Программа дисциплины сетевые модели фгос впо третьего поколения Профессиональный цикл Направление 080100. 62 Экономика




Скачать 189.23 Kb.
Дата29.09.2016
Размер189.23 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт экономики и финансов
Кафедра экономики производства



УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по образовательной деятельности

___________________ Р.Г. Минзарипов

«____» ____________ 20___ г.

МП



ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Сетевые модели
ФГОС ВПО третьего поколения
Профессиональный цикл
Направление 080100.62 Экономика

Специальность Экономики предприятий и организаций

Квалификация (степень) Бакалавр

Принята на заседании кафедры экономики производства



(протокол № от « » 2014г.)

Заведующий кафедрой проф. Ш.М. Валитов


Утверждена Учебно-методической комиссией института

Председатель комиссии И.Г. Хайруллин

Казань 2014Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения.
Автор: к.э.н., доцент О.В. Демьянова
Рецензенты: д.э.н., профессор Ш.М. Валитов,

к.э.н., доцент Э.Д. Хисамова



  1. Цель и задачи дисциплины

Цель – обучение студентов теоретическим и практическим основам сетевого моделирования как метода декомпозиции основных работ в проекте, формирование научно-прикладного аппарата дисциплины, ее основных категорий, методологических особенностей и базовых принципов, условий повышения эффективности реализации проектной деятельности под влиянием тенденций развития внешней и внутренней среды.

Изучение дисциплины должно обеспечить освоение бакалаврами концепции и основных понятий сетевых моделей, понимание их применения и методологии, получение практических навыков эффективного управления проектами.

В процессе изучения дисциплины необходимо решить следующие задачи:


  • исследовать процесс моделирования в проектной деятельности, раскрыв понятия и сущность моделирования, классификацию моделей, а также технологические этапы построения моделей;

  • выявить особенности сетевого моделирования проектных работ, последовательность оптимальных работ;

  • раскрыть структуризацию моделирования проектной деятельности с учетом модели жизненного цикла проекта, схемы «субъект-объект»;

  • обосновать критерии сетевых графиков, принципы и методологию критического пути, последовательность построения сетевых графиков;

  • выделить особенности моделирования и анализа динамики системы на основе применения сетей Петри, определить свойства и виды сетей;

  • раскрыть современные методы анализа и оценки длительности выполнения работ;

  • выделить сферы применения и возможности использования современного программного обеспечения сетевого моделирования.




  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Сетевые модели» включена в раздел «ДВ 6 профессионального цикла дисциплин» и относится к вариативной части. Осваивается на четвертом курсе (семестр 7 и 8).

Изучению дисциплины «Сетевые модели» предшествует освоение следующих дисциплин: «Менеджмент», «Управление социально-экономическими изменениями», «Экономико-математические модели», «Теория экономического анализа».

Дисциплина «Сетевые модели» способствует освоению следующих дисциплин: «Моделирование деятельности предприятий и организаций», «Стратегический анализ», «Анализ и оценка рисков», «Экономический анализ».


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Главным требованием является овладение знаниями по применению сетевых моделей в системе разработки и реализации проектов, практических аспектов и направлений анализа критических работ, основных операций и определению их оптимальной последовательности.

В результате овладения программой бакалавры должны:



знать:

  • сущность, правила построения и классификацию сетевых моделей;

  • критерии и технологию сетевых графиков, метода критического пути, метод Петри, современные методы анализа и оценки длительности выполнения работ;

  • условия и факторы применения и возможности использования современного программного обеспечения сетевого моделирования;

уметь:

  • моделировать проектные работы в оптимальную последовательность, выделяя этапы, события и операции;

  • применять методологический инструментарий сетевого моделирования в проектном управлении;

  • принимать решения, позволяющие сформировать требования к проектам, которые соответствовали бы общей цели проекта, приоритетным направлениям развития организации и критериям эффективности с учетом текущих и стратегических отраслевых тенденций;

владеть:

  • методами расчета критического пути проекта;

  • навыками составления графиков длительности и последовательности выполнения работ проектов;

  • инструментами анализа и оценки сетевого моделирования проектов организации.

демонстрировать способность и готовность:

  • применения на практике полученных навыков в области разработки и реализации проектов организации;

  • проведения анализа последовательности и длительности проектных работ с учетом современных международных и региональных тенденций;

  • подбора основных показателей при построении сетевых моделей, проведения расчета их основных показателей;

  • делать определенные выводы, полученные в результате сетевого моделирования, выделить оптимальные последовательность и длительность проектных работ

В результате освоения дисциплины формируются компетенции:

ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-6; ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-10.



В совокупности с другими дисциплинами направления «Экономика» дисциплина «Сетевые модели» направлена на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК):

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень путем применения сетевых моделей в области проектной работы (ОК- 1);

  • способность к самостоятельному освоению новых методов исследования в области сетевого моделирования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности в данной области (ОК- 2);

  • способность принимать организационно-управленческие решения в результате исследования последовательности и длительности проектных работ, готовность нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК-4);

  • владеть навыками публичной и научной речи при подготовке заключений и отчетов по применению сетевого моделирования в управлении проектами, а также при оглашении результатов и выводов проведенного исследования (ОК- 6).

Кроме этого, дисциплина «Сетевые модели» направлена на формирование следующих профессиональных компетенций профиля бакалавра экономики:

  • способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для сетевого моделирования и расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); 

  • способностью на основе типовых методик и действующей нормативно- правовой базы сетевого моделирования рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2); 

  • способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для построения сетевых моделей и решения поставленных экономических задач (ПК-4); 

  • способностью выбрать инструментальные средства сетевого моделирования для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5); 

  • способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические, сетевые модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

  • способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10) 

  1. Структура и содержание дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестр

7

8

Аудиторные занятия (всего)

36

24

12

в том числе:










лекции

18

12

6

практические занятия

18

12

6

Самостоятельная работа (всего)

27

19

8

в том числе:










контроль самостоятельной работы (КСР)

0

0

0

Форма итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен







Общая трудоемкость, час/зачетных единиц

63

43

20




    1. Содержание дисциплины

Тема 1. Базовые понятия моделирования в проектной деятельности

Понятие и сущность моделирования. Объект и предмет моделирования. Цели, задачи и инструменты моделирования. Категории моделей. Классификация моделей. Способы представления моделей. Основные этапы моделирования. Технологические этапы моделирования: определение целей и средств построения модели – разработка модели – оценка модели – пути и средства апробации модели


Тема 2. Структуризация моделирования проектной деятельности

Декомпозиция работ проекта, понятия иерархической структуры работ, пакета работ, операции. Модель жизненного цикла проектов. Критерии выделения фаз и стадий проектов. Вехи как контрольные точки проектной деятельности. Календарно-сетевое планирование и управление


Тема 3. Сетевое моделирование: сущность, принципы, инструменты

Цели и задачи сетевого моделирования. Эволюция сетевого моделирования. Общие правила построения сетевых моделей. Построение сетевой матрицы. Основные понятия теории графов. Понятие оптимального сетевого графика. Построение сетевых моделей. Обобщенная сетевая задача. Алгоритмы решения различных классов сетевых задач. Опыт компаний «Du Pont» и «Remington Rand». Метод «дерева целей»


Тема 4. Расчет и оптимизация сетевых графиков

Область применения сетевых графиков. Транспортные и технологические задачи. Обменные схемы. Управление проектами. Модели коллективов и групп. Параметры сетевого графика. Понятие оптимального сетевого графика. Метод критического пути (Critical Path Method – CPM). Принципы построения критического пути. Критические работы проекта. Резерв времени. Суммарный, свободный и независимый резерв времени. Диаграмма Ганта: сущность, достоинства и недостатки. Стоимость проекта.


Тема 5. Моделирование и анализ динамики системы

Область применения сетей Петри. Основные понятия. Определение сети Петри. Основные свойства сети Петри. Виды сетей Петри. Пример построения и анализа сети Петри. Сетевое планирование складских процессов.


Тема 6. Методы анализа и оценки длительности выполнения работ

Метод Program (Project) Evaluation and Review Technique (PERT). Особенности и сферы применения метода PERT. Сетевые диаграммы PERT. Матрица РАЗУ. Модель ИТМ. Транспортные задачи.


Тема 7. Расширенные и специальные технологии сетевого моделирования и планирования.

Стохастические сетевые модели, особенности и ограничения их использования. Основные термины: сценарии, исходы, узловые точки, дизъюнктивные и конъюнктивные зависимости. Энтропия в сетевом моделировании проектов. Специальные методы ресурсной оптимизации: CPM-Resources и PERT-Resources. Специальные методы стоимостной оптимизации: CPM-Cost и PERT-Cost. Использование метода линии балансировки (LOB) для мониторинга производственных проектов.


Тема 8 Современное программное обеспечение сетевого моделирования

Microsoft Project. Плюсы и минусы Microsoft Project.

Primavera Project Planner (P3) (Primavera). Time Line (Time Line Solutions). Open Plan (Welcome Software). Artemis Views (Artemis Management Systems). CA-Super Project (Computer Associates International Inc.). Project Scheduler (Scitor Corp.). TurboProject (IMSI). Project Workbench (Applied Business Technology). Spider Project (Технологии управления Спайдер). Обзор современного программного обеспечения, решающего задачи сетевого моделирования
Тема 9 Информационное обеспечение сетевого моделирования

Сетевые модели в концепции управления освоенным объёмом (EVM). Основные требования к управленческой отчётности по сетевому моделированию проектов.





    1. Структура дисциплины

№ п/п

Наименование тем дисциплины

Виды учебной работы (час)

Всего (час)

Форма промежуточной аттестации

Лекции

Семинарские (практические) занятия

СРС / в т.ч. КСР

1

Базовые понятия моделирования в проектной деятельности

2

2

3

7

Коллоквиум

2

Структуризация моделирования проектной деятельности

2

2

3

7

Коллоквиум

3

Сетевое моделирование: сущность, принципы, инструменты

2

2

3

7

Контрольная работа

4

Расчет и оптимизация сетевых графиков

2

2

3

7

Коллоквиум

5

Моделирование и анализ динамики системы

2

2

3

7

Коллоквиум

6

Методы анализа и оценки длительности выполнения работ

2

2

3

7

Контрольная работа

7

Расширенные и специальные технологии сетевого моделирования и планирования




2

3

7

Коллоквиум

8

Современное программное обеспечение сетевого моделирования

2

2

3

7

Коллоквиум

9

Информационное обеспечение сетевого моделирования

2

2

3

7

Коллоквиум




Итого

18

18

27

63

Х




  1. Образовательные технологии

Освоение дисциплины предполагает использование как традиционных (лекции, практические занятия с использованием методических материалов), так и инновационных образовательных технологий с использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: мастер-классы и «круглые столы» с участием профессиональных специалистов в области сетевого моделирования и разработки и реализации проектов регионального развития; мини деловые игры бакалавров по вопросам проектирования сетевых работ проектов; подготовка и демонстрация наглядных презентаций в виде слайдов по темам дисциплины.


  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

6.1. Вопросы к экзамену

Примерный перечень вопросов к экзамену:



  1. Понятие и сущность моделирования.

  2. Объект и предмет моделирования.

  3. Цели, задачи и инструменты моделирования.

  4. Категории моделей.

  5. Классификация моделей.

  6. Способы представления моделей.

  7. Основные этапы моделирования.

  8. Технологические этапы моделирования.

  9. Декомпозиция работ проекта, понятия иерархической структуры работ, пакета работ, операции.

  10. Моделирование «субъект-объект-степень формализации».

  11. Модель жизненного цикла проектов.

  12. Критерии выделения фаз и стадий проектов.

  13. Вехи как контрольные точки проектной деятельности.

  14. Календарно-сетевое планирование и управление

  15. Цели и задачи сетевого моделирования.

  16. Эволюция сетевого моделирования.

  17. Общие правила построения сетевых моделей.

  18. Построение сетевой матрицы.

  19. Основные понятия теории графов.

  20. Понятие оптимального сетевого графика.

  21. Построение сетевых моделей.

  22. Обобщенная сетевая задача.

  23. Алгоритмы решения различных классов сетевых задач.

  24. Опыт компаний «Du Pont» и «Remington Rand». Метод «дерева целей»

  25. Область применения сетевых графиков.

  26. Параметры сетевого графика.

  27. Понятие оптимального сетевого графика.

  28. Метод критического пути (Critical Path Method – CPM).

  29. Принципы построения критического пути.

  30. Критические работы проекта.

  31. Резерв времени. Суммарный, свободный и независимый резерв времени.

  32. Диаграмма Ганта: сущность, достоинства и недостатки. Стоимость проекта.

  33. Область применения сетей Петри.

  34. Определение сети Петри. Основные свойства сети Петри.

  35. Виды сетей Петри.

  36. Сетевое планирование складских процессов.

  37. Метод Program (Project) Evaluation and Review Technique (PERT).

  38. Особенности и сферы применения метода PERT.

  39. Сетевые диаграммы PERT.

  40. Матрица РАЗУ.

  41. Модель ИТМ.

  42. Транспортные задачи.

  43. Стохастические сетевые модели, особенности и ограничения их использования.

  44. Основные термины: сценарии, исходы, узловые точки, дизъюнктивные и конъюнктивные зависимости.

  45. Энтропия в сетевом моделировании проектов.

  46. Метод ресурсной оптимизации CPM-Resources.

  47. Метод PERT-Resources.

  48. Метод стоимостной оптимизации CPM-Cost.

  49. Метод PERT-Cost.

  50. Использование метода линии балансировки (LOB) для мониторинга производственных проектов.

  51. Microsoft Project. Плюсы и минусы Microsoft Project.

  52. Primavera Project Planner (P3) (Primavera).

  53. Time Line (Time Line Solutions).

  54. Open Plan (Welcome Software).

  55. Artemis Views (Artemis Management Systems).

  56. CA-Super Project (Computer Associates International Inc.).

  57. Project Scheduler (Scitor Corp.).

  58. TurboProject (IMSI).

  59. Project Workbench (Applied Business Technology).

  60. Сетевые модели в концепции управления освоенным объёмом (EVM).

  61. Основные требования к управленческой отчётности по сетевому моделированию проектов.


6.2. Примерная тематика курсовых работ

В соответствии с учебным планом выполнение курсовых работ не предусмотрено.


6.3. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов заключается в следующем:



  • подготовка к семинарским (практическим) занятиям по вопросам из каждой темы дисциплины;

  • изучение основной и дополнительной литературы;

  • самостоятельное изучение дополнительных вопросов, не освещаемых в рамках лекционных часов.

Вопросы и задания для самостоятельной работы приведены в методических разработках по дисциплине «Сетевые модели» для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы, размещенных на сайте К(П)ФУ.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

  1. Афонин, В.В. Моделирование систем: Учебно-практическое пособие / В.В. Афонин. - М.: БИНОМ. ЛЗ, ИНТУИТ, 2012. - 231 c.

  2. Барботько, А.И. Основы теории математического моделирования: Учебное пособие / А.И. Барботько, А.О. Гладышкин. - Ст. Оскол: ТНТ, 2013. - 212 c.

  3. Бурков В.Н., Заложнев А.Ю., Новиков Д.А. Теория графов в управлении организационными системами. – М.: Синтег, 2001. // www.mtas.ru

  4. Бурков В.Н., Квон О.Ф., Цитович Л.А. Модели и методы мультипроектного управления. – М.: ИПУ РАН, 1998. // www.mtas.ru

  5. Васильева, Л.Н. Моделирование микроэкономических процессов и систем: Учебник / Л.Н. Васильева, Е.А. Деева. - М.: КноРус, 2012. - 392 c.

  6. Власов, М.П. Моделирование экономических систем и процессов: Учебное пособие / М.П. Власов, П.Д. Шимко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.

  7. Волгина, О.А. Математическое моделирование экономических процессов и систем: Учебное пособие / О.А. Волгина, Н.Ю. Голодная, Н.Н. Одияко. - М.: КноРус, 2012. - 200 c.

  8. Гинзбург, А.И. Экономический анализ: Предмет и методы. Моделирование ситуацией. Оценка управленческих решений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.И. Гинзбург. - СПб.: Питер, 2011. - 448 c.

  9. Елизаров, И.А. Моделирование систем: Учебное пособие / И.А. Елизаров, Ю.Ф. Мартемьянов. - Ст. Оскол: ТНТ, 2013. - 136 c.

  10. Красов, А.В. Моделирование систем управления: Учебное пособие для вузов / С.Е. Душин, А.В. Красов, Н.Н. Кузьмин; Под ред. С.Е. Душин. - М.: Студент, 2012. - 348 c.

  11. Лычкина, Н.Н. Имитационное моделирование экономических процессов: Учебное пособие / Н.Н. Лычкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 254 c.

  12. Орлов, А.И. Организационно-экономическое моделирование. В 3-х т. Т. 3. Статистические методы анализа данных: Учебник / А.И. Орлов. - М.: МГТУ им. Баумана, 2012. - 623 c.

  13. Орлова, И.В. Экономико-математическое моделирование: Практическое пособие по решению задач / И.В. Орлова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 140 c.

  14. Пегат, А. Нечеткое моделирование и управление / А. Пегат; Пер. с англ. А.Г. Подвесовский; Под ред. Ю.В. Тюменцев. - М.: БИНОМ. ЛЗ, 2013. - 798 c.

  15. Савиных, В.Н. Математическое моделирование производственного и финансового менеджмента: Учебное пособие / В.Н. Савиных. - М.: КноРус, 2013. - 192 c.

  16. Советов, Б.Я. Моделирование систем: Учебник для бакалавров / Б.Я. Советов, С.А. Яковлев. - М.: Юрайт, 2013. - 343 c.

  17. Чикуров, Н.Г. Моделирование систем и процессов: Учебное пособие / Н.Г. Чикуров. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 398 c.


б) дополнительная литература


  1. Бройдо, В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов / В.Л. Бройдо, О.П. Ильина. - СПб.: Питер, 2011. - 560 c.

  2. Вальков, В.Б. Автоматизированные системы управления технологическими процессами / В.Б. Вальков. - Л.: Политехника, 1991. - 269 c.

  3. Варжапетян, А.Г. Системы управления: Исследование и компьютерное проектирование: Учебное пособие / А.Г. Варжапетян, В.В. Глущенко. - М.: Вуз. книга, 2012. - 328 c.

  4. Горбенко, А.О. Информационные системы в экономике / А.О. Горбенко. - М.: БИНОМ. ЛЗ, 2012. - 292 c.

  5. Гришин, А.В. Промышленные информационные системы и сети: практическое руководство / А.В. Гришин. - М.: Радио и связь, 2010. - 176 c.

  6. Данько, Т.П. Системы управления эффективностью бизнеса: Учебное пособие / С.Н. Брускин, Т.П. Данько; Под науч. ред. Н.М. Абдикеев, О.В. Китова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 282 c.

  7. Емельянов, С.Г. Адаптивные нечетко-логические системы управления: Монография / С.Г. Емельянов. - М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2013. - 184 c.

  8. Линдерс, М.Р. Управление закупками и поставками: Учебник для студентов вузов / М.Р. Линдерс. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 751 c.

  9. Мелехин, В.Ф. Вычислительные системы и сети: Учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.Ф. Мелехин, Е.Г. Павловский. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 208 c.

  10. Никитин, А.В. Управление предприятием (фирмой) с использованием информационных систем: Учебное пособие / А.В. Никитин, И.А. Рачковская, И.В. Савченко. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 188 c.

  11. Родионова, В.Н. Организация производства и управление предприятием: Учебное пособие / В.Н. Родионова, О.Г. Туровец. - М.: ИЦ РИОР, 2005. - 128 c.

  12. Ясенев, В.Н. Информационные системы и технологии в экономике.: Учебное пособие для студентов вузов / В.Н. Ясенев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 560 c.

  13. Девятков, В.В. Имитационное моделирование: Учебное пособие / Н.Б. Кобелев, В.А. Половников, В.В. Девятков. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 368 c.

  14. Лычкина, Н.Н. Имитационное моделирование экономических процессов: Учебное пособие / Н.Н. Лычкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 254 c.

  15. Орлова, И.В. Экономико-математические методы и модели: компьютерное моделирование: Учебное пособие / И.В. Орлова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 389 c.

  16. Сирота, А.А. Анализ и компьютерное моделирование информационных процессов и систем / Э.К. Алгазинов, А.А. Сирота; Под общ. ред. проф. д.т.н. Э.К. Алгазинов. - М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2009. - 416 c.

  17. Тарасевич, Ю.Ю. Математическое и компьютерное моделирование. Вводный курс: Учебное пособие / Ю.Ю. Тарасевич. - М.: ЛИБРОКОМ, 2013. - 152 c.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Информационная база «КонсультантПлюс»

  2. Информационная база «Гарант»

  3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru

  4. Официальный сайт Министерства экономики РТ http://mert.tatarstan.ru

  5. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан http://www.tatstat.ru

  6. Официальный сайт журнала Эксперт (инвестиционный рейтинг регионов России, обзор социально-экономической ситуации в субъектах федерации) http://www.expert.ru

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  1. Компьютерные классы с выходом в интернет

  2. Аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница