социальная реклама Телефона горячей линии «Детство» (из опыта работы специалистов)
А.В. Соловьёв
(Россия, г. Череповец)
На наш телефон с июня 2006 года позвонило 1611 детей. Как показывает практика, пик обращений приходился на моменты раздачи рекламной продукции. А затем постепенно количество звонков от детей угасало. В связи с этим была разработана целая программа по сотрудничеству со школами. Мы изучили потребности детей и педагогов и сформулировали свои предложения для школ. Перечень наших бесплатных услуг выглядит следующим образом:
-
Игровой тренинг для подростков 5 – 8-х классов «Телефон Доверия – шаг к ответственному поведению» (до 1 часа);
-
Игровой тренинг для подростков 5 – 6-х классов по сплочению «Телефон Доверия и дружба» (1,5 часа);
-
Тренинг для подростков 5 – 9-х, 11-х классов «Разрядка страха перед экзаменом или перед контрольной работой» (до 1 часа);
-
Тренинг для подростков 5 – 6-х классов по сплочению «Телефон доверия и я» (до 2-х часов);
-
Выступление перед детьми 3-х классов/Беседа об ответственности (45 минут);
-
Выступление перед родителями на родительских собраниях (15 минут).
Краткое описание, цель:
-
Игры и упражнения на принятие ответственности за свою жизнь, своё поведение. Классы с подростками, нарушающими дисциплину, употребляющими алкоголь и др.
-
Игры и упражнения на сплочение; работа в команде с понятиями «дружба» и «доверие». С переходом в среднее звено значительно увеличивается нагрузка по предметам, появляются разные учителя, новый классный руководитель. Идёт адаптация к новым условиям обучения. В результате тренинга возможна эмоциональная разрядка детей, улучшение контакта между ними и педагогом.
-
Изменение у школьников отношения к проверочным работам. Работа со страхом. Техники на управление своим состоянием.
-
Мотивационный тренинг для обращения на ТД – как конструктивный способ выхода из трудной жизненной ситуации; упражнения на сплочение.
-
Передача ответственности детям третьих классов за оценки, за знания; разделение ответственностей педагогов и детей. Беседа о правах детей, в т.ч. и на получение информации о бесплатной психологической поддержке (обращение на ТД).
-
Информирование о деятельности проекта «ТГЛД»: информационная поддержка и психологическая.
С переходом к данному виду сотрудничества со школами растёт уровень доверия к ТД, как у детей, так и у педагогов и родителей. В связи с этим с 2009 года резко увеличилось количество обращений детей и родителей. Поэтому мы сделали вывод об эффективности бесед, тренинговой работы в вопросе мотивирования на обращение на ТГЛД.
В качестве сувениров детям 1-3-х классов мы выдаём закладки, более старшим, блокноты и ручки.
Приложения
Игровой тренинг для подростков 12-13 лет
«Телефон Доверия – шаг к ответственному поведению»
Цель тренинга: сформировать в сознании подростков адекватные представления о психологической телефонной помощи в процессе тренинга при корригирующем и направляющем участии специалиста психолога, мотивирование подростков на обращения на телефон доверия (ТД).
Задачи тренинга:
-
Снять психологические барьеры, мешающие обращаться на ТД.
-
Способствовать формированию потребности в консультативных услугах, через формирование у подростков ответственности за своё поведение.
-
Способствовать формированию серьезного отношения к услугам ТД.
-
Формирование ответственного отношения к жизни.
Условия проведения:
Количество человек в группе – класс до 30-ти человек.
Общее время тренинга: 45 минут - 1 час.
Ход тренинга
№
|
Название упражнения. Цель. Описание.
|
Условия
|
Время
(мин.)
|
I.
|
Знакомство. Цель: установить доверительный контакт с группой.
|
1.
|
-
Ведущий представляется сам, сообщает свое имя и специальность (специалист программы «Дорога к дому»), называет ПРАВО.
-
Предлагает всем детям по кругу представиться и назвать право. Ведущий записывает, без повторений.
-
Так формируется первый столбик таблицы: «наши права».
|
В общем круге
|
10
|
2.
|
-
Представляет ТД:
- принципы работы (анонимность, конфиденциальность, бесплатность, профессиональность);
- режим работы.
|
В общем круге
|
3
|
3.
|
«Правила группы»
Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.
-
Проявлять активность.
-
Слушать друг друга, не перебивая.
-
Говорить только от своего лица.
-
Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице
-
Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях
-
Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения
-
В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.
|
В общем круге
|
2
|
II.
|
Основная часть.
|
|
|
4.
|
Упражнение «Вагончики»
Описание: Участники становятся друг за другом, кладут руки на плечи друг другу, закрывают глаза и стараются двигаться по линии движения ведущего, который водит вагончики зигзагами. Ведущий стоит сзади. Только у него открыты глаза, его задача – это управление составом без аварий.
-
Обсуждение: обмен впечатлениями о «поездке на поезде».
-
Обсуждение темы: «Ответственность», дописывание таблицы.
|
В общем круге
|
10
|
5.
|
-
Упражнение «Что мешает мне обратиться на ТД?»
-
Раздаются бумажки с установками и с их опровержением разным детям. Задача по команде ведущего найти пару.
-
ЛОЖНЫЕ УСТАНОВКИ!
-
1. Думают, что обращаться за помощью – это признак слабости и глупости. Странно, что никто не считает слабостью и глупостью обращение за помощью к профессиональному юристу, врачу, стоматологу, портному или парикмахеру. Душа человека не менее значима, чем тело, зубы, внешний вид! Признать наличие проблемы предпринять шаги для ее решения с помощью специалиста – показатель интеллекта и душевной силы.
-
2. Думают, что психолог – для больных и «психов». Психологи работают только со здоровыми людьми.
-
3. Считают, что раскрывать свои чувства стыдно. По телефону есть возможность рассказать обо всем, что тревожит, и получить профессиональную помощь, оставаясь неузнанным.
-
4. Не умеют разговаривать о своих чувствах, думают, что никто не сможет понять их проблемы. Психолог ТД поможет выразить чувства, облегчить эмоциональное состояние, профессионально поможет разобраться в проблеме.
-
5. Боятся говорить о своей проблеме, потому что это очень больно.
Когда проблема решена, боль уходит. Но если избегать решения проблемы, то боль может стать хронической.
-
6. Боятся, что телефоны прослушиваются. Телефон Доверия (Телефон горячей линии «Детство») – это телефон информационной и психологической помощи. Не надо путать его с Телефоном Доверия ФСБ, УВД, ГАИ и т.п. Кроме того, вряд ли органы будут тратить дорогостоящее время и оборудование для того, чтобы послушать чьи-то личные проблемы (например, кто-то с кем-то поссорился и т.п.). Ну и самое главное, человек, который обращается за консультацией, не называет ни своей фамилии, ни адреса, он может не называть места учебы, работы, не называть имен своих близких и т.д. Тогда чего вы боитесь?
-
7. Боятся, что психолог начнет «воспитывать» и «учить жить». Нет, не будет. Задачи психологического консультирования в другом:
- помочь разобраться в себе;
- показать возможность выбора;
- наметить пути выхода из проблемной ситуации;
- предоставить психологическую информацию.
-
8. Не знают, считать ли свою проблему настолько серьезной, чтобы обращаться к профессиональному психологу. Иногда то, что кажется пустяком, на самом деле может быть проявлением очень серьезной проблемы. Иногда то, что кажется ужасным и почти неразрешимым, может решиться с помощью специалиста довольно легко. Если вы сомневаетесь, лучше сразу обратиться к психологу ТД, тем более, что это можно сделать бесплатно и не выходя из дома. Психолог поможет разобраться, насколько серьезная и глубокая проблема. Ну, а если вы ошиблись и ваша проблема является простой и легкой или она вообще не относится к психологической, - ничего страшного в этом нет. Зато вы точно будете знать, что делать дальше (к каким специалистам обратиться).
-
9. Считают, что все дело в «невезении», «злой судьбе», и никто не сможет помочь. Большинство проблем в жизни человека имеет в основе психологические причины. Во многих случаях «злая судьба», «рок», «невезение» - результат психологической неграмотности. Поэтому если вы имеете такое представление о своих неприятностях, лучше всего обратиться к психологу, чтобы понять истинные причины проблем.
|
В общем круге
|
10
|
III.
|
Завершение тренинга.
Цель: Зафиксировать полученные результаты и подкрепить стимул для обращения на ТД.
Инструкция: Ответьте на вопросы:
-
Если у вас возникнет трудность или какие-либо вопросы, вам будет легче обратиться на Телефон Доверия?
Желающие могут ответить.
-
Что дал этот тренинг именно вам? Что понравилось?
Желающие высказываются.
В заключение ведущий раздает всем участникам календарики с ТД.
|
В общем круге
|
10
|
|
|
Итого:
|
45
|
Игровой тренинг для подростков 12-13 лет по сплочению
«Телефон Доверия – шаг к ответственному поведению»
Цель тренинга: Формирование в сознании подростков адекватных представлений о психологической телефонной помощи, мотивирование подростков на обращение на телефон доверия (ТД); создание благоприятной атмосферы в группе и сплочение коллектива.
Задачи тренинга:
-
Снять психологические барьеры, мешающие обращаться на ТД;
-
Способствовать формированию потребности в консультативных услугах;
-
Способствовать формированию серьезного отношения к услугам ТД.
-
Создать условия для нахождения сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
-
Повысить уровень осознания каждым участником своей роли, функций в группе;
-
Продолжать развивать умения работать в команде;
-
Способствовать сплочение группы.
Условия проведения:
Количество человек в группе – класс до 30-ти человек.
Общее время тренинга: 45 минут - 1 час.
Ход тренинга
№
|
Название упражнения. Цель. Описание.
|
Условия
|
Время
(мин.)
|
I.
|
Знакомство. Цель: установление доверительного контакта с группой, мотивация на работу.
|
1.
|
-
Ведущий представляется сам, сообщает свое имя и специальность (специалист программы «Дорога к дому»). Информирование детей о цели тренинга: сплочение коллектива и информирование о ТД для детей.
-
Предлагает всем детям по кругу представиться и ответить на вопрос: «Что значит для каждого в круге дружба?»
|
В общем круге
|
10
|
2.
|
-
Представляет ТД:
- принципы работы (анонимность, конфиденциальность, бесплатность, профессиональность);
- режим работы.
|
В общем круге
|
3
|
3.
|
Игра «Чёрные шнурки»
Цель: создание рабочей атмосферы в группе; формирование способности у детей к нахождению общих признаков; повышение внимания друг к другу, индивидуальным особенностям.
|
В общем круге
|
7
|
II.
|
Основная часть.
|
|
|
4.
|
Упражнение «Ассоциации».
Цель: Доверие между командами, контакт с ведущим.
Игра проводится по принципу игры «сломанный телефон». Сидящие в кругу делятся пополам. Получаются 2 команды. Первым игрокам говорится одно слово, на ухо другому он передаёт уже ассоциацию на это слово. Когда слово-ассоциация передалось по цепочке, ведущий называет слово, которое он говорил и спрашивает у последнего игрока, какое слово он сказал. Потом ведущий просит поделиться словами, которые говорили другие игроки. Могут получиться интересные варианты. Например, даются такие слова: дружба и доверие. А в конце цепочки получаются слова: церковь и тапочки. Всем становится интересно, как так получилось. Интересно слушать друг друга и понимать логику их ассоциаций.
|
В общем круге
|
10
|
5.
|
-
Класс делится на 2 команды:
-
1-я пишет на ватмане, что мешает обратиться на ТД (ложные установки),
-
2-я – зачем обращаются дети на ТД, с какими проблемами или темами.
-
Обсуждение.
-
ЛОЖНЫЕ УСТАНОВКИ!
-
1. Думают, что обращаться за помощью – это признак слабости и глупости. Странно, что никто не считает слабостью и глупостью обращение за помощью к профессиональному юристу, врачу, стоматологу, портному или парикмахеру. Душа человека не менее значима, чем тело, зубы, внешний вид! Признать наличие проблемы предпринять шаги для ее решения с помощью специалиста – показатель интеллекта и душевной силы.
-
2. Думают, что психолог – для больных и «психов». Психологи работают только со здоровыми людьми.
-
3. Считают, что раскрывать свои чувства стыдно. По телефону есть возможность рассказать обо всем, что тревожит, и получить профессиональную помощь, оставаясь неузнанным.
-
4. Не умеют разговаривать о своих чувствах, думают, что никто не сможет понять их проблемы. Психолог ТД поможет выразить чувства, облегчить эмоциональное состояние, профессионально поможет разобраться в проблеме.
-
5. Боятся говорить о своей проблеме, потому что это очень больно.
Когда проблема решена, боль уходит. Но если избегать решения проблемы, то боль может стать хронической.
-
6. Боятся, что телефоны прослушиваются. Телефон Доверия (Телефон горячей линии «Детство») – это телефон информационной и психологической помощи. Не надо путать его с Телефоном Доверия ФСБ, УВД, ГАИ и т.п. Кроме того, вряд ли органы будут тратить дорогостоящее время и оборудование для того, чтобы послушать чьи-то личные проблемы (например, кто-то с кем-то поссорился и т.п.). Ну и самое главное, человек, который обращается за консультацией, не называет ни своей фамилии, ни адреса, он может не называть места учебы, работы, не называть имен своих близких и т.д. Тогда чего вы боитесь?
-
7. Боятся, что психолог начнет «воспитывать» и «учить жить». Нет, не будет. Задачи психологического консультирования в другом:
- помочь разобраться в себе;
- показать возможность выбора;
- наметить пути выхода из проблемной ситуации;
- предоставить психологическую информацию.
-
8. Не знают, считать ли свою проблему настолько серьезной, чтобы обращаться к профессиональному психологу. Иногда то, что кажется пустяком, на самом деле может быть проявлением очень серьезной проблемы. Иногда то, что кажется ужасным и почти неразрешимым, может решиться с помощью специалиста довольно легко. Если вы сомневаетесь, лучше сразу обратиться к психологу ТД, тем более, что это можно сделать бесплатно и не выходя из дома. Психолог поможет разобраться, насколько серьезная и глубокая проблема. Ну, а если вы ошиблись и ваша проблема является простой и легкой или она вообще не относится к психологической, - ничего страшного в этом нет. Зато вы точно будете знать, что делать дальше (к каким специалистам обратиться).
-
9. Считают, что все дело в «невезении», «злой судьбе», и никто не сможет помочь. Большинство проблем в жизни человека имеет в основе психологические причины. Во многих случаях «злая судьба», «рок», «невезение» - результат психологической неграмотности. Поэтому если вы имеете такое представление о своих неприятностях, лучше всего обратиться к психологу, чтобы понять истинные причины проблем.
|
В общем круге
|
15
|
6.
|
Упражнение «Башня дружбы»
Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Чёрная башня имеет 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет зелёный контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон», «У башни слева забор», «На 1 этаже башни вход – большая дверь», «Из самого дальнего окна выглядывает девочка», «Из самого дальнего окна свисает длинная лестница», «Внизу стоит мальчик». Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.
Необходимо совместно нарисовать башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).
Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.
Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему называется башня дружбы?
|
В группах
|
7
|
III.
|
Завершение тренинга.
Цель: Зафиксировать полученные результаты и подкрепить стимул для обращения на ТД.
Инструкция: Ответьте на вопросы:
-
Если у вас возникнет трудность или какие-либо вопросы, вам будет легче обратиться на Телефон Доверия?
-
Что дал этот тренинг именно вам? Что понравилось?
Желающие высказываются.
В заключение ведущий раздает всем участникам календарики с ТД.
|
В общем круге
|
3
|
|
|
Итого:
|
50
|
Тренинг для подростков 9-х классов по сплочению
«Разрядка страха перед экзаменом»
Цель тренинга: Формирование в сознании подростков адекватных представлений о психологической помощи, мотивирование подростков на обращение на телефон доверия (ТД); создание благоприятной атмосферы в группе и сплочение коллектива через специально разработанный комплекс упражнений по разрядке страха перед экзаменом.
Задачи тренинга:
-
Снять психологические барьеры во взаимоотношениях;
-
Способствовать формированию потребности в консультативных услугах;
-
Способствовать формированию серьезного отношения к услугам ТД;
-
Создать условия для нахождения сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
-
Сформировать положительный образ сдачи экзамена;
-
Способствовать сплочение группы.
Условия проведения:
Количество человек в группе – класс до 30-ти человек.
Общее время тренинга: 45 минут - 1 час.
Ход тренинга
№
|
Название упражнения. Цель. Описание.
|
Условия
|
Время
(мин.)
|
I.
|
Знакомство. Цель: установление доверительного контакта с группой, мотивация на работу.
|
1.
|
-
Ведущий представляется сам, сообщает свое имя и специальность (специалист программы «Дорога к дому»). Информирование детей о цели тренинга: упражнения по разрядке страха перед экзаменом и информирование о ТД для детей.
-
Предлагаем всем детям по кругу представиться и рассказать об ожидании, чего бы хотелось получить на тренинге.
|
В общем круге
|
10
|
2.
|
Представляет ТД:
- принципы работы (анонимность, конфиденциальность, бесплатность, профессиональность); и правила работы группы.
- режим работы.
|
В общем круге
|
5
|
3.
|
Игра «Чёрные шнурки»
Цель: создание рабочей атмосферы в группе; формирование способности у детей к нахождению общих признаков; повышение внимания друг к другу, индивидуальным особенностям.
|
В общем круге
|
5
|
II.
|
Основная часть.
|
|
|
4.
|
Упражнение «Ассоциации».
Цель: Расширение понятия «экзамен», разрядка.
Первому игроку говорится одно слово, он называет ассоциацию на это слово. Интересно слушать друг друга и понимать логику их ассоциаций. Обсуждение: ведущий просит назвать те слова, которые относятся к экзамену и что это значит.
|
В общем круге
|
5
|
5.
|
Группа по счёту делится на «белых» и «пушистых», которые садятся друг напротив друга, образуя внутренний и внешний круг.
1-е задание: если бы экзамен был животным, то каким;
2-е: если бы экзамен был природным явлением, то каким;
3-е: если бы экзамен был бытовым прибором, то каким;
4-е: если бы экзамен был цветом, то каким.
5-е: «Ролевое проигрывание». Демонстрация. В паре дети определяются, кто будет играть роль его страха пред экзаменом первым. Участникам предлагается поговорить со своим страхом, взять у него интервью:
- как тебя зовут?
- когда ты приходишь?
- есть ли у тебя друзья?
- есть ли у тебя враги?
Обсуждение в круге: положительные и отрицательные стороны экзамена; что помогает справиться со страхом.
|
В группах
|
15
|
6.
|
Техника «Дыхание» и «Удачный опыт» (предлагается вспомнить ситуацию, когда удалось справиться с трудностью: что чувствовали, сколько было лет, какое было время года, что было одето….). «Якорь тактильный» (закрепить ощущения от удачного опыта).
|
В общем круге
|
7
|
III.
|
Завершение тренинга.
Цель: Зафиксировать полученные результаты и подкрепить стимул для обращения на ТД.
Что дал этот тренинг именно вам? Что понравилось? Могли бы вы по телефону обсудить трудность, поделиться результатами сдачи экзамена?
Желающие высказываются.
В заключение ведущий раздает всем участникам календарики с ТД.
|
В общем круге
|
3
|
|
|
Итого:
|
50
|
|