Программа по учебному предмету «Современная музыка»




Скачать 163.39 Kb.
Дата 27.08.2016
Размер 163.39 Kb.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


«Рассмотрено» «Утверждаю»

Педагогическим советом МБУ ДО Директор МБУ ДО «Детская школа искусств»

«Детская школа искусств» №_______ ______________________Г.Н.Шамшудинова

«____»___________________________ «______»______________________________










Программа по учебному предмету

«Современная музыка»

Разработчик: преподаватель Л.А.Харитонова

г. Нижнекамск



2014 год
Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного курса

  3. Место учебного предмета в учебном плане

  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

  5. Содержание курса

  6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


1. Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины «Современная музыка» составлена в соответствие с учебным планом МБУ ДО «Детская школа искусств». Она направлена на всестороннее развитие эстетических взглядов, музыкальных и творческих способностей учащихся, призвана научить адекватно оценивать музыкальную среду сегодняшнего дня. Необходимость введения предмета "Современная музыка" обусловлена возрастающей ролью массовой музыкальной культуры в жизни современного общества и молодежи, с определенными художественными достижениями в этой области, с общей тенденцией современной музыки к взаимодействию различных стилей.

Цель программы "Современная музыка" создать условия для формирования системы музыкально-эстетических ценностей подрастающего поколения в условиях массовой музыкальной культуры с опорой на знание эволюции музыкального искусства, его стилей и жанров.

Основные задачи:

  • дать учащимся достаточно полное представление об истории, музыкальных особенностях джаза и основных видов современной эстрадной, рок- и поп-музыки;

  • формировать эстетический вкус учащегося на лучших образцах джазовой, эстрадной и популярной музыки;

  • знакомство с терминологией, языковыми единицами, стилевыми особенностями жанров и направлений современной музыки;

  • побуждать к оценке и осмысленному анализу услышанной музыки, развивать навыки критического отношения к музыкальным явлениям;

  • выработать навыки поиска информации о музыкальных явлениях с помощью различных источников информации (книги, словари, справочники, энциклопедии, журнальные и газетные публикации, Интернет, видеофильмы и др.);

  • развить умение сознательно и эмоционально слушать музыку;

  • развить творческое мышление, внимание, музыкальные способности (музыкальную память, гармонический слух, чувство ритма);

  • расширение музыкального кругозора учащихся.

  • воспитать музыкально-познавательные потребности;

  • способствовать формированию эстетически значимой системы ценностей и музыкального вкуса.

В программе прослеживается процесс исторического развития и взаимодействия джаза и популярной музыки, анализируются их истоки, музыкальная специфика, социальные функции, характеризуются основные стили, направления, жанры и ведущие исполнители. Программа предполагает изучение тематики курса в несколько этапов:

  • Творческие портреты западноевропейских композиторов XX века.

  • История джазовой музыки.

  • История развития рок-музыки.

  • Авторская песня.

  • Эстрадная и популярная музыка.

Общая характеристика учебного курса

Изучение учебного предмета должно обеспечить:

1) удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; общеобразовательную, общекультурную составляющую данной ступени общего образования;

2) развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;

3) развитие навыков самообразования и самопроектирования; углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;

4) совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.

Виды деятельности обучающихся на предмете «Современная музыка»:

- слушание музыки,

- разбор, анализ музыкального произведения,

-определение на слух и осознание тех элементов музыкального языка, которые определяют собой выразительность музыкального произведения:характер, жанр, лад, темп, ритм, регистр, тембр, музыкальные штрихи, динамика.



3. Место учебного предмета в учебном плане

Программа «Современная музыка» составлена в соответствие с количеством часов указанных в учебном плане МБУ ДО «Детской школы искусств».

Предмет «Современная музыка» изучается на отделении «Сольное пение» (5 лет обучения» в 5 классе в объеме 1 часа в неделю.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Данная программа «Современная музыка» является модифицированной и адаптированной к условиям Детской школы искусств, ориентированная на контингент обучающихся и особенности образовательного процесса данного учреждения.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Учебный предмет «Современная музыка» формирует у обучающихся способность к саморазвитию и личностному самоопределению. Мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, также формирует систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.

Обучающийся должен уметь применить свои знания и навыки на практике – уметь правильно и интонационно точно петь выученный или незнакомый музыкальный отрывок, подобрать мелодию, несложный аккомпанемент, записать музыкальную фразу, тему,импровизировать, сочинять несложные музыкальные темы, мелодии, их варьировать.

Личностные результаты освоения образовательной программы «Слушание музыки» отражают:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) толерантность

5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей

6) эстетическое отношение к миру, включая эстетику музыкального творчества

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы отражают:

1) Освоение обучающимися межпредметные понятия, термины, способность их использования в познавательной и социальной практике.

2) Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

3) Определение на слух и осознание: характера музыкального произведения, лада, формы количества фраз, размера, темпа, динамических оттенков, ритмических особенностей;

4) Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

5) Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;

6) Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

В процессе изучения предмета «Современная музыка» обучающиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуют свой художественный вкус, учатся слушать музыку избирательно. Общение с музыкой во время уроков слушание музыки способствует успешному овладению исполнительскими и слуховыми умениями, а также профессионализации обучающихся.

Предметным результатом, которым обучающиеся овладевают при изучении слушание музыки, является умение рассказывать, говорить о музыке. Суметь что-либо сказать о музыке – значит осмыслить услышанное. Данное умение учит размышлять о музыке, применять знания, связывая их со слуховыми впечатлениями. Выразить свои впечатления от прослушанной музыки, найти слова, чтобы охарактеризовать содержание произведения и объяснить его «устройство» - и есть результат. Оно учит вести беседу о музыке, выражать свои мысли о музыкальном искусстве, приобщает к просветительской деятельности. Целенаправленное воздействие шедевров мирового музыкального искусства формирует основы музыкальной культуры обучающихся, как части их духовной культуры.

Учебно-тематический план.

1 год обучения




Тема


Количество часов

1.

Творческие портреты западноевропейских композиторов XX века

3,5

2.

История джазовой музыки

Негритянские корни джаза

Направления и разновидности джаза

Музыкальный язык, инструменты

Великие джазмены

Современный джаз



14

(1,5)


(2,5)

(3)


(5)

(2)


3.

Рок-музыка

Рок-н-ролл и ритм-энд-блюз

Классический рок

Разновидности рока

Рок в России


4

(1)


(1)

(1)


(1)

4.

Авторская песня

История жанра, разновидности авторской песни

Авторы-исполнители песен


3

(1)


(2)

5.

Эстрадная и популярная музыка

Эстрадная песня, эстрадный оркестр

Эстрадный театр

Рок-опера

Музыка кино

Поп-музыка



10,5

(3,5)


(2,5)

(1,5)


(1)

(2)





ИТОГО

35

5. Содержание курс

1-й год обучения



Тема 1. Творческие портреты западноевропейских композиторов XX века.

Стилевое многообразие мирового искусства ХХ века. Авангардизм, урбанизм, неоклассицизм, экспрессионизм. Знакомство с композиторскими техниками.

Новая венская школа. Представители экспрессионизма: А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн. Новый звуковой мир. Тембр как главный выразительный элемент языка. Роль диссонанса. Атональность. Додекафония.

Немецкая музыка. К. Орф - композитор, педагог, режиссер, драматург. Новая система эстетического воспитания "Шульверк". Театр Орфа.

Новый этап в развитии французской музыки в ХХ веке. Проникновение в музыку ритмов жизни огромного города. Главные творческие принципы группы "Шести". Творческое переосмысление традиционных форм.

Английская музыка. Б. Бритттен. Вклад композитора в развитие национального музыкального театра, обновление стиля и выразительных средств английской музыки.

Представители американской музыкальной культуры.

Дж. Гершвин - первый американский композитор, завоевавший признание в мире. Гершвин - основоположник национальной оперы. Симфонизация джаза.

Л. Бернстайн - выдающийся американский дирижер, композитор, просветитель.

Тема 2. История джазовой музыки.

Происхождение термина "джаз". Общее понятие джаза как уникального сплава европейских и африканских музыкальных традиций. Импровизация как основополагающий метод творчества в джазе, основанный на единстве процесса создания и исполнения музыки. Негритянские корни джаза. Важнейшие жанры негритянской музыки США: спиричуэл, госпел, уорк-сонг - возникновение жанров, интонационные и ритмические особенности.

Театр менестрелей - строение спектакля, персонажи.

Регтайм - самобытный американский жанр фортепианной музыки. Происхождение термина "регтайм". История возникновения и формирования жанра под влиянием негритянских танцев, менестрельных песен, бытовой музыки белых. Скотт Джоплин - король регтайма.

Блюз. Происхождение термина "блюз". Общее понятие блюза как традиционного жанра афроамериканской музыки. Художественный уровень поэтического текста в блюзе и его музыкально - выразительные средства. Стилевые периоды блюза: сельский (архаический), классический (городской), ритм - энд - блюз. Ведущие исполнители блюза.

Разделение джазовой музыки на "горячий" ("hot") и "сладкий" ("sweet") джаз. Особенности hot-джаза: тесная связь с африканскими истоками, экспрессивность, эмоциональность, главенство ритмической и мелодической выразительности, тяготение к импровизационной свободе.

Sweet-музыка - понятие характеризующее некоторые направления танцевальной и песенной музыки с элементами джаза и коммерциализованный джаз. Типичные черты: умеренные тепмы, приглушенной звучание, смешение тембров, закругленность мелодических фраз, тщательная аранжировка.

Музыкальный язык джаза. Мелодия и гармония джаза (блюзовый звукоряд, блюзовые ноты, декламационно-речитативный тип интонаций, шаут-сонг). Ритм как наиболее характерное выразительное средство джаза, тесно связанное с традициями африканского фольклора. Африканская "перекрёстная ритмика" и джазовый офф - бит. Понятие свинга как выразительного средства в джазе.

Инструментарий в джазе. Преобладание инструментов европейского типа. Специфика игры, восходящая к традициям негритянского фольклора: ритмическая и мелодическая группы ансамбля, перкуссивность, граул-эффекты духовых инструментов, приёмы вибрато, глиссандо и.т.д.

Классический джаз: формирование на основе афроамериканского фольклора, музыки цветных креолов и архаического джаза. Характерный состав классического джаз-бэнда.

Стилистические особенности новоорлеанского (традиционного) джаза. Распространение негритянского джаза за пределы Нового Орлеана. Новоорлеанский диксиленд. Возникновение диксиленда в результате подражания белых музыкантов негритянским образцам классического джаза. "Переселение" джаза в Чикаго в результате миграции негритянского населения на север.

Свинг - смысловые значения, истоки. Формирование классического свингового стиля в первой половине 30-х годов и его отличительные признаки. Особенности инструментального состава биг-бэнда, группировки инструментов, исполнительской техники. Эпоха свинга (1935 - 1945 гг.) и её "законодатель" биг-бэнд Б. Гудмена. Гармоничное сочетание традиций негритянского джаза с европейской исполнительской манерой.

Многообразие жанровых направлений и стилей. Би-боп, кул-джаз, прогрессив: основные различия в манере исполнения, в композиционном строении, в метроритмических особенностях и интонационном строе. Ведущие музыканты.

Творческие портреты великих джазменов. Л. Армстронг, Б. Гудмен, Г. Миллер, Д. Эллингтон, Д. Гиллеспи, Ч. Паркер, певицы Б. Смит, Б. Холидей, Э. Фитцджеральд.

Джаз в СССР и России. Тесная связь советского эстрадно-джазового искусства с различными видами и жанрами художественного творчества. Концертные эстрадные оркестры популярно-развлекательной музыки. Театрализованные представления в духе мюзик-холла. Джазовые фестивали в России. Дни джаза в Архангельске.

Современный джаз, его направленность на тонких знатоков и любителей "интеллектуального" джаза. Хард-боп, фанки, соул, фри-джаз, модальный джаз, фьюжн. Стилевые сплавы: боссанова, джаз-рок, симфоджаз. Экспериментальные направления: интуитивный джаз, этноджаз.



Тема 3. Рок-музыка.

Ритм-энд-блюз - стиль афроамериканской музыки. Возникновение стиля в результате объединения традиций блюза и госпел с особенностями свингового оркестра. Состав ансамбля, играющего в стиле ритм-энд-блюз.

Коммерческая модификация ритм-энд-блюза - рок-н-ролл - смягченный вариант ритм-энд-блюза с облегченной аранжировкой и простыми текстами. Рокэбилли.

Классический рок. Перемещение центра рок-музыки в Англию. Связь ритм-энд-блюза с традициями бытового музицирования - скиффл. История успеха "Битлз". Творческий портрет группы. Влияние "Битлз" на развитие рок-музыки. Рок-группы 60-70-х гг.

Разновидности рока. Хард-рок - главный стиль рок-музыки, его влияние на другие стили. Хэви-металл (традиционный, поп металл, с попытками мелодизма и менее грубыми текстами, "радикальный" металл с интенсивным звучанием по темпу и громкости). Панк-рок - воплощение тотального нигилизма и музыкальных принципов крутого рока. Стилевые сплавы: фолк-рок, джаз-рок, барокко-рок, кантри-рок.

Рок в России. Особенности появления рок-музыки в нашей стране, вызванные общественно-исторической ситуацией. "Подпольная" жизнь русского рока. Подражание западным рок-группам. Особое наполнение термина "рок", отразившееся на приоритете текстов в русском роке. Наиболее яркие представители разных направлений рок-музыки.



Тема 4. Авторская песня.

Песня - самый распространенный жанр музыкального творчества. Фольклорные истоки авторской песни - творчество средневековых поэтов-музыкантов. Черты авторской песни: лирическое или шуточное содержание, многовариантность текста и музыки, традиционный инструмент - гитара, авторы - в основном любители, часто автор и исполнитель - одно и то же лицо.

Разновидности авторской песни. Романс и баллада, политическая сатира, туристская песня, лирические и шуточные песни, военные казачьи и дворовые песни.

Клубы самодеятельной песни. Фестивали самодеятельной песни.

Авторы-исполнители песен: Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Визбор, В. Долина, Т. и С. Никитины, А. Розенбаум, О. Митяев.

Тема 5. Эстрадная и популярная музыка.

Эстрада - значения слова: сценическая площадка и эстрадное искусство. История эстрады. Основные жанры: сценки, фельетоны, куплеты, конферанс, эстрадная песня.

Эстрадный оркестр, введение электромузыкальных инструментов.

Эстрадная песня. Шлягер. Исполнители песен на эстраде: А. Вертинский, К. Шульженко, М. Магомаев, А. Пугачева,

Создатели песен: поэт, композитор, авторы, слов и музыки. Аранжировка, инструментовка, импровизация.

Национальные жанры эстрадной песни. Пути развития песенных жанров в разных странах. Особенности каждого из этих жанров. Родственники песни: романс, серенада, баллада, шансон, канцона. Выдающиеся исполнители: Т. Кутуньо, Ф. Синатра, Э. Пиаф, Ш. Азнавур, Д. Дассен.

Эстрадный театр - история и современность. Оперетта, водевиль, варьете. Особенности жанров эстрадного театра: развлекательность, простота сюжетной интриги, доступность музыкального языка, обилие сценических эффектов.

Мюзикл - американская трансформация оперетты. Влияние джаза на музыкальный язык спектакля.

Рок-опера. Проблема синтеза академической и серьезной музыки. Взаимодействие драматургии и структуры оперы и музыкального языка рок-музыки. Рок-оперы отечественных композиторов (А. Журбин "Орфей и Эвридика", А. Рыбников "Юнона и Авось").

Классика жанра - рок-опера Э.Л. Уэббера "Иисус Христос - суперзвезда". Синтез различных художественных языков и различных концепций: рассказ о проблемах современности через жизнь Иисуса Христа.

Музыка кино, ее роль в раскрытии идейной, художественной концепции фильма. Работа в кино И. Дунаевского, А. Петрова, М. Таривердиева, М. Дунаевского.

Популярная музыка - музыка максимально задействованная в каналах средств массовой информации и коммуникаций с целью ее наибольшего распространения. Коммерциализация - один из признаков поп-музыки. Диско - стиль танцевальной музыки 70-х гг., вариант музыки соул, с акцентированным ритмом и насыщенным электронным звучанием. Дискотека, диск-жокей.

Фольклорные истоки поп-музыки. Реггей - современный музыкальный фольклор Ямайки. Рэп - своеобразная ритмизованная декламация, сопровождающая уже звучащий фрагмент. Излюбленная музыка танцоров стиля "брейк" и "хип-хоп".

Новая волна - подчеркнутое внимание к ритму и танцевальной функции музыки, сведение к минимуму любых проявлений виртуозности, тщательная работа со звуковым балансом. Огромное значение визуальной подачи музыки: костюмы, грим, освещение, сценография).

Техно - стиль электронной музыки, характеризующийся искусственностью звука, акцентом на механических ритмах.

Рейв - особая культура поклонников техно. Основные разновидности музыкального стиля создаются диск-жокеями с помощью специальных приемов: микстов, сэмплинга, соединения треков и т.д. основной инструмент в музыке техно - ритм-компьютер (драм-машина).



Поп-индустрия, шоу-бизнес - индустрия развлечений. Поп-музыка - объект шоу-бизнеса. Основные источники прибылей: продажа дисков, видео, инструментов и сувениров, авторских прав, реклама. Главные действующие лица - продюсер и менеджер. Хит-парады - списки самых популярных синглов и альбомов недели, месяца.

Список литературы:

  1. Аверьянова О.И. Отечественная музыка XX века: 4 год обучения. - М.: Музыка, 2004.

  2. Акимова Л.Д. Музыкальная литература: Дидактические материалы. Вып. 4. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002.

  3. Акопян Л.О. Музыка XX века. Энциклопедический словарь. - М.: Практика, 2010.

  4. Бернстайн Л. Концерты для молодежи. - Л.: Советский композитор, 1990.

  5. Билькис Е. Джаз - музыка ХХ века // Музыка и ты: Альманах для школьников. В. 8. - М.: Советский композитор,1989.

  6. Воробьева Т.А. История ансамбля "Битлз". - Л.: Музыка, 1990.

  7. Гаврилов А. Что такое рок? // Музыка и ты: Альманах для школьников. В. 8. - М.: Советский композитор,1989.

  8. Енукидзе Н.И. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла: Книга для чтения. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.

  9. Зубарева Л.А., Власенко Л.Н. История развития музыки: Учебное пособие. - Белгород: ИПЦ ПОЛИТЕРА, 2006.

  10. Кадцын Л.М. Массовое музыкальное искусство ХХ столетия (эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи): Учебное пособие. - Екатеринбург, 2006.

  11. Конен В.Д. Рождение джаза. - М.: Советский композитор, 1984.

  12. Панасье Ю. История подлинного джаза. - Л.: Музыка, 1978.

  13. Примерные учебные планы: образовательных программ дополнительного образования детей по видам музыкального искусства для детских музыкальных школ и детских школ искусств. - М.: МетодИздат, 2001.

  14. Разаков В.Х. Художественная культура XX века: Типологический контур. - Волгоград: Изд-во ВГУ, 1999.

  15. Современная музыка: История джаза и популярной музыки: Программа: Проект для детских музыкальных школ (эстрадная специализация). - М., 1986.

  16. Цукер А. У истоков рок-оперы. // Музыка и ты: Альманах для школьников. В. 9. - М.: Советский композитор,1990.

  17. Энциклопедия для детей Аванта+: Искусство: том 7, часть 3: Музыка. Театр. Кино. - М.: Аванта, 2004.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница