Программа содержит теоретико-методический и практический мате­риал для многолетней поэтапной подготовки гимнастов и гимнасток в дюсш, сдюшор и швсм




Скачать 1.55 Mb.
страница 1/7
Дата 24.08.2016
Размер 1.55 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7












УДК 796/799 ББК 75.6 С73

Программу разработал авторский коллектив кафедры теории и мето­дики гимнастики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, в составе:

Ю. К. Гавердовский, доктор пед. наук, профессор (составление и об­щая редакция программы, разделы: «Объяснительная записка», «Возраст­ные и половые особенности развития организма», «Техническая подго­товка», «Психологическая подготовка в гимнастике», «Воспитательная работа и теоретическая подготовка»); -

Т. С. Лисицкая, канд. биолог, наук, профессор (разделы: «Хореографи­ческая подготовка»);

Е. Ю. Разин, канд. пед. наук, профессор (разделы: «Спортивный отбор в гимнастике», «Физическая подготовка», «Тренерско-инструкторская и судейская практика»);

В. М. Смолевский, канд. пед. наук, профессор (разделы: «Планирова­ние учебно-тренировочного процесса», «Учебно-тренировочные и сорев­новательные нагрузки», «Педагогический контроль», «Врачебный конт­роль»).

Рецензент:

Л. Я. Аркаев, канд. пед. наук, профессор, заслуженный тренер России

Спортивная гимнастика (мужчины и женщины) : Примерная программа С73 спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специа­лизированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ выс­шего спортивного мастерства [Текст]. - М. : Советский спорт, 2005. - 420 с.

ISBN 5-9718-0013-2

Программа содержит теоретико-методический и практический мате­риал для многолетней поэтапной подготовки гимнастов и гимнасток в ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. В программе отражены все ключевые ком­поненты технической, физической, психологической подготовки занима­ющихся спортивной гимнастикой и связанные с ними установки на конт­роль и мониторинг уровня подготовленности. Особое внимание уделяется базовой технической и физической подготовке гимнастов и гимнасток, начиная от этапа начальной подготовки и кончая уровнем высшего спортив­ного мастерства.

УДК 796/799 ББК 75.6

ISBN 5-9718-0013-2 © Федеральное агентство по физической

культуре и спорту, 2005 © Коллектив авторов, 2005 © Оформление. ОАО «Издательство "Советский спорт"», 2005

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа выполнена в соответствии с Типовым пла­ном-проспектом учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ и СДЮСШОР, ШВСМ и УОР), утвержденным приказом Госкомспорта Российской Федерации № 390 от 28.06.2001 г. Последние по времени аналогичные программные документы по спортивной гимнастике выхо­дили в 1983 и 1986 гг. отдельными изданиями для юношей и девушек соответственно. В отличие от них данная программа выполнена как общий документ, в котором предусмотрены разделы как общие для гим­настов и гимнасток, так и дифференцированные с учетом специфики мужского и женского спорта.

В начале программы кратко рассматривается ряд наиболее общих естественно-научных положений, важных для понимания процесса раз­вития систем организма, двигательного аппарата, психики и свойств личности занимающихся спортивной гимнастикой в детском и юношес­ком возрастах.

В разделе «Отбор в спортивной гимнастике» даются как общетеоре­тические основы отбора различных уровней, так и конкретные методи­ческие рекомендации, позволяющие определять пригодность детей для занятий спортивной гимнастикой, осуществлять отбор перспективных гимнастов и гимнасток, а также комплектовать состав сборных команд для участия в соревнованиях.

В разделе «Планирование учебно-тренировочного процесса» рас­сматриваются основные принципы планирования работы в спортивной гимнастике и необходимая для этого документация.

Ключевое место в материалах программы занимают разделы, посвя­щенные всем видам подготовки гимнастов и гимнасток, составляющим в совокупности систему многолетней поэтапной подготовки спортсме­нов в ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ, УОР. Согласно принятой концеп­ции выделяются:

- Этап начальной (предварительной) подготовки детей 7-8 лет (мальчиков) и 6-7 лет (девочек);



4

Спортивная гимнастика

Объясннтсльная записка

5


  • Учебно-тренировочный этап, в котором относительно условно вы­деляются «Этап начальной спортивной специализации» и «Этап углуб­ленной (специализированной) подготовки» (мальчики 8-12 лет, девоч­ки 7-10 лет);

  • Этап спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства (юноши 12-15 лет и старше, девушки 10-13 лет и старше).

Организационно-методическими формами, соответствующими дан­ным этапам подготовки, являются группы начальной подготовки (НП), учебно-тренировочные группы (УТ) и группы спортивного совершен­ствования (СС).

Важнейшее место в системе подготовки как начинающих, так и со­вершенствующихся гимнасток и гимнастов занимает техническая под­готовка, связанная, прежде всего, с освоением большого круга систе­матически усложняющихся и совершенствующихся упражнений. В на­стоящей программе весь материал технической подготовки отобран и систематизирован согласно концепции базовой {специальной техничес­кой) подготовки, нацеленной на первоочередное высококачественное освоение технически наиболее перспективных упражнений, дающих положительный перенос двигательного навыка на другие (как относи­тельно простые, так и прогрессивно усложняющиеся) структурно род­ственные движения и (или) представляющие собой базовую ценность практически на всем протяжении спортивной карьеры гимнаста, гим­настки. Поскольку поэтапное деление процесса подготовки гимнас­тов и гимнасток, ориентированных на достаточно высокие спортив­ные достижения, носит весьма условный характер и фактически имеет непрерывный характер, данный материал программы дается в расчете на последовательное, из года в год, систематическое его освоение и совершенствование на протяжении целого ряда лет независимо от фор­мального перехода из групп НП в группы УТ и СС.

Помимо материала по конкретным видам мужского и женского мно­гоборья в разделе по технической подготовке дается материал, прак­тически одинаково важный для всех занимающихся спортивной гим­настикой, независимо от пола и возраста. Это упражнения батутной и хореографической подготовки. Первые крайне важны, прежде все­го, как средство базовой вращательной подготовки, необходимой для успешного освоения как прыжков, соскоков и т.п., так и в работе над современными гимнастическими упражнениями, многие из которых могут моделироваться на батуте или комплексах типа «батут - прыж­ковый конь - поролоновая яма» и т.п.

В свою очередь хореографическая подготовка представляет собой систему овладения двигательной «школой», формирующей навыки рит­мически упорядоченного движения, рабочей осанки, стилевой культу-

ры, без которой в гимнастике невозможно никакое серьезное прогресси-рование.

Другой кардинально важный компонент многолетней подготовки гимнастов и гимнасток, начиная с детского возраста, - физическая под­готовка. В программе детально излагаются основы как общей (ОФП), так и специальной (СФП) физической подготовки. Материал ОФП да­ется, в основном, без дифференциации по группам обучения, поскольку цели, средства и методы этой по преимуществу оздоровительной и об­щеукрепляющей подготовки едины для всех занимающихся.

Наиболее детально излагается программный материал по СФП, име­ющий подразделы, посвященные всем основным двигательным каче­ствам, необходимым развивающемуся и действующему гимнасту. Серь­езное внимание в программе уделено решению диагностики и контроля физической подготовленности занимающихся. Подробно излагаются основы диагностики и тестирования уровней физической подготовлен­ности, в том числе ^мониторинга в процессе многолетней подготовки.

В разделах программы, посвященных видам многолетней подготов­ки, рассматриваются также основные положения, связанные с ролью пси­хологического фактора и психологической подготовкой в гимнастике, воспитанием и необходимой теоретической подготовкой спортсменов.

Важной частью данной программы являются разделы, в которых излага­ются вопросы управления тренировочными нагрузками. Эти вопросы ста­новятся особенно актуальными по мере увеличения напряженности учебно-тренировочного процесса, в том числе при переходе к двухразовым трени­ровочным занятиям в день. В этой связи рассматривается современная струк­тура учебно-тренировочного занятия спортивной гимнастикой, исходное понятие «нагрузки», ее показатели на разных этапах подготовки гимнас­тов и гимнасток, методика перехода с одноразовых к двухразовым в день тренировкам, варианты чередования видов многоборья при разных схемах построения учебно-тренировочного процесса, особенности динамики на­грузок в предсоревновательной подготовке и другие вопросы этого типа.

В непосредственной связи с проблемой нагрузок стоит вопрос о пе­дагогическом и врачебном контроле уровня подготовленности и функ­ционального состояния и здоровья занимающихся спортивной гимнас­тикой. В программе приводится большое число документальных форм, рекомендуемых тренерам для осуществления системного педагогичес­кого и медицинского контроля. Рассматриваются также вопросы при­менения восстановительных средств и проведения соответствующих реабилитационных мероприятий.

Программа завершается кратким разделом, относящимся к тренер-ско-инструкторской и судейской практике, являющейся неотъемлемой частью подготовки и воспитания гимнастов и гимнасток.



Возрастные и половые особенности развития организма гимнастов

7


I.

ВОЗРАСТНЫЕ И ПОЛОВЫЕ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

ОРГАНИЗМА ГИМНАСТОВ

Программная работа с гимнастами и гимнастками строится в соот­ветствии с возрастными и половыми особенностями развития организ­ма, психики, личности гимнастов и гимнасток, а также в связи с законо­мерностями динамики спортивного совершенствования занимающихся.

ПОНЯТИЕ «ВОЗРАСТА»

Понятие «возраста» спортсмена неоднозначно. Различают ряд гра­даций этого понятия. Основные из них: паспортный, биологический, ин­теллектуальный возраст.Паспортный возраст соответствует простому хронологическому отсчету времени, прожитого человеком от момента рождения. Биологический возраст- это достиг­нутая субъектом ступень соматического, телесного развития организма с учетом состояния всех его функциональных систем, особенно уровня половой зрелости. Разница между паспортным и биологическим возрас­тами наиболее ярко проявляется у подростков и может достигать 3-4 лет. Интеллектуальный возраст- характеристика ум­ственного развития человека в сравнении с возрастными нормами.

ОБЩИЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА ЗАНИМАЮЩИХСЯ

Современная система подготовки гимнастов и гимнасток, ориенти­рованная на высокие спортивные достижения, предусматривает раннее начало систематизированных занятий, как правило, падающее еще на

дошкольный возраст. Детей школьного возраста принято делить на три возрастные группы. Это - младшие школьники (7-11 лет), собственно подростки (11-15 лет) и старшие школьники (юношеский возраст, 15-17 лет).

Подростковый возраст - наиболее ответственный период развития детей. В это время особенно активно формируются все системы организ­ма, совершенствуются его функции, происходит половое созревание, которое оказывает влияние на работу внутренних органов, психику подростка, а также формирование его нравственных убеждений, харак­тера.

Опорно-двигательный аппарат подростка нахо­дится в стадии интенсивного роста, что выражается в быстром увеличе­нии массы и, особенно, длиннотных параметров тела преимущественно за счет конечностей. При этом происходит постепенное все большее око­стенение скелета, хотя позвоночный столб еще сохраняет высокую под­вижность; повышенная гибкость позвоночника ребенка и подростка -при слабой еще мышечной системе и повышенных физических нагруз­ках - может приводить к нежелательным отклонениям в опорно-двига­тельном аппарате занимающихся: деформациям позвоночника, межпоз­воночных дисков, нарушению осанки и т.п.

Мышечная система у детей и подростков развивается не­равномерно и отстает от роста костей, особенно это относится к сгиба­телям конечностей. Этим объясняется снижение относительной силы детей, некоторые нарушения у них координации движений, характер­ная подростковая «неуклюжесть». И хотя с 11 до 14 лет уже наблю­дается значительный прирост выносливости к статическим усилиям, подросток приспособлен к ним еще недостаточно - утомление работа­ющих мышц у детей наступает быстрее, чем у взрослых. Только в юно­шеском возрасте динамика формирования опорно-двигательного ап­парата изменяется: наблюдаются более высокие темпы увеличения мышечной массы и, соответственно, абсолютной и относительной силы спортсменов.

Сухожильные структуры у детей и подростков, как и мышцы, развиты слабо и лишь с возрастом существенно укрепляются. Так, если в 7-9 лет прочность ахиллова сухожилия на разрыв составля­ет около 200 кг (что, с учетом ударных нагрузок при прыжках, соско­ках, совсем немного), то в 13-14 лет она равна примерно 300, а в 17-18 лет - уже примерно 400 кг.

Сердечно-сосудистая система человека достигает полного развития к 20-22 годам, поэтому приспособляемость сердца к нагрузке у подростков еще несовершенна. Так, при работе статическо­го характера ЧСС у подростков увеличивается примерно на 30% и толь-


—— . Спортивная гимнастика

ко с повышением тренированности начинает снижаться. Повышение ЧСС и артериального давления у детей 11-14 лет может быть вызвано изменениями, связанными и с интенсивным половым созреванием, по­этому при дозировании физической нагрузки необходима осторожность. Дыхательный аппарат подростка еще только развива­ется; жизненная емкость его легких почти вдвое меньше, чем у взросло­го. Несмотря на то, что дыхательная функция с возрастом и благодаря активным занятиям спортом естественным образом совершенствуется, спортсмена-подростка необходимо специально обучать правильному дыханию как в условиях нормы, так и, в особенности, при исполнении физических упражнений.

Двигательный анализатор. Как отмечалось, коорди­нация движений ребенка и подростка несовершенна. Лишь к концу пе­риода полового созревания движения становятся более гармонизован­ными, что связано как с нарастанием силовых возможностей детей, так и с совершенствованием функций ЦНС и развитием двигательного ана­лизатора. Важным показателем двигательных способностей у детей яв­ляется ловкость, т.е. умение приспосабливать действия к различным динамически изменяющимся условиям. В свою очередь развитие про­странственной ориентировки, оцениваемой по точности выполнения за­данного движения, к 16 годам достигает уровня взрослых людей.

Зрительный, вестибулярный, слуховой и тактильный анализаторы интенсивно развиваются как в раннем детском, так и подростковом возрастах. С помощью зрительно­го и вестибулярного анализаторов гимнаст получает из окружающего мира около 90% всей информации, без которой практически невозмож­но исполнение многих упражнений, особенно связанных со сложной ори­ентацией в пространстве, быстрыми перемещениями и вращениями. Орга­низации темпоритма движений, силовых акцентов способствует также слуховой анализатор. При этом полное развитие тонкого слухового восприятия происходит лишь к 12 годам.

Сензитивные периоды развития детей и подростков.У детей и подростков развитие и формирование раз­личных органов и систем происходит неравномерно и в разные сроки. Существуют т.н. «сензитивные периоды», т.е. возрастные этапы, в ходе которых особенно быстро и, как правило, скачкообразно развиваются отдельные морфологические и функциональные свойства организма че­ловека, наиболее чувствительные в это время к внешним воздействиям. Так, ловкость, координационные качества, способность сохранять ус­тойчивость в равновесных положениях активно развиваются уже в воз­расте 7-10 лет. С 9-10 лет быстро возрастает способность развивать максимальный темп движения, улучшается общая выносливость; быст-

Возрастныс и половые особенности развития организма тмнастов 9

рота двигательных действий (например, движения неотягощенными ко­нечностями) заметно улучшается с 10-13 лет; скоростно-силовые каче­ства с 13-15; выносливость и сила-с 15-17 лет. При этом становление мастерства в гимнастике в основном происходит и завершается до до­стижения биологической, половой зрелости.

Определенное представление о характере биологического развития дают данные о длине и весе тела гимнастов и гимнасток 5-18 лет и ин­формация о темпах их прироста (табл. 1). Они позволяют судить не толь­ко о характере количественных изменений в самих параметрах тела гим­настов в связи с возрастом, но и, что не менее важно для управления процессом подготовки, учитывать и предвидеть темпы увеличения этих показателей, так как с изменением длины и массы тела изменяются и биодинамические характеристики движений. К тому же увеличение мас­сы тела часто снижает показатель относительной силы. То и другое мо­жет отразиться на обучении, затрудняя его, а главное - на технике ис­полнения ранее уже выученных элементов.

Прогнозирование периодов интенсивного биологического развития по зонам статистического распределения, в которых находятся росто-весо-вые параметры спортсменов, дает возможность, если и не исключить, то хотя бы смягчить часто встречающиеся возрастные «сбои» в росте спортив­ного мастерства. При этом важную роль играют средства и методы физи­ческой подготовки и контроль уровня подготовленности занимающихся.

Подростки обоего пола обладают достаточно высокими координа­ционными возможностями, что позволяет обучать их сравнительно слож­ным техническим действиям. Они хорошо запоминают движения, спо-


10

Спортивная гимнастика

Возрастные и половые особенности развития организма гимнастов 1 1


собны четко выделять в них главное звено и вообще могут успешно решать чисто технические задачи. В тех случаях, когда выполнение упражнения не лимитировано высокими требованиями к психофизичес­ким, особенно силовым и скоростно-силовым качествам, подростки спо­собны осваивать самые сложные «трюки». Важную роль при этом игра­ют приемы помощи и страховки, вспомогательные (в том числе упругие) снаряды, тренажерные устройства, позволяющие снимать с подростка силовые, скоростно-силовые перегрузки.

Неравномерность и неоднозначность морфологического развития де­тей и подростков отражается также в том, что в разных индивидуальных случаях развитие организма в целом происходит более или менее быстро.

Нормальный темп развития говорит о соответствии паспорт­ного и биологического возрастов. Ускоренное развитие, при котором био­логические признаки опережают паспортный возраст, характерно для т.н. акселерации. Явление, противоположное ей по смыслу, - т.н. ретардация. Оно достаточно характерно для спортивной гимнастики, особенно -для гимнасток. При раннем начале углубленных интенсивных тренировок на­блюдается отставание в морфологическом развитии, которое, однако, за­тем, по мере взросления, компенсируется соответствующим ускорением.

Психические особенности. Психические првцессы: ощущения в разных модальностях, восприятие, память, внимание, эмо­ции, мышление, воля у подростков отличаются неустойчивостью, ла­бильностью. Характер детей и подростков еще не сформирован, их ин­тересы изменчивы, эмоциональные проявления выражены ярче, чем у взрослых. Подростки впечатлительны, восприимчивы, стремятся к са­моутверждению и равноправию со взрослыми. Особым авторитетом у них, особенно у мальчиков, пользуются выдающиеся спортсмены, воле­вые люди. Характерное явление этого периода - ориентировка на «ку­миров». Тренер, наставник должны использовать эти черты характера для правильного формирования личности ребенка, становясь, прежде всего, положительным примером для учеников.

В отличие от маленьких детей, подростки по своим психическим возмож­ностям способны к достаточно продолжительной концентрации внимания, но все же поддерживать сосредоточенное состояние на протяжении дли­тельного упражнения или многочасовой тренировки подростку труднее, чем взрослому; монотонная работа вызывает у них быстрое утомление. Поэтому тренировка детей всегда должна быть методически достаточно разнообразной, эмоционально построенной и включать в себя, по возмож­ности и необходимости, элементы игры и увлекательного соперничества.

Личность юного спортсмена следует рассматривать с трех ос­новных сторон - темперамента, характера, способностей, объединенных современными представлениями о типах нервной деятельности человека.

Несмотря на чрезвычайное разнообразие типологических характе­ристик нервной деятельности, у детей, как и у взрослых, можно выде­лить четыре известных типа:


  1. Нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, динамичный тип {«сангвиник»). Для него характерно достаточно быстрое овладение техникой движения. Юные спортсмены с таким типом нервной системы легко справляются со сложными двигательными задачами, возникаю­щими, например, в игровых ситуациях. Однако быстрый успех может сопровождаться у них потерей желания к дальнейшему совершенство­ванию. Активное побуждение к повторению упражнения, внимательный контроль за качеством его выполнения способствуют в этом случае бо­лее эффективному освоению новых движений.

  2. Нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, медленный тип («флегматик»). Для детей, относящихся этому типу, также характерно успешное овладение сложными движениями. Однако образование услов­ных связей у них происходит замедленно. Поэтому неоднократное повто­рение ими уже знакомых упражнений не только не снижает у таких детей интереса к занятиям, но еще больше способствует успеху работы.

  3. Сильный, повышенно возбудимый, безудержный тип («холерик») обладает высокой подвижностью нервных процессов, способностью быстро усваивать движения. Однако из-за неуравновешенности и из­лишней возбудимости такие дети излишне импульсивны, неупорядоче-ны в действиях и часто перескакивают от одного упражнения к друго­му, не решив до конца задачи, поставленной тренером. Дети с такими типологическими особенностями отличаются также повышенной дви­гательной активностью, непоседливостью, неустойчивым вниманием. Их воспитание и обучение часто вызывают затруднения.

4. Пониженно возбудимый, слабый тип («меланхолик»). Для этого
типа характерно более вялое, безразличное отношение к работе. Освое­
ние сложных двигательных действий у детей такого типа не вызывает
интереса, так как требует значительных психических и физических уси­
лий. Необычные двигательные ситуации могут вызывать у них состоя­
ние запредельного торможения, поэтому обучение таких детей требует
особенно большой настойчивости и умения.

Характер- также одна из определяющих сторон личности, под которой принято понимать некоторую сумму свойств, включающую в себя такие показатели, как эмоциональные качества и состояния, волевые, деловые, творческие, нравственные, коммуникативные и др. качества.

Интересы подростков изменчивы, поэтому тренеру не­обходимо уяснить себе, действительно ли однажды проявленное влече­ние подростка к данному виду спорта достаточно устойчиво и он не будет пропускать занятия. Последнее особенно характерно для дево-


12

Спортивная гимнастика

Возрастные и половые особенности развития организма гимнастов

13



чек. Практика показывает, что чаще остаются и продолжают занимать­ся лишь те из них, кто приходит в секцию по одиночке, по собственной инициативе.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА И ЛИЧНОСТИ

В период раннего детства большинство анатомических, физиологи­ческих и психологических показателей девочек и мальчиков практичес­ки не различаются или различаются несущественно. Но по мере увели­чения биологического возраста эти различия нарастают, становясь со временем весьма значительными.

Морфологические особенности. Рост девочек за­метно ускоряется, начиная с 9-12 лет. С 13-15 лет, на фоне продолжаю­щегося интенсивного роста тела в длину, идет становление важных пси­хических механизмов, а в 16-17 лет рост длины тела у девушек практи­чески прекращается. Считается, что полная биологическая зрелость у них наступает в 18-21 год, т.е. раньше, чем у юношей. По сравнению с мужчинами того же паспортного возраста, рост у женщин в среднем меньше на 9-11 см. Общеизвестны и характерные различия в пропорци­ях тела: туловище у женщин относительно длиннее; конечности (ступни ног, руки) - короче; плечи - уже, слабее; таз - шире и расположен ниже. Женская грудная клетка - уже и короче.

Развитие двигательного аппарата девочек в воз­расте 4-6 лет идет медленнее, чем у мальчиков. Объем мускулатуры у них изначально всегда меньше, мышцы слабее, менее работоспособны, а ткани (как и ткани связочного аппарата) эластичнее, с большим жиро­вым компонентом. Мышцы передней стенки живота у женщин относи­тельно длиннее, а их сила составляет всего от 50 до 70% силы тех же мышц у мужчин. Поэтому очень важно систематически укреплять и раз­вивать у девочек, девушек эту группу мышц, а также мышцы тазового дна. В целом у женщин сила мышц меньше на 10-30%, чем у мужчин. У девочек-подростков и девушек в возрасте от 12 до 17 лет при слабом развитии мышц шеи и спины на фоне нарастающих физических нагру­зок возможно искривление соответствующих отделов позвоночника.

Физиологические особенности. МПК у всех зани­мающихся, независимо от пола, увеличивается до 12 лет, но после этого возраста у девочек потребление кислорода остается неизменным или увеличивается медленно. В среднем сердце женщин способно выпол­нить всего лишь 2/3 объема работы сердца мужчин. Максимальный пульс -180 ударов в минуту (более частый, чем у мужчин), но общий минутный

объем крови меньше, чем у мужчин того же возраста; гемоглобин также ниже. Вместе с тем пика своего физического развития девушки достига­ют в 15-16 лет, против 18-20 у юношей.

Психофизические особенности.Предпубертатный и, особенно, пубертатный периоды жизни девочек - это этапы бурного роста и коренных специфических изменений в их организме, приводя­щих, в итоге, к биологической зрелости. После достижения девушкой половой зрелости к обязанностям тренера и врача, наблюдающего за занятиями, добавляется задача тщательной оптимизации индивидуаль­ного плана работы каждой ученицы в связи с ее овариально-менстру-альными циклами (ОМЦ), требующими периодического ограничения и регуляции нагрузок как по объему, так и по их характеру, поскольку тренировка силы у женщин требует большего времени, чем у мужчин, и очень взвешенного подбора упражнений. Организм женщины остро ре­агирует на перегрузки, и если тренер не чувствует момента переутомле­ния спортсменок, недостаточно гибко корректирует их нагрузки и ре­жим отдыха, то рискует отбить охоту к работе с разумно повышенными тренировочными нагрузками, без которых в настоящее время невозмож­но достичь достойных спортивных результатов.

Психические особенности. Эмоциональная сфера, по­веденческие проявления и реакции, специфика общения, психосексуаль­ное развитие представительниц женского пола сильно отличаются от тех же признаков у мужчин. Тренер должен знать, что девушки импуль­сивны, чувствительны, любознательны, общительны. Сталкиваясь с проблемами, они относительно болезненно реагируют на происходящее, часто недостаточно уравновешенны и поэтому не всегда сдержанны, бывают нетерпеливы и чаще «нервничают». Очень показательным для спортсменок является их реакция на несправедливость и судейские ошиб­ки. В целом, однако, женщинам свойственны некоторая неуверенность в себе, склонность к переживаниям, «самокопанию». В спортивной ра­боте девушки, в отличие от юношей, более контактны, лучше ощущают психическое состояние тренера, ценят его доброе отношение. Будучи чувствительными, ранимыми, отзывчивыми на похвалу, они не возра­жают против авторитарного стиля тренера при условии, что он доста­точно внимателен, участлив, сдержан с ними и справедлив. При этом спортсменки отличаются большей, чем у мужчин, зависимостью от тре­нера, дисциплинированностью, сознательностью, усердием и настойчи­востью в работе, легче находят общий язык со своими подругами по команде.

Психические качества занимающихся изменяются под воздействием тренировок. Уже через 3-8 лет занятий спортом гимнастки становятся более смелыми, активными, агрессивными, менее тревожными.




Спортивный отбор в гимнастике

15


  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница