Программа по изобразительному искусству для 5-7 классов




Скачать 306.55 Kb.
Дата 27.09.2016
Размер 306.55 Kb.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ

(для учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой, базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса:

Развитие у учащихся эмоционально-нравственного отношения к миру и осознанию себя в этом мире.



Согласно федеральному компоненту государственного стандарта, задачами художественного образования является:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.


Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, УМК под редакцией Т. Я. Шпикаловой, а также с учетом учебного плана МОУ. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены некоторые изменения (в сравнении с 2009 в пределах 15%): сокращено количество часов на изучение отдельных тем и включены дополнительные темы с целью полного выполнения требований государственного стандарта. Также сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству).

В связи с тем, что, согласно федеральному компоненту базисного учебного плана, на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-7 классе предусмотрено 105 часа (35 урока в год), то одна из тем ежегодно выносится на внеклассную работу – это экскурсия, которая проводится в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования: «Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников». Экскурсия может проводиться в любой день в течение учебного года.



Обоснование выбора программы:

Программа «Изобразительное искусство» 5-7 классы для основной школы предоставляет большие возможности для профессионального роста учителя, активизации и творческого поиска. В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.

Так как классы по уровню подготовки и творческим возможностям все разные и художественный потенциал не одинаков программа Шпикаловой больше всего подходит для реализации задач курса «Изобразительное искусство».

Программа позволяет:



  • выбирать темы заданий, материала и технику для учащихся.

  • импровизировать в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в форме поисковой, исследовательской работы: выбор темы, определение задач для каждого участника поисково-исследовательской группы, проведение дискуссий, диалогов по итогам работы творческих групп;

  • свободно выбирать ученику литературное произведение в работе над портретом литературного героя, над иллюстрацией;

  • индивидуальный подход к заданиям по композиции: в натюрморте, интерьере, портрете, пейзаже;

  • выбор учащимися произведения изобразительного искусства для анализа. Этот выбор не ограничен, что делает исследовательскую работу в творческих группах полезной и интересной для беседы на последующих уроках;

  • выражать собственное отношение к участию в подготовке и проведении народных праздников, в процессе которых коллективное творчество не ограничивает дифференциацию задания по желанию ученика.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в V-VII классе по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Всего 105 часов за 3 года.

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство» в школе, суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа, как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам находящихся в постоянном взаимодействии.

Отсюда в содержании программы по-новому отражены интеграционные связи различных художественных пластов и видов искусств, в результате чего народное искусство наряду с профессионально-художественным выступает системообразующим фактором культуры. Этим обусловлено включение в программу народного и профессионального искусства в их гармоничном единстве на протяжении всех восьми лет обучения в основной школе.

Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.

Особое внимание в программе уделено эстетическим знаниям и художественно-творческому опыту, направленным на формирование представления о народном искусстве как части культуры и раскрывающим народное искусство как этническую культурную целостность.



Количество часов в год - 35

Количество часов в неделю - 1

Количество часов в 1 четверть - 9

Количество часов во 2 четверть - 7

Количество часов в 3 четверть – 10

Количество часов в 4 четверть – 8



Примечание: продолжение курса изобразительного искусства

8 класс 35часов (из них -17-региональный компонент)

9 класс 17часов – в рамках предмета Искусство.

В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:



  • ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве);

  • изобразительная деятельность (основы художественного изображения) – графика, живопись, скульптура;

  • декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры);

  • художественно-конструкторская деятельность;

  • художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.

Содержание программы «Изобразительное искусство. 5-8 классы» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы:

  • содержательно-деятельностный подход;

  • системно-комплексный подход;

  • личностно ориентированный подход;

  • региональный подход.

Чтобы сделать процесс обучения результативным используются следующие технологии:

- метод проектов;

- обучение в сотрудничестве;

- игровая технология;

- индивидуальное и дифференцированное обучение;

- модульное обучение и др.



Формы и методы применения технологий на уроках ИЗО:

  • использование медиа-ресурсов как источника информации;

  • компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;

  • организация проектной деятельности учащихся с последующим обобщением опыта в Publisher, Power Point.

  • использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности;

  • по внешним признакам деятельности учителя и учащихся: беседа,  рассказ, демонстрация;

  • по источнику получения знаний: словесные, наглядные (демонстрация рисунков, картин и др.),

  • практические: игры;

  • по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, проблемный.

Методы: обьяснительно-иллюстративный.

Виды и формы контроля.

текущий – систематическая проверка знаний; рубежный или периодический – после завершения больших тем, разделов; итоговый учет.



а) по способу проверки:

– устный (беседа, контрольные вопросы);

– письменный (письменные контрольные работы, вопросники, тесты);

– практический (основной)



б) по охвату учащихся:

– индивидуальный (раздаточный проверочный материал, кроссворды);

– групповой (кроссворды, лото, игры);

– фронтальный (вопросная форма беседы, опросники, викторины).


Критерии  и показатели оценки результатов творческой композиции:

-  композиционная организация изображения в листе;  

- построение формы, передача пропорций;  

- умение использовать цвет при создании композиции, выразительность;

- умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел;  

- оригинальность композиции.

- соответствие теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся). Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в выставках.
Требования к уровню подготовки выпускника

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать:


  • основные виды, жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пространство, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России и мира.

— значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

— применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, глина) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;



  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн костюма).


ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 6 КЛАССЕ

Тема года: Художественные народные традиции в пространстве культуры

Особенности рабочей программы: данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой 2010 г., в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по базисному учебному плану. Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы: содержательно - деятельностный, системно – комплексный, личностно ориентированный, региональный подходы;

Так же в программу включены следующие основные виды деятельности: ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве); изобразительная деятельность (основы художественного изображения); декоративно-прикладная деятельность (основы народного декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры); художественно-конструкторская деятельность; художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.



Структура рабочей программы:

пояснительная записка;

основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов;

требования к уровню подготовки выпускников.


Количество часов по программе 35, количество часов в неделю 1, количество часов на региональн. компонент 5
Цели: освоение духовно-эстетических ценностей, запечатленных в образах изобразительного искусства; развитие эстетических представлений о месте народного искусства в отечественной и мировой художественной культуре; выработка умений и навыков посильного создания художественных композиций в процессе самостоятельной работы учащихся в разных видах художественно-творческой деятельности.

Задачи:

• воспитывать эстетическое отношение к произведениям традиционной культуры через знакомство с особенностями системы художественных средств народного искусства, с его символическим языком, доносящим до человека универсальный способ объяснения мира;

• формировать целостное восприятие картины мира на основе взаимодействия народного и профессионального классического искусства;

• формировать художественную компетентность зрителя через постижение произведений бытового и исторического жанров, расширение ранее полученных знаний о других жанрах изобразительного искусства;

• давать представление о законах жанровой композиции и ее выразительных средствах, развивать умение вести композиционный поиск тематической композиции;

• раскрывать синкретичность народного искусства на примере фольклорного фестиваля как синтеза музыкального, устного и декоративно-прикладного творчества;

• развивать умения и навыки работы с различными изобразительными материалами, а также творческого использования выразительных средств в процессе создания тематической и декоративной композиции;

• формировать навыки и умения художественного конструирования с опорой на план проектируемого объекта;

• активизировать художественно-творческую деятельность учащихся в коллективных формах работы;

• расширять контакты учащихся с искусством в повседневной жизни через обсуждение и просмотр телевизионных передач, посещение выставок и привлечение внимания к памятникам культуры родного города (села) и края;

• продолжать развивать умение учащихся давать собственную нравственно-эстетическую оценку произведениям изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства;

• развивать умение выражать эмоционально-личностное отношение к родной культуре и произведениям, созданным народами мира.



Основное содержание образования в 6 классе
Раздел 1. Образ цветущей и плодоносной природы как вечная тема искусства. 8 часов.

Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка. Истоки и современное развитие декоративной росписи на фарфоре; Гжель. Истоки и современное развитие декоративной росписи подносов; Жостово. Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских и российских художников. «Передвижники» Реализм. Традиции и новаторство в искусстве. Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм).



Раздел 2. Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира. 7 часов.

Виды орнамента. Растительный, зооморфный и смешанный орнамент Древнего Египта. Геометрический и растительный орнамент в античном искусстве. Особенности орнамента разных стран и эпох. Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая). Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн.


Раздел 3. Исторические реалии в искусстве разных народов. 9 часов.

Архитектура Древней Руси. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Исторический и батальный жанр в живописи и графике. Жанр портрета. Женские образы в искусстве. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Дизайн и его виды. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Дизайн одежды: прошлое и современность. Вкус и мода. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, Рафаэль, Ф. Гойя, Рембрандт, Ф. С. Рокотов, В. Суриков.


Раздел 4. Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни. 11 часов.

Древние образы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (птица, водная стихия). Вечные темы в искусстве. Библейская тема в искусстве. Стили в искусстве: импрессионизм. Выразительные средства графики в отражении природных форм. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, А. Дюрер, К. Моне, И. Айвазовский, А. Иванов. М. Нестеров. музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея). Музеи города Ярославля и Ярославской области. Роль пластических искусств в жизни человека и общества.



Распределение часов по темам (в соответствии с названиями тем по программе Шпикаловой Т.Я., 2010 )


п/п


Название темы

Количество часов

1

Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве

8




Великолепие цветения природы и отображение его в искусстве натюрморта

3

Сияние цветущей природы на лаковых подносах

2

Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве

3

2

Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира. Своеобразие празднования новолетия у народов мира

8




Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве народов Древнего мира

5

Праздник встречи Нового года в культуре разных народов

3

3

Исторические реалии в искусстве разных народов

10




Каменные стражи Русской земли

4

Прославление женщины в искусстве народов мира

2

Народный костюм в зеркале истории

2

Международный фольклорный фестиваль – проявление народных традиций в пространстве культуры

2

4

Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни

8




Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве

4

Пасха – праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения Христова

2

Весеннее разнообразие природных форм в искусстве

2

1

Резервный час (экскурсия, пленер, праздник…)

1




ИТОГО

35


Условия реализации рабочей программы:

Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: 6 класс: методическое пособие/- Москва, «Просвещение», 2011 год. Учебник : Изобразительное искусство. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М. : Просвещение, 2009.


Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.

Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Эскизы одежды. Проектирование и изготовление открыток.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Посещение музеев изобразительного искусства.

Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.

Описание и анализ художественного произведения. Возможны домашние задания: выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.) предварительные зарисовки, эскизы
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 6 КЛАСС

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать


  • основные виды изобразительных (пластических) искусств

  • жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр, батальный жанр, исторический жанр;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев) и зарубежного искусства (Л. да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне) и их основные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:



  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Поурочное планирование по изобразительному искусству к учебнику под редакцией

Т. Я. Шпикаловой. 6 класс



урока

Наименование раздела, темы, урока

Кол-во ча-сов

Краткое содержание

Практическая работа (опыт творческой деятельности)

Информационное сопровожднеие

Дата (план)




Раздел: Образ цветущей и плодоносной природы как вечная тема искусства

8
















Тема: Великолепие цветения природы и изображение его в искусстве натюрморта

2















Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка.

1

Искусство натюрморта. Специфика композиционных построений: формат, передача фактуры, размеры и количество изображений, колорит, светотеневые соотношения, цвет и цветовой контраст, характер мазка.

Выполнение с натуры этюда осенних цветов в букете.

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник, пособия из библиотеки кабинета ИЗО, раздаточный материал (см. паспорт), выставки детских работ прошлых лет, …




1неделя сентября



Истоки и современное развитие росписи на фарфоре. Гжель.

1

Сравнение изображений цветов в живописи и декоративно-прикладном искусстве. Принципы трансформации природных форм в декоративные. Своеобразие цветочной росписи на фарфоре разных народов России. Истоки и современное развитие промыслов России: Гжель, Дулево.

Выполнение эскиза росписи декоративной тарелки по мотивам Гжельской росписи (акварель, бумага, гуашь)

2 неделя сентября




Тема: Сияние цветущей природы на лаковых подносах.

2















Истоки и современное развитие росписи подносов. Жостово.

1

Изображение цветов – любимая тема народных мастеров. Расписной поднос – традиционный предмет цветочной росписи. Истоки и современное развитие декоративной росписи подносов. Жостово. Нижний Тагил. Средства художественной выразительности в работах жостовских и нижнетагильских мастеров.

Зарисовки элементов цветочной росписи по мотивам Жостовских подносов.

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник



3 неделя сентября



Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства.

1

Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Цвет и цветовой контраст в декоративной росписи. Ритм, формат и композиция. Своеобразие техники росписи на лаковых подносах. Композиционные приемы: гармоничная согласованность форм букета, замкнутость и подвижность композиции.

Эскиз росписи подноса в жостовском стиле (гуашь)

4 неделя сентября




Тема: Тема труда в искусстве. Традиции и новаторство в искусстве.

4















Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских художников.

1

Бытовой жанр в зарубежном искусстве на разных этапах его развития Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских художников. П. Брейгель Старший. «Жатва», «Сенокос». Традиционный народный костюм.

Зарисовка женских и мужских фигур в традиционной одежде (карандаш, бумага).

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник



неделя сентябрь-октябрь ,



Образ простого народа в российском искусстве 19 в. «Передвижники» Реализм.

1

Тема крестьянского труда в российском искусстве 19 вв. Образ простого народа в российском искусстве 19 в. Реализм как направление в живописи. Товарищество передвижных выставок. И. Репин «Бурлаки на Волге».



Композиция на темы «Уборка хлеба», «Поле» и т.д. Композиционное решение сюжетного центра, действующих лиц, их размеров, пропорций. (карандаш, бумага)

1неделя октября



Традиции и новаторство в искусстве. Тема труда в искусстве 20 века.

1

Традиции и новаторство в искусстве 20 века. Тема сельского труда в произведениях художников 20 века: З. Серебрякова, Н. Гончарова, А Пластов и др. Описание и анализ художественного произведения.

Выполнение композиции в цвете (гуашь или акварель)

2неделя октября



Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм). П.  Пикассо.

1

Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм). Тема труда в творчестве авангардистов. Казимир Малевич «Жнец на красном фоне», «Женщина с граблями» и др.

Доклады учащихся

3неделя октября




Раздел: Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира.

7
















Тема: Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве народов древнего мира.

5















Виды орнамента. Растительный орнамент Древнего Египта.

1

Виды орнамента (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, смешаный). Древний египет – родина растительного орнамента. Колорит древнеегипетского искусства.

Зарисовки растительных мотивов древнеегипетского орнамента (бумага, гуашь).

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник



4 неделя октября



Зооморфиный и смешаный орнамент в искусстве Древнего Египта.

1

Особенности изображения зверей и птиц в орнаментальных композициях древнеегипетского искусства. Применение орнаментальных мотивов в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве.

Зарисовки зооморфных мотивов древнеегипетских орнаментов (карандаши, фломастеры)

2 неделя ноября



Геометрический и растительный орнамент в античном искусстве.

1

Древнегреческая керамика и особенности ее декора. Древнегреческая вазопись. Многообразие форм традиционных греческих сосудов. Орнаментальные мотивы. Геометрический, растительный и символический орнамент. Меандр, пальметта и др. Орнамент в архитектуре Древней Греции и Древнего Рима.

Зарисовки орнаментальных мотивов в росписи древнегреческих сосудов (цветные карандаши)

3 неделя ноября



Особенности орнамента разных стран и эпох.

1

Жизнь древних орнаментальных композиций в творчестве художников разного времени. Особенности орнамента разных стран и эпох (готика, барокко, символизм, модерн, восточный орнамент)

Проектирование и конструирование вазы (пластиковая бутылка, глина, пластилин,)

4 неделя ноября



Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая)

1

Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая). Постоянство ритмических размещений бордюров на поверхности сосудов в соответствии с их конструкцией.

Роспись вазы (гуашь)

неделя ноября- декабря




Тема: Праздник встречи нового года в культуре разных народов.

2















Традиции встречи Нового года в культуре разных народов.

1

Традиции встречи Нового года в культуре разных народов. Главные герои праздничного действа в культуре разных народов. Атрибуты праздника.

Изготовление новогодних открыток, сувениров, елочных игрушек (материалы по выбору учащихся).

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник


1 неделя декабря



Тема праздника в искусстве. Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн.

1

Главные символы и герои праздничного действа в разных культурах. Костюм как атрибут праздника. Объединение «Мир искусства». Символизм. Модерн. Живопись, рисунок и эскизы костюмов Л. Бакста, А Бенуа, М. Врубеля, В. Васнецова.

Оформление школы к Новому году.

Выставка – галерея «Карнавальный костюм»

2 неделя декабря




Раздел: Исторические реалии в искусстве разных народов.

9
















Тема: Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве.

4















Архитектура Древней Руси. Памятники Новгорода, Владимира, Москвы.

1

Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Крепостная архитектура русского зодчества – памятник величайшему мастерству, народной мудрости и несгибаемому духу русичей.

Зарисовки архитектурных элементов (мелки, фломастеры, бумага)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник



3 неделя декабря



Средневековая архитектура Западной Европы. Романский и готический стили.

1

Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Градообразующие элементы средневекового города. Живопись и скульптура средневековья.

Зарисовки силуэтов европейского средневекового замка (мелки, фломастеры, бумага). Или силуэтная аппликация

4 неделя декабря



Снаряжение воина и его отражение в искусстве разных эпох.

1

Костюм средневекового воина памятник мастерства обработки металла. Сходное и особенное в костюме средневекового рыцаря и воина Древней Руси. Специфика формы и орнамента средневекового воинского снаряжения и отличие от одежды воинов более поздних эпох. Рембрандт «Мужчина в доспехах», «Мужчина в золотом шлеме», «Ночной дозор».

Зарисовки воинских костюмов с использованием декора (тушь, перо, фломастеры, бумага)

2 неделя января



Исторический и батальный жанр в живописи и графике. В. Суриков.

1

Исторический и батальный жанр в живописи и графике. Сцены боевых действий как основа художественной летописи народного подвига до возникновения исторического жанра. А. Дюрер. Гравюры к средневековым героическим сказаниям. Исторический жанр. Творчество В. Сурикова.

Составление коллективной композиции на исторические темы (гуашь, тушь, мелки, бумага)

3 неделя января




Тема: Прославление женщины в искусстве народов мира.

2















Жанр портрета. Женские образы в искусстве Л. да Винчи, Рафаэля, Ф. Гойи, Рембрандта.

1

Портрет как жанр изобразительного искусства. Графический, живописный и скульптурный портрет. Тема прекрасной дамы и женщины-матери в искусстве. Художественное своеобразие портретов разных эпох и стилей. Леонардо да Винчи «Джоконда». Картины и фрески Рафаэля. Женские образы в творчестве Ф. Гойи и Рембрандта.

Зарисовки женского лица (карандаш)

Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник



4 неделя января



Признаки эпохи в женском портрете. Ф. С. Рокотов.

1

Признаки эпохи в женском портрете. Многообразие композиционных решений в создании женских образов в искусстве. Творчество Ф. В. Рокотова Знакомство с портретами В. Л. Боровиковского, Д. Г. Левицкого. Портретное искусстве 19- 20 вв.

Выполнение женского портрета (акварель или гуашь)

1 неделя февраля




Тема: Народный костюм в зеркале истории. Дизайн одежды. Фольклорный фестиваль

3















Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма.

1

Эстетика народной одежды. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Характерные черты традиционного русского костюма.

Зарисовки костюма одного из народов России (бумага, карандаш)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник (Урок 23-24)




2 неделя февраля



Дизайн одежды: прошлое и современность. Вкус и мода.

1

Дизайн и его виды. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Дизайн одежды: прошлое и современность. Народный костюм России в зеркале современной моды. Вкус и мода.

Выполнение костюма в цвете.

3 неделя февраля



Искусство как эмоциональный опыт человечества. Фольклорный праздник.

1

Искусство как эмоциональный опыт человечества. Особенности фолклорных фестивалей народов мира: разнообразие костюмов участников, народных промыслов. Вятская свистунья.

Составление коллективной композиции – коллажа «На фольклорном фестивале» с использованием рисунков костюмов, выполненных на предыдущих уроках и лиц людей из старых журналов (Бумага, ножницы, клей, старые журналы )

4 неделя февраля




Раздел: Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни.

11
















Тема: Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве. Весенняя тема в искусстве.

4















Символ птицы в народной игрушке.

1

Игрушка из дерева - древнейший народный промысел. Региональные особенности народной игрушки. Русский Север – родина щепной птицы, символа добра и красоты.

Знакомство с технологией конструирования из бумаги щепной игрушки (имитация) в творческих группах с опорой на план проектируемого объекта (бумага, ножницы) или резьба по гофрированному картону или рельеф

Учебник (Урок 25-26)


1неделя марта



Птица как символ весны в творчестве русских художников.

1

Птицы как символ весны в творчестве русских художников. А. Саврасов «Грачи прилетели» и др.

Продолжение работы

Резьба по картону,…






2 неделя марта



Образ водной стихии в искусстве. И. Айвазовский.

1

Образ водной стихии как гимн пробуждению природы в народном и профессиональном искусстве. Марина – морской пейзаж. И. Айвазовский.







3 неделя марта



Водная стихия в творчестве импрессионистов. К. Моне.

1

Разнообразие живописных техник, приемов в изображении морского и речного пейзажа. Творчество Клода Моне. Импрессионизм.







4 неделя марта




Тема: Пасха – праздник весны и Воскресения Христова. Библейские темы в искусстве.

2















Пасхальная тема в прикладном искусстве.

1

Пасха как праздник дохристианской и христианской традиции. Пасхальная тема в и профессиональном народном декоративно-прикладном искусстве (Фаберже)

Живописно-декоративное решение композиции пасхального натюрморта (проектирование открытки)

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник


1неделя апреля



Библейская тема в творчестве Л. да Винчи, Рембрандта А. Иванова, М. Нестерова.

1

Библейская тема в в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело Буанаротти, Рембранта.

Рембрандт «Возвращение блудного сына». Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Христианская тема в русском искусстве А. Иванов. «Явление Христа народу». Творчество М. Нестерова.



Продолжение работы над пасхальным натюрмортом (открытка к празднику)




2 неделя апреля




Тема: Весеннее многообразие природных форм в искусстве

2















Выразительные средства графики в отражении природных форм. А. Дюрер.

1

Богатство природных форм и их отражение в искусстве. Выразительные средства графики в отражении природных форм. Линия, штрих, пятно. Рисунки и наброски растений, цветов, насекомых А. Дюрера.

Зарисовки цветов, трав, насекомых.

Репродукции, слайды, медиа-ресурсы.

Учебник Иллюстрации из разных глав учебника.




3 неделя апреля



Цветы в творчестве художников. Пейзажи и натюрморты В. Ван Гога.

1

Природа – источник вдохновения и фантазии для художников. Цветы в живописи и графике. В. Ван Гог «Ирисы» и др., И. Левитан «Одуванчики» и др. С. Дали «Дворик в Порт-Лигате».

Выполнение коллективной декоративно-графической композиции «Земля пробуждается».




4 неделя апреля




Тема: Художественные музей мира, России.

3















Крупнейшие художественные музеи страны

1

Крупнейшие художественные музеи страны. Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Произведения выдающихся художников: А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев и др.

Презентации обучащихся

.


2 неделя мая



Ведущие художественные музеи мира

1

Крупнейшие художественные музеи мира Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея. Произведения художников: Л. да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, П. Пикассо и др.

Доклады и сочинения обучащихся

презентации учителя






3 неделя мая



Роль пластических искусств в жизни человека и общества.

1

Заочная экскурсия в Музей искусств. Роль пластических искусств в жизни человека и общества.





Фото. Музейные экспонаты в презентации

4 неделя мая

Методы работы : обьяснительно-иллюстративный, поисковый, метод проектов, художественная мастерская.

Виды и формы контроля.

текущий – систематическая проверка знаний; рубежный или периодический – после завершения больших тем, разделов; итоговый учет.



а) по способу проверки:

– устный (беседа, контрольные вопросы);

– письменный (письменные контрольные работы, вопросники, тесты);

– практический (основной)



б) по охвату учащихся:

– индивидуальный (раздаточный проверочный материал, кроссворды);

– групповой (кроссворды, игры);

– фронтальный (вопросная форма беседы, викторины).


Критерии  и показатели оценки результатов творческой композиции:

-  композиционная организация изображения в листе;  

- построение формы, передача пропорций;  

- умение использовать цвет при создании композиции, выразительность;

- умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел;  

- оригинальность композиции.



- соответствие теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся). Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница