Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Факультет политологии
Кафедра истории и теории политики
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова
_____________________________ проф. А.Ю. Шутов
«3» сентября 2015 г.
Рабочая программа дисциплины
«Роль отечественной культуры в общественно-политическом развитии России»
по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
41.06.01 «Политические науки и регионоведение»
Направленность программы – «Теория и философия политики, история
и методология политической науки» (23.00.01)
Составитель: д.ист.н., проф. Митяева И.О.
Москва
2015
Рабочая программа дисциплины
1. Код и наименование дисциплины (модуля): «Роль отечественной культуры в общественно-политическом развитии России»
2. Уровень высшего образования: Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре.
3. Направление подготовки: 41.06.01 «Политические науки и регионоведение»
4. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП дисциплина по выбору
тип дисциплины (модуля) по характеру ее освоения обязательна для освоения, но на любом периоде обучения
5. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)
Формируемые компетенции
(код компетенции)
|
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
|
способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1)
|
З1 (УК-1) Знать содержание понятия «культуры», место данного понятия в системе близких научных категорий
У1 (УК-1) Уметь анализировать основные научные подходы к феномену национальной культуры
В1 (УК-1) Владеть навыками критического анализа и оценки основных научных подходов к феномену национальной культуры
|
способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1)
|
З1 (ОПК-2) Знать методы политической науки, позволяющие исследовать национальной культуры
У1 (ОПК-1) Уметь применять методы политической науки для исследования феномена национальной культуры
В1 (ОПК-1) Владеть навыками использования методов политической науки для исследования феномена отечественной культуры
|
готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2)
|
З1 (ОПК-2) Знать содержание учебной дисциплины «Роль отечественной культуры в общественно-политическом развитии России»
У1 (ОПК-2) Уметь разрабатывать учебные программы и учебно-методическое обеспечение учебных курсов, направленных на изучение дисциплины «Роль отечественной культуры в общественно-политическом развитии России»
В1 (ОПК-2) Владеть навыками чтения лекций и проведения интерактивных практических занятий по учебным курсам, направленным на изучение дисциплины «Роль отечественной культуры в общественно-политическом развитии России»
|
способность ставить и решать задачи исследовательского характера в целях системного развития фундаментального и прикладного политологического знания (ПК-1)
|
З1 (ПК-1) Знать принципы постановки и алгоритмы решения задач исследовательского характера в области изучения отечественной культуры и ее роли в общественно-политическом развитии России
У1 (ПК-1) Уметь использовать принципы постановки и алгоритмы решения задач исследовательского характера в целях системного развития знания об отечественной культуре и ее роли в общественно-политическом развитии России
В1 (ПК-1) Владеть навыками постановки и последовательного решения задач исследовательского характера в целях системного развития знания об отечественной культуре и ее роли в общественно-политическом развитии России
|
способность к формированию новых знаний, инновационных подходов и концепций в области политологического знания и в междисциплинарной сфере (ПК-2)
|
З1 (ПК-2) Знать методологические принципы формирования новых научных идей и технологии разработки инновационных подходов и концепций в области исследования отечественной культуры и ее роли в общественно-политическом развитии России
У1 (ПК-2) Уметь использовать методологические принципы формирования новых научных идей и технологий разработки инновационных подходов и концепций в области исследования отечественной культуры и ее роли в общественно-политическом развитии России
В1 (ПК-2) Владеть навыками формирования новых научных идей и навыками разработки инновационных подходов, концепций в области исследования отечественной культуры и ее роли в общественно-политическом развитии России
|
6. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся:
Объем дисциплины (модуля) составляет ___3____ зачетных единицы, всего __108_____ часов, из которых __54____часа составляет контактная работа аспиранта с преподавателем (_18____часов занятия лекционного типа, __36____часов занятия семинарского типа (семинары, научно-практические занятия, лабораторные работы и т.п.), __6____часов групповые консультации, _____ часов индивидуальные консультации, __6___ часов мероприятия текущего контроля успеваемости, __6___ мероприятия промежуточной аттестации ), _____36___ часов составляет самостоятельная работа аспиранта.
7. Входные требования для освоения дисциплины (модуля), предварительные условия (если есть).
Для освоения дисциплины аспиранты должны иметь высшее образование по направлению «Политология» (уровня бакалавриата и магистратуры) и обладать следующими компетенциями:
– знать основные научные школы в политической науке;
– владеть иностранным языком в устной и письменной форме для осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-культурной сферах общения, а также владеть терминологией специальности на иностранном языке;
– владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
– владеть навыками профессионального составления, оформления и редактирования научно-технической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статьей, проектов научно-исследовательских разработок;
– владеть анализу политических и политологических текстов, владение приемами их интерпретации и критики.
Необходимым условием обучения данной УД является успешное освоение модулей: «Отечественная история», «Культурология».
8. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и виды учебных занятий
Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля),
форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
|
Всего
(часы)
|
В том числе
|
Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем), часы
из них
|
Самостоятельная работа обучающегося, часы
из них
|
Занятия лекционного типа
|
Занятия семинарского типа
|
Групповые консультации
|
Индивидуальные консультации
|
Учебные занятия, направленные на проведение текущего контроля успеваемости коллоквиумы, практические контрольные занятия и др)*
|
Всего
|
Выполне-ние домашних заданий
|
Подготов-ка рефератови т.п..
|
Всего
|
Тема 1. Культура и общество. Культурное наследие России как часть мировой культуры и цивилизации. Социодинамика культуры.
|
|
2
|
6
|
|
|
|
|
4
|
3
|
|
Тема 2. Роль культуры в развитии государства Российского в 17-18 веках.
|
|
2
|
6
|
|
|
|
|
6
|
3
|
|
Тема 3. «Золотой» и «серебряный» век русской культуры.
|
|
4
|
6
|
|
|
2
|
|
4
|
4
|
|
Тема 4. Культура на переломе эпох.
|
|
2
|
6
|
|
|
|
|
4
|
3
|
|
Тема 5. Социокультурные проблемы советской эпохи.
|
|
4
|
4
|
|
|
2
|
|
4
|
4
|
|
Тема 6. Великая Отечественная война и культура.
|
|
2
|
4
|
|
|
|
|
4
|
3
|
|
Тема 7. Культура России современного периода.
|
|
2
|
4
|
|
|
2
|
|
4
|
3
|
|
Промежуточная аттестация (контрольная работа)
|
|
|
6
|
6
|
Итого
|
108
|
18
|
36
|
2
|
|
|
|
30
|
24
|
|
9. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы аспирантов по дисциплине (модулю).
9.1. Основные виды самостоятельной работы аспиранта
– работа со специальной литературой, источниками;
– подготовка к аудиторным занятиям, контрольным мероприятиям и промежуточной аттестации;
– разработка тестовых заданий и их решение;
– подготовка мультимедийных презентаций;
– подготовка аннотаций научных статей, монографий и других научных публикаций;
– разработка кейсов, ситуационных заданий и их решение;
– подготовка рефератов, эссе и других научно-исследовательских работ.
|