РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету
«Языки программирования»
для 5, 6 классов
Учитель:
Казань
2013 / 2014 учебный год
Пояснительная записка
Программирование – одна из тем курса информатики. Но какова роль программирования и есть ли необходимость его изучать? Часто говорят, что в современную эпоху развитого прикладного программного обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки основной массы школьников к профессиональной деятельности. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков (организация деятельности, ее планирование и т.д.), которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы.
Курс «Языки программирования» позволяет посредством формирования начальных навыков программирования подготовить платформу для изучения в дальнейшем более сложных языков программирования. Данный учебный курс позволит учащемуся, прошедшему обучение, самостоятельно моделировать алгоритмические конструкции.
Одним из средств знакомства учащихся с основными алгоритмическими конструкциями и приемами программирования является среда программирования «Кумир» (Комплект Учебных МИРов) - система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней и высшей школе.
Особенности системы «КуМир»:
- использование школьного алгоритмического языка с русской лексикой и встроенными исполнителями;
- при вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы обо всех обнаруженных ошибках;
- при выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений. Это позволяет ускорить процесс освоения азов программирования;
- Кумир работает в операционных системах Windows или Linux;
- система Кумир разработана в НИИСИ РАН по заказу Российской Академии Наук и распространяется свободно на условиях лицензии GNU 2.0.Данная лицензия разрешает бессрочно использовать КуМир на любом количестве компьютеров в любых целях без оформления каких-либо дополнительных документов.
Поэтому целесообразно использовать этот язык при изучении программирования в среднем звене. В связи с этим становится очевидным актуальность предлагаемого курса.
Цель курса:
сформировать у школьников знания, умения и навыки решения задач по программированию и алгоритмизации.
В ходе ее достижения решаются задачи:
Обучающие:
-
обучение основам алгоритмизации и программирования;
-
формирование навыков грамотной разработки программы.
Воспитательные
-
воспитание целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач.
Развивающие
-
развитие алгоритмического мышления;
-
развитие логического мышления и памяти ребенка;
-
формирование у учащихся интереса к профессиям, связанным с программированием.
Основное содержание курса «Языки программирования»
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители.
Среда Кумир.
Учебные исполнители (Кузнечик, Водолей, Робот, Черепаха) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов и программ (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Кузнечик, Водолей, Робот, Черепаха.
Характеристика деятельности ученика
Аналитическая деятельность:
-
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
-
придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
-
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.
Практическая деятельность:
-
составлять линейные алгоритмы и программы по управлению учебным исполнителем;
-
составлять циклические алгоритмы по управлению учебными исполнителями;
-
составлять алгоритмы с ветвлением по управлению учебным исполнителем;
-
составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителями.
Календарно-тематическое планирование по курсу "Языки программирования"
№
|
Тема
|
1
|
Инструктаж по технике безопасности. Алгоритмы и исполнители. Среда Кумир.
Исполнитель Кузнечик.
|
2
|
Система команд исполнителя. Решение задач для исполнителя Кузнечик.
|
3
|
Способы записи алгоритмов. Решение задач для исполнителя Кузнечик.
|
4
|
Виды алгоритмов. Составление линейных алгоритмов для исполнителя Кузнечик
|
5
|
Составление циклических алгоритмов для исполнителя Кузнечик
|
6
|
Решение задач для исполнителя Кузнечик
|
7
|
Исполнитель Водолей. Среда обитания, система команд.
|
8
|
Решение задач для исполнителя Водолей.
|
9
|
Решение задач для исполнителя Водолей.
|
10
|
Исполнитель Черепаха. Среда обитания, система команд.
|
11
|
Составление линейных алгоритмов для исполнителя Черепаха.
|
12
|
Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Черепаха.
|
13
|
Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Черепаха.
|
14
|
Вложенные циклы. Решение задач для исполнителя Черепаха.
|
15
|
Построение геометрических фигур с помощью исполнителя Черепаха.
|
16
|
Построение орнаментов с помощью исполнителя Черепаха.
|
17
|
Исполнитель Робот. Среда обитания, система команд.
|
18
|
Составление линейных алгоритмов для исполнителя Робот. Лабиринты.
|
19
|
Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Робот.
|
20
|
Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Робот.
|
21
|
Вложенные циклы. Решение задач для исполнителя Робот.
|
22
|
Цикл с условием. Решение задач для исполнителя Робот.
|
23
|
Цикл с условием. Решение задач для исполнителя Робот.
|
24
|
Ветвления. Решение задач для исполнителя Робот.
|
25
|
Ветвления. Решение задач для исполнителя Робот.
|
26
|
Сложные условия. Решение задач для исполнителя Робот.
|
27
|
Сложные условия. Решение задач для исполнителя Робот.
|
28
|
Вспомогательные алгоритмы. Решение задач для исполнителя Робот.
|
29
|
Вспомогательные алгоритмы. Решение задач для исполнителя Робот.
|
30
|
Переменные. Решение задач для исполнителя Робот.
|
31
|
Циклы с переменной. Решение задач для исполнителя Робот.
|
32
|
Циклы с переменной. Решение задач для исполнителя Робот.
|
33
|
Решение задач для исполнителя Робот.
|
34
|
Итоговое повторение.
|
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Предметом диагностики и контроля являются составленные алгоритмы и программы к предложенным задачам в среде «Кумир».
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеников минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.
Качество знаний и умений ученика оценивается следующими характеристиками:
• знание основных алгоритмических конструкций;
• умение составить и записать алгоритм с использованием соответствующей алгоритмической конструкции;
• умение найти более эффективный способ решения задачи;
• умение тестировать программу.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны:
-
иметь представление о системах программирования, средах и языках программирования.
знать:
-
что такое формальные языки как способ представления алгоритмов;
-
что такое программирование и этапы решения задачи на ПК;
-
понятие программы и её структуры;
-
понятие входных параметров;
-
понятие команды в программе и правила записи команд в программе;
-
назначение среды «Кумир».
уметь:
-
приводить примеры представления алгоритмов на формальном языке;
-
представлять алгоритмы на формальном языке (в блок-схеме, графически, с помощью пиктограмм);
-
разрабатывать план решения задач;
-
запускатьпрограмму «Кумир»;
-
выбирать нужного исполнителя;
-
запускать программу на исполнение;
-
выполнять отладку программы;
-
находить ошибки в тексте программе;
-
рисовать простейшие фигуры, реализуя линейные и циклические алгоритмы.
владеть основными понятиями:
-
алгоритм;
-
свойства алгоритма;
-
исполнитель, СКИ, среда исполнителя;
-
переменная – имя, тип, значение;
-
алгоритмические конструкции – следование, ветвление, цикл;
-
блок-схема; алгоритмический язык.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения
-
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
-
Поляков К.Е. Алгоритмы и исполнители. Учебник по алгоритмизации. https://docs.google.com/file/d/0BxInd4PRGJMmNEViWDVtbVp6Rlk/edit?pli=1
Электронные ресурсы:
-
http://www.niisi.ru/kumir/dl.htm
-
http://kpolyakov.narod.ru/school/kumir.htm
-
http://kpolyakov.narod.ru/school/robots/download.htm
-
http://www.klyaksa.net/htm/konspektsch/kumir/02.htm
|