Программа курса «Базовый курс информатики» для учащихся 7-9 классов




Скачать 117.59 Kb.
Дата11.10.2016
Размер117.59 Kb.


Образовательное учреждение «Компьютерная школа ПГУ», г. Пермь









УТВЕРЖДАЮ


Директор ОУ «Компьютерная школа ПГУ»

____________

С.В.Русаков

«1» сентября 2014 г




Компьютерная школа ПГУ

г. Пермь

ПРОГРАММА

курса «Базовый курс информатики»

для учащихся 7-9 классов

Дополнительная образовательная услуга

Срок реализации программы – 2014-2016 уч. гг.

Пермь, 2014 г.

1. Пояснительная записка

Двухгодичный курс «Базовый курс информатики» предназначен для школьников 7-9 классов, желающих систематизировать и углубить свои знания информатики и информационно-коммуникационных технологий. Курс охватывает все основные темы школьного курса информатики для 7-9 классов, дополняя его темами повышенной сложности, большим количеством задач, большим и всесторонне продуманным набором самостоятельно выполняемых практических работ. Курс является подготовкой школьников к участию в олимпиадном движении по информатике.

Двухгодичный курс «Базовый курс информатики» построен на основе УМК, включающего учебники «Информатика и ИКТ. Базовый курс» И.Г.Семакина и др. для 7, 8, 9 классов, задачник-практикум по информатике под ред. И.Семакина и др., методическое пособие «Преподавание базового курса информатики в средней школе» Семакина И.Г. и др..

Изучение «Базового курса информатики» направлено на достижение следующих целей:



  • Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях.

  • Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.

  • Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации.

  • Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

  • Знакомство с университетом и факультетом, профессиональная ориентация.

Курс состоит из четырех семестров. Каждый семестр предполагает 28 часов аудиторных занятий, 2 консультационных и 42 часа самостоятельной работы.

Каждое занятие проводится в течение двух академических часов. Первый час – занятие лекционного типа. Второй час – практическое занятие в компьютерном классе, где каждый учащийся обеспечен персональным компьютером.

На практическом занятии учащийся, как правило, выполняет объемную самостоятельную работу под руководством преподавателя. Для поддержки практических занятий сотрудниками Компьютерного центра механико-математического факультета ПГНИУ разработано несколько УМК, в том числе «Измерение информации», «Графический исполнитель Стрелочка», «Системы счисления и представление чисел в памяти компьютера», «Учебный компьютер «Нейман» для изучения ЯМК и Автокода», «Построитель блок-схем Schemes».

Курс поддерживается бально-рейтинговой системой. Баллы начисляются за выполнение практического задания (14 заданий в семестр по 5-8 баллов), домашнего задания (14 заданий в семестр по 4 балла), тестов по завершении темы (3 теста в семестр по 20-30 баллов). По окончании курса проводится заключительный тест и практический экзамен. По окончании курса выдается свидетельство установленного образца с оценками за каждое полугодие, итоговый тест и экзамен.

2. Программа курса включает следующие разделы:


  1. Информация и знания. Информационные процессы. Измерение информации. Устройство компьютера. Программное обеспечение и операционные системы.Особенности ОС Linux и ОС Windows.

  2. Компьютер как исполнитель алгоритмов. Графический учебный исполнитель алгоритмов Стрелочка.

  3. Текстовая информация и текстовые редакторы. Текстовый редактор OpenQffice.orgWriter. История программного обеспечения и ИКТ. Информационные ресурсы современного общества.

  4. Работа с графической информацией. Графические редакторы Paint и Inkscape.

  5. Понятие мультимедиа. Элементы математической логики. Решение логических задач. Графический редактор Gimp. Gif-аниматор. Пакет создания презентаций PowerPoint.

  6. Вероятностный подход к измерению информации. Компьютерные сети и Internet. Работа с электронной почтой. Работа в локальной сети. Понятие WEB-сайта. Архиваторы и антивирусные программы.

  7. Язык разметки гипертекста HTML. Информационные структуры и базы данных. Система управления базами данных ACCESS.

  8. Табличные расчёты и электронные таблицы.

  9. Табличный процессор EXCEL.

  10. Понятие управления. Способы представления алгоритма. Блок-схемы. Алгоритмический язык. Основы алгоритмизации. Графический исполнитель РОБОТ. Построитель блок-схем Sсhemes. Объектно-ориентированное проектирование алгоритмов.

  11. Системы счисления. Внутреннее (машинное) представление целых чисел в двухбайтовом формате. Язык машинных команд, Автокод, введение в ЯП Паскаль.


3. В результате изучения курса ученик должен:

Знать (1 семестр)



  • понятие информации; связь между информацией и знаниями человека;

  • определение информативности сообщения;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

  • правила техники безопасности при работе на компьютере;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

  • типы и свойства устройств внешней памяти;

  • типы и назначение устройств ввода/вывода;

  • сущность программного управления работой компьютера;

  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

  • назначение программного обеспечения и его состав;

  • основные части и функции операционной системы;

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);

  • основные понятия алгоритмизации: графический исполнитель, СКИ, среда исполнителя, отказы;

  • алгоритмические конструкции для графического исполнителя – следование, использование вспомогательных алгоритмов, ветвления, циклы;

  • записывать простые алгоритмы на учебном алгоритмическом языке и с помощью блок-схем;

  • определение алгоритма, его свойства;

  • понятие информационного общества;

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

Уметь (1 семестр)



  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных;

  • включать и выключать компьютер;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране каталог диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск файлов по шаблону, создание ярлыков;

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;

  • составлять несложные программы для графического исполнителя.

Знать (2 семестр)



  • какие существуют области применения компьютерной графики;

  • назначение графических редакторов;

  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

  • назначение основных компонентов среды графического редактора векторного типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры и пр.

  • устройства работы с графикой, типы и характеристики мониторов;

  • что такое мультимедиа;

  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

  • основы математической логики: логические величины, простые и составные логические высказывания, логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция;

  • основные законы алгебры логики;

  • какие существуют типы вирусов;

  • назначение антивирусных программ;

  • назначение архиваторов и понятие о методах сжатия текстовых программ

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Уметь (2 семестр)



  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов (растрового, векторного);

  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать;

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст;

  • использовать гиперссылки и кнопки перехода в презентации;

  • создавать анимационные изображения в gif-формате;

  • решать несложные логические задачи методом рассуждений, табличным методом, методом диаграмм Эйлера-Венна, методом графов;

  • упрощать логические высказывания, применяя законы алгебры логики;

  • измерять количество информации в сообщениях с учетом их вероятности;

  • применять программы-архиваторы для сжатия файлов;

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

  • создавать простой сайт с помощью одного из редакторов сайтов.

Знать (3 семестр)



  • основные группы тегов для разметки гипертекста;

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

  • что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • понятие многотабличной базы данных;

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

  • графические возможности табличного процессора.

Уметь (3 семестр)



  • создавать сайт из нескольких страниц в простом текстовом редакторе на языке HTML;

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;

  • сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД;

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов, используя формулы с относительной и абсолютной адресацией.

Знать (4 семестр)



  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

  • основные виды и типы величин;

  • назначение языков программирования и систем программирования;

  • понятия языка машинных команд и автокода;

  • что такое трансляция;

  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования.

  • понятие о системах счисления, выполнение операций в различных системах счисления, перевод целых и вещественных чисел в разные системы счисления.

  • внутреннее машинное представление целых чисел в памяти компьютера.

Уметь (4 семестр)



  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы;

  • выполнять перевод целых и вещественных чисел в любую позиционную систему счисления, в т.ч. в десятичную, двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную;

  • составлять несложные линейные программы на языке машинных команд и на автокоде;

  • выполнять трансляцию программ и их исполнение для тестового набора данных;

  • расшифровывать двоичные результаты исполнения программы на ЯМК, доказывать правильность работы программы;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы на языке Pascal;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.


4. Сроки реализации курса
Курс рассчитан на четыре учебных полугодия. Программа каждого полугодия предусматривает 14 занятий по 2 академических часа (и дополнительное проведение тестов и экзамена).
5. Методическое обеспечение программы
Методически курс обеспечивается следующими компонентами:

- лекционные материалы,

- дидактические материалы для самостоятельной практической работы,

- задания для домашней работы,



- материалы для тестирования.
6. Список литературы

  1. Учебник «Информатика. Базовый курс для 7-9 классов». Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., БИНОМ. Лаборатория базовых знаний

  2. Учебник «Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса». Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., БИНОМ. Лаборатория базовых знаний

  3. Учебник «Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса». Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., БИНОМ. Лаборатория базовых знаний




База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница