Программа по учебному предмету «ансамбль» п. Энергетик 2015 г. «Одобрено» Методическим советом




Скачать 250.25 Kb.
Дата30.09.2016
Размер250.25 Kb.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей «Детская школа искусств»

п. Энергетик
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ФОРТЕПИАНО»
программа по учебному предмету

«АНСАМБЛЬ»

п. Энергетик 2015 г.





«Одобрено»

Методическим советом

МБОУ ДОД ДШИ
_______________________2015 г.

дата рассмотрения



«Утверждаю»

Директор МБОУ ДОД ДШИ – Швецова Инга Александровна

______________(подпись)

_______________________2015 г.

(дата утверждения)

Разработчик – Ширяева Ольга Викторовна - преподаватель по классу фортепиано МБОУ ДОД ДШИ п. Энергетик.

Рецензент – Светлана Васильевна Костромитина - преподаватель по классу фортепиано МБОУ ДОД ДШИ п. Энергетик.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка…………………………………………..

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;




3

II. Содержание учебного предмета…………………………………..

- Учебно-тематический план;

- Содержание разделов;

- Примерный репертуар;




5

III. Требования к уровню подготовки обучающихся……………..


9

IV. Формы и методы контроля, система оценок…………………..

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;


9

V. Методическое обеспечение учебного процесса…………………

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;


10

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы…


12




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.

Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение первоначальных навыков игры в фортепианном ансамбле с 1 по 3 класс.

Введение предмета «Ансамбль» с первого класса обусловлено рядом факторов, среди которых:

- фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности;

- радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства, что способствует созданию мотивации для совершенствования навыков игры на инструменте;

- при игре в ансамбле развиваются такие важные качества, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коммуникабельность, умение слушать не только себя, но и партнера, а также звучание всей фактуры, активизируется фантазия и творческое начало;

- игра в ансамбле позволяет расширить репертуар, что важно для всестороннего развития.

Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром на начальном этапе происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.
Срок реализации учебного предмета

Предлагаемая программа рассчитана на 3-летний срок обучения. Изучение программы начинается с первого класса. При реализации 3-летней общеразвивающей программы «Фортепиано», продолжительность учебных занятий по учебному предмету «Ансамбль» составляет 35 недель в год.


Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации


Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год




Полугодия

1

2

3

4

5

6




Количество недель

16

19

16

19

16

19

Аудиторные занятия

16

19

16

19

16

19

105

Самостоятельная работа

16

19

16

19

16

19

105

Максимальная учебная нагрузка

32

38

32

38

32

38

210


Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная или мелкогрупповая (два ученика), продолжительность урока - 40 минут.

По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.


Цели и задачи учебного предмета

Цель:


  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося и овладение им первоначальных навыков грамотного исполнения на фортепиано ансамблевых произведений различных стилей, жанров и форм музыкального искусства, формирование творческой потребности в музицировании.

Задачи:

  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

  • расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром.


Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:



  • словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);

  • наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

  • практический (воспроизведение и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);

  • прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

  • индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки;

  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Занятия по учебному предмету «Ансамбль» в соответствии с санитарными нормами проводятся в учебной аудитории, которая соответствует противопожарным нормам, нормам охраны труда.



Оборудование класса: два инструмента фортепиано, два стула, подставки для регулирования высоты сидения, метроном, портреты пианистов и композиторов, методический фонд.

Технические средства обучения: музыкальный центр, фонохрестоматия.


  1. Содержание учебного предмета

В основе репертуара - несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения.

Ежегодно ученики должны пройти 4-5 ансамблевых произведений различного уровня сложности и с различной степенью подготовки. В конце каждого полугодия обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом концерте.


Учебно-тематический план (ежегодный)



Раздел

Количество часов

Максимальная нагрузка

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1.

Музыкально – теоретическая подготовка

4

2

2

2.

Учебно-техническая работа

16

8

8

3.

Художественно – музыкальная работа

20

10

10

4.

Работа над ансамблем

20

10

10

5.

Концертная деятельность

6

3

3

6

Промежуточная аттестация

4

2

2




Итого:

70

35

35


Содержание разделов

1. Музыкально – теоретическая подготовка. Понятие о фортепианном ансамбле, роли каждой партии в ансамбле. Анализ исполняемого музыкального произведения: определение тональности, размера, темпа. Исполнительский анализ: фразы, предложения, развитие мелодической линии, ритм, динамические оттенки, характер произведения и др. Информация об авторе и о произведении.

2. Учебно-техническая работа. Работа над техникой синхронного виртуозного исполнения произведения, техникой педализации. Игра в четыре руки произведений народной музыки, русской и зарубежной классики – пьес для фортепиано, песен с использованием ансамблевых навыков «солирования», «аккомпанирования». Работа над ритмом, единым ансамблевым метром. Работа над выразительностью исполнения мотива, фразы, каждого голоса и их сочетания (с подголосками, аккомпанементом), темпом как средством выразительности и образности, над осмыслением содержания музыкального текста и характера музыки. Работа над определением рациональной аппликатуры, многократная проверка её в технически сложных местах. Работа над рациональными приемами исполнения, автоматизацией исполнительских навыков, что в дальнейшем облегчает исполнительский процесс и позволяет переключить внимание на задачи художественного плана.

3. Художественно – музыкальная работа. Работа над развитием голосов с точки зрения динамики: какой голос и почему должен звучать в данном фрагменте на первом плане, а какие – на втором и третьем. Работа над динамикой во всем произведении. Понятие образа, музыкального образа, музыкальных средств выразительности. Работа над сочинением наизусть и, как можно чаще с партнером. Работа над проявлением творческой природы и индивидуальности учащегося, его темперамента, вдохновения и воли.

4. Работа над ансамблем. Среди компонентов, объединяющих музыкантов в единый стройный ансамбль, одно из главных мест принадлежит метроритму. Ощущение метроритма помогает партнерам играть вместе, он выполняет функцию дирижёра в ансамбле. Искусство ансамблевой игры основывается на ощущении сильных и слабых долей такта, с одной стороны, и ритмической определенности «внутри такта»,- с другой. Это и есть тот фундамент, на котором стоит ансамблевое искусство. Это волевое и организующее начало в игре.

Работа над единым темпом, ощущением внутреннего движения в произведениях кантиленного склада, точной фразировкой и артикуляцией, единым ощущением цезур.



5. Концертная деятельность. Репетиции на сцене. Порядок выхода на сцену и правила поведения на сцене и за кулисами. Закрепление навыка концентрации внимания, слуха. Преодоление сценического волнения. Уверенное, свободное и выразительное исполнение репертуара. Умение слышать звучание всего ансамбля, быть постоянно внимательным и собранным.

6. Промежуточная аттестация. Исполнение программного репертуара ансамбля. Обсуждение и анализ выступления.
Примерный репертуар

Аренский А.

Скерцино

Романс


Интермеццо

Беркович И.

Прелюдия D-dur

Скерцо


Украинская народная песня «У сусiда хата бiла»,

обработка для ф-но в 4 руки



Вариация на тему украинской народной песни "Ох, ходила дiвчина бережком", для 2-х фортепиано

Бетховен Л.

Романс (из Сонатины Y-dur)




«Сурок» переложение в 4 руки

Марш из «Афинских руин»



Бизе Ж.

«Серенада» из оперы «Иван IV» переложение для фортепиано в 4 руки

Вебер К.

Приглашение к танцу

Гаврилин В.

В старинном стиле

Гайдн Й.

Геталова О.



Скерцо

Менуэт (из струнного квартета D-dur)

Рондо (из струнного квартета C-dur)

Вальс зимы

Пастушка

Луна-путешественница

Весёлые друзья

Шотландская народная песня



Гладков Г.

Песенка Львенка и Черепахи (из мультфильма «Как Львенок и Черепаха песни пели»)

Глинка М.

Марш Черномора (из оперы «Руслан и Людмила»)

Глиэр Р.

У ручья

Томный танец



Градески Э.

Учимся играть буги

Играем буги

Маленький поезд

По дороге домой из школы



Григ Э.

Норвежский танец

Диабелли А.

Звучит орган

Алегретто



Дюбюк А.

Шутка

Камаринская

Гулянье в саду

«Трещотка-стрекоза»

Мазурка

«Гувернантка-немка»



Полька «Блины»

Марш Храбрых лилипутов



Коннова Е.

Осенний дождь

Мендельсон Ф.

Свадебный марш

Металлиди Ж.

В лодочке

Скачи, моя лошадка

Грустный клоун

Ночью к нам приходит сон

Сонный слон


Огиньский М.

Полонез

Петерсон Ф.

Старый автомобиль

Прокофьев С.

Прогулка

Дождь и радуга

Марш


Прокофьев С.

Торжественное шествие (из симф.сказки «Петя и Волк»)

Ромберг Э.

«Тихо, как при восходе солнца» из мюзикла "Новая Луна", транскрипция для фортепиано в 3-4 руки

Родионова Т.

Волшебные часы или с Новым годом

Весёлое путешествие на поезде



Савельев Б.

«Если добрый ты» (из мультфильма «День рождения кота Леопольда»)

Сиротин С.

Шутливый менуэт

Спавадеккина А.

Добрый жук (из кинофильма «Золушка»)

Цот Д.

Три поросенка (из мультфильма «Три поросенка»)

Чайковский П.

Утренняя молитва

Сладкая греза

Вальс

Русская песня



Болезнь куклы

Мазурка


Черчиль Ф.

Вальс (из мультфильма «Белоснежка и семь гномов»)

Шеринг Дж.

«Колыбельная» из мюзикла "Страна птиц", транскрипция для фортепиано в 3-4 руки

Шлиндлер Ф.

Танец

Сонатина С-dur



Шмитц М.

19 легких пьес для фортепиано в 4 руки

Шостакович Д.

Вальс

Штраус И.

Анна-полька

Шуберт Ф.

Четыре лендлера

Вальс


Шуман Р.

Песенка жнецов

Маленький романс

Смелый наездник

Веселый крестьянин






  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения начального этапа программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков:



  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, совместному музицированию в ансамбле с партнером;

  • первоначальное освоение художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

  • знание в пределах требований к младшим классам профессиональной терминологии;

  • наличие первоначальных умений по чтению с листа музыкальных произведений;

  • первоначальные навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;

  • навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;

  • наличие представления о репетиционно-концертной работе в качестве ансамблиста.




  1. Формы и методы контроля, система оценок




  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого полугодия с 1 по 3 класс.

В качестве средств текущего контроля успеваемости используется оценка за работу на уроке, которая выставляется в дневник учащегося не реже 1 раза в 2 - 3 недели. Текущий контроль успеваемости обучающихся направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения обучающихся к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних заданий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся. Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и освоение им образовательной программы на определенном этапе обучения. В качестве промежуточной аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

В 3 классе произведение по ансамблю включается в итоговый экзамен.


  1. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале:



5 («отлично») - технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения;

  1. («хорошо») - оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле);

3 («удовлетворительно») - исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно») - комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий;

«зачет» (без отметки) - отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.


  1. Методическое обеспечение учебного процесса




  1. Методические рекомендации для преподавателя

Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" - подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль" (фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию).

Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения камерной музыки.

Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.

Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.

Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.

Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.



В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.

  1. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).


  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Список нотной литературы



Ансамбли для фортепиано. - Ростов на Дону: Феникс, 2010.



Ансамбли. Средние классы. В.10. Сост. и ред. В.Пороцкого. – СПб.: «Советский композитор», 1985.



Брат и сестра. Альбом фортепианных пьес в 4 руки. – Композитор-Санкт-Петербург, 1993.



Брат и сестра: Ансамбли для фортепиано в 4 руки: Вып.1-7. Репертуар ДМШ. Ред.-сост. Криштоп Л.П. – Композитор-Санкт-Петербург, 2006.



Гаврилин В.А. Зарисовки для ф-но в 4 руки. – Композитор-Санкт-Петербург, 1994.



Геталова О. Веселый слоненок: Фортепианные ансамбли в 4 руки: Младшие классы. - Композитор-Санкт-Петербург, 2004.



Джаз и не только…Пьесы для фортепиано в 4 руки. - Композитор-Санкт-Петербург, 2002.



За роялем всей семьёй. Популярные произведения для ф-но в 4 руки СПб.: «Композитор», 2003.



Играем в 4 руки на ф-но. – Издательский дом Катанского В.М., 2000.



Играем в 4 руки на ф-но. Сост. Ю.Голышева. – М.,



Играем вдвоем. Ансамбли для ф-но в 4 руки. - СПб.: «Композитор», 2003.



Калсонс Р. Мозаика. 10 пьес для фортепиано в 4 руки. - Композитор-Санкт-Петербург, 2003.



Куклин А. Свет далёкой звезды. Ансамбли для ф-но в 4 руки. Вып.2. Переложение О.Куклиной. – Слободской, 2008.



Любимые мелодии для ф-но в 4 руки. Сост. В.Дулова. – СПб.: «Союз художников», 2001.



Металлиди Ж. Пьесы для ф-но в 4 руки. Младшие классы.



Металлиди Ж.Л. Музыкальный сюрприз. Пьесы и ансамбли для начинающих пианистов. - Композитор-Санкт-Петербург, 2002.



Музицируем вдвоём. Альбом переложений для ф-но в 4 руки. – Творческая лаборатория, 1994.



Петров А. То что хочется играть. Песни и романсы из кинофильмов для ф-но в 4 руки. - Композитор-Санкт-Петербург, 2002.



Платонов В. Весёлая электричка. Фортепианные ансамбли. – Новосибирск: «Окарина», 2008.



Популярная музыка для ф-но в 4 руки. 1-2 кл. ДМШ. Сост. И перелож. В.Дуловой. – СПб.: Союз художников, 2002.



Пьесы для игры на фортепиано в четыре руки: Джазовые мотивы (переложение Пилипенко Л.В.). – Изд.дом Владос, 2003.



Родионова Т. Пьесы и ансамбли. – М.: Композитор, 2004.



Русские народные песни в полифонической обработке для ф-но в 4 рук Флярковского А., Щедрина Р. – Кифара, 2002.



Сиротин С. Три пьесы для ф-но в 4 руки. – Екатеринбург, 2000.



Смирнова Н. Ансамбли для ф-но в 4 руки. Изд.2. - Ростов на Дону: «Феникс», 2007.



Смирнова Н. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради № 9, 18, 19, 20. – Москва, 1994.



Смелков А.П. Альбом для детей и юношества: 12 пьес для фортепиано в 4 руки: Тетрадь 2. - Композитор-Санкт-Петербург, 2005.



Соловьёв В. Блёстки. Для ф-но в 4 руки. – «МФ СПб», 2009.



Сотникова О.С. Играем с удовольствием: Сборник фортепианных ансамблей в 4 руки. - Композитор-Санкт-Петербург, 2006.



Сыграем джаз. Пьесы для ф-но в 4 руки. Сост. Л.Осипова. В.11. – Екатеринбург, 2001.



Табачник Л. Пьесы для ф-но в 4 руки. – Екатеринбург, 2000.



Фон Вебер К.М. Сонаты и пьесы для фортепиано в 4 руки. - Композитор-Санкт-Петербург, 2005.



Фортепианные ансамбли для самых маленьких и постарше в переложении Е.А.Стрельбицкой. – М., 1999.



Хрестоматия фортепианный дуэт. 2-4 классы ДМШ. Сост. Е.Матяш, Н.Перунова. - СПб.: «Композитор», 2004.



Хрестоматия для учащихся младших и средних классов ДМШ. Пьесы. Ансамбли. Гаммы. Словарь. Сост. Альтерман С.С.- Композитор-Санкт-Петербург, 2004.



Хренников Т. "Альбом пьес для фортепиано в 2 и 4 руки - IV - VI классы ДМШ (на темы оперы сказки "Мальчик-великан"), 36 стр. - http://notes.tarakanov.net/p2.htm



Хромушин О. Ритмические этюды для фортепиано в 4 руки. Средние и старшие классы. - Композитор-Санкт-Петербург, 2002.



Чайковский П. Лёгкие переложения для ф-но в 4 руки.



Ф. Черчилл, "Вальс" из саундтрека к мультфильму "Белоснежка и семь гномов", (джазовая транскрипция для фортепиано в 4 руки), 4 стр., http://notes.tarakanov.net/p2.htm



Шмиц М. Mini Rock. Тетр. 2. 19 лёгких пьес в переложении для ф-но в 4 руки. – Москва, Классика XXI, 2004.



Шуберт Ф. К 200-летию со дня рождения. Сост Л.Криштоп. – СПб.: «Северный олень», 1997.



Ф. Шуберт, Сборник фортепианных ансамблей в четыре руки, http://notes.tarakanov.net/p2.htm

Список рекомендуемой методической литературы

  1. Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования / Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996

  2. Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. М.,1979

  3. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле / Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973

  4. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1971

  5. Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении. /Музыкальное искусство. Выпуск 1. М.,1976

  6. Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика // Фортепиано. М.,ЭПТА, 2001: № 4

  7. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.,1988

  8. Ступель А. В мире камерной музыки. Изд.2-е, Музыка,1970

  9. Тайманов И. Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра / ежеквартальный журнал "Пиано форум" № 2, 2011, ред. Задерацкий В.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница