Психологические следствия использования информационных технологий




Скачать 82.38 Kb.
Дата29.09.2016
Размер82.38 Kb.


Психологические следствия

использования информационных технологий
Выступление на педагогическом совете
Лапинская Елена Леонидовна,

педагог-психолог,

первая квалификационная категория,

ГУО «Общеобразовательная средняя школа №2 г.Мосты», Гродненская область


Современный этап развития общества характеризуется интенсивным экономическим и социальным развитием, основанным, в числе прочих причин, на широком использовании достижений научно-технического прогресса, в частности, компьютерных и информационных технологий. В Беларуси отмечается высокая степень включенности информационных технологий как в профессиональной, так и в повседневной деятельности. Одной из актуальных задач современного информационного общества, является модернизация образовательной системы, ее всеобщая информатизация. Начальным этапом этой модернизации становится компьютеризация, то есть внедрение новой информационной культуры в структуры традиционного образования с целью перестройки и совершенствования этой сферы в пространстве вызовов новой информационной цивилизации. Но современная школа по-прежнему опирается на традиционное классическое информационное пространство, в своей основе сложившееся в прошлые столетия. При этом она все еще дает своему выпускнику обширный багаж знаний, соответствующий задачам предыдущей системы образования и строгим требованиям академической науки. В тоже время сознание молодого поколения уже погружено в пространство новых информационных технологий, вступая в противоречия с существующей традиционной образовательной системой. В этих условиях в образовательном пространстве, между учителями и учениками возникают психолого-педагогические противоречия, когда традиционная система уже не способна полностью донести свое знание до ученика, а ученик, сознание которого уже погружено в новые информационные технологии с трудом воспринимает технологию традиционного образования.

Современной школе на фоне увеличивающегося с каждым годом массива новой информации необходимо развитие здоровьесберегающих педагогических технологий, новых способов организации учебной деятельности, позволяющих значительно снизить нагрузку при обучении.

Одним из способов сохранения здоровья учащихся в процессе их обучения становится использование информационных компьютерных технологий. Применение информационных компьютерных технологий в сфере образования повышает эффективность учебного процесса и способствует сохранению здоровья учащихся за счет полного использования тех преимуществ, которые привносит в учебный процесс компьютер, обеспечивая должное соответствие образовательных программ индивидуальным особенностям и способностям школьников.

Использование информационных компьютерных технологий в работе с учащимися имеют ряд преимуществ.



1 огромный интерес детей и подростков ко всему, что связано с компьютерами,что ведет к повышению учебной мотивации;

2 широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, динамика — лучше моделируется живая реальность, что обусловливает более полное восприятие информации);

3 возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка (например, индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную систему, интересы и т.д.);

4 интерактивность компьютерных программ;

5 экономия временных ресурсов (например, при проведении тестовых опросов, психологических исследований и др.).

При этом компьютерные технологии позволяют делать любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так как сугубо теоретическая подача информации приводит к тому, что сохраняется в памяти всего лишь 30% от всего объема. В этом активно помогает составление различных диаграмм и графиков, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся. Компьютерные программы — это уникальное соединение техники, развлечения, педагогики и психологии. Использование этих программ способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; развитию интеллектуальных и творческих возможностей. Особое значение в жизни человечества в настоящее время отводится Интернет–технологиям. Интернет превратился в предмет интегративных междисциплинарных исследований, в проведении которых объединены усилия специалистов в таких областях гуманитарного знания, как психология, социология, теория коммуникативных процессов, политология, лингвистика, педагогика, культурология и др.

В работе педагогов использование информационных компьютерных технологий имеет следующие преимущества:


  • доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернету;

  • возможность опосредованного консультирования и просвещения;

  • точность и быстрота обработки диагностического материала;

  • наличие компьютерных развивающих тренажеров;

Компьютерные игры, наиболее популярная сфера применения компьютеров, могут выполнять функцию психологической разгрузки, играть роль психологического тренинга, и таким образом учить человека способам разрешения проблем.

Компьютерные клубы и Интернет стали сегодня для нового поколения не только местом проведения досуга, но и новой лишенной педагогического влияния образовательной системой. Молодым людям нравится общаться через Интернет по многим причинам. Вот несколько из них:



  • возможность независимости, конфиденциальности и свободы от оценок других в выборе референтной для ребенка группы

  • возможность произвольного и в принципе конфиденциального выбора в создаваемой с помощью информационных технологий виртуальной реальности (компьютерные игры, Интернет) системы ценностей и норм, то есть отвечающей запросам школьника социальной виртуальной системы, сообщества, что не всегда является адекватным и приемлемым с точки зрения реального социального общества

  • возможность ощущения иллюзии полной конфиденциальности, анонимности, безоценочности со стороны других и, нередко, безнаказанности, осуществляемой деятельности

  • возможность доступа школьника к неограниченному объему информации по любой сфере жизнедеятельности человека в сочетании с достаточно низким уровнем критического анализа получаемой информации у школьника.

  • возможность активного фантазирования, отождествления себя с персонажами виртуального мира.

  • возможность переживания иллюзорного ощущения собственной «мощи», могущества из-за неограниченного доступа к информации (явление «информационного вампиризма»).

  • возможность бесконтрольной со стороны взрослых деятельности («тайная» от взрослых деятельность).

  • возможность найти себе виртуального собеседника, практически удовлетворяющего любым критериям без обязательств перед ним (вариант психологического феномена «воображаемого друга» в более младшем возрасте).

Информационные технологии настолько тесно входят в жизнь современного человека, что, говоря о социализации современного ребенка можно выделить еще один дополнительный фактор его социализации – информационное пространство. Кроме этого, как показывает мировой и отечественный опыт, информационные технологии оказывают все более активное воздействие на формирование не только психических процессов, но и, прежде всего, на развитие личности человека. Как и все существующее ранее и создающееся вновь информационные технологии имеют и отрицательные стороны.

Среди психологических особенностей людей, имеющих многолетний контакт с компьютером, выделяют



  • упорство

  • настойчивость в достижении целей

  • независимость, склонность к принятию решений на основании только собственных критериев

  • пренебрежение социальными нормами

  • предпочтение процесса работы получению результата

  • интровертированность, погруженность в собственные переживания

  • холодность и не эмоциональность в общении

  • склонность к конфликтам

  • эгоцентризм, недостаток ответственности.

  • раскрепощенность пользователей

  • возможность проигрывания ролей различных персонажей, вплоть до смены пола.

Не секрет, что информация, а особенно информация поступающая через Интернет сильно загрязнена. Наличие всевозможных реклам, чатов, порносайтов, игр, отнюдь не миролюбивого содержания, создает паутину, где увязают не только дети, но и многие взрослые. Это происходит от того, что, овладев минимальным уровнем операциональных навыков обращения с компьютером, молодые люди психологически начинают воспринимать чужой, заложенный в программный продукт профессиональный опыт и знания, как свой. Гипнотически действуя на молодое сознание богатством своих возможностей программные продукты, порой лишают ребенка желания самостоятельно мыслить, его устремленности к получению профессионального знания. Информационное пространство включает множество информационных объектов, разветвленных связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения информации. В связи с этим становится актуальной проблема формирования у подрастающего поколения особой информационной культуры. Медведева Е. А. определяет информационную культуру как уровень знаний, позволяющего человеку «свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию. Информационная культура одна из важнейших на сегодняшний день составляющих общей культуры человека.

Особое значение данный факт приобретает в том случае, когда мы рассматриваем становление информационной культуры школьника, что в условиях современного образования является уже неотъемлемой частью социализации ребенка.

Молодежь не мыслит уже свою жизнь без пространства новых информационных технологий, пространства, все еще воспринимаемого старшим поколением вредной игрушкой, мешающей ребенку полноценно развиваться.

Логично предположить, что различие между ценностными массивами различных социокультурных возрастных категорий предполагает разнокачественную рефлексию на одну и ту же действительность. Разность владения информационными технологиями этими возрастными категориями предполагает разность восприятия ими культуры нового информационного пространства. Возникает психолого-педагогический феномен, когда дети, погруженные в свою информационную культуру, отчуждаются от значимых для них взрослых - родителей и учителей, что приводит к формированию нового вида отчуждения между ними - информационного. Теряется основной вид информационного контакта старшего с младшим, передача опыта и знаний о реальной жизни.

В преодолении данного вида отчуждения чрезвычайно важной для педагогов являются разработанные А.Адлером, К.Роджерсом и др. "концепции личностного роста". Смысл педагогической деятельности состоит в направлении ребенка в полезное для общества русло, в развитии его социального интереса и социального чувства. Он подчеркивал, что школа (в широком смысле слова) должна не только давать книжные знания, но знания жизни и искусство жить. К.Роджерс подчеркивал, что личность ребенка для педагога должна быть всегда важнее любой педагогической проблемы; что настоящее ребенка всегда должно быть более важным для учителя, чем его прошлое и будущее; что чувства и переживания ребенка важнее, чем его мысли и знания; что понимание важнее, чем объяснение, а принятие намного важнее исправления. Исходя из обозначенных нами психолого-педагогических противоречий в образовательной системе, меняются и профессиональные требования к преподавателю, его соответствие современному уровню информатизации, возможности освоения новых информационных технологий и применение их в своей деятельности.

Литература:


1. Заржицкая О. А. Формирование информационной культуры пользователя в школьном возрасте, как необходимое условие психопрофилактики негативного влияния информационных технологий на развитие личности. Брест, Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина

2. Малиева З.К. Традиционное образование и новые информационные технологии. Психолого-педагогические проблемы Северо-Осетинский региональный центр Интернет-образования, Владикавказ


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница