделей: stage-gate process (Cooper and Kleinschmidt), «Alpha/Beta Ship», Time to Market, Time to Profit. Модели разработки и управления выполнением инновационного проекта: сущность, задачи, используемые методы, критерии соответствия стратегии, база знаний и процедуры управления.
Основная литература
-
Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М.: ВШЭ, 2012
-
Чесборо Генри (2007) Открытые инновации. Пер. с англ., М.: Поколение
-
Баркер А. (2003) Алхимия инноваций. Пер. с англ. М.: Вершина
Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме
-
Купер Р. Разработка новых товаров // Маркетинг. Энциклопедия. / Под ред. М. Бейкера / Пер. с англ.- С-Пб.: Питер, 2002, с. 434-453
-
Пиллар Карбонелл-Фолкю, Хозе Л. Мунуэра-Алеман, Ана И. Родригес-Эскудеро (2004) Критерии принятия решения о продолжении/прекращении проекта при разработке успешных инновационных продуктов. // Маркетинг-дайджест, № 3, стр. 2-18
-
Арчибальд Р. Д. (2002) Управление высокотехнологичными программами и проектами. Пер. с англ. М.: ДМК Пресс, гл.1 ,2
-
Ферн, Эд. Дж. (1999)Управление проектами Time to Profit: Руководство для менеджеров проектов разработки новой продукции. М.
-
Cooper, R. and Edgett S. (2008) Maximizing Productivity in Product Innovation. Research-Technology Management, march-april, pp. 47-58.
-
Cooper, Robert G. (2009) How Companies are Reinventing Their Idea-to-Launch Methodologies. Research-Technology Management, Vol. 52, N 2, march-april, pp. 47-57.
-
Durand Thomas, Probert David and other (2004). Bringing Technology and Innovation into the Boardroom. Strategy, Innovation for Technology and Innovation Management. Palgrave Macmillan
-
Ndlela, L. T. & du Toit, A. S. A. (2001) Establishing a knowledge management programme for competitive advantage in an enterprise, International Journal of Information Management, vol. 21
-
Tidd J. Hsieh K.-N. (2012) Open veversus closed new service developmen: The influences of project novelty, aug. http://www.journals.elsevier.com/technovation/recent-articles/
Тема.10 Организация инновационных процессов. Инновационные и практические сообщества по трансферту и обмену знаниями
Интеграция целевого и процессного подхода к управлению инновациями. Организация управления инновационной деятельностью компании: особенности, внутренний и внешний аспекты, новые управленческие модели. Влияние типа инновационных стратегий на организационные решения. Новые инновационные организационные формы. Инновационные и практические сообщества создания и использования знаний и компетенций, их вклад в создание ценности. Концепция практического сообщества. Опыт функционирования практических сообществ в крупных зарубежных компаниях и организациях.
Основная литература
-
Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М.: ВШЭ, 2012
-
The Oxford handbook of innovation (2005) / Ed. by Fagerberg J. и др. Oxford University Press ch. 2,5
-
Hippel, Eric von. (2005) Democratizing Innovation. The MIT Press. Cambridge, Massachusetts, Сhapter 7
Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме
-
Альтшуллер Г. (2004) Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач. Петрозаводск: Скандинавия: Фонд Г. С. Альтшуллера
-
Баркер А. (2003) Алхимия инноваций. Пер. с англ. М.: Вершина, с.73-93, 172-193.
-
Нонака И., Такеучи Х.. (2003) Компания-создатель знания. Пер. с англ. М.: Олимп-бизнес, гл.5,6,7
-
Fichter K. (2009) Innovation communities: the role of networks of promotors in Open Innovation. R&DManagement, Vol.9 Issue 4 (Sep) : 357-371
-
Wenger E. and Snyder W. (2000) Communities of Practice: The Organizational Frontier, Harvard Business Review: 78(1): 139-145
-
Hedlund, G. (1994). A model of knowledge management and the n-form corporation. Strategic Management Journal, 15: 73 - 90
-
Fleming, L. and Waguespack D. M. (2007), ‘Brokerage, boundary spanning, and leadership in open innovation communities,’ Organization Science, 18(2), 165–180.
-
Lee, G. K. and Cole R. E. (2003), ‘From a firm-based to a community-based model of knowledge creation: The case of the Linux kernel development,’ Organization Science, 14(6), 633–649.
-
McDermott, R. (2001) Knowing in Community: 10 Critical Success Factors in Building Communities of Practice, Community Intelligence Labs (http://www.co-i-l.com/coil/knowledgegarden/cop/knowing.shtml)
-
Cohendet P., Creplet F, Dupouët O. Communities of Practice and Epistemic Communities: A Renewed Approach of Organisational Learning within the Firm http://www.marsouin.org/IMG/pdf/dupouet.pdf
-
Wenger, E C., McDermott, R, and Snyder, W C. (2002) Cultivating Communities of Practice: A Guide to Managing Knowledge, Harvard Business School Press, Cambridge, USA, 304
9. Образовательные технологии
-
interactive lectures and seminares;
-
discussion on the lecture materials research (articles and other scientific publications);
-
analysis of practical problems and case studies.
Учебный курс является специальной дисциплиной по выбору в рамках программы Стратегическое и корпоративное управление и ориентирован на углубленное изучение современных концепций и анализ передовых достижений в области стратегий, инноваций и знаний. Это предполагает интерактивное обсуждение статей и значительный объем индивидуальной самостоятельной внеаудиторной работы. Лекции призваны дать концептуальную основу и сориентировать студентов в понимании структуры и систематизации знаний по изучаемым темам. Научные семинары проводятся в режиме дискуссии и активной вовлеченности студентов в сравнительный анализ концепций и моделей, в формирование и обоснование новых гипотез.
Самостоятельная работа направлена на изучение статей в зарубежных журналах, сравнительный анализ концепций, приобретение навыков постановки и решения интеграционных задач стратегического управления знаниями и инновациями. Занятия ориентированы на максимальное использование активных методов обучения.
Комплекс методических и информационных материалов ежегодно обновляется и предоставляется студентам в бумажном и электронном виде.
В рамках курса организуются встречи с авторами исследований, с представителями российских и зарубежных компаний, используются материалы этих компаний при проведении кейс-анализа.
10. Оценочные средства для текущего контроля
10.1. Тематика заданий текущего контроля
Примеры заданий текущего контроля знаний:
-
Сравнительный анализ категории знания в концепциях динамических способностей и компании, основанной на знании (по материалам статей Д. Дж Тиса, Когута Б. и Зандера У., Нонака И. и Такеучи Х.)
-
Сравнительный анализ категорий динамические способности и компетенции в концепциях Д. Дж. Тиса, Zollo M, Winter S., К. Прахалада и Т. Дюрана
-
Сравнительный анализ категорий способности и компетенции в работах зарубежных авторов
Тема реферата: Анализ концепции динамических способностей: роль и место в стратегическом управлении знаниями и инновациями (по материалам зарубежных статей).
Примеры вопросов на зачете, исходя из индивидуального задания в реферате:
-
Динамические способности и знания как основа инновационных источников конкурентных преимуществ
-
Стратегические решения по трансферту знаний исходя из концепции динамических способностей.
-
Изменения в содержании инновационных стратегий и проектов, исходя из концепции динамических способностей
-
Стратегические решения по диффузии инноваций в сетях, исходя из концепции динамических способностей
-
Управление технологиями и интеллектуальным капиталом исходя из концепции динамических способностей
-
Особенности стратегического выбора применительно к модели открытых инноваций исходя из концепции динамических способностей и пользователей открытых инноваций
-
Сетевые взаимодействия в управлении инновациями исходя из концепции динамических способностей и управления знаниями
-
Сравнительный анализ категорий «патент» и «секрет». Особенности принятия инновационных стратегических решений. Результаты эмпирических исследований (по материалам исследований Eric von Hippel)
-
Концепция разработки новых продуктов ведущими пользователями. Изменения в содержании инновационных стратегий и проектов. Результаты эмпирических исследований (по материалам исследований Eric von Hippel с примерами реальных компаний и рынков).
10.2. Порядок формирования оценок по дисциплине
Текущий контроль включает оценку ответов на вопросы, идей студентов в дискуссии при проведении занятий и при выполнении реферата; оценку качества перевода статей и качество презентации.
Высшая оценка за реферат (эссе) проставляется при качественном переводе статьи и аргументированном ответе на поставленный вопрос с демонстрацией понимания исследуемой проблемы и связанных с нею моделей стратегического управления знаниями и инновациями, а также качественной презентации.
В итоговой оценке учитывается относительная важность отдельных заданий: 60%-текущий контроль (анализ теоретических концепций – 25%, тесты по тематике семинаров –20%; творческий подход и активность ведения дискуссий в аудитории 15%); зачетная работа - 40%. Если задания не выполнены в установленный срок (без уважительной причины), оценка снижается на 1 балл. При их невыполнении, неудовлетворительной оценке по результатам текущего контроля или за зачетную работу итоговая оценка за курс – неудовлетворительно (ниже 4 баллов). Итоговая оценка является результирующей оценкой академической дисциплины и ставится в диплом.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Базовые учебники и ридеры
-
Бек Н.Н. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М.: ВШЭ, 2012
-
The Oxford handbook of innovation / Ed. by Fagerberg J. и др. Oxford University Press, 2005
-
Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. Под ред. Мильнера Б. З. М.: ИНФРА-М, 2010
-
Управление знаниями. Хрестоматия. Пер. с англ. С-Пб.: ИД СПб ГУ, 2009
Ридер, подготовленный в рамках инновационного образовательного проекта ГУ-ВШЭ, на основе авторских материалов, материалов Университета Париж-12 Валь де Марн, статей по стратегическому, инновационному менеджменту и управлению знаниями и др., а также методические и информационные материалы к лекциям и практическим занятиям предоставляются студентам в бумажном виде до начала занятий и в качестве дистанционной поддержки дисциплины - для свободного использования на сайте в сети интернет. Кроме того, студентам предоставлен доступ к электронным ресурсам библиотеки НИУ ВШЭ, к ведущим журналам и исследованиям в области стратегического управления инновациями и знаниями (Российский журнал менеджмента, Форсайт, Менеджмент инноваций, Strategic Management Journal, International Journal of Strategic Management, Academy of Management Journal, Harvard Business Review, Long Range Planning, Business Strategy Review, R&DManagement, Sloan Management Review, электронные базы JSTOR, Science Direct, EBSCO, ProQuest, Emerald, патентная база Orbit.com).
12. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для проведения лекционных и практических занятий требуется комплекс профессиональных аудио и видео технических средств, проектор и персональные компьютеры.
13. Академическая честность
Каждый студент обязан подчиняться правилам Политики академической честности Высшей школы экономики. Каждая работа, представленная в рамках данной дисциплины, должна быть выполнена студентом самостоятельно. При выполнении отдельных заданий, связанных с проведением комплексной диагностики проблемной ситуации, выработкой и согласованием групповых стратегических решений, предполагается работа в группе.
Поощряются также дискуссии и коллективное обсуждение студентами информации и знаний, полученных во время лекции и практических занятий. Студент может оказывать или получать "консультативную" помощь от своих сокурсников. Однако подобное сотрудничество не подразумевает заимствование выполненной другим студентом какой-либо части работы или целой работы будь-то в форме электронного письма, приложения к электронному письму, компьютерной дискеты или распечатанного на бумаге текста. В случае "списывания" оба студента получают оценку "0" за данное задание. За нарушение правил Университета студент может получить неудовлетворительную оценку за весь курс по данной дисциплине, а также понести иные дисциплинарные наказания.
Во время экзамена каждый студент выполняет свое задание самостоятельно. В это время запрещаются любые разговоры или обсуждение, сравнение выполненных заданий, "списывание" или иное любое взаимодействие с остальными студентами. Нарушение этих правил ведет к неудовлетворительной оценке за экзамен и за весь курс по данной дисциплине, а также к иным дисциплинарным наказаниям.
-
Обеспечение условий для студентов с ограниченными возможностями
НИУ ВШЭ и факультет менеджмента обязуются предоставлять студентам с ограниченными возможностями равные условия для учебы на основе принципов обеспечения жизнедеятельности, доступности и неограниченности. Преподаватель создает все условия, которые могут быть необходимыми для обучения студентов с ограниченными возможностями. Запросы студентов с ограниченными возможностями относительно обеспечения условий для получения образования принимаются в течение трех недель с момента начала семестра (кроме экстренных случаев). Студенты могут зарегистрироваться в Учебной части факультета для того, чтобы удостоверить свою потребность в соответствующих условиях обучения.
Авторы программы:
Бек Н.Н., доцент, к.э.н.
Бек М.А., доцент, к.т.н.
|