Программа кружка «Ансамбль ложкари»




Скачать 191.66 Kb.
Дата23.08.2016
Размер191.66 Kb.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СУРАЖСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМ. А.С. ПУШКИНА»

Программа кружка

«Ансамбль ЛОЖКАРИ»

Срок реализации 3 года

Разработал:

Преподаватель музыки Суражского

Педагогического колледжа

им. А.С.Пушкина

Петроченко О.В.

Сураж, 2015
Пояснительная записка
«Музыкальная народная культура

является тем чистым источником,

из которого подрастающее

поколение, взяв лучшее из прошлого,

сделает лучшим будущее»
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Студент начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах. Входя в мир народной музыки и инструментов, студент подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь». Студент осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Воспитание происходит через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры,желание студентов играть на народных инструментах и стремление более полно развивать уже имеющиеся музыкальные способности, побудила меня организовать в ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им А.С.Пушкина» ансамбль «Ложкари».

Наш ансамбль называется «Ложкари», т.к. ведущим инструментом являются ложки. Создание такого ансамбля – дело очень сложное и трудоемкое – это многосторонний процесс. Ансамбль был создан в 2001 году. За эти годы в ансамбле научились играть на ложках и других народных музыкальных инструментах несколько выпусков студентов. Кружок пользуется большой популярностью. Коллектив состоит из 8 человек.


Цели программы.

  • Обогащение духовной культуры студентов через игру на народных музыкальных инструментах.

  • Воспитание интереса к истории и культуре родного народа, чувства патриотизма.

  • Создание условий для развития музыкальных способностей студента через овладение инструментом, развитие навыков ансамблевой игры, привитие студентам любви к музыке, музицированию, практического применения знаний и умений в дальнейшей жизненной деятельности, укрепление психического и физического здоровья, становление творческой личности в обучении игры на инструменте.


Задачи программы.

  • Воспитание музыкальных, интеллектуальных, всесторонне развитых студентов.




  • Расширять и обогащать знания студентов (о быте, костюме, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др.).

  • Познакомить студентов с богатством и разнообразием народных музыкальных инструментов, историей их создания и использования в различные исторические эпохи.

  • Дать первоначальное представление о взаимосвязи исторического времени и явлений культуры.

  • Обучение основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.

  • Развивать координацию движения и воспитывать чувство ритма.

  • Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности.

  • Воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыкой.

  • Пропаганда музыкальной культуры и искусства.


Направления работы.

  • Знакомство с русскими народными инструментами (струнными, духовыми, ударными и др.)

  • Самостоятельное исполнение произведений на русских народных инструментах.

  • Развитие творческих способностей.


Принципы.


  • Творческой направленности.

  • Игрового познания.

  • Максимальной самореализации с учетом его индивидуальных особенностей.



Актуальность: одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому наша задача - посредством музыки помочь студенту пробудить и утвердить в его душе благородные чувства, переживание, сопереживание, доброту, сердечность, развить художественный вкус, способствовать формированию общей духовной культуры; ввести каждого человека, независимо от его возможностей и музыкальных способностей, в мир познания искусства. Решение этой задачи возможно в процессе целенаправленного систематического воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные музыкальные произведения, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания творческой активности в различных видах музыкальной деятельности, в том числе и игре на русских музыкальных инструментах. Ведь игра на музыкальных инструментах - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В ней развиваются и реализуются музыкальные способности и исполнительские возможности всех студентов. Она является замечательной формой приобщения студентов к совместному, коллективному элементарному музицированию.

Однако вопросы обучения игре на русских ложках недостаточно рассматриваются музыкальными руководителями, мало освещаются в современной литературе. Такое


положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием
системного подхода в организации ансамблей,необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности музыкального руководителя к работе в данной области. В связи с актуальностью этой проблемы было решено обобщить опыт работы по обучению студентов игре на ложках и других шумовых русских народных музыкальных инструментах.

Новизна программы.

Новизной и отличительной особенностью данной программы является обучение игре на ложках, народных шумовых инструментах и экспериментальных музыкальных инструментах (инструментах-самоделках) и приобщение студентовк творческой деятельности. На занятиях мы создаем ритмические и инструментальные импровизации, танцевальные композиции, не сложные игровые миниатюры, инсценировки, а также народные и экспериментальные инструменты (самоделки). Коллективные творческие проекты студенты демонстрируют на народных праздниках, концертах, конкурсах.

Программа рассчитана на три года обучения для студентов ССУЗов и рекомендована для обучающихся старшего школьного возраста. Каждый год обучения – по 76 часов, 2 часа в неделю. Программа способствует формированию простейших навыков коллективного музицирования, а так же ансамблевой игры.

В программе обучения широко используются межпредметные связи: знания, полученные на уроках сольфеджио и музыкальной литературы, которые служат теоретической базой для освоения новых навыков и умений.

Вместе с этим данная программа позволяет решить ряд взаимосвязанных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся и преподаватели в процессе обучения.

Это повышение заинтересованности учащихся - детям нравится общаться и делать что-то вместе, формирование чувства коллективизма, ответственности. Это также помогает формировать художественную индивидуальность студента, выявляет его творческие наклонности.Игра в ансамбле позволяет значительно расширить репертуар и формы его изучения. Ученики получают возможность более широко знакомиться с музыкальной культурой, а произведения звучат более ярко и насыщенно. Возрастают технические и творческие возможности, обогащается динамическая и тембровая окраска произведения. Играть становится намного интереснее, а результат получается более ярким, чем при сольном исполнении. Ансамблевое музицирование отчасти помогает решить проблему боязни сцены. Многие студенты, даже при очень хорошей подготовке в классе, на сцене теряются. Их исполнение звучит невыразительно, а иногда просто неудачно. Выход на сцену в составе ансамбля позволяет почувствовать поддержку товарищей или педагога и снимает чрезмерную нервозность перед выступлением.



Отличительные особенности данной программы.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития учащегося.

Деятельность преподавателя базируется на следующих принципах:- доступность занятий;- внимательное отношение к личности воспитанника, побуждение его к творчеству;- предоставление возможности самовыражения, саморегуляции, инициативности;

- всестороннее развитие обучаемого с учетом его индивидуальных особенностей.



Условия реализации программы.

Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в просторном, теплом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания и просмотра записей выступлений учащихся, известных исполнителей и коллективов. Воспитание эстетического вкуса неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, что обеспечивается наличием концертного инструментария. Педагог может использовать дополнительные ударные инструменты: треугольники, трещотки, металлофон, бубен и др. Воспитывая в студентах бережное отношение к имуществу класса (инструментам, пультам, подставкам, нотной литературе и т.д.), нужно продумать о приспособлениях для содержания и хранения инструментов (на стеллажах, полках, столиках, в шкафу и т.д.), учитывая определенную степень влажности воздуха в помещении.

Организация деятельности ансамбля – дело творческое. Успешность творческого и воспитательного процессов зависит от подготовки и знаний руководителя как организатора, педагога а также от умения общие положения методики преломлять в своей творческой индивидуальной работе.

На репетиции необходимо создать радостную, приятную атмосферу, обеспечивающую учащимся психологический комфорт, уверенность в своих силах и возможностях.

Студенты обладают разными музыкальными способностями и физическими данными. Первое, с чего начинается работа ансамбля, - это подбор участников коллектива, равных по своей музыкальной подготовке и владению ударным инструментом. Учитывая музыкальные и технические возможности учащихся, они распределяются по партиям и занимают свое место в ансамбле.

Каждый участник ансамбля должен быть расположен таким образом, чтобы иметь возможность слышать и видеть участников ансамбля (обычно это полукруг). Размещение ансамблистов должно быть стабильным, не изменяться в зависимости от помещения, в котором приходится репетировать и выступать, - напротив, от расположения ансамбля зависит, какая комната должна быть избрана для репетиций и как нужно оборудовать сцену для выступления. Расстояние между исполнителями должно обеспечивать слитное, цельное звучание и в то же время свободу игровых движений каждого участника ансамбля.

Одной из задач педагога при проведении репетиции является достижение максимальных результатов при минимальных затратах энергии и времени учащихся. Поэтому очень важен темп репетиции, на репетиции всегда должна звучать музыка, прерываясь лишь для ясных и четко сформулированных замечаний педагога определенным исполнителям.

Партия ансамблиста должна быть оформлена грамотно и аккуратно во избежание неточностей во время исполнения. Все штрихи, мельчайшие нюансы, должны быть показаны педагогом. Педагог поможет избежать нежелательных моментов наслаивания одной гармонии на другую. Важным фактором в развитии ансамблевого исполнительства является репертуар. Это народная песенно-танцевальная музыка, переложения классической музыки, оригинальные сочинения. Вместе с тем возрос интерес к эстрадному и фольклорному направлениям, расширилась практика аккомпанементов.

Партия ансамблиста должна быть оформлена грамотно и аккуратно во избежание неточностей во время исполнения. Все штрихи, мельчайшие нюансы, аппликатура должны быть проставлены в партии. Надо учитывать, что если у струнных звучат открытые струны, то звук гаснет не сразу, поэтому, расставляя аппликатуру, педагог поможет избежать нежелательных моментов наслаивания одной гармонии на другую. Важным фактором в развитии ансамблевого исполнительства является репертуар. Это народная песенно-танцевальная музыка, переложения классической музыки, оригинальные сочинения. Вместе с тем возрос интерес к эстрадному и фольклорному направлениям, расширилась практика аккомпанементов.

Важно, чтобы ансамбль имел в своем репертуаре пьесы, которые можно было бы использовать для различной аудитории, на различных мероприятиях. Каждый концерт требует соответствующих по характеру и содержанию пьес, которыми можно было бы открыть и завершить выступление, создать определенное эмоциональное состояние у слушателей.

Опыт и стаж педагога не должны приводить краз и навсегда найденным и ко всем одинаково применяемым догмам, к шаблону в обучении. Система, включающая в себя основные принципы и главные задачи обучения, должна быть незыблемой. Методика же, определяющая пути к практическому решению этих задач может быть разной. В умении найти для ансамбля учащихся наилучший путь и темп развития проявляется диалектика педагогической работы. Педагог должен быть не только хорошим музыкантом и исполнителем, но и хорошим чутким наблюдателем и знатоком души учащегося.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

В процессе обучения учащийся должен усвоить значение термина «ансамбль» – как слитное, слаженное исполнение произведения всеми музыкантами, подчинение общему художественному замыслу.



Учащийся должен уметь:

- применять в ансамбле практические навыки игры на ложках, приобретенные на индивидуальном уроке;

- слышать и понимать музыкальное произведение - его основную тему, вариации, исполняемые концертмейстером;

- исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке произведения;



Формы подведения итогов реализации дополнительной образователь-

ной программы.

Формы контроля усвоения учебного материала:

- контрольные уроки;

- концертные выступление;

- конкурсы, фестивали.

В течение учебного года преподаватель должен подготовить с учащимся 3-4 произведений, различных по жанру, форме, образно-художественному содержанию. Студент должен знать свои партии наизусть для выступления на концерте.



Критерии оценки выступления на концерте, конкурсе.

1. Качество исполнения музыкальных произведений:

- точность текста;

- фразировка;

- метроритм;

2. Исполнительские данные:

- психофизические возможности;

- музыкальные способности;

- эстрадно-исполнительские качества (культура исполнения, поведения на сцене, ощущение свободы).

3. Владение навыками игры в ансамбле:

- синхронность звучания партий ансамбля;

- единство трактовки художественного образа музыкального произведения.

4. Осмысленность исполнения.

Методические рекомендации.

При подборе репертуара преподаватель должен руководствоваться принципами постепенности и последовательности обучения.

Программа предусматривает изучение разнообразного ансамблевого репертуара: обработки народных песен и танцев. По учебному плану преподаватель имеет возможность заниматься ансамблем с студентами индивидуально. Студенты отрабатывают свои партии с преподавателем, играет вместе с ним, и только потом преподаватель составляет различные виды ансамблей (от дуэта до квартета), часто привлекая в состав ансамбля другие шумовые инструменты.

Тематический план 1-го года обучения.

п/п


Наименование разделов тем

Количество часов

теория

практика

итого




Вводное занятие:

4




4




- беседы о музыке, ансамблях, инструментах, составах различных ансамблей.

- прослушивание студентов, знакомство.

- формирование коллектива.

-обсуждение плана на учебный год.

- выбор репертуара.

- инструментовка.












1

Музыкально-теоретическая подготовка

4

1

5

1.1

1.2


1.3

Значение ансамблевой игры.

Цель и задачи ансамблевого воспитания.

Освоения простейших ритмов.











2

Инструментально-ансамблевая работа.

10

37




2.1

2.2


2.3

2.4


2.5

2.6


Знакомство с инструментом, посадка.

Изучение приёмов игры, звукоизвлечение.

Изучение музыкальных терминов, понятий.

Позиции.


Мелодия, интонация, фраза.

Развитие навыков ансамблевой игры, работа над репертуаром.












3

Концертная деятельность.




18

18




- выступления, репетиции.










4

Итоговое занятие

1

1

2




ИТОГО

19

57

76

Тематический план 2-го года обучения.

п/п


Наименование разделов тем

Количество часов

Теория

Практика

Итого




Вводное занятие:

2




2




- беседа о музыке, ансамблях, инструментах, составах различных ансамблей.

- обсуждение плана на учебный год.

- выбор репертуара, инструментовка.











1

Инструментально-ансамблевая работа.

5

20

25

1.1
1.2
1.3

1.4
1.5

1.6

1.7


Дальнейшее изучение музыкальных понятий, терминов.

Повторение закреплённых навыков ансамблевой игры.

Виды упражнений при игре.

Освоение различных приёмов: двойной удар, форшлаг.

Формирования простейших навыков коллективного музицирования: солирование.

Работа над сценическим образом.

Развитие навыков ансамблевой игры.











2

Художественно-исполнительская деятельность.

4

25

29

2.1

2.2


2.3

2.4


Музыкальная фразировка.

Характер звукоизвлечения.

Динамика.

Темп.











3

Концертно-исполнительская деятельность




18

18




- выступление, репетиции.










4

Итоговое занятие.

1

1

2




ИТОГО

12

64

76


Тематический план 3-го года обучения.

п/п


Наименование разделов тем

Количество часов

Теория

Практика

Итого




Вводное занятие

2




2




- обсуждение плана на учебный год.

- изучение музыкальных терминов: фраза, мотив, ритм, пульс, образность, контрастность.

- выбор репертуара.











1

Инструментально-ансамблевая работа.

6

18

24

1.1

1.2
1.3


1.4

1.5


Исполнение более сложных приёмов игры: ритмическое или динамическое изменение.

Совершенствование навыков ансамблевой игры.

Работа над ритмическим и динамическим ансамблем.

Владение штрихами.

Работа над сценическим образом.











2

Художественно-исполнительские средства выразительности.

4

26

30

2.1

2.2


2.3

2.4


Работа над фразировкой.

Работа над характером звучания.

Работа над динамикой.

Работа над темпом.












3

Концертно-исполнительская деятельность




18

18




- выступления, репетиции.










4

Итоговое занятие

1

1

2




ИТОГО

13

63

76

Примерный репертуарный список.


  1. А я по лугу – пьеса для ансамбля РНИ Е. Дербенко.

  2. Ах ты берёза – Русская народная песня.

  3. Ах вы сени – Русская народная песня.

  4. Вейся, вейся капустка – Русская народная песня.

  5. Весёлая гармонь – пьеса для ансамбля по пьесе В.Сергач.

Методическое и материальное обеспечение образовательной программы.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Возможные формы занятий:

- традиционное индивидуальное занятие;

- комбинированное занятие;

- практическое занятие;

- репетиция;

- классный концерт;

- открытое занятие;

- конкурс, фестиваль;

- праздничный концерт.



Методы обучения, применяемые в работе с учащимися.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков студента, работа над художественно-образной сферой произведения);

- метод показа (показ преподавателем игровых движений, исполнение преподавателем пьес с использованием многообразных вариантов показа);

- объяснительно-иллюстративный (преподаватель играет произведение студента и попутно объясняет);

- репродуктивный метод (повторение учащимся игровых приемов по образцу преподавателя);

- метод проблемного изложения (преподаватель ставит и сам решает проблему, показывая при этом учащемуся разные пути и варианты решения); - частично-поисковый (учащийся участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

Приёмы, используемые педагогом:

- беседа с учащимися, устное изложение материала;

- освоение знаний и навыков через игру;

- анализ информации, анализ музыкального произведения, анализ выступлений;

- обучение игровым навыкам посредством показа преподавателем;

- прослушивание музыки на электронных носителях;

- внеклассная работа – посещение концертов, фестивалей, конкурсов, участие в различных мероприятиях.

Материальное оснащение, необходимое для реализации образовательной программы.

Для успешной реализации данной программы необходимы следующие материально-технические условия:

- учебное помещение (класс), соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям по площади и уровню освещения, температурному режиму;

- музыкальные инструменты – гитары и пианино;

- пюпитры для нот;

- стулья различной высоты, соответствующие росту учеников;

- подставки для ног;

- аудио- и видеоаппаратура.



Дидактический материал:

- научная и специальная литература;

- репертуарные сборники, нотные сборники;

- таблицы музыкальных терминов;

- видеозаписи, аудиозаписи;

- компьютерные программные средства.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Программа « Класс ансамбля народных инструментов. Оркестровый класс», М., 1979.

  2. Программа «Музыкальный инструмент» М., 1989.

  3. Антология литературы для русских народных инструментов. Часть 1.Сост. С. Колобков. М., 1984

  4. Асафьев Б. О русском народном музыкальном фольклоре. Том 4. М., 1956.

  5. Альбом начинающего домриста. Выпуск 8 «Советский композитор» 1976 год.

  6. В. Чунин- Школа игры на 3-х струнной домре. М., «Советский композитор» 1986 год

  7. Андреев В. Ансамбль ждля гитары. СПб. Союз художников. 2006.

  8. Вып.1 Сост. А.Иванов-Крамской. – М. Музыка 1982.

  9. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М., 1979.

  10. Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. Л., 1975.

  11. Галахов В. Искусство балалаечников Дальнего Востока.-М., 1982.

  12. Государственный русский народный оркестр имени Н Осипова.-М., 1965.

  13. Вып.2 Сост. И исполн. Ред Е. Ларичева. – М. Музыка, 1982.

  14. Илюхин А. Музыка для русских народных инструментов Т. 4. ч. 1.-М., 1962.

  15. Иванова Л. Ансамбли для гитары. Для учащихся начальных и средних классов ДМШ. СПб. Союз художников, 2006.

  16. Капишников Н. Воспитание чувств-Кемерово, 1961.

  17. Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром народных инструментов.- М., 1982.

  18. Колчева М. Просветительская деятельность В. В. Андреева и его великорусский оркестр.-М., 1976.

  19. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов.- М., 1983.

  20. Песни русских композиторов и русские нар.песни. С-Пб. «Музыка» 1981 г.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница