Программа по специальности «клавишный синтезатор»




Скачать 1.3 Mb.
страница 1/5
Дата 30.09.2016
Размер 1.3 Mb.
  1   2   3   4   5


ПРОГРАММА

по специальности

«КЛАВИШНЫЙ СИНТЕЗАТОР»

(срок обучения: 7 лет, 5 лет)


Пояснительная записка
Изобретение электромузыкальных инструментов, ставшее одним из результатов научно-технической революции, привлекло большое внимание музыкантов. Связанное с этими инструментами расширение тембровой палитры, увеличение динамического размаха звучания, возможность свободного управления его пространственными характеристиками способствовало значительному расширению образной сферы музыкального искусства, послужило основой для формирования ряда его новых жанров – академических (электронная, конкретная, магнитофонная, живая электронная музыка и др.) и массовых (поп- и рок-музыка).

Бурное развитие новых информационных технологий в последние десятилетия двадцатого века обусловило процесс компьютеризации электронного инструментария. Новые цифровые музыкальные инструменты: синтезаторы, семплеры, рабочие станции, мультимедийные компьютеры и др. при улучшении качества звучания и расширении функциональных возможностей по сравнению со своими предшественниками – аналоговыми электронными инструментами – отличаются простотой управления, компактностью и дешевизной. Вследствие чего эти новые инструменты не только прочно обосновались в профессиональной музыке, но получают все более широкое распространение и в повседневном обиходе как инструменты любительского музицирования. Это объективно ставит перед музыкальной педагогикой задачу обучения игре на этих инструментах и приобщения таким образом широких масс людей к музыкальной культуре.

Цифровые инструменты предъявляют музыканту иные, по сравнению с традиционными механическими или электронными аналоговыми инструментами, более универсальные требования. Если раньше музыкант мог взять на себя одну из трех ролей: композитора, исполнителя или звукорежиссера, то сегодня, опираясь на новый инструментарий, он объединяет в своем творчестве все эти виды деятельности. Действительно, чтобы озвучить на синтезаторе или в студии компьютерной музыки нотный текст, сначала надо выбрать из большого числа наличных электронных тембров те, которые лучше всего подходят данному тексту и соответственно скорректировать фактуру изложения, то есть создать проект его аранжировки (элемент композиторской деятельности). Затем надо озвучить этот проект – исполнить его или ввести в память инструмента (исполнительская деятельность), а также – выстроить виртуальную электроакустическую среду звучания (то есть провести звукорежиссерскую работу). Иногда при этом необходимо внести те или иные поправки в тембры синтезатора или даже создать их новые оригинальные разновидности (то есть выступить в роли изготовителя виртуальных музыкальных инструментов).

Благодаря использованию компьютерных технологий и опоре на программные заготовки каждый из этих видов деятельности приобретает более простые формы. Творчество музыканта, таким образом, становится не только более многогранным и увлекательным, но одновременно – простым и продуктивным.

Все это делает цифровые инструменты чрезвычайно ценным средством музыкального обучения. Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ученика и развитию в более полной мере его музыкальных способностей. А простота и доступность данной деятельности позволяет значительно расширить круг вовлеченных в нее детей и подростков. Данные обстоятельства обусловливают цель обучения по программам ЭМИ.
Цель обучения
Приобщение широких масс учащихся к музицированию на электронных цифровых инструментах в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности (электронной аранжировки и исполнительства, игры по слуху и в ансамбле, звукорежиссуры, создания оригинальных электронных тембров, импровизации и композиции) и на этой основе – формирование у учащихся широкого круга музыкальных способностей и интересов, хорошего музыкального вкуса.
Особенности достижения образовательной цели
Данная общая целевая направленность получает ту или иную конкретизацию в зависимости от обращения к одному из трех предложенных направлений обучения электронному музицированию. Так обучение аранжировке и игре на клавишных синтезаторах нацелено в большей мере на приобщение к домашнему музицированию. Обучение игре в ансамбле синтезаторов направлено, в первую очередь, на подготовку выступлений в концертах художественной самодеятельности. А занятия в студии компьютерной позволят учащимся создавать музыкальные фонограммы. Осваивая в процессе обучения в классе ЭМИ творческие навыки в области композиции, исполнительства, звукорежиссуры, ученик не только приобщается к любительскому музицированию, но и начинает лучше ориентироваться при выборе возможной профессиональной специализации в музыкальном колледже, отвечающей его наклонностям. Таким образом, та или иная форма обучения может быть рекомендована ученику в соответствии с индивидуальными наклонностями.

Программы «Клавишный синтезатор» и «Студия компьютерной музыки» предполагают обучение предмету «Музыкальный инструмент» не только в рамках основной сетки часов учебного плана, но и в качестве предмета по выбору. Во втором случае эти инструменты способны выполнять те же дидактические функции, что и общее фортепиано.

Если занятия по общему фортепиано помогают учащимся-исполнителям на одноголосных инструментах (духовикам, струнникам, ударникам и др.) развить гармонический слух, способность целостно воспринимать многоэлементную полифонизированную музыкальную фактуру, то цифровые инструменты, обладая помимо многоголосия массой других выразительных возможностей, способствуют значительному расширению представлений учащихся о музыкальном целом. К тому же эти новые выразительные возможности познаются учащимися в процессе продуктивной творческой деятельности, основу которой составляет аранжировка музыки для электронных инструментов, а, следовательно, появляется столь желанная для их музыкального развития возможность интеграции деятельности исполнительской (на уроках по специальности) и продуктивной, творческой (на общих для всех учащихся вспомогательных занятиях). В связи с уменьшением количества часов на занятиях по клавишному синтезатору и студии компьютерной музыки как предметам по выбору именно на практической деятельности учащихся в данном случае следует сделать акцент при облегчении подачи теоретического материала.
Задачи обучения
При всех различиях обучения музицированию на цифровых музыкальных инструментах, что связано с выбором его конкретной формы и функцией в учебном процессе (главной или вспомогательной), единая природа всех этих инструментов обуславливает общность задач данного обучения, обеспечивающих достижение образовательной цели:


  • изучение художественных возможностей наличного цифрового инструментария;

  • получение базовых знаний по музыкальной теории;

  • освоение исполнительской техники;

  • совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности.*

Каждая из этих задач в предложенных программах подразделяется на простые составляющие. Так, изучение художественных возможностей наличного цифрового инструментария подразумевает:

ознакомление с его звуковым материалом (с набором тембров и шумов) и средствами внесения различных корректив в этот звуковой материал (вибрато, глиссандо, тремоло, наложение тембров, эффекты, панорамирование и др.);

ознакомление с некоторыми методами звукового синтеза (на основе различных манипуляций с формой волны и амплитудной огибающей);

освоение различных приемов управления фактурой музыкального звучания (в режимах обычной и разделенной клавиатуры, использования ритм-машины, автоаккомпанемента и др.) и знакомство с интерактивными фактурными заготовками наличного цифрового инструментария (паттернами, мультипадами, ритмо-гармоническими секвенциями для импровизации и др.);

освоение художественных возможностей, открываемых с помощью применения секвенсера, объединения звуковых ресурсов нескольких МИДИ-устройств, а также, в студии компьютерной музыки, – с помощью различных музыкальных редакторов (музыкальных конструкторов, автоаранжировщиков, МИДИ-секвенсеров, редакторов аудиофайлов, виртуальных синтезаторов и др.).

Изучаемый теоретический материал включает не только элементы музыкальной грамоты, но и необходимые для музыкально-творческой деятельности сведения:

по гармонии (интервалы, аккорды, лад, тональность, система тональных функций);

фактуре (функции голосов фактуры гомофонно-гармонического склада);

форме (период, простые двух- и трехчастная формы, вариационная, рондо, сложная трехчастная, сонатная, циклические формы);

инструментовке (классификация электронных голосов и методы их применения);

звукорежиссуре (способы формирования объема звучания, его окраски и пространственного расположения с помощью звукорежиссерских эффектов различного вида).

При этом наиболее ценным для творческой практики является получение представлений о функциональном взаимодействии различных музыкально-выразительных средств:

мелодии и гармонии, фактуры, тембра (включая его звукорежиссерскую составляющую);

гармонии и фактуры (нормы голосоведения), формы (каденции);

фактуры и тембра (темброфактурная фукциональность), формы;

тембра и формы (формообразующая функция тембра).

Задача освоения исполнительской техники включает: постановку рук, приобретение навыков позиционной игры, подкладывания первого пальца, скачков, а также – выработку некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре.

И, наконец, четвертая, наиболее сложная задача практического освоения электронного музицирования предполагает совершенствование в данной музыкально-творческой деятельности по нескольким направлениям. Это, прежде всего, электронная аранжировка и исполнение музыки, а также – чтение с листа, игра в ансамбле, запись на многодорожечный секвенсор, подбор по слуху, импровизация и элементарное сочинение.


Особенности решения учебных задач
Глубина проработки всех этих учебных проблем различна в каждой из трех предложенных программ. Так, если в курсе ансамбля клавишных синтезаторов главное внимание уделяется совершенствованию в исполнительской деятельности при некоторой облегченности подачи проблем творческого музицирования, то в курсе компьютерной аранжировки, напротив, акцент переносится именно на творческую продуктивную деятельность. При этом помимо необходимости более основательного изучения проблем музыкальной теории, возникает также новая задача обретения учащимися компьютерной грамотности, то есть – получения ими базовых знаний по физическому оборудованию и программному обеспечению компьютера, включая сюда практическое освоение музыкальных редакторов разного типа.

Тем не менее, различия в обучении музицированию на основе того или иного электронно-цифрового инструментария носят частный характер. В сущности, клавишный синтезатор является тем же компьютером со звуковой картой, но, как правило, с более качественными звуками и ограниченными функциями. Общность этих инструментов и задач обучения делают возможным переход учащихся с одного учебного курса по цифровым инструментам на другой. В период обучения возможен даже охват всех трех курсов, например, переход с занятий по синтезатору в младших классах в студию компьютерной музыки – в старших при параллельных занятиях в классе ансамбля синтезаторов. Некоторые расхождения в подходе к решению упомянутых выше общих задач обучения электронному музицированию в каждой из данных программ не являются серьезным препятствием для такого перехода – недостающие знания и навыки по новому предмету могут быть освоены учеником в рабочем порядке. В результате же его представления об электронном музыкальном творчестве станут более широкими.

Общий объем и сложность приобретаемых в классе цифровых музыкальных инструментов знаний, умений и навыков в целом не превышает тех, которые получают учащиеся в классе другой традиционной специализации в системе начального музыкального образования. Так при увеличении теоретической насыщенности занятий по цифровым инструментам значительно упрощаются технические проблемы, которые зачастую становятся главным камнем преткновения при освоении механических инструментов.

Распределение по классам музыкально-теоретического материала происходит по принципу последовательного систематического охвата всех необходимых для развернутых форм электронного музицирования проблем. При этом порядок изучения этих проблем выстраивается в направлении от общего к частному, что позволяет учащимся постоянно держать в поле зрения всю систему необходимых для электронного музицирования знаний, постепенно углубляя их и, соответственно, повышая уровень данной музыкально-творческой деятельности.

Изучение художественных возможностей электронных цифровых инструментов построено по принципу «от простого к сложному». Так курс компьютерной музыки начинается с ознакомления с одним из «музыкальных конструкторов». В этих редакторах музыка, подобно фигурке из детского конструктора, складывается из готовых фрагментов, что не требует от ее создателя никакой музыкальной подготовки и доступно самым маленьким ученикам. Затем осваиваются редакторы – автоаранжировщики, которые берут на себя львиную долю работы по фактурному оформлению композиции. Далее идут МИДИ-секвенсеры, предполагающие использование в музыкально-созидательном процессе готовых наборов тембров, и, наконец, более сложные в обращении программы – редакторы аудиофайлов и виртуальные синтезаторы, дающие пользователю возможность более тонкой работы со звуком.

Усложнение учебных задач идет в соответствии с возрастными возможностями учащихся и во многом отвечает темпу и этапности усложнения аналогичных задач в действующих программах по сольфеджио и исполнительским специальностям. Это не только устраняет возможные противоречия между новыми и традиционными учебными курсами, но способствует более глубокому усвоению учащимися каждого из данных предметов. Вместе с тем, занятия электронной аранжировкой подразумевают приобщение учащихся к основам гармонии, инструментовки, звукорежиссуры. Освоение этих новых знаний также увязывается с решением учебных задач традиционных курсов. Например, изучение музыкальной грамоты на уроках сольфеджио становится для них плацдармом для продвижения в области музыкальной теории на занятиях по цифровым инструментам, а выработка ряда творческих навыков на этих занятиях (гармонизация, построение фактуры, инструментовка), в свою очередь, позволяет более эффективно решать художественные задачи в исполнении музыки на традиционных механических инструментах.


Репертуар
Репертуар, на основе которого решаются учебные задачи по освоению цифровых инструментов, также является фактором, связывающим этот новый курс с уже существующими. В обоих случаях центральной составляющей этого репертуара оказывается классическая и народная музыка, в которой сконцентрированы главные ценности данного вида искусства, а также лучшие образцы современной музыки академических и массовых жанров. Важно преодолеть односторонние представления учащихся об электронных инструментах как связанных исключительно с молодежной развлекательной музыкой и сделать эти инструменты средством формирования хорошего музыкального вкуса. Данная направленность при подборе учебного репертуара, разумеется, предполагает учет индивидуальных интересов и склонностей учащихся.

Общее количество произведений, которые должны быть пройдены в каждом классе, дается в годовых требованиях. При этом в программах по клавишному синтезатору и студии компьютерной музыки указываются два таких числа. Большее из них относится к обучению по предмету «Музыкальный инструмент» в рамках основного учебного плана. Меньшее, указанное в скобках, относится к использованию этих инструментов в рамках предмета по выбору. С целью достижения дифференциации обучения допускается включение в учебный репертуар не только разных по трудности произведений, но и некоторое увеличение или уменьшение их количества в зависимости от индивидуальных возможностей учащихся.

Каждое из произведений должно быть аранжировано и исполнено (записано в память секвенсора) учеником. При этом степень завершенности этой работы может быть различной – некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного показа, некоторые – для исполнения в классе или просто в порядке ознакомления. Все это необходимо отразить в индивидуальном плане ученика.

В репертуарном списке, который дается в приложении, приведены предназначенные для электронной аранжировки произведения. Этот список относится ко всем трем программам, поскольку в них решаются близкие по содержанию и уровню учебные и творческие задачи. Рекомендованные произведения разделены на три группы: народная, крассическая и современная музыка академического направления, музыка массовых жанров, этюды и виртуозные пьесы.

Подходы в электронной аранжировке этих произведений различны в зависимости от их жанровой принадлежности. Так музыка академических жанров требует при аранжировке большей строгости. Музыка массовых жанров, напротив, допускает широкую вариативность подходов к электронному воплощению. А народную музыку, как связанную с устной формой творчества и всегда несущую в себе элемент спонтанности, импровизационности, можно рассматривать как материал для самых разнообразных по сложности языка и масштабности формы творческих решений. Поэтому распределение по классам произведений музыки массовых жанров и народной музыки в данных программах носит условный характер. В каждом классе в аранжировке одного и того же произведения данных жанров будут решаться различные по уровню трудности задачи, которые определены в годовых требованиях.

Главными критериями подбора произведений, помимо охвата наиболее значимых для развития музыкальной культуры учащихся жанров и направлений, послужили яркость музыкального материала, соответствие его уровню развития музыкального мышления учащихся различных возрастных групп и особенностям современной бытовой электронной аппаратуры. Примерные перечни музыкальных произведений, рекомендуемые для показа на академических концертах и выпускных экзаменах, отражают различное продвижение учеников, обучающихся 7 или 5 лет.

В целях стимулирования творческой активности учащихся решение учебных задач данных программ можно осуществлять и на основе создаваемых ими самими музыкальных композиций. Эти авторские композиции могут быть включены и в индивидуальные планы учащихся, и в программы их выступлений на академических концертах, зачетах и выпускных экзаменах.
Система оценки результатов учебной деятельности
Контроль и учет успеваемости учащихся, занимающихся по данным программам, осуществляется в следующих формах: выпускной экзамен (итоговая аттестация), зачет, академический концерт, контрольный урок (промежуточная аттестация). Текущий контроль осуществляется на занятиях.

На выпускных экзаменах учащиеся по классу синтезатора и ансамбля синтезаторов исполняют созданные под руководством педагога электронные аранжировки четырех произведений, охватывающих жанры классической, народной и современной музыки академических и массовых жанров. Учащиеся студии компьютерной музыки аналогичную программу представляют в виде фонограммы. Учащиеся, занимавшиеся по классу синтезатора и в студии компьютерной музыки в рамках предмета по выбору, представляют на экзамен по три произведения различных жанров.

В других классах основной формой отчетности учебной работы является переводной зачет и академические концерты. Для этих выступлений в течение учебного года учащиеся должны подготовить для исполнения или в виде фонограммы компьютерных аранжировок 3-4 (2-3 в рамках предмета по выбору) произведения различных музыкальных жанров и направлений.

На контрольных уроках, проводимых один раз в четверть, осуществляется проверка музыкально-теоретических знаний учащихся и их знаний о художественных возможностях электронно-цифрового инструментария (в виде собеседования), а также – развития игровых навыков (в виде прослушивания представляющей определенные технические сложности пьесы или этюда).

В третьем классе добавляется проверка уровня развития умений и навыков электронной аранжировки учащихся, занимающихся клавишным синтезатором и в студии компьютерной музыки в рамках предмета «Музыкальный инструмент» (контрольное прослушивание). Данная проверка проводится в форме самостоятельного создания учащимися и озвучивания в присутствии комиссии с помощью цифрового инструмента аранжировки небольшого музыкального произведения или фрагмента произведения (по трудности на два класса ниже) с обоснованием собственных действий. Проверка практических навыков – подбора по слуху, чтения с листа, игры в ансамбле, импровизации и элементарного сочинения (в виде выполнения учащимися поставленных перед ними комиссией тех или иных соответствующих требованиям программы творческих заданий) – является также необходимым элементом данного контрольного прослушивания.

Успехи учащихся на классных занятиях и контрольных уроках оцениваются оценкой по пятибалльной системе и словесной характеристикой.

Переводная оценка выставляется с учетом оценки за выступления учащегося на академических концертах, результата контрольных уроков и оценок текущей аттестации. В содержание итоговой оценки входит: оценка выступления ученика на выпускном экзамене, результаты текущей и промежуточной аттестации в течение последнего года обучения.
Критерии оценки выступлений ученика
Оценке подлежит каждое публичное выступление учащихся (в т.ч. на отчетном концерте, конкурсе, фестивале и т.п.). Программы данных выступлений, учитыващие возможности учащихся, составляются руководителем отдела ЭМИ и утверждаются на совещании этого отдела.

Предметом оценки является выполненная под руководством педагога аранжировка музыкальных произведений и их исполнение наизусть для аттестации по классу клавишного синтезатора, по нотам – для участников ансамбля клавишных синтезаторов или показа в виде фонограммы для занимающихся в студии компьютерной музыки.

Оценка ОТЛИЧНО ставится за яркое, образное музыкальное звучание, отвечающее содержанию и форме оригинала и отражающее индивидуальное отношение ученика к представенным произведениям.

Оценка ХОРОШО ставится за достаточное осмысленное музыкальное звучание, отражающее понимание особенностей содержания и формы представленных произведений. Допустимы небольшие погрешности в их аранжировке и исполнении, не разрушающие целостности музыкального образа.

Оценка УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ставится за недостаточно яркое музыкальное звучание, свидетельствующее об определенных изъянах в теоретических знаниях и исполнительских навыках ученика. Погрешности в аранжировке могут быть связаны с разрывом логических связей между элементами формообразования. Исполнение сопровождается неточностями и ошибками. Слабо проявляется индивидуальное отношение к представленным произведениям.

Оценка НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ставится за отсутствие музыкальной образности в озвучиваемых произведениях, грубые ошибки в аранжировке и плохое владение инструментом.


Ожидаемые образовательные результаты
По окончании первого этапа обучения (1-2 классы по семилетнему курсу или 1 класс по пятилетнему курсу) ученик должен знать:

  • основные выразительные возможности ЭМИ;

  • базовые компоненты нотной грамоты;

  • элементарные музыкальные построения;

  • простые музыкальные жанры.

Ученик должен уметь:

  • правильно ставить руки в положении за инструментом сидя и стоя;

  • выстраивать целесообразные игровые движения;

  • применять в своей творческой практике простейшие приемы аранжировки музыки для ЭМИ;

  • опираться в электронном музицировании на элементарные навыки чтения с листа, игры в ансамбле, подбора по слуху и импровизации.

У ученика должны быть воспитаны следующие качества:

  • интерес к музицированию;

  • способности к элементарной музыкально-интонационной деятельности: эмоционально-окрашенному восприятию музыки и выражению в музыкальных звуках собственных эстетических переживаний;

  • способность к простейшей критической оценке своего творческого продукта.


По окончании второго этапа обучения (3-4 классы по семилетнему курсу и 2-3 классы по пятилетнему курсу) ученик должен знать:

  • основные группы голосов и паттернов электронного инструмента;

  • базовые компоненты музыкальной грамоты: интервалы, хроматическую гамму, аккорды и их обращения, тональности и др.;

  • компоненты музыкальной формы: гармонию, фактуру, тембр и их роль в построении содержательного музыкального целого;

  • простые формы, вариации и рондо.

Ученик должен уметь:

  • применять в игровой практике различные приемы, связанные с артикуляцией, динамикой, ведением двухголосной линии в одной руке;

  • аранжировать для электронного инструмента музыкальные произведения средней сложности, обосновывая свои действия (гармонизацию мелодии, ее инструментовку в т.ч. с использованием тембровых микстов, добавление сопутствующих голосов автогармонизации, построение фактуры с помощью различных приемов редактирования паттерна и др.);

  • читать с листа, играть в ансамбле и подбирать по слуху несложные музыкальные произведения;

  • импровизировать музыкальные построения по предложенному образцу и сочинять музыкальные миниатюры;

  • создавать несложные фонограммы с помощью секвенсера ЭМИ.

У ученика должны быть воспитаны следующие качества:

  • интерес к различным видам музыкального творчества на основе ЭМИ;

  • способности к электронной аранжировке и исполнению несложных музыкальных произведений различных жанров и стилей;

  • склонность к творческому самовыражению на основе электронного инструментария, проявляемая в игре по слуху, игре в ансамбле, импровизации и элементарном сочинении;

  • самокритичное отношение к продуктам своего музыкального творчества.


По окончании третьего этапа обучения (5-7 классы по семилетнему курсу и 4-5 классы по пятилетнему курсу) ученик должен знать:

  • электронные голоса из банков оркестровых, народных, электронных и ударных инструментов и возможности их трансформации с помощью средств звукового синтеза;

  • паттерны наличного интерактивного инструмента и способы их редактироваия;

  • спецификацию МИДИ;

  • возможности редактирования и обработки звучания в процессе создания фонограммы с помощью различных программных и аппаратных средств;

  • основные понятия музыкальной грамоты, гармонии и фактуры: трезвучия и септаккорды побочных ступеней, аккорды с альтерацией и задержанием, отклонение и модуляцию, квинтовый круг, функции голосов фактуры, голосоведение, взаимодействие тембра и фактуры и др.;

  • композиционные построения: сложная трехчастная, сонатная и циклические формы.

Ученик должен уметь:

  • художественно убедительно пользоваться в своей музыкальной деятельности широким кругом специфических средств электронного инструмента: многотембровостью, звукорежиссерской обработкой, звуковым синтезом, автоаккомпанементом, мультипанелью, секвенвером и др.;

  • бегло ориентироваться в понятиях музыкальной теории (гармония, фактура, инструментовка, звукорежиссура, композиционная форма) и грамотно применять ее правила и закономерности в процессе электронного музицирования;

  • ярко и образно воплощать средствами электронной аранжировки и исполнения музыкальные произведения, относящиеся к различным жанрам и стилям;

  • достаточно уверенно читать с листа, играть в ансамбле и подбирать по слуху музыкальные произведения;

  • импровизировать и сочинять для электронного инструмента несложные пьесы.

У ученика должны быть воспитаны следующие качества:

  • устойчивый интерес к электронному музицированию и творческая самостоятельность;

  • широкий круг музыкальных способностей к электронной аранжировке и исполнению музыкальных произведений, игре по слуху и в ансамбле, звукорежиссерскому редактированию и обработке, созданию оригинальных электронных тембров, импровизации и композиции;

  • развитое музыкальное воображение, мышление, восприятие;

  • творческий самоконтроль и хороший музыкальный вкус.


Условия реализации
Важнейшим условием успешной реализации задач данных программм является разумный подбор учебного репертуара. Он должен включать наилучшие образцы музыкального искусства, быть сбалансированным по жанрам и стилям, отвечать возрастным возможностям ученика и особенностям наличного электронного инструментария. Соответствие этого репертуара уровню музыкально-творческих компетенций ученика, прописанных в годовых требованих по классам, обеспечит его успешное продвижение в электронной аранжировке и исполнении музыкальных произведений.

Не менее важным условием является обогащение учебно-музыкальной деятельности за счет иных видов музицирования: игры по слуху, игры в ансамбле, импровизации и сочинении, что будет способствовать гармонизации музыкальных способностей ученика. Ориентиром в развитии этих видов деятельности также являются годовые требования по классам.

Решая с учеником творческие задачи, следует постоянно обращаться к музыкально-теоретическим закономерностям, служащим основой решения данных задач, раскрывать их специфические особенности и целенаправленно стимулировать творческие проявления ученика.

Материально-технические условия
Класс для занятий по клавишному синтезатору должен отвечать необходимым санитарно-гигиеническим нормам: естественная вентиляция, хорошее освещение и температурный режим. В этом классе должны находиться:


  • синтезатор (в комплекте с адаптером, пультом, подставкой);

  • электрическая розетка и удлиннитель;

  • нотная литература;

  • книги по музыке, справочные издания.

  • стол преподавателя – 1;

  • стул для преподавателя и ученика – 2;

В классе по ансамблю клавишных синтезаторов увеличивается количество синтезаторов (в комплекте с адаптерами, пультами, подставками) и стульев в соответствии с числом участвующих в ансамбле учеников (2-4 и более).

Для организации концертных выступлений учащихся в обоих случаях нужно также иметь усилитель и акустические колонки. В целях балансировки звучания ансамбля клавишных синтезаторов к этому следует добавить микшерный пульт. Желательно также наличие звукового процессора, который позволяет облагородить электронное звучание и значительно расширить его выразительные возможности.

Для занятий в студии компьютерной музыки помимо стола, стульев, электророзетки и учебно-справочной литературы минимально необходимым оборудованием является:


  • компьютер со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением;

  • динамики – 2;

  • наушники – 1 комплект;

  • МИДИ-клавиатура или клавишный синтезатор с МИДИ- или USB-выходом;

  • МИДИ-адаптер, МИДИ- или USB-кабель.

Расширить художественные возможности компьютерной студии можно за счет подключения автономных синтезаторов, звуковых модулей, семплеров, а также микрофонов для работы с вокалистами и исполнителями-инструменталистами. В целях организации публичных показов компьютерной музыки учащихся нужны усилитель, колонки, и, по возможности, звуковой процессор.

Для записи и воспроизведения творческих работ учащихся всех форм музыкального обучения на основе цифрового инструментария желательно также иметь магнитофон (аналоговый, цифровой, пишущий CD-Rom и т.п.).

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница