УДК 796/799 ББК 75.6 С73
Программу разработал авторский коллектив кафедры теории и методики гимнастики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, в составе:
Ю. К. Гавердовский, доктор пед. наук, профессор (составление и общая редакция программы, разделы: «Объяснительная записка», «Возрастные и половые особенности развития организма», «Техническая подготовка», «Психологическая подготовка в гимнастике», «Воспитательная работа и теоретическая подготовка»); -
Т. С. Лисицкая, канд. биолог, наук, профессор (разделы: «Хореографическая подготовка»);
Е. Ю. Разин, канд. пед. наук, профессор (разделы: «Спортивный отбор в гимнастике», «Физическая подготовка», «Тренерско-инструкторская и судейская практика»);
В. М. Смолевский, канд. пед. наук, профессор (разделы: «Планирование учебно-тренировочного процесса», «Учебно-тренировочные и соревновательные нагрузки», «Педагогический контроль», «Врачебный контроль»).
Рецензент:
Л. Я. Аркаев, канд. пед. наук, профессор, заслуженный тренер России
Спортивная гимнастика (мужчины и женщины) : Примерная программа С73 спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства [Текст]. - М. : Советский спорт, 2005. - 420 с.
ISBN 5-9718-0013-2
Программа содержит теоретико-методический и практический материал для многолетней поэтапной подготовки гимнастов и гимнасток в ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. В программе отражены все ключевые компоненты технической, физической, психологической подготовки занимающихся спортивной гимнастикой и связанные с ними установки на контроль и мониторинг уровня подготовленности. Особое внимание уделяется базовой технической и физической подготовке гимнастов и гимнасток, начиная от этапа начальной подготовки и кончая уровнем высшего спортивного мастерства.
УДК 796/799 ББК 75.6
ISBN 5-9718-0013-2 © Федеральное агентство по физической
культуре и спорту, 2005 © Коллектив авторов, 2005 © Оформление. ОАО «Издательство "Советский спорт"», 2005
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа выполнена в соответствии с Типовым планом-проспектом учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ и СДЮСШОР, ШВСМ и УОР), утвержденным приказом Госкомспорта Российской Федерации № 390 от 28.06.2001 г. Последние по времени аналогичные программные документы по спортивной гимнастике выходили в 1983 и 1986 гг. отдельными изданиями для юношей и девушек соответственно. В отличие от них данная программа выполнена как общий документ, в котором предусмотрены разделы как общие для гимнастов и гимнасток, так и дифференцированные с учетом специфики мужского и женского спорта.
В начале программы кратко рассматривается ряд наиболее общих естественно-научных положений, важных для понимания процесса развития систем организма, двигательного аппарата, психики и свойств личности занимающихся спортивной гимнастикой в детском и юношеском возрастах.
В разделе «Отбор в спортивной гимнастике» даются как общетеоретические основы отбора различных уровней, так и конкретные методические рекомендации, позволяющие определять пригодность детей для занятий спортивной гимнастикой, осуществлять отбор перспективных гимнастов и гимнасток, а также комплектовать состав сборных команд для участия в соревнованиях.
В разделе «Планирование учебно-тренировочного процесса» рассматриваются основные принципы планирования работы в спортивной гимнастике и необходимая для этого документация.
Ключевое место в материалах программы занимают разделы, посвященные всем видам подготовки гимнастов и гимнасток, составляющим в совокупности систему многолетней поэтапной подготовки спортсменов в ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, УОР. Согласно принятой концепции выделяются:
- Этап начальной (предварительной) подготовки детей 7-8 лет (мальчиков) и 6-7 лет (девочек);
4
Спортивная гимнастика
Объясннтсльная записка
5
-
Учебно-тренировочный этап, в котором относительно условно выделяются «Этап начальной спортивной специализации» и «Этап углубленной (специализированной) подготовки» (мальчики 8-12 лет, девочки 7-10 лет);
-
Этап спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства (юноши 12-15 лет и старше, девушки 10-13 лет и старше).
Организационно-методическими формами, соответствующими данным этапам подготовки, являются группы начальной подготовки (НП), учебно-тренировочные группы (УТ) и группы спортивного совершенствования (СС).
Важнейшее место в системе подготовки как начинающих, так и совершенствующихся гимнасток и гимнастов занимает техническая подготовка, связанная, прежде всего, с освоением большого круга систематически усложняющихся и совершенствующихся упражнений. В настоящей программе весь материал технической подготовки отобран и систематизирован согласно концепции базовой {специальной технической) подготовки, нацеленной на первоочередное высококачественное освоение технически наиболее перспективных упражнений, дающих положительный перенос двигательного навыка на другие (как относительно простые, так и прогрессивно усложняющиеся) структурно родственные движения и (или) представляющие собой базовую ценность практически на всем протяжении спортивной карьеры гимнаста, гимнастки. Поскольку поэтапное деление процесса подготовки гимнастов и гимнасток, ориентированных на достаточно высокие спортивные достижения, носит весьма условный характер и фактически имеет непрерывный характер, данный материал программы дается в расчете на последовательное, из года в год, систематическое его освоение и совершенствование на протяжении целого ряда лет независимо от формального перехода из групп НП в группы УТ и СС.
Помимо материала по конкретным видам мужского и женского многоборья в разделе по технической подготовке дается материал, практически одинаково важный для всех занимающихся спортивной гимнастикой, независимо от пола и возраста. Это упражнения батутной и хореографической подготовки. Первые крайне важны, прежде всего, как средство базовой вращательной подготовки, необходимой для успешного освоения как прыжков, соскоков и т.п., так и в работе над современными гимнастическими упражнениями, многие из которых могут моделироваться на батуте или комплексах типа «батут - прыжковый конь - поролоновая яма» и т.п.
В свою очередь хореографическая подготовка представляет собой систему овладения двигательной «школой», формирующей навыки ритмически упорядоченного движения, рабочей осанки, стилевой культу-
ры, без которой в гимнастике невозможно никакое серьезное прогресси-рование.
Другой кардинально важный компонент многолетней подготовки гимнастов и гимнасток, начиная с детского возраста, - физическая подготовка. В программе детально излагаются основы как общей (ОФП), так и специальной (СФП) физической подготовки. Материал ОФП дается, в основном, без дифференциации по группам обучения, поскольку цели, средства и методы этой по преимуществу оздоровительной и общеукрепляющей подготовки едины для всех занимающихся.
Наиболее детально излагается программный материал по СФП, имеющий подразделы, посвященные всем основным двигательным качествам, необходимым развивающемуся и действующему гимнасту. Серьезное внимание в программе уделено решению диагностики и контроля физической подготовленности занимающихся. Подробно излагаются основы диагностики и тестирования уровней физической подготовленности, в том числе ^мониторинга в процессе многолетней подготовки.
В разделах программы, посвященных видам многолетней подготовки, рассматриваются также основные положения, связанные с ролью психологического фактора и психологической подготовкой в гимнастике, воспитанием и необходимой теоретической подготовкой спортсменов.
Важной частью данной программы являются разделы, в которых излагаются вопросы управления тренировочными нагрузками. Эти вопросы становятся особенно актуальными по мере увеличения напряженности учебно-тренировочного процесса, в том числе при переходе к двухразовым тренировочным занятиям в день. В этой связи рассматривается современная структура учебно-тренировочного занятия спортивной гимнастикой, исходное понятие «нагрузки», ее показатели на разных этапах подготовки гимнастов и гимнасток, методика перехода с одноразовых к двухразовым в день тренировкам, варианты чередования видов многоборья при разных схемах построения учебно-тренировочного процесса, особенности динамики нагрузок в предсоревновательной подготовке и другие вопросы этого типа.
В непосредственной связи с проблемой нагрузок стоит вопрос о педагогическом и врачебном контроле уровня подготовленности и функционального состояния и здоровья занимающихся спортивной гимнастикой. В программе приводится большое число документальных форм, рекомендуемых тренерам для осуществления системного педагогического и медицинского контроля. Рассматриваются также вопросы применения восстановительных средств и проведения соответствующих реабилитационных мероприятий.
Программа завершается кратким разделом, относящимся к тренер-ско-инструкторской и судейской практике, являющейся неотъемлемой частью подготовки и воспитания гимнастов и гимнасток.
Возрастные и половые особенности развития организма гимнастов
7
I.
ВОЗРАСТНЫЕ И ПОЛОВЫЕ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ОРГАНИЗМА ГИМНАСТОВ
Программная работа с гимнастами и гимнастками строится в соответствии с возрастными и половыми особенностями развития организма, психики, личности гимнастов и гимнасток, а также в связи с закономерностями динамики спортивного совершенствования занимающихся.
ПОНЯТИЕ «ВОЗРАСТА»
Понятие «возраста» спортсмена неоднозначно. Различают ряд градаций этого понятия. Основные из них: паспортный, биологический, интеллектуальный возраст.Паспортный возраст соответствует простому хронологическому отсчету времени, прожитого человеком от момента рождения. Биологический возраст- это достигнутая субъектом ступень соматического, телесного развития организма с учетом состояния всех его функциональных систем, особенно уровня половой зрелости. Разница между паспортным и биологическим возрастами наиболее ярко проявляется у подростков и может достигать 3-4 лет. Интеллектуальный возраст- характеристика умственного развития человека в сравнении с возрастными нормами.
ОБЩИЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ЗАНИМАЮЩИХСЯ
Современная система подготовки гимнастов и гимнасток, ориентированная на высокие спортивные достижения, предусматривает раннее начало систематизированных занятий, как правило, падающее еще на
дошкольный возраст. Детей школьного возраста принято делить на три возрастные группы. Это - младшие школьники (7-11 лет), собственно подростки (11-15 лет) и старшие школьники (юношеский возраст, 15-17 лет).
Подростковый возраст - наиболее ответственный период развития детей. В это время особенно активно формируются все системы организма, совершенствуются его функции, происходит половое созревание, которое оказывает влияние на работу внутренних органов, психику подростка, а также формирование его нравственных убеждений, характера.
Опорно-двигательный аппарат подростка находится в стадии интенсивного роста, что выражается в быстром увеличении массы и, особенно, длиннотных параметров тела преимущественно за счет конечностей. При этом происходит постепенное все большее окостенение скелета, хотя позвоночный столб еще сохраняет высокую подвижность; повышенная гибкость позвоночника ребенка и подростка -при слабой еще мышечной системе и повышенных физических нагрузках - может приводить к нежелательным отклонениям в опорно-двигательном аппарате занимающихся: деформациям позвоночника, межпозвоночных дисков, нарушению осанки и т.п.
Мышечная система у детей и подростков развивается неравномерно и отстает от роста костей, особенно это относится к сгибателям конечностей. Этим объясняется снижение относительной силы детей, некоторые нарушения у них координации движений, характерная подростковая «неуклюжесть». И хотя с 11 до 14 лет уже наблюдается значительный прирост выносливости к статическим усилиям, подросток приспособлен к ним еще недостаточно - утомление работающих мышц у детей наступает быстрее, чем у взрослых. Только в юношеском возрасте динамика формирования опорно-двигательного аппарата изменяется: наблюдаются более высокие темпы увеличения мышечной массы и, соответственно, абсолютной и относительной силы спортсменов.
Сухожильные структуры у детей и подростков, как и мышцы, развиты слабо и лишь с возрастом существенно укрепляются. Так, если в 7-9 лет прочность ахиллова сухожилия на разрыв составляет около 200 кг (что, с учетом ударных нагрузок при прыжках, соскоках, совсем немного), то в 13-14 лет она равна примерно 300, а в 17-18 лет - уже примерно 400 кг.
Сердечно-сосудистая система человека достигает полного развития к 20-22 годам, поэтому приспособляемость сердца к нагрузке у подростков еще несовершенна. Так, при работе статического характера ЧСС у подростков увеличивается примерно на 30% и толь-
—— . Спортивная гимнастика
ко с повышением тренированности начинает снижаться. Повышение ЧСС и артериального давления у детей 11-14 лет может быть вызвано изменениями, связанными и с интенсивным половым созреванием, поэтому при дозировании физической нагрузки необходима осторожность. Дыхательный аппарат подростка еще только развивается; жизненная емкость его легких почти вдвое меньше, чем у взрослого. Несмотря на то, что дыхательная функция с возрастом и благодаря активным занятиям спортом естественным образом совершенствуется, спортсмена-подростка необходимо специально обучать правильному дыханию как в условиях нормы, так и, в особенности, при исполнении физических упражнений.
Двигательный анализатор. Как отмечалось, координация движений ребенка и подростка несовершенна. Лишь к концу периода полового созревания движения становятся более гармонизованными, что связано как с нарастанием силовых возможностей детей, так и с совершенствованием функций ЦНС и развитием двигательного анализатора. Важным показателем двигательных способностей у детей является ловкость, т.е. умение приспосабливать действия к различным динамически изменяющимся условиям. В свою очередь развитие пространственной ориентировки, оцениваемой по точности выполнения заданного движения, к 16 годам достигает уровня взрослых людей.
Зрительный, вестибулярный, слуховой и тактильный анализаторы интенсивно развиваются как в раннем детском, так и подростковом возрастах. С помощью зрительного и вестибулярного анализаторов гимнаст получает из окружающего мира около 90% всей информации, без которой практически невозможно исполнение многих упражнений, особенно связанных со сложной ориентацией в пространстве, быстрыми перемещениями и вращениями. Организации темпоритма движений, силовых акцентов способствует также слуховой анализатор. При этом полное развитие тонкого слухового восприятия происходит лишь к 12 годам.
Сензитивные периоды развития детей и подростков.У детей и подростков развитие и формирование различных органов и систем происходит неравномерно и в разные сроки. Существуют т.н. «сензитивные периоды», т.е. возрастные этапы, в ходе которых особенно быстро и, как правило, скачкообразно развиваются отдельные морфологические и функциональные свойства организма человека, наиболее чувствительные в это время к внешним воздействиям. Так, ловкость, координационные качества, способность сохранять устойчивость в равновесных положениях активно развиваются уже в возрасте 7-10 лет. С 9-10 лет быстро возрастает способность развивать максимальный темп движения, улучшается общая выносливость; быст-
Возрастныс и половые особенности развития организма тмнастов 9
рота двигательных действий (например, движения неотягощенными конечностями) заметно улучшается с 10-13 лет; скоростно-силовые качества с 13-15; выносливость и сила-с 15-17 лет. При этом становление мастерства в гимнастике в основном происходит и завершается до достижения биологической, половой зрелости.
Определенное представление о характере биологического развития дают данные о длине и весе тела гимнастов и гимнасток 5-18 лет и информация о темпах их прироста (табл. 1). Они позволяют судить не только о характере количественных изменений в самих параметрах тела гимнастов в связи с возрастом, но и, что не менее важно для управления процессом подготовки, учитывать и предвидеть темпы увеличения этих показателей, так как с изменением длины и массы тела изменяются и биодинамические характеристики движений. К тому же увеличение массы тела часто снижает показатель относительной силы. То и другое может отразиться на обучении, затрудняя его, а главное - на технике исполнения ранее уже выученных элементов.
Прогнозирование периодов интенсивного биологического развития по зонам статистического распределения, в которых находятся росто-весо-вые параметры спортсменов, дает возможность, если и не исключить, то хотя бы смягчить часто встречающиеся возрастные «сбои» в росте спортивного мастерства. При этом важную роль играют средства и методы физической подготовки и контроль уровня подготовленности занимающихся.
Подростки обоего пола обладают достаточно высокими координационными возможностями, что позволяет обучать их сравнительно сложным техническим действиям. Они хорошо запоминают движения, спо-
10
Спортивная гимнастика
Возрастные и половые особенности развития организма гимнастов 1 1
собны четко выделять в них главное звено и вообще могут успешно решать чисто технические задачи. В тех случаях, когда выполнение упражнения не лимитировано высокими требованиями к психофизическим, особенно силовым и скоростно-силовым качествам, подростки способны осваивать самые сложные «трюки». Важную роль при этом играют приемы помощи и страховки, вспомогательные (в том числе упругие) снаряды, тренажерные устройства, позволяющие снимать с подростка силовые, скоростно-силовые перегрузки.
Неравномерность и неоднозначность морфологического развития детей и подростков отражается также в том, что в разных индивидуальных случаях развитие организма в целом происходит более или менее быстро.
Нормальный темп развития говорит о соответствии паспортного и биологического возрастов. Ускоренное развитие, при котором биологические признаки опережают паспортный возраст, характерно для т.н. акселерации. Явление, противоположное ей по смыслу, - т.н. ретардация. Оно достаточно характерно для спортивной гимнастики, особенно -для гимнасток. При раннем начале углубленных интенсивных тренировок наблюдается отставание в морфологическом развитии, которое, однако, затем, по мере взросления, компенсируется соответствующим ускорением.
Психические особенности. Психические првцессы: ощущения в разных модальностях, восприятие, память, внимание, эмоции, мышление, воля у подростков отличаются неустойчивостью, лабильностью. Характер детей и подростков еще не сформирован, их интересы изменчивы, эмоциональные проявления выражены ярче, чем у взрослых. Подростки впечатлительны, восприимчивы, стремятся к самоутверждению и равноправию со взрослыми. Особым авторитетом у них, особенно у мальчиков, пользуются выдающиеся спортсмены, волевые люди. Характерное явление этого периода - ориентировка на «кумиров». Тренер, наставник должны использовать эти черты характера для правильного формирования личности ребенка, становясь, прежде всего, положительным примером для учеников.
В отличие от маленьких детей, подростки по своим психическим возможностям способны к достаточно продолжительной концентрации внимания, но все же поддерживать сосредоточенное состояние на протяжении длительного упражнения или многочасовой тренировки подростку труднее, чем взрослому; монотонная работа вызывает у них быстрое утомление. Поэтому тренировка детей всегда должна быть методически достаточно разнообразной, эмоционально построенной и включать в себя, по возможности и необходимости, элементы игры и увлекательного соперничества.
Личность юного спортсмена следует рассматривать с трех основных сторон - темперамента, характера, способностей, объединенных современными представлениями о типах нервной деятельности человека.
Несмотря на чрезвычайное разнообразие типологических характеристик нервной деятельности, у детей, как и у взрослых, можно выделить четыре известных типа:
-
Нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, динамичный тип {«сангвиник»). Для него характерно достаточно быстрое овладение техникой движения. Юные спортсмены с таким типом нервной системы легко справляются со сложными двигательными задачами, возникающими, например, в игровых ситуациях. Однако быстрый успех может сопровождаться у них потерей желания к дальнейшему совершенствованию. Активное побуждение к повторению упражнения, внимательный контроль за качеством его выполнения способствуют в этом случае более эффективному освоению новых движений.
-
Нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, медленный тип («флегматик»). Для детей, относящихся этому типу, также характерно успешное овладение сложными движениями. Однако образование условных связей у них происходит замедленно. Поэтому неоднократное повторение ими уже знакомых упражнений не только не снижает у таких детей интереса к занятиям, но еще больше способствует успеху работы.
-
Сильный, повышенно возбудимый, безудержный тип («холерик») обладает высокой подвижностью нервных процессов, способностью быстро усваивать движения. Однако из-за неуравновешенности и излишней возбудимости такие дети излишне импульсивны, неупорядоче-ны в действиях и часто перескакивают от одного упражнения к другому, не решив до конца задачи, поставленной тренером. Дети с такими типологическими особенностями отличаются также повышенной двигательной активностью, непоседливостью, неустойчивым вниманием. Их воспитание и обучение часто вызывают затруднения.
4. Пониженно возбудимый, слабый тип («меланхолик»). Для этого
типа характерно более вялое, безразличное отношение к работе. Освое
ние сложных двигательных действий у детей такого типа не вызывает
интереса, так как требует значительных психических и физических уси
лий. Необычные двигательные ситуации могут вызывать у них состоя
ние запредельного торможения, поэтому обучение таких детей требует
особенно большой настойчивости и умения.
Характер- также одна из определяющих сторон личности, под которой принято понимать некоторую сумму свойств, включающую в себя такие показатели, как эмоциональные качества и состояния, волевые, деловые, творческие, нравственные, коммуникативные и др. качества.
Интересы подростков изменчивы, поэтому тренеру необходимо уяснить себе, действительно ли однажды проявленное влечение подростка к данному виду спорта достаточно устойчиво и он не будет пропускать занятия. Последнее особенно характерно для дево-
12
Спортивная гимнастика
Возрастные и половые особенности развития организма гимнастов
13
чек. Практика показывает, что чаще остаются и продолжают заниматься лишь те из них, кто приходит в секцию по одиночке, по собственной инициативе.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА И ЛИЧНОСТИ
В период раннего детства большинство анатомических, физиологических и психологических показателей девочек и мальчиков практически не различаются или различаются несущественно. Но по мере увеличения биологического возраста эти различия нарастают, становясь со временем весьма значительными.
Морфологические особенности. Рост девочек заметно ускоряется, начиная с 9-12 лет. С 13-15 лет, на фоне продолжающегося интенсивного роста тела в длину, идет становление важных психических механизмов, а в 16-17 лет рост длины тела у девушек практически прекращается. Считается, что полная биологическая зрелость у них наступает в 18-21 год, т.е. раньше, чем у юношей. По сравнению с мужчинами того же паспортного возраста, рост у женщин в среднем меньше на 9-11 см. Общеизвестны и характерные различия в пропорциях тела: туловище у женщин относительно длиннее; конечности (ступни ног, руки) - короче; плечи - уже, слабее; таз - шире и расположен ниже. Женская грудная клетка - уже и короче.
Развитие двигательного аппарата девочек в возрасте 4-6 лет идет медленнее, чем у мальчиков. Объем мускулатуры у них изначально всегда меньше, мышцы слабее, менее работоспособны, а ткани (как и ткани связочного аппарата) эластичнее, с большим жировым компонентом. Мышцы передней стенки живота у женщин относительно длиннее, а их сила составляет всего от 50 до 70% силы тех же мышц у мужчин. Поэтому очень важно систематически укреплять и развивать у девочек, девушек эту группу мышц, а также мышцы тазового дна. В целом у женщин сила мышц меньше на 10-30%, чем у мужчин. У девочек-подростков и девушек в возрасте от 12 до 17 лет при слабом развитии мышц шеи и спины на фоне нарастающих физических нагрузок возможно искривление соответствующих отделов позвоночника.
Физиологические особенности. МПК у всех занимающихся, независимо от пола, увеличивается до 12 лет, но после этого возраста у девочек потребление кислорода остается неизменным или увеличивается медленно. В среднем сердце женщин способно выполнить всего лишь 2/3 объема работы сердца мужчин. Максимальный пульс -180 ударов в минуту (более частый, чем у мужчин), но общий минутный
объем крови меньше, чем у мужчин того же возраста; гемоглобин также ниже. Вместе с тем пика своего физического развития девушки достигают в 15-16 лет, против 18-20 у юношей.
Психофизические особенности.Предпубертатный и, особенно, пубертатный периоды жизни девочек - это этапы бурного роста и коренных специфических изменений в их организме, приводящих, в итоге, к биологической зрелости. После достижения девушкой половой зрелости к обязанностям тренера и врача, наблюдающего за занятиями, добавляется задача тщательной оптимизации индивидуального плана работы каждой ученицы в связи с ее овариально-менстру-альными циклами (ОМЦ), требующими периодического ограничения и регуляции нагрузок как по объему, так и по их характеру, поскольку тренировка силы у женщин требует большего времени, чем у мужчин, и очень взвешенного подбора упражнений. Организм женщины остро реагирует на перегрузки, и если тренер не чувствует момента переутомления спортсменок, недостаточно гибко корректирует их нагрузки и режим отдыха, то рискует отбить охоту к работе с разумно повышенными тренировочными нагрузками, без которых в настоящее время невозможно достичь достойных спортивных результатов.
Психические особенности. Эмоциональная сфера, поведенческие проявления и реакции, специфика общения, психосексуальное развитие представительниц женского пола сильно отличаются от тех же признаков у мужчин. Тренер должен знать, что девушки импульсивны, чувствительны, любознательны, общительны. Сталкиваясь с проблемами, они относительно болезненно реагируют на происходящее, часто недостаточно уравновешенны и поэтому не всегда сдержанны, бывают нетерпеливы и чаще «нервничают». Очень показательным для спортсменок является их реакция на несправедливость и судейские ошибки. В целом, однако, женщинам свойственны некоторая неуверенность в себе, склонность к переживаниям, «самокопанию». В спортивной работе девушки, в отличие от юношей, более контактны, лучше ощущают психическое состояние тренера, ценят его доброе отношение. Будучи чувствительными, ранимыми, отзывчивыми на похвалу, они не возражают против авторитарного стиля тренера при условии, что он достаточно внимателен, участлив, сдержан с ними и справедлив. При этом спортсменки отличаются большей, чем у мужчин, зависимостью от тренера, дисциплинированностью, сознательностью, усердием и настойчивостью в работе, легче находят общий язык со своими подругами по команде.
Психические качества занимающихся изменяются под воздействием тренировок. Уже через 3-8 лет занятий спортом гимнастки становятся более смелыми, активными, агрессивными, менее тревожными.
Спортивный отбор в гимнастике
15
|